Компендиум по общей социологии
и,
следовательно, мы найдем их при исследовании a. К этому, как уже бы-
ло сказано, необходимо добавить аппетиты (потребности) и интересы;
в результате мы будем иметь совокупность реалий, оказывающих доста-
точно заметное воздействие на формирование социального устройства
(см. § 345). Отметим, однако, и то, что это устройство оказывает на них
ответное действие, и, следовательно, перед нами не причинно-следст-
венная связь, а взаимозависимость. Если мы полагаем (что вполне ве-
роятно), что в среде животных нет теорий, то нет также части a; тогда
у них, несомненно, отсутствуют интересы и остаются только инстинк-
ты. Дикари, даже если они близки к животным, все же мыслят, имеют
140 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ определенные представления; следовательно, у них существует часть a.
Цивилизованные народы создали немало теорий о многих своих ин-
стинктах и интересах; следовательно, часть a у них присутствует почти
во всех сторонах социальной жизни.
В данной главе мы займемся изучением именно этой части a.
Уже раньше мы в некоторых случаях (см. § 88 и следующие, § 308) вы-
деляли части a и b, смешанные и переплетенные в одном едином феноме-
не c. Таким путем мы подходили к поиску той нормы, которой надо руко-
водствоваться в анализе теорий. Мы увидим это на примерах и далее сис-
темно осуществим такое исследование.
Пример 1. Христиане совершают обряд крещения. Тот, кто познакомил-
ся только с этим фактом, не будет знать, можно ли и как можно разделить
данный феномен на части. Кроме того, имеется некое его объяснение: ут-
верждают, что такой обряд совершается для того, чтобы смыть первород-
ный грех. Но этого недостаточно. Если бы мы не знали об иных сходных
действиях, то нам трудно было бы выделить части в этом сложном фено-
мене. Мы, однако, о них знаем. Язычники также совершали омовение
в святой воде при очищении. Если бы мы на этом остановились, то мог-
ли бы связать использование воды с процедурой очищения. Другие фак-
ты, напротив, показывают нам, что использование воды не является не-
изменной составляющей при феноменах данного рода. В обрядах очи-
щения может использоваться кровь и разные иные субстанции. Но и это
еще не все: имеются и другие обряды, направленные на достижение той
же цели. При нарушениях табу некоторые из таких средств использу-
ются в определенных ситуациях для снятия осквернения. Итак, круг
аналогичных фактов становится все шире, и во всем этом многообразии
практикуемых процедур-обрядов и объяснений их действенности неиз-
менно присутствует испытываемое людьми чувство, что при помощи
определенного обряда может быть восстановлена чистота индивида, на-
рушенная под влиянием реальных или воображаемых причин. Кон-
кретный феномен состоит, следовательно, из этой неизменной части a
и меняющейся части b, которая охватывает используемые для восста-
новления целостности средства и те рассуждения, при помощи которых
объясняют их эффективность. Человек испытывает смутное чувство,
что вода сможет смыть с него нравственное пятно, так же как она смы-
вает пятна материальные; но обычно обоснование использования воды
для восстановления целостности не строится таким, слишком простым,
способом. Люди стремятся найти более сложные объяснения, дать бо-
лее пространные рассуждения, при этом они легко находят то, что
им требуется.
Глава шестая. ОСТАТКИ 141
Выявленное здесь ядро a состоит из различных частей. Для начала выде-
лим в нем инстинкт комбинаций — стремление «делать что-то», скомби-
нировать какие-то вещи и какие-нибудь действия. Далее, существует ус-
тойчивость в сохранении связей, которая мыслится так: можно было
бы всякий раз пробовать новую комбинацию, но среди них находят одну,
пусть и фантастическую, которая доминирует и порой становится пред-
почтительной, исключающей другие; она устойчиво сохраняется во вре-
мени. Наконец, есть инстинкт, который побуждает верить в эффектив-
ность определенных комбинаций для достижения некоторой цели. Мо-
гут сказать, что реально эффективные комбинации, такие, как высечение
огня при помощи кремниевого камня, подтолкнули затем человека к ве-
ре в эффективность фантастических комбинаций. Пока мы не станем от-
влекаться на это и на другие объяснения; нам достаточно признания су-
ществования самого факта и этим мы пока ограничимся. В других иссле-
дованиях мы пойдем дальше и подумаем относительно объяснения таких
фактов на основе других фактов, которые, в свою очередь, могут объяс-
няться иными фактами, и т. д.
Пример 2. В главе 2 (см. § 88 и далее) мы рассматривали проявления ве-
ры людей в то, что они могут вызывать и отводить бури. Из одного такого
отдельного случая мы не смогли бы извлечь ничего или извлекли
бы очень немного; но нам известно много такого рода случаев, и в каж-
дом из них выявляется неизменное ядро. Если пренебречь временно ча-
стью этого ядра, которая связана с устойчивостью в сохранении некото-
рых комбинаций и верой в их действенность, показанной на предыдущем
примере, то мы выявим неизменную часть a. Она соответствует чувству,
или ощущению присутствия божества, которое с помощью различных
средств b можно побудить вмешаться и повлиять на грозы. Это уже дру-
гой род верований, при котором полагают, что можно достичь результата
при помощи некоторых обрядовых действий, которые сами по себе
не имеют никакого значения: например, выпотрошить белого петуха
и пронести его потроха вокруг поля, от которого надо отвести грозу.
Итак, круг расширяется и выявляется другая неизменная часть a, соот-
ветствующая инстинкту комбинаций, благодаря которому на авось в на-
дежде на случайное везение соединяют вещи и действия для получения
некоторого результата.
Пример 3. Католики считают пятницу днем, предвещающим неудачи;
как говорят, по причине страстей Христовых. Если бы нам был известен
только этот факт, нам было бы трудно установить, что из двух вещей —
предвестье неудачи или страдания Христа — здесь оказывается главным,
а что — второстепенным. Но имеется немало других фактов подобного
же рода. У античных римлян имелись «dies atri» или «vitiosi», т. е. дни,
142 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ которые следовало ожидать несчастья или неудачи*, например, 18 июля, когда они проиграли битву на реке Аллия**. Вот он, общий вид a, т. е. чувство, побуждавшее римлян рассматривать в качестве несчастливого день, напоминавший о том печальном событии. Более того. Античные римляне и греки рассматривали некоторые дни как предзнаменующие успех или неудачу без особых на то оснований, в отличие от предыдущих случаев. Следовательно, имеется класс a, охватывающий показанный выше случай a, соответствующий чувствам, благодаря которым опреде- ленные дни, а также другие объекты ассоциируются, объединяются с хо- рошими или с плохими предзнаменованиями (см. § 369).
Прежде чем мы продолжим, было бы, пожалуй, лучше ввести наименова-
ния для вещей a, b и c, поскольку их буквенное обозначение несколько
затрудняет ведение рассуждений и делает их менее понятными. Именно
поэтому, но не по каким-то иным причинам (см. § 48) мы назовем a ос-
татками (residui), b — деривациями (derivazioni), c — дериватами (derivate).
Но всегда надо помнить о том, что ничего, совершенно ничего не следует
выводить из содержания самих этих слов, из их этимологии, что их значе-
ния такие же, как и у a, b, c.
Как мы уже видели, остатки a представляют собой совокупное выраже-
ние огромного числа фактов, которые надо классифицировать на основе
проявляющихся в них аналогий и сходств. Так мы получим классы, рода
и виды остатков. Это мы можем сказать и в отношении дериваций b.
Остатки соответствуют тем или иным инстинктам, которые свойственны
людям; поэтому им обычно недостает определенности, и поэтому между
разными остатками нет четкого разграничения. Эта их особенность поч-
ти всегда может быть использована для того, чтобы отделять (отличать)
их от научных фактов и научных принципов A, с которыми у них имеется
некоторое сходство. Нередко A рождались при уточнении a. Так, термин
«тепло» неопределен; пользуясь им, можно сказать, что в колодцах вода
зимой теплая, а летом холодная. Но физический термин «тепло» опреде-
лен, поскольку он соответствует температуре, выраженной в градусах
и измеренной с помощью термометра. Можно отметить, что в данном
смысле вода в колодцах зимой не будет теплее, чем летом, поскольку при
измерении ее температуры в градусах при помощи термометра зимой
- У древних римлян был календарь, строго регламентирующий распорядок дня
в течение всего года, в том числе были расписаны и неблагоприятные (на том или
ином основании, для той или иной деятельности) дни.
** В этот день в 390 (или 387?) г. до н.э. галлы разбили римскую армию, ворвались
в Рим и разграбили его.
Глава шестая. ОСТАТКИ 143 получится примерно та же самая или немного меньшая температура, чем
летом.
Вообще, в неопределенности остатков a состоит главная причина того,
что они не могут быть описаны с использованием строгих и четких фор-
мулировок, в которых, напротив могут выражаться и всегда оказываются
выраженными научные положения A.
Необходимо быть внимательным и не путать остатки с теми чувствами
или инстинктами, которым они соответствуют. Они являются их прояв-
лениями. Только для сокращения рассуждений мы говорим, например,
что остатки наряду с интересами, аппетитами и т. д. играют ведущую
роль в детерминации социального равновесия. При этом мы не даем
полную фразу: «чувства или инстинкты, которые соответствуют остат-
кам, помимо чувств и инстинктов, которые соответствуют аппетитам,
интересам и т. д., играют основную роль в детерминации социального
равновесия».
Как предмет изучения мы посредством анализа выделяем различные остат-
ки a1, a2, a3.., между тем как у индивида существуют чувства, которые соот-
ветствуют группам a1, a2, a3; a1, a3, a4; a3, a5; и т. д. Эти группы составные,
они выступают как соединения по отношению к более простым группам.
Можно было бы продолжить и разбить a1, a2… на еще более простые
элементы, но слишком обобщенные положения теряют, в конце концов,
смысл.
Бывает и так, что дериват с, к которому пришли от остатка a через дерива-
цию b, в свою очередь, становится остатком для иных феноменов и ведет
к образованию новых дериваций. Например, плохую примету люди усмат-
ривают в том, что тринадцать человек соберется за одним столом. Это, ско-
рее всего, дериват, сложившийся на основе чувства ужаса, вызванного из-
меной Иуды и последовавшей за нею смертью Христа, но ныне он, в свою
очередь, стал остатком, и люди, считающие число тринадцать несчастли-
вым, больше не думают об Иуде. Из остатка благодаря деривации могут
получаться реально наблюдаемые в обществе дериваты c и дериваты g,
не наблюдаемые в нем, но регулярно выводимые, так же как c, из остатков.
Исследования истоков социальных явлений, которые до сих пор составля-
ют основную долю социологических работ, часто оказывались, хотя их авто-
ры не ведали об этом, исследованиями остатков. Они осознавали, пусть
и не особенно четко, что простое должно предшествовать появлению слож-
ного, т. е. что остаток должен появляться раньше, чем дериват. Когда Гер-
берт Спенсер усматривает в обожествлении людей хронологическое начало
144 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ религии, он полагает, что нашел остаток религиозных феноменов, про-
стой феномен, от которого произошли дериваты — сложные феномены,
наблюдаемые сегодня.
На этот счет следует представить два наблюдения.
Во-первых, стоит заметить, что никакая проверка не подтверждает
гипотезу о том, что знание остатка хронологически предшествует знанию
деривата. В некоторых случаях это так и есть, но в других, несомненно,
нет. Аналогично — в химии есть соединения, о которых стало известно
только после открытия образующих их простых элементов, но в то же
время есть много других соединений, о которых было известно раньше,
чем открыли входящие в них простые элементы.
Во-вторых, даже если знание остатка предшествовало знанию дерива-
та,