Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
Отметим, однако, и то, что это устройство оказывает на них
ответное действие, и, следовательно, перед нами не причинно-следст-
венная связь, а взаимозависимость. Если мы полагаем (что вполне ве-
роятно), что в среде животных нет теорий, то нет также части a; тогда
у них, несомненно, отсутствуют интересы и остаются только инстинк-
ты. Дикари, даже если они близки к животным, все же мыслят, имеют
140 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ определенные представления; следовательно, у них существует часть a.
Цивилизованные народы создали немало теорий о многих своих ин-
стинктах и интересах; следовательно, часть a у них присутствует почти
во всех сторонах социальной жизни.
  • В данной главе мы займемся изучением именно этой части a.
    Уже раньше мы в некоторых случаях (см. § 88 и следующие, § 308) вы-
    деляли части a и b, смешанные и переплетенные в одном едином феноме-
    не c. Таким путем мы подходили к поиску той нормы, которой надо руко-
    водствоваться в анализе теорий. Мы увидим это на примерах и далее сис-
    темно осуществим такое исследование.
  • Пример 1. Христиане совершают обряд крещения. Тот, кто познакомил-
    ся только с этим фактом, не будет знать, можно ли и как можно разделить
    данный феномен на части. Кроме того, имеется некое его объяснение: ут-
    верждают, что такой обряд совершается для того, чтобы смыть первород-
    ный грех. Но этого недостаточно. Если бы мы не знали об иных сходных
    действиях, то нам трудно было бы выделить части в этом сложном фено-
    мене. Мы, однако, о них знаем. Язычники также совершали омовение
    в святой воде при очищении. Если бы мы на этом остановились, то мог-
    ли бы связать использование воды с процедурой очищения. Другие фак-
    ты, напротив, показывают нам, что использование воды не является не-
    изменной составляющей при феноменах данного рода. В обрядах очи-
    щения может использоваться кровь и разные иные субстанции. Но и это
    еще не все: имеются и другие обряды, направленные на достижение той
    же цели. При нарушениях табу некоторые из таких средств использу-
    ются в определенных ситуациях для снятия осквернения. Итак, круг
    аналогичных фактов становится все шире, и во всем этом многообразии
    практикуемых процедур-обрядов и объяснений их действенности неиз-
    менно присутствует испытываемое людьми чувство, что при помощи
    определенного обряда может быть восстановлена чистота индивида, на-
    рушенная под влиянием реальных или воображаемых причин. Кон-
    кретный феномен состоит, следовательно, из этой неизменной части a
    и меняющейся части b, которая охватывает используемые для восста-
    новления целостности средства и те рассуждения, при помощи которых
    объясняют их эффективность. Человек испытывает смутное чувство,
    что вода сможет смыть с него нравственное пятно, так же как она смы-
    вает пятна материальные; но обычно обоснование использования воды
    для восстановления целостности не строится таким, слишком простым,
    способом. Люди стремятся найти более сложные объяснения, дать бо-
    лее пространные рассуждения, при этом они легко находят то, что
    им требуется.
    Глава шестая. ОСТАТКИ 141
  • Выявленное здесь ядро a состоит из различных частей. Для начала выде-
    лим в нем инстинкт комбинаций — стремление «делать что-то», скомби-
    нировать какие-то вещи и какие-нибудь действия. Далее, существует ус-
    тойчивость в сохранении связей, которая мыслится так: можно было
    бы всякий раз пробовать новую комбинацию, но среди них находят одну,
    пусть и фантастическую, которая доминирует и порой становится пред-
    почтительной, исключающей другие; она устойчиво сохраняется во вре-
    мени. Наконец, есть инстинкт, который побуждает верить в эффектив-
    ность определенных комбинаций для достижения некоторой цели. Мо-
    гут сказать, что реально эффективные комбинации, такие, как высечение
    огня при помощи кремниевого камня, подтолкнули затем человека к ве-
    ре в эффективность фантастических комбинаций. Пока мы не станем от-
    влекаться на это и на другие объяснения; нам достаточно признания су-
    ществования самого факта и этим мы пока ограничимся. В других иссле-
    дованиях мы пойдем дальше и подумаем относительно объяснения таких
    фактов на основе других фактов, которые, в свою очередь, могут объяс-
    няться иными фактами, и т. д.
  • Пример 2. В главе 2 (см. § 88 и далее) мы рассматривали проявления ве-
    ры людей в то, что они могут вызывать и отводить бури. Из одного такого
    отдельного случая мы не смогли бы извлечь ничего или извлекли
    бы очень немного; но нам известно много такого рода случаев, и в каж-
    дом из них выявляется неизменное ядро. Если пренебречь временно ча-
    стью этого ядра, которая связана с устойчивостью в сохранении некото-
    рых комбинаций и верой в их действенность, показанной на предыдущем
    примере, то мы выявим неизменную часть a. Она соответствует чувству,
    или ощущению присутствия божества, которое с помощью различных
    средств b можно побудить вмешаться и повлиять на грозы. Это уже дру-
    гой род верований, при котором полагают, что можно достичь результата
    при помощи некоторых обрядовых действий, которые сами по себе
    не имеют никакого значения: например, выпотрошить белого петуха
    и пронести его потроха вокруг поля, от которого надо отвести грозу.
    Итак, круг расширяется и выявляется другая неизменная часть a, соот-
    ветствующая инстинкту комбинаций, благодаря которому на авось в на-
    дежде на случайное везение соединяют вещи и действия для получения
    некоторого результата.
  • Пример 3. Католики считают пятницу днем, предвещающим неудачи;
    как говорят, по причине страстей Христовых. Если бы нам был известен
    только этот факт, нам было бы трудно установить, что из двух вещей —
    предвестье неудачи или страдания Христа — здесь оказывается главным,
    а что — второстепенным. Но имеется немало других фактов подобного
    же рода. У античных римлян имелись «dies atri» или «vitiosi», т. е. дни,
    142 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ которые следовало ожидать несчастья или неудачи*, например, 18 июля, когда они проиграли битву на реке Аллия**. Вот он, общий вид a, т. е. чувство, побуждавшее римлян рассматривать в качестве несчастливого день, напоминавший о том печальном событии. Более того. Античные римляне и греки рассматривали некоторые дни как предзнаменующие успех или неудачу без особых на то оснований, в отличие от предыдущих случаев. Следовательно, имеется класс a, охватывающий показанный выше случай a, соответствующий чувствам, благодаря которым опреде- ленные дни, а также другие объекты ассоциируются, объединяются с хо- рошими или с плохими предзнаменованиями (см. § 369).
  • Прежде чем мы продолжим, было бы, пожалуй, лучше ввести наименова-
    ния для вещей a, b и c, поскольку их буквенное обозначение несколько
    затрудняет ведение рассуждений и делает их менее понятными. Именно
    поэтому, но не по каким-то иным причинам (см. § 48) мы назовем a ос-
    татками (residui), b — деривациями (derivazioni), c — дериватами (derivate).
    Но всегда надо помнить о том, что ничего, совершенно ничего не следует
    выводить из содержания самих этих слов, из их этимологии, что их значе-
    ния такие же, как и у a, b, c.
  • Как мы уже видели, остатки a представляют собой совокупное выраже-
    ние огромного числа фактов, которые надо классифицировать на основе
    проявляющихся в них аналогий и сходств. Так мы получим классы, рода
    и виды остатков. Это мы можем сказать и в отношении дериваций b.
  • Остатки соответствуют тем или иным инстинктам, которые свойственны
    людям; поэтому им обычно недостает определенности, и поэтому между
    разными остатками нет четкого разграничения. Эта их особенность поч-
    ти всегда может быть использована для того, чтобы отделять (отличать)
    их от научных фактов и научных принципов A, с которыми у них имеется
    некоторое сходство. Нередко A рождались при уточнении a. Так, термин
    «тепло» неопределен; пользуясь им, можно сказать, что в колодцах вода
    зимой теплая, а летом холодная. Но физический термин «тепло» опреде-
    лен, поскольку он соответствует температуре, выраженной в градусах
    и измеренной с помощью термометра. Можно отметить, что в данном
    смысле вода в колодцах зимой не будет теплее, чем летом, поскольку при
    измерении ее температуры в градусах при помощи термометра зимой
    • У древних римлян был календарь, строго регламентирующий распорядок дня
      в течение всего года, в том числе были расписаны и неблагоприятные (на том или
      ином основании, для той или иной деятельности) дни.
      ** В этот день в 390 (или 387?) г. до н.э. галлы разбили римскую армию, ворвались
      в Рим и разграбили его.
      Глава шестая. ОСТАТКИ 143 получится примерно та же самая или немного меньшая температура, чем
      летом.
  • Вообще, в неопределенности остатков a состоит главная причина того,
    что они не могут быть описаны с использованием строгих и четких фор-
    мулировок, в которых, напротив могут выражаться и всегда оказываются
    выраженными научные положения A.
  • Необходимо быть внимательным и не путать остатки с теми чувствами
    или инстинктами, которым они соответствуют. Они являются их прояв-
    лениями. Только для сокращения рассуждений мы говорим, например,
    что остатки наряду с интересами, аппетитами и т. д. играют ведущую
    роль в детерминации социального равновесия. При этом мы не даем
    полную фразу: «чувства или инстинкты, которые соответствуют остат-
    кам, помимо чувств и инстинктов, которые соответствуют аппетитам,
    интересам и т. д., играют основную роль в детерминации социального
    равновесия».
  • Как предмет изучения мы посредством анализа выделяем различные остат-
    ки a1, a2, a3.., между тем как у индивида существуют чувства, которые соот-
    ветствуют группам a1, a2, a3; a1, a3, a4; a3, a5; и т. д. Эти группы составные,
    они выступают как соединения по отношению к более простым группам.
    Можно было бы продолжить и разбить a1, a2… на еще более простые
    элементы, но слишком обобщенные положения теряют, в конце концов,
    смысл.
  • Бывает и так, что дериват с, к которому пришли от остатка a через дерива-
    цию b, в свою очередь, становится остатком для иных феноменов и ведет
    к образованию новых дериваций. Например, плохую примету люди усмат-
    ривают в том, что тринадцать человек соберется за одним столом. Это, ско-
    рее всего, дериват, сложившийся на основе чувства ужаса, вызванного из-
    меной Иуды и последовавшей за нею смертью Христа, но ныне он, в свою
    очередь, стал остатком, и люди, считающие число тринадцать несчастли-
    вым, больше не думают об Иуде. Из остатка благодаря деривации могут
    получаться реально наблюдаемые в обществе дериваты c и дериваты g,
    не наблюдаемые в нем, но регулярно выводимые, так же как c, из остатков.
  • Исследования истоков социальных явлений, которые до сих пор составля-
    ют основную долю социологических работ, часто оказывались, хотя их авто-
    ры не ведали об этом, исследованиями остатков. Они осознавали, пусть
    и не особенно четко, что простое должно предшествовать появлению слож-
    ного, т. е. что остаток должен появляться раньше, чем дериват. Когда Гер-
    берт Спенсер усматривает в обожествлении людей хронологическое начало
    144 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ религии, он полагает, что нашел остаток религиозных феноменов, про-
    стой феномен, от которого произошли дериваты — сложные феномены,
    наблюдаемые сегодня.
  • На этот счет следует представить два наблюдения.
    Во-первых, стоит заметить, что никакая проверка не подтверждает
    гипотезу о том, что знание остатка хронологически предшествует знанию
    деривата. В некоторых случаях это так и есть, но в других, несомненно,
    нет. Аналогично — в химии есть соединения, о которых стало известно
    только после открытия образующих их простых элементов, но в то же
    время есть много других соединений, о которых было известно раньше,
    чем открыли входящие в них простые элементы.
    Во-вторых, даже если знание остатка предшествовало знанию дерива-
    та, то <иcследователю> стоит пойти обратным путем — от результата к исто-
    кам. Хронологическое исследование остатка a — дело трудное, часто невоз-
    можное в связи с отсутствием за давностью лет документов, которые недопус-
    тимо восполнять за счет воображения и «здравого
  • Скачать:TXTPDF

    Отметим, однако, и то, что это устройство оказывает на нихответное действие, и, следовательно, перед нами не причинно-следст-венная связь, а взаимозависимость. Если мы полагаем (что вполне ве-роятно), что в среде животных