Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
он не смог в достаточной мере отразить обширный опыт <Пер- вой> мировой войны, однако в одном из фрагментов этот опыт все же по-
лучил отражение. Исследователь найдет обстоятельные комментарии
12 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
 Парето к фактам данного периода в различных итальянских периодиче-
 ских изданиях того периода, таких, как «Rivista d’Italia», «Rivista
 di Milano», «Resto del Carlino», и в работе «Fatti e commenti» (Vallecchi,
 Firenze 1920) и т. д. Сохранено Приложение, но в сокращенном виде. Как
 теперь принято, введена сравнительная таблица, в которой параграфы
 «Компендиума…» соотнесены с параграфами «Трактата…», чтобы чита-
 тель отыскал в нем все доказательства теоретических положений, не ог-
 раничиваясь теми немногими, которые даны здесь в сжатом виде или
 просто упомянуты. Надеюсь, что и мой труд не окажется бесполезным
 для исследователей и будет вознагражден их одобрением так же как его
 получила работа этого выдающегося автора.

                                                         Джулио Фарина
                                              Флоренция, 15 июня 1920 г.

ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Человеческое общество — объект многочисленных исследований. Одни
    из них относятся к специальным дисциплинам, таким, как право, исто-
    рия, политическая экономия, история религий и т. д.; другие охватывают
    те сферы, которые пока выглядят смутно, нечетко; их синтезу, направ-
    ленному на изучение человеческого общества вообще, можно дать имя
    социологии.
  2. Это определение крайне несовершенное, но, быть может, его и не следует
    особенно улучшать, поскольку среди всех наук ни у одной, включая и ма-
    тематические науки, нет строгого определения. В связи с этим предмет
    нашего познания будет разделен на различные части только ради удобст-
    ва, и это искусственное деление со временем изменится. Не стоит, пожа-
    луй, спорить о словах; перейдем к делу.
    Итак, здесь не будут обсуждаться вопросы о том, является ли социоло-
    гия автономной наукой, отлична ли она от философии истории; вместо
    этого мы займемся исследованием тех единообразий, какие демонстри-
    руют социальные факты, и тех отношений, которые проявляются между
    этими фактами. Такому исследованию потом может быть дано желатель-
    ное название.
  3. Для решения наших задач мы стремимся следовать некоторым нормам,
    которые предпочитаем представить здесь в качестве введения, вместо то-
    го чтобы обсуждать их всякий раз при появлении подходящего случая.
    Доказательства некоторых положений, которые здесь только приводят-
    ся, будут изложены в дальнейшем.
  4. Автор может представить принципы, которых он собирается придержи-
    ваться, двумя совершенно разными способами. Во-первых, он может
    требовать, чтобы они принимались в качестве доказанных истин, и в та-
    ком случае всякое логическое следствие из них будет считаться доказан-
    ным. Во-вторых, он может выдвинуть такие принципы в качестве про-
    стого указания на один из многих путей, какими можно было бы пойти;
    в таком случае ни одно из их логических следствий нельзя рассматривать
    в качестве реально доказанного, оно будет представлять собой лишь об-
    суждаемое гипотетическое положение. Поэтому следует остерегаться ис-
    пользования таких выводов и исследовать отношения непосредственно
    между фактами.
    14 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
    1. Опыт показал, что второй способ был полезен в исследованиях в некото-
      рых науках; поэтому можно попытаться применить его и в социологии.
      Мы не выдвигаем никакой догмы в качестве исходного пункта нашего
      исследования, и изложение наших основных положений представляет
      собой только указание пути, одного из многих, который предстоит вы-
      брать и затем следовать по нему. Поэтому тем, кто пожелают идти вместе
      с нами, никто не возбраняет искать иной путь.
    2. До сих пор социология почти всегда толковалась догматически. Не долж-
      но вводить в заблуждение прилагательное «позитивная», данное Контом
      его философии; она столь же догматична, как и «Рассуждение о всеобщей
      истории» Боссюэ. Это различные религии, но все же религии; такого рода
      религии мы находим в трудах Спенсера, Де Греефа, Летурно и других ав-
      торов. Среди социологий в большом количестве встречаются «гумани-
      стические», нет недостатка в метафизических, также имеется некоторое
      количество христианских, католических и иных подобных им социоло-
      гий. Не желая объявлять ошибочными все эти почитаемые социологии,
      мы позволим себе представить здесь исключительно экспериментальную
      социологию, подобную химии, физике и иным, близким к ним наукам.
      Таким образом, мы намерены руководствоваться только опытом и на-
      блюдением исключительно в том смысле, какой эти два понятия приоб-
      рели в естественных науках, а не в таких значениях, какие проявляются
      в ныне встречаемых выражениях: «духовный опыт», «христианский
      опыт» и т. п., которые обновляют под иным именем самонаблюдение ан-
      тичных метафизиков.
      Там, где опыт не противопоставляется наблюдениям, мы для кратко-
      сти будем именовать эти вещи одним словом, т. е., говоря об эксперимен-
      тальных науках, мы будем иметь в виду наблюдение.
    3. В любых общностях распространено употребление описательных, пред-
      писывающих и им подобных утверждений, например: «Не желай себе то-
      го, что принадлежит другим», «Возлюби ближнего своего как самого се-
      бя», «Умей быть бережливым, если не хочешь однажды впасть в нужду».
      Эти высказывания, объединяемые логической или псевдологической
      связью и дополняемые разнообразными повествованиями, образуют
      теории, теологии, космологии, метафизики и т. д.
    4. Для тех, кто благодаря воздействию чувств верят в них, эти теории делят-
      ся на два класса: истинные и ложные, хотя сами эти термины не особенно
      определены.
    5. Часто к этому добавляются три аксиомы:
      — любой умный человек должен принимать истинные и отвергать лож-
      ные положения;
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 15 — любая истинная теория полезна, а любая ложная теория вредна;
      — одна и та же теория не может быть полезной для одних и вредной для
      других социальных классов.
  5. Не занимаясь изучением их внутренней ценности, идущей от веры,
    мы можем рассматривать все подобные положения и теории отвлеченно,
    как экспериментальные факты, в которых проявляются диспозиции
    и склонности людей. Они оказываются среди тех элементов, которые
    воздействуют на общество.
  6. При попытке классифицировать теории мы сталкиваемся с тем, что тео-
    рия состоит из двух частей: материала, т. е. описательной, аксиоматиче-
    ской части с включением конкретных и абстрактных, реальных и вообра-
    жаемых сущностей, и связи, т. е. наличия логических и псевдологических
    рассуждений, апелляций к чувству, присутствия этических, религиозных
    и прочих элементов. Обо всем этом подробно будет говориться в § 180.
  7. Рассматривая материалы и связи в разных аспектах и принимая во вни-
    мание возможные комбинации их видов, мы можем распределить их так.
    Объективный аспект, т. е. рассмотрение теорий независимо от того,
    кто их создает и кто их принимает.
    Класс I. Экспериментальный материал:
    Iа. Связь логическая, включает все теории логико-эксперимен-
    тальных наук. <Возможны варианты:>
    Ia1. Чистый тип исключительно с экспериментальным материалом
    и с логической связью; абстракции и общие принципы, от кото-
    рых логически выводятся следствия, извлечены исключительно
    из опыта и подчинены ему;
    Ia2. Материал оказывается всегда экспериментальным, связь явля-
    ется логической, однако абстракции и общие принципы приоб-
    ретают значимость, выходящую за границы опыта, и господ-
    ствуют над ним.
    Ib. Связь нелогическая, т. е. это логические софизмы или хитроум-
    ные рассуждения, выполненные ради введения в заблуждение
    других людей.
    Класс II. Неэкспериментальный материал:
    IIa. Связь логическая.
    IIb. Cвязь нелогическая.
    Несомненно, классификация зависит от наших знаний, и тот, кто ста-
    нет считать экспериментальными некоторые элементы и сочтет приво-
    димые аргументации логическими, отнесет теорию к иному классу, чем
    тот, кто будет придерживаться противоположного воззрения.
    16 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Кроме того, в конкретных случаях одна и та же теория может быть от- части экспериментальной, отчасти — нет, отчасти логической и отчасти нелогической. Субъективный аспект, т. е. рассмотрение теорий в зависимости от то- го, кем она создается и кем принимается. a. Причины, по которым данная теория была создана данным человеком. b. Причины, по которым данная теория была принята данным человеком. Такие вопросы относятся также к общностям. Аспект полезности, т. е. рассмотрение либо тех чувств, которые поро- ждают данную теорию, либо того воздействия, которое эта теория оказы- вает на возникновение, усиление и, соответственно, изменение некото- рых чувств. I. Польза или вред от чувств, порождаемых теорией. Ia. Для того, кто ее создает. Ib. Для того, кто ее принимает. II. Польза или вред от данной теории. IIa. Для того, кто ее создает. IIb. Для того, кто ее принимает. Такие аспекты рассмотрения распространяются и на общности.
    1. Кратко обобщим сказанное. Если, например, рассматривается суждение
      о том, что A = B, то надо ответить на следующие вопросы.
      Объективный аспект. Соответствует или не соответствует опыту это
      суждение?
      Субъективный аспект. Почему некоторые люди говорят, что A = B?
      Почему другие люди этому верят?
      Аспект полезности. Какая польза имеется от тех чувств, которые про-
      являются в суждении, что A = B, для тех, кто его высказывает? Какая
      польза от них для тех, кто данное суждение принимает?
      В предельном случае на первый вопрос отвечают утвердительно,
      а по отношению к другим добавляют: «Люди утверждают, верят, что
      A = B, потому что это истинно»; «Проявляемые при этом чувства полезны,
      поскольку они истинные; сама эта теория полезна, поскольку она истин-
      ная». В этом предельном случае обнаруживаются утверждения, отвечаю-
      щие логико-экспериментальной науке, так как истинность означает со-
      ответствие опыту; но при этом встречаются также утверждения, никоим
      образом не отвечающие опытной науке, в которых слово «истинно» озна-
      чает нечто совсем иное и очень часто — просто согласие с чувствами того,
      кто защищает этот тезис.
      В исследовании, которое мы проведем в следующих главах, будут час-
      то встречаться такие случаи:
      а. Высказывания, отвечающие опыту, выдвигаемые и принимаемые
      в согласии с чувствами, которые полезны или вредны индивиду,
      обществу;
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 17 b. Высказывания, отвечающие опыту, отвергаемые из-за того, что
      они расходятся с чувствами отдельных индивидов, хотя они были
      бы полезны для общества, если бы их приняли;
      c. Высказывания, идущие вразрез с опытом, выдвигаемые и прини-
      маемые потому, что они отвечают чувствам, которые полезны, по-
      рой необычайно, индивидам, обществу;
      d. Высказывания, идущие вразрез с опытом, выдвигаемые и прини-
      маемые, поскольку они отвечают чувствам, которые полезны для
      одних индивидов, вредны для других, полезны или вредны
      обществу.
      Обо всем этом мы ничего не можем узнать априорно; требуется обра-
      титься к опыту, чтобы в этом разобраться.
  8. В объективном аспекте мы разделяем высказывания и теории на два
    класса: к первому относятся те, которые не выходят за границы экспери-
    ментальной сферы; ко второму относятся те, которые каким-либо обра-
    зом выходят за ее границы. Если мы хотим, чтобы наши высказывания
    отличались строгостью, то необходимо четко отделять эти классы. Каж-
    дому из них свойственна своя особая манера рассуждения и, вообще,
    свой особый критерий, по которому они делятся на два рода. К первому
    роду относятся те из них, в которых имеет место логическое соответствие
    выбранному критерию, и о них говорят, что они истинные. Второй род
    охватывает все те высказывания, которые не отвечают такому критерию;
    такие высказывания называют ложными. Эти термины «истинное»
    и «ложное» находятся, следовательно, в непосредственной зависимости
    от выбранного критерия. Если бы мы захотели придать им абсолютный
    смысл, то вышли бы
Скачать:TXTPDF

он не смог в достаточной мере отразить обширный опыт <Пер- вой> мировой войны, однако в одном из фрагментов этот опыт все же по-лучил отражение. Исследователь найдет обстоятельные комментарии 12 КОМПЕНДИУМ ПО