Компендиум по общей социологии
ради удобст-
ва, и это искусственное деление со временем изменится. Не стоит, пожа-
луй, спорить о словах; перейдем к делу.
Итак, здесь не будут обсуждаться вопросы о том, является ли социоло-
гия автономной наукой, отлична ли она от философии истории; вместо
этого мы займемся исследованием тех единообразий, какие демонстри-
руют социальные факты, и тех отношений, которые проявляются между
этими фактами. Такому исследованию потом может быть дано желатель-
ное название.
Для решения наших задач мы стремимся следовать некоторым нормам,
которые предпочитаем представить здесь в качестве введения, вместо то-
го чтобы обсуждать их всякий раз при появлении подходящего случая.
Доказательства некоторых положений, которые здесь только приводят-
ся, будут изложены в дальнейшем.
Автор может представить принципы, которых он собирается придержи-
ваться, двумя совершенно разными способами. Во-первых, он может
требовать, чтобы они принимались в качестве доказанных истин, и в та-
ком случае всякое логическое следствие из них будет считаться доказан-
ным. Во-вторых, он может выдвинуть такие принципы в качестве про-
стого указания на один из многих путей, какими можно было бы пойти;
в таком случае ни одно из их логических следствий нельзя рассматривать
в качестве реально доказанного, оно будет представлять собой лишь об-
суждаемое гипотетическое положение. Поэтому следует остерегаться ис-
пользования таких выводов и исследовать отношения непосредственно
между фактами.
14 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
- Опыт показал, что второй способ был полезен в исследованиях в некото-
рых науках; поэтому можно попытаться применить его и в социологии.
Мы не выдвигаем никакой догмы в качестве исходного пункта нашего
исследования, и изложение наших основных положений представляет
собой только указание пути, одного из многих, который предстоит вы-
брать и затем следовать по нему. Поэтому тем, кто пожелают идти вместе
с нами, никто не возбраняет искать иной путь.
- До сих пор социология почти всегда толковалась догматически. Не долж-
но вводить в заблуждение прилагательное «позитивная», данное Контом
его философии; она столь же догматична, как и «Рассуждение о всеобщей
истории» Боссюэ. Это различные религии, но все же религии; такого рода
религии мы находим в трудах Спенсера, Де Греефа, Летурно и других ав-
торов. Среди социологий в большом количестве встречаются «гумани-
стические», нет недостатка в метафизических, также имеется некоторое
количество христианских, католических и иных подобных им социоло-
гий. Не желая объявлять ошибочными все эти почитаемые социологии,
мы позволим себе представить здесь исключительно экспериментальную
социологию, подобную химии, физике и иным, близким к ним наукам.
Таким образом, мы намерены руководствоваться только опытом и на-
блюдением исключительно в том смысле, какой эти два понятия приоб-
рели в естественных науках, а не в таких значениях, какие проявляются
в ныне встречаемых выражениях: «духовный опыт», «христианский
опыт» и т. п., которые обновляют под иным именем самонаблюдение ан-
тичных метафизиков.
Там, где опыт не противопоставляется наблюдениям, мы для кратко-
сти будем именовать эти вещи одним словом, т. е., говоря об эксперимен-
тальных науках, мы будем иметь в виду наблюдение.
- В любых общностях распространено употребление описательных, пред-
писывающих и им подобных утверждений, например: «Не желай себе то-
го, что принадлежит другим», «Возлюби ближнего своего как самого се-
бя», «Умей быть бережливым, если не хочешь однажды впасть в нужду».
Эти высказывания, объединяемые логической или псевдологической
связью и дополняемые разнообразными повествованиями, образуют
теории, теологии, космологии, метафизики и т. д.
- Для тех, кто благодаря воздействию чувств верят в них, эти теории делят-
ся на два класса: истинные и ложные, хотя сами эти термины не особенно
определены.
- Часто к этому добавляются три аксиомы:
— любой умный человек должен принимать истинные и отвергать лож-
ные положения;
Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 15 — любая истинная теория полезна, а любая ложная теория вредна;
— одна и та же теория не может быть полезной для одних и вредной для
других социальных классов.
Не занимаясь изучением их внутренней ценности, идущей от веры,
мы можем рассматривать все подобные положения и теории отвлеченно,
как экспериментальные факты, в которых проявляются диспозиции
и склонности людей. Они оказываются среди тех элементов, которые
воздействуют на общество.
При попытке классифицировать теории мы сталкиваемся с тем, что тео-
рия состоит из двух частей: материала, т. е. описательной, аксиоматиче-
ской части с включением конкретных и абстрактных, реальных и вообра-
жаемых сущностей, и связи, т. е. наличия логических и псевдологических
рассуждений, апелляций к чувству, присутствия этических, религиозных
и прочих элементов. Обо всем этом подробно будет говориться в § 180.
В объективном аспекте мы разделяем высказывания и теории на два
класса: к первому относятся те, которые не выходят за границы экспери-
ментальной сферы; ко второму относятся те, которые каким-либо обра-
зом выходят за ее границы. Если мы хотим, чтобы наши высказывания
отличались строгостью, то необходимо четко отделять эти классы. Каж-
дому из них свойственна своя особая манера рассуждения и, вообще,
свой особый критерий, по которому они делятся на два рода. К первому
роду относятся те из них, в которых имеет место логическое соответствие
выбранному критерию, и о них говорят, что они истинные. Второй род
охватывает все те высказывания, которые не отвечают такому критерию;
такие высказывания называют ложными. Эти термины «истинное»
и «ложное» находятся, следовательно, в непосредственной зависимости
от выбранного критерия. Если бы мы захотели придать им абсолютный
смысл, то вышли бы из логико-экспериментальной области и вступили
бы туда, где господствует метафизика.
Критерий истинности первого класса суждений (высказываний) об-
ращен исключительно к опыту и к наблюдению, тогда как критерий ис-
тинности второго класса высказываний лежит вне объективного опыта.
Его могут находить в божественном откровении, в тех концепциях, где,
как говорится, человеческий дух обращается к самому себе без того, что-
бы нуждаться в объективном опыте, в универсальном консенсусе людей
и т. д.
Обычно метафизики называют наукой познание сути вещей, их основ.
Если мы на миг примем такое определение, то должны будем отметить,
что эта работа вовсе не является научной. Мы не только воздерживаемся
от выяснения сути вещей и их основ, но даже совершенно не представля-
ем себе, что эти понятия могут означать (см. § 211).
В то время как метафизика от абсолютных принципов нисходит к кон-
кретным случаям, экспериментальная наука восходит от конкретных
18 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ случаев, но не к абсолютным принципам и сущностям, которые для нее не существуют, а к общим принципам, и затем устанавливает их зависи- мость от других, еще более общих принципов и т. д.
- В менее явной форме <метафизический> предрассудок, требующий зна-
ния сущностей, нацеливает на объяснение частных фактов исходя из об-
щего принципа, вместо того чтобы выводить его из частных фактов.
Именно так путают установление факта с объяснением его причин. На-
пример, по некоторым наблюдениям мы делаем заключение о существо-
вании факта A и, кроме того, указываем на его вероятные причины: B, C,
D… Если затем окажется, что B, C, D… не являются причинами A,
то из этого не следует, что A не существует. Такое доказательство было
бы приемлемым, если бы существование B, C, D… следовало из опыта,
и из него же следовал вывод о существовании A; но доказательство
не имело бы убедительной силы, если бы наблюдение непосредственно
представляло A.
- Человеческое мышление синтетическое; только навык научного рассуж-
дения позволяет немногим людям в ходе анализа отделять части от цело-
го. Благодаря этой склонности оказывается, что как для того, кто выдви-
гает некоторое положение, так и для того, кто ему следует, немалую
сложность составляет отдельное рассмотрение этого положения по двум
критериям, экспериментальному и неэкспериментальному — большин-
ство людей чаще всего склонны смешивать их. Как будет показано далее,
многие важные для социологии факты получают в этом объяснение.
- Необходимость при изучении различных сторон конкретного явления
стадии анализа, за которой следует стадия синтеза и возврат от теории
к конкретному факту, вполне осознанна в науках естественных, но во
многом еще не понята в области социальных наук.
Из этого следует самая распространенная ошибка, которая состоит
в отрицании истинности некоторой теории, поскольку она не объясняет
все стороны конкретного факта. В иной форме та же ошибка проявляется
в стремлении включить в одну теорию другие теории, аналогичные или
даже чуждые ей.
- Возьмем, к примеру, политэкономическую теорию. Конкретный фено-
мен O имеет не только экономическую сторону e, но и социологические
стороны: c, g… Неправильным было бы, как это многие делают, стре-
миться включить в политическую экономию социологические части —
c, g… Напротив, надо добавлять к экономическим теориям, дающим зна-
ние о e, другие теории, позволяющие получить знание о сторонах c, g…
Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 19
Так, в рамках политической экономии надо добавлять, не подменяя, тео-
рии прикладной экономии к теориям чистой, или математической эко-
номии*, которая имеет своей основной целью выявление взаимозависи-
мости экономических явлений.
И все же нашелся один необыкновенный умник, который желает заме-
нить политическую экономию психологией, поскольку многие эконо-
мические феномены зависят от желаний и воли людей. Почему он огра-
ничивается этим? Почему тогда политэкономию не заменить географией
или, скажем, астрономией? Ведь, в конце концов, экономический фено-
мен зависит также от состояния морей, расположения континентов, рек
и, по большому счету, от солнца, которое дарит жизнь «этому прекрасно-
му миру растений и животных».
Среди подобных измышлений есть и предложения именовать эконо-
мику позитивной. Эта деятельность похвальна, поскольку вызывает
смех, а он улучшает самочувствие.
Кроме того, крайне трудно, почти невозможно отделить простое знание
о единообразиях <социальных фактов и связей>, существующих в обще-
стве, от действия, направленного на их изменение. Если некто занялся
изучением того, что есть, то он непременно хочет иметь еще и практиче-
скую цель, а поскольку ее нет, он сам, в конце концов, ее придумывает.
Аналогичным образом очень трудно достичь того, чтобы не было отхода
от выраженных автором идей, чтобы к изложенным положениям не до-
бавлялось иных положений, следующих из контекста, которые сам
он никогда не имел в виду. Если отмечают недостаток или достоинство
объекта A, то, само собой подразумевается, порицают или хвалят данный
объект в целом. Это было бы понятно, по крайней мере отчасти, для вы-
ступления ради пропаганды или для случая, когда рассуждают в соответ-
ствии с чувствами (см. § 197). Такое заключение оказывается, однако, не-
верным, если требуется исходить из простого описания и изучения еди-
нообразий, так как при этом рассуждение строится в объективной
манере, согласно логико-экспериментальному методу, и здесь недопус-
тимо выражение собственных чувств ни эксплицитно, ни имплицитно.
Допустим, что дано некоторое количество фактов. Задача нахождения
описывающей их теории имеет не одно решение. Различные теории мо-
гут равным образом удовлетворять условиям задачи. Выбор одной из них- Парето считал, что политэкономия должна позволить математической экономии
дать математическое выражение ее законов.
20 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ может быть подсказан субъективными мотивами, среди которых может
быть, к примеру, простота.
- В логико-экспериментальных науках теории являются не чем иным, как
следствиями, выводимыми логическим путем из некоторых общих, абст-
рактных положений, которые называются принципами и в которых
подытожены, суммированы общие особенности, характерные для мно-
гих фактов. Эти принципы, эти теории, их дедуктивные выводы полно-
стью подчинены фактам, не имеют иного критерия истинности, кроме
хорошего представления фактов; они значимы лишь постольку, посколь-
ку согласуются с фактами, и отвергаются сразу, как только расходятся
с ними.
- Не будет выходом из экспериментальной области использование гипо-
тез как средства дедукции, всегда подлежащей проверке опытом;
мы вышли бы из этой области, если бы эти гипотезы использовались
в качестве средства доказательства без какой-либо экспериментальной
верификации.
- Когда очень многие выводы, полученные из некоторой гипотезы, уже
проверены на опыте,