Компендиум по общей социологии
то <иcследователю> стоит пойти обратным путем — от результата к исто-
кам. Хронологическое исследование остатка a — дело трудное, часто невоз-
можное в связи с отсутствием за давностью лет документов, которые недопус-
тимо восполнять за счет воображения и «здравого смысла» современного
человека. Конечно, таким способом могут создаваться хитроумные теории,
но они будут мало или вообще не будут соответствовать фактам. Стремление
найти в доисторических временах остаток a, от которого произошли дери-
ваты — встречающиеся в настоящее время феномены c, будет представлять
собой стремление объяснить известное через неизвестное (см. § 227). На-
оборот, следует из более известных фактов выводить менее известные фак-
ты; надо постараться в феноменах c, которые мы наблюдаем в настоящее
время, выявить остатки a, а затем посмотреть, не обнаружатся ли в истори-
ческих документах следы присутствия a. Если таким способом будет уста-
новлено, что a существовали в то время, когда не было известно про c, мож-
но будет сделать вывод, что остатки a предшествовали c и что истоки фено-
мена c совпадают с появлением остатка. Но когда такого подтверждения
у нас нет, недопустимо вносить отмеченную путаницу.
Мы начнем с классификации остатков; затем осуществим классифика-
цию дериваций. Не следует забывать, что в социальных феноменах поми-
мо чувств, выраженных остатками, имеются аппетиты, склонности и т. д.
(см. § 345). Здесь мы имеем дело только с остатками, которые можно под-
разделить на более простые остатки, подобно тому, как горные породы
содержат много простых элементов, которые могут быть выделены путем
химического анализа. Есть конкретные социальные феномены, в кото-
рых один из остатков доминирует над остальными, и, следователь-
но, они могут приближенно указать нам, как выглядит этот остаток.
Классификация, которую мы сейчас проведем, выполняется в объектив-
ном аспекте (см. § 348), но в ней порой требуется учитывать и некоторые
субъективные стороны.
Глава шестая. ОСТАТКИ 145 Класс I. Инстинкт комбинаций (см. § 366–389).
Ia. Комбинации вообще (см. § 369, 370).
Ib. Комбинации сходных или противоположных вещей (см.
§ 371–379).
Ib1. Сходство или противоположность вообще (см. § 374).
Ib2. Редкие вещи и исключительные события (см. § 375–376).
Ib3. Страшные вещи и события (см. § 377).
Ib4. Счастливое состояние, связанное с хорошими вещами; несчаст-
ливое состояние, связанное с плохими вещами (см. § 378).
Ib5. Ассимиляция: прием внутрь неких субстанций для приобрете-
ния их свойств и редко — противоположных (см. § 379).
Ig. Таинственные действия некоторых предметов и поступков
(см. § 380–383).
Ig1. Таинственные действия вообще (см. § 382).
Ig2. Имена, связанные таинственным образом с предметами
(см. § 383).
Id. Потребность в объединении остатков (см. § 384).
Ie. Потребность в логическом развитии (см. § 385).
Iz. Вера в эффективность комбинаций (см. § 386–389).
Класс II. Сохранение агрегатов (см. § 390–418).
IIa. Сохранение связей человека с другими людьми и с местом
(см. § 398–406).
IIa1. Семейные отношения и отношения в общностях, осно-
ванных на родственной связи (см. § 399–404).
IIa2. Связи с местами (см. § 405).
IIa3. Отношения социальных классов (см. § 406).
IIb. Сохранение отношений живых людей с умершими (см.
§ 407–409).
IIg. Сохранение отношений между умершим человеком и теми ве-
щами, которые принадлежали ему при жизни (см. § 410).
IId. Сохранение абстракции (см. § 411–413).
IIe. Сохранение единообразий (см. § 414).
IIz. Чувства, превращаемые в объективную реальность (см. § 415).
IIh. Персонификация (см. § 416).
IIq. Потребность в новых абстракциях (см. § 417, 418).
Класс III. Потребность в проявлении чувств посредством внешних действий
(см. § 419–424).
IIIa. Потребность в действиях, проявляющаяся в комбинациях
(см. § 421, 422).
IIIb. Религиозная экзальтация (см. § 423, 424).
146 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Класс IV. Остатки, связанные с социальностью (см. § 425–460).
IVa. Отдельные общества (см. § 426).
IVb. Потребность в единообразии (см. § 427–435).
IVb1. Единообразие по отношению к самому себе (см. § 428–430).
IVb2. Единообразие, налагаемое на других (см. § 431–433).
IVb3. Боязнь новизны (см. § 434, 435).
IVg. Жалость и жестокость (см. § 436–440).
IVg1. Жалость к себе, перенесенная на других (см. § 438).
IVg2. Инстинктивное отвращение к страданию (см. § 439).
IVg3. Обоснованное отвращение к бесполезным страданиям
(см. §440).
IVd. Принятие на себя зла ради блага других (см. § 441–446).
IVd1. Готовность рисковать жизнью (см. § 443).
IVd2. Готовность поделиться с другими своими благами (см.
§ 444–446).
IVe. Чувства иерархии (см. § 447–454).
IVe1. Чувства высших (см. § 449).
IVe2. Чувства низших (см. § 450, 451).
IVe3. Потребность заручиться одобрением коллектива
(см. § 452–454).
IVz. Аскетизм (см. § 455–460).
Класс V. Целостность индивида и его зависимостей (см. § 461–497).
Va. Чувства, противостоящие нарушениям <социального> равно-
весия (см. § 462–466).
Vb. Чувство равенства у низших (см. § 467–470).
Vg. Восстановление целостности при помощи действий, направ-
ленных на тех субъектов, которые подверглись изменению
(см. § 471–490).
Vg1. Реальные субъекты (см. § 486, 487).
Vg2. Воображаемые или абстрактные субъекты (см. § 488–490)
Vd. Восстановление целостности с помощью действий, направ-
ленных на тех, кто ее нарушил (см. § 491–497).
Vd1. Реальный нарушитель (см. § 492–495).
Vd2. Воображаемый или абстрактный нарушитель (см. § 496, 497).
Класс VI. Сексуальный остаток (см. § 498–525).
Класс I. Инстинкт комбинаций. Данный класс остатков соответствует не-
обычайно сильному в человеческом роде инстинкту, сыгравшему, вероят-
но, важную роль в возникновении цивилизации. Огромное число социаль-
ных феноменов в качестве остатка имеют склонность людей осуществлять
комбинации. Ученый комбинирует в соответствии с определенными нор-
мами, гипотезами, взглядами, порой обдуманно, порой произвольно
Глава шестая. ОСТАТКИ 147 и случайно: он совершает отчасти логические действия. Необразованный
человек комбинирует в соответствии с аналогиями, чаще всего фантасти-
ческими, по-детски наивными, абсурдными и часто также произвольно,
т. е. по неведомым нам мотивам: его действия в основном оказываются не-
логическими. Класс этот включает разновидности: склонность к комбина-
циям; поиск лучших комбинаций; склонность к вере в эффективность
комбинаций.
Кроме того, есть пассивная позиция, когда человек оказывается объек-
том комбинации, и активная позиция, когда он сам эти комбинации ин-
терпретирует или создает. Склонность к комбинациям представляет со-
бой общее, неясное чувство, которое выступает как в пассивной, так
и в активной форме; она проявляет свою мощь в азартных играх у всех на-
родов. Поиск комбинаций, считающихся наилучшими, несомненно, от-
носится к активной позиции. Склонность верить в эффективность ком-
бинаций бывает и пассивной, и активной. Первый аспект может выра-
жаться верой в то, что A необходимым образом связано с B и что
за появлением A обязательно должно следовать B; второй аспект прояв-
ляется тогда, когда полагают, что при порождении искусственным путем
A как следствие будет произведено также и B (см. § 386).
В конкретных феноменах наряду с рассматриваемыми остатками присут-
ствуют и остатки других классов, прежде всего остатки класса II, придаю-
щие прочность материалу, возникающему благодаря действию инстинк-
та комбинаций, поискам наилучших комбинаций и вере в их эффектив-
ность. Затем вступает в действие вера в действенность комбинаций,
чтобы побудить человека к их использованию. Во многих феноменах,
особенно у цивилизованных народов, присутствует смесь из логических
действий, научных выводов, нелогических поступков, влияния чувств,
т. е. то, что нам предстоит отделять друг от друга при анализе.
Ia. Комбинации вообще. Мотивы в отношении общих комбинаций суще-
ствуют так же точно, как и в отношении специальных Ib и иных комби-
наций; если это окажется полезно, то внутри рода Ia можно выделить
различные виды. Сонник дает нам немало примеров таких комбинаций,
придающих смысл всему, что видится во снах. Действительно, некото-
рые пытаются обосновать такие соответствия с опорой на логику и на
опыт; но легко установить, что эти соответствия держатся только на ве-
ре в определенные комбинации. Так, «Естественная история» Плиния*
и традиционная народная медицина всех народов дают бесчисленное
число комбинаций, пригодных для лечения болезней; здесь также речь
- Плиний Старший. Естественная история. М., 1979.
148 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ идет не об опыте, но о тех комбинациях, которые появились в основном
случайно и которые сохранялись даже тогда, когда ценность их опыт-
ной составляющей равнялась нулю. Многие открытия явились резуль-
татом комбинации веществ и процедур, которые осуществлялись без за-
данной цели и часто с последствиями, отличными от предполагаемых
результатов; так, например, был открыт фосфор. Существование дней
хороших и плохих предзнаменований демонстрирует нам порой присут-
ствие такого рода остатка, в смеси с другими остатками. Вполне вероят-
но, что если приручение животных в одних случаях могло быть результа-
том операций, имевших вполне определенную цель, то в других случаях
оно могло оказаться итогом простых комбинаций. Так же очевиден этот
остаток в словах, которые не содержат никакого смысла, но произносятся
при совершении некоторых магических действий.
Этот остаток является одним из самых устойчивых и прочных. Мы его
встречаем во все времена, во всех странах, у людей невежественных и об-
разованных, суеверных и не имеющих предрассудков.
Ib. Комбинации сходных или противоположных вещей. Как сходство, так
и различие вещей, даже если оно воображаемое, является сильным моти-
вом, побуждением к комбинациям. Причина этого становится понятной,
когда мы обращаем внимание на ассоциации идей, вызванные этими ве-
щами. Нелогические суждения часто возникают через ассоциации идей.
Отметим, что если A и B представляют собой сходные вещи, а C и D — раз-
личные, то оппозицией комбинации A + B будет не комбинация C + D,
но отсутствие какой-либо комбинации. Так, вере в Бога противоположна
не вера в дьявола, но отсутствие веры и в того, и в другого. Противопо-
ложностью психического состояния человека, с немалым удовольствием
рассуждающего о половом акте, будет психическое состояние не того,
кто об этом рассуждает с ужасом и отвращением, но того, кто мало обес-
покоен им, как и любой иной телесной потребностью. Писатели давным-
давно подметили, что любви противостоит не ненависть, а безразличие.
Принцип гомеопатов «similia similibus curantur»* объединяет сходные ве-
щи; противоположный принцип «contraria contrariis curantur»** объеди-
няет вещи противоположные. Им возражает экспериментальная наука,
поскольку она не принимает априорных принципов, а решает вопрос
в каждом отдельном случае исходя из опыта.
- Подобное излечивается подобным (лат.).
** Противное излечивается противным (лат.).
Глава шестая. ОСТАТКИ 149
Ib1. Сходство или противоположность вообще. Остатки этого рода весьма
многочисленны и часто встречаются в магической деятельности. Близ-
кие вещи и сходные операции объединяют: при этом стремятся повлиять
на человека, животное или предмет, воздействуя на какую-то их часть.
Противоположные вещи объединяют, и во многих случаях полагают, что
это окажет влияние на определенные чувства людей и переведет их в про-
тивоположное состояние.
Примеры магической практики: плавить восковую фигурку, чтобы
погасить чувства влюбленного; колоть статуэтку, чтобы уничтожить вра-
га; зарывать в землю золото и драгоценные камни, чтобы прирастить со-
кровища; использовать реальную или мифическую враждебность одних
существ, чтобы изгнать других; пародировать культовые действия (чер-
ные мессы); равно как и совершать действия, позволяющие избежать «за-
висти богов». Остаток этого типа также присутствует в агрегате чувств,
который побуждает нас относиться к предметам как к одушевленным су-
ществам, а к животным как к существам, наделенным разумом. В целом
он есть также и в чувствах, побуждающих использовать аналогии в каче-
стве доказательств, и поэтому он встретится вновь в деривациях.
Ib2. Редкие вещи и исключительные события. Инстинкт приводит к убеж-
дению, что редкие вещи и исключительные события соединяются с дру-
гими редкими вещами и другими исключительными событиями или
же только с теми, которых очень хотят.
Редкость предмета может быть внутренней или внешней; это означает,
что предмет или действие может действительно принадлежать к классу
редких, а может оказаться таковым случайно или благодаря воображае-
мым обстоятельствам.
Такие остатки часто связаны с предсказаниями и чудесами, особенно
с