Компендиум по общей социологии
теми, которые совпадают с рождением и смертью выдающихся деятелей
или героев, или с некоторыми наиболее значительными моментами
в их жизни.
Ib3. Страшные вещи и события. Этот остаток проявляется, например,
в зловещей обстановке, которая сопровождала, согласно некоторым ав-
торам, приношение присяги соратниками Катилины; в ver sacrum*, в не-
которых чрезвычайных случаях, как было в Риме при неожиданном под-
ходе к городским стенам войск Ганнибала; при совершении некоторых
культовых действий, когда в жертву приносят детей.
- Весна священная (лат.). Искупительная культовая церемония древних римлян.
Поначалу в ходе нее богам, особенно Марсу и Юпитеру, приносили в дар весен-
ний приплод животных и иногда даже новорожденных детей.
150 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Ib4. Счастливое состояние, связанное с хорошими вещами; несчастливое
состояние, связанное с плохими вещами. Когда некоторое состояние A вос-
принимается как счастливое, люди всегда имеют склонность связывать
с ним все, что они считают хорошим. И напротив, если состояние B счи-
тается несчастливым, то они склонны соединять с ним все плохое. Про-
тивники какого-нибудь учреждения или какой-либо теории приписыва-
ют ему или ей вину за все беды; сторонники — напротив, ставят ему или
ей в заслугу все хорошее.
Ib5. Ассимиляция: прием внутрь неких субстанций для приобретения их
свойств и редко — противоположных. Считается, что, усваивая некото-
рые вещества, обретешь и их свойства. К этой разновидности относятся
«сома» из Вед, «вайдуа» из Новой Зеландии, «кикеон» из элевсинских
мистерий, всевозможные магические причастия и эликсиры и т. п.
Ig. Таинственные действия некоторых предметов и поступков. Они соот-
ветствуют чувству, согласно которому вещи и действия наделены ок-
культной силой, чаще всего неопределенной. Этот остаток проявляется
во многих магических обрядах, в амулетах, в произнесении клятв над не-
которыми предметами, в уповании на Суд Божий, в феноменах табу, не-
зависимо от того, предполагает или не предполагает оно санкцию, и т. д.
Основной частью здесь является инстинкт комбинаций; та часть, кото-
рая подразумевает вмешательство божества, составляет деривацию, с по-
мощью которой хотят объяснить и оправдать этот инстинкт.
Будет полезно отделить от общей категории Ig1 специальную катего-
рию Ig2, в которой считается, что имена предметов обладают оккультной
властью над этими предметами.
Ig1. Таинственные действия вообще. Клятвы, данные согласно опреде-
ленным формам, в определенных местах и на определенных предметах;
реликвии, многие магические действия, колдовские чары, сглаз и т. д.
составляют этот вид остатков.
Ig2. Имена, связанные таинственным образом с предметами. Эти связи
могут проявляться двояко: без экспериментального основания, мистиче-
ским образом; или при воспоминаниях о некоторых экспериментальных
или воображаемых свойствах вещей. Первый вариант представляет дан-
ный остаток; второй — остатки постоянства агрегатов (класс II). «Совер-
шенство» некоторых чисел: три, шесть, семь, десять, является примером
этого вида остатка.
Глава шестая. ОСТАТКИ 151
Id. Потребность в объединении остатков. Часто человеку присуща по-
требность в соединении определенных остатков, находящихся в его соз-
нании: в этом проявляется его склонность к синтезу, которая необходима
в практике. Кроме того, ему не хочется и не нравится отделять веру
от опыта; он хочет иметь эти элементы в совокупности и без выделения
противоречащих друг другу, не согласующихся сторон. Данная потреб-
ность в значительной мере проявляется в том, что люди пользуются неко-
торыми неопределенными по своему значению словами и при этом пола-
гают, что эти слова соответствуют реальным вещам. Так, они полагают,
что в словах «доброе», «прекрасное», «благо» раскрывается все то, что
приятно на вкус, полезно для здоровья и вызывает моральное удовлетво-
рение. Так образуется совокупность остатков, которая должна притяги-
вать, а не отталкивать индивида. Интеллектуалы связывают воедино
добро, благо, прекрасное, истину, человечность, альтруизм, солидар-
ность и формируют комплекс, который вызывает в них приятную сен-
тиментальность. За счет остатков сохранения агрегатов этот комплекс
приобретает затем независимое существование и даже может быть
персонифицирован.
Ie. Потребность в логическом развитии. Потребность в логике удовле-
творяется как строгой логикой, так и псевдологикой; в сущности, людям
свойственно стремление обосновывать, а то, хорошо или плохо они это
делают, для них уже не так важно. Отсюда берет начало потребность при-
крывать нелогические действия и деривации логическим обрамлением,
деревициями, благодаря чему псевдологика удовлетворяет неодолимую
потребность, о которой мы поговорим позднее (см. гл. 7). Этот остаток,
хотя он и дает начало метафизическим, теологическим и иным отвлечен-
ным рассуждениям, также оказывается исходным пунктом для экспери-
ментальной науки.
Iz. Вера в эффективность комбинаций. Если A появляется вместе с B,
то с течением времени в сознании человека рождается чувство, под влия-
нием которого он связывает A с B неразрывно. Ученый, который в иссле-
дованиях не позволяет себе поддаваться воздействию предвзятых идей,
не ожидает от фактов подтверждения своего чувства и, во всяком слу-
чае, ограничивается тем, что приходит к выводу о большей или меньшей
вероятности отношения. Напротив, тот, кто не склонен пользоваться
экспериментальным методом, обычно следует чувству, пусть даже вос-
принятому из опыта других, и пренебрегает экспериментальной про-
веркой, которая, впрочем, обычно не может ограничить его веру.
Он слабо отличает эффективные комбинации от неэффективных, либо
совсем не отличает их, подобно доброму старому Катону, который с
152 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ одинаковой убежденностью предлагал магические приемы и давал агро-
номические советы.
A и B часто представляют собой неопределенные вещи или действия и да-
же классы тех вещей и действий, которые обычно соответствуют родам
остатков b и g. Каков бы ни был источник веры в то, что A связано с B, —
экспериментальный, псевдоэкспериментальный или фантастический, —
она благодаря остаткам сохранения агрегатов усиливается, становится
стабильной и оказывает сильное влияние на чувства и действия как в пас-
сивном, так и в активном смысле.
В пассивном смысле, если кто-то наблюдает один элемент из комбина-
ции A B, то это убеждает его в существовании всей комбинации. Следова-
тельно, если A предшествует B, то, наблюдая A, люди ожидают появления
B (как это происходит при кометах в отношении предвещаемых ими со-
бытий и при знамениях вообще); если происходит B, то они уверены
в том, что этому должно было предшествовать A, и многое делают для то-
го, чтобы его найти (как, например, в отношении фактов, которые счита-
ли предзнаменованиями прихода к власти некоторых древнеримских им-
ператоров). Наконец, если A и B принадлежат прошлому, их связывают
друг с другом, даже если между ними не удается установить ничего обще-
го (как в предсказаниях, о которых повествуют историки, если, конечно,
они не выдуманы).
В активном смысле существует убежденность, что, вызвав A, можно до-
биться появления B. Пассивное знание обожествления становится ак-
тивным знанием магии.
Класс II. Сохранение агрегатов. Некоторые комбинации образуют агре-
гат, части которого тесно связаны в единое целое. В итоге это целое при-
обретает собственную сущность и нередко получает собственное имя.
Наличие имени у агрегата, в свою очередь, способствует убеждению в его
индивидуальности (см. § 397). Это изначально связано с остатком, ука-
зывающим на то, что имени непременно соответствует вещь (см. гл. 7).
Чувства, которые соответствуют агрегату, могут оставаться почти не-
изменными, либо варьироваться по своей интенсивности и по широте
распространения. Более подвержены изменению те формы, в которых
эти чувства проявляются, т. е. деривации.
Когда агрегат сложился, этот инстинкт, как механическая инерция,
с различной силой противостоит действию других инстинктов, удержи-
вая установленные связи; это позволяет сохранить хотя бы видимость аг-
регата, если его распада нельзя избежать.
Глава шестая. ОСТАТКИ 153
Комбинации, которые исчезают, едва сформировавшись, не образуют
агрегата, обладающего устойчивостью, однако они в конце концов могут
приобрести это свойство, если сохранятся в течение какого-то времени.
Особая индивидуальность агрегатов может быть выражена не только
в абстракции; впрочем, если абстракция, соответствующая агрегату,
не имеет объективной основы, то у нее может быть субъективная основа,
и это важно для социального равновесия. Допустим, что мы наблюдаем,
как некие люди сотворили себе речное божество. Такой факт можно объ-
яснить различным образом. Во-первых, можно сказать, что эти люди
из реки выделили абстракцию идеальной реки, которую они рассматри-
вают как «природную силу» и боготворят. Во-вторых, можно сказать, что
они выявили у реки нечто сходное с человеком, что они увидели у нее ду-
шу, родственную человеческой душе, и эту душу обожествляют. В-треть-
их, можно сказать, что эта река породила в людях разные чувственные
впечатления, возможно, в какой-то части не очень четкие, но достаточно
сильные. Сохраняясь, совокупность таких чувственных впечатлений сфор-
мировала для субъекта некое явление, которому он дал имя, как и всем дру-
гим субъективно значимым для него явлениям. Эта новая сущность вместе
с ее именем, присоединенная к другим подобным ей сущностям, может за-
нять место в пантеоне божеств рассматриваемого народа или рядом с фла-
гом в агрегате патриотических символов или в поэтическом багаже (как, на-
пример, в Германии Рейн). Нельзя исключить ни одну из этих трех приве-
денных выше форм интерпретаций, однако третья форма позволяет лучше
объяснять факты, чем первые две, и следовательно, ее остаток распростра-
нен гораздо больше прочих.
Именно таким образом мы понимаем многие абстракции, касающиеся
богов античного Рима. Наиболее кропотливые толкователи обычаев это-
го грубого народа, у которого зародились эти абстракции, стали затем
рассматривать как «персонификацию природных сил» и богиню Юнону,
и обряд апофеоза римских императоров, и многие иные случаи обожест-
вления людей.
Отмечено, что некоторые манеры поведения и обычаи сохраняются по-
сле того, как полностью исчезли породившие их причины. Их устойчи-
вость может быть вызвана слабостью встречаемого ими противодействия;
она также может обусловливаться поддержкой со стороны некоторой си-
лы, превосходящей все остальные, противостоящие ей. Проявление это-
го можно встретить, например, во многих очень устойчивых обычаях,
праздниках и «суевериях» языческого происхождения, довольно легко
перешедших в христианскую религию.
154 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Таким образом, остаток, сформированный на основе некоторых соеди-
нений идей и актов, пришел из античного Рима в наше время, последова-
тельно принимая различные сменявшие друг друга формы. Он оставался
тем же и в древнегреческом антропоморфизме, в котором фонтан стано-
вился персонифицированным божеством, и в христианстве, в котором
бог и богиня превращались в святых. Параллельно с этим метафизиче-
ская трансформация придавала данному остатку абстрактную форму
«силы природы» или «проявления божественного могущества», однако
такие абстракции были пригодны для литераторов и философов,
но не для простого народа. Мощь остатка выражается в его сохранении,
несмотря на множество превратностей истории. Отсюда ясно, что при
определении социального равновесия следует рассматривать прежде все-
го именно его, а не разнообразные внешние формы приходящего харак-
тера, в которые он облачен в те или иные времена.
Этот остаток берет начало от постоянства некоторых действий, далее
он содействует сохранению такого постоянства до столкновения с ка-
ким-нибудь препятствием, которое может привести к прекращению или
к изменению этих действий. Далее следует череда действий и ответных ре-
акций (см. § 390). Такие действия укрепляют данный остаток, а он поддер-
живает эти действия до тех пор, пока новые, вступающие в игру силы сво-
им влиянием на действия, или на остаток, или одновременно на то и дру-
гое не нарушат сложившегося равновесия. Тогда наступают изменения.
IIa. Сохранение связей человека с другими людьми и с местом. К данному
роду остатков принадлежат чувства, относящиеся к семейной привязан-
ности, собственности, патриотизму, любви к родному языку, своей рели-
гии, товарищам и т. д. Этот остаток порой скрыт за теми деривациями
и логическими объяснениями, которые добавляет к ним человек.
Такие остатки свойственны также и некоторым животным, у которых
имеется чувство «собственности», т. е. у которых устойчиво сохраняется
чувство, соединяющее их с определенным местом и предметами <при- вычного обитания>. Оно имеется у тех животных, которые «привязыва-
ются» к людям