Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
ver sacrum*, в не-
которых чрезвычайных случаях, как было в Риме при неожиданном под-
ходе к городским стенам войск Ганнибала; при совершении некоторых
культовых действий, когда в жертву приносят детей.
  • Весна священная (лат.). Искупительная культовая церемония древних римлян.
    Поначалу в ходе нее богам, особенно Марсу и Юпитеру, приносили в дар весен-
    ний приплод животных и иногда даже новорожденных детей.
    150 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Ib4. Счастливое состояние, связанное с хорошими вещами; несчастливое
    состояние, связанное с плохими вещами. Когда некоторое состояние A вос-
    принимается как счастливое, люди всегда имеют склонность связывать
    с ним все, что они считают хорошим. И напротив, если состояние B счи-
    тается несчастливым, то они склонны соединять с ним все плохое. Про-
    тивники какого-нибудь учреждения или какой-либо теории приписыва-
    ют ему или ей вину за все беды; сторонники — напротив, ставят ему или
    ей в заслугу все хорошее.
  • Ib5. Ассимиляция: прием внутрь неких субстанций для приобретения их
    свойств и редко — противоположных. Считается, что, усваивая некото-
    рые вещества, обретешь и их свойства. К этой разновидности относятся
    «сома» из Вед, «вайдуа» из Новой Зеландии, «кикеон» из элевсинских
    мистерий, всевозможные магические причастия и эликсиры и т. п.
  • Ig. Таинственные действия некоторых предметов и поступков. Они соот-
    ветствуют чувству, согласно которому вещи и действия наделены ок-
    культной силой, чаще всего неопределенной. Этот остаток проявляется
    во многих магических обрядах, в амулетах, в произнесении клятв над не-
    которыми предметами, в уповании на Суд Божий, в феноменах табу, не-
    зависимо от того, предполагает или не предполагает оно санкцию, и т. д.
    Основной частью здесь является инстинкт комбинаций; та часть, кото-
    рая подразумевает вмешательство божества, составляет деривацию, с по-
    мощью которой хотят объяснить и оправдать этот инстинкт.
  • Будет полезно отделить от общей категории Ig1 специальную катего-
    рию Ig2, в которой считается, что имена предметов обладают оккультной
    властью над этими предметами.
  • Ig1. Таинственные действия вообще. Клятвы, данные согласно опреде-
    ленным формам, в определенных местах и на определенных предметах;
    реликвии, многие магические действия, колдовские чары, сглаз и т. д.
    составляют этот вид остатков.
  • Ig2. Имена, связанные таинственным образом с предметами. Эти связи
    могут проявляться двояко: без экспериментального основания, мистиче-
    ским образом; или при воспоминаниях о некоторых экспериментальных
    или воображаемых свойствах вещей. Первый вариант представляет дан-
    ный остаток; второй — остатки постоянства агрегатов (класс II). «Совер-
    шенство» некоторых чисел: три, шесть, семь, десять, является примером
    этого вида остатка.
    Глава шестая. ОСТАТКИ 151
  • Id. Потребность в объединении остатков. Часто человеку присуща по-
    требность в соединении определенных остатков, находящихся в его соз-
    нании: в этом проявляется его склонность к синтезу, которая необходима
    в практике. Кроме того, ему не хочется и не нравится отделять веру
    от опыта; он хочет иметь эти элементы в совокупности и без выделения
    противоречащих друг другу, не согласующихся сторон. Данная потреб-
    ность в значительной мере проявляется в том, что люди пользуются неко-
    торыми неопределенными по своему значению словами и при этом пола-
    гают, что эти слова соответствуют реальным вещам. Так, они полагают,
    что в словах «доброе», «прекрасное», «благо» раскрывается все то, что
    приятно на вкус, полезно для здоровья и вызывает моральное удовлетво-
    рение. Так образуется совокупность остатков, которая должна притяги-
    вать, а не отталкивать индивида. Интеллектуалы связывают воедино
    добро, благо, прекрасное, истину, человечность, альтруизм, солидар-
    ность и формируют комплекс, который вызывает в них приятную сен-
    тиментальность. За счет остатков сохранения агрегатов этот комплекс
    приобретает затем независимое существование и даже может быть
    персонифицирован.
  • Ie. Потребность в логическом развитии. Потребность в логике удовле-
    творяется как строгой логикой, так и псевдологикой; в сущности, людям
    свойственно стремление обосновывать, а то, хорошо или плохо они это
    делают, для них уже не так важно. Отсюда берет начало потребность при-
    крывать нелогические действия и деривации логическим обрамлением,
    деревициями, благодаря чему псевдологика удовлетворяет неодолимую
    потребность, о которой мы поговорим позднее (см. гл. 7). Этот остаток,
    хотя он и дает начало метафизическим, теологическим и иным отвлечен-
    ным рассуждениям, также оказывается исходным пунктом для экспери-
    ментальной науки.
  • Iz. Вера в эффективность комбинаций. Если A появляется вместе с B,
    то с течением времени в сознании человека рождается чувство, под влия-
    нием которого он связывает A с B неразрывно. Ученый, который в иссле-
    дованиях не позволяет себе поддаваться воздействию предвзятых идей,
    не ожидает от фактов подтверждения своего чувства и, во всяком слу-
    чае, ограничивается тем, что приходит к выводу о большей или меньшей
    вероятности отношения. Напротив, тот, кто не склонен пользоваться
    экспериментальным методом, обычно следует чувству, пусть даже вос-
    принятому из опыта других, и пренебрегает экспериментальной про-
    веркой, которая, впрочем, обычно не может ограничить его веру.
    Он слабо отличает эффективные комбинации от неэффективных, либо
    совсем не отличает их, подобно доброму старому Катону, который с
    152 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ одинаковой убежденностью предлагал магические приемы и давал агро-
    номические советы.
  • A и B часто представляют собой неопределенные вещи или действия и да-
    же классы тех вещей и действий, которые обычно соответствуют родам
    остатков b и g. Каков бы ни был источник веры в то, что A связано с B, —
    экспериментальный, псевдоэкспериментальный или фантастический, —
    она благодаря остаткам сохранения агрегатов усиливается, становится
    стабильной и оказывает сильное влияние на чувства и действия как в пас-
    сивном, так и в активном смысле.
  • В пассивном смысле, если кто-то наблюдает один элемент из комбина-
    ции A B, то это убеждает его в существовании всей комбинации. Следова-
    тельно, если A предшествует B, то, наблюдая A, люди ожидают появления
    B (как это происходит при кометах в отношении предвещаемых ими со-
    бытий и при знамениях вообще); если происходит B, то они уверены
    в том, что этому должно было предшествовать A, и многое делают для то-
    го, чтобы его найти (как, например, в отношении фактов, которые счита-
    ли предзнаменованиями прихода к власти некоторых древнеримских им-
    ператоров). Наконец, если A и B принадлежат прошлому, их связывают
    друг с другом, даже если между ними не удается установить ничего обще-
    го (как в предсказаниях, о которых повествуют историки, если, конечно,
    они не выдуманы).
  • В активном смысле существует убежденность, что, вызвав A, можно до-
    биться появления B. Пассивное знание обожествления становится ак-
    тивным знанием магии.
  • Класс II. Сохранение агрегатов. Некоторые комбинации образуют агре-
    гат, части которого тесно связаны в единое целое. В итоге это целое при-
    обретает собственную сущность и нередко получает собственное имя.
    Наличие имени у агрегата, в свою очередь, способствует убеждению в его
    индивидуальности (см. § 397). Это изначально связано с остатком, ука-
    зывающим на то, что имени непременно соответствует вещь (см. гл. 7).
    Чувства, которые соответствуют агрегату, могут оставаться почти не-
    изменными, либо варьироваться по своей интенсивности и по широте
    распространения. Более подвержены изменению те формы, в которых
    эти чувства проявляются, т. е. деривации.
  • Когда агрегат сложился, этот инстинкт, как механическая инерция,
    с различной силой противостоит действию других инстинктов, удержи-
    вая установленные связи; это позволяет сохранить хотя бы видимость аг-
    регата, если его распада нельзя избежать.
    Глава шестая. ОСТАТКИ 153
  • Комбинации, которые исчезают, едва сформировавшись, не образуют
    агрегата, обладающего устойчивостью, однако они в конце концов могут
    приобрести это свойство, если сохранятся в течение какого-то времени.
  • Особая индивидуальность агрегатов может быть выражена не только
    в абстракции; впрочем, если абстракция, соответствующая агрегату,
    не имеет объективной основы, то у нее может быть субъективная основа,
    и это важно для социального равновесия. Допустим, что мы наблюдаем,
    как некие люди сотворили себе речное божество. Такой факт можно объ-
    яснить различным образом. Во-первых, можно сказать, что эти люди
    из реки выделили абстракцию идеальной реки, которую они рассматри-
    вают как «природную силу» и боготворят. Во-вторых, можно сказать, что
    они выявили у реки нечто сходное с человеком, что они увидели у нее ду-
    шу, родственную человеческой душе, и эту душу обожествляют. В-треть-
    их, можно сказать, что эта река породила в людях разные чувственные
    впечатления, возможно, в какой-то части не очень четкие, но достаточно
    сильные. Сохраняясь, совокупность таких чувственных впечатлений сфор-
    мировала для субъекта некое явление, которому он дал имя, как и всем дру-
    гим субъективно значимым для него явлениям. Эта новая сущность вместе
    с ее именем, присоединенная к другим подобным ей сущностям, может за-
    нять место в пантеоне божеств рассматриваемого народа или рядом с фла-
    гом в агрегате патриотических символов или в поэтическом багаже (как, на-
    пример, в Германии Рейн). Нельзя исключить ни одну из этих трех приве-
    денных выше форм интерпретаций, однако третья форма позволяет лучше
    объяснять факты, чем первые две, и следовательно, ее остаток распростра-
    нен гораздо больше прочих.
  • Именно таким образом мы понимаем многие абстракции, касающиеся
    богов античного Рима. Наиболее кропотливые толкователи обычаев это-
    го грубого народа, у которого зародились эти абстракции, стали затем
    рассматривать как «персонификацию природных сил» и богиню Юнону,
    и обряд апофеоза римских императоров, и многие иные случаи обожест-
    вления людей.
  • Отмечено, что некоторые манеры поведения и обычаи сохраняются по-
    сле того, как полностью исчезли породившие их причины. Их устойчи-
    вость может быть вызвана слабостью встречаемого ими противодействия;
    она также может обусловливаться поддержкой со стороны некоторой си-
    лы, превосходящей все остальные, противостоящие ей. Проявление это-
    го можно встретить, например, во многих очень устойчивых обычаях,
    праздниках и «суевериях» языческого происхождения, довольно легко
    перешедших в христианскую религию.
    154 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Таким образом, остаток, сформированный на основе некоторых соеди-
    нений идей и актов, пришел из античного Рима в наше время, последова-
    тельно принимая различные сменявшие друг друга формы. Он оставался
    тем же и в древнегреческом антропоморфизме, в котором фонтан стано-
    вился персонифицированным божеством, и в христианстве, в котором
    бог и богиня превращались в святых. Параллельно с этим метафизиче-
    ская трансформация придавала данному остатку абстрактную форму
    «силы природы» или «проявления божественного могущества», однако
    такие абстракции были пригодны для литераторов и философов,
    но не для простого народа. Мощь остатка выражается в его сохранении,
    несмотря на множество превратностей истории. Отсюда ясно, что при
    определении социального равновесия следует рассматривать прежде все-
    го именно его, а не разнообразные внешние формы приходящего харак-
    тера, в которые он облачен в те или иные времена.
  • Этот остаток берет начало от постоянства некоторых действий, далее
    он содействует сохранению такого постоянства до столкновения с ка-
    ким-нибудь препятствием, которое может привести к прекращению или
    к изменению этих действий. Далее следует череда действий и ответных ре-
    акций (см. § 390). Такие действия укрепляют данный остаток, а он поддер-
    живает эти действия до тех пор, пока новые, вступающие в игру силы сво-
    им влиянием на действия, или на остаток, или одновременно на то и дру-
    гое не нарушат сложившегося равновесия. Тогда наступают изменения.
  • IIa. Сохранение связей человека с другими людьми и с местом. К данному
    роду остатков принадлежат чувства, относящиеся к семейной привязан-
    ности, собственности, патриотизму, любви к родному языку, своей рели-
    гии, товарищам и т. д. Этот остаток порой скрыт за теми деривациями
    и логическими объяснениями, которые добавляет к ним человек.
    Такие остатки свойственны также и некоторым животным, у которых
    имеется чувство «собственности», т. е. у которых устойчиво сохраняется
    чувство, соединяющее их с определенным местом и предметами <при- вычного обитания>. Оно имеется у тех животных, которые «привязыва-
    ются» к людям и к другим животным, т. е. у которых присутствует чувст-
    во, соединяющее их с другими животными и с людьми. Этот род делится
    на три вида остатков, имеющих настолько близкие черты, что они могут
    легко смешиваться и дополнять друг друга.
  • IIa1. Семейные отношения и
  • Скачать:TXTPDF

    ver sacrum*, в не-которых чрезвычайных случаях, как было в Риме при неожиданном под-ходе к городским стенам войск Ганнибала; при совершении некоторыхкультовых действий, когда в жертву приносят детей. Весна священная (лат.).