Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
и к другим животным, т. е. у которых присутствует чувст-
во, соединяющее их с другими животными и с людьми. Этот род делится
на три вида остатков, имеющих настолько близкие черты, что они могут
легко смешиваться и дополнять друг друга.
  • IIa1. Семейные отношения и отношения в общностях, основанных на род-
    ственной связи. Вероятно, в связи с довольно длительным интервалом
    времени, в течение которого потомство нуждается в родителях, у челове-
    ка в отличие от животных образуются столь существенные и порой доста-
    точно сильные остатки такого единения.
    Глава шестая. ОСТАТКИ 155
  • Эти остатки соответствуют той форме семейного объединения, при кото-
    рой они появились и которую затем укрепляли или модифицировали.
    Поскольку патриархальный тип семьи известен лучше других, мы хоро-
    шо знаем только те остатки, которые соответствуют ему, однако у дика-
    рей и варваров теперь обнаружены иные типы семьи, редкие следы кото-
    рых встречаются, впрочем, и в классической античной литературе.
  • Какими бы ни были причины этого, среди многих народов создавались
    определенные общности, которые считались связанными с территорией
    и обладающими постоянством во времени при смене умерших другими.
    Случается и так, что ядро этих общностей образуется из индивидов, свя-
    занных между собой узами кровного родства. Факт существования на-
    званных общностей находится во взаимосвязи с другим фактом — с су-
    ществованием чувств, способствующих сохранению постоянства общно-
    стей и проявляющихся в самых разных формах, наиболее значимую из
    них именуют религией. Этот исторический феномен, истоки которого
    нам неведомы, но известны определенные стадии его прогрессивного
    развития, а нередко и упадка, объясняли тремя способами. Одни, раз-
    мышляя о ядре, говорили, что эти общности берут свое начало в семье,
    что если в исторические времена уже не осталось простых семей, то это
    произошло из-за отклонений от этого типа общности вследствие ка-
    ких-то нарушений. Другие, сосредоточивая внимание на чувствах, кото-
    рые характерны для общности и скрепляют ее, искали происхождение
    общности в религиозной вере, а ядро семьи объясняли религиозным
    предписанием, в соответствии с которым определенные религиозные об-
    ряды должны были совершаться людьми, связанными узами кровного
    родства. Третьи полагали, что такие общности имели чисто искусствен-
    ное происхождение и были созданы по воле законодателя.
  • Имеется и четвертая гипотеза, которая лучше объясняет известные фак-
    ты, она заключается в рассмотрении этих общностей как естественных
    образований, у которых имеется некое ядро, каковым, как правило, ока-
    зывается семья с разного рода ответвлениями (свояки, родня), каковые,
    в свою очередь, обеспечивают сохранение общностей и их длительное
    существование.
  • Эти общие рассуждения имеют силу применительно к частным случаям
    римского gens, греческого ge´noV, индийских каст, феодальных сообществ
    и т. д.
  • Очень похожие остатки приводили к разным деривациям в античной
    Греции и в античном Риме в соответствии со специфически характером
    этих народов. Остатки, которые привели к возникновению семейных
    156 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ религий, после небольших модификаций стали религиями городов (при-
    меры: культ огня и культ Весты; Пенаты и Юноны; герой древнего эпоса
    и божества-основатели городов). Эти остатки четко соответствуют ком-
    плексу уз человека, т. е. комплексу ограничений в отношении свободной
    реализации его стремлений. Они вдохнули жизнь в социальную ячейку
    и придали ей силу.
  • IIa2. Связи с местами. Эти остатки часто смешиваются с предыдущими
    остатками и с остатками IIb. У античных греко-римских народов к свя-
    зям с местами присоединялись семейные привязанности, отношения
    с общностью, к умершим людям, и это приводило к образованию некоего
    комплекса остатков. Среди современных народов речь идет о «родном
    крае», каковым является то место, где жила семья где прошло детство.
    Понятие «отечество» содержит в себе целый комплекс чувств — это чув-
    ства принадлежности к большому племени, чувства общности языка, ре-
    лигии, традиций, общей истории и т. д. Этот комплекс, так же как и ком-
    плексы религии, морали, права, добра, красоты и т. д., не имеет четкой
    формы и удерживается в качестве единого целого благодаря сохранению
    агрегатов.
  • IIa3. Отношения социальных классов. Жизнь в соответствующей общно-
    сти накладывает отпечаток на сознание, формируя определенные взгля-
    ды и представления, специфические способы мышления и особую мане-
    ру поведения, некоторые предрассудки и мнения, которые в дальнейшем
    сохраняются и приобретают псевдообъективное существование, так же
    как и многие иные аналогичные образования. Соответствующие остатки
    часто принимают форму остатков семейных отношений; считается, что
    социальные классы и даже нации произошли от одного реального или
    мистического основателя, и каждый связан с собственными богами, вра-
    ждебными богам других общностей. Последняя деривация сегодня почти
    вышла из обихода. Проявления таких остатков можно встретить в жизни
    каст, социальных классов, сект, рас, профессиональных объединений;
    в представлениях, содержащих неприязнь к иностранцам, варварам, низ-
    шим расам и т. д. Отличия обычно заключаются только в разной интен-
    сивности чувств.
  • IIb. Сохранение отношений живых людей с умершими. Многие связи чело-
    века с другими людьми сохраняются, в абстрактном виде, после их исчез-
    новения или кончины. Здесь мы имеем остатки многих феноменов. От-
    части они схожи с остатками из рода IIa, этим объясняется, почему они
    нередко встречаются совместно с остатками, имеющими отношение
    к семье, касте, патриотизму, религии и т. д. В соединении с остатками,
    которые побуждают нас делиться частью имущества с кем-нибудь из тех,
    Глава шестая. ОСТАТКИ 157 к кому мы испытываем чувство любви или расположения IVd2, они встре-
    чаются в сложных феноменах воздаяния почестей умершим.
  • В явном виде это проявляется в веровании, что покойники являются жи-
    вущими. Затем это убеждение по аналогии распространяется на божества
    и на иные персонифицированные сущности.
  • В основе такого понимания потусторонней жизни лежит не что иное, как
    продолжение другого крайне стойкого представления — о физическом
    и психическом единстве индивида, о его тождественности себе на протя-
    жении всей его жизни — с детских лет и до глубокой старости.
  • IIg. Сохранение отношений между умершим человеком и теми вещами, ко-
    торые принадлежали ему при жизни. Отношения человека с вещами, ко-
    торыми он обладал, сохраняются в сознании живущих людей также и по-
    сле его кончины. Отсюда происходят обычаи погребения и сжигания
    вместе с телом умершего принадлежавших ему вещей, или же обычаи
    их разрушения, убийства его жен, рабов, животных. Логическое объясне-
    ние, апеллирующее к представлению о новой жизни покойного, является
    всего лишь весьма изменчивой деривацией.
  • IId. Сохранение абстракции. Когда сформировался агломерат отноше-
    ний путем, показанным в § 390, или каким-либо иным способом, рожда-
    ется соответствующая абстракция, которая может сохраняться и при
    этом создать новую субъективную сущность.
  • Такие остатки оказываются фундаментом для теологии и метафизики,
    которые можно было бы определить как совокупность дериваций, по-
    строенных на основе этих остатков. Хотя они не имеют той ценности, ка-
    кой обладают логические науки, они имеют большое значение как выра-
    жения остатков, соответствующих мощным социальным силам.
  • В этом случае различие между настоящим и прошлым имеется фактиче-
    ски только в плане персонификации абстракций, более типичной для
    прошлого; этот момент мы обсудим особо (см. § 416).
  • IIe. Сохранение единообразий. Это важный частный случай сохранения
    абстракций. Сначала наблюдают некоторый факт, затем выражают его
    в абстрактной форме, эта абстракция сохраняется и со временем стано-
    вится общим правилом; так, единичному факту или частному единооб-
    разию приписывают обобщенный характер. Редко встречаются люди,
    которые выражают в частных формах частные факты, умеют хорошо
    158 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отличить данное выражение от другого, содержащего общее правило,
    способны отличить общее правило как исследовательское средство, под-
    верженное опытному контролю, от другого общего правила, воздвигае-
    мого над опытом (см. § 29). Предельными формами господствующих над
    опытом абстракций оказываются метафизические принципы, естествен-
    ные принципы, необходимые связи вещей и т. д. (см. § 212).
  • IIz. Чувства, превращаемые в объективную реальность. Эти многочис-
    ленные остатки составляют основу субъективных доказательств, полу-
    чаемых посредством чувств. Они очень эффективно воздействуют на мо-
    тивы, в соответствии с которыми создаются и принимаются теории. На-
    пример, они обнаруживаются в саморефлексии метафизика, в опыте
    христианина и т. п.
  • IIh. Персонификация. Первая ступень персонификации состоит в наде-
    лении именем некоторой абстракции, единообразия, чувства, за счет че-
    го они трансформируются в объективные индивидуальности. Затем по-
    степенно осуществляется их персонификация, т. е. приближаясь к ан-
    тропоморфизму и добавляя сексуальный остаток, им придаются образы
    мужчин и женщин. В конце концов они могут быть обожествлены. При-
    мер тому можно встретить в культе Рима; если же обратиться к области
    остатков, а не антропоморфических дериваций, то таким примером ока-
    жется вера в социализм, прогресс, демократию, пацифизм.
  • IIq. Потребность в новых абстракциях. Когда некоторые абстракции ис-
    чезают или отвергаются по тем или иным мотивам, потребность в абст-
    ракциях все равно остается и возникает необходимость в замене старых,
    вышедших из обихода или утративших прежнюю значимость абстрак-
    ций. В просвещенных классах на смену народным мифам пришли утон-
    ченные, мудреные, запутанные мифологии; сверхъестественные абст-
    ракции порождают абстракции метафизические и псевдонаучные; таких
    случаев великое множество, форма меняется, но потребность в присутст-
    вии абстракций сохраняется.
  • Человек не только нуждается в абстракциях, но он также испытывает не-
    обходимость, чтобы они развивались, были живыми в его сознании,
    а не мертвыми. Именно это и происходит: чем большего процветания до-
    стигает религия, тем более сильными и живучими оказываются ереси. Су-
    ществуют статическая и динамическая потребности в абстракциях.
  • Класс III. Потребность в проявлении чувств посредством внешних действий.
    Сильные чувства обычно сопровождаются некоторыми поведенческими
    Глава шестая. ОСТАТКИ 159 актами, каковые могут не иметь непосредственной связи с этими чувст-
    вами, но просто удовлетворяют потребность в действиях. Эти феномены
    также наблюдаются и у животных: у кота при виде птицы приходят в дви-
    жение челюсти; при виде хозяина собака начинает метаться и вилять хво-
    стом, попугай стучать крыльями и т. д.
  • Действия, в которых выражаются чувства, усиливают эти чувства и могут
    также вызывать их у индивида, который их до этого не имел. Хорошо из-
    вестен психологический факт, что если эмоция находит выражение
    в виде определенной физической установки, то индивид, принявший
    такую установку, может ощущать соответствующую эмоцию. Следова-
    тельно, остатки данного класса связаны с эмоциями, с чувствами,
    со страстями через сложную цепь действий и реакций.
  • IIIa. Потребность в действиях, проявляющаяся в комбинациях. Это, соб-
    ственно говоря, разновидность сложных (составных) остатков, в которых
    встречаются также остатки класса I. В этих феноменах главным является
    только что описанный остаток, т. е. потребность действовать; вторыми
    по значимости будут комбинации. Случайны и, как правило, малозначи-
    мы правила таких комбинаций, т. е. деривации от остатков класса I.
  • Потребность действовать, которая соответствует остатку рассматривае-
    мого рода, побуждает к оккультным, магическим и религиозным ритуа-
    лам, а также процедурам, направленным на лечение больных.
  • IIIb. Религиозная экзальтация. Спокойная и уравновешенная потреб-
    ность действовать может усиливаться и доходить до экзальтации, энтузи-
    азма, восторга. Религиозные пения и танцы, судорожные телодвижения
    и самобичевание, совершаемые в состоянии бурного восторга, входят
    в эту группу наряду с шаманством, «пробуждением Уэльса»*, ясновиде-
    нием и т. д.
  • Религиозный энтузиазм часто приводит к убеждению, что некоторые лю-
    ди вступают в непосредственную связь с божеством, что нередко устраи-
    ваются даже экскурсии, вознесения и похищения в сверхъестественный
    мир.
  • Класс IV. Остатки, связанные с социальностью. Этот класс составляют
    остатки, связанные с социальной жизнью; к нему можно также отнести
    • Имеется в виду небывалый подъем религиозности в Уэльсе в 1904 г. в результате
      проповеднической деятельности Ивена Робертса (см. § 504).
      160 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ остатки, связанные с дисциплиной, если предполагается, что соответст-
      вующие им чувства усилились благодаря жизни в обществе.
  • IVa. Отдельные общества. У многих народов имеются чувства, побуж-
    дающие людей создавать частные общества самого разного характера.
    Благодаря наличию таких объединений затем развиваются сильные чув-
    ства, которые соответствуют разнообразным остаткам и прежде всего ос-
    таткам IIa3 (см. § 406).
  • IVb. Потребность в
  • Скачать:TXTPDF

    и к другим животным, т. е. у которых присутствует чувст-во, соединяющее их с другими животными и с людьми. Этот род делитсяна три вида остатков, имеющих настолько близкие черты, что они