Компендиум по общей социологии
и к другим животным, т. е. у которых присутствует чувст-
во, соединяющее их с другими животными и с людьми. Этот род делится
на три вида остатков, имеющих настолько близкие черты, что они могут
легко смешиваться и дополнять друг друга.
IIa1. Семейные отношения и отношения в общностях, основанных на род-
ственной связи. Вероятно, в связи с довольно длительным интервалом
времени, в течение которого потомство нуждается в родителях, у челове-
ка в отличие от животных образуются столь существенные и порой доста-
точно сильные остатки такого единения.
Глава шестая. ОСТАТКИ 155
Эти остатки соответствуют той форме семейного объединения, при кото-
рой они появились и которую затем укрепляли или модифицировали.
Поскольку патриархальный тип семьи известен лучше других, мы хоро-
шо знаем только те остатки, которые соответствуют ему, однако у дика-
рей и варваров теперь обнаружены иные типы семьи, редкие следы кото-
рых встречаются, впрочем, и в классической античной литературе.
Какими бы ни были причины этого, среди многих народов создавались
определенные общности, которые считались связанными с территорией
и обладающими постоянством во времени при смене умерших другими.
Случается и так, что ядро этих общностей образуется из индивидов, свя-
занных между собой узами кровного родства. Факт существования на-
званных общностей находится во взаимосвязи с другим фактом — с су-
ществованием чувств, способствующих сохранению постоянства общно-
стей и проявляющихся в самых разных формах, наиболее значимую из
них именуют религией. Этот исторический феномен, истоки которого
нам неведомы, но известны определенные стадии его прогрессивного
развития, а нередко и упадка, объясняли тремя способами. Одни, раз-
мышляя о ядре, говорили, что эти общности берут свое начало в семье,
что если в исторические времена уже не осталось простых семей, то это
произошло из-за отклонений от этого типа общности вследствие ка-
ких-то нарушений. Другие, сосредоточивая внимание на чувствах, кото-
рые характерны для общности и скрепляют ее, искали происхождение
общности в религиозной вере, а ядро семьи объясняли религиозным
предписанием, в соответствии с которым определенные религиозные об-
ряды должны были совершаться людьми, связанными узами кровного
родства. Третьи полагали, что такие общности имели чисто искусствен-
ное происхождение и были созданы по воле законодателя.
Имеется и четвертая гипотеза, которая лучше объясняет известные фак-
ты, она заключается в рассмотрении этих общностей как естественных
образований, у которых имеется некое ядро, каковым, как правило, ока-
зывается семья с разного рода ответвлениями (свояки, родня), каковые,
в свою очередь, обеспечивают сохранение общностей и их длительное
существование.
Эти общие рассуждения имеют силу применительно к частным случаям
римского gens, греческого ge´noV, индийских каст, феодальных сообществ
и т. д.
Очень похожие остатки приводили к разным деривациям в античной
Греции и в античном Риме в соответствии со специфически характером
этих народов. Остатки, которые привели к возникновению семейных
156 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ религий, после небольших модификаций стали религиями городов (при-
меры: культ огня и культ Весты; Пенаты и Юноны; герой древнего эпоса
и божества-основатели городов). Эти остатки четко соответствуют ком-
плексу уз человека, т. е. комплексу ограничений в отношении свободной
реализации его стремлений. Они вдохнули жизнь в социальную ячейку
и придали ей силу.
IIa2. Связи с местами. Эти остатки часто смешиваются с предыдущими
остатками и с остатками IIb. У античных греко-римских народов к свя-
зям с местами присоединялись семейные привязанности, отношения
с общностью, к умершим людям, и это приводило к образованию некоего
комплекса остатков. Среди современных народов речь идет о «родном
крае», каковым является то место, где жила семья где прошло детство.
Понятие «отечество» содержит в себе целый комплекс чувств — это чув-
ства принадлежности к большому племени, чувства общности языка, ре-
лигии, традиций, общей истории и т. д. Этот комплекс, так же как и ком-
плексы религии, морали, права, добра, красоты и т. д., не имеет четкой
формы и удерживается в качестве единого целого благодаря сохранению
агрегатов.
IIa3. Отношения социальных классов. Жизнь в соответствующей общно-
сти накладывает отпечаток на сознание, формируя определенные взгля-
ды и представления, специфические способы мышления и особую мане-
ру поведения, некоторые предрассудки и мнения, которые в дальнейшем
сохраняются и приобретают псевдообъективное существование, так же
как и многие иные аналогичные образования. Соответствующие остатки
часто принимают форму остатков семейных отношений; считается, что
социальные классы и даже нации произошли от одного реального или
мистического основателя, и каждый связан с собственными богами, вра-
ждебными богам других общностей. Последняя деривация сегодня почти
вышла из обихода. Проявления таких остатков можно встретить в жизни
каст, социальных классов, сект, рас, профессиональных объединений;
в представлениях, содержащих неприязнь к иностранцам, варварам, низ-
шим расам и т. д. Отличия обычно заключаются только в разной интен-
сивности чувств.
IIb. Сохранение отношений живых людей с умершими. Многие связи чело-
века с другими людьми сохраняются, в абстрактном виде, после их исчез-
новения или кончины. Здесь мы имеем остатки многих феноменов. От-
части они схожи с остатками из рода IIa, этим объясняется, почему они
нередко встречаются совместно с остатками, имеющими отношение
к семье, касте, патриотизму, религии и т. д. В соединении с остатками,
которые побуждают нас делиться частью имущества с кем-нибудь из тех,
Глава шестая. ОСТАТКИ 157 к кому мы испытываем чувство любви или расположения IVd2, они встре-
чаются в сложных феноменах воздаяния почестей умершим.
В явном виде это проявляется в веровании, что покойники являются жи-
вущими. Затем это убеждение по аналогии распространяется на божества
и на иные персонифицированные сущности.
В основе такого понимания потусторонней жизни лежит не что иное, как
продолжение другого крайне стойкого представления — о физическом
и психическом единстве индивида, о его тождественности себе на протя-
жении всей его жизни — с детских лет и до глубокой старости.
IIg. Сохранение отношений между умершим человеком и теми вещами, ко-
торые принадлежали ему при жизни. Отношения человека с вещами, ко-
торыми он обладал, сохраняются в сознании живущих людей также и по-
сле его кончины. Отсюда происходят обычаи погребения и сжигания
вместе с телом умершего принадлежавших ему вещей, или же обычаи
их разрушения, убийства его жен, рабов, животных. Логическое объясне-
ние, апеллирующее к представлению о новой жизни покойного, является
всего лишь весьма изменчивой деривацией.
IId. Сохранение абстракции. Когда сформировался агломерат отноше-
ний путем, показанным в § 390, или каким-либо иным способом, рожда-
ется соответствующая абстракция, которая может сохраняться и при
этом создать новую субъективную сущность.
Такие остатки оказываются фундаментом для теологии и метафизики,
которые можно было бы определить как совокупность дериваций, по-
строенных на основе этих остатков. Хотя они не имеют той ценности, ка-
кой обладают логические науки, они имеют большое значение как выра-
жения остатков, соответствующих мощным социальным силам.
В этом случае различие между настоящим и прошлым имеется фактиче-
ски только в плане персонификации абстракций, более типичной для
прошлого; этот момент мы обсудим особо (см. § 416).
IIe. Сохранение единообразий. Это важный частный случай сохранения
абстракций. Сначала наблюдают некоторый факт, затем выражают его
в абстрактной форме, эта абстракция сохраняется и со временем стано-
вится общим правилом; так, единичному факту или частному единооб-
разию приписывают обобщенный характер. Редко встречаются люди,
которые выражают в частных формах частные факты, умеют хорошо
158 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отличить данное выражение от другого, содержащего общее правило,
способны отличить общее правило как исследовательское средство, под-
верженное опытному контролю, от другого общего правила, воздвигае-
мого над опытом (см. § 29). Предельными формами господствующих над
опытом абстракций оказываются метафизические принципы, естествен-
ные принципы, необходимые связи вещей и т. д. (см. § 212).
IIz. Чувства, превращаемые в объективную реальность. Эти многочис-
ленные остатки составляют основу субъективных доказательств, полу-
чаемых посредством чувств. Они очень эффективно воздействуют на мо-
тивы, в соответствии с которыми создаются и принимаются теории. На-
пример, они обнаруживаются в саморефлексии метафизика, в опыте
христианина и т. п.
IIh. Персонификация. Первая ступень персонификации состоит в наде-
лении именем некоторой абстракции, единообразия, чувства, за счет че-
го они трансформируются в объективные индивидуальности. Затем по-
степенно осуществляется их персонификация, т. е. приближаясь к ан-
тропоморфизму и добавляя сексуальный остаток, им придаются образы
мужчин и женщин. В конце концов они могут быть обожествлены. При-
мер тому можно встретить в культе Рима; если же обратиться к области
остатков, а не антропоморфических дериваций, то таким примером ока-
жется вера в социализм, прогресс, демократию, пацифизм.
IIq. Потребность в новых абстракциях. Когда некоторые абстракции ис-
чезают или отвергаются по тем или иным мотивам, потребность в абст-
ракциях все равно остается и возникает необходимость в замене старых,
вышедших из обихода или утративших прежнюю значимость абстрак-
ций. В просвещенных классах на смену народным мифам пришли утон-
ченные, мудреные, запутанные мифологии; сверхъестественные абст-
ракции порождают абстракции метафизические и псевдонаучные; таких
случаев великое множество, форма меняется, но потребность в присутст-
вии абстракций сохраняется.
Человек не только нуждается в абстракциях, но он также испытывает не-
обходимость, чтобы они развивались, были живыми в его сознании,
а не мертвыми. Именно это и происходит: чем большего процветания до-
стигает религия, тем более сильными и живучими оказываются ереси. Су-
ществуют статическая и динамическая потребности в абстракциях.
Класс III. Потребность в проявлении чувств посредством внешних действий.
Сильные чувства обычно сопровождаются некоторыми поведенческими
Глава шестая. ОСТАТКИ 159 актами, каковые могут не иметь непосредственной связи с этими чувст-
вами, но просто удовлетворяют потребность в действиях. Эти феномены
также наблюдаются и у животных: у кота при виде птицы приходят в дви-
жение челюсти; при виде хозяина собака начинает метаться и вилять хво-
стом, попугай стучать крыльями и т. д.
Действия, в которых выражаются чувства, усиливают эти чувства и могут
также вызывать их у индивида, который их до этого не имел. Хорошо из-
вестен психологический факт, что если эмоция находит выражение
в виде определенной физической установки, то индивид, принявший
такую установку, может ощущать соответствующую эмоцию. Следова-
тельно, остатки данного класса связаны с эмоциями, с чувствами,
со страстями через сложную цепь действий и реакций.
IIIa. Потребность в действиях, проявляющаяся в комбинациях. Это, соб-
ственно говоря, разновидность сложных (составных) остатков, в которых
встречаются также остатки класса I. В этих феноменах главным является
только что описанный остаток, т. е. потребность действовать; вторыми
по значимости будут комбинации. Случайны и, как правило, малозначи-
мы правила таких комбинаций, т. е. деривации от остатков класса I.
Потребность действовать, которая соответствует остатку рассматривае-
мого рода, побуждает к оккультным, магическим и религиозным ритуа-
лам, а также процедурам, направленным на лечение больных.
IIIb. Религиозная экзальтация. Спокойная и уравновешенная потреб-
ность действовать может усиливаться и доходить до экзальтации, энтузи-
азма, восторга. Религиозные пения и танцы, судорожные телодвижения
и самобичевание, совершаемые в состоянии бурного восторга, входят
в эту группу наряду с шаманством, «пробуждением Уэльса»*, ясновиде-
нием и т. д.
Религиозный энтузиазм часто приводит к убеждению, что некоторые лю-
ди вступают в непосредственную связь с божеством, что нередко устраи-
ваются даже экскурсии, вознесения и похищения в сверхъестественный
мир.
Класс IV. Остатки, связанные с социальностью. Этот класс составляют
остатки, связанные с социальной жизнью; к нему можно также отнести
- Имеется в виду небывалый подъем религиозности в Уэльсе в 1904 г. в результате
проповеднической деятельности Ивена Робертса (см. § 504).
160 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ остатки, связанные с дисциплиной, если предполагается, что соответст-
вующие им чувства усилились благодаря жизни в обществе.
IVa. Отдельные общества. У многих народов имеются чувства, побуж-
дающие людей создавать частные общества самого разного характера.
Благодаря наличию таких объединений затем развиваются сильные чув-
ства, которые соответствуют разнообразным остаткам и прежде всего ос-
таткам IIa3 (см. § 406).
IVb. Потребность в