IVe3. Потребность заручиться одобрением коллектива. Это один из тех случаев, когда наиболее заметно отличие между чувством и остатком, т. е. его манифестацией. Чувства социальности, проявляющиеся в остат- ках разных видов, анализ которых мы сейчас проводим, почти всегда со- провождаются чувством необходимости снискать одобрение других, и оттого столь сильным оказывается его воздействие на человеческие объединения. Но это чувство не всегда проявляется через соответствую- щий остаток, поскольку оно действует незаметно, скрытым образом, час- то без внешнего выражения. Такое отмечается, например, среди искрен- них аскетов.
Напротив, этот остаток порой прикрыт другими остатками. Когда кто-то совершает что-то или воздерживается от совершения чего-то, утверждая: «Это хорошо, или плохо», не ясно, какой смысл имеет его высказывание. То есть, или оно означает: «Это одобряется или порицается коллекти- вом», или же — «Это соответствует или противоречит моему чувству». Могут действовать одновременно оба варианта, и тогда одобрение или осуждение коллектива усиливает чувство, которое уже присутствует у ин- дивида (см. § 74).
Важную роль такого чувства следует отметить и в тех случаях, когда инди- видом не движет или не полностью движет чувство, соответствующее рассматриваемому остатку, но он полностью или отчасти руководствует- ся стремлением заслужить похвалу или избежать осуждения коллектива. Если даже оно не воздействует на индивидов непосредственно, то оно все же влияет на них опосредованным образом через одобрение или осужде- ние со стороны других индивидов, имеющих достаточные возможности добиться того, чтобы это чувство оказывалось сильным в коллективе. Да- же совершенно лицемерный аскет демонстрирует значимость аскетизма в коллективе, мнение которого для него существенно, поскольку лице- мерие оказывается полезным и возникает только потому, что аскетизм вызывает одобрение и восхищение со стороны этого коллектива. Если бы коллектив был безразличен к аскетизму, то ему не было бы смысла лицемерить. 166 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
IVz. Аскетизм. Ядро таких феноменов составляет отдельный род наблю- даемых только у людей чувств, побуждающих их страдать, воздерживать- ся от удовольствий без какой бы то ни было полезной цели, поступать на- перекор инстинкту поиска приятного и уклонения от неприятностей.
Встречаются случаи, когда индивид выполняет епитимью в надежде, что она будет принята Богом и обеспечит отпущение его грехов. Остатком здесь могло бы быть религиозное чувство, а его логическим следствием — епитимья. Однако во многих других случаях неизменная часть — это от- каз от жизненных благ, а изменчивая часть — обоснование епитимьи. Это отмечается у аскетов древнего Египта, киников, буддистов, эссенов, ма- рабутов и мусульманских дервишей, встречается также среди «доброде- тельных доминиканцев» — наших современников.
В конкретных феноменах такого рода, так же как и во всех социальных феноменах, присутствуют комплексы остатков. Кроме чистого остатка ас- кетизма у аскета имеется ряд других. Это могут быть: остаток высокомерия и чувства собственного превосходства (класс V), которое испытывают именно те, кем восхищаются (см. § 453); религиозный остаток; остаток единообразия, побуждающий его навязывать свой аскетизм другим; оста- ток реальной или мнимой полезности; или остаток индивидуальной цело- стности (класс V), побуждающий очищаться от грехов; остаток IVe3, ко- торый проявляется у лицемерных аскетов; остаток инстинкта комбина- ций (класс I).
Акты аскетизма имеют в своей основе остатки, связанные с социальной жизнью, они продолжают совершаться даже тогда, когда перестают быть полезными. Эти акты становятся более интенсивными, чем тогда, когда они были полезными. Остаток аскетизма следует поэтому поместить сре- ди остатков, связанных с социальностью, часто он представляет собой гипертрофию чувств именно этого класса.
Последнее обстоятельство позволяет понять, почему аскеты часто оказы- ваются очень эгоистичными. Аскетизм, когда он непомерно развивается, поглощает все инстинкты социальности индивида, и в нем ничего не ос- тается, чтобы проявлять расположение к другим людям и порой даже к собственной семье.
Поскольку ядро аскетизма — это гипертрофия некоторых инстинктов со- циальности, вокруг него возникают и иные манифестации, уже чуждые социальности. Воздержание от вещей, полезных для других (от одежды, пищи и т. д.), влечет за собой подражание бесполезным и даже комичным действиям, вроде подражания столпникам, или приводит к явлениям, Глава шестая. ОСТАТКИ 167 откровенно вредным для общества, например антигигиеничность мно- гих аскетов.
Класс V. Целостность индивида и его зависимостей. В его состав входят чувства, которые касаются целостности индивида и его зависимостей, следовательно, он в некотором смысле дополняет предыдущий класс. За- щита своего имущества и забота о его приумножении — две операции, которые часто соединяются; они плохо отличимы, в них переплетаются защита целостности и развитие личности. Совокупность чувств, именуе- мых «интересами», включает чувства совершенно аналогичного характе- ра, которым соответствуют остатки данного класса. Они были бы пред- метом обсуждения в данном разделе, если бы большое их значение для социального равновесия не навело нас на то, чтобы рассмотреть их от- дельно от остатков.
Va. Чувства, противостоящие нарушениям социального равновесия. Ин- дивид страдает, когда нарушено, или предполагается, что нарушено ре- альное или идеальное (воображаемое) равновесие, даже если на самом деле он не претерпевает никакого урона в связи с этим нарушением, а иногда даже выигрывает.
Когда имеется состояние социального равновесия, то при его нарушении рождаются силы, направленные на его восстановление (см. § 821 и да- лее). Прежде всего такими силами являются чувства, связанные с остат- ками рассматриваемого рода. В пассивном отношении они дают нам воз- можность ощутить отклонение от равновесия, а в активном отношении побуждают нас устранять вызывающие такое отклонение причины и, следовательно, преобразуются в чувства из рода Vd (см. § 491). Чувства, возникающие при нарушении социального равновесия, индивиды дан- ного общества почти всегда испытывают в специфической форме непри- ятного, болезненного нарушения их целостности, пребывавшей в со- стоянии равновесия. Обычно такие чувства вместе с другими остатками входят в состав тех категорий, которые довольно неопределенно выража- ются словами «справедливо» и «несправедливо». Говоря: «Это неспра- ведливо», человек выражает, что задеты его чувства, которые он обычно испытывает, находясь в состоянии социального равновесия. Чувства ненависти, особенно если их испытывают представители од- ной общности в отношении другой, одной нации в отношении другой и т. д., входят в состав чувств данного рода. Часто объект ненависти имеет второстепенное значение, главной оказывается потребность ненавидеть, т. е. активно и энергично противодействовать некоторому нарушению состояния равновесия. Иной раз, хотя и редко, чувства расположения также могут оказаться смешанными с чувствами ненависти. 168 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Составляющие социального равновесия трудно различимы, особенно когда успехи в развитии социальных наук невелики; это значит, что чув- ство, реагирующее на нарушения этого равновесия, одинаково в случа- ях нарушения как несущественных, так и очень существенных его сто- рон. Женщина, одетая как мужчина, и сегодня <1910-е годы> шокирует публику среди так называемых цивилизованных народов в такой же мере, как и намного более серьезные нарушения общественного порядка.
Если бы такого чувства не существовало, то всякое начавшееся в отноше- нии социального равновесия нарушение, даже очень слабое, не встрети- ло бы никакого или почти никакого противодействия до тех пор, пока оно, нарастая, не затронуло бы непосредственные интересы большого количества людей и не привело к мощному сопротивлению. В опреде- ленных пропорциях это происходит в любом обществе, но такие пропор- ции минимизируются именно потому, что включается амортизирующее действие чувства, направленного против нарушения равновесия, каким бы ни было число индивидов, которые от этих нарушений страдают, и поэтому социальное равновесие становится более стабильным.
При добавлении к этому остатку остатков класса II (сохранение агрега- тов) получаются смешанные остатки большого социального значения, соответствующие сильным и жизненно важным чувствам, подразуме- ваемым, например, в крайне расплывчатом термине «идеал справед- ливости». По существу им неосознанно выражается чувство полезно- сти, которое предполагает, что противодействие нарушениям соци- ального порядка не должно быть пропорциональным количеству пострадавших индивидов, но должно быть интенсивным независимо от их количества.
Vb. Чувство равенства у низших. Такое чувство часто является защитой целостности индивида, принадлежащего к низшему классу, а также мо- тивом для подъема в высший класс. Это происходит помимо осознания различия между действительной и мнимой целью со стороны испыты- вающего данное чувство индивида. Он говорит об интересе своего соци- ального класса вместо собственного личного интереса только потому, что это самый распространенный способ его выражения.
Из специфических особенностей этого чувства берут начало ярко выра- женные тенденции, которые кажутся противоречивыми. С одной сторо- ны, проявляется тенденция увлечь максимально возможное количество лиц теми выгодами и преимуществами, которых индивид добивается для себя; с другой — действует тенденция по возможности сокращать их ко- личество. Противоречие исчезнет, если мы учтем еще одну тенденцию, Глава шестая. ОСТАТКИ 169 которая состоит, во-первых, в привлечении всех тех, чья деятельность могла бы стать эффективной для достижения этих целей, чье участие обеспечивало бы отдачу, превышающую издержки; во-вторых, в исклю- чении тех, чье участие могло быть неэффективным или малоэффектив- ным, чья отдача не покрывала бы издержки.
Другое мнимое противоречие заключается в том, что низшие хотят до- биться равенства с высшими, однако, после того как они добились этого, не допускают, чтобы последние оставались равными им: требования ра- венства всегда являются требованиями особых привилегий. Противоре- чие исчезает именно в тот момент, когда учитывается, что это требование равенства представляет собой лишь завуалированный способ получения привилегий. Примеры мы встретим в изобилии во все века и во всех насе- ленных частях Земли.
Чувство, которое очень некстати названо «чувством равенства», оказыва- ется чрезвычайно мобилизующим, бодрящим и сильным именно пото- му, что не соответствует своему названию. Оно связано не с абстракцией, как считают некоторые наивные «интеллектуалы», а с непосредственны- ми интересами тех, кто стремится избавиться от неблагоприятных для них видов неравенства и установить другие его виды, которые были бы предпочтительны для них.
Vg. Восстановление целостности при помощи действий, направленных на тех субъектов, которые подверглись изменению. Если целостность <ин- дивида> оказалась нарушена каким-либо образом, то люди стремятся, если это возможно, ее восстановить или добиться возмещения урона от испытанного нарушения. К роду <остатков>, который мы сейчас рас- сматриваем, принадлежат очищения, часто проводившиеся в древних обществах и еще сегодня совершаемые дикарями и варварами, но уже почти или вовсе не встречаемые у цивилизованных народов.
Невозможно сделать так, чтобы совсем не стало того, что уже произошло, но можно одной силе противопоставить другую, равную по величине и противоположную по направлению, чтобы уравновесить и аннулиро- вать ее действие. Можно скомпенсировать одно действие другим дейст- вием, которое снимет вызванные первым действием ощущения. Можно вытереть и обсушить человека, если он промок, согреть его, если он за- мерз, очистить от грязи, если испачкался. По причине сохранения абст- ракций эти материальные операции распространяют на интеллектуаль- ные и нравственные качества человека и приводят к появлению множе- ства самых различных действий. 170 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Целостность может быть нарушена как основательно, так и незначитель- но, а ее воссоздание может представлять собой восстановление индивида или просто действие, компенсирующее нанесенный человеку ущерб. Колдун, <насылая порчу>, нарушает целостность жертвы, однако это на- рушение не становится несмываемым пятном, как это происходит при убийстве. В общем случае, особенно при довольно существенных нару- шениях, восстановление нацелено на возвращение индивида в его на- чальное состояние.
Представленное таким образом пятно может быть рассмотрено как мате- риальное следствие определенных действий, которое поэтому может быть материально снято другими действиями. Или, с добавлением дру- гих остатков и посредством дериваций, пятно может зависеть от опреде- ленных условий, среди которых довольно часто оказывается намерение самого индивида удалить его (или других идентичных, аналогичных условий).
Целесообразно провести некоторые разграничения и рассмотреть эти феномены. a. В аспекте особенностей индивидов или вещей, реальных или во- ображаемых, которые в них участвуют; это будет объективный аспект. b. В аспекте чувств тех личностей, которые включаются в деятель- ность по восстановлению целостности; это субъективный аспект.
a. Объективный аспект. Необходимы дальнейшие разграничения. 1. Субъекты, которые страдают от
и т. д. IVe3. Потребность заручиться одобрением коллектива. Это один из техслучаев, когда наиболее заметно отличие между чувством и остатком,т. е. его манифестацией. Чувства социальности, проявляющиеся в остат-ках разных видов,