Компендиум по общей социологии
единообразии. Такая потребность существует также
среди животных, ведущих стадный образ жизни. Она намного сильнее
у народов, пребывающих в варварстве, чем у народов цивилизованных.
В человеческих обществах исследуемое единообразие может быть как об-
щим у народа в целом, так и отличным в различных группах индивидов,
составляющих этот народ. Порой имеет место противостояние между
различными общностями, стремящимися распространить свойственные
им единообразия на другие общности. Порой противостояние отсутству-
ет: каждый индивид удовлетворен единообразием, характерным для той
общности, в которую он входит, и при этом уважает единообразия иных
общностей.
IVb1. Единообразие по отношению к самому себе. К этому виду принадле-
жит имитация, которая присутствует в значительной мере в социальных
феноменах: один индивид имитирует других индивидов; та или иная
общность или нация — другие общности или нации. Не всегда сходство
<в институтах разных наций и обществ> является результатом имитации,
поскольку оно может случиться вследствие сходных причин. Иногда мо-
жет произойти так, что имитация будет содействовать усилению сходст-
ва. Например, направленные против воровства законы возникли у раз-
ных народов благодаря близким причинам, но когда эти народы вступали
во взаимоотношения, они могли имитировать некоторые формы этих
законов.
Этот остаток проявляется почти в чистом виде при единообразиях «мо-
ды», табу и при некоторых иных единообразиях.
Порой имитация нацелена на получение какой-нибудь вещи, считаю-
щейся полезной. Если это делается путем применения тех средств, к ко-
торым прибегали другие люди и которые позволяли получить нужную
вещь, то перед нами логическое действие. Нелогическое действие чаще
всего мы имеем тогда, когда, напротив, подобной цели нет, хотя субъект
действия многократно пытается придать своему поведению форму логи-
чески продуманных действий.
Глава шестая. ОСТАТКИ 161
IVb2. Единообразие, налагаемое на других. Человек подыскивает для себя
и для других единообразие. Его нарушение вызывает в нем ощущение не-
удобства, чувство враждебности, что проявляется в порицании и в осуж-
дении, а нередко и в применении силы.
Потребность в единообразии не присутствует в одинаковой мере во всех
областях жизнедеятельности. Не являясь теологами, римляне добива-
лись установления единообразия только в отношении соблюдения внеш-
ней стороны культовых актов. Современные правительства закрывают
и изымают из продажи те газеты, где есть изображения обнаженных жен-
щин, но допускают продажу изданий, содержащих призывы к грабежам,
поджогам и убийствам буржуа.
Кроме того, проявления инстинкта единообразия нерегулярны и неос-
мысленны, как и почти все другие проявления подобного рода ин-
стинктов. В Афинах процессы по делам о богохульстве были редкими,
хотя безбожников там было немало. В Риме преследования в отноше-
нии христиан осуществлялись непоследовательно и несистематически.
Католическая церковь упорядочила деятельность по пресечению отступ-
ничества от веры и внесла в нее немного логики. Впоследствии логика
в подобной деятельности вновь исчезает, о чем свидетельствует отноше-
ние некоторых правительств к еретикам сексуальной религии, к антими-
литаристам и т. д.
IVb3. Боязнь новизны. Это чувство противодействует тем инновациям,
которые привели бы к нарушению единообразий. Оно очень сильное
среди дикарей и варваров; оно значительно и среди цивилизованных на-
родов, у которых оно преодолевается только за счет инстинкта комбина-
ций (остатки класса I).
У многих людей остатки боязни новизны в отношении некоторых едино-
образий присутствуют наряду с противоположными им остатками рели-
гии Прогресса и стремления к иному.
IVg. Жалость и жестокость. Эти противоположные чувства должны
изучаться совместно; как мы уже отмечали (см. § 372), классом противо-
стоящих им чувств будет безразличие.
Чувство жалости непросто отличить от многих других чувств, которые
принимают его форму. Например, сложную совокупность чувств жало-
сти, которые проявляются сегодня по отношению к преступникам, мож-
но разбить на ряд частей.
162 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ 1. Сексуальный остаток встречается почти при всех судебных про- цессах по «преступлениям, совершенным под влиянием аффекта». 2. Остатки сектантских, патриотических и подобных им чувств, под влиянием которых мы становимся очень снисходительными к ин- дивидам, относящимся к нашей общности, и безразличными или враждебными к тем, кто к ней не относится. 3. Остатки класса II. Следует учитывать и присутствие у жалостли- вых людей личного расчета на получение от этого выгоды для себя; это будет логическое действие. 4. Остальные остатки, связанные с жалостью, можно разделить на три разновидности: в первой превалирует чувство собственных страданий, переносимых на других IVg1; в двух других выступает чувство менее личностное, которое формирует отвращение к стра- даниям других, инстинктивное IVg2 или осознанное IVg3.
IVg1. Жалость к себе, перенесенная на других. Люди, которые ощущают
себя несчастными, стремятся любить всех страдающих и готовы прояв-
лять к ним снисхождение. Из склонности возлагать вину за свои беды
на свое окружение и на общество зарождаются теории гуманизма, идеи
о «праве на счастье», которые затем вызывают чувства толерантности
к супружеским изменам, отчасти даже к сутенерам, подталкивают к бунту
и к покушениям на представителей власти.
IVg2. Инстинктивное отвращение к страданию. Это чувство представля-
ет собой отвращение при виде страдания, без малейших признаков оза-
боченности тем, может ли такая реакция стать полезной. Данная разно-
видность часто наблюдается у слабых, малодушных, неэнергичных лю-
дей, которые, напротив, становятся очень жестокими, если им удается
побороть в себе такие слабости; именно это и происходит с некоторыми
пацифистами и представителями элит, находящихся в состоянии упадка.
IVg3. Обоснованное отвращение к бесполезным страданиям. Такое чувство
свойственно сильным и энергичным людям, которые знают, к чему они
стремятся, и способны остановиться на позиции, достижение которой
считают полезным. Термины «полезно» и «бесполезно» субъективны:
они отражают чувство людей, которые используют эти термины. В от-
дельных случаях это чувство может иметь объективную пользу; но в ог-
ромном множестве случаев его польза сомнительна, и социология пока
недостаточно развита, чтобы быть способной устанавливать это.
IVd. Принятие на себя зла ради блага других. Из отношений внутри общно-
сти и семьи у людей и животных рождается более или менее сильное чувст-
во взаимной индивидуальной поддержки, проявляющееся в готовности
Глава шестая. ОСТАТКИ 163 пострадать ради благополучия других, во взаимопомощи и совместной
защите.
Эти чувства побуждают как к совершению некоторых поступков, так
и к одобрению тех, кто их совершают. Таким образом, эти чувства опо-
средованным образом воздействуют на индивида, отчего им часто дви-
жет, среди прочего, и стремление получить одобрение или избежать осу-
ждения со стороны других людей.
IVd1. Готовность рисковать жизнью. Люди рискуют жизнью и даже отда-
ют ее из чувства социальной ответственности и, кроме того, ради получе-
ния одобрения со стороны других.
IVd2. Готовность поделиться с другими своими благами. В данном случае
мы имеем дело с более слабой формой того же чувства, при которой отка-
зывают себе только в некоторых благах. Примеры тому в изобилии име-
ются в жизни как животных, так и людей.
Данный остаток в комбинации с остатками класса II лежит в основе та-
ких действий, как жертвоприношения, совершаемые по отношению
к неодушевленным и одушевленным объектам, мертвым, богам. В более
сложных феноменах к нему могут также прибавляться иные причины.
При поверхностном взгляде может сложиться представление, что этот
остаток встречается также у всех тех индивидов из господствующего
класса, которые переходят на сторону подчиненного класса, однако это
не так. Этих индивидов можно разделить по нескольким категориям.
1. Люди, которые становятся во главе подчиненного класса, чтобы
извлечь для себя политические, финансовые и иные выгоды.
2. Люди, которые следуют в направлении общего движения, чтобы
соблюдались их интересы.
3. Люди, которые искренне способствуют чему-то, поскольку они
инстинктивно понимают, что благодаря этому получат для себя
нечто большее.
4. «Интеллигентные», неэнергичные, бестолковые, неосведомлен-
ные люди, которые принимают всерьез декламации представите-
лей вышеназванных категорий; но их доля незначительна.
5. Редкие энергичные, толковые, образованные люди, которые за-
щищают социальные доктрины и концепцию солидарности, ру-
ководствуясь стремлением поделиться с другими частью своих
благ и привилегий. Стремление добиться признания со стороны
других никоим образом не умаляет значимости чувств, которые
проявляются в остатках данного рода (см. § 442, 452 и далее).
164 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
IVe. Чувства иерархии. Чувства иерархии присутствуют как у низших,
так и у высших, они наблюдаются уже у животных и довольно широко
распространены в человеческих обществах; даже похоже на то, что обще-
ства, достигшие достаточной сложности, не смогли бы продолжать суще-
ствовать без таких чувств. Иерархия трансформируется, но всегда сохра-
няется даже в тех обществах, которые внешне провозглашают равенство
индивидов. В них складывается нечто похожее на современные феодаль-
ные отношения, при которых вассальная зависимость нисходит от выс-
ших политиканов к самым низшим, как это видно, например, во Фран-
ции и Италии. В общую с чувствами иерархии группу можно поставить
чувство почтительности индивида в отношении той общности, к кото-
рой он принадлежит, а также его желание добиться в ней признания
и уважения.
Все виды социального устройства, основанные на иерархии, такие, как
клиентела в Риме, средневековые цеховые гильдии, феодальный строй,
монархии и т. д., сохраняются и поддерживаются отчасти благодаря чув-
ствам взаимной привязанности. Только когда такое устройство прибли-
жается к тому, чтобы исчезнуть и освободить место для нового, оно пере-
стает поддерживаться спонтанно и продолжает существовать в принуди-
тельном порядке, исключительно или преимущественно благодаря силе.
Нет сомнений, однако, в том, что сила присутствует всегда.
IVe1. Чувства высших. Это чувства покровительства и благосклонности;
часто к ним добавляются чувства господства, превосходства и надмен-
ность. Последние из названных чувств могут уживаться с чувством мни-
мого смирения, что просматривается в религиозных корпорациях и сре-
ди аскетов.
IVe2. Чувства низших. Это чувства зависимости, привязанности, уваже-
ния, почтения и страха. Они составляют необходимое условие для фор-
мирования стай животных и для образования человеческих сообществ,
их наличие необходимо для приручения животных. Даже среди анархи-
стов есть руководители, хотя они себя так не называют; немало анархи-
стов признают также авторитет целителей и врачей, которые часто ока-
зываются шарлатанами. Проявления чувства авторитета очень много-
численны и разнообразны. Авторитет признают в том, кто обладает
некоторыми реальными или мнимыми чертами превосходства. Это мо-
жет быть старец, эксперт, ученый, силач, дворянин, монарх, священник,
женщина, даже незамужняя женщина, политикан, шарлатан и т. д.
В силу сохранения абстракций (см. § 411) чувство авторитета мо-
жет в большей или меньшей мере отделяться от конкретного человека
Глава шестая. ОСТАТКИ 165 и переноситься на реальный или мнимый признак авторитета. На этом
основана выгода от сохранения престижа, видимости превосходства для
носителя авторитета. Расхождение может стать полным, и чувство авто-
ритета может оказаться обращенным на неодушевленные объекты, как,
например, испытываемое многими чувство благоговения к тому, о чем
написано или сообщается в печати (см. § 545). Этот остаток проявляется
и в таких феноменах, как фетишизм, поклонение реликвиям и т. д.
IVe3. Потребность заручиться одобрением коллектива. Это один из тех
случаев, когда наиболее заметно отличие между чувством и остатком,
т. е. его манифестацией. Чувства социальности, проявляющиеся в остат-
ках разных видов, анализ которых мы сейчас проводим, почти всегда со-
провождаются чувством необходимости снискать одобрение других,
и оттого столь сильным оказывается его воздействие на человеческие
объединения. Но это чувство не всегда проявляется через соответствую-
щий остаток, поскольку оно действует незаметно, скрытым образом, час-
то без внешнего выражения. Такое отмечается, например, среди искрен-
них аскетов.
Напротив, этот остаток порой прикрыт другими остатками. Когда кто-то
совершает что-то или воздерживается от совершения чего-то, утверждая:
«Это хорошо, или плохо», не ясно, какой смысл имеет его высказывание.
То есть, или оно означает: «Это одобряется или порицается коллекти-
вом», или же — «Это соответствует или противоречит моему чувству».
Могут действовать одновременно оба варианта, и тогда одобрение или
осуждение коллектива усиливает чувство, которое уже присутствует у ин-
дивида (см. § 74).
Важную роль такого