Компендиум по общей социологии
чувства следует отметить и в тех случаях, когда инди-
видом не движет или не полностью движет чувство, соответствующее
рассматриваемому остатку, но он полностью или отчасти руководствует-
ся стремлением заслужить похвалу или избежать осуждения коллектива.
Если даже оно не воздействует на индивидов непосредственно, то оно все
же влияет на них опосредованным образом через одобрение или осужде-
ние со стороны других индивидов, имеющих достаточные возможности
добиться того, чтобы это чувство оказывалось сильным в коллективе. Да-
же совершенно лицемерный аскет демонстрирует значимость аскетизма
в коллективе, мнение которого для него существенно, поскольку лице-
мерие оказывается полезным и возникает только потому, что аскетизм
вызывает одобрение и восхищение со стороны этого коллектива. Если
бы коллектив был безразличен к аскетизму, то ему не было бы смысла
лицемерить.
166 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
IVz. Аскетизм. Ядро таких феноменов составляет отдельный род наблю-
даемых только у людей чувств, побуждающих их страдать, воздерживать-
ся от удовольствий без какой бы то ни было полезной цели, поступать на-
перекор инстинкту поиска приятного и уклонения от неприятностей.
Встречаются случаи, когда индивид выполняет епитимью в надежде, что
она будет принята Богом и обеспечит отпущение его грехов. Остатком
здесь могло бы быть религиозное чувство, а его логическим следствием —
епитимья. Однако во многих других случаях неизменная часть — это от-
каз от жизненных благ, а изменчивая часть — обоснование епитимьи. Это
отмечается у аскетов древнего Египта, киников, буддистов, эссенов, ма-
рабутов и мусульманских дервишей, встречается также среди «доброде-
тельных доминиканцев» — наших современников.
В конкретных феноменах такого рода, так же как и во всех социальных
феноменах, присутствуют комплексы остатков. Кроме чистого остатка ас-
кетизма у аскета имеется ряд других. Это могут быть: остаток высокомерия
и чувства собственного превосходства (класс V), которое испытывают
именно те, кем восхищаются (см. § 453); религиозный остаток; остаток
единообразия, побуждающий его навязывать свой аскетизм другим; оста-
ток реальной или мнимой полезности; или остаток индивидуальной цело-
стности (класс V), побуждающий очищаться от грехов; остаток IVe3, ко-
торый проявляется у лицемерных аскетов; остаток инстинкта комбина-
ций (класс I).
Акты аскетизма имеют в своей основе остатки, связанные с социальной
жизнью, они продолжают совершаться даже тогда, когда перестают быть
полезными. Эти акты становятся более интенсивными, чем тогда, когда
они были полезными. Остаток аскетизма следует поэтому поместить сре-
ди остатков, связанных с социальностью, часто он представляет собой
гипертрофию чувств именно этого класса.
Последнее обстоятельство позволяет понять, почему аскеты часто оказы-
ваются очень эгоистичными. Аскетизм, когда он непомерно развивается,
поглощает все инстинкты социальности индивида, и в нем ничего не ос-
тается, чтобы проявлять расположение к другим людям и порой даже
к собственной семье.
Поскольку ядро аскетизма — это гипертрофия некоторых инстинктов со-
циальности, вокруг него возникают и иные манифестации, уже чуждые
социальности. Воздержание от вещей, полезных для других (от одежды,
пищи и т. д.), влечет за собой подражание бесполезным и даже комичным
действиям, вроде подражания столпникам, или приводит к явлениям,
Глава шестая. ОСТАТКИ 167 откровенно вредным для общества, например антигигиеничность мно-
гих аскетов.
Класс V. Целостность индивида и его зависимостей. В его состав входят
чувства, которые касаются целостности индивида и его зависимостей,
следовательно, он в некотором смысле дополняет предыдущий класс. За-
щита своего имущества и забота о его приумножении — две операции,
которые часто соединяются; они плохо отличимы, в них переплетаются
защита целостности и развитие личности. Совокупность чувств, именуе-
мых «интересами», включает чувства совершенно аналогичного характе-
ра, которым соответствуют остатки данного класса. Они были бы пред-
метом обсуждения в данном разделе, если бы большое их значение для
социального равновесия не навело нас на то, чтобы рассмотреть их от-
дельно от остатков.
Va. Чувства, противостоящие нарушениям социального равновесия. Ин-
дивид страдает, когда нарушено, или предполагается, что нарушено ре-
альное или идеальное (воображаемое) равновесие, даже если на самом
деле он не претерпевает никакого урона в связи с этим нарушением,
а иногда даже выигрывает.
Когда имеется состояние социального равновесия, то при его нарушении
рождаются силы, направленные на его восстановление (см. § 821 и да-
лее). Прежде всего такими силами являются чувства, связанные с остат-
ками рассматриваемого рода. В пассивном отношении они дают нам воз-
можность ощутить отклонение от равновесия, а в активном отношении
побуждают нас устранять вызывающие такое отклонение причины и,
следовательно, преобразуются в чувства из рода Vd (см. § 491). Чувства,
возникающие при нарушении социального равновесия, индивиды дан-
ного общества почти всегда испытывают в специфической форме непри-
ятного, болезненного нарушения их целостности, пребывавшей в со-
стоянии равновесия. Обычно такие чувства вместе с другими остатками
входят в состав тех категорий, которые довольно неопределенно выража-
ются словами «справедливо» и «несправедливо». Говоря: «Это неспра-
ведливо», человек выражает, что задеты его чувства, которые он обычно
испытывает, находясь в состоянии социального равновесия.
Чувства ненависти, особенно если их испытывают представители од-
ной общности в отношении другой, одной нации в отношении другой
и т. д., входят в состав чувств данного рода. Часто объект ненависти имеет
второстепенное значение, главной оказывается потребность ненавидеть,
т. е. активно и энергично противодействовать некоторому нарушению
состояния равновесия. Иной раз, хотя и редко, чувства расположения
также могут оказаться смешанными с чувствами ненависти.
168 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Составляющие социального равновесия трудно различимы, особенно
когда успехи в развитии социальных наук невелики; это значит, что чув-
ство, реагирующее на нарушения этого равновесия, одинаково в случа-
ях нарушения как несущественных, так и очень существенных его сто-
рон. Женщина, одетая как мужчина, и сегодня <1910-е годы> шокирует
публику среди так называемых цивилизованных народов в такой же мере,
как и намного более серьезные нарушения общественного порядка.
Если бы такого чувства не существовало, то всякое начавшееся в отноше-
нии социального равновесия нарушение, даже очень слабое, не встрети-
ло бы никакого или почти никакого противодействия до тех пор, пока
оно, нарастая, не затронуло бы непосредственные интересы большого
количества людей и не привело к мощному сопротивлению. В опреде-
ленных пропорциях это происходит в любом обществе, но такие пропор-
ции минимизируются именно потому, что включается амортизирующее
действие чувства, направленного против нарушения равновесия, каким
бы ни было число индивидов, которые от этих нарушений страдают,
и поэтому социальное равновесие становится более стабильным.
При добавлении к этому остатку остатков класса II (сохранение агрега-
тов) получаются смешанные остатки большого социального значения,
соответствующие сильным и жизненно важным чувствам, подразуме-
ваемым, например, в крайне расплывчатом термине «идеал справед-
ливости». По существу им неосознанно выражается чувство полезно-
сти, которое предполагает, что противодействие нарушениям соци-
ального порядка не должно быть пропорциональным количеству
пострадавших индивидов, но должно быть интенсивным независимо
от их количества.
Vb. Чувство равенства у низших. Такое чувство часто является защитой
целостности индивида, принадлежащего к низшему классу, а также мо-
тивом для подъема в высший класс. Это происходит помимо осознания
различия между действительной и мнимой целью со стороны испыты-
вающего данное чувство индивида. Он говорит об интересе своего соци-
ального класса вместо собственного личного интереса только потому,
что это самый распространенный способ его выражения.
Из специфических особенностей этого чувства берут начало ярко выра-
женные тенденции, которые кажутся противоречивыми. С одной сторо-
ны, проявляется тенденция увлечь максимально возможное количество
лиц теми выгодами и преимуществами, которых индивид добивается для
себя; с другой — действует тенденция по возможности сокращать их ко-
личество. Противоречие исчезнет, если мы учтем еще одну тенденцию,
Глава шестая. ОСТАТКИ 169 которая состоит, во-первых, в привлечении всех тех, чья деятельность
могла бы стать эффективной для достижения этих целей, чье участие
обеспечивало бы отдачу, превышающую издержки; во-вторых, в исклю-
чении тех, чье участие могло быть неэффективным или малоэффектив-
ным, чья отдача не покрывала бы издержки.
Другое мнимое противоречие заключается в том, что низшие хотят до-
биться равенства с высшими, однако, после того как они добились этого,
не допускают, чтобы последние оставались равными им: требования ра-
венства всегда являются требованиями особых привилегий. Противоре-
чие исчезает именно в тот момент, когда учитывается, что это требование
равенства представляет собой лишь завуалированный способ получения
привилегий. Примеры мы встретим в изобилии во все века и во всех насе-
ленных частях Земли.
Чувство, которое очень некстати названо «чувством равенства», оказыва-
ется чрезвычайно мобилизующим, бодрящим и сильным именно пото-
му, что не соответствует своему названию. Оно связано не с абстракцией,
как считают некоторые наивные «интеллектуалы», а с непосредственны-
ми интересами тех, кто стремится избавиться от неблагоприятных для
них видов неравенства и установить другие его виды, которые были
бы предпочтительны для них.
Vg. Восстановление целостности при помощи действий, направленных
на тех субъектов, которые подверглись изменению. Если целостность <ин- дивида> оказалась нарушена каким-либо образом, то люди стремятся,
если это возможно, ее восстановить или добиться возмещения урона
от испытанного нарушения. К роду <остатков>, который мы сейчас рас-
сматриваем, принадлежат очищения, часто проводившиеся в древних
обществах и еще сегодня совершаемые дикарями и варварами, но уже
почти или вовсе не встречаемые у цивилизованных народов.
Невозможно сделать так, чтобы совсем не стало того, что уже произошло,
но можно одной силе противопоставить другую, равную по величине
и противоположную по направлению, чтобы уравновесить и аннулиро-
вать ее действие. Можно скомпенсировать одно действие другим дейст-
вием, которое снимет вызванные первым действием ощущения. Можно
вытереть и обсушить человека, если он промок, согреть его, если он за-
мерз, очистить от грязи, если испачкался. По причине сохранения абст-
ракций эти материальные операции распространяют на интеллектуаль-
ные и нравственные качества человека и приводят к появлению множе-
ства самых различных действий.
170 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Целостность может быть нарушена как основательно, так и незначитель-
но, а ее воссоздание может представлять собой восстановление индивида
или просто действие, компенсирующее нанесенный человеку ущерб.
Колдун, <насылая порчу>, нарушает целостность жертвы, однако это на-
рушение не становится несмываемым пятном, как это происходит при
убийстве. В общем случае, особенно при довольно существенных нару-
шениях, восстановление нацелено на возвращение индивида в его на-
чальное состояние.
Представленное таким образом пятно может быть рассмотрено как мате-
риальное следствие определенных действий, которое поэтому может
быть материально снято другими действиями. Или, с добавлением дру-
гих остатков и посредством дериваций, пятно может зависеть от опреде-
ленных условий, среди которых довольно часто оказывается намерение
самого индивида удалить его (или других идентичных, аналогичных
условий).
Целесообразно провести некоторые разграничения и рассмотреть эти
феномены.
a. В аспекте особенностей индивидов или вещей, реальных или во-
ображаемых, которые в них участвуют; это будет объективный
аспект.
b. В аспекте чувств тех личностей, которые включаются в деятель-
ность по восстановлению целостности; это субъективный аспект.
a. Объективный аспект. Необходимы дальнейшие разграничения.
1. Субъекты, которые страдают от нарушения. Здесь также имеются
различные аспекты.
Природа субъектов. Субъектами могут быть реальные существа и ве-
щи: люди и животные, деревья и растения, неживые предметы, здания,
города, территории, общности. Субъектами могут также оказаться вооб-
ражаемые вещи.
Расширение в пространстве. Нечистота распространяется от загряз-
ненного индивида к тому, кто имел с ним контакты. Она передается
от родителей к детям, переходит от индивида на его общность, перено-
сится на животных и на неживые предметы. Когда семья рассматривает-
ся как социальное целое, всякое нарушение целостности одного отдель-
ного ее члена отражается на всей семье в пространственном и во вре-
менно´м аспекте. В наказаниях, которым подвергается вся семья
за преступление, совершенное одним из ее членов, присутствует логи-
ческое действие, поскольку при этом стремятся воздействовать на чув-
ство, которое, как полагают, этот индивид стал испытывать благодаря
своим ближайшим родственникам, в этом наказании обнаруживается
Глава шестая. ОСТАТКИ 171 остаток, побуждающий рассматривать семью как единое целое, как со-
циальную единицу. Эти коллективные наказания исчезают именно