Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
все
же влияет на них опосредованным образом через одобрение или осужде-
ние со стороны других индивидов, имеющих достаточные возможности
добиться того, чтобы это чувство оказывалось сильным в коллективе. Да-
же совершенно лицемерный аскет демонстрирует значимость аскетизма
в коллективе, мнение которого для него существенно, поскольку лице-
мерие оказывается полезным и возникает только потому, что аскетизм
вызывает одобрение и восхищение со стороны этого коллектива. Если
бы коллектив был безразличен к аскетизму, то ему не было бы смысла
лицемерить.
166 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • IVz. Аскетизм. Ядро таких феноменов составляет отдельный род наблю-
    даемых только у людей чувств, побуждающих их страдать, воздерживать-
    ся от удовольствий без какой бы то ни было полезной цели, поступать на-
    перекор инстинкту поиска приятного и уклонения от неприятностей.
  • Встречаются случаи, когда индивид выполняет епитимью в надежде, что
    она будет принята Богом и обеспечит отпущение его грехов. Остатком
    здесь могло бы быть религиозное чувство, а его логическим следствием —
    епитимья. Однако во многих других случаях неизменная часть — это от-
    каз от жизненных благ, а изменчивая часть — обоснование епитимьи. Это
    отмечается у аскетов древнего Египта, киников, буддистов, эссенов, ма-
    рабутов и мусульманских дервишей, встречается также среди «доброде-
    тельных доминиканцев» — наших современников.
  • В конкретных феноменах такого рода, так же как и во всех социальных
    феноменах, присутствуют комплексы остатков. Кроме чистого остатка ас-
    кетизма у аскета имеется ряд других. Это могут быть: остаток высокомерия
    и чувства собственного превосходства (класс V), которое испытывают
    именно те, кем восхищаются (см. § 453); религиозный остаток; остаток
    единообразия, побуждающий его навязывать свой аскетизм другим; оста-
    ток реальной или мнимой полезности; или остаток индивидуальной цело-
    стности (класс V), побуждающий очищаться от грехов; остаток IVe3, ко-
    торый проявляется у лицемерных аскетов; остаток инстинкта комбина-
    ций (класс I).
  • Акты аскетизма имеют в своей основе остатки, связанные с социальной
    жизнью, они продолжают совершаться даже тогда, когда перестают быть
    полезными. Эти акты становятся более интенсивными, чем тогда, когда
    они были полезными. Остаток аскетизма следует поэтому поместить сре-
    ди остатков, связанных с социальностью, часто он представляет собой
    гипертрофию чувств именно этого класса.
  • Последнее обстоятельство позволяет понять, почему аскеты часто оказы-
    ваются очень эгоистичными. Аскетизм, когда он непомерно развивается,
    поглощает все инстинкты социальности индивида, и в нем ничего не ос-
    тается, чтобы проявлять расположение к другим людям и порой даже
    к собственной семье.
  • Поскольку ядро аскетизма — это гипертрофия некоторых инстинктов со-
    циальности, вокруг него возникают и иные манифестации, уже чуждые
    социальности. Воздержание от вещей, полезных для других (от одежды,
    пищи и т. д.), влечет за собой подражание бесполезным и даже комичным
    действиям, вроде подражания столпникам, или приводит к явлениям,
    Глава шестая. ОСТАТКИ 167 откровенно вредным для общества, например антигигиеничность мно-
    гих аскетов.
  • Класс V. Целостность индивида и его зависимостей. В его состав входят
    чувства, которые касаются целостности индивида и его зависимостей,
    следовательно, он в некотором смысле дополняет предыдущий класс. За-
    щита своего имущества и забота о его приумножении — две операции,
    которые часто соединяются; они плохо отличимы, в них переплетаются
    защита целостности и развитие личности. Совокупность чувств, именуе-
    мых «интересами», включает чувства совершенно аналогичного характе-
    ра, которым соответствуют остатки данного класса. Они были бы пред-
    метом обсуждения в данном разделе, если бы большое их значение для
    социального равновесия не навело нас на то, чтобы рассмотреть их от-
    дельно от остатков.
  • Va. Чувства, противостоящие нарушениям социального равновесия. Ин-
    дивид страдает, когда нарушено, или предполагается, что нарушено ре-
    альное или идеальное (воображаемое) равновесие, даже если на самом
    деле он не претерпевает никакого урона в связи с этим нарушением,
    а иногда даже выигрывает.
  • Когда имеется состояние социального равновесия, то при его нарушении
    рождаются силы, направленные на его восстановление (см. § 821 и да-
    лее). Прежде всего такими силами являются чувства, связанные с остат-
    ками рассматриваемого рода. В пассивном отношении они дают нам воз-
    можность ощутить отклонение от равновесия, а в активном отношении
    побуждают нас устранять вызывающие такое отклонение причины и,
    следовательно, преобразуются в чувства из рода Vd (см. § 491). Чувства,
    возникающие при нарушении социального равновесия, индивиды дан-
    ного общества почти всегда испытывают в специфической форме непри-
    ятного, болезненного нарушения их целостности, пребывавшей в со-
    стоянии равновесия. Обычно такие чувства вместе с другими остатками
    входят в состав тех категорий, которые довольно неопределенно выража-
    ются словами «справедливо» и «несправедливо». Говоря: «Это неспра-
    ведливо», человек выражает, что задеты его чувства, которые он обычно
    испытывает, находясь в состоянии социального равновесия.
    Чувства ненависти, особенно если их испытывают представители од-
    ной общности в отношении другой, одной нации в отношении другой
    и т. д., входят в состав чувств данного рода. Часто объект ненависти имеет
    второстепенное значение, главной оказывается потребность ненавидеть,
    т. е. активно и энергично противодействовать некоторому нарушению
    состояния равновесия. Иной раз, хотя и редко, чувства расположения
    также могут оказаться смешанными с чувствами ненависти.
    168 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Составляющие социального равновесия трудно различимы, особенно
    когда успехи в развитии социальных наук невелики; это значит, что чув-
    ство, реагирующее на нарушения этого равновесия, одинаково в случа-
    ях нарушения как несущественных, так и очень существенных его сто-
    рон. Женщина, одетая как мужчина, и сегодня <1910-е годы> шокирует
    публику среди так называемых цивилизованных народов в такой же мере,
    как и намного более серьезные нарушения общественного порядка.
  • Если бы такого чувства не существовало, то всякое начавшееся в отноше-
    нии социального равновесия нарушение, даже очень слабое, не встрети-
    ло бы никакого или почти никакого противодействия до тех пор, пока
    оно, нарастая, не затронуло бы непосредственные интересы большого
    количества людей и не привело к мощному сопротивлению. В опреде-
    ленных пропорциях это происходит в любом обществе, но такие пропор-
    ции минимизируются именно потому, что включается амортизирующее
    действие чувства, направленного против нарушения равновесия, каким
    бы ни было число индивидов, которые от этих нарушений страдают,
    и поэтому социальное равновесие становится более стабильным.
  • При добавлении к этому остатку остатков класса II (сохранение агрега-
    тов) получаются смешанные остатки большого социального значения,
    соответствующие сильным и жизненно важным чувствам, подразуме-
    ваемым, например, в крайне расплывчатом термине «идеал справед-
    ливости». По существу им неосознанно выражается чувство полезно-
    сти, которое предполагает, что противодействие нарушениям соци-
    ального порядка не должно быть пропорциональным количеству
    пострадавших индивидов, но должно быть интенсивным независимо
    от их количества.
  • Vb. Чувство равенства у низших. Такое чувство часто является защитой
    целостности индивида, принадлежащего к низшему классу, а также мо-
    тивом для подъема в высший класс. Это происходит помимо осознания
    различия между действительной и мнимой целью со стороны испыты-
    вающего данное чувство индивида. Он говорит об интересе своего соци-
    ального класса вместо собственного личного интереса только потому,
    что это самый распространенный способ его выражения.
  • Из специфических особенностей этого чувства берут начало ярко выра-
    женные тенденции, которые кажутся противоречивыми. С одной сторо-
    ны, проявляется тенденция увлечь максимально возможное количество
    лиц теми выгодами и преимуществами, которых индивид добивается для
    себя; с другой — действует тенденция по возможности сокращать их ко-
    личество. Противоречие исчезнет, если мы учтем еще одну тенденцию,
    Глава шестая. ОСТАТКИ 169 которая состоит, во-первых, в привлечении всех тех, чья деятельность
    могла бы стать эффективной для достижения этих целей, чье участие
    обеспечивало бы отдачу, превышающую издержки; во-вторых, в исклю-
    чении тех, чье участие могло быть неэффективным или малоэффектив-
    ным, чья отдача не покрывала бы издержки.
  • Другое мнимое противоречие заключается в том, что низшие хотят до-
    биться равенства с высшими, однако, после того как они добились этого,
    не допускают, чтобы последние оставались равными им: требования ра-
    венства всегда являются требованиями особых привилегий. Противоре-
    чие исчезает именно в тот момент, когда учитывается, что это требование
    равенства представляет собой лишь завуалированный способ получения
    привилегий. Примеры мы встретим в изобилии во все века и во всех насе-
    ленных частях Земли.
  • Чувство, которое очень некстати названо «чувством равенства», оказыва-
    ется чрезвычайно мобилизующим, бодрящим и сильным именно пото-
    му, что не соответствует своему названию. Оно связано не с абстракцией,
    как считают некоторые наивные «интеллектуалы», а с непосредственны-
    ми интересами тех, кто стремится избавиться от неблагоприятных для
    них видов неравенства и установить другие его виды, которые были
    бы предпочтительны для них.
  • Vg. Восстановление целостности при помощи действий, направленных
    на тех субъектов, которые подверглись изменению. Если целостность <ин- дивида> оказалась нарушена каким-либо образом, то люди стремятся,
    если это возможно, ее восстановить или добиться возмещения урона
    от испытанного нарушения. К роду <остатков>, который мы сейчас рас-
    сматриваем, принадлежат очищения, часто проводившиеся в древних
    обществах и еще сегодня совершаемые дикарями и варварами, но уже
    почти или вовсе не встречаемые у цивилизованных народов.
  • Невозможно сделать так, чтобы совсем не стало того, что уже произошло,
    но можно одной силе противопоставить другую, равную по величине
    и противоположную по направлению, чтобы уравновесить и аннулиро-
    вать ее действие. Можно скомпенсировать одно действие другим дейст-
    вием, которое снимет вызванные первым действием ощущения. Можно
    вытереть и обсушить человека, если он промок, согреть его, если он за-
    мерз, очистить от грязи, если испачкался. По причине сохранения абст-
    ракций эти материальные операции распространяют на интеллектуаль-
    ные и нравственные качества человека и приводят к появлению множе-
    ства самых различных действий.
    170 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Целостность может быть нарушена как основательно, так и незначитель-
    но, а ее воссоздание может представлять собой восстановление индивида
    или просто действие, компенсирующее нанесенный человеку ущерб.
    Колдун, <насылая порчу>, нарушает целостность жертвы, однако это на-
    рушение не становится несмываемым пятном, как это происходит при
    убийстве. В общем случае, особенно при довольно существенных нару-
    шениях, восстановление нацелено на возвращение индивида в его на-
    чальное состояние.
  • Представленное таким образом пятно может быть рассмотрено как мате-
    риальное следствие определенных действий, которое поэтому может
    быть материально снято другими действиями. Или, с добавлением дру-
    гих остатков и посредством дериваций, пятно может зависеть от опреде-
    ленных условий, среди которых довольно часто оказывается намерение
    самого индивида удалить его (или других идентичных, аналогичных
    условий).
  • Целесообразно провести некоторые разграничения и рассмотреть эти
    феномены.
    a. В аспекте особенностей индивидов или вещей, реальных или во-
    ображаемых, которые в них участвуют; это будет объективный
    аспект.
    b. В аспекте чувств тех личностей, которые включаются в деятель-
    ность по восстановлению целостности; это субъективный аспект.
  • a. Объективный аспект. Необходимы дальнейшие разграничения.
    1. Субъекты, которые страдают от нарушения. Здесь также имеются
    различные аспекты.
    Природа субъектов. Субъектами могут быть реальные существа и ве-
    щи: люди и животные, деревья и растения, неживые предметы, здания,
    города, территории, общности. Субъектами могут также оказаться вооб-
    ражаемые вещи.
    Расширение в пространстве. Нечистота распространяется от загряз-
    ненного индивида к тому, кто имел с ним контакты. Она передается
    от родителей к детям, переходит от индивида на его общность, перено-
    сится на животных и на неживые предметы. Когда семья рассматривает-
    ся как социальное целое, всякое нарушение целостности одного отдель-
    ного ее члена отражается на всей семье в пространственном и во вре-
    менно´м аспекте. В наказаниях, которым подвергается вся семья
    за преступление, совершенное одним из ее членов, присутствует логи-
    ческое действие, поскольку при этом стремятся воздействовать на чув-
    ство, которое, как полагают, этот индивид стал испытывать благодаря
    своим ближайшим родственникам, в этом наказании обнаруживается
    Глава шестая. ОСТАТКИ 171 остаток, побуждающий рассматривать семью как единое целое, как со-
    циальную единицу. Эти коллективные наказания исчезают именно то-
    гда, когда такой единицей становится отдельный индивид, как теперь
    в Европе, однако они сохраняются в Китае, где семья выступает как
    единое целое. Если у мужчины нет ни сыновей, ни дочерей, то целост-
    ность семьи нарушена (дочери не принимаются в расчет, если семья со-
    держится
  • Скачать:TXTPDF

    всеже влияет на них опосредованным образом через одобрение или осужде-ние со стороны других индивидов, имеющих достаточные возможностидобиться того, чтобы это чувство оказывалось сильным в коллективе. Да-же совершенно лицемерный аскет демонстрирует