Компендиум по общей социологии
то-
гда, когда такой единицей становится отдельный индивид, как теперь
в Европе, однако они сохраняются в Китае, где семья выступает как
единое целое. Если у мужчины нет ни сыновей, ни дочерей, то целост-
ность семьи нарушена (дочери не принимаются в расчет, если семья со-
держится мужчинами). Необходимо восстановить такую целостность.
Следовательно, имеются различные предписания, разрешающие мужу
жены, страдающей бесплодием, взять другую женщину, бросив первую
жену или даже оставив ее у себя. Если муж умер, а сына не было,
то на этот случай имеются предписания эпиклерата* у древних греков,
левирата** у израильтян и т. п.
Распространение на животных, на неодушевленные предметы, на абст-
рактных или воображаемых существ. Сохранение агрегатов приводит
к тому, что на такие объекты переносится практика, которая имеет место
в отношении человека. Нет недостатка и в обратном переносе. Все эти
объекты и абстрактные образования могут рассматриваться как индиви-
дуумы, как отдельно действующие единицы и претерпевать нарушения
целостности.
Распространение во времени. Когда нарушение в материальном смысле
устраняется при совершении восстанавливающего действия, то импли-
цитно подразумевается, что субъект остается одним и тем же, поскольку
оба эти действия следуют одно за другим (см. § 409). Если человек пока-
ялся в совершенном проступке, то это подразумевает его единство как
согрешившего и раскаивавшегося индивида. В иных случаях нарушение
и восстановление распространяются на предков или на потомков. Здесь
находится источник представлений о первородном грехе. Другое распро-
странение во времени переходит границы земной жизни, и тогда появля-
ются феномены метемпсихоза, нирваны, вознагражденных или наказан-
ных душ, искупления и т. д.
2. Нарушение. Оно может быть реальным или воображаемым, мате-
риальным или мысленно представляемым, в отношении него со-
храняют свое значение предыдущие суждения о различных видах
его распространения.
Способ передачи нарушения. Это может быть контакт, или результат не-
которых взаимоотношений между субъектами, например общее проис-
хождение, или действие с реальным или воображаемым последствием
- Обычай, по которому, если в семье не было сыновей, то после смерти отца на-
следница-дочь должна была выйти замуж за старейшего родственника по отцов-
ской линии.
** Обычай, по которому вдова обязана или имеет право выйти замуж за брата своего
мужа.
172 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и т. д. Представление о реальных способах передачи переносится на во-
ображаемые способы посредством сохранения агрегатов.
- Средства, которыми совершается нарушение, и средства, которыми
осуществляется восстановление. Эти средства также могут быть
как реальными, так и воображаемыми. Включаются в действие ос-
татки комбинаций, создавая большое разнообразие практик, эф-
фективных для совершения нарушения целостности, а нередко
и для ее восстановления. К этим средствам надо отнести магиче-
ские действия и многие религиозные практики. Следует обратить
внимание на то, что выбор средств может быть важным в отноше-
нии социальной полезности. В случаях эпидемии люди антично-
сти очищались обильными омовениями, а люди средневековья —
крестным ходом и покаяниями, оставаясь при этом грязными. Это
были различные формы проявления одного и того же чувства, од-
нако первая форма могла быть людям полезна, вторая же была бес-
полезной, а чаще всего вредной.
Для восстановления целостности <субъекта> могут использоваться ис-
ключительно материальные средства, как если бы пятно оказывалось ес-
тественным, или же только этические и интеллектуальные, или, как это
обычно и происходит, и те и другие одновременно. Часто внешне это вы-
глядит в виде эволюции, в ходе которой к средствам материальным при-
бавились моральные и духовные принципы, при этом последние в кон-
це концов начинают доминировать, а первые становятся просто симво-
лами. Но было бы ошибкой полагать, что такими символами они были
всегда. Вода удаляет пятна материальной грязи; люди предположили,
что она способна также удалять моральные пятна. К этому добавляется
кое-что еще, как материального, так и вербального плана, в соответст-
вии с многочисленными комбинациями, порождаемыми остатками
класса I. Кровь, сера и другие вещества также использовались в обрядах
очищения. Примечательно расширительное понимание идеи очищения,
благодаря которому считают, что всемирный потоп стал очищением
Земли.
Переход от реального нарушения к воображаемому часто совершается
незаметно, и нередко его не удается зафиксировать даже сегодня с при-
влечением современной науки. Можно поискать источник принятия
на веру воображаемых случаев путем наблюдения реальных случаев, так
как порой такая связь действительно может существовать. Но в целом с на-
личием такого отношения нельзя согласиться, поскольку известные фак-
ты показывают, что человеческое познание следовало по пути от вообра-
жаемых знаний к логико-экспериментальным знаниям, но не наоборот.
Предписания людей античности содержат сведения как о действительно
Глава шестая. ОСТАТКИ 173 эффективных средствах, так и о средствах, эффективность которых ока-
зывается мнимой. Безусловно, люди не начинали познание с установле-
ния реальных средств, чтобы затем распространять свои представления
об их эффективности на мнимые средства, но узнавали о тех и других од-
новременно, а порой начинали со вторых, а затем переходили к первым.
Реальные случаи способствовали рождению того широко распростра-
ненного безотчетного убеждения, которое позволяло принять вообра-
жаемые случаи наряду с реальными. Затем оно укреплялось как с наблю-
дением реальных случаев, так и с принятием предполагаемых эффектов
от влияния воображаемых случаев, а также благодаря некоторым ин-
стинктам отвращения к определенным вещам, источники которых неве-
домы и которые отмечаются как у людей, так и у животных. Затем ко все-
му этому широко присоединялись деривации, что увеличивало слож-
ность конкретных феноменов.
b. Субъективный аспект. В аспекте чувств тех индивидов, которые стре-
мятся к целостности, различаются: чувство индивидуальной целостности
и собственных зависимостей, наряду с уже отмеченными способами рас-
пространения (см. § 466); чувство, что эту целостность можно восстано-
вить, если она нарушена; чувства, которые побуждают обращаться к оп-
ределенным средствам для достижения данной цели.
Многообразие этих чувств возрастает с переходом от первой группы
к третьей.
Группа первая. Чувство нарушения целостности вначале ощущается
смутно и неясно. Затем постепенно выделяются различные виды целост-
ности: материальная, нравственная, политическая целостность, целост-
ность человека, животного, неодушевленных вещей и т. д.; они образуют
основу для возникновения различных теорий. В отношении причин на-
рушения целостности вначале имеет место такая же нечеткость; затем на-
чинают различать, заключалась ли причина нарушения целостности
в действиях индивида, у которого эта целостность нарушилась, или же это
нарушение было вызвано действиями кого-то другого. Еще позже, с до-
бавлением некоторой доли метафизики, люди отделяют умышленное на-
рушение от неумышленного нарушения. Другое важное разграничение
касается разделения на перманентные и кратковременные нарушения.
Во второй группе чувств первоначально также есть неясность и неопре-
деленность, и в отношении восстановления целостности — те же разгра-
ничения. Один предел — это когда восстановление целостности осущест-
вляется при помощи внешних механических действий, совершаемых
в том числе и без уведомления того индивида, чья целостность должна
174 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ быть восстановлена; другой предел — восстановление целостности, со-
вершаемое исключительно благодаря внутренним добровольным дейст-
виям индивида. Между этими границами располагаются промежуточные
случаи, наиболее частые среди цивилизованных народов.
Третья группа. Побуждающее к выбору средств чувство соответствует ос-
таткам комбинаций (класс I), которые дают множество разных средств,
еще более увеличивающееся за счет дериваций. Иной раз присутствует
чувство, подсказывающее, что должно быть средство, хотя нет возможно-
сти определить, в чем оно состоит, и доверяются при этом чему-нибудь не-
определенному; или принимаются использовать сразу несколько средств
в надежде на то, что среди них окажется то, которое как раз и подойдет.
Для социального равновесия большое значение имеет чувство нару-
шения целостности и чувство, что эта целостность может быть восста-
новлена. Здесь малозначимо, каким именно образом осуществляется
восстановление.
К остаткам сохранения целостности наиболее близки, настолько, что
они порой соединяются, остатки, при которых людям, животным, пред-
метам для обеспечения некоторой воображаемой целостности приписы-
вают наличие таких качеств, которыми они не обладают. В этом случае
нет реального восстановления после нарушения. Здесь создается иллю-
зия и приписывается совершенство тому, что было несовершенным.
Vg1. Реальные субъекты. Чувство целостности у людей является одним
из самых сильных; оно происходит из инстинкта сохранения жизни,
но распространяется далеко за его пределы. Нарушение целостности час-
то ощущается инстинктивно и дает начало огромному количеству кон-
кретных феноменов.
То, что называют «угрызениями совести», есть выражение представления
о нарушении целостности. Тот, кто привык соблюдать определенные
нормы, нарушив их, испытывает из-за одного только этого факта непри-
ятное ощущение, словно что-то убыло, утратилось в его существовании.
Чтобы избавиться от этого неприятного состояния, он стремится восста-
новить свою прежнюю целостность. Практики, направленные на то, что-
бы избежать последствий от нарушения табу, демонстрируют данный фе-
номен в его достаточно простой форме.
Vg2. Воображаемые или абстрактные субъекты. Этот род образуют со-
единения остатков из рассмотренной выше группы с остатками
Глава шестая. ОСТАТКИ 175 сохранения агрегатов. В некоторых случаях первая группа остатков пол-
ностью доминирует, в других она представляет собой только довольно
значительную часть. Сохранение абстракции IId приводит к тому, что она
персонализируется, но ее целостность может быть нарушена, и тогда лю-
бой глубоко прочувствовавший абстракцию индивид ощущает удар, на-
носимый по ее целостности. Он воспринимает эту целостность как отно-
сящуюся не только к нему одному, но и к общности. Поэтому к отмечен-
ному выше роду остатков добавляются остатки IVb.
В конкретном феномене обычно содержатся следующие элементы.
Во-первых, в нем имеются остатки сохранения агрегатов, позволяющие
рассматривать абстрактного или воображаемого субъекта в качестве ре-
ального. Во-вторых, требуется наличие какого-нибудь реального или во-
ображаемого факта, на основе которого верят или предполагают, что бы-
ла нарушена целостность данного субъекта. В-третьих, подключаются
остатки восстановления целостности, чтобы побудить к действиям, ком-
пенсирующим предполагаемое нарушение. В-четвертых, добавляются
остатки, противостоящие нарушению социального равновесия. Дерива-
ции преобразуют воображаемые субъекты и воображаемые действия в ре-
альные, и взамен чувств, выраженных остатками, выдвигаются логиче-
ские и псевдоэкспериментальные дедукции.
Этим объясняются наказания, которым у многих народов подвергают
за оскорбление господствующей религии, нравов, обычаев, всякого рода
абстракций; вера в очищение душ после смерти и т. д.
Vd. Восстановление целостности с помощью действий, направленных
на тех, кто ее нарушил. Есть чувство, которое побуждает животное и че-
ловека наносить ответный удар тому, кто на них напал, давать сдачи. Они
испытывают чувство, что их целостность нарушена и не восстановится,
если не совершить определенные ответные действия по отношению к аг-
рессору. Чувства данного типа приводят к мести, к дуэли, и т. д.
Vd1. Реальный нарушитель. Это наиболее важный род, даже почти един-
ственный среди тех, которые следовало бы рассмотреть. Нарушение по-
рой наносит ущерб всей общности, даже если оно коснулось только од-
ного из ее членов, на основе этого у ее членов рождается потребность
в восстановлении целостности общности, которая толкает их на ответ-
ные действия, направленные против нарушителя. Отсюда берут начало
долг отмщения и право на искупление кровью, встречающиеся у варвар-
ских и полуварварских народов. Также и цивилизованные правительства
нашего времени используют случаи оскорбления своих граждан за преде-
лами страны как предлог, чтобы прибегнуть к актам возмездия; здесь
176 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ имеет место логическое действие. И многие склонны поощрять такое
стремление, поддерживать его энергичными аргументами, исходя из того
же чувства, которое в былые времена требовало исполнять долг мести.
У того, кто был отвергнут общностью, уже от одного этого нарушается
целостность, и такое нарушение может ощущаться настолько сильно, что
становится равносильным самому суровому наказанию. Также и в случа-
ях, когда дело не доходит до исключения, одно только объявление о том,
что у индивида больше нет целостности, может стать эквивалентным на-
казанию, наложенному с применением силы.
Это позволяет объяснить, почему при некоторых примитивных формах
юрисдикции выносились приговоры без какой-либо санкции и встреча-
лись такие приговоры, для исполнения которых не требовалось участия
публичной власти. Косвенным