Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
мужчинами). Необходимо восстановить такую целостность.
Следовательно, имеются различные предписания, разрешающие мужу
жены, страдающей бесплодием, взять другую женщину, бросив первую
жену или даже оставив ее у себя. Если муж умер, а сына не было,
то на этот случай имеются предписания эпиклерата* у древних греков,
левирата** у израильтян и т. п.
Распространение на животных, на неодушевленные предметы, на абст-
рактных или воображаемых существ. Сохранение агрегатов приводит
к тому, что на такие объекты переносится практика, которая имеет место
в отношении человека. Нет недостатка и в обратном переносе. Все эти
объекты и абстрактные образования могут рассматриваться как индиви-
дуумы, как отдельно действующие единицы и претерпевать нарушения
целостности.
Распространение во времени. Когда нарушение в материальном смысле
устраняется при совершении восстанавливающего действия, то импли-
цитно подразумевается, что субъект остается одним и тем же, поскольку
оба эти действия следуют одно за другим (см. § 409). Если человек пока-
ялся в совершенном проступке, то это подразумевает его единство как
согрешившего и раскаивавшегося индивида. В иных случаях нарушение
и восстановление распространяются на предков или на потомков. Здесь
находится источник представлений о первородном грехе. Другое распро-
странение во времени переходит границы земной жизни, и тогда появля-
ются феномены метемпсихоза, нирваны, вознагражденных или наказан-
ных душ, искупления и т. д.
2. Нарушение. Оно может быть реальным или воображаемым, мате-
риальным или мысленно представляемым, в отношении него со-
храняют свое значение предыдущие суждения о различных видах
его распространения.
Способ передачи нарушения. Это может быть контакт, или результат не-
которых взаимоотношений между субъектами, например общее проис-
хождение, или действие с реальным или воображаемым последствием
  • Обычай, по которому, если в семье не было сыновей, то после смерти отца на-
    следница-дочь должна была выйти замуж за старейшего родственника по отцов-
    ской линии.
    ** Обычай, по которому вдова обязана или имеет право выйти замуж за брата своего
    мужа.
    172 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и т. д. Представление о реальных способах передачи переносится на во-
    ображаемые способы посредством сохранения агрегатов.
    1. Средства, которыми совершается нарушение, и средства, которыми
      осуществляется восстановление. Эти средства также могут быть
      как реальными, так и воображаемыми. Включаются в действие ос-
      татки комбинаций, создавая большое разнообразие практик, эф-
      фективных для совершения нарушения целостности, а нередко
      и для ее восстановления. К этим средствам надо отнести магиче-
      ские действия и многие религиозные практики. Следует обратить
      внимание на то, что выбор средств может быть важным в отноше-
      нии социальной полезности. В случаях эпидемии люди антично-
      сти очищались обильными омовениями, а люди средневековья —
      крестным ходом и покаяниями, оставаясь при этом грязными. Это
      были различные формы проявления одного и того же чувства, од-
      нако первая форма могла быть людям полезна, вторая же была бес-
      полезной, а чаще всего вредной.
  • Для восстановления целостности <субъекта> могут использоваться ис-
    ключительно материальные средства, как если бы пятно оказывалось ес-
    тественным, или же только этические и интеллектуальные, или, как это
    обычно и происходит, и те и другие одновременно. Часто внешне это вы-
    глядит в виде эволюции, в ходе которой к средствам материальным при-
    бавились моральные и духовные принципы, при этом последние в кон-
    це концов начинают доминировать, а первые становятся просто симво-
    лами. Но было бы ошибкой полагать, что такими символами они были
    всегда. Вода удаляет пятна материальной грязи; люди предположили,
    что она способна также удалять моральные пятна. К этому добавляется
    кое-что еще, как материального, так и вербального плана, в соответст-
    вии с многочисленными комбинациями, порождаемыми остатками
    класса I. Кровь, сера и другие вещества также использовались в обрядах
    очищения. Примечательно расширительное понимание идеи очищения,
    благодаря которому считают, что всемирный потоп стал очищением
    Земли.
  • Переход от реального нарушения к воображаемому часто совершается
    незаметно, и нередко его не удается зафиксировать даже сегодня с при-
    влечением современной науки. Можно поискать источник принятия
    на веру воображаемых случаев путем наблюдения реальных случаев, так
    как порой такая связь действительно может существовать. Но в целом с на-
    личием такого отношения нельзя согласиться, поскольку известные фак-
    ты показывают, что человеческое познание следовало по пути от вообра-
    жаемых знаний к логико-экспериментальным знаниям, но не наоборот.
    Предписания людей античности содержат сведения как о действительно
    Глава шестая. ОСТАТКИ 173 эффективных средствах, так и о средствах, эффективность которых ока-
    зывается мнимой. Безусловно, люди не начинали познание с установле-
    ния реальных средств, чтобы затем распространять свои представления
    об их эффективности на мнимые средства, но узнавали о тех и других од-
    новременно, а порой начинали со вторых, а затем переходили к первым.
  • Реальные случаи способствовали рождению того широко распростра-
    ненного безотчетного убеждения, которое позволяло принять вообра-
    жаемые случаи наряду с реальными. Затем оно укреплялось как с наблю-
    дением реальных случаев, так и с принятием предполагаемых эффектов
    от влияния воображаемых случаев, а также благодаря некоторым ин-
    стинктам отвращения к определенным вещам, источники которых неве-
    домы и которые отмечаются как у людей, так и у животных. Затем ко все-
    му этому широко присоединялись деривации, что увеличивало слож-
    ность конкретных феноменов.
  • b. Субъективный аспект. В аспекте чувств тех индивидов, которые стре-
    мятся к целостности, различаются: чувство индивидуальной целостности
    и собственных зависимостей, наряду с уже отмеченными способами рас-
    пространения (см. § 466); чувство, что эту целостность можно восстано-
    вить, если она нарушена; чувства, которые побуждают обращаться к оп-
    ределенным средствам для достижения данной цели.
  • Многообразие этих чувств возрастает с переходом от первой группы
    к третьей.
    Группа первая. Чувство нарушения целостности вначале ощущается
    смутно и неясно. Затем постепенно выделяются различные виды целост-
    ности: материальная, нравственная, политическая целостность, целост-
    ность человека, животного, неодушевленных вещей и т. д.; они образуют
    основу для возникновения различных теорий. В отношении причин на-
    рушения целостности вначале имеет место такая же нечеткость; затем на-
    чинают различать, заключалась ли причина нарушения целостности
    в действиях индивида, у которого эта целостность нарушилась, или же это
    нарушение было вызвано действиями кого-то другого. Еще позже, с до-
    бавлением некоторой доли метафизики, люди отделяют умышленное на-
    рушение от неумышленного нарушения. Другое важное разграничение
    касается разделения на перманентные и кратковременные нарушения.
  • Во второй группе чувств первоначально также есть неясность и неопре-
    деленность, и в отношении восстановления целостности — те же разгра-
    ничения. Один предел — это когда восстановление целостности осущест-
    вляется при помощи внешних механических действий, совершаемых
    в том числе и без уведомления того индивида, чья целостность должна
    174 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ быть восстановлена; другой предел — восстановление целостности, со-
    вершаемое исключительно благодаря внутренним добровольным дейст-
    виям индивида. Между этими границами располагаются промежуточные
    случаи, наиболее частые среди цивилизованных народов.
  • Третья группа. Побуждающее к выбору средств чувство соответствует ос-
    таткам комбинаций (класс I), которые дают множество разных средств,
    еще более увеличивающееся за счет дериваций. Иной раз присутствует
    чувство, подсказывающее, что должно быть средство, хотя нет возможно-
    сти определить, в чем оно состоит, и доверяются при этом чему-нибудь не-
    определенному; или принимаются использовать сразу несколько средств
    в надежде на то, что среди них окажется то, которое как раз и подойдет.
  • Для социального равновесия большое значение имеет чувство нару-
    шения целостности и чувство, что эта целостность может быть восста-
    новлена. Здесь малозначимо, каким именно образом осуществляется
    восстановление.
  • К остаткам сохранения целостности наиболее близки, настолько, что
    они порой соединяются, остатки, при которых людям, животным, пред-
    метам для обеспечения некоторой воображаемой целостности приписы-
    вают наличие таких качеств, которыми они не обладают. В этом случае
    нет реального восстановления после нарушения. Здесь создается иллю-
    зия и приписывается совершенство тому, что было несовершенным.
  • Vg1. Реальные субъекты. Чувство целостности у людей является одним
    из самых сильных; оно происходит из инстинкта сохранения жизни,
    но распространяется далеко за его пределы. Нарушение целостности час-
    то ощущается инстинктивно и дает начало огромному количеству кон-
    кретных феноменов.
  • То, что называют «угрызениями совести», есть выражение представления
    о нарушении целостности. Тот, кто привык соблюдать определенные
    нормы, нарушив их, испытывает из-за одного только этого факта непри-
    ятное ощущение, словно что-то убыло, утратилось в его существовании.
    Чтобы избавиться от этого неприятного состояния, он стремится восста-
    новить свою прежнюю целостность. Практики, направленные на то, что-
    бы избежать последствий от нарушения табу, демонстрируют данный фе-
    номен в его достаточно простой форме.
  • Vg2. Воображаемые или абстрактные субъекты. Этот род образуют со-
    единения остатков из рассмотренной выше группы с остатками
    Глава шестая. ОСТАТКИ 175 сохранения агрегатов. В некоторых случаях первая группа остатков пол-
    ностью доминирует, в других она представляет собой только довольно
    значительную часть. Сохранение абстракции IId приводит к тому, что она
    персонализируется, но ее целостность может быть нарушена, и тогда лю-
    бой глубоко прочувствовавший абстракцию индивид ощущает удар, на-
    носимый по ее целостности. Он воспринимает эту целостность как отно-
    сящуюся не только к нему одному, но и к общности. Поэтому к отмечен-
    ному выше роду остатков добавляются остатки IVb.
  • В конкретном феномене обычно содержатся следующие элементы.
    Во-первых, в нем имеются остатки сохранения агрегатов, позволяющие
    рассматривать абстрактного или воображаемого субъекта в качестве ре-
    ального. Во-вторых, требуется наличие какого-нибудь реального или во-
    ображаемого факта, на основе которого верят или предполагают, что бы-
    ла нарушена целостность данного субъекта. В-третьих, подключаются
    остатки восстановления целостности, чтобы побудить к действиям, ком-
    пенсирующим предполагаемое нарушение. В-четвертых, добавляются
    остатки, противостоящие нарушению социального равновесия. Дерива-
    ции преобразуют воображаемые субъекты и воображаемые действия в ре-
    альные, и взамен чувств, выраженных остатками, выдвигаются логиче-
    ские и псевдоэкспериментальные дедукции.
  • Этим объясняются наказания, которым у многих народов подвергают
    за оскорбление господствующей религии, нравов, обычаев, всякого рода
    абстракций; вера в очищение душ после смерти и т. д.
  • Vd. Восстановление целостности с помощью действий, направленных
    на тех, кто ее нарушил. Есть чувство, которое побуждает животное и че-
    ловека наносить ответный удар тому, кто на них напал, давать сдачи. Они
    испытывают чувство, что их целостность нарушена и не восстановится,
    если не совершить определенные ответные действия по отношению к аг-
    рессору. Чувства данного типа приводят к мести, к дуэли, и т. д.
  • Vd1. Реальный нарушитель. Это наиболее важный род, даже почти един-
    ственный среди тех, которые следовало бы рассмотреть. Нарушение по-
    рой наносит ущерб всей общности, даже если оно коснулось только од-
    ного из ее членов, на основе этого у ее членов рождается потребность
    в восстановлении целостности общности, которая толкает их на ответ-
    ные действия, направленные против нарушителя. Отсюда берут начало
    долг отмщения и право на искупление кровью, встречающиеся у варвар-
    ских и полуварварских народов. Также и цивилизованные правительства
    нашего времени используют случаи оскорбления своих граждан за преде-
    лами страны как предлог, чтобы прибегнуть к актам возмездия; здесь
    176 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ имеет место логическое действие. И многие склонны поощрять такое
    стремление, поддерживать его энергичными аргументами, исходя из того
    же чувства, которое в былые времена требовало исполнять долг мести.
  • У того, кто был отвергнут общностью, уже от одного этого нарушается
    целостность, и такое нарушение может ощущаться настолько сильно, что
    становится равносильным самому суровому наказанию. Также и в случа-
    ях, когда дело не доходит до исключения, одно только объявление о том,
    что у индивида больше нет целостности, может стать эквивалентным на-
    казанию, наложенному с применением силы.
  • Это позволяет объяснить, почему при некоторых примитивных формах
    юрисдикции выносились приговоры без какой-либо санкции и встреча-
    лись такие приговоры, для исполнения которых не требовалось участия
    публичной власти. Косвенным образом санкция может воздействовать
    и при таких судебных приговорах, которые не содержат ее в прямой фор-
    ме, поскольку этот приговор нарушает целостность осуждаемого челове-
    ка, который вследствие этого уже не может оставаться в равном положе-
    нии с другими людьми, до этого равными ему. Однако необходимо отме-
    тить,
  • Скачать:TXTPDF

    мужчинами). Необходимо восстановить такую целостность.Следовательно, имеются различные предписания, разрешающие мужужены, страдающей бесплодием, взять другую женщину, бросив первуюжену или даже оставив ее у себя. Если муж умер, а сына не было,то