Компендиум по общей социологии
образом санкция может воздействовать
и при таких судебных приговорах, которые не содержат ее в прямой фор-
ме, поскольку этот приговор нарушает целостность осуждаемого челове-
ка, который вследствие этого уже не может оставаться в равном положе-
нии с другими людьми, до этого равными ему. Однако необходимо отме-
тить, что такой результат побочный; главным оказывается объявление
авторитетными людьми о нарушении целостности.
Из этого чувства, которое одному нарушению целостности требует про-
тивопоставить другое аналогичное нарушение, исходит огромное коли-
чество установлений и распоряжений, фиксирующих, каким по виду и по
силе должно быть ответное компенсирующее нарушение. В количест-
венном аспекте мы, проделав долгий путь от простейших правил уста-
новления адекватной меры наказания за причиненное зло, приходим
к мудреной, если не комичной, «дозиметрии» (как ее назвал Энрико
Ферри) уголовного кодекса Дзанарделли. Здесь не место все это обсуж-
дать. Это сложный феномен, в нем имеется нижний слой различных ос-
татков, прикрываемый более и менее сложными деривациями.
Vd2. Воображаемый или абстрактный нарушитель. Этот остаток отчетли-
во проявляется у людей, когда они рассердились на своего фетиша, оби-
делись на какого-нибудь святого, духа или бога. Если бы в этом был
смысл, можно было бы привести огромное количество примеров.
Мы кратко обобщим их следующим образом. Сначала люди ведут себя
по отношению к воображаемому существу так, словно это реальное су-
щество. Они его хвалят и осуждают, прославляют и хулят. Они договари-
ваются с ним и обещают его одаривать, если оно им станет помогать.
Они грозятся относиться к нему плохо, если оно не предотвратит непри-
ятности. Они почитают его образ, если им довольны, пренебрегают
Глава шестая. ОСТАТКИ 177 им и презирают его, если недовольны. Затем эти простые мысленные ас- социации и последующие нелогические действия объясняют и обосно- вывают, используя деривации. Воображаемое существо может рассмат- риваться в качестве всегда доброго; тогда договор с ним принимает фор- му простого обещания приносить дары в знак признательности. Например, таковы договор, который римляне заключали с Юпитером, чтобы он им дал победу, и обещание современных католиков принести дар собору св. Антония в Падуе, если будет вновь найдена какая-нибудь утерянная вещь. Воображаемое существо может быть расценено как вре- менами доброе, временами злое; в таком случае стараются отнестись к нему так, чтобы оно было добрым. Оно может расцениваться преиму- щественно или исключительно как злое, и тогда стараются успокоить его хорошим обхождением и наказать плохим отношением. Наконец, оно может восприниматься главным образом как злое существо, каким стал у христиан дьявол, и тогда плохое отношение является единственным, чего он заслуживает. Таким образом, от простых мысленных ассоциаций постепенно переходят к замысловатой и утонченной теологии; но по су- ществу прикрытые деривациями остатки одни и те же.
Павсаний (III. XV. 8) упоминает о статуе Афродиты с оковами на ногах
и сообщает о двух традициях45. Согласно первой, царь Спарты Тиндарей
распорядился выполнить статую именно так, чтобы аллегорически пока-
зать, что жены должны быть верными своим мужьям; согласно второй, —
чтобы <этими оковами> отомстить Афродите за то, что она склонила его
дочерей, Елену и Клитеместру, к плохим поступкам. Павсаний утвержда-
ет, что было бы глупо полагать, что таким способом можно отомстить бо-
гине. Не особенно доверяя преданию, Арриан46 передает молву о том, что
Александр Македонский настолько сильно переживал смерть Гефестио-
на, что распорядился сравнять с землей храм Асклепия*, мстя богу за то,
что тот не спас его друга. Светоний47 рассказывает, что после смерти Гер-
маника массы народа забрасывали камнями храмы и опрокидывали алта-
ри богов. Эти чувства кажутся странными, однако их аналоги встречают-
ся и в наши дни, и не только среди простого народа, который обижается,
если чудо св. Януария запаздывает и его засохшая кровь долго не вскипа-
ет, но и среди людей образованных. 45 Павсаний. Описание Эллады. Т. 1–2. М.: АСТ; Ладомир, 2002. С. 226–227.
46Arriano. Anabasi di Alessandro. VII. 14. [Арриан. Поход Александра. М.: МИФ, 1993.
С. 233.]
- Эскулапа в латинской литерации.
47 Svetonio. Caligola. 5. [Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Из-
дательство «Правда», 1991. С. 142.]
178 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Класс VI. Сексуальный остаток. Простое сексуальное влечение, хотя
и сильное в человеческом роде, рассматривается здесь не потому, что оно
приводит к соединению полов, но потому, что порождает рассуждения
и теории. Только это и дает основание обратиться к сексуальным связям.
Этот остаток встречается в очень многих феноменах, часто скрытым об-
разом, особенно среди современных народов.
В греко-латинской античности половой акт рассматривался как удовле-
творение потребности, наравне с потребностями пить, есть, украшать се-
бя и т. д. На все эти потребности в античности смотрели одинаково, осу-
ждая в целом неумеренность, часто также изысканность в их удовлетво-
рении. Впоследствии, к концу Римской империи, под действием еще
недостаточно проясненных причин, сексуальные акты стали значитель-
но сильнее занимать умы людей, отношение к ним приняло религиозные
формы и часто выражалось в проявлении религиозного ужаса. Порази-
тельно то, что сегодня <1910-е годы> среди цивилизованных народов та-
кое табу <на секс> стало последней религией, встречающей поддержку
со стороны светской власти.
В наших расах три табу воздержания проходят через века и располагаются
по нарастанию интенсивности так: умеренность в мясной пище, умерен-
ность в вине, умеренность во всем, что связано с сексуальными отноше-
ниями. Умеренность в потреблении мяса можно проследить по источни-
кам от Пифагора. Плутарх оставил нам две речи, чтобы отвратить людей
от приема мясной пищи, у Порфирия имеется целый трактат в поддержку
такого воздержания*. Христиане его рекомендовали и предписывали
в различных формах. Наконец мы имеем современных вегетарианцев.
В античности встречается много рассуждений об умеренности в питии
вина, но было мало или даже вовсе не было призывов к полному воздер-
жанию. Ранние христиане рекомендовали умеренное потребление вина
и мяса, а также полное воздержание от них, иногда для выполнения епи-
тимьи, но более всего для того, чтобы подавить побуждения к плотскому
греху; на этот счет есть множество предписаний Святых Отцов. Впрочем,
Католическая Церковь, которая всегда придерживалась золотой середи-
ны, хотя и предписывала воздержание от мясной пищи в определенные
дни, разрешала пить вино, проявляя себя намного более либеральной,
чем некоторые наши современные псевдоученые и антиалкогольные
- Парето имеет в виду сочинение Порфирия «О воздержании от употребления в пи-
щу одушевленных существ». См.: Aeliani de natura animalium varia historia,
epistolae et fragmenta. Porphyrii philosophi de abstinentia et de antro nympharum.
Philonis Byzantii de septem orbis spectaculis / Recognovit adnotatione critica et
indicibus instruxit R. Hercher. P.: Didot, 1858.
Глава шестая. ОСТАТКИ 179 секты, которые воспроизводят деяния религиозных фанатиков. Воздер-
жание от любовно-чувственных удовольствий и от всего, что даже отда-
ленно может напоминать их, отмечено, по крайней мере теоретически,
у первых христиан, и теперь, по-прежнему теоретически, вновь приводит
к фанатизму патологической стыдливости.
Остатки в этих феноменах сложные. Они состоят минимум из трех
частей.
1. Остаток комбинаций, благодаря которому секта побуждает себя
находить какой-нибудь признак, отделяющий ее от простонаро-
дья. Это наименее существенная часть. Но к этому часто присое-
диняется остаток целостности индивида, т. е. надменность, жела-
ние выделяться, вызывать восхищение.
2. Остаток аскетизма, с дополняющим его чувством зависти к тем,
кто пользуется запретными благами.
3. Потребность проявлять во внешних действиях собственную аске-
тическую веру (класс III).
Случаи религиозной экзальтации имеют место в отношении трех назван-
ных выше табу. Религиозную форму соблюдения табу в отношении мяса
можно наблюдать в Индии, но она не встречается в других странах. Для
табу в отношении вина можно найти некоторые случаи кое-где и среди
наших современников. Феномен табу в отношении секса широко пред-
ставлен как в прошлом, так и в наше время.
Что касается табу на потребление мяса и вина, то действительно, име-
ются страны, где они в основном соблюдаются; т. е. в самом деле сущест-
вуют общности, воздерживающиеся от мяса и горячительных напитков.
Впрочем, по этим напиткам воздержание порой оказывается показным,
как в наше время в Турции. Относительно сексуального табу имеются не-
большие отличия в содержательном плане, заметные отличия отмечают-
ся только по форме. В мусульманских странах проституция запрещена,
но там ее место заняло не только внебрачное сожительство, но и еще худ-
шие практики. Она также была запрещена и в наших краях во времена,
когда нравы были далеко не лучше, чем теперь. Это один из тех случаев,
когда сила чувств делает почти неизменным содержание, позволяя изме-
нять только форму. Контраст настолько велик, что то и дело приходится
встречаться с парадоксом: где мораль и законы строже осуждают за без-
нравственность, там последняя оказывается выше. Многие факты гово-
рят о том, что так и происходит во многих Североамериканских штатах;
но мы не можем из этих частных случаев вывести общее правило.
Сексуальный остаток содержится не только в тех идеях и представлени-
ях, которые нацелены на половую связь или на пробуждение приятных
180 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ воспоминаний о ней. Он также присутствует в идеях и представлениях,
выражающих осуждение, отвращение и негодование по отношению
к ней. Это может показаться странным, однако многие факты свидетель-
ствуют, что идея целомудрия, если она доминирует в сознании, также мо-
жет содержать сексуальный остаток. Так, многие стали относить образ
целомудрия к одинокой Венере.
Сексуальный остаток может существовать при самых невинных и цело-
мудренных отношениях, и было бы явной ошибкой полагать, что там, где
существует этот остаток, непременно присутствуют и отношения чувст-
венной любви. Имеются многочисленные примеры женщин, которые
под властью сильной религиозной страсти следовали за мужчинами и ис-
пытывали к ним сильные чувства, лишенные всякого намека на чувст-
венное влечение. Это можно было видеть во время так называемого про-
буждения Уэльса в 1904 г., когда Ивен Робертс был удостоен нежного по-
читания со стороны женщин, которое оставалось самым чистым. Такие
факты должны нас предостеречь от того, чтобы мы не доверяли с легко-
стью тем обвинениям, которые поочередно выдвигаются на этот счет
противниками. Например, говорили о том, что графиня Матильда испы-
тывала к папе Григорию VII скорее чувства возлюбленной, чем дочери,
что, на наш взгляд, маловероятно.
Кроме того, существование сексуального остатка как в целомудренных,
так и в непристойных речах и сочинениях уведомляет нас о том, что в от-
ношении побуждения к актам чувственной любви может быть, а может
и не быть разницы между целомудренными и непристойными рассужде-
ниями и текстами. Это зависит от индивидов: одни приходят к актам фи-
зиологической любви легче от целомудренных, другие же, напротив,
от непристойных речей и сочинений. Говорили — и возможно, — это так
и было, — что «Верный пастух» Гварини побудил больше женщин к лю-
бовным утехам, чем «Декамерон» Боккаччо.
Сексуальный остаток присутствует в великом множестве произведений
художественной литературы; трудно представить себе без него драмы,
комедии, поэзию, романы. Современные знатоки отделяют, не вполне
понятно посредством какого критерия, литературу «моральную» от «амо-
ральной», и часто это не что иное, как лицемерие тех, кого шокируют не
сами вещи, а их имена, кто делает и не говорит об этом. Во всяком слу-
чае, если даже не оказывается невозможным делом написание романа,
комедии, драмы без любовной фабулы, чтобы такие произведения нра-
вились публике, они являются такими же редкими, как белые вороны;
это демонстрирует большую силу сексуальных остатков, без которых
невозможно обойтись в литературных произведениях. Много публики
Глава шестая. ОСТАТКИ 181 собирают слушания судебных процессов по любовным делам;