Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
что такой результат побочный; главным оказывается объявление
авторитетными людьми о нарушении целостности.
  • Из этого чувства, которое одному нарушению целостности требует про-
    тивопоставить другое аналогичное нарушение, исходит огромное коли-
    чество установлений и распоряжений, фиксирующих, каким по виду и по
    силе должно быть ответное компенсирующее нарушение. В количест-
    венном аспекте мы, проделав долгий путь от простейших правил уста-
    новления адекватной меры наказания за причиненное зло, приходим
    к мудреной, если не комичной, «дозиметрии» (как ее назвал Энрико
    Ферри) уголовного кодекса Дзанарделли. Здесь не место все это обсуж-
    дать. Это сложный феномен, в нем имеется нижний слой различных ос-
    татков, прикрываемый более и менее сложными деривациями.
  • Vd2. Воображаемый или абстрактный нарушитель. Этот остаток отчетли-
    во проявляется у людей, когда они рассердились на своего фетиша, оби-
    делись на какого-нибудь святого, духа или бога. Если бы в этом был
    смысл, можно было бы привести огромное количество примеров.
    Мы кратко обобщим их следующим образом. Сначала люди ведут себя
    по отношению к воображаемому существу так, словно это реальное су-
    щество. Они его хвалят и осуждают, прославляют и хулят. Они договари-
    ваются с ним и обещают его одаривать, если оно им станет помогать.
    Они грозятся относиться к нему плохо, если оно не предотвратит непри-
    ятности. Они почитают его образ, если им довольны, пренебрегают
    Глава шестая. ОСТАТКИ 177 им и презирают его, если недовольны. Затем эти простые мысленные ас- социации и последующие нелогические действия объясняют и обосно- вывают, используя деривации. Воображаемое существо может рассмат- риваться в качестве всегда доброго; тогда договор с ним принимает фор- му простого обещания приносить дары в знак признательности. Например, таковы договор, который римляне заключали с Юпитером, чтобы он им дал победу, и обещание современных католиков принести дар собору св. Антония в Падуе, если будет вновь найдена какая-нибудь утерянная вещь. Воображаемое существо может быть расценено как вре- менами доброе, временами злое; в таком случае стараются отнестись к нему так, чтобы оно было добрым. Оно может расцениваться преиму- щественно или исключительно как злое, и тогда стараются успокоить его хорошим обхождением и наказать плохим отношением. Наконец, оно может восприниматься главным образом как злое существо, каким стал у христиан дьявол, и тогда плохое отношение является единственным, чего он заслуживает. Таким образом, от простых мысленных ассоциаций постепенно переходят к замысловатой и утонченной теологии; но по су- ществу прикрытые деривациями остатки одни и те же.
  • Павсаний (III. XV. 8) упоминает о статуе Афродиты с оковами на ногах
    и сообщает о двух традициях45. Согласно первой, царь Спарты Тиндарей
    распорядился выполнить статую именно так, чтобы аллегорически пока-
    зать, что жены должны быть верными своим мужьям; согласно второй, —
    чтобы <этими оковами> отомстить Афродите за то, что она склонила его
    дочерей, Елену и Клитеместру, к плохим поступкам. Павсаний утвержда-
    ет, что было бы глупо полагать, что таким способом можно отомстить бо-
    гине. Не особенно доверяя преданию, Арриан46 передает молву о том, что
    Александр Македонский настолько сильно переживал смерть Гефестио-
    на, что распорядился сравнять с землей храм Асклепия*, мстя богу за то,
    что тот не спас его друга. Светоний47 рассказывает, что после смерти Гер-
    маника массы народа забрасывали камнями храмы и опрокидывали алта-
    ри богов. Эти чувства кажутся странными, однако их аналоги встречают-
    ся и в наши дни, и не только среди простого народа, который обижается,
    если чудо св. Януария запаздывает и его засохшая кровь долго не вскипа-
    ет, но и среди людей образованных. 45 Павсаний. Описание Эллады. Т. 1–2. М.: АСТ; Ладомир, 2002. С. 226–227.
    46Arriano. Anabasi di Alessandro. VII. 14. [Арриан. Поход Александра. М.: МИФ, 1993.
    С. 233.]
    • Эскулапа в латинской литерации.
      47 Svetonio. Caligola. 5. [Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Из-
      дательство «Правда», 1991. С. 142.]
      178 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Класс VI. Сексуальный остаток. Простое сексуальное влечение, хотя
    и сильное в человеческом роде, рассматривается здесь не потому, что оно
    приводит к соединению полов, но потому, что порождает рассуждения
    и теории. Только это и дает основание обратиться к сексуальным связям.
    Этот остаток встречается в очень многих феноменах, часто скрытым об-
    разом, особенно среди современных народов.
  • В греко-латинской античности половой акт рассматривался как удовле-
    творение потребности, наравне с потребностями пить, есть, украшать се-
    бя и т. д. На все эти потребности в античности смотрели одинаково, осу-
    ждая в целом неумеренность, часто также изысканность в их удовлетво-
    рении. Впоследствии, к концу Римской империи, под действием еще
    недостаточно проясненных причин, сексуальные акты стали значитель-
    но сильнее занимать умы людей, отношение к ним приняло религиозные
    формы и часто выражалось в проявлении религиозного ужаса. Порази-
    тельно то, что сегодня <1910-е годы> среди цивилизованных народов та-
    кое табу <на секс> стало последней религией, встречающей поддержку
    со стороны светской власти.
  • В наших расах три табу воздержания проходят через века и располагаются
    по нарастанию интенсивности так: умеренность в мясной пище, умерен-
    ность в вине, умеренность во всем, что связано с сексуальными отноше-
    ниями. Умеренность в потреблении мяса можно проследить по источни-
    кам от Пифагора. Плутарх оставил нам две речи, чтобы отвратить людей
    от приема мясной пищи, у Порфирия имеется целый трактат в поддержку
    такого воздержания*. Христиане его рекомендовали и предписывали
    в различных формах. Наконец мы имеем современных вегетарианцев.
    В античности встречается много рассуждений об умеренности в питии
    вина, но было мало или даже вовсе не было призывов к полному воздер-
    жанию. Ранние христиане рекомендовали умеренное потребление вина
    и мяса, а также полное воздержание от них, иногда для выполнения епи-
    тимьи, но более всего для того, чтобы подавить побуждения к плотскому
    греху; на этот счет есть множество предписаний Святых Отцов. Впрочем,
    Католическая Церковь, которая всегда придерживалась золотой середи-
    ны, хотя и предписывала воздержание от мясной пищи в определенные
    дни, разрешала пить вино, проявляя себя намного более либеральной,
    чем некоторые наши современные псевдоученые и антиалкогольные
    • Парето имеет в виду сочинение Порфирия «О воздержании от употребления в пи-
      щу одушевленных существ». См.: Aeliani de natura animalium varia historia,
      epistolae et fragmenta. Porphyrii philosophi de abstinentia et de antro nympharum.
      Philonis Byzantii de septem orbis spectaculis / Recognovit adnotatione critica et
      indicibus instruxit R. Hercher. P.: Didot, 1858.
      Глава шестая. ОСТАТКИ 179 секты, которые воспроизводят деяния религиозных фанатиков. Воздер-
      жание от любовно-чувственных удовольствий и от всего, что даже отда-
      ленно может напоминать их, отмечено, по крайней мере теоретически,
      у первых христиан, и теперь, по-прежнему теоретически, вновь приводит
      к фанатизму патологической стыдливости.
  • Остатки в этих феноменах сложные. Они состоят минимум из трех
    частей.
    1. Остаток комбинаций, благодаря которому секта побуждает себя
    находить какой-нибудь признак, отделяющий ее от простонаро-
    дья. Это наименее существенная часть. Но к этому часто присое-
    диняется остаток целостности индивида, т. е. надменность, жела-
    ние выделяться, вызывать восхищение.
    2. Остаток аскетизма, с дополняющим его чувством зависти к тем,
    кто пользуется запретными благами.
    3. Потребность проявлять во внешних действиях собственную аске-
    тическую веру (класс III).
  • Случаи религиозной экзальтации имеют место в отношении трех назван-
    ных выше табу. Религиозную форму соблюдения табу в отношении мяса
    можно наблюдать в Индии, но она не встречается в других странах. Для
    табу в отношении вина можно найти некоторые случаи кое-где и среди
    наших современников. Феномен табу в отношении секса широко пред-
    ставлен как в прошлом, так и в наше время.
    Что касается табу на потребление мяса и вина, то действительно, име-
    ются страны, где они в основном соблюдаются; т. е. в самом деле сущест-
    вуют общности, воздерживающиеся от мяса и горячительных напитков.
    Впрочем, по этим напиткам воздержание порой оказывается показным,
    как в наше время в Турции. Относительно сексуального табу имеются не-
    большие отличия в содержательном плане, заметные отличия отмечают-
    ся только по форме. В мусульманских странах проституция запрещена,
    но там ее место заняло не только внебрачное сожительство, но и еще худ-
    шие практики. Она также была запрещена и в наших краях во времена,
    когда нравы были далеко не лучше, чем теперь. Это один из тех случаев,
    когда сила чувств делает почти неизменным содержание, позволяя изме-
    нять только форму. Контраст настолько велик, что то и дело приходится
    встречаться с парадоксом: где мораль и законы строже осуждают за без-
    нравственность, там последняя оказывается выше. Многие факты гово-
    рят о том, что так и происходит во многих Североамериканских штатах;
    но мы не можем из этих частных случаев вывести общее правило.
  • Сексуальный остаток содержится не только в тех идеях и представлени-
    ях, которые нацелены на половую связь или на пробуждение приятных
    180 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ воспоминаний о ней. Он также присутствует в идеях и представлениях,
    выражающих осуждение, отвращение и негодование по отношению
    к ней. Это может показаться странным, однако многие факты свидетель-
    ствуют, что идея целомудрия, если она доминирует в сознании, также мо-
    жет содержать сексуальный остаток. Так, многие стали относить образ
    целомудрия к одинокой Венере.
  • Сексуальный остаток может существовать при самых невинных и цело-
    мудренных отношениях, и было бы явной ошибкой полагать, что там, где
    существует этот остаток, непременно присутствуют и отношения чувст-
    венной любви. Имеются многочисленные примеры женщин, которые
    под властью сильной религиозной страсти следовали за мужчинами и ис-
    пытывали к ним сильные чувства, лишенные всякого намека на чувст-
    венное влечение. Это можно было видеть во время так называемого про-
    буждения Уэльса в 1904 г., когда Ивен Робертс был удостоен нежного по-
    читания со стороны женщин, которое оставалось самым чистым. Такие
    факты должны нас предостеречь от того, чтобы мы не доверяли с легко-
    стью тем обвинениям, которые поочередно выдвигаются на этот счет
    противниками. Например, говорили о том, что графиня Матильда испы-
    тывала к папе Григорию VII скорее чувства возлюбленной, чем дочери,
    что, на наш взгляд, маловероятно.
  • Кроме того, существование сексуального остатка как в целомудренных,
    так и в непристойных речах и сочинениях уведомляет нас о том, что в от-
    ношении побуждения к актам чувственной любви может быть, а может
    и не быть разницы между целомудренными и непристойными рассужде-
    ниями и текстами. Это зависит от индивидов: одни приходят к актам фи-
    зиологической любви легче от целомудренных, другие же, напротив,
    от непристойных речей и сочинений. Говорили — и возможно, — это так
    и было, — что «Верный пастух» Гварини побудил больше женщин к лю-
    бовным утехам, чем «Декамерон» Боккаччо.
  • Сексуальный остаток присутствует в великом множестве произведений
    художественной литературы; трудно представить себе без него драмы,
    комедии, поэзию, романы. Современные знатоки отделяют, не вполне
    понятно посредством какого критерия, литературу «моральную» от «амо-
    ральной», и часто это не что иное, как лицемерие тех, кого шокируют не
    сами вещи, а их имена, кто делает и не говорит об этом. Во всяком слу-
    чае, если даже не оказывается невозможным делом написание романа,
    комедии, драмы без любовной фабулы, чтобы такие произведения нра-
    вились публике, они являются такими же редкими, как белые вороны;
    это демонстрирует большую силу сексуальных остатков, без которых
    невозможно обойтись в литературных произведениях. Много публики
    Глава шестая. ОСТАТКИ 181 собирают слушания судебных процессов по любовным делам; она тем
    более жадно их слушает, чем больше непристойных фактов обсуждается.
    Среди этой публики нет недостатка в мужчинах, и тем более в женщинах,
    которые в других местах неустанно выступают в защиту морали и осужда-
    ют безнравственность.
  • Уже не раз мне приходилось отмечать, что сексуальные остатки проявля-
    ются в феноменах, подобных
  • Скачать:TXTPDF

    что такой результат побочный; главным оказывается объявлениеавторитетными людьми о нарушении целостности. Из этого чувства, которое одному нарушению целостности требует про-тивопоставить другое аналогичное нарушение, исходит огромное коли-чество установлений и распоряжений, фиксирующих,