Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
она тем
более жадно их слушает, чем больше непристойных фактов обсуждается.
Среди этой публики нет недостатка в мужчинах, и тем более в женщинах,
которые в других местах неустанно выступают в защиту морали и осужда-
ют безнравственность.
  • Уже не раз мне приходилось отмечать, что сексуальные остатки проявля-
    ются в феноменах, подобных тем, какие называют религиозными, и они,
    следовательно, образуют некий комплекс, которому следует уделить вни-
    мание при рассмотрении данного класса. Мы можем добавить, что сексу-
    альная религия имеет, как и другие религии, свои догмы, своих верую-
    щих, еретиков и атеистов. Об этом мы часто упоминали, но поскольку та-
    кое мнение идет вразрез с общепринятым, не будет лишним добавить
    другие доказательства к тем, что уже давались.
  • У античных римлян почти все нелогические действия в их повседневной
    жизни благодаря остаткам сохранения агрегатов дали начало воззрени-
    ям, ставшим затем представлениями о малых богах. Эти боги имели отно-
    шение ко всем аспектам жизнедеятельности человека от зачатия до смер-
    ти. Если расположить богов по порядку, распределив по категориям,
    то станет заметно, что у современных римлян есть определенные пробе-
    лы, или умолчания отдельных богов и аспектов, тогда как у древних рим-
    лян отмечается непрерывность.
    Первая категория. Боги совершения актов бракосочения: Юнона
    Юга (Пронуба) соединяет в браке; Югатин, отвечает за брачный союз;
    Афференда — богиня приданого; Домидук ведет невесту к дому жениха;
    Домитий вводит невесту в дом жениха; Мантурна следит, чтобы невес-
    та осталась в доме жениха; Унксия заведует смазыванием дверей в доме
    новобрачных; Цинксия присутствует при развязывании пояса невесты;
    Виргиниенсия присутствует при развязывании брачного пояса у ново-
    брачной, отвечает за целомудрие супруги. Современные люди открыто
    обсуждают все это, высказываются свободно и даже с удовольствием;
    по поводу ни одного из этих актов теперь не существует фетишистских
    концепций. Но определенные замалчивания возникают относительно
    следующей категории богов и цикла жизни.
    Вторая категория. Божества, ведающие исполнением брака. Они
    многочисленны, как и боги, относящиеся к другим аспектам жизнедея-
    тельности человека; для древних римлян данный вид фетишизма не от-
    личался от других видов; у современных народов сохранился только один
    этот вид и отпали остальные. Помимо образовавшихся замалчиваний
    есть и действия, свободно обсуждаемые современными людьми: боги
    и богини родов составляют переходную категорию.
    182 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Третья категория. Боги, которые ведают родами: Юнона Люцина — покровительница родов, призываемая роженицей; Диеспитер руководит
    беременностью и родами; Канделифера отвечает за освещение при родах
    (поддерживает горение свечей); две родовспомогательницы, карменты,
    Прорса (Антеворта) помогает при правильных родах, а Постворта — при
    неправильных; Эгерия помогает разрешиться от бремени; и Нумерия.
    Четвертая категория. Боги, к которым взывают после родов: Интер-
    цидона охраняет родильниц от Сильвана; Вагитан открывает уста ново-
    рожденого для первого крика; Кунина — покровительница колыбели ре-
    бенка. Всего десять божеств.
    Пятая категория. Боги, сопровождающие человека в детстве: Потина
    учит пить; Эдука учит детей есть.
    Шестая категория. Божества отрочества, их двадцать шесть. Затем
    следуют многочисленные боги и богини, сопровождающие человека во
    всех житейских делах до конца его жизни, когда приходят богиня похо-
    рон Либитина и богиня погребального плача Нения.
  • Замалчивания возникают у Отцов Церкви по чисто религиозным сообра-
    жениям, и пока это так, они остаются вне обсуждения для любого, кто
    придерживается экспериментальной области, поэтому он может рассуж-
    дать о религиозных феноменах только исключительно с внешней сторо-
    ны, как о социальных фактах.
  • Именно в этой связи надо отметить, что когда утихла борьба с язычест-
    вом, религиозный характер умолчаний, казалось, стал совершенно необ-
    ходимым для христианской веры, между тем в ходе той борьбы сексуаль-
    ную религию использовали для укрепления христианства и доказательст-
    ва его истинности. Мысль св. Августина и других явно была такой:
    «Языческая религия неверна, поскольку она непристойна». Это показы-
    вает, насколько сильны были чувства сексуальной религии, если к ним
    могли взывать как к арбитрам, и насколько некорректно уверение в том,
    что христианская религия принесла в мир культ целомудрия. Напротив,
    именно этот культ, независимо от того, каким он был, искренним или
    лицемерным, сильно помогал триумфу христианской религии. Достаточ-
    но прочесть Отцов Церкви, чтобы без малейших сомнений заметить, что
    при защите своих дериваций они рассчитывали на чувства, содействую-
    щие целомудрию и противостоящие тем сексуальным влечениям, кото-
    рые встречались не только у язычников, но и у христиан. Эти чувства ис-
    пользовались для овладения сознанием того, кто еще отклонял <христи- анские> догмы, и при попытке убедить его в том, чтобы он принял
    эту религию, которая так хорошо выражает его чувства.
    Данный случай не покажется новым читателю после множества приме-
    ров, приведенных для доказательства, что деривации следуют за чувствами,
    Глава шестая. ОСТАТКИ 183 а не наоборот — что они не предваряют чувства, хотя и могут затем усили-
    вать их. Случай, когда сексуальные чувства привлекаются для оценки ре-
    лигий и религиозных сект, далеко не единственный, имеется множест-
    во ему подобных. Последователи самых разных религий и сект непре-
    станно обвиняют друг друга в развращенности и в безнравственности.
    О братских трапезах христиан язычники отзывались как о разгульных
    пиршествах с непристойными отношениями мужчин и женщин, а орто-
    доксальные христиане повторяли это же обвинение в отношении соб-
    раний еретиков. Обвинение в безнравственности и в моральном раз-
    ложении использовали протестанты как мощное оружие в борьбе с ка-
    толическим духовенством; верующие христиане вместе обращали это
    оружие против атеистов, и было время, когда слова «либерал» и «раз-
    вратник»* звучали как синонимы. Философы XVIII в. тоже часто поль-
    зовались им. Оно не заржавело и по-прежнему во Франции и Италии
    остается основным, если не единственным оружием в борьбе против ка-
    толической религии.
  • Мы не будем выяснять, верны или ложны эти обвинения, следует только
    отметить: если они выдвигались столь часто и в течение стольких веков,
    то это неоспоримое доказательство необычайной силы <сексуальных>
    чувств в наших обществах, что, впрочем, подтверждают многие другие
    факты.
  • Культ гениталий существовал во многих странах; это не должно нас удив-
    лять, учитывая, что он составлял часть общего фетишизма там, где еще
    не возникло тех замалчиваний, о которых упоминалось в § 508. В гре-
    ко-латинской античности мы встречаем фаллический культ не только
    в Греции, изобилующей фантазией, но и в строгом и грубом Риме, где
    он отнюдь не был порождением упадка, но выступал как фетишизм, пе-
    реживший другие, угасшие виды фетишизма. Побеждающее христианст-
    во еще застало его в полной силе и не смогло полностью погасить. Напро-
    тив, он продолжался на протяжении всего Средневековья. Во времена
    наивысшего подъема христианской веры непристойные фигуры не пере-
    ставали ваять даже в соборах; порой они появлялись на миниатюрах
    в священных книгах. Христианские святые также наследовали функции
    прежних богов, и Церковь немногого смогла добиться в искоренении
    всех этих непристойностей.
  • Обычно сохраняются остатки, между тем как деривации меняются; на-
    блюдаемые сегодня замалчивания в тех областях, где у древних римлян
    • В итальянском языке термины имеют один корень: «liberale» и «libertino» соответ-
      ственно.
      184 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отмечалось непрерывное следование, стремятся объяснять, выдвигая
      модные, псевдонаучные аргументы, представляя при этом нелогические
      действия как логические. Утверждают, что преследования в отношении
      еретиков, не признававших замалчиваний христианства, которых не су-
      ществовало для античных римлян, были необходимы, чтобы выросла
      сильная, здоровая и энергичная молодежь. Но разве не была такой моло-
      дежь античного Рима, покорившая все Средиземноморье? Разве слабы-
      ми были солдаты Цезаря, побеждавшие галлов и даже легионы Помпея?
      Можно ли допустить, что сенатор Беранже сведущ в военных делах более
      Цезаря? Утверждают, что преследования еретиков были необходимы для
      спасения семейных добродетелей. Можно подумать, что эти добродетели
      редко отмечались у античных римлян и мало ценились ими, когда изо-
      бражение фаллоса использовалось в качестве защиты от колдовских чар
      детьми, взрослыми мужчинами и, наконец, триумфаторами. Заявляют,
      что таким образом оберегали целомудрие женщин. Можно подумать, что
      римские матроны в лучшие времена Римской республики были менее це-
      ломудренными, чем современные женщины в Соединенных Штатах
      Америки, где безраздельно господствует сексуальное лицемерие.
  • Более скромен ничуть не лучший аргумент, с помощью которого оправ-
    дывают замалчивания некоторых вопросов стремлением избежать
    изображения неприглядных и непристойных вещей. Но намного от-
    вратительнее был бы разлагающийся труп с копошащимися червями,
    и все же о нем можно рассуждать свободно и нет необходимости обо-
    значать труп, гниение и червей латинскими или греческими термина-
    ми. Таким образом, ясно, что появление этого замалчивания вызвано
    действием какого-то иного чувства, а не одного только отвращения
    к непристойностям.
  • Античные римляне без возмущения читали стихи Горация, в которых не-
    которые части женского тела обозначались с использованием их под-
    линных наименований; но не потерпели бы ни антипатриотизма, ни ан-
    тимилитаризма. Среди современных римлян многие проявляют толе-
    рантность в отношении этих чувств, но поднимают отчаянный шум,
    добиваясь, чтобы наказали того, кто пишет подобно Горацию. Первосвя-
    щенник Каиафа, выслушав Иисуса, защищавшего свои религиозные
    чувства, разодрал на себе одежды «scidit vestimenti sua», говоря: «Ты бого-
    хульствуешь!» Подобно ему Р. Беранже, первосвященник наших защит-
    ников добродетели, прозванный современниками «отцом целомудрия»,
    впадает в гнев только при мысли о том, что Регина Баде выходит на сцену
    в слишком коротком платье. Мусульмане испытывают отвращение
    к свинине и ни за что не стали бы ее пробовать, и в то же время свободно
    рассуждают о любовном совокуплении; наши добродетельные особы
    Глава шестая. ОСТАТКИ 185 испытывают или делают вид, что испытывают ужас при таких рассужде-
    ниях, однако спокойно употребляют в пищу свиное мясо.
  • Как благоговение, так и ненависть по отношению к некоторой вещи мо-
    гут быть в равной мере проявлениями религиозных чувств, объектом ко-
    торых данная вещь выступает; это исключается только при безразличии
    (см. § 372); следовательно, отмеченное выше замалчивание <запрет на обсуждение каких-то вещей> оказывается скорее формой, чем содержа-
    нием. Как негр, который злится на своего фетиша, так и католик, кото-
    рый хулит своего святого, демонстрируют этим свою религиозность;
    ее нет у человека, проявляющего безразличие и к фетишу, и к святому.
  • Никакого удивления не должно, следовательно, вызывать то, что сексу-
    альное влечение очень часто оборачивалось ненавистью к половому акту,
    а у христианских святых перерастало в ненависть к женщине. В их инвек-
    тивах часто обнаруживается смесь чувства элементарного аскетизма
    с чувством неудовлетворенной сексуальной потребности. Оно может ста-
    новиться настолько интенсивным, что вызывает галлюцинации; и тогда
    христианин убеждается, что дьявол его искушает, чтобы довести до раз-
    вратного греха. Этот дьявол действительно существует в сознании муж-
    чины, но лучше, чем заклинания, его изгоняют объятья женщины.
  • Примечательно, что христианская религия, особенно католическая, осу-
    ждая любовные отношения, заимствовала от них множество метафор,
    и они используются для демонстрации веры. Не будем распространяться
    о Церкви — невесте Христа. Опустим интерпретации эротизма «Песни
    Песней», согласно которым эта любовная песня, довольно грубая и глу-
    пая, стала свадебной песней Церкви — невесты Христа. Но ведь и мона-
    хини зовутся невестами Господа, посвящают ему свою девственность,
    пылают любовью, в которой соединены божественные и мирские эле-
    менты. Достаточно того, что Святые Отцы не могут рассуждать более или
    менее длительное время, не воспылав, хотя бы метафорически, любовью;
    призрак женщины все время одолевает их умы, он изгоняется, но всякий
    раз возвращается.
  • Сравним их произведения с «Воспоминаниями о Сократе» Ксенофонта.
    Для него любовь к женщине — это физическая потребность наряду
    со многими иными; ее удовлетворение не осуждается, и только злоупо-
    требление рассматривается как вредное. Этот автор уделяет ей мало вни-
    мания, так же как и остальным; они не отягощают его ум. Напротив, со-
    знание святых отцов она угнетает как кошмар и вызывает у них чувства,
    подобные тем, какие испытывал Данте при мысли об адской жажде.
    186 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ
  • Скачать:TXTPDF

    она темболее жадно их слушает, чем больше непристойных фактов обсуждается.Среди этой публики нет недостатка в мужчинах, и тем более в женщинах,которые в других местах неустанно выступают в защиту морали и