Компендиум по общей социологии
она тем
более жадно их слушает, чем больше непристойных фактов обсуждается.
Среди этой публики нет недостатка в мужчинах, и тем более в женщинах,
которые в других местах неустанно выступают в защиту морали и осужда-
ют безнравственность.
Уже не раз мне приходилось отмечать, что сексуальные остатки проявля-
ются в феноменах, подобных тем, какие называют религиозными, и они,
следовательно, образуют некий комплекс, которому следует уделить вни-
мание при рассмотрении данного класса. Мы можем добавить, что сексу-
альная религия имеет, как и другие религии, свои догмы, своих верую-
щих, еретиков и атеистов. Об этом мы часто упоминали, но поскольку та-
кое мнение идет вразрез с общепринятым, не будет лишним добавить
другие доказательства к тем, что уже давались.
У античных римлян почти все нелогические действия в их повседневной
жизни благодаря остаткам сохранения агрегатов дали начало воззрени-
ям, ставшим затем представлениями о малых богах. Эти боги имели отно-
шение ко всем аспектам жизнедеятельности человека от зачатия до смер-
ти. Если расположить богов по порядку, распределив по категориям,
то станет заметно, что у современных римлян есть определенные пробе-
лы, или умолчания отдельных богов и аспектов, тогда как у древних рим-
лян отмечается непрерывность.
Первая категория. Боги совершения актов бракосочения: Юнона
Юга (Пронуба) соединяет в браке; Югатин, отвечает за брачный союз;
Афференда — богиня приданого; Домидук ведет невесту к дому жениха;
Домитий вводит невесту в дом жениха; Мантурна следит, чтобы невес-
та осталась в доме жениха; Унксия заведует смазыванием дверей в доме
новобрачных; Цинксия присутствует при развязывании пояса невесты;
Виргиниенсия присутствует при развязывании брачного пояса у ново-
брачной, отвечает за целомудрие супруги. Современные люди открыто
обсуждают все это, высказываются свободно и даже с удовольствием;
по поводу ни одного из этих актов теперь не существует фетишистских
концепций. Но определенные замалчивания возникают относительно
следующей категории богов и цикла жизни.
Вторая категория. Божества, ведающие исполнением брака. Они
многочисленны, как и боги, относящиеся к другим аспектам жизнедея-
тельности человека; для древних римлян данный вид фетишизма не от-
личался от других видов; у современных народов сохранился только один
этот вид и отпали остальные. Помимо образовавшихся замалчиваний
есть и действия, свободно обсуждаемые современными людьми: боги
и богини родов составляют переходную категорию.
182 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Третья категория. Боги, которые ведают родами: Юнона Люцина —
покровительница родов, призываемая роженицей; Диеспитер руководит
беременностью и родами; Канделифера отвечает за освещение при родах
(поддерживает горение свечей); две родовспомогательницы, карменты,
Прорса (Антеворта) помогает при правильных родах, а Постворта — при
неправильных; Эгерия помогает разрешиться от бремени; и Нумерия.
Четвертая категория. Боги, к которым взывают после родов: Интер-
цидона охраняет родильниц от Сильвана; Вагитан открывает уста ново-
рожденого для первого крика; Кунина — покровительница колыбели ре-
бенка. Всего десять божеств.
Пятая категория. Боги, сопровождающие человека в детстве: Потина
учит пить; Эдука учит детей есть.
Шестая категория. Божества отрочества, их двадцать шесть. Затем
следуют многочисленные боги и богини, сопровождающие человека во
всех житейских делах до конца его жизни, когда приходят богиня похо-
рон Либитина и богиня погребального плача Нения.
Замалчивания возникают у Отцов Церкви по чисто религиозным сообра-
жениям, и пока это так, они остаются вне обсуждения для любого, кто
придерживается экспериментальной области, поэтому он может рассуж-
дать о религиозных феноменах только исключительно с внешней сторо-
ны, как о социальных фактах.
Именно в этой связи надо отметить, что когда утихла борьба с язычест-
вом, религиозный характер умолчаний, казалось, стал совершенно необ-
ходимым для христианской веры, между тем в ходе той борьбы сексуаль-
ную религию использовали для укрепления христианства и доказательст-
ва его истинности. Мысль св. Августина и других явно была такой:
«Языческая религия неверна, поскольку она непристойна». Это показы-
вает, насколько сильны были чувства сексуальной религии, если к ним
могли взывать как к арбитрам, и насколько некорректно уверение в том,
что христианская религия принесла в мир культ целомудрия. Напротив,
именно этот культ, независимо от того, каким он был, искренним или
лицемерным, сильно помогал триумфу христианской религии. Достаточ-
но прочесть Отцов Церкви, чтобы без малейших сомнений заметить, что
при защите своих дериваций они рассчитывали на чувства, содействую-
щие целомудрию и противостоящие тем сексуальным влечениям, кото-
рые встречались не только у язычников, но и у христиан. Эти чувства ис-
пользовались для овладения сознанием того, кто еще отклонял <христи- анские> догмы, и при попытке убедить его в том, чтобы он принял
эту религию, которая так хорошо выражает его чувства.
Данный случай не покажется новым читателю после множества приме-
ров, приведенных для доказательства, что деривации следуют за чувствами,
Глава шестая. ОСТАТКИ 183 а не наоборот — что они не предваряют чувства, хотя и могут затем усили-
вать их. Случай, когда сексуальные чувства привлекаются для оценки ре-
лигий и религиозных сект, далеко не единственный, имеется множест-
во ему подобных. Последователи самых разных религий и сект непре-
станно обвиняют друг друга в развращенности и в безнравственности.
О братских трапезах христиан язычники отзывались как о разгульных
пиршествах с непристойными отношениями мужчин и женщин, а орто-
доксальные христиане повторяли это же обвинение в отношении соб-
раний еретиков. Обвинение в безнравственности и в моральном раз-
ложении использовали протестанты как мощное оружие в борьбе с ка-
толическим духовенством; верующие христиане вместе обращали это
оружие против атеистов, и было время, когда слова «либерал» и «раз-
вратник»* звучали как синонимы. Философы XVIII в. тоже часто поль-
зовались им. Оно не заржавело и по-прежнему во Франции и Италии
остается основным, если не единственным оружием в борьбе против ка-
толической религии.
Мы не будем выяснять, верны или ложны эти обвинения, следует только
отметить: если они выдвигались столь часто и в течение стольких веков,
то это неоспоримое доказательство необычайной силы <сексуальных>
чувств в наших обществах, что, впрочем, подтверждают многие другие
факты.
Культ гениталий существовал во многих странах; это не должно нас удив-
лять, учитывая, что он составлял часть общего фетишизма там, где еще
не возникло тех замалчиваний, о которых упоминалось в § 508. В гре-
ко-латинской античности мы встречаем фаллический культ не только
в Греции, изобилующей фантазией, но и в строгом и грубом Риме, где
он отнюдь не был порождением упадка, но выступал как фетишизм, пе-
реживший другие, угасшие виды фетишизма. Побеждающее христианст-
во еще застало его в полной силе и не смогло полностью погасить. Напро-
тив, он продолжался на протяжении всего Средневековья. Во времена
наивысшего подъема христианской веры непристойные фигуры не пере-
ставали ваять даже в соборах; порой они появлялись на миниатюрах
в священных книгах. Христианские святые также наследовали функции
прежних богов, и Церковь немногого смогла добиться в искоренении
всех этих непристойностей.
Обычно сохраняются остатки, между тем как деривации меняются; на-
блюдаемые сегодня замалчивания в тех областях, где у древних римлян
- В итальянском языке термины имеют один корень: «liberale» и «libertino» соответ-
ственно.
184 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отмечалось непрерывное следование, стремятся объяснять, выдвигая
модные, псевдонаучные аргументы, представляя при этом нелогические
действия как логические. Утверждают, что преследования в отношении
еретиков, не признававших замалчиваний христианства, которых не су-
ществовало для античных римлян, были необходимы, чтобы выросла
сильная, здоровая и энергичная молодежь. Но разве не была такой моло-
дежь античного Рима, покорившая все Средиземноморье? Разве слабы-
ми были солдаты Цезаря, побеждавшие галлов и даже легионы Помпея?
Можно ли допустить, что сенатор Беранже сведущ в военных делах более
Цезаря? Утверждают, что преследования еретиков были необходимы для
спасения семейных добродетелей. Можно подумать, что эти добродетели
редко отмечались у античных римлян и мало ценились ими, когда изо-
бражение фаллоса использовалось в качестве защиты от колдовских чар
детьми, взрослыми мужчинами и, наконец, триумфаторами. Заявляют,
что таким образом оберегали целомудрие женщин. Можно подумать, что
римские матроны в лучшие времена Римской республики были менее це-
ломудренными, чем современные женщины в Соединенных Штатах
Америки, где безраздельно господствует сексуальное лицемерие.
Более скромен ничуть не лучший аргумент, с помощью которого оправ-
дывают замалчивания некоторых вопросов стремлением избежать
изображения неприглядных и непристойных вещей. Но намного от-
вратительнее был бы разлагающийся труп с копошащимися червями,
и все же о нем можно рассуждать свободно и нет необходимости обо-
значать труп, гниение и червей латинскими или греческими термина-
ми. Таким образом, ясно, что появление этого замалчивания вызвано
действием какого-то иного чувства, а не одного только отвращения
к непристойностям.
Античные римляне без возмущения читали стихи Горация, в которых не-
которые части женского тела обозначались с использованием их под-
линных наименований; но не потерпели бы ни антипатриотизма, ни ан-
тимилитаризма. Среди современных римлян многие проявляют толе-
рантность в отношении этих чувств, но поднимают отчаянный шум,
добиваясь, чтобы наказали того, кто пишет подобно Горацию. Первосвя-
щенник Каиафа, выслушав Иисуса, защищавшего свои религиозные
чувства, разодрал на себе одежды «scidit vestimenti sua», говоря: «Ты бого-
хульствуешь!» Подобно ему Р. Беранже, первосвященник наших защит-
ников добродетели, прозванный современниками «отцом целомудрия»,
впадает в гнев только при мысли о том, что Регина Баде выходит на сцену
в слишком коротком платье. Мусульмане испытывают отвращение
к свинине и ни за что не стали бы ее пробовать, и в то же время свободно
рассуждают о любовном совокуплении; наши добродетельные особы
Глава шестая. ОСТАТКИ 185 испытывают или делают вид, что испытывают ужас при таких рассужде-
ниях, однако спокойно употребляют в пищу свиное мясо.
Как благоговение, так и ненависть по отношению к некоторой вещи мо-
гут быть в равной мере проявлениями религиозных чувств, объектом ко-
торых данная вещь выступает; это исключается только при безразличии
(см. § 372); следовательно, отмеченное выше замалчивание <запрет на обсуждение каких-то вещей> оказывается скорее формой, чем содержа-
нием. Как негр, который злится на своего фетиша, так и католик, кото-
рый хулит своего святого, демонстрируют этим свою религиозность;
ее нет у человека, проявляющего безразличие и к фетишу, и к святому.
Никакого удивления не должно, следовательно, вызывать то, что сексу-
альное влечение очень часто оборачивалось ненавистью к половому акту,
а у христианских святых перерастало в ненависть к женщине. В их инвек-
тивах часто обнаруживается смесь чувства элементарного аскетизма
с чувством неудовлетворенной сексуальной потребности. Оно может ста-
новиться настолько интенсивным, что вызывает галлюцинации; и тогда
христианин убеждается, что дьявол его искушает, чтобы довести до раз-
вратного греха. Этот дьявол действительно существует в сознании муж-
чины, но лучше, чем заклинания, его изгоняют объятья женщины.
Примечательно, что христианская религия, особенно католическая, осу-
ждая любовные отношения, заимствовала от них множество метафор,
и они используются для демонстрации веры. Не будем распространяться
о Церкви — невесте Христа. Опустим интерпретации эротизма «Песни
Песней», согласно которым эта любовная песня, довольно грубая и глу-
пая, стала свадебной песней Церкви — невесты Христа. Но ведь и мона-
хини зовутся невестами Господа, посвящают ему свою девственность,
пылают любовью, в которой соединены божественные и мирские эле-
менты. Достаточно того, что Святые Отцы не могут рассуждать более или
менее длительное время, не воспылав, хотя бы метафорически, любовью;
призрак женщины все время одолевает их умы, он изгоняется, но всякий
раз возвращается.
Сравним их произведения с «Воспоминаниями о Сократе» Ксенофонта.
Для него любовь к женщине — это физическая потребность наряду
со многими иными; ее удовлетворение не осуждается, и только злоупо-
требление рассматривается как вредное. Этот автор уделяет ей мало вни-
мания, так же как и остальным; они не отягощают его ум. Напротив, со-
знание святых отцов она угнетает как кошмар и вызывает у них чувства,
подобные тем, какие испытывал Данте при мысли об адской жажде.
186 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ