Народ, у которого сексуальные отношения оказались бы абсолютно за- прещены, быстро бы исчез, если бы только он не обновлялся, как эссены, за счет привлечения сторонников из других народов. Следовательно, ре- лигия, которая желает стать широко распространенной или универсаль- ной, если только она не стремится к исчезновению своих последователей или рода человеческого, в силу необходимости должна признавать сексу- альные отношения, ограничиваясь их упорядочиванием. Апостол Павел, пожалуй, об этом не думал, когда советовал вступать в брак только для то- го, чтобы избежать совершения тяжкого греха — разврата. Эти соображе- ния <о продлении рода человеческого> не были, однако, чуждыми уста- новке, принятой Церковью в данном вопросе, когда ее социальное могу- щество значительно возросло, когда она надеялась стать верховным регулятором человеческого общества. Мелкие еретические секты могли ликвидировать сделанную апостолом уступку, полностью осудить любые сексуальные связи; кто-то для большей надежности мог бы также дойти до рекомендации или предписания кастрации. Но католическая церковь стала придерживаться золотой середины, постановив, что замужество — это все же похвальное состояние, хотя и менее ценное, чем девствен- ность. Далее следовали различные точки зрения относительно последую- щих вступлений в брак, разрешаемых без одобрения или осуждаемых, от- носительно разводов и по многим иным вопросам, но здесь мы не станем распространяться об этом.
Однако все христиане, если исключить единичные и не вполне достовер- ные случаи еретических сект, соглашаются с апостолом Павлом, что раз- врат является одним из тяжких грехов. В этом суждении, разделяемом также немалым числом неверующих и современных атеистов, явно про- слеживается сексуальный остаток, который устойчиво сохраняется так- же при смене прикрывающих его религиозных дериваций.
Было ли такое осуждение плотского греха достаточно эффективным, чтобы в принципе предотвращать его? В этом есть основания сомневать- ся, если непредвзято читать историю, отыскивая в ней то, что происходи- ло, а не то, что хотелось бы усмотреть. От первых лет существования хри- стианства и до нашего времени всюду слышны сетования на плохие нра- вы христиан. Даже если мы введем существенную поправку на строгость цензоров и допустим, что зло изображалось намного более значитель- ным, чем было на самом деле, то все равно не может такого быть, чтобы все эти высказывания не имели под собой реальной основы. И к тому же, помимо таких свидетельств, имеются и факты; допустим также, что они были отчасти измышлениями, но разве возможно, чтобы все они были выдуманы? Чтобы это принять, пришлось бы также ставить под сомне- ние любой исторический факт, считающийся неоспоримым. Сальвиан Глава шестая. ОСТАТКИ 187 противопоставлял порокам римлян добродетели варваров. Если он сооб- щал правду, то, надо полагать, такая ситуация длилась короткое время, по- скольку уже в следующий век «История франков» св. Григория Турского представляет нам варваров жестокими, кровожадными, алчными до денег и сладострастными. В наши дни почитатели Средневековья никак не хотят признать, что тогда господствовали жестокость и дурные нравы, и изобре- тают всякого рода софизмы, чтобы уйти от очевидных фактов.
Помимо литературных сочинений, эпизоды из исторических хроник и другие документы с самого начала позволяют нам с уверенностью ут- верждать, что в Средние века нравы не были более целомудренными, чем в наши дни. Напротив, они были более испорченными. Некоторые авто- ры нашего времени отвергают испорченность нравов духовенства в каче- стве доказательства общей испорченности нравов того времени и винят в этом религию, «католическое идолопоклонство» и «папизм», как выра- жались реформаторы; но это еще один софизм, который опровергают факты. Аморализм в рядах клира не превосходил, а скорее наоборот, ока- зывался ниже общего аморализма, и если одни епископы были развра- щены в такой же мере, как многие феодальные бароны, то другие еписко- пы подавали примеры добродетели, труднодостижимой среди мирян. Часто в тех случаях, когда в средневековых хрониках отмечаются факты падения нравов клира, ясно видно, что среди мирян подобные нравы восприняли бы как привычное явление, и они вызывали возмущение только потому, что относились к священнослужителям. Слишком много потребовалось бы сообщать, даже если представить только малую долю многочисленных фактов, свидетельствующих о проявлении испорчен- ных нравов в поступках и высказываниях людей Средневековья. Приве- дение всех таких примеров малополезно, о них забывают, оказавшись во власти сектантских чувств. Наличие плохих нравов доказывают также и решения соборов, монархов, коммун, всякого рода властей, направлен- ные против безнравственности, поскольку многократно не запрещается то, чего не существует. Денежные сборы с проституток, введенные во многих местах, свидетельствуют, что их численность была немалой, иначе эта мера не приносила бы дохода или такой доход был бы ничтож- ным. Имеются сведения по судебным делам, связанным с проявлениями садизма по отношению к животным, и немало скота при этом гибло. Можно было бы собрать библиотеку о проявлениях безнравственности крестоносцев; даже если эти свидетельства преувеличены, не может та- кого быть, чтобы они были выдумками от начала до конца.
Среди догм сексуальной религии нашего времени есть одна — что про- ституция представляет собой абсолютное зло, — которая не может обсу- ждаться, как и любая иная религиозная догма. Но в экспериментальном 188 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ аспекте остается вопрос, является или не является проституция профес- сией, наиболее соответствующей природе некоторых женщин, которым она нравится более других профессий, какими они могли бы заняться, и в соответствии с ответом на этот вопрос выяснить, полезна ли она в извест- ных пределах всему обществу. Верующие этой религии не приводят ни- каких доказательств в отношении решения данной проблемы в желатель- ном для них направлении; необходимо верить их утверждениям, как в свое время верили в существование Юпитера — высшего и величайшего бога. Сакральная проституция была у многих народов. Тривиальная про- ституция имела место у всех цивилизованных народов и во все времена. Она существовала среди еврейского народа, избранного Богом, и не от- сутствовала среди язычников. Античные римляне и греки рассматривали куртизанок как женщин, избравших профессию, хотя и более низкую, чем другие, но все же необходимую. Проституция выжила и в дальней- шем, христианство ее не устранило, она есть и сегодня и, вероятно, со- хранится в будущем вопреки гневу некоторых наших современников, бо- лее целомудренных в теории, чем на практике.
Из творений св. Иеронима можно узнать, что и в его время было немало священников, подобных щеголеватым служителям церкви XVIII в., как было немало женщин, подобных нашим сексуальным реформатор- шам-модницам, которые из одержимости идеей нравственной чистоты не могут выкинуть из головы мысли о проституции. Один из законов Ко- декса Феодосия48 запрещал духовным лицам и тем, кому следовало быть «целомудренными», приходить в дом к вдовам и воспитанницам и сво- бодно принимать их у себя под религиозным предлогом. Другой закон49 запрещал им содержать женщин во избежание скандальных историй. Подобные распоряжения встречаются в других законодательных актах, а также в капитуляриях Карла Великого50. Нет необходимости приводить здесь свидетельства той длительной войны, которую в Средние века вели папы с сожительствующим клиром. Если предположить, что такие связи с женщинами являлись для клира испорченностью, то окажется, что это зло давнее. Еще в III в. св. Киприан писал Помпонию: «Мы прочли, воз- любленнейший брат, присланное тобою чрез брата Пихония пись- мо, в нем ты просишь написать тебе: что мы думаем о тех девах, которыя, решившись оставаться в своем состоянии и ненарушимо хранить 48 Theodosiani Codex. XVI. 2. 20. 49 Ibid. 2. 44. Ann. 420. 50 Capitularium. Кн. VII. 376, 452; Additio tertia. 117. [Monumenta Germanie Historica. Legum sec Capitularia Regum Francorum. Tomus I / ed. A. Boretius. Hanover, 1882. Libro VII. 376, 452.] Глава шестая. ОСТАТКИ 189 целомудрие, возлежали, как оказалось потом, на одном ложе с мужчина- ми (в числе их ты указываешь на одного диакона), и которыя, сознавшись в этом, утверждают, что остались непорочными?» Святой, опираясь на цитаты из Библии, осуждает такие нравы: «Поэтому-то должно вос- претить девам жить в одном доме с мужчинами, не говорю вместе спать, но и даже жить вместе… И как тяжко падают от того многие, как много дев, к величайшему прискорбию нашему, мы видим сделавшихся пре- ступными от таких соблазнительных и пагубных связей. …Если же не хо- тят или не могут так оставаться, то пусть лучше вступают в брак, чем за- служивают огнь адский своими преступлениями»51. Такого лучшего вы- хода не было у тех замужних женщин и вдов, которые слишком часто посещали священников52. На это могут возразить, что все такого рода по- рицания не отвечают истине, поскольку в них преувеличено зло, чтобы достичь добра. Но может ли быть так, чтобы св. Киприан выдумал письмо Помпония, на которое он отвечает? Чтобы также были выдуманы реше- ния церковных соборов и другие многочисленные документы, которые подтверждают сожительства женщин с представителями клира? Чтобы защищаться от этого, не надо фальшиво умалчивать такие улики; доста- точно заметить, что нравы духовных лиц не были хуже, но, пожалуй, бы- ли даже лучше общих нравов того времени. Безусловно, были папы, ко- торые мало беспокоились о поддержании сексуальной нравственности, но не менее очевидно, что были также папы, которые стремились ее вне- дрять всеми имеющимися средствами. Наконец, с большим трудом им удалось добиться прекращения публичных скандалов; но, в сущно- сти, достигнуто было немногое. Обратим внимание, насколько сильными были духовные, моральные и материальные средства, которыми располагала Церковь, и насколько ничтожными оказались результаты их применения; сразу видно, какая большая сила содержится в сексуальных остатках и как смешны пигмеи, которые в наше время мечтают их обуздать. 51 Cipriano. Ad Pomponium, de virginibus. [Творения св. Киприана, епископа Карфа- генского. Том первый: Письма. Киев, 1861. С. 23.] 52 Eusebius Hieronimus. Lettre XVII. A Eustochium, Éloge de la verginité // Saint Jérôme (Eusebius Hieronimus). Lettrres. Vol. 1. P.: Belles lettres, 1949. P. 345–404. [На рус. яз. см.: Иероним. О сохранении девственности. СПб., 1997.] ДЕРИВАЦИИ
Всякий раз, когда мы сосредоточиваем внимание на способах сокрытия, подмены, объяснения людьми действительного характера их действий, мы непременно находим деривации. И поскольку они содержатся в рассу- ждениях, посредством которых были созданы и приняты некоторые тео- рии, это исследование будет также посвящено рассмотрению субъектив- ного аспекта теорий, указанного в § 12. Люди поддаются убеждению главным образом через чувства (остат- ки); следовательно, деривации обретают силу скорее из них, чем из логи- ко-экспериментальных аргументов. В дериватах ядро образуется одним или более остатками, а вокруг него группируются другие, вторичные ос- татки. Однажды сформированный агрегат удерживается как единое це- лое той мощной силой, которую представляет собой человеческая по- требность в логических или псевдологических построениях, проявляю- щаяся в остатках группы Ie. От этих остатков, соединяющихся с другими остатками, берут обычно свое начало деривации.
Деривации могут быть рассмотрены: a) в логическом аспекте (исследование, которое относится к работам по логике); b) в аспекте экспериментальной реальности (см. гл. 3, 4, 5); c) в аспекте социальной полезности (см. гл. 9); d) в субъективном аспекте относительно их убеждающей силы. Обращая внимание на субъективный характер объяснений некоторых действий и идей, которые выражены в деривациях, обращая также вни- мание на убеждающую силу этих объяснений, мы, исходя из их специ- фических особенностей, выведем критерий для нашей классификации дериваций. Где не существует объяснений, там отсутствуют также и де- ривации, но как только люди прибегают или пытаются прибегнуть к объ- яснениям, сразу же
СОЦИОЛОГИИ Народ, у которого сексуальные отношения оказались бы абсолютно за-прещены, быстро бы исчез, если бы только он не обновлялся, как эссены,за счет привлечения сторонников из других народов. Следовательно, ре-лигия, которая