Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
появляются деривации. Их нет у животного, по-
скольку оно не мыслит и совершает только инстинктивные действия
(см. § 350). Человек же, поскольку он, напротив, испытывает потреб-
ность в осмыслении и стремится строить завесу над своими инстинктами
и чувствами, имеет хотя бы зародыш дериваций, так же как у него всегда
присутствуют остатки. И те, и другие встречаются всякий раз, когда мы
изучаем теории и рассуждения, которые не являются полностью логи-
ко-экспериментальными. Так, в главе 3 (см. § 110) нам встретился самый
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 191 простой тип деривации, т. е. чистое предписание, не мотивируемое
и не доказываемое. Оно используется ребенком и невежественным чело-
веком при тавтологии: «Так делают потому, что делают так», в которой
выражены остатки социальности, поскольку это по существу означает:
«Я так поступаю, или другие так поступают потому, что в нашем коллек-
тиве принято поступать так». Несколько более сложна деривация, наце-
ленная на придание смысла этой манере поведения: «Так поступают по-
тому, что так надо поступать». Эти высказывания являются простыми ут-
верждениями; они составят класс I <дериваций>. Но уже в последней
деривации проглядывает неопределенная и загадочная сущность — долг.
Это первый признак, указывающий на общий процесс расширения дери-
ваций, которые под разными именами разрастаются благодаря включе-
нию в действие различного рода чувств. Кроме того, люди не удовлетво-
ряются одними только этими именами, они хотят иметь что-нибудь бо-
лее конкретное и стремятся каким-нибудь образом объяснить, почему
они их использовали. Что же представляет собой этот долг? От самых на-
ивных ответов людей из простонародья переходят к мудреным, но ничуть
не лучшим в логико-экспериментальном отношении, теориям метафи-
зиков. Первый шаг делается при ссылке на авторитетность упомянутых
воззрений внутри общности, на авторитет некоторых людей; затем с но-
выми добавлениями ссылаются на авторитет сверхъестественных су-
ществ или персонификаций, которые чувствуют и действуют так же как
люди. Такие деривации образуют класс II. Рассуждение получает иные
линии развития, становится более утонченным, более абстрактным, ко-
гда в него вносятся интерпретации чувств, абстрактных сущностей, ин-
терпретации желаний сверхъестественных существ; это может создать
длиннейшую цепь логических или псевдологических дедукций и поро-
дить теории, принимающие внешний облик научных, как это происхо-
дит с метафизическими и теологическими теориями. Здесь мы имеем де-
ло с деривациями класса III. Остается еще класс, в котором содержатся
преимущественно вербальные доказательства, и это будет класс IV: в нем
имеют место объяснения лишь по форме, которые люди стремятся счи-
тать объяснениями по существу. В дальнейшем (см. § 536) мы увидим,
как эти классы будут распределены по родам, и будем подробно их иссле-
довать, но для начала нам необходимо добавить некоторые общие сооб-
ражения по поводу дериваций и дериватов.
  • Конкретные теории, посвященные социальной тематике, содержат и ос-
    татки, и деривации. Остатки представляют собой манифестации чувств. Де-
    ривации состоят из логических суждений, софизмов, манифестаций чувств,
    используемых при выстраивании дериваций. Деривации являются манифе-
    стацией человеческой потребности думать. Если бы эта потребность удов-
    летворялась только логико-экспериментальными суждениями, тогда
    192 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ не было бы дериваций, а были бы только логико-экспериментальные
    теории; напротив, она удовлетворяется иначе — в псевдоэксперимен-
    тальных суждениях, в вызывающих чувства словах, в пустых, несвязан-
    ных речах, и отсюда рождаются деривации. Они отсутствуют, следова-
    тельно, в двух предельных случаях: при чисто инстинктивных действиях
    и в строгих логико-экспериментальных науках, и встречаются в проме-
    жуточных случаях.
  • Человек, принимающий деривацию или отвергающий ее, полагает, что
    делает это исходя из логико-экспериментальных оснований. Он не по-
    дозревает, что, напротив, обычно он движим чувствами, и что согласо-
    ванность или столкновение двух дериваций представляют собой согла-
    сованность или столкновение остатков. Принимаясь за изучение обще-
    ственных явлений, он останавливается на проявлениях деятельности,
    т. е. на деривациях, и не доходит до ее причин, т. е. до остатков. При
    этом история социальных институтов оказывалась историей дериваций,
    а зачастую просто пустословием; история религий — историей теологий;
    история нравов — историей этических теорий; история политических
    институтов — историей политических теорий. Кроме того, поскольку ме-
    тафизика снабдила все эти теории абсолютными элементами, из кото-
    рых она при помощи чистой логики надеялась получить не менее абсо-
    лютные выводы, история таких теорий становилась историей девиа-
    ций (отклонений) от идеальных типов, возникающих в сознании
    создателя теории. В наше время некоторые люди стали догадываться,
    что такой путь уводит от реальности, и чтобы возвратиться к ней, они
    сменили такие рассуждения на исследование «начал». Так, не заметив
    этого, они просто сменили одну метафизику другой и стали объяснять
    более известные вещи менее известными; доступные непосредственно-
    му наблюдению факты они заменили фантазиями, которые при обра-
    щении к слишком давним временам нет возможности проверить. К это-
    му они стали добавлять такие принципы, как уникальность эволюции,
    которые выходят полностью за границы опыта.
  • Хотя деривациям обычно придается реальная значимость и они рассмат-
    риваются как непосредственно влияющие на установление социально-
    го равновесия, мы придаем им значение только как проявлениям и ин-
    дикаторам иных сил, которые реально воздействуют на установление
    социального равновесия. До сих пор в социальных науках часто появля-
    ются теории, сформированные из остатков и дериваций, с практической
    целью убедить людей действовать определенным образом, считающимся
    полезным для общества. Данная работа, напротив, является попыткой пе-
    ренесения этих наук исключительно в логико-экспериментальную об-
    ласть, без всякой цели, сводящейся к непосредственной практической
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 193 пользе, с единственным намерением — познать единообразия социаль-
    ных фактов (см. § 60). Кто пишет книгу, чтобы побудить людей посту-
    пать определенным образом, тот должен обязательно прибегать к дери-
    вациям, поскольку они представляют собой тот язык, пользуясь кото-
    рым, нетрудно обратиться к чувствам людей и, следовательно, иметь
    возможность изменить их действия. Кто же, напротив, стремится толь-
    ко к проведению логико-экспериментального исследования, тот дол-
    жен строго воздерживаться от использования дериваций, которые для
    него выступают объектом изучения, но никогда не должны быть средст-
    вом убеждения.
  • Желающий доказать нечто почти всегда имеет цель построения дерива-
    ции, но она часто незаметна тому, кто принимает его вывод. Когда целью
    является оправдание некоторой нормы, то ее стараются связать с опреде-
    ленными остатками (при стремлении удовлетворить потребность в логи-
    ческом толковании, которая имеется у тех, кого требуется убеждать, это
    будут более или менее логичные рассуждения); или с другими остатками
    (при стремлении воздействовать в первую очередь на чувства).
  • Такие операции, располагаемые в соответствии
    с их значимостью, могут быть обозначены сле-
    дующим образом: цель — исходные остатки —
    деривация. Графическая иллюстрация позво-
    лит лучше понять этот феномен. Пусть B пред-
    ставляет собой ту цель, к которой идут, двига-
    ясь от остатков R¢, R¢¢, R¢¢¢… при помощи дери-
    Рис. 12
    ваций R¢rB, R¢tB, R¢vB… Например, в этических
    теориях целью будет предписание, запрещающее убивать другого челове-
    ка. Можно достичь ее благодаря самой простой деривации: это табу
    на пролитие крови. Можно исходить из остатка — персонифицирован-
    ного бога, и достигать цели благодаря использованию множества различ-
    ного рода дериваций. Можно исходить из остатка метафизического, ос-
    татка социальной или личной полезности и любого другого подобного
    им остатка.
  • Эти рассуждения подводят нас к важным выводам, касающимся логики
    чувств, уже упоминавшейся в § 188.
    Во-первых, разрушение основного остатка, от которого начинается
    движение деривации, если он не заменен другим, приводит также к ис-
    чезновению цели (см. § 651 и далее). Это обычно и происходит, когда
    рассуждения выстраивают в соответствии с логикой и на основе экспери-
    ментальных посылок, т. е. при научных рассуждениях. Впрочем, даже
    194 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ в таком случае порой может сохраняться прежний вывод после замены
    ошибочных посылок. Напротив, при ненаучных рассуждениях случай,
    когда отброшенные посылки заменяются другими посылками, один ос-
    таток заменяется другими остатками, вполне типичен; исключителен
    случай, когда такая замена не совершается. Между этими крайними слу-
    чаями располагаются переходные ситуации: разрушение того остатка,
    от которого идет деривация, не ведет к полному исчезновению цели,
    но ослабляет, притупляет ее. Например, в Индии те местные жители, ко-
    торые принимают христианство, утрачивают прежнюю мораль, связан-
    ную с их старой религией, но не приобретают морали новой религии
    (см. § 655).
    Во-вторых, при научных рассуждениях, если оказывается, что вывод
    логически не следует из посылок, то он отбрасывается. При рассуждени-
    ях ненаучных, напротив, если рушится одна форма деривации, тут же ро-
    ждается другая ее форма; если признается пустым рассуждение, которое
    соединяло остаток с выводом (с целью), то чаще всего результатом ока-
    зывается замена прежней отвергнутой деривации на новую деривацию.
    Это происходит потому, что остаток и цель имеют первостепенное значе-
    ние; деривация же часто и во многом — второстепенное. Например,
    у различных христианских сект имеются доктрины о благих делах и пред-
    определении, которые в логическом аспекте совершенно разные и иной
    раз противоположны, но эти секты никак не различаются в плане прак-
    тической морали. Когда китаец, мусульманин, кальвинист, католик,
    кантианец, гегельянец и материалист в равной мере воздерживаются
    от воровства, каждый из них дает этому действию различное объяснение:
    деривации связывают общий остаток, существующий у всех, с выводом,
    также разделяемым всеми. Создав новую деривацию и разрушив одну
    из тех, что существовали ранее, практически ничего не достигнут, и ре-
    зультат останется тем же самым.
    В-третьих, в научных рассуждениях самые сильные выводы получают,
    логически строго выводя их из тех посылок, экспериментальная провер-
    ка которых проводится с максимальной тщательностью. В рассуждениях
    ненаучных самые сильные выводы определяются каким-то одним очень
    сильным остатком, без дериваций. Кроме того, есть выводы, получаемые
    из сильного остатка с добавлением наряду с деривациями и менее силь-
    ных остатков. По мере того как удлиняется путь от остатка к заключению,
    когда рассуждения при этом в соответствии с логикой подменяются ос-
    татками, ослабевает сила вывода, воздействующая в этом случае лишь на
    отдельных людей науки. Простые, необразованные люди убеждаются
    в истинности христианского учения не благодаря утонченным теологи-
    ческим толкованиям и изысканиям. Их воздействие оказывается только
    опосредованным: происходит распространение на уже сделанные выво-
    ды авторитета, подтверждением которого становятся восторги тех, кто
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 195 этих изысканий не понял. То же самое происходит в наши дни в отноше-
    нии «Капитала» Маркса. Очень немногие немецкие социалисты его чи-
    тали; среди них редки, как белые вороны, те, кому удалось его понять,
    но содержащиеся в книге утонченные и загадочные толкования восхити-
    ли их с чисто внешней стороны и придали ей авторитет. Такое восхище-
    ние определяет форму деривации, но не остаток и не выводы, присущие
    как марксистам, так и немарксистам. Этот остаток и эти выводы сущест-
    вовали до появления книги; они будут существовать и тогда, когда
    ее забудут.
    В-четвертых, в логическом аспекте два противоречащих друг другу
    высказывания не могут быть совместимы; в аспекте ненаучных дерива-
    ций два высказывания, которые предстают как противоречащие одно
    другому, могут сосуществовать у одного и того же индивида, в одной
    и той же голове. Например, выступают как противоречащие одно друго-
    му утверждения: «Нельзя убивать» и «Можно убивать»; «Недопустимо
    присваивать себе то, что принадлежит другим» и «Допустимо присваи-
    вать себе то, что принадлежит другим»; «Следует прощать оскорбле-
    ния» и «Не следует прощать оскорблений». Но они могут одновременно
    приниматься одним и тем же индивидом благодаря введению интерпре-
    таций и различий, позволяющих оправдывать имеющееся противоре-
    чие. Аналогично этому мы имеем следующее: если в логическом аспек-
    те A равно B, то отсюда строго следует, что B равно A; но такой вывод
    не будет иметь необходимого характера в рассуждениях, относящихся
    к деривациям.
  • Кроме дериваций, образованных группой основных остатков и группой
    побочных остатков, имеются еще просто соединения нескольких остат-
    ков или групп остатков, которые формируют только новую группу остат-
    ков. Кроме того, есть выводы,
  • Скачать:TXTPDF

    появляются деривации. Их нет у животного, по-скольку оно не мыслит и совершает только инстинктивные действия(см. § 350). Человек же, поскольку он, напротив, испытывает потреб-ность в осмыслении и стремится строить завесу