Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
из логико-экспериментальной области и вступили
бы туда, где господствует метафизика.
Критерий истинности первого класса суждений (высказываний) об-
ращен исключительно к опыту и к наблюдению, тогда как критерий ис-
тинности второго класса высказываний лежит вне объективного опыта.
Его могут находить в божественном откровении, в тех концепциях, где,
как говорится, человеческий дух обращается к самому себе без того, что-
бы нуждаться в объективном опыте, в универсальном консенсусе людей
и т. д.
  • Обычно метафизики называют наукой познание сути вещей, их основ.
    Если мы на миг примем такое определение, то должны будем отметить,
    что эта работа вовсе не является научной. Мы не только воздерживаемся
    от выяснения сути вещей и их основ, но даже совершенно не представля-
    ем себе, что эти понятия могут означать (см. § 211).
    В то время как метафизика от абсолютных принципов нисходит к кон-
    кретным случаям, экспериментальная наука восходит от конкретных
    18 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ случаев, но не к абсолютным принципам и сущностям, которые для нее не существуют, а к общим принципам, и затем устанавливает их зависи- мость от других, еще более общих принципов и т. д.
    1. В менее явной форме <метафизический> предрассудок, требующий зна-
      ния сущностей, нацеливает на объяснение частных фактов исходя из об-
      щего принципа, вместо того чтобы выводить его из частных фактов.
      Именно так путают установление факта с объяснением его причин. На-
      пример, по некоторым наблюдениям мы делаем заключение о существо-
      вании факта A и, кроме того, указываем на его вероятные причины: B, C,
      D… Если затем окажется, что B, C, D… не являются причинами A,
      то из этого не следует, что A не существует. Такое доказательство было
      бы приемлемым, если бы существование B, C, D… следовало из опыта,
      и из него же следовал вывод о существовании A; но доказательство
      не имело бы убедительной силы, если бы наблюдение непосредственно
      представляло A.
    2. Человеческое мышление синтетическое; только навык научного рассуж-
      дения позволяет немногим людям в ходе анализа отделять части от цело-
      го. Благодаря этой склонности оказывается, что как для того, кто выдви-
      гает некоторое положение, так и для того, кто ему следует, немалую
      сложность составляет отдельное рассмотрение этого положения по двум
      критериям, экспериментальному и неэкспериментальному — большин-
      ство людей чаще всего склонны смешивать их. Как будет показано далее,
      многие важные для социологии факты получают в этом объяснение.
    3. Необходимость при изучении различных сторон конкретного явления
      стадии анализа, за которой следует стадия синтеза и возврат от теории
      к конкретному факту, вполне осознанна в науках естественных, но во
      многом еще не понята в области социальных наук.
      Из этого следует самая распространенная ошибка, которая состоит
      в отрицании истинности некоторой теории, поскольку она не объясняет
      все стороны конкретного факта. В иной форме та же ошибка проявляется
      в стремлении включить в одну теорию другие теории, аналогичные или
      даже чуждые ей.
    4. Возьмем, к примеру, политэкономическую теорию. Конкретный фено-
      мен O имеет не только экономическую сторону e, но и социологические
      стороны: c, g… Неправильным было бы, как это многие делают, стре-
      миться включить в политическую экономию социологические части —
      c, g… Напротив, надо добавлять к экономическим теориям, дающим зна-
      ние о e, другие теории, позволяющие получить знание о сторонах c, g…
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 19
  • Так, в рамках политической экономии надо добавлять, не подменяя, тео-
    рии прикладной экономии к теориям чистой, или математической эко-
    номии*, которая имеет своей основной целью выявление взаимозависи-
    мости экономических явлений.
  • И все же нашелся один необыкновенный умник, который желает заме-
    нить политическую экономию психологией, поскольку многие эконо-
    мические феномены зависят от желаний и воли людей. Почему он огра-
    ничивается этим? Почему тогда политэкономию не заменить географией
    или, скажем, астрономией? Ведь, в конце концов, экономический фено-
    мен зависит также от состояния морей, расположения континентов, рек
    и, по большому счету, от солнца, которое дарит жизнь «этому прекрасно-
    му миру растений и животных».
    Среди подобных измышлений есть и предложения именовать эконо-
    мику позитивной. Эта деятельность похвальна, поскольку вызывает
    смех, а он улучшает самочувствие.
  • Кроме того, крайне трудно, почти невозможно отделить простое знание
    о единообразиях <социальных фактов и связей>, существующих в обще-
    стве, от действия, направленного на их изменение. Если некто занялся
    изучением того, что есть, то он непременно хочет иметь еще и практиче-
    скую цель, а поскольку ее нет, он сам, в конце концов, ее придумывает.
  • Аналогичным образом очень трудно достичь того, чтобы не было отхода
    от выраженных автором идей, чтобы к изложенным положениям не до-
    бавлялось иных положений, следующих из контекста, которые сам
    он никогда не имел в виду. Если отмечают недостаток или достоинство
    объекта A, то, само собой подразумевается, порицают или хвалят данный
    объект в целом. Это было бы понятно, по крайней мере отчасти, для вы-
    ступления ради пропаганды или для случая, когда рассуждают в соответ-
    ствии с чувствами (см. § 197). Такое заключение оказывается, однако, не-
    верным, если требуется исходить из простого описания и изучения еди-
    нообразий, так как при этом рассуждение строится в объективной
    манере, согласно логико-экспериментальному методу, и здесь недопус-
    тимо выражение собственных чувств ни эксплицитно, ни имплицитно.
  • Допустим, что дано некоторое количество фактов. Задача нахождения
    описывающей их теории имеет не одно решение. Различные теории мо-
    гут равным образом удовлетворять условиям задачи. Выбор одной из них
    • Парето считал, что политэкономия должна позволить математической экономии
      дать математическое выражение ее законов.
      20 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ может быть подсказан субъективными мотивами, среди которых может
      быть, к примеру, простота.
    1. В логико-экспериментальных науках теории являются не чем иным, как
      следствиями, выводимыми логическим путем из некоторых общих, абст-
      рактных положений, которые называются принципами и в которых
      подытожены, суммированы общие особенности, характерные для мно-
      гих фактов. Эти принципы, эти теории, их дедуктивные выводы полно-
      стью подчинены фактам, не имеют иного критерия истинности, кроме
      хорошего представления фактов; они значимы лишь постольку, посколь-
      ку согласуются с фактами, и отвергаются сразу, как только расходятся
      с ними.
    2. Не будет выходом из экспериментальной области использование гипо-
      тез как средства дедукции, всегда подлежащей проверке опытом;
      мы вышли бы из этой области, если бы эти гипотезы использовались
      в качестве средства доказательства без какой-либо экспериментальной
      верификации.
    3. Когда очень многие выводы, полученные из некоторой гипотезы, уже
      проверены на опыте, становится очень высокой вероятность, что и но-
      вый вывод из этой гипотезы будет еще одним ее подтверждением,
      и на практике допустимо принятие этого вывода без верификации. Это
      объясняет, почему в сознании многих людей происходит отождествление
      гипотезы, подчиненной опыту, с гипотезой, которая господствует над
      опытом. На практике всегда встречаются случаи, когда полученные
      из некоторых гипотез выводы принимаются именно так, непосредствен-
      но. Например, в наши дни были поставлены под сомнение некоторые
      принципы рациональной механики, по крайней мере для скоростей, на-
      много превышающих те, с которыми мы встречаемся в повседневной
      жизни; однако очевидно то, что проектирующий машины инженер мо-
      жет следовать этим принципам и принимать их, никак не рискуя оши-
      биться, поскольку скорости движения частей его машин очень далеки
      от тех, при которых изменились бы принципы динамики.
    4. Мы опускаем рассмотрение вопроса о том, имеют ли научные законы не-
      обходимый характер (см. § 209). В этом отношении нам никак не помогут
      ни наблюдения, ни опыт; законы указывают только на наличие некото-
      рых единообразий и лишь в тех пространственных и временны´х грани-
      цах, на которые распространяются такие наблюдения и такой опыт. Дан-
      ное условие всегда подразумевается, даже когда мы предпочитаем не упо-
      минать о нем. Кто не будет всегда о нем помнить, тот не сможет хорошо
      осознать, о чем идет речь в этой книге.
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 21
  • Равным образом мы не вступаем в дискуссии о необходимости силлогиз-
    ма. Например, силлогизм из трактатов по логике — «Все люди смертны;
    Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен» — с эксперименталь-
    ной точки зрения надо выразить так: «Все люди, о которых мы смогли уз-
    нать, умирали; благодаря известным нам признакам Сократа, он отно-
    сится к категории этих же людей; следовательно, очень вероятно, что Со-
    крат смертен».
  • Степень этой вероятности возрастает благодаря ряду обстоятельств
    (см. § 212, 235). Так, она намного выше вероятности следующего силло-
    гизма, который можно было бы высказать до открытия Австралии: «Все
    лебеди, о которых мы смогли узнать, оказывались белыми; птица, имею-
    щая все черты, отличающие лебедей, об окраске которой нам еще неиз-
    вестно, будет, следовательно, вероятнее всего белой».
  • Утверждать, как делают многие, что «чудо» невозможно, потому что это
    противоречит постоянству естественных законов, означает строить
    замкнутый круг рассуждения, предлагать как доказательство само дока-
    зываемое утверждение. Если бы наличие «чуда» можно было доказать,
    то тогда одновременно было бы нарушено постоянство естественных за-
    конов. Суть проблемы состоит, следовательно, в доказательстве наличия
    такого события. Это доказательство будет тем строже, чем шире круг из-
    вестных нам фактов; остается только посочувствовать, так как честь до-
    казывать выпадает тем, кто уверяет в наличии чуда.
  • Итак, для нас научные законы есть не что иное, как экспериментально
    установленные единообразия, и в этом отношении нет различия между
    разными науками. Различия имеют место главным образом при большем
    или меньшем наложении действия одних законов на другие. Небесной
    механике повезло в том, что она может изучать проявления действия
    одного-единственного закона (единообразия). Однако изучаемые
    следствия могут быть и такими, что нахождение представленного в них
    единообразия — дело крайне затруднительное. Напротив, по счастливой
    случайности масса Солнца намного превосходит массы планет, и, следо-
    вательно, единообразие раскрывается легко, хотя, если подойти строго,
    предположение о том, что планеты движутся вокруг неподвижного
    Солнца, неверно, и впоследствии потребуется исправить ошибку, допу-
    щенную при первом приближении. В химии, физике и механике часто
    можно изучать законы изолированно или, в крайнем случае, можно при
    помощи искусственных средств отделять действие каждого из них от ос-
    тальных влияний, хотя в ряде случаев они настолько переплетаются, что
    их разделение оказывается непростым делом. Эти явления возрастают
    22 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ в биологии, геологии, еще более в метеорологии, а также социальных науках.
    1. Другое различие между научными законами касается разных возможно-
      стей или невозможности отделить друг от друга их действия посредством
      опыта <эксперимента>, который здесь мыслится как противопоставле-
      ние <простому> наблюдению. Химия, физика, механика и биология
      очень широко используют опыт, другие науки обращаются к нему реже,
      третьи почти или совсем не используют его, что характерно для социаль-
      ных наук и небесной механики, по меньшей мере, в ее части, относящей-
      ся к изучению движения звезд.
    2. Ни один закон, включая экономические и социальные законы, не допус-
      кает исключений: неоднообразное единообразие — это бессмыслица.
      Феномен, названный в просторечии исключением, представляет собой
      наложение действия одного закона на действие другого закона. Только
      в этом отношении научные законы, и даже законы математические, име-
      ют исключения. Все материальные тела, расположенные на поверхности
      Земли, притягиваются к ее центру, однако перо, подхваченное порывом
      ветра, удаляется от земной поверхности, а оболочка, наполненная водо-
      родом, поднимается в воздух. Наложение друг на друга разных единооб-
      разий как раз и затрудняет исследования во многих науках.
    3. Вместо отдельно наблюдаемых феноменов часто следует рассматривать
      их вместе с другими, из-за которых действия одних единообразий ослаб-
      ляются, а других — усиливаются. Мы не можем, к примеру, знать, какой
      будет температура воздуха на 15 июня будущего года, но приблизительно
      можно определить среднюю температуру в июне месяце, а еще точнее —
      среднюю температуру трехмесячного периода за несколько лет. Однако
      следует учесть, что эти средние показатели в значительной мере услов-
      ные; они введены нами для нашего пользования. Не следует придавать
      им
  • Скачать:TXTPDF

    из логико-экспериментальной области и вступилибы туда, где господствует метафизика.Критерий истинности первого класса суждений (высказываний) об-ращен исключительно к опыту и к наблюдению, тогда как критерий ис-тинности второго класса высказываний лежит вне