Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
становится очень высокой вероятность, что и но-
вый вывод из этой гипотезы будет еще одним ее подтверждением,
и на практике допустимо принятие этого вывода без верификации. Это
объясняет, почему в сознании многих людей происходит отождествление
гипотезы, подчиненной опыту, с гипотезой, которая господствует над
опытом. На практике всегда встречаются случаи, когда полученные
из некоторых гипотез выводы принимаются именно так, непосредствен-
но. Например, в наши дни были поставлены под сомнение некоторые
принципы рациональной механики, по крайней мере для скоростей, на-
много превышающих те, с которыми мы встречаемся в повседневной
жизни; однако очевидно то, что проектирующий машины инженер мо-
жет следовать этим принципам и принимать их, никак не рискуя оши-
биться, поскольку скорости движения частей его машин очень далеки
от тех, при которых изменились бы принципы динамики.
  • Мы опускаем рассмотрение вопроса о том, имеют ли научные законы не-
    обходимый характер (см. § 209). В этом отношении нам никак не помогут
    ни наблюдения, ни опыт; законы указывают только на наличие некото-
    рых единообразий и лишь в тех пространственных и временны´х грани-
    цах, на которые распространяются такие наблюдения и такой опыт. Дан-
    ное условие всегда подразумевается, даже когда мы предпочитаем не упо-
    минать о нем. Кто не будет всегда о нем помнить, тот не сможет хорошо
    осознать, о чем идет речь в этой книге.
    Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 21
  • Равным образом мы не вступаем в дискуссии о необходимости силлогиз-
    ма. Например, силлогизм из трактатов по логике — «Все люди смертны;
    Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен» — с эксперименталь-
    ной точки зрения надо выразить так: «Все люди, о которых мы смогли уз-
    нать, умирали; благодаря известным нам признакам Сократа, он отно-
    сится к категории этих же людей; следовательно, очень вероятно, что Со-
    крат смертен».
  • Степень этой вероятности возрастает благодаря ряду обстоятельств
    (см. § 212, 235). Так, она намного выше вероятности следующего силло-
    гизма, который можно было бы высказать до открытия Австралии: «Все
    лебеди, о которых мы смогли узнать, оказывались белыми; птица, имею-
    щая все черты, отличающие лебедей, об окраске которой нам еще неиз-
    вестно, будет, следовательно, вероятнее всего белой».
  • Утверждать, как делают многие, что «чудо» невозможно, потому что это
    противоречит постоянству естественных законов, означает строить
    замкнутый круг рассуждения, предлагать как доказательство само дока-
    зываемое утверждение. Если бы наличие «чуда» можно было доказать,
    то тогда одновременно было бы нарушено постоянство естественных за-
    конов. Суть проблемы состоит, следовательно, в доказательстве наличия
    такого события. Это доказательство будет тем строже, чем шире круг из-
    вестных нам фактов; остается только посочувствовать, так как честь до-
    казывать выпадает тем, кто уверяет в наличии чуда.
  • Итак, для нас научные законы есть не что иное, как экспериментально
    установленные единообразия, и в этом отношении нет различия между
    разными науками. Различия имеют место главным образом при большем
    или меньшем наложении действия одних законов на другие. Небесной
    механике повезло в том, что она может изучать проявления действия
    одного-единственного закона (единообразия). Однако изучаемые
    следствия могут быть и такими, что нахождение представленного в них
    единообразия — дело крайне затруднительное. Напротив, по счастливой
    случайности масса Солнца намного превосходит массы планет, и, следо-
    вательно, единообразие раскрывается легко, хотя, если подойти строго,
    предположение о том, что планеты движутся вокруг неподвижного
    Солнца, неверно, и впоследствии потребуется исправить ошибку, допу-
    щенную при первом приближении. В химии, физике и механике часто
    можно изучать законы изолированно или, в крайнем случае, можно при
    помощи искусственных средств отделять действие каждого из них от ос-
    тальных влияний, хотя в ряде случаев они настолько переплетаются, что
    их разделение оказывается непростым делом. Эти явления возрастают
    22 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ в биологии, геологии, еще более в метеорологии, а также социальных науках.
    1. Другое различие между научными законами касается разных возможно-
      стей или невозможности отделить друг от друга их действия посредством
      опыта <эксперимента>, который здесь мыслится как противопоставле-
      ние <простому> наблюдению. Химия, физика, механика и биология
      очень широко используют опыт, другие науки обращаются к нему реже,
      третьи почти или совсем не используют его, что характерно для социаль-
      ных наук и небесной механики, по меньшей мере, в ее части, относящей-
      ся к изучению движения звезд.
    2. Ни один закон, включая экономические и социальные законы, не допус-
      кает исключений: неоднообразное единообразие — это бессмыслица.
      Феномен, названный в просторечии исключением, представляет собой
      наложение действия одного закона на действие другого закона. Только
      в этом отношении научные законы, и даже законы математические, име-
      ют исключения. Все материальные тела, расположенные на поверхности
      Земли, притягиваются к ее центру, однако перо, подхваченное порывом
      ветра, удаляется от земной поверхности, а оболочка, наполненная водо-
      родом, поднимается в воздух. Наложение друг на друга разных единооб-
      разий как раз и затрудняет исследования во многих науках.
    3. Вместо отдельно наблюдаемых феноменов часто следует рассматривать
      их вместе с другими, из-за которых действия одних единообразий ослаб-
      ляются, а других — усиливаются. Мы не можем, к примеру, знать, какой
      будет температура воздуха на 15 июня будущего года, но приблизительно
      можно определить среднюю температуру в июне месяце, а еще точнее —
      среднюю температуру трехмесячного периода за несколько лет. Однако
      следует учесть, что эти средние показатели в значительной мере услов-
      ные; они введены нами для нашего пользования. Не следует придавать
      им смысл чего-то существующего вне зависимости от фактов, т. е. не сле-
      дует видеть в них метафизические сущности. Часто они являются только
      первой ступенью интерполяции.
    4. В первом приближении мы можем удовлетвориться сведением о том, что
      частично элиминированы менее существенные эффекты. При этом
      не только можно, но и целесообразно сделать некоторое уточнение
      по поводу терминов «менее» и «более» и определиться, что элиминирует-
      ся, а что нет. Однако будет лучше, если можно установить границы расхо-
      ждений, которые существуют между реальным феноменом (факты) и той
      моделью, которую мы получим с помощью средних величин и усредняю-
      щих теорий. Но это не отменяет того, что сам первый шаг, когда
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 23 отделяются менее существенные эффекты от более существенных, очень
      ответствен, и часто бывает довольно трудно его сделать. Он открывает до-
      рогу к дальнейшим шагам, и только педанты, совсем не сведущие в науке,
      откажутся признать его пользу.
  • Конкретное явление нельзя познать полностью во всех его частностях,
    и фактически всегда имеется некоторый остаток. Теория никогда не мо-
    жет охватить явления во всех деталях; следовательно, расхождения неиз-
    бежны и остается только сводить их к минимуму. Значит, и с этой сторо-
    ны мы вновь приходим к рассмотрению последовательных приближений
    (аппроксимаций). Наука — это постоянное становление, т. е. непрерыв-
    ное движение от одной теории к другой, более приближенной к реаль-
    ным фактам.
  • Поскольку ни одна теория не берется в качестве обязательной основы,
    то из числа тех, среди которых можно делать выбор, мы предпочтем тео-
    рию, которая меньше всего расходится с фактами прошлого, позволяет
    лучше предвидеть факты будущего и дает возможность распространить
    ее на наибольшее число фактов.
  • Доказательства наших положений мы ищем только в опыте и в наблюде-
    ниях, что относится к тем логическим выводам, к которым они приводят,
    и исключает всякое доказательство, построенное на соответствии с чув-
    ствами, на самоочевидности или велениях совести.
  • Некто предлагает положение только потому, что оно отвечает его чувст-
    вам. Именно поэтому оно ему кажется самым очевидным. В плане соци-
    альной полезности это во многих случаях может быть и хорошо,
    но в экспериментальной науке такая согласованность теоретического
    положения с определенными чувствами почти, а то и вовсе, не имеет
    значения.
    Именно потому, что мы стремимся оставаться в области экспери-
    ментальной науки, мы ни при каких обстоятельствах не будем апелли-
    ровать к чувствам читателя. Мы будем представлять только факты и вы-
    воды из этих фактов, будем вести речь только о предметах, а не о чувст-
    вах, которые они в нас вызывают. Их мы будем изучать как внешние
    факты.
  • Мы не намерены, однако, как это делается в материалистической мета-
    физике, ставить логику и опыт на службу догмам, принимаемым под
    влиянием чувств: мы стремимся отделять, а не сравнивать и тем более
    не оценивать. Мы, в общем, утверждаем только то, что опыт остается
    единственным из всего, что может использовать тот, кто не намерен
    24 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ выходить из экспериментальной области. Эти слова показались бы не- нужной тавтологией, если бы не было тех, кто все время смешивают опыт и веру, умозаключение и чувства.
    1. В экспериментальной науке нет догм, даже такой, в которой утвержда-
      лось бы, что экспериментальные факты можно объяснять только из опы-
      та. Если бы все же такая догма наличествовала, то экспериментальная
      наука приняла бы ее точно так же в качестве простого наблюдения. Дей-
      ствительно, она принимает положение о том, что для изобретений и от-
      крытий порой оказываются полезными и неэкспериментальные прин-
      ципы — постольку, поскольку они подтверждаются опытным путем. Од-
      нако до сих пор история человеческого познания свидетельствовала, что
      в процессе доказательства потерпели крах все попытки объяснить при-
      родные факты с помощью положений, основанных на религиозных или
      метафизических принципах.
    2. Мы никоим образом не занимаемся внутренними истинами какой
      бы ни было религии, веры, метафизического или нравственного суеве-
      рия, поскольку все это лежит за пределами, в которых мы предпочитаем
      оставаться. Но подобно тому, как сами не вторгаемся в сферы, где заняты
      другие, мы, со своей стороны, не допустим, чтобы вторгались в нашу. Ес-
      ли мы считаем нелепым и пустым занятием противопоставление опыта
      тем принципам, которые лежат за пределами опыта, то мы лишь отказы-
      ваемся признать господство таких принципов над опытом.
    3. Понятиям обыденного языка недостает точности, она обеспечивается
      только наукой.
      Любому высказыванию, которое, подобно метафизическим суждени-
      ям, основано на чувствах, недостает точности, так как в чувствах ее нет,
      а название вещи не может представить ее точнее, чем она сама. Кроме то-
      го, подобное суждение порой как раз и рассчитано на недостаточную точ-
      ность обыденного языка, так как она позволяет скрывать логические
      ошибки и убеждать.
      Напротив, при экспериментальных рассуждениях, основанных на
      объективном наблюдении, пользуются терминами, лишенными всякой
      двусмысленности, и стремятся делать их как можно более точными. Сле-
      довательно, надо пользоваться особым техническим языком, т. е. слова-
      ми, которым придаются вполне четкие и определенные смысловые зна-
      чения, что позволяет избежать неточностей обыденного разговорного
      языка.
      Итак, стремясь употреблять только логико-экспериментальные рас-
      суждения, мы приложим максимум усилий к тому, чтобы слова были
      вполне определенными и соответствовали вещам с минимумом ошибок,
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 25 т. е. с таким отклонением от экспериментальной области, которым мож-
      но было бы пренебречь.
      Здесь следует отметить, что слово выражает определенное представле-
      ние, которое может отчасти соответствовать вещи и отчасти не соответст-
      вовать ей, но оно никогда не соответствует ей полностью. Не имеют ре-
      альных воплощений не только геометрические формы, такие, как прямая
      линия, круг и т. д., нет также ни абсолютно чистых химических веществ,
      ни идеально чистых видов в зоологии и в ботанике; нет ни одного физи-
      ческого тела, полностью обозначенного понятием, потому что тогда по-
      требовалось бы указать и момент, когда оно рассматривается: кусок же-
      леза не остается идентичным, если меняются его температура, электри-
      ческие свойства и т. д. Итак, следует пояснять соответствующим образом
      те высказывания, которые в обыденном языке предстают как имеющие
      безотносительный характер, и, как правило, заменять количественными
      все те характеристики, относительно которых на обыденном языке сооб-
      щается как о качественных отличиях.
  • Люди предпочитают получать свои научные знания при помощи обыден-
    ного языка по двум причинам. Во-первых, потому, что они полагают, что
    слову непременно должна
  • Скачать:TXTPDF

    становится очень высокой вероятность, что и но-вый вывод из этой гипотезы будет еще одним ее подтверждением,и на практике допустимо принятие этого вывода без верификации. Этообъясняет, почему в сознании многих людей