Компендиум по общей социологии
логические или считающиеся таковы-
ми, полученные на основе учета индивидуального или коллективного
интереса, но они входят в класс научных дедукций, которые мы здесь
не исследуем.
Обоснование дериваций часто отличается от тех соображений, которые
обеспечивают их принятие. Но иногда отмечаются совпадения; напри-
мер, предписание обосновывается таким аргументом, как авторитет
и принимается благодаря воздействию остатка авторитета. Порой они
оказываются совершенно разными. Например, тот, кто доказывает
что-либо, используя двоякий смысл термина, не говорит: «Мое доказа-
тельство убедительно благодаря обману, основанному на двусмысленно-
сти термина»; между тем тот, кто принимает деривацию, ничего не по-
дозревая об этом, вводится в заблуждение таким рассуждением.
196 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Осуществим классификацию дериваций:
Класс I. Утверждение (см. § 537–548).
Ia. Экспериментальные и воображаемые факты (см. § 538–542).
Ib. Чувства (см. § 543–547).
Ig. Смесь фактов и чувств (см. § 548).
Класс II. Авторитет (см. § 549–562).
IIa. Авторитет одного человека и более (см. § 550–551).
IIb. Авторитет традиций, обычаев и нравов (см. § 552–557).
IIg. Авторитет божественного существа или персонификации
(см. § 558–562).
Класс III. Согласие с чувствами или принципами (см. § 563–596).
IIIa. Чувства (см. § 564–569).
IIIb. Индивидуальный интерес (см. § 570–580).
IIIg. Коллективный интерес (см. § 581, 582).
IIId. Юридические сущности (см. § 583).
IIIe. Метафизические сущности (см. § 584–589).
IIIz. Сверхъестественные сущности (см. § 590–596).
Класс IV. Вербальные доказательства (см. § 597–631).
IVa. Неопределенный термин для обозначения реальной вещи и не-
определенная вещь, соответствующая термину (см. § 603–605).
IVb. Термин, обозначающий некую вещь и порождающий побочные
чувства; или побочные чувства, которые приводят к выбору тер-
мина (см. § 606, 607).
IVg. Термин, имеющий несколько смыслов, и разные вещи, обозна-
ченные одним общим термином (см. § 608–620).
IVd. Метафоры, аллегории, аналогии (см. § 621–630).
IVe. Термины сомнительные, неопределенные, которым не соот-
ветствует ничего конкретного (см. § 631).
Класс I. Утверждение. Этот класс охватывает простые сообщения о фак-
те, утверждения о согласии с чувствами, которые выражаются не просто
как утверждения, но возводятся в абсолют, даются как аксиомы и в док-
тринерской манере. Утверждения могут представлять собой простые со-
общения и указывать на экспериментальные единообразия, но часто
они выражаются так, что остается неясным, передают ли они только экс-
периментальные факты, выражают ли они чувства, или же в них есть
и то и другое. Во многих случаях можно с некоторой вероятностью узнать
об их составе. Рассмотрим в качестве примера набор сентенций, выска-
занных Публием Сиром. Четыре первых изречения относятся к роду Ia:
«Мы, люди, равны пред смертью»; «Жди от другого того, что ты сам ему
сделал когда-то»; «Кто тебя любит, тот слезами смоет гнев»; «Кто спорит
с пьяным, тот воюет с отсутствующим». Далее появляется сентенция,
относящаяся к роду Ib: «Лучше не замечать обиду, чем мстить за нее».
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 197 Следуют четыре сентенции из рода Ia, затем снова дается сентенция
из рода Ib: «Кто допускает непристойности со своей женой, тот прелюбо-
действует». Наконец, следует сентенция из рода Ig: «Все спрашивают:
“Богат ли он?” и никто не спросит: “Хорош ли он?”». Здесь дается утвер-
ждение о факте Ia и выражается осуждение в отношении этого факта Ib.
Обратимся к сентенциям Менандра: «Всему свое время» — это сентенция
из рода Ia; «Сам не делай постыдных вещей и не учи им других» — сен-
тенция из рода Ib; «Умение молчать украшает любую женщину» — сен-
тенция из рода Ig.
Ia. Экспериментальные и воображаемые факты. Утверждение может
быть подчинено опыту, и в таком случае оно принадлежит к логико-экс-
периментальному знанию и не относится к деривациям. Но оно может
также существовать само по себе благодаря внутреннему источнику, при-
дающему ему силу независимо от опыта, и в таком случае это деривация.
Когда на основе одного или более фактов получают выражение единооб-
разия, то добавляемый для деривации остаток будет остатком постоянст-
ва отношений между естественными фактами (см. § 414). Это будет науч-
ной процедурой, если только учитывается, что выявленное таким путем
единообразие никоим образом не имеет абсолютного характера. Это бу-
дет ненаучной деривацией, относящейся к роду Ib, когда остатку посто-
янства естественных «законов» придается абсолютный характер или ка-
ким угодно иным способом в утверждении совершается отрыв от опыта.
Простое утверждение обладает слабой демонстративной силой или даже
вовсе не имеет ее, но порой оно имеет большую убедительность. Поэтому
мы рассматриваем такое утверждение здесь и встречали его немного ра-
нее при исследовании того, как нелогические действия принимают об-
лик логических (см. гл. 3), между тем как простые утверждения не встре-
чались при изучении метафизических теорий (см. гл. 4). Впрочем, чистое
и простое утверждение используется редко, и особенно цивилизованны-
ми народами; почти всегда в него в качестве добавления вносится ка-
кая-нибудь деривация, либо зародыш деривации.
И напротив, часто встречается усиливающее, подчеркивающее утвер-
ждение, которое добавляется к другим деривациям в восклицательной
форме. В Библии Бог через Моисея отдает распоряжения своему избран-
ному народу и всякий раз добавляет, словно ради усиления их значимо-
сти: «Я господь, Бог ваш». В наше время стали частыми утверждения
о том, что некое мероприятие отвечает прогрессу и демократии, что оно
очень гуманное и подготавливает наступление еще большего гуманизма.
Подобного рода утверждение — это еще не совсем деривация, но это уже
198 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ способ вызвать определенные чувства; когда утверждение многократно
повторяют, оно обретает собственную силу, становится побуждением
к действиям, приобретает характер деривации.
Простое утверждение присутствует также в упоминавшемся ранее табу
без санкции (см. § 108); оно содержится и во многих сложных дериваци-
ях; редко бывает, чтобы конкретная деривация вовсе не содержала про-
стых утверждений. Произвольное утверждение обычно располагается
между экспериментальными утверждениями; оно проникает незаметно
в ходе рассуждения, маскируется под экспериментальное и присваивает
себе согласие, достигнутое в отношении других утверждений, среди ко-
торых оно разместилось.
Ib. Чувства. Утверждение может являться способом косвенного выра-
жения некоторых чувств и быть принятым как их «объяснение» теми,
в ком такие чувства имеются. Следовательно, оно здесь оказывается
только проявлением действия формирующих деривацию побочных
остатков.
Когда от индивидуального чувства получают некоторое единообразие
или предписание, добавочным, побочным остатком в деривации являет-
ся чувство, превращающее субъективные факты в нечто объективное (ос-
татки рода IIz). Часто к нему затем добавляются и остатки социальности
(класс IV). Кто-то читает стихи и восклицает: «Прекрасно!» Если
бы он сказал: «Мне кажется, они прекрасны», то констатировал бы субъ-
ективный факт; напротив, такой формой высказывания он трансформи-
рует субъективный факт в объективный. Кроме того, его слушатель при-
ходит к мысли: то, что он называет прекрасным, должно производить
прекрасное впечатление, и здесь подключается воздействие остатка со-
циальности. Именно поэтому люди чаще всего разделяют вкусы, харак-
терные для коллектива, в котором они живут.
Утверждение принимают, воспринимают с доверием благодаря влиянию
разного рода чувств, которые оно вызывает у слушателей, и таким путем
они обретают видимость «объяснения». Оно имеет значимость, посколь-
ку выражено в поучительной манере, с уверенностью, в изысканной ли-
тературной форме. Лучше его передать в стихах, чем выразить в прозе;
лучше издать в печатном виде, чем написать от руки; лучше опубликовать
в книге, чем в газете; и лучше опубликовать в газете, чем передать устно,
и т. д. (см. § 451).
Встречаются три группы причин, определяющих ценность утверждения.
Первая группа. Имеется неясное чувство, что тот, кто такими способами
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 199 выразил свое утверждение, должен быть прав. Деривация сведена к ми-
нимуму и относится именно к тому классу, который сейчас рассматрива-
ется. Вторая группа. Имеется представление, что эти выбранные спосо-
бы являются авторитетными. Деривация здесь немного более развитая
и относится к классу II (см. § 549 и далее). Третья группа. Имеется более
или менее неопределенное представление, что этот авторитет оправдан
и имеет свои основания. Деривация еще принадлежит к классу II
(см. § 550), но может получать дальнейшее развитие вплоть до появления
логического рассуждения. Чтобы дважды не повторять одно и то же,
мы обсудим здесь все три названные группы.
Абстрактно можно предположить, что чувства, относящиеся к треть-
ей группе, берут свое начало от чувств, относящихся ко второй группе,
и что и те и другие исходят из чувств первой группы, т. е. вначале доказы-
вают, что некоторые обстоятельства подтверждают авторитет, далее
он принимается в целом, наконец, уже независимо от этого авторитета
люди испытывают почтение к тем формам, в которых он выражается. По-
рой, действительно, может оказаться именно так; но в реальных ситуаци-
ях все три группы причин часто не зависят друг от друга, существуют ав-
тономно, и когда имеется связь между второй и третьей группами, она
имеет направленность, противоположную представленной выше.
Во многих случаях тот, кто принимает утверждение, выраженное в упо-
мянутых формах, не утруждает себя долгими раздумьями и рассуждения-
ми; например, он говорит: «Я прочитал об этом в моей газете», и для него
данный аргумент выступает в качестве доказательства реальности того,
о чем он прочел. Это деривация из рассматриваемого сейчас рода Ib. Она
существует только тогда, когда чувство доверия к печатному или пись-
менному материалу эксплицитно служит для подтверждения и оправда-
ния согласия, выраженного по отношению к тому, что было опубликова-
но или написано. Если это чувство, напротив, выражается без того, чтобы
на его основе делались подобные выводы, например, когда печатный или
рукописный текст рассматривается как фетиш или амулет, то он стано-
вится объектом почитания и в таком случае имеется только остаток, о ко-
тором мы уже сообщали (см. § 451). Такое наблюдение следует обобщить:
чувство выражается в остатке; но если оно затем служит объяснением,
обоснованием, доказательством, то это уже деривация. Отметим также,
что когда человек усваивает мнения, выраженные в прочитанной им га-
зете, то в этом случае имеется немало других дериваций помимо той,
о которой здесь идет речь, как и других остатков. Среди них присутствуют
также остатки социальности, поскольку газета выражает, или считается,
что выражает мнение того коллектива, к которому принадлежит чита-
тель. В других случаях на него воздействует представление об авторите-
те (см. § 451), добавляющее либо не добавляющее нечто к прежним
его воззрениям. Наконец, в очень редких случаях добавляется чувство
200 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ обоснованности авторитета (см. § 547); но обычно люди вначале ощущают
чувство авторитета, и затем уже начинают искать для него подтверждения.
В логико-экспериментальном аспекте большая уверенность, с которой
выражается утверждение, может быть указанием, хотя бы отдаленным,
на то, что его не ставят под сомнение. Когда оно выражается на латин-
ском языке, если не вызубрено и не повторяется, подобно попугаю, оно
свидетельствует об определенной эрудированности автора, которая мо-
жет подтверждать его легитимный авторитет. В целом, когда высказыва-
ния выражаются в необычной форме, это нередко вводит слушателей
в заблуждение, внушая им, что они исходят от людей, лучше других спо-
собных познавать действительность. В случае появления такого выска-
зывания в печати — в газете или книге, можно заметить, что необычное
утверждение, заявленное публично, легче оспаривать, чем скрытно пере-
даваемое из уст в уста. Поэтому, когда за ним не следует опровержения,
считается, что в первом случае утверждение имеет более высокую вероят-
ность соответствовать действительности, чем во втором. Но довольно
редко люди исходят из такого рода оценок, когда не логико-эксперимен-
тальные доводы, но чувства побуждают их с доверием отнестись к утвер-
ждениям, переданным упомянутыми способами.
Ig. <Смесь фактов и чувств>. Выделенные абстрактно рода Ia и Ib в ре-
альности почти всегда комбинируются, сочетаются и образуют данный
род. Тот, кто приводит объяснение, может, хотя это бывает редко,