Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
остатка авторитета. Порой они
оказываются совершенно разными. Например, тот, кто доказывает
что-либо, используя двоякий смысл термина, не говорит: «Мое доказа-
тельство убедительно благодаря обману, основанному на двусмысленно-
сти термина»; между тем тот, кто принимает деривацию, ничего не по-
дозревая об этом, вводится в заблуждение таким рассуждением.
196 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Осуществим классификацию дериваций:
    Класс I. Утверждение (см. § 537–548).
    Ia. Экспериментальные и воображаемые факты (см. § 538–542).
    Ib. Чувства (см. § 543–547).
    Ig. Смесь фактов и чувств (см. § 548).
    Класс II. Авторитет (см. § 549–562).
    IIa. Авторитет одного человека и более (см. § 550–551).
    IIb. Авторитет традиций, обычаев и нравов (см. § 552–557).
    IIg. Авторитет божественного существа или персонификации
    (см. § 558–562).
    Класс III. Согласие с чувствами или принципами (см. § 563–596).
    IIIa. Чувства (см. § 564–569).
    IIIb. Индивидуальный интерес (см. § 570–580).
    IIIg. Коллективный интерес (см. § 581, 582).
    IIId. Юридические сущности (см. § 583).
    IIIe. Метафизические сущности (см. § 584–589).
    IIIz. Сверхъестественные сущности (см. § 590–596).
    Класс IV. Вербальные доказательства (см. § 597–631).
    IVa. Неопределенный термин для обозначения реальной вещи и не-
    определенная вещь, соответствующая термину (см. § 603–605).
    IVb. Термин, обозначающий некую вещь и порождающий побочные
    чувства; или побочные чувства, которые приводят к выбору тер-
    мина (см. § 606, 607).
    IVg. Термин, имеющий несколько смыслов, и разные вещи, обозна-
    ченные одним общим термином (см. § 608–620).
    IVd. Метафоры, аллегории, аналогии (см. § 621–630).
    IVe. Термины сомнительные, неопределенные, которым не соот-
    ветствует ничего конкретного (см. § 631).
  • Класс I. Утверждение. Этот класс охватывает простые сообщения о фак-
    те, утверждения о согласии с чувствами, которые выражаются не просто
    как утверждения, но возводятся в абсолют, даются как аксиомы и в док-
    тринерской манере. Утверждения могут представлять собой простые со-
    общения и указывать на экспериментальные единообразия, но часто
    они выражаются так, что остается неясным, передают ли они только экс-
    периментальные факты, выражают ли они чувства, или же в них есть
    и то и другое. Во многих случаях можно с некоторой вероятностью узнать
    об их составе. Рассмотрим в качестве примера набор сентенций, выска-
    занных Публием Сиром. Четыре первых изречения относятся к роду Ia:
    «Мы, люди, равны пред смертью»; «Жди от другого того, что ты сам ему
    сделал когда-то»; «Кто тебя любит, тот слезами смоет гнев»; «Кто спорит
    с пьяным, тот воюет с отсутствующим». Далее появляется сентенция,
    относящаяся к роду Ib: «Лучше не замечать обиду, чем мстить за нее».
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 197 Следуют четыре сентенции из рода Ia, затем снова дается сентенция
    из рода Ib: «Кто допускает непристойности со своей женой, тот прелюбо-
    действует». Наконец, следует сентенция из рода Ig: «Все спрашивают:
    “Богат ли он?” и никто не спросит: “Хорош ли он?”». Здесь дается утвер-
    ждение о факте Ia и выражается осуждение в отношении этого факта Ib.
    Обратимся к сентенциям Менандра: «Всему свое время» — это сентенция
    из рода Ia; «Сам не делай постыдных вещей и не учи им других» — сен-
    тенция из рода Ib; «Умение молчать украшает любую женщину» — сен-
    тенция из рода Ig.
  • Ia. Экспериментальные и воображаемые факты. Утверждение может
    быть подчинено опыту, и в таком случае оно принадлежит к логико-экс-
    периментальному знанию и не относится к деривациям. Но оно может
    также существовать само по себе благодаря внутреннему источнику, при-
    дающему ему силу независимо от опыта, и в таком случае это деривация.
  • Когда на основе одного или более фактов получают выражение единооб-
    разия, то добавляемый для деривации остаток будет остатком постоянст-
    ва отношений между естественными фактами (см. § 414). Это будет науч-
    ной процедурой, если только учитывается, что выявленное таким путем
    единообразие никоим образом не имеет абсолютного характера. Это бу-
    дет ненаучной деривацией, относящейся к роду Ib, когда остатку посто-
    янства естественных «законов» придается абсолютный характер или ка-
    ким угодно иным способом в утверждении совершается отрыв от опыта.
  • Простое утверждение обладает слабой демонстративной силой или даже
    вовсе не имеет ее, но порой оно имеет большую убедительность. Поэтому
    мы рассматриваем такое утверждение здесь и встречали его немного ра-
    нее при исследовании того, как нелогические действия принимают об-
    лик логических (см. гл. 3), между тем как простые утверждения не встре-
    чались при изучении метафизических теорий (см. гл. 4). Впрочем, чистое
    и простое утверждение используется редко, и особенно цивилизованны-
    ми народами; почти всегда в него в качестве добавления вносится ка-
    кая-нибудь деривация, либо зародыш деривации.
  • И напротив, часто встречается усиливающее, подчеркивающее утвер-
    ждение, которое добавляется к другим деривациям в восклицательной
    форме. В Библии Бог через Моисея отдает распоряжения своему избран-
    ному народу и всякий раз добавляет, словно ради усиления их значимо-
    сти: «Я господь, Бог ваш». В наше время стали частыми утверждения
    о том, что некое мероприятие отвечает прогрессу и демократии, что оно
    очень гуманное и подготавливает наступление еще большего гуманизма.
    Подобного рода утверждение — это еще не совсем деривация, но это уже
    198 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ способ вызвать определенные чувства; когда утверждение многократно
    повторяют, оно обретает собственную силу, становится побуждением
    к действиям, приобретает характер деривации.
  • Простое утверждение присутствует также в упоминавшемся ранее табу
    без санкции (см. § 108); оно содержится и во многих сложных дериваци-
    ях; редко бывает, чтобы конкретная деривация вовсе не содержала про-
    стых утверждений. Произвольное утверждение обычно располагается
    между экспериментальными утверждениями; оно проникает незаметно
    в ходе рассуждения, маскируется под экспериментальное и присваивает
    себе согласие, достигнутое в отношении других утверждений, среди ко-
    торых оно разместилось.
  • Ib. Чувства. Утверждение может являться способом косвенного выра-
    жения некоторых чувств и быть принятым как их «объяснение» теми,
    в ком такие чувства имеются. Следовательно, оно здесь оказывается
    только проявлением действия формирующих деривацию побочных
    остатков.
  • Когда от индивидуального чувства получают некоторое единообразие
    или предписание, добавочным, побочным остатком в деривации являет-
    ся чувство, превращающее субъективные факты в нечто объективное (ос-
    татки рода IIz). Часто к нему затем добавляются и остатки социальности
    (класс IV). Кто-то читает стихи и восклицает: «Прекрасно!» Если
    бы он сказал: «Мне кажется, они прекрасны», то констатировал бы субъ-
    ективный факт; напротив, такой формой высказывания он трансформи-
    рует субъективный факт в объективный. Кроме того, его слушатель при-
    ходит к мысли: то, что он называет прекрасным, должно производить
    прекрасное впечатление, и здесь подключается воздействие остатка со-
    циальности. Именно поэтому люди чаще всего разделяют вкусы, харак-
    терные для коллектива, в котором они живут.
  • Утверждение принимают, воспринимают с доверием благодаря влиянию
    разного рода чувств, которые оно вызывает у слушателей, и таким путем
    они обретают видимость «объяснения». Оно имеет значимость, посколь-
    ку выражено в поучительной манере, с уверенностью, в изысканной ли-
    тературной форме. Лучше его передать в стихах, чем выразить в прозе;
    лучше издать в печатном виде, чем написать от руки; лучше опубликовать
    в книге, чем в газете; и лучше опубликовать в газете, чем передать устно,
    и т. д. (см. § 451).
  • Встречаются три группы причин, определяющих ценность утверждения.
    Первая группа. Имеется неясное чувство, что тот, кто такими способами
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 199 выразил свое утверждение, должен быть прав. Деривация сведена к ми-
    нимуму и относится именно к тому классу, который сейчас рассматрива-
    ется. Вторая группа. Имеется представление, что эти выбранные спосо-
    бы являются авторитетными. Деривация здесь немного более развитая
    и относится к классу II (см. § 549 и далее). Третья группа. Имеется более
    или менее неопределенное представление, что этот авторитет оправдан
    и имеет свои основания. Деривация еще принадлежит к классу II
    (см. § 550), но может получать дальнейшее развитие вплоть до появления
    логического рассуждения. Чтобы дважды не повторять одно и то же,
    мы обсудим здесь все три названные группы.
    Абстрактно можно предположить, что чувства, относящиеся к треть-
    ей группе, берут свое начало от чувств, относящихся ко второй группе,
    и что и те и другие исходят из чувств первой группы, т. е. вначале доказы-
    вают, что некоторые обстоятельства подтверждают авторитет, далее
    он принимается в целом, наконец, уже независимо от этого авторитета
    люди испытывают почтение к тем формам, в которых он выражается. По-
    рой, действительно, может оказаться именно так; но в реальных ситуаци-
    ях все три группы причин часто не зависят друг от друга, существуют ав-
    тономно, и когда имеется связь между второй и третьей группами, она
    имеет направленность, противоположную представленной выше.
    Во многих случаях тот, кто принимает утверждение, выраженное в упо-
    мянутых формах, не утруждает себя долгими раздумьями и рассуждения-
    ми; например, он говорит: «Я прочитал об этом в моей газете», и для него
    данный аргумент выступает в качестве доказательства реальности того,
    о чем он прочел. Это деривация из рассматриваемого сейчас рода Ib. Она
    существует только тогда, когда чувство доверия к печатному или пись-
    менному материалу эксплицитно служит для подтверждения и оправда-
    ния согласия, выраженного по отношению к тому, что было опубликова-
    но или написано. Если это чувство, напротив, выражается без того, чтобы
    на его основе делались подобные выводы, например, когда печатный или
    рукописный текст рассматривается как фетиш или амулет, то он стано-
    вится объектом почитания и в таком случае имеется только остаток, о ко-
    тором мы уже сообщали (см. § 451). Такое наблюдение следует обобщить:
    чувство выражается в остатке; но если оно затем служит объяснением,
    обоснованием, доказательством, то это уже деривация. Отметим также,
    что когда человек усваивает мнения, выраженные в прочитанной им га-
    зете, то в этом случае имеется немало других дериваций помимо той,
    о которой здесь идет речь, как и других остатков. Среди них присутствуют
    также остатки социальности, поскольку газета выражает, или считается,
    что выражает мнение того коллектива, к которому принадлежит чита-
    тель. В других случаях на него воздействует представление об авторите-
    те (см. § 451), добавляющее либо не добавляющее нечто к прежним
    его воззрениям. Наконец, в очень редких случаях добавляется чувство
    200 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ обоснованности авторитета (см. § 547); но обычно люди вначале ощущают
    чувство авторитета, и затем уже начинают искать для него подтверждения.
  • В логико-экспериментальном аспекте большая уверенность, с которой
    выражается утверждение, может быть указанием, хотя бы отдаленным,
    на то, что его не ставят под сомнение. Когда оно выражается на латин-
    ском языке, если не вызубрено и не повторяется, подобно попугаю, оно
    свидетельствует об определенной эрудированности автора, которая мо-
    жет подтверждать его легитимный авторитет. В целом, когда высказыва-
    ния выражаются в необычной форме, это нередко вводит слушателей
    в заблуждение, внушая им, что они исходят от людей, лучше других спо-
    собных познавать действительность. В случае появления такого выска-
    зывания в печати — в газете или книге, можно заметить, что необычное
    утверждение, заявленное публично, легче оспаривать, чем скрытно пере-
    даваемое из уст в уста. Поэтому, когда за ним не следует опровержения,
    считается, что в первом случае утверждение имеет более высокую вероят-
    ность соответствовать действительности, чем во втором. Но довольно
    редко люди исходят из такого рода оценок, когда не логико-эксперимен-
    тальные доводы, но чувства побуждают их с доверием отнестись к утвер-
    ждениям, переданным упомянутыми способами.
  • Ig. <Смесь фактов и чувств>. Выделенные абстрактно рода Ia и Ib в ре-
    альности почти всегда комбинируются, сочетаются и образуют данный
    род. Тот, кто приводит объяснение, может, хотя это бывает редко, сам
    не испытывать чувство, к которому прибегает при объяснении; но тот,
    кто это объяснение принимает, обычно такое чувство испытывает, иначе
    он бы не заявлял о своем согласии. Поэтому большинство встречающих-
    ся в конкретных случаях дериваций класса I относится к роду Ig, и выра-
    жения фактов и чувств в них настолько
  • Скачать:TXTPDF

    остатка авторитета. Порой ониоказываются совершенно разными. Например, тот, кто доказываетчто-либо, используя двоякий смысл термина, не говорит: «Мое доказа-тельство убедительно благодаря обману, основанному на двусмысленно-сти термина»; между тем тот, кто принимает