Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
сам
не испытывать чувство, к которому прибегает при объяснении; но тот,
кто это объяснение принимает, обычно такое чувство испытывает, иначе
он бы не заявлял о своем согласии. Поэтому большинство встречающих-
ся в конкретных случаях дериваций класса I относится к роду Ig, и выра-
жения фактов и чувств в них настолько тесно соединяются, что нелегко
бывает их разделить. Часто к этому добавляются чувства авторитета
и иные подобные им чувства.
  • Класс II. Авторитет. Здесь имеет место определенный способ доказа-
    тельства и определенное средство убеждения. О первом мы уже говорили
    (см. § 245 и далее); теперь поговорим о втором. К этому классу принадле-
    жат различные деривации. Они наиболее простые после выше рассмот-
    ренных дериваций. Так же как и при многих других деривациях, к их фор-
    мированию причастны остатки сохранения агрегатов. К остаткам IIz, ко-
    торые обеспечивают реальное воплощение чувств, добавляются остатки
    из других групп, например, остатки авторитета ушедшего из жизни от-
    ца или прародителей IIb, традиции IIa, сохранения единообразий IIe
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 201 и т. д. И наконец, остатки класса I обычно удлиняют деривации и услож-
    няют их.
  • IIa. Авторитет одного человека и более. Предельным является случай ис-
    ключительно логических дериваций. Характерно, что суждение человека
    сведущего в таких вещах имеет более высокую вероятность получить
    опытное подтверждение, чем суждение человека несведущего и с малым
    опытом. Такие логико-экспериментальные суждения мы здесь не рас-
    сматриваем. Но при других видах дериваций компетентность индивида
    не является экспериментальной; она выведена из ложных или даже толь-
    ко воображаемых признаков. Мы меньше отдаляемся от логико-экспе-
    риментального случая, когда предполагаем наличие авторитета с более
    или менее высокой вероятностью на основе признаков, которые могут
    оказаться истинными или ложными (см. § 547), и когда за счет сохране-
    ния агрегатов компетентность распространяется за границы той области,
    где она подтвердилась экспериментально. Во все времена остается акту-
    альным изречение «Ne sutor ultra crepidam»*.
    Остаток благоговения (см. § 450) часто способствует приданию весо-
    мости тому, о чем утверждалось. Он может иметь много градаций: можно
    только восхищаться, а можно и боготворить. При деривации это может де-
    латься в любой форме, но на высших ступенях чаще всего это совершается
    в форме авторитета или традиции, передаваемых устно или письменно.
  • Остаток авторитета проявляется также в приемах, которые используются
    для того, чтобы этот авторитет подорвать, как это можно увидеть в едино-
    образии, проявляющемся при полемике в областях теологии, морали,
    политики.
    В логико-экспериментальном аспекте истинность суждения «A рав-
    но B» не зависит от моральных качеств того, кто его высказывает. Если
    бы обнаружилось, что Евклид был убийцей, вором, худшим из всех жив-
    ших когда-либо людей, это не аннулировало бы доказательств его
    геометрии.
    Иначе обстоит дело в аспекте авторитета, если суждение «A равно B»
    принимается только благодаря авторитету того, кто его высказывает,
    то ослабление его авторитета наносит урон также доказательству того,
    что A равно B. Уловка многих полемистов заключается именно в попытке
    перенесения суждений из области логико-экспериментальной в область,
    где господствует авторитет.
  • IIb. Авторитет традиций, обычаев и нравов. Этот авторитет может выра-
    жаться устно, письменно, анонимно, относиться как к реальной личности,
    • Сапожник, (суди) не выше сапога (лат.).
      202 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ так и к персонажу из легенды. В таких деривациях особую роль играют
      остатки сохранения агрегатов, благодаря которым в прошлом «мудрость
      предков», а сегодня «традиции партии» приобретают собственное и неза-
      висимое существование. Деривации, относящиеся к авторитету тради-
      ции, очень многочисленны. Нет такой страны, нации, такого отдельно
      взятого общества, где не было бы традиций; следовательно, они имеют
      большое значение во всех областях социальной жизни. Объяснять тра-
      дицией тот или иной поступок оказывается очень легко, поскольку сре-
      ди множества легенд, какие уже существуют либо при удобном случае
      могут быть созданы, без труда найдется такая, которая благодаря более
      или менее отдаленному подобию, более или менее неопределенному со-
      гласию с чувствами подойдет для «объяснения» этого поступка.
  • Обычай порой не отличается от традиции. Во многих случаях тот, кто
    следует обычаю, не может дать этому никакой иной мотивировки, кроме
    того, что «так поступают».
  • Основой традиции могут быть независимые остатки, и, если они оказы-
    ваются достаточно сильными, это делает общество ригидным, побуждает
    его к отвержению почти всего нового. Но часто традиции — это только
    деривации, и в таком случае общество может более или менее существен-
    но обновляться, по сути, оно может вступать в противоречие с традиция-
    ми и только по форме сохранять им верность. Это происходит во многих
    христианских сектах.
  • Деривации, как мы часто видели, в основном отличаются пластично-
    стью; это особенно касается тех, которые связаны с авторитетом тради-
    ции. Можно извлекать все, что угодно, например, из книги, в которой пе-
    реданы традиции. Греки находили все у Гомера; латиняне — у Вергилия;
    итальянцы очень многое находят у Данте. Что касается Библии и Еванге-
    лия, то нам пришлось бы долго представлять множество самых различ-
    ных, порой противоречащих друг другу учений, созданных на основе
    этих книг. Естественно, что каждая секта убеждена: именно она дает
    им «истинную» интерпретацию и с презрением отвергает все другие.
    Но эта «истинность» не имеет ничего общего с экспериментальной ис-
    тинностью; здесь нет ни одного критерия, позволяющего выяснить, кто
    прав. В этой тяжбе имеются адвокаты, но нет судей (см. § 14).
  • До тех пор пока традиция используется только для построения дерива-
    ции, ее критика, если не брать исключительных случаев, оказывает сла-
    бое влияние на социальное равновесие; если оно и не равно нулю, то, не-
    сомненно, невелико.
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 203
  • Почитаемые книги нередко обретают в итоге чудодейственную силу, что
    может приводить к их обожествлению, как это произошло с Библией,
    с <«Энеидой»> Вергилия и иными подобного рода книгами.
  • IIg. Авторитет божественного существа или персонификации. Если об-
    ратиться к сути, то деривации данного рода следовало бы отнести к пре-
    дыдущей группе, поскольку о воле божественного существа или персо-
    нификации может быть известно только от людей или из традиции;
    но в отношении формы сверхъестественное вмешательство представляет
    собой весьма существенный момент, чтобы мы для него выделили от-
    дельный род. «Вмешательство божества» порождает деривации трех ро-
    дов. Во-первых, когда воля божества предполагается известной, человек
    может подчиниться ей просто из почтения, не уточняя и не вдаваясь в де-
    тали, считая мотивом своих действий только божью волю или добавляя
    к этому соображение о том, что необходимо ее уважать и чтить. Это будет
    рассматриваемый сейчас род. Во-вторых, человек может подчиняться
    этой воле из-за страха перед наказанием, которое настигает нарушителя.
    Здесь присутствует индивидуальный интерес, и действия являются логи-
    ческим следствием, получаемым из исходных посылок. Такие деривации
    принадлежат к роду IIIb; или же к роду IIIg если индивидуальный инте-
    рес заменяется или дополняется коллективным интересом. В-третьих,
    человек может сообразовывать свои действия с предполагаемой волей
    божества из любви к этому божеству. Он может стремиться к тому, чтобы
    его поступки совпадали с чувствами божества, поскольку это похвально
    и достойно вне зависимости от результатов. Здесь берут свое начало де-
    ривации из рода IIIz.
  • Как неоднократно отмечалось, в процессе анализа мы абстрактно отде-
    ляем то, что соединено в синтезе конкретного. Реальные деривации,
    в которых фигурирует сверхъестественная сущность, очень часто сочета-
    ют в себе особенности отмеченных выше групп первого и второго рода,
    причем они порой настолько переплетаются, что их трудно отделить.
    К ним часто добавляются компоненты третьего рода, но это переход к ме-
    тафизике, что особенно проявляется у резонеров. Многие индивиды ис-
    пытывают к сверхъестественному существу смешанные чувства почте-
    ния, страха и любви, которые они сами не смогли бы разложить на более
    простые элементы. Споры в Католической Церкви о раскаянии и покая-
    нии связаны с упомянутыми здесь разновидностями дериваций.
  • В этих трех группах дериваций следует обратить внимание на способы,
    при помощи которых, как полагают, можно узнавать о воле божьей или
    о согласии с предполагаемыми чувствами божественного существа. Та-
    кие способы очень просты в случае первых двух групп, за отдельными
    204 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ исключениями; в третьей группе они намного сложнее. Античные пред-
    сказания были связаны с выяснением воли богов.
  • Абстрактная сущность порой может дать основание для возникновения
    дериваций, относящихся к божеству, когда за счет остатков сохранения
    агрегатов начинается бесконечное приближение к нему: это, можно ска-
    зать, божество в процессе формирования.
  • Деривация, призывающая следовать воображаемой воле или воображае-
    мым чувствам сверхъестественного существа, тем эффективнее в плане
    убеждения, чем более силен остаток, соответствующий этому существу.
    То, как человек представляет себе способ познания этой воли — вопрос
    второстепенный; нет недостатка в средствах и уловках, позволяющих со-
    гласовать ее с тем, что наиболее важно для взывающих к ней людей. Час-
    то люди верят, что они поступают определенным образом, подчиняясь
    воле сверхъестественных существ, тогда как в действительности, напро-
    тив, они предполагают присутствие такой воли именно потому, что по-
    ступают таким образом. «Это угодно Богу» — кричали крестоносцы, ко-
    торые на самом деле были движимы инстинктом странствования, похо-
    жим на аналогичный порыв древних германцев, жаждой приключений,
    стремлением к новизне, невыносимостью упорядоченной жизни, алчно-
    стью. Если бы ласточки рассуждали, то они также могли бы сказать, что пе-
    релетают из одного края в другой два раза в год, подчиняясь божьей воле.
    В наше время чтобы следовать законам «Прогресса», «Науки», «Истины»,
    некоторые личности присваивают себе блага других людей, или содейству-
    ют тем, кто их присваивает; но в действительности ими движет самое естест-
    венное желание самим завладеть благами и преимуществами или снискать
    расположение тех, кто их уже присвоил. Сегодня на олимпе «Прогресса»
    обосновалось новое божество, которое получило имя «жизненные интере-
    сы» и стало ведать международными отношениями. Во времена варварства
    один народ начинал войну с другим народом, грабил его, вымогал деньги без
    особых рассуждений; в наши времена это все еще делают, но только во имя
    «жизненных интересов», и это, как утверждают, явное улучшение <нра- вов>. Тому, кто не сведущ в этой области, разбой европейских стран в Китае
    покажется, пожалуй, мало отличающимся от действий Аттилы в Римской
    империи; но тот, кто овладел казуистикой дериваций, сразу заметит огром-
    ную разницу между этими двумя случаями. В настоящее время «жизненные
    интересы» не отстаивают отдельные разбойники-одиночки, которые до-
    вольствуются более старым божеством и в оправдание своих действий про-
    сто говорят, что желают «жить так, как живут».
  • Класс III. Согласие с чувствами или принципами. Само согласие часто
    имеется только с чувствами тех, кто строит деривацию, и тех, кто ее
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 205 принимает, между тем оно предстает как согласие с чувствами всех, боль-
    шинства, честных людей и т. д. Затем эти чувства отделяются от субъекта,
    который их испытывает, и формируются принципы.
  • IIIa. Чувства. Согласие с чувствами малого или большого числа людей.
    Эти деривации мы уже обсуждали (см. § 250 и далее), а именно — в связи
    с экспериментальной реальностью; остается добавить некоторые сообра-
    жения относительно принимаемых ими форм.
  • Согласие с чувствами может проявляться тремя способами, похожими
    на те, что были представлены при рассмотрении подчинения авторитету
    (см. § 558). Во-первых, человек может согласовывать свои действия с ре-
    альными или предполагаемыми чувствами других людей или абстрактно-
    го разума из простого почтения к мнению большинства или ученых лю-
    дей, проводников этого разума. Это деривации рода IIIa. Во-вторых, че-
    ловек может так поступать из страха перед последствиями, пагубными
    для него и для других, и тогда это деривации, относящиеся к родам IIIb,
    IIIg, IIId. Наконец, человек может побуждаться к согласованию своих
    поступков с упомянутыми чувствами или, в крайнем случае, с «импера-
    тивом», действующим благодаря его
  • Скачать:TXTPDF

    самне испытывать чувство, к которому прибегает при объяснении; но тот,кто это объяснение принимает, обычно такое чувство испытывает, иначеон бы не заявлял о своем согласии. Поэтому большинство встречающих-ся в конкретных случаях