Компендиум по общей социологии
сам
не испытывать чувство, к которому прибегает при объяснении; но тот,
кто это объяснение принимает, обычно такое чувство испытывает, иначе
он бы не заявлял о своем согласии. Поэтому большинство встречающих-
ся в конкретных случаях дериваций класса I относится к роду Ig, и выра-
жения фактов и чувств в них настолько тесно соединяются, что нелегко
бывает их разделить. Часто к этому добавляются чувства авторитета
и иные подобные им чувства.
Класс II. Авторитет. Здесь имеет место определенный способ доказа-
тельства и определенное средство убеждения. О первом мы уже говорили
(см. § 245 и далее); теперь поговорим о втором. К этому классу принадле-
жат различные деривации. Они наиболее простые после выше рассмот-
ренных дериваций. Так же как и при многих других деривациях, к их фор-
мированию причастны остатки сохранения агрегатов. К остаткам IIz, ко-
торые обеспечивают реальное воплощение чувств, добавляются остатки
из других групп, например, остатки авторитета ушедшего из жизни от-
ца или прародителей IIb, традиции IIa, сохранения единообразий IIe
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 201 и т. д. И наконец, остатки класса I обычно удлиняют деривации и услож-
няют их.
IIa. Авторитет одного человека и более. Предельным является случай ис-
ключительно логических дериваций. Характерно, что суждение человека
сведущего в таких вещах имеет более высокую вероятность получить
опытное подтверждение, чем суждение человека несведущего и с малым
опытом. Такие логико-экспериментальные суждения мы здесь не рас-
сматриваем. Но при других видах дериваций компетентность индивида
не является экспериментальной; она выведена из ложных или даже толь-
ко воображаемых признаков. Мы меньше отдаляемся от логико-экспе-
риментального случая, когда предполагаем наличие авторитета с более
или менее высокой вероятностью на основе признаков, которые могут
оказаться истинными или ложными (см. § 547), и когда за счет сохране-
ния агрегатов компетентность распространяется за границы той области,
где она подтвердилась экспериментально. Во все времена остается акту-
альным изречение «Ne sutor ultra crepidam»*.
Остаток благоговения (см. § 450) часто способствует приданию весо-
мости тому, о чем утверждалось. Он может иметь много градаций: можно
только восхищаться, а можно и боготворить. При деривации это может де-
латься в любой форме, но на высших ступенях чаще всего это совершается
в форме авторитета или традиции, передаваемых устно или письменно.
Остаток авторитета проявляется также в приемах, которые используются
для того, чтобы этот авторитет подорвать, как это можно увидеть в едино-
образии, проявляющемся при полемике в областях теологии, морали,
политики.
В логико-экспериментальном аспекте истинность суждения «A рав-
но B» не зависит от моральных качеств того, кто его высказывает. Если
бы обнаружилось, что Евклид был убийцей, вором, худшим из всех жив-
ших когда-либо людей, это не аннулировало бы доказательств его
геометрии.
Иначе обстоит дело в аспекте авторитета, если суждение «A равно B»
принимается только благодаря авторитету того, кто его высказывает,
то ослабление его авторитета наносит урон также доказательству того,
что A равно B. Уловка многих полемистов заключается именно в попытке
перенесения суждений из области логико-экспериментальной в область,
где господствует авторитет.
IIb. Авторитет традиций, обычаев и нравов. Этот авторитет может выра-
жаться устно, письменно, анонимно, относиться как к реальной личности,
- Сапожник, (суди) не выше сапога (лат.).
202 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ так и к персонажу из легенды. В таких деривациях особую роль играют
остатки сохранения агрегатов, благодаря которым в прошлом «мудрость
предков», а сегодня «традиции партии» приобретают собственное и неза-
висимое существование. Деривации, относящиеся к авторитету тради-
ции, очень многочисленны. Нет такой страны, нации, такого отдельно
взятого общества, где не было бы традиций; следовательно, они имеют
большое значение во всех областях социальной жизни. Объяснять тра-
дицией тот или иной поступок оказывается очень легко, поскольку сре-
ди множества легенд, какие уже существуют либо при удобном случае
могут быть созданы, без труда найдется такая, которая благодаря более
или менее отдаленному подобию, более или менее неопределенному со-
гласию с чувствами подойдет для «объяснения» этого поступка.
Обычай порой не отличается от традиции. Во многих случаях тот, кто
следует обычаю, не может дать этому никакой иной мотивировки, кроме
того, что «так поступают».
Основой традиции могут быть независимые остатки, и, если они оказы-
ваются достаточно сильными, это делает общество ригидным, побуждает
его к отвержению почти всего нового. Но часто традиции — это только
деривации, и в таком случае общество может более или менее существен-
но обновляться, по сути, оно может вступать в противоречие с традиция-
ми и только по форме сохранять им верность. Это происходит во многих
христианских сектах.
Деривации, как мы часто видели, в основном отличаются пластично-
стью; это особенно касается тех, которые связаны с авторитетом тради-
ции. Можно извлекать все, что угодно, например, из книги, в которой пе-
реданы традиции. Греки находили все у Гомера; латиняне — у Вергилия;
итальянцы очень многое находят у Данте. Что касается Библии и Еванге-
лия, то нам пришлось бы долго представлять множество самых различ-
ных, порой противоречащих друг другу учений, созданных на основе
этих книг. Естественно, что каждая секта убеждена: именно она дает
им «истинную» интерпретацию и с презрением отвергает все другие.
Но эта «истинность» не имеет ничего общего с экспериментальной ис-
тинностью; здесь нет ни одного критерия, позволяющего выяснить, кто
прав. В этой тяжбе имеются адвокаты, но нет судей (см. § 14).
До тех пор пока традиция используется только для построения дерива-
ции, ее критика, если не брать исключительных случаев, оказывает сла-
бое влияние на социальное равновесие; если оно и не равно нулю, то, не-
сомненно, невелико.
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 203
Почитаемые книги нередко обретают в итоге чудодейственную силу, что
может приводить к их обожествлению, как это произошло с Библией,
с <«Энеидой»> Вергилия и иными подобного рода книгами.
IIg. Авторитет божественного существа или персонификации. Если об-
ратиться к сути, то деривации данного рода следовало бы отнести к пре-
дыдущей группе, поскольку о воле божественного существа или персо-
нификации может быть известно только от людей или из традиции;
но в отношении формы сверхъестественное вмешательство представляет
собой весьма существенный момент, чтобы мы для него выделили от-
дельный род. «Вмешательство божества» порождает деривации трех ро-
дов. Во-первых, когда воля божества предполагается известной, человек
может подчиниться ей просто из почтения, не уточняя и не вдаваясь в де-
тали, считая мотивом своих действий только божью волю или добавляя
к этому соображение о том, что необходимо ее уважать и чтить. Это будет
рассматриваемый сейчас род. Во-вторых, человек может подчиняться
этой воле из-за страха перед наказанием, которое настигает нарушителя.
Здесь присутствует индивидуальный интерес, и действия являются логи-
ческим следствием, получаемым из исходных посылок. Такие деривации
принадлежат к роду IIIb; или же к роду IIIg если индивидуальный инте-
рес заменяется или дополняется коллективным интересом. В-третьих,
человек может сообразовывать свои действия с предполагаемой волей
божества из любви к этому божеству. Он может стремиться к тому, чтобы
его поступки совпадали с чувствами божества, поскольку это похвально
и достойно вне зависимости от результатов. Здесь берут свое начало де-
ривации из рода IIIz.
Как неоднократно отмечалось, в процессе анализа мы абстрактно отде-
ляем то, что соединено в синтезе конкретного. Реальные деривации,
в которых фигурирует сверхъестественная сущность, очень часто сочета-
ют в себе особенности отмеченных выше групп первого и второго рода,
причем они порой настолько переплетаются, что их трудно отделить.
К ним часто добавляются компоненты третьего рода, но это переход к ме-
тафизике, что особенно проявляется у резонеров. Многие индивиды ис-
пытывают к сверхъестественному существу смешанные чувства почте-
ния, страха и любви, которые они сами не смогли бы разложить на более
простые элементы. Споры в Католической Церкви о раскаянии и покая-
нии связаны с упомянутыми здесь разновидностями дериваций.
В этих трех группах дериваций следует обратить внимание на способы,
при помощи которых, как полагают, можно узнавать о воле божьей или
о согласии с предполагаемыми чувствами божественного существа. Та-
кие способы очень просты в случае первых двух групп, за отдельными
204 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ исключениями; в третьей группе они намного сложнее. Античные пред-
сказания были связаны с выяснением воли богов.
Абстрактная сущность порой может дать основание для возникновения
дериваций, относящихся к божеству, когда за счет остатков сохранения
агрегатов начинается бесконечное приближение к нему: это, можно ска-
зать, божество в процессе формирования.
Деривация, призывающая следовать воображаемой воле или воображае-
мым чувствам сверхъестественного существа, тем эффективнее в плане
убеждения, чем более силен остаток, соответствующий этому существу.
То, как человек представляет себе способ познания этой воли — вопрос
второстепенный; нет недостатка в средствах и уловках, позволяющих со-
гласовать ее с тем, что наиболее важно для взывающих к ней людей. Час-
то люди верят, что они поступают определенным образом, подчиняясь
воле сверхъестественных существ, тогда как в действительности, напро-
тив, они предполагают присутствие такой воли именно потому, что по-
ступают таким образом. «Это угодно Богу» — кричали крестоносцы, ко-
торые на самом деле были движимы инстинктом странствования, похо-
жим на аналогичный порыв древних германцев, жаждой приключений,
стремлением к новизне, невыносимостью упорядоченной жизни, алчно-
стью. Если бы ласточки рассуждали, то они также могли бы сказать, что пе-
релетают из одного края в другой два раза в год, подчиняясь божьей воле.
В наше время чтобы следовать законам «Прогресса», «Науки», «Истины»,
некоторые личности присваивают себе блага других людей, или содейству-
ют тем, кто их присваивает; но в действительности ими движет самое естест-
венное желание самим завладеть благами и преимуществами или снискать
расположение тех, кто их уже присвоил. Сегодня на олимпе «Прогресса»
обосновалось новое божество, которое получило имя «жизненные интере-
сы» и стало ведать международными отношениями. Во времена варварства
один народ начинал войну с другим народом, грабил его, вымогал деньги без
особых рассуждений; в наши времена это все еще делают, но только во имя
«жизненных интересов», и это, как утверждают, явное улучшение <нра- вов>. Тому, кто не сведущ в этой области, разбой европейских стран в Китае
покажется, пожалуй, мало отличающимся от действий Аттилы в Римской
империи; но тот, кто овладел казуистикой дериваций, сразу заметит огром-
ную разницу между этими двумя случаями. В настоящее время «жизненные
интересы» не отстаивают отдельные разбойники-одиночки, которые до-
вольствуются более старым божеством и в оправдание своих действий про-
сто говорят, что желают «жить так, как живут».
Класс III. Согласие с чувствами или принципами. Само согласие часто
имеется только с чувствами тех, кто строит деривацию, и тех, кто ее
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 205 принимает, между тем оно предстает как согласие с чувствами всех, боль-
шинства, честных людей и т. д. Затем эти чувства отделяются от субъекта,
который их испытывает, и формируются принципы.
IIIa. Чувства. Согласие с чувствами малого или большого числа людей.
Эти деривации мы уже обсуждали (см. § 250 и далее), а именно — в связи
с экспериментальной реальностью; остается добавить некоторые сообра-
жения относительно принимаемых ими форм.
Согласие с чувствами может проявляться тремя способами, похожими
на те, что были представлены при рассмотрении подчинения авторитету
(см. § 558). Во-первых, человек может согласовывать свои действия с ре-
альными или предполагаемыми чувствами других людей или абстрактно-
го разума из простого почтения к мнению большинства или ученых лю-
дей, проводников этого разума. Это деривации рода IIIa. Во-вторых, че-
ловек может так поступать из страха перед последствиями, пагубными
для него и для других, и тогда это деривации, относящиеся к родам IIIb,
IIIg, IIId. Наконец, человек может побуждаться к согласованию своих
поступков с упомянутыми чувствами или, в крайнем случае, с «импера-
тивом», действующим благодаря его