Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
все
изменилось. «Либеральная» доктрина требует введения принудительного
отдыха в день Воскресения, который, чтобы порадовать антиклерикалов,
называется днем еженедельного отдыха. Ультралибералы требуют учреж-
дения государственных инспекторов, которым надлежит пресекать по-
пытки граждан трудиться в такие дни, даже если они запираются в своих
жилищах. Чтобы обосновать правомочность таких мер, они прибегают
к остаткам из рода IVb2; говорят, что разрешение индивиду работать в та-
кие дни нарушает свободу тех, кто не желают работать в эти дни, и, следо-
вательно, ему предписано пребывать в праздности во имя свободы. Лю-
бители метафизики добавляют, что так «государство устанавливает сво-
боду». Термин «свобода», используемый в этой деривации, имеет три
смысла.
Первый — неопределенный смысл абстрактной персонификации.
Второй — определенный смысл, каковым является право делать или
не делать что-либо. Это право разделяется и принимает два смысла.
2a. Право, которое имеет конкретный индивид.
2b. Право, которое имеют другие, иначе детерминированные индивиды.
Часто эти два права вступают в противоречие, и, следовательно, мера,
защищающая одного индивида, наносит ущерб другому. В деривации ис-
пользуются все указанные смыслы для того, чтобы приписать первому
смыслу то, что относится к двум последним. Порой, чтобы двусмыслен-
ность стала незаметной, к термину «свобода» в первом значении добавля-
ют какой-нибудь эпитет (см. § 609). В исследуемой деривации к первому
смыслу можно направлять все, что относится к смыслу 2b, и сказать, что
данная мера (запрет на работу в воскресенье) защищает свободу. Но с та-
ким же основанием к первому смыслу можно было бы приравнять все,
что относится к смыслу 2a, и утверждать, что данная мера нарушает сво-
боду. Реальный конфликт нельзя разрешить ни при той, ни при другой
деривации. Он разрешается только путем изучения того, чему следует от-
дать предпочтение ради достижения данной цели: превалированию
смысла 2a над 2b или наоборот. Тем самым совершился бы переход от де-
риваций к логико-экспериментальным рассуждениям.
Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 225
  • IVg. Термин, имеющий несколько смыслов, и разные вещи, обозначенные од-
    ним общим термином. Эта деривация применяется либо непосредственно
    для того, чтобы сначала придать высказыванию один смысл, а затем ис-
    пользовать его в ином смысле, либо — опосредованным образом — для
    того, чтобы устранить противоречие между двумя высказываниями пу-
    тем раздвоения смысла одного и более терминов. Помимо этого, она
    применяется для удлинения простого утверждения (см. § 537 и далее),
    что придает ему видимость логического рассуждения. Вместо того чтобы
    сказать кратко: A есть B, говорят: A есть X, и затем неявно, намеками, че-
    рез соответствие чувствам, или явно утверждают, что X есть B, и этим «до-
    казывают», что А есть B. В логическом плане этот окольный путь ничем
    не лучше более короткого прямого пути (см. § 314); однако в этом случае
    отдается дань уважения чувствам и удовлетворяется потребность в псев-
    дологических построениях.
    К этому роду относится немало софизмов, в которых средний термин
    раздваивается, имеет двоякий смысл, и другие, также довольно много-
    численные софизмы, в которых термин последовательно получает два
    значения, из-за чего рассуждения идут по замкнутому кругу. Очень часто
    встречается такой тип рассуждений: утверждается, что все A имеют мне-
    ние B. При этом A получает неопределенный, нечеткий смысл, отвечаю-
    щий чувствам слушателей; следовательно, слушатели ничего другого
    и не требуют. Но если кто-нибудь скажет: «Определите мне A», то ответ,
    более или менее запутанным и завуалированным образом, имплицитно
    сведется в итоге к тому, что A — это люди, имеющие мнение B, что прида-
    ет A новое значение. Так рассуждение сведется к высказыванию, что лю-
    ди, имеющие мнение B, имеют мнение B. Мы уже приводили много при-
    меров тому (см. § 250 и далее).
  • Один из широко практикуемых способов раздвоения терминов состоит
    в добавлении к ним некоторых эпитетов, например таких, как истинный,
    правильный, справедливый, честный, благородный и т. д. Так, истинное
    A отделяется от простого A, и дело может дойти до их противопоставле-
    ния. Этим способом, например, снимают отмеченное в § 607 противоре-
    чие, связанное с использованием термина «свобода»: отличают «истин-
    ную свободу» от простой свободы, и порой первая оказывается прямой
    противоположностью по отношению ко второй. Работать, когда это тебе
    нравится — простая свобода; работать, когда это нравится другим — ис-
    тинная свобода. Пить вино, когда захочется — это простая свобода,
    и царь даровал ее финнам; но запрет выпить даже каплю вина — это ис-
    тинная свобода, которой либеральный сейм Финляндии щедро одарил
    бы своих подданных, если бы этому не помешал деспотизм царя.
    Так, утверждают, что разум приводит к определенному выводу B,
    о том, что существует, например, Бог или солидарность. Атеист или
    226 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ противник солидарности возразит: «Меня разум не приводит к такому
    выводу». Им в ответ скажут: «Это потому, что вы не обращаетесь к истин-
    ному разуму». Но как отличить истинный разум от разума неистинного?
    Очень просто: истинный разум верит в Бога или в солидарность.
    В прошлом утверждали клерикалы, и сегодня повторяют либералы,
    что следует предоставлять «свободу добра», а не «зла», «свободу истин-
    ную», но не «ложную». Излишне к этому добавлять: что для одних людей
    выступает как «хорошее» и «истинное», то для других оказывается «пло-
    хим» и «ложным». Термины «истинное» и «ложное» имеют столько зна-
    чений, сколько существует партий, но только при деривации IVb
    им предпочитают эквиваленты: соответственно «то, чему я верю», и «то,
    чему не верю».
  • Деривации из рода IVg обычно приводят в действие остатки класса II.
    Представления и чувства, порождаемые в нас при восприятии данного
    термина, сохраняются и при добавлении к нему эпитета; они даже могут
    быть усилены благодаря соответствующему подбору эпитетов.
  • В теоретических деривациях содержательный смысл существительного
    «истина» часто совершает колебания между двумя пределами. С одной
    стороны, это означает, что термин соответствует фактам, и порой име-
    нуется «экспериментальной истиной» и «исторической истиной»;
    с другой стороны, это означает, что термин отвечает определенным чув-
    ствам, согласуется с верой. Между этими двумя полюсами имеется бес-
    численное множество промежуточных смыслов. Согласие с фактами
    может быть результатом научных наблюдений, экспериментов, крити-
    ческих исторических исследований, а может оказаться результатом воз-
    действия фактов на сознание одного или более человек (см. § 277), ре-
    зультатом влияния вызванных им чувств. Здесь мы также обнаруживаем
    промежуточные ступени. С одной стороны, это трезвый скептицизм
    ученого-естествоиспытателя или историка, который корректирует оп-
    ределенные впечатления, сопоставляя их с другими впечатлениями и,
    следовательно, стремится к тому, чтобы они как можно лучше отвечали
    фактам. С другой стороны, это настолько сильная вера, что ее никак
    не могут поколебать никакие факты. Эта вера всегда деформирует такие
    впечатления и ощущения при необходимости приведения их в соответ-
    ствии с нею.
  • Термин «высшее благо», а также просто «благо» имеет бесчисленное ко-
    личество смыслов, каждый философ определяет его по-своему. Обычно
    имеется ядро из неких приятных чувств, которые остаются после удале-
    ния чувств неприятных или только считающихся таковыми. На одном
    Глава седьмая. ДЕРИВАЦИИ 227 полюсе находятся только чувства — положительные эмоции и впечатле-
    ния, имеющие значение в данный момент; затем учитываются будущие
    радости и огорчения; далее накладывается воздействие на индивида дру-
    гих людей, вступающих в отношения с ним; потом сам индивид противо-
    стоит тем чувствам, радостям и огорчениям, которые к нему приходят
    за счет некоторых остатков, особенно остатков класса II и класса IV. Эти
    чувства в какой-то момент становятся в нем доминирующими, и возни-
    кают сопровождающие их положительные эмоции и впечатления; вслед
    за этим они исчезают, почти все либо все; наконец, мы подходим к другой
    предельной точке континуума, когда любое приятное чувство вытесняет-
    ся, переносится в будущую жизнь, переходит, в конце концов, в транс-
    цендентную сферу, за пределы экспериментальной области.
  • До этого момента индивид рассматривался со стороны; но сам он, в глу-
    бине души почти никогда не воспринимает вещи таким образом. Преж-
    де всего, как и отношении любых чувств вообще, там, где ищем глубоко
    разработанные теории, у индивида нет ничего, кроме смутных, неопре-
    деленных или лишь едва описанных словами чувств. Это относится
    не только к простым людям, но и к образованным и даже к очень эруди-
    рованным. Следовательно, если комментаторы и толкователи в силу сво-
    их причуд пытаются выявить у автора общее представление, объединяю-
    щую идею, то это у них не получается. Этому не следует удивляться и ус-
    матривать причину в их неспособности или скудоумии, поскольку часто
    они ищут то, чего нет (см. § 221, первый аспект). К тому же, как мы неод-
    нократно отмечали, индивид, стремящийся выразить свои чувства
    в четкой и логически ясной форме, обычно оказывается склонным при-
    давать абсолютное значение тому, что оказывается лишь относитель-
    ным, превращать в объективное то, что является только субъективным.
    Поэтому тот, в ком присутствует один из множества агрегатов отмечен-
    ных выше чувств, не станет выражать свое состояние простым образом,
    но выскажется о нем как о чем-то абсолютном и объективном; не ска-
    жет: «Для меня или, по-моему, это “высшее благо”», но, скорее всего,
    скажет: «Это “высшее благо”» и станет использовать деривации, чтобы
    это доказать.
  • Ядро чувств, отвечающих различным смыслам, которые метафизики
    и теологи придают понятию «истина», образуется прежде всего из тех
    воззрений, которые не вызывают противоречий в умах тех, кто использу-
    ет одно из имен, указывающих на эти смыслы. Следовательно, спонтан-
    но приравниваются значения слов «хорошее» и «истинное», что происхо-
    дит именно благодаря тому, что агрегаты соответствующих чувств
    не противоречат друг другу в сознании того, кто использует эти слова.
    В силу близких причин это уподобление может быть распространено
    228 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на то, что называют прекрасным. Если некий человек находит что-либо «хорошим» и «истинным», то почему бы ему не расценить это также и как «прекрасное»? И поскольку все это существует в сознании данного чело- века, особенно когда он является метафизиком или теологом, то это же, по его мнению, должно существовать и в сознании всех людей, а те, кто, к несчастью, не соглашаются с идеями метафизика или теолога, разуме- ется, недостойны того, чтобы их считали людьми. Отсюда сразу напра- шивается вывод, что все люди с ним согласны, и это приумножает силу и блеск его выдающихся теорий. Однако эти лучшие люди затем расхо- дятся во взглядах, из-за чего в былые времена они друг друга преследова- ли, отправляли в тюрьмы, порой сжигали на кострах, но сейчас, став мяг- че и снисходительнее, они довольствуются взаимными перебранками.
  • Кроме того, есть одна прекрасная сущность, именуемая Природой, кото-
    рая вместе с прилагательным «естественный», а также с «естественным
    состоянием» играет немалую роль в деривациях. Даже те, кто используют
    данные слова, не знают, что же они означают. В повседневной жизни че-
    ловек встречается со многими вещами, враждебными по отношению
    к нему, которые наносят ему ущерб или только создают неприятности.
    Это происходит в некоторых обстоятельствах, которые он считает искус-
    ственными, таких, например, как наличие оружия у разбойников, уловки
    воров, всесилие богатых и власть имущих и т. д. Если устранить эти об-
    стоятельства, то останется ядро, которое мы назовем естественным для
    противопоставления его элиминированным искусственным порождени-
    ям. Это ядро непременно должно быть прекрасным, поскольку мы отде-
    лили и устранили все, что оказывалось плохим (см. § 600). В самом деле,
    давайте внимательно посмотрим, как рассуждают все эти авторы — мета-
    физики, теологи, последователи физиократов, приверженцы Руссо и по-
    хожих на него мечтателей. Они ведь не говорят: «Вот состояние, которое
    мы назовем естественным; наблюдения таких-то людей, которые его ви-
    дели и изучали,
  • Скачать:TXTPDF

    всеизменилось. «Либеральная» доктрина требует введения принудительногоотдыха в день Воскресения, который, чтобы порадовать антиклерикалов,называется днем еженедельного отдыха. Ультралибералы требуют учреж-дения государственных инспекторов, которым надлежит пресекать по-пытки граждан трудиться в такие дни,