Компендиум по общей социологии
историче-
ски данных обществах мы наблюдаем феномены, которые по содержа-
нию изменяются мало, между тем как их формы меняются весьма суще-
ственно; так, например, происходит с различными религиями, формами
правления, магическими и псевдонаучными суевериями и т. д. На пер-
вый взгляд может показаться, что заметный прирост развитие экспери-
ментального знания, совершавшееся с древних времен до наших дней,
должен был привести к усилению остатков класса I и вытеснению остат-
ков класса II. Такой прирост, несомненно, происходит, но он не так зна-
чителен, как это кажется. Комбинации экспериментального знания в ос-
новном захватили область, которую до этого уже занимали комбинации
эмпиризма, магии, теологии, метафизики. Но простые комбинации,
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 241 посторонние и чуждые для научного опыта, отнюдь не уходят из жизни
общества; напротив, они по-прежнему цветут пышным цветом в сферах
политики и социальной организации. Следовательно, тот род остат-
ков Id, который в основном соответствует им, претерпел мало измене-
ний. В целом класс I остатков изменился намного меньше двух указан-
ных родов этого класса .
В классе II род остатков IIb претерпевал значительное уменьшение с те-
чением времени; но и в этом случае происходила компенсация благодаря
приращению остатков других родов этого класса. Вначале почитались
боги греко-латинского политеизма, потом их сменили христианские свя-
тые и небожители, затем «религиозность» приросла протестантизмом,
далее проявили себя различные конкурирующие друг с другом религии
XIX в.: позитивистская, гуманистическая, социалистическая, либераль-
ная, либерально-христианская, толстовство, спиритизм и др. Класс II
как целое почти или даже вовсе не изменился, между тем как существен-
но изменились отдельные группы, входящие в него.
Так же обстоит дело с остатками класса III. Если акты христианского
культа среди некоторых современных народов заметно ослабли, то это
в значительной мере восполнилось культами многих новых социальных
святых, прежде всего культом Народа и Государства. «Шествия» и «мани-
фестации» пришли на смену религиозным процессиям, а пророческий
энтузиазм сменился другими, самыми разными видами энтузиазма
на любой вкус.
В результате также и в этом случае меняется больше форма, чем сущ-
ность, особенно если рассматривать их в комплексе.
В отношении остатков класса IV можно было бы предположить, что про-
изошло их сильное увеличение, параллельно с большим уменьшением
остатков класса V. Но изменилась только форма. То чувство субордина-
ции, которое когда-то проявлялось в низших классах по отношению
к высшим, сегодня проявляется в подчинении к партийным и профсоюз-
ным руководителям, к различным «организаторам», а в высших классах
оно выражается в подчинении «Народу». Новый феодальный порядок
политиканов и синдикатов отчасти воспроизводит прежний, особенно
в отношении привилегий. Потребность в единообразии, когда-то прояв-
лявшаяся в религии, сегодня встречается в экономических, социальных,
гуманистических, сексуальных теориях.
Если сопоставить феодального сеньора с современным богачом, то
чувство целостности индивида заметно ослабло. Но, несомненно, этот
спад чувства целостности компенсируется возрастанием его в некоторых
242 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ слоях простонародья и не похоже, чтобы оно спало среди уголовников.
Следовательно, прирост остатков произошел также и в классе V.
Остатки сексуальности (класс VI) являются, пожалуй, наиболее стабиль-
ными. Меняются завесы, которыми они скрыты, и лицемерие, которое
они вызывают, но, как выясняется, по существу они не претерпевают за-
метного ослабления (см. § 522).
В целом для данного общества можно установить шкалу изменений, на-
растающих с переходом от первой к последней ступени ряда.
1. Классы остатков.
2. Рода этих классов.
3. Деривации.
График позволит лучше представить отно-
шения между классами и родами остатков. Из-
менения во времени одного из классов остатков
представлены кривой MNP; изменения для от-
дельных родов изображены также кривыми
mnpq, rsvt. Волны для классов остатков оказыва-
ются меньшими по амплитуде, чем для многих
родов остатков. Усредненный ход изменений
состояния класса, когда, например, происхо-
дит нарастание, изображается прямой линией Рис. 16
AB; для тех родов, среди которых отчасти идет нарастание, отчасти про-
исходит убывание, это усредненное изменение представлено прямыми
ab, xy. Изменение, изображенное прямой AB, намного меньше измене-
ний, которые изображаются прямыми ab, xy. Во всей совокупности ос-
татков данного класса происходит компенсация, и при этом совершается
более слабое изменение, усредненный ход которого представлен прямой
AB, так же как амплитуда волн у кривой MNP оказывается меньшей.
Вообще, такой волнообразный ход изменений порождает трудности
при изучении социальных феноменов, которые могут оказаться очень
значительными, когда следует выяснить, как развиваются такие феноме-
ны, и отвлечься от случайных, временных, второстепенных вариаций.
Например, тот, кто сравнивал бы положение r с положением s, возможно,
пришел бы к заключению, что рассматриваемый феномен проявляет
рост интенсивности, между тем как линия xy, напротив, свидетельствует
о том, что в среднем происходит ее спад. Сравнивая положение s с поло-
жением v, он установил бы, что для этого феномена характерен намного
более интенсивный спад, чем он в действительности происходит в сред-
нем, как показывает линия xy. Когда феномен можно измерить и есть
наблюдения за достаточно продолжительное время, то не особенно
трудно преодолеть это затруднение; при помощи интерполяции можно
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 243 определить линию xy, вблизи которой совершает колебания этот фено-
мен и, следовательно, узнать усредненный, общий его ход. Это сделать
гораздо сложнее, когда отсутствуют или оказываются просто невозмож-
ными точные измерения феномена, когда вместо использования точных
и определенных математических методов мы вынуждены прибегать к ме-
тодам более или менее произвольным, исходя из индивидуальных чувств
и, возможно, фантастических оценок. Поэтому данные, основанные на
чувственном восприятии, необходимо подвергать критическому анализу
и не следует уклоняться от проведения возможной верификации.
Тот факт, что внутри данного общества классы остатков мало изменяют-
ся или вовсе не изменяются в течение некоторого времени, означает, что
остатки могут не различаться в различных обществах. Один из таких слу-
чаев мы исследовали в главе 2.
Чтобы не предварять результаты проводимого в данной главе исследова-
ния, ранее использовалась иная терминология. В § 83 говорилось:
«Очень важным является психическое состояние, которое приводит к ус-
тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями или
фактами посредством других ощущений P, Q, R…». Теперь мы скажем,
что поддержание таких отношений является сохранением агрегатов, как
это было показано в главе 5. В § 85 обсуждалось сила X, которая соединя-
ет ощущения P, Q, R…; теперь мы будем называть ее силой, сохраняющей
агрегаты остатков, определяющей интенсивность сохранения агрегатов.
Сила Y (см. § 85), которая ведет к обновлению, соответствует остаткам
класса I (инстинкт комбинаций).
Изучение различий между обществами Спарты, Афин, Рима, Англии,
Франции оказывается не чем иным, как изучением отличий, которые на-
блюдаются в этих обществах между интенсивностью чувств, соответст-
вующих остаткам класса I, и интенсивностью чувств, соответствующих
остаткам класса II. Примечательно, что те же выводы, к каким мы сейчас
пришли благодаря теории остатков, были до этого получены непосредст-
венно путем изучения фактов, помимо какой-либо общей теории.
Теперь, когда у нас такая теория имеется, мы можем вновь обратиться
к этой теме и представить выводы в более общей форме. Например, в гла-
ве 2 мы писали (см. § 85): «Допустим, что у двух народов величины Y оди-
наковы, тогда как величины X различны. В отношении инноваций тот на-
род, у которого сила X мала, представляет собой tabula rasa для отноше-
ний P, Q, R… и они легко могут заменяться новыми отношениями. Народ,
у которого сила X велика, напротив, стремится, насколько возможно, со-
хранять такие связи, изменяя значение P, Q, R…». Теперь мы скажем: «До-
пустим, что у двух народов остатки класса I (инстинкт комбинаций) имеют
244 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ одинаковую силу, а остатки класса II (сохранение агрегатов) неодинако-
вую силу. Для проведения инноваций народ, у которого остатки класса II
отличаются меньшей силой, представляет собой tabula rasa в отношении
содержания и наименований агрегатов P, Q, R…, заменяет их другими аг-
регатами и вводит для них иные наименования. Напротив, тот народ,
у которого эти остатки имеют бо´льшую силу, даже при изменении содер-
жания агрегатов P, Q, R… стремится, насколько возможно, оставить
прежние имена, изменив подходящим образом соответствующие дерива-
ции, и пытается, прибегая даже к софизмам, использовать идентичные
имена в отношении разных вещей». Добавим, что это происходит именно
потому, что деривации в целом более легко меняются, чем остатки,
и здесь, как и везде, движение совершается по линии наименьшего
сопротивления.
Пропорции в распределении различных классов остатков у разных
народов являются, пожалуй, наилучшими показателями их социального
состояния.
Распределение и изменение остатков в разных стратах одного общества.
В разных стратах одного и того же общества остатки распределяются
по-разному и отличаются различной силой. Суеверия и боязнь новизны
более всего проявлялись среди низших классов, которые, как известно,
оказались в римском обществе последними среди тех, кто сохраняли вер-
ность старой религии, за которой именно поэтому закрепилось имя язы-
чества. У них наиболее распространены и наиболее сильны остатки клас-
сов II и III; менее сильны остатки класса V.
Выделив в обществе две страты — высшую и низшую, мы окажемся
ближе к реальности, чем при рассмотрении его как однородного. Мы еще
более приблизимся к ней, если выделим в обществе значительно большее
число страт (см. § 791 и далее).
Связи между остатками и условиями жизни. Полезные классификации
остатков можно основать на различиях занятий людей. Такие занятия из-
вестны с глубокой древности. Во все периоды истории, как правило, де-
лались наблюдения в отношении крестьян, торговцев, военных, судей
и т. д. и отмечалось, что преобладание тех или иных чувств меняется в за-
висимости от рода занятий. О том же говорит и теория, именуемая эконо-
мическим материализмом; но только вместо констатации зависимости
от экономического положения следовало бы говорить о взаимосвязи
и к единственной причинно-следственной связи добавить многие пере-
плетающиеся между собой связи.
К этим наблюдениям можно присоединить также наблюдения отно-
сительно влияния на свойства людей географических условий, климата
и, быть может, особенностей их питания, если прав Бокль.
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 245 Мы не намерены утверждать, что жизнь в определенном социальном
классе формирует у индивидов конкретные остатки, или что некоторые
имеющиеся у данных индивидов остатки обеспечивают их принадлеж-
ность к определенному классу, или что оба этих эффекта проявляются
одновременно. Мы рассмотрим это в следующей главе, а сейчас ограни-
чимся описанием тех видов единообразия, которые проявляются в рас-
пределении остатков в различных социальных классах.
Хотя многие факты на этот счет не отличаются достаточной точностью,
мы с некоторой вероятностью можем сохранять в отношении различных
социальных страт представленную в § 643 шкалу нарастания изменений.
1. Классы остатков.
2. Рода этих классов.
3. Деривации.
Но изменчивость для отдельных социальных страт оказывается выше,
чем для всего общества, поскольку в обществе в целом имеет место вза-
имная компенсация изменений, происходящих по отдельным стратам.
Кроме того, некоторые социальные группы, состоящие из малого коли-
чества индивидов, порой совершают сильные и внезапные изменения,
тогда как среди огромного большинства людей изменения оказываются
слабыми и медленными. В высших классах с большей легкостью, чем
в низших, меняются стили одежды, чувства и пристрастия, а также фор-
мы их выражения. Часто эти изменения не выходят за границы высших
классов, поскольку они исчезают до того момента, когда могли бы вос-
приняться низшими классами.
К сожалению, история позволяет нам лучше узнать душевные состояния,
чувства, нравы, характерные для малого числа представителей высших
страт, но не состояния, чувства и нравы, распространенные среди боль-
шей части общества, и было бы ошибкой распространять данные о выс-
ших стратах на всех. Также необходимо учитывать, что циркуляция меж-
ду классами привносит в высший класс более или менее быструю сменяе-
мость индивидов, и не следует смешивать это изменение состава
индивидов