Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
историче-
ски данных обществах мы наблюдаем феномены, которые по содержа-
нию изменяются мало, между тем как их формы меняются весьма суще-
ственно; так, например, происходит с различными религиями, формами
правления, магическими и псевдонаучными суевериями и т. д. На пер-
вый взгляд может показаться, что заметный прирост развитие экспери-
ментального знания, совершавшееся с древних времен до наших дней,
должен был привести к усилению остатков класса I и вытеснению остат-
ков класса II. Такой прирост, несомненно, происходит, но он не так зна-
чителен, как это кажется. Комбинации экспериментального знания в ос-
новном захватили область, которую до этого уже занимали комбинации
эмпиризма, магии, теологии, метафизики. Но простые комбинации,
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 241 посторонние и чуждые для научного опыта, отнюдь не уходят из жизни
общества; напротив, они по-прежнему цветут пышным цветом в сферах
политики и социальной организации. Следовательно, тот род остат-
ков Id, который в основном соответствует им, претерпел мало измене-
ний. В целом класс I остатков изменился намного меньше двух указан-
ных родов этого класса .
  • В классе II род остатков IIb претерпевал значительное уменьшение с те-
    чением времени; но и в этом случае происходила компенсация благодаря
    приращению остатков других родов этого класса. Вначале почитались
    боги греко-латинского политеизма, потом их сменили христианские свя-
    тые и небожители, затем «религиозность» приросла протестантизмом,
    далее проявили себя различные конкурирующие друг с другом религии
    XIX в.: позитивистская, гуманистическая, социалистическая, либераль-
    ная, либерально-христианская, толстовство, спиритизм и др. Класс II
    как целое почти или даже вовсе не изменился, между тем как существен-
    но изменились отдельные группы, входящие в него.
  • Так же обстоит дело с остатками класса III. Если акты христианского
    культа среди некоторых современных народов заметно ослабли, то это
    в значительной мере восполнилось культами многих новых социальных
    святых, прежде всего культом Народа и Государства. «Шествия» и «мани-
    фестации» пришли на смену религиозным процессиям, а пророческий
    энтузиазм сменился другими, самыми разными видами энтузиазма
    на любой вкус.
    В результате также и в этом случае меняется больше форма, чем сущ-
    ность, особенно если рассматривать их в комплексе.
  • В отношении остатков класса IV можно было бы предположить, что про-
    изошло их сильное увеличение, параллельно с большим уменьшением
    остатков класса V. Но изменилась только форма. То чувство субордина-
    ции, которое когда-то проявлялось в низших классах по отношению
    к высшим, сегодня проявляется в подчинении к партийным и профсоюз-
    ным руководителям, к различным «организаторам», а в высших классах
    оно выражается в подчинении «Народу». Новый феодальный порядок
    политиканов и синдикатов отчасти воспроизводит прежний, особенно
    в отношении привилегий. Потребность в единообразии, когда-то прояв-
    лявшаяся в религии, сегодня встречается в экономических, социальных,
    гуманистических, сексуальных теориях.
    Если сопоставить феодального сеньора с современным богачом, то
    чувство целостности индивида заметно ослабло. Но, несомненно, этот
    спад чувства целостности компенсируется возрастанием его в некоторых
    242 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ слоях простонародья и не похоже, чтобы оно спало среди уголовников.
    Следовательно, прирост остатков произошел также и в классе V.
  • Остатки сексуальности (класс VI) являются, пожалуй, наиболее стабиль-
    ными. Меняются завесы, которыми они скрыты, и лицемерие, которое
    они вызывают, но, как выясняется, по существу они не претерпевают за-
    метного ослабления (см. § 522).
  • В целом для данного общества можно установить шкалу изменений, на-
    растающих с переходом от первой к последней ступени ряда.
    1. Классы остатков.
    2. Рода этих классов.
    3. Деривации.
    График позволит лучше представить отно-
    шения между классами и родами остатков. Из-
    менения во времени одного из классов остатков
    представлены кривой MNP; изменения для от-
    дельных родов изображены также кривыми
    mnpq, rsvt. Волны для классов остатков оказыва-
    ются меньшими по амплитуде, чем для многих
    родов остатков. Усредненный ход изменений
    состояния класса, когда, например, происхо-
    дит нарастание, изображается прямой линией Рис. 16
    AB; для тех родов, среди которых отчасти идет нарастание, отчасти про-
    исходит убывание, это усредненное изменение представлено прямыми
    ab, xy. Изменение, изображенное прямой AB, намного меньше измене-
    ний, которые изображаются прямыми ab, xy. Во всей совокупности ос-
    татков данного класса происходит компенсация, и при этом совершается
    более слабое изменение, усредненный ход которого представлен прямой
    AB, так же как амплитуда волн у кривой MNP оказывается меньшей.
    Вообще, такой волнообразный ход изменений порождает трудности
    при изучении социальных феноменов, которые могут оказаться очень
    значительными, когда следует выяснить, как развиваются такие феноме-
    ны, и отвлечься от случайных, временных, второстепенных вариаций.
    Например, тот, кто сравнивал бы положение r с положением s, возможно,
    пришел бы к заключению, что рассматриваемый феномен проявляет
    рост интенсивности, между тем как линия xy, напротив, свидетельствует
    о том, что в среднем происходит ее спад. Сравнивая положение s с поло-
    жением v, он установил бы, что для этого феномена характерен намного
    более интенсивный спад, чем он в действительности происходит в сред-
    нем, как показывает линия xy. Когда феномен можно измерить и есть
    наблюдения за достаточно продолжительное время, то не особенно
    трудно преодолеть это затруднение; при помощи интерполяции можно
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 243 определить линию xy, вблизи которой совершает колебания этот фено-
    мен и, следовательно, узнать усредненный, общий его ход. Это сделать
    гораздо сложнее, когда отсутствуют или оказываются просто невозмож-
    ными точные измерения феномена, когда вместо использования точных
    и определенных математических методов мы вынуждены прибегать к ме-
    тодам более или менее произвольным, исходя из индивидуальных чувств
    и, возможно, фантастических оценок. Поэтому данные, основанные на
    чувственном восприятии, необходимо подвергать критическому анализу
    и не следует уклоняться от проведения возможной верификации.
  • Тот факт, что внутри данного общества классы остатков мало изменяют-
    ся или вовсе не изменяются в течение некоторого времени, означает, что
    остатки могут не различаться в различных обществах. Один из таких слу-
    чаев мы исследовали в главе 2.
  • Чтобы не предварять результаты проводимого в данной главе исследова-
    ния, ранее использовалась иная терминология. В § 83 говорилось:
    «Очень важным является психическое состояние, которое приводит к ус-
    тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями или
    фактами посредством других ощущений P, Q, R…». Теперь мы скажем,
    что поддержание таких отношений является сохранением агрегатов, как
    это было показано в главе 5. В § 85 обсуждалось сила X, которая соединя-
    ет ощущения P, Q, R…; теперь мы будем называть ее силой, сохраняющей
    агрегаты остатков, определяющей интенсивность сохранения агрегатов.
    Сила Y (см. § 85), которая ведет к обновлению, соответствует остаткам
    класса I (инстинкт комбинаций).
    Изучение различий между обществами Спарты, Афин, Рима, Англии,
    Франции оказывается не чем иным, как изучением отличий, которые на-
    блюдаются в этих обществах между интенсивностью чувств, соответст-
    вующих остаткам класса I, и интенсивностью чувств, соответствующих
    остаткам класса II. Примечательно, что те же выводы, к каким мы сейчас
    пришли благодаря теории остатков, были до этого получены непосредст-
    венно путем изучения фактов, помимо какой-либо общей теории.
  • Теперь, когда у нас такая теория имеется, мы можем вновь обратиться
    к этой теме и представить выводы в более общей форме. Например, в гла-
    ве 2 мы писали (см. § 85): «Допустим, что у двух народов величины Y оди-
    наковы, тогда как величины X различны. В отношении инноваций тот на-
    род, у которого сила X мала, представляет собой tabula rasa для отноше-
    ний P, Q, R… и они легко могут заменяться новыми отношениями. Народ,
    у которого сила X велика, напротив, стремится, насколько возможно, со-
    хранять такие связи, изменяя значение P, Q, R…». Теперь мы скажем: «До-
    пустим, что у двух народов остатки класса I (инстинкт комбинаций) имеют
    244 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ одинаковую силу, а остатки класса II (сохранение агрегатов) неодинако-
    вую силу. Для проведения инноваций народ, у которого остатки класса II
    отличаются меньшей силой, представляет собой tabula rasa в отношении
    содержания и наименований агрегатов P, Q, R…, заменяет их другими аг-
    регатами и вводит для них иные наименования. Напротив, тот народ,
    у которого эти остатки имеют бо´льшую силу, даже при изменении содер-
    жания агрегатов P, Q, R… стремится, насколько возможно, оставить
    прежние имена, изменив подходящим образом соответствующие дерива-
    ции, и пытается, прибегая даже к софизмам, использовать идентичные
    имена в отношении разных вещей». Добавим, что это происходит именно
    потому, что деривации в целом более легко меняются, чем остатки,
    и здесь, как и везде, движение совершается по линии наименьшего
    сопротивления.
    Пропорции в распределении различных классов остатков у разных
    народов являются, пожалуй, наилучшими показателями их социального
    состояния.
  • Распределение и изменение остатков в разных стратах одного общества.
    В разных стратах одного и того же общества остатки распределяются
    по-разному и отличаются различной силой. Суеверия и боязнь новизны
    более всего проявлялись среди низших классов, которые, как известно,
    оказались в римском обществе последними среди тех, кто сохраняли вер-
    ность старой религии, за которой именно поэтому закрепилось имя язы-
    чества. У них наиболее распространены и наиболее сильны остатки клас-
    сов II и III; менее сильны остатки класса V.
    Выделив в обществе две страты — высшую и низшую, мы окажемся
    ближе к реальности, чем при рассмотрении его как однородного. Мы еще
    более приблизимся к ней, если выделим в обществе значительно большее
    число страт (см. § 791 и далее).
  • Связи между остатками и условиями жизни. Полезные классификации
    остатков можно основать на различиях занятий людей. Такие занятия из-
    вестны с глубокой древности. Во все периоды истории, как правило, де-
    лались наблюдения в отношении крестьян, торговцев, военных, судей
    и т. д. и отмечалось, что преобладание тех или иных чувств меняется в за-
    висимости от рода занятий. О том же говорит и теория, именуемая эконо-
    мическим материализмом; но только вместо констатации зависимости
    от экономического положения следовало бы говорить о взаимосвязи
    и к единственной причинно-следственной связи добавить многие пере-
    плетающиеся между собой связи.
    К этим наблюдениям можно присоединить также наблюдения отно-
    сительно влияния на свойства людей географических условий, климата
    и, быть может, особенностей их питания, если прав Бокль.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 245 Мы не намерены утверждать, что жизнь в определенном социальном классе формирует у индивидов конкретные остатки, или что некоторые
    имеющиеся у данных индивидов остатки обеспечивают их принадлеж-
    ность к определенному классу, или что оба этих эффекта проявляются
    одновременно. Мы рассмотрим это в следующей главе, а сейчас ограни-
    чимся описанием тех видов единообразия, которые проявляются в рас-
    пределении остатков в различных социальных классах.
  • Хотя многие факты на этот счет не отличаются достаточной точностью,
    мы с некоторой вероятностью можем сохранять в отношении различных
    социальных страт представленную в § 643 шкалу нарастания изменений.
    1. Классы остатков.
    2. Рода этих классов.
    3. Деривации.
    Но изменчивость для отдельных социальных страт оказывается выше,
    чем для всего общества, поскольку в обществе в целом имеет место вза-
    имная компенсация изменений, происходящих по отдельным стратам.
    Кроме того, некоторые социальные группы, состоящие из малого коли-
    чества индивидов, порой совершают сильные и внезапные изменения,
    тогда как среди огромного большинства людей изменения оказываются
    слабыми и медленными. В высших классах с большей легкостью, чем
    в низших, меняются стили одежды, чувства и пристрастия, а также фор-
    мы их выражения. Часто эти изменения не выходят за границы высших
    классов, поскольку они исчезают до того момента, когда могли бы вос-
    приняться низшими классами.
  • К сожалению, история позволяет нам лучше узнать душевные состояния,
    чувства, нравы, характерные для малого числа представителей высших
    страт, но не состояния, чувства и нравы, распространенные среди боль-
    шей части общества, и было бы ошибкой распространять данные о выс-
    ших стратах на всех. Также необходимо учитывать, что циркуляция меж-
    ду классами привносит в высший класс более или менее быструю сменяе-
    мость индивидов, и не следует смешивать это изменение состава
    индивидов
  • Скачать:TXTPDF

    историче-ски данных обществах мы наблюдаем феномены, которые по содержа-нию изменяются мало, между тем как их формы меняются весьма суще-ственно; так, например, происходит с различными религиями, формамиправления, магическими и псевдонаучными суевериями