Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
ных ситуациях курица защищает своих цыплят, то конспектируем свои наблюдения прошлых фактов, предвидения будущих фактов и наше представление о единообразии, обобщая, что «курица защищает своих цыплят», что чувство побуждает ее защищать их, что такая защита явля- ется результатом данного психического состояния. Также и при наблю- дении разных случаев, когда люди погибают за родину, мы обобщаем на- блюдения прошлых фактов, предвидения фактов, возможных в будущем, а также наше представление о единообразии и переносим свои заключе- ния на многих индивидов. При этом мы утверждаем, что «многие или не- которые люди погибают за родину», что в них есть некоторое чувство, по- буждающее их приносить себя в жертву во имя нее, что такая жертва есть результат данного психического состояния. Такого рода суждения встре- чаются настолько часто, что они приняли соответствующую грамматиче- скую форму: итальянец выражает их изъявительным наклонением; грек использует аорист <особую форму прошедшего времени>. Людям свой- ственны некоторые поступки, в связи с использованием языка не наблю- даемые у животных. Когда люди погибают за родину, они произносят, например, слова: «dulce et decorum est pro patria mori»*. Мы утверждаем, что так они выражают определенное чувство, определенное психическое состояние и т. д. Но это утверждение не вполне строгое, поскольку таких фраз, которые, как мы считаем, выражают это чувство (лучше будет ска- зать — комплекс чувств), психическое состояние и т. д., оказывается не- мало, и они многообразны. Отделяя в таких высказываниях неизменную часть от части изменяющейся, варьирующей, мы обнаруживаем остатки и деривации и говорим, что остаток выражает данное чувство, данное
  • Сладостно и почетно умереть за родину (лат.).
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 239 психическое состояние и т. д. Однако так мы добавляем к фактам кое-что
    еще: экспериментальное наблюдение нам показывает только факты, со-
    впадающие в действиях людей, жертвовавших собой во благо отечества
    и произносивших некоторые слова и изречения. Эту ситуацию мы выра-
    жаем с помощью следующих предложений, вначале близких к реально-
    сти, затем все более отдаляющихся от нее.
    1. В наблюдаемом ряде актов принесения в жертву своей жизни
      во благо родины и произнесения высказываний, поощряющих та-
      кие поступки, побуждающих людей к ним, имеется нечто общее,
      что мы называем остатком.
    2. Люди жертвуют своей жизнью во имя родины и охвачены чувст-
      вом (выраженным остатками), которое побуждает их к этим дей-
      ствиям. Отрыв от реальности происходит из-за термина «чувство»,
      не отличающегося строгостью, а также из-за того, что о единооб-
      разии сообщается без упоминания его условий, и, наконец, в свя-
      зи с тем, что всегда предполагают наличие чувства, побуждающего
      к действиям, и это может стать основанием для возражений.
    3. Вместо того чтобы сказать: «…и охвачены чувством», говорится:
      «…потому что они охвачены чувством». Термин «потому что» отда-
      ляет нас от реальности, указывая причинно-следственное отноше-
      ние, хотя мы с полной определенностью не знаем, существует
      ли оно.
    4. Люди верят, что они обязаны жертвовать собой во благо родины,
      и поэтому они совершают такие акты самопожертвования. Здесь
      отклонение от реальности оказывается еще сильнее, эти акты счи-
      таются следствием веры, а нелогические действия подменяются
      логическими действиями.
      Последний вариант высказывания широко распространен, но он лег-
      ко вызывает ошибки, даже если мы помним о том, что он является лишь
      формой передачи, надстроенной над первым способом. Второй способ
      использовать можно, но при этом необходимо помнить, что для наиболь-
      шей строгости всегда следует опираться на первый способ. Мы его уже
      использовали и будем широко применять и далее, особенно в той форме,
      которая соединяет друг с другом действия и остатки. Третий способ так-
      же применим, но при этом всегда необходимо действовать с осторожно-
      стью, ссылаться на первый способ и не строить логические выводы из на-
      личия термина «потому что». Слова «чувства», «остатки» подходят для
      применения в социологии, подобно применению в механике понятия
      силы. Но чтобы их использование не приводило к ошибкам, нам всегда
      надо иметь в виду ту реальность, которой они соответствуют.
  • Остатки вообще. До сих пор мы рассматривали остатки в абстракции, от-
    дельно от конкретных индивидов, к которым они относятся, независимо
    240 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ от интенсивности выраженных ими чувств и количества тех индивидов,
    среди которых они встречаются. Теперь эти обстоятельства необходимо
    будет учитывать.
    Что касается интенсивности, то надо различать: интенсивность, при-
    сущую остатку, и интенсивность, обусловленную большей или меньшей
    склонностью индивида к энергичным действиям. Тот, у кого имеется ин-
    стинкт комбинаций, но кто пассивен и вял, в результате осуществит
    меньше комбинаций, чем тот, у кого этот инстинкт присутствует в мень-
    шей степени, но кто активен.
  • Распределение остатков необходимо будет ис-
    следовать. В статике: распределение остатков
    в данном обществе и распределение остатков
    в различных стратах этого общества. В динами-
    ке: каким образом, хотя бы приблизительно,
    остатки изменятся во времени как у индивидов
    одной социальной страты, так и в совокупности
    Рис. 15
    разных страт; как возникает каждый из этих
    двух феноменов.
  • Обратим внимание (см. § 1015), что во всех социальных процессах почти
    стабильный феномен предстает не в виде прямой линии mn, но в виде
    волнообразной кривой svt. Феномен, интенсивность которого увеличи-
    вается, передается не как прямая линия ab, но как кривая rpq. Прямые ли-
    нии представляют усредненное изменение того феномена, который
    мы вскоре будем изучать (см. § 643).
  • Распределение и изменение <остатков> в обществе как целом. Какие
    бы причины ни определяли характер общества: раса, климат, географи-
    ческое положение, плодородие земель, возможная экономическая эф-
    фективность и т. п., нас здесь интересуют исторически данные общества
    только как факты, и мы не намерены изучать их истоки. В этих историче-
    ски данных обществах мы наблюдаем феномены, которые по содержа-
    нию изменяются мало, между тем как их формы меняются весьма суще-
    ственно; так, например, происходит с различными религиями, формами
    правления, магическими и псевдонаучными суевериями и т. д. На пер-
    вый взгляд может показаться, что заметный прирост развитие экспери-
    ментального знания, совершавшееся с древних времен до наших дней,
    должен был привести к усилению остатков класса I и вытеснению остат-
    ков класса II. Такой прирост, несомненно, происходит, но он не так зна-
    чителен, как это кажется. Комбинации экспериментального знания в ос-
    новном захватили область, которую до этого уже занимали комбинации
    эмпиризма, магии, теологии, метафизики. Но простые комбинации,
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 241 посторонние и чуждые для научного опыта, отнюдь не уходят из жизни
    общества; напротив, они по-прежнему цветут пышным цветом в сферах
    политики и социальной организации. Следовательно, тот род остат-
    ков Id, который в основном соответствует им, претерпел мало измене-
    ний. В целом класс I остатков изменился намного меньше двух указан-
    ных родов этого класса .
  • В классе II род остатков IIb претерпевал значительное уменьшение с те-
    чением времени; но и в этом случае происходила компенсация благодаря
    приращению остатков других родов этого класса. Вначале почитались
    боги греко-латинского политеизма, потом их сменили христианские свя-
    тые и небожители, затем «религиозность» приросла протестантизмом,
    далее проявили себя различные конкурирующие друг с другом религии
    XIX в.: позитивистская, гуманистическая, социалистическая, либераль-
    ная, либерально-христианская, толстовство, спиритизм и др. Класс II
    как целое почти или даже вовсе не изменился, между тем как существен-
    но изменились отдельные группы, входящие в него.
  • Так же обстоит дело с остатками класса III. Если акты христианского
    культа среди некоторых современных народов заметно ослабли, то это
    в значительной мере восполнилось культами многих новых социальных
    святых, прежде всего культом Народа и Государства. «Шествия» и «мани-
    фестации» пришли на смену религиозным процессиям, а пророческий
    энтузиазм сменился другими, самыми разными видами энтузиазма
    на любой вкус.
    В результате также и в этом случае меняется больше форма, чем сущ-
    ность, особенно если рассматривать их в комплексе.
  • В отношении остатков класса IV можно было бы предположить, что про-
    изошло их сильное увеличение, параллельно с большим уменьшением
    остатков класса V. Но изменилась только форма. То чувство субордина-
    ции, которое когда-то проявлялось в низших классах по отношению
    к высшим, сегодня проявляется в подчинении к партийным и профсоюз-
    ным руководителям, к различным «организаторам», а в высших классах
    оно выражается в подчинении «Народу». Новый феодальный порядок
    политиканов и синдикатов отчасти воспроизводит прежний, особенно
    в отношении привилегий. Потребность в единообразии, когда-то прояв-
    лявшаяся в религии, сегодня встречается в экономических, социальных,
    гуманистических, сексуальных теориях.
    Если сопоставить феодального сеньора с современным богачом, то
    чувство целостности индивида заметно ослабло. Но, несомненно, этот
    спад чувства целостности компенсируется возрастанием его в некоторых
    242 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ слоях простонародья и не похоже, чтобы оно спало среди уголовников.
    Следовательно, прирост остатков произошел также и в классе V.
  • Остатки сексуальности (класс VI) являются, пожалуй, наиболее стабиль-
    ными. Меняются завесы, которыми они скрыты, и лицемерие, которое
    они вызывают, но, как выясняется, по существу они не претерпевают за-
    метного ослабления (см. § 522).
  • В целом для данного общества можно установить шкалу изменений, на-
    растающих с переходом от первой к последней ступени ряда.
    1. Классы остатков.
    2. Рода этих классов.
    3. Деривации.
    График позволит лучше представить отно-
    шения между классами и родами остатков. Из-
    менения во времени одного из классов остатков
    представлены кривой MNP; изменения для от-
    дельных родов изображены также кривыми
    mnpq, rsvt. Волны для классов остатков оказыва-
    ются меньшими по амплитуде, чем для многих
    родов остатков. Усредненный ход изменений
    состояния класса, когда, например, происхо-
    дит нарастание, изображается прямой линией Рис. 16
    AB; для тех родов, среди которых отчасти идет нарастание, отчасти про-
    исходит убывание, это усредненное изменение представлено прямыми
    ab, xy. Изменение, изображенное прямой AB, намного меньше измене-
    ний, которые изображаются прямыми ab, xy. Во всей совокупности ос-
    татков данного класса происходит компенсация, и при этом совершается
    более слабое изменение, усредненный ход которого представлен прямой
    AB, так же как амплитуда волн у кривой MNP оказывается меньшей.
    Вообще, такой волнообразный ход изменений порождает трудности
    при изучении социальных феноменов, которые могут оказаться очень
    значительными, когда следует выяснить, как развиваются такие феноме-
    ны, и отвлечься от случайных, временных, второстепенных вариаций.
    Например, тот, кто сравнивал бы положение r с положением s, возможно,
    пришел бы к заключению, что рассматриваемый феномен проявляет
    рост интенсивности, между тем как линия xy, напротив, свидетельствует
    о том, что в среднем происходит ее спад. Сравнивая положение s с поло-
    жением v, он установил бы, что для этого феномена характерен намного
    более интенсивный спад, чем он в действительности происходит в сред-
    нем, как показывает линия xy. Когда феномен можно измерить и есть
    наблюдения за достаточно продолжительное время, то не особенно
    трудно преодолеть это затруднение; при помощи интерполяции можно
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 243 определить линию xy, вблизи которой совершает колебания этот фено-
    мен и, следовательно, узнать усредненный, общий его ход. Это сделать
    гораздо сложнее, когда отсутствуют или оказываются просто невозмож-
    ными точные измерения феномена, когда вместо использования точных
    и определенных математических методов мы вынуждены прибегать к ме-
    тодам более или менее произвольным, исходя из индивидуальных чувств
    и, возможно, фантастических оценок. Поэтому данные, основанные на
    чувственном восприятии, необходимо подвергать критическому анализу
    и не следует уклоняться от проведения возможной верификации.
  • Тот факт, что внутри данного общества классы остатков мало изменяют-
    ся или вовсе не изменяются в течение некоторого времени, означает, что
    остатки могут не различаться в различных обществах. Один из таких слу-
    чаев мы исследовали в главе 2.
  • Чтобы не предварять результаты проводимого в данной главе исследова-
    ния, ранее использовалась иная терминология. В § 83 говорилось:
    «Очень важным является психическое состояние, которое
  • Скачать:TXTPDF

    ных ситуациях курица защищает своих цыплят, то конспектируем свои наблюдения прошлых фактов, предвидения будущих фактов и наше представление о единообразии, обобщая, что «курица защищает своих цыплят», что чувство побуждает ее