Компендиум по общей социологии
ных ситуациях курица защищает своих цыплят, то конспектируем свои наблюдения прошлых фактов, предвидения будущих фактов и наше представление о единообразии, обобщая, что «курица защищает своих цыплят», что чувство побуждает ее защищать их, что такая защита явля- ется результатом данного психического состояния. Также и при наблю- дении разных случаев, когда люди погибают за родину, мы обобщаем на- блюдения прошлых фактов, предвидения фактов, возможных в будущем, а также наше представление о единообразии и переносим свои заключе- ния на многих индивидов. При этом мы утверждаем, что «многие или не- которые люди погибают за родину», что в них есть некоторое чувство, по- буждающее их приносить себя в жертву во имя нее, что такая жертва есть результат данного психического состояния. Такого рода суждения встре- чаются настолько часто, что они приняли соответствующую грамматиче- скую форму: итальянец выражает их изъявительным наклонением; грек использует аорист <особую форму прошедшего времени>. Людям свой- ственны некоторые поступки, в связи с использованием языка не наблю- даемые у животных. Когда люди погибают за родину, они произносят, например, слова: «dulce et decorum est pro patria mori»*. Мы утверждаем, что так они выражают определенное чувство, определенное психическое состояние и т. д. Но это утверждение не вполне строгое, поскольку таких фраз, которые, как мы считаем, выражают это чувство (лучше будет ска- зать — комплекс чувств), психическое состояние и т. д., оказывается не- мало, и они многообразны. Отделяя в таких высказываниях неизменную часть от части изменяющейся, варьирующей, мы обнаруживаем остатки и деривации и говорим, что остаток выражает данное чувство, данное
- Сладостно и почетно умереть за родину (лат.).
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 239 психическое состояние и т. д. Однако так мы добавляем к фактам кое-что
еще: экспериментальное наблюдение нам показывает только факты, со-
впадающие в действиях людей, жертвовавших собой во благо отечества
и произносивших некоторые слова и изречения. Эту ситуацию мы выра-
жаем с помощью следующих предложений, вначале близких к реально-
сти, затем все более отдаляющихся от нее.
- В наблюдаемом ряде актов принесения в жертву своей жизни
во благо родины и произнесения высказываний, поощряющих та-
кие поступки, побуждающих людей к ним, имеется нечто общее,
что мы называем остатком.
- Люди жертвуют своей жизнью во имя родины и охвачены чувст-
вом (выраженным остатками), которое побуждает их к этим дей-
ствиям. Отрыв от реальности происходит из-за термина «чувство»,
не отличающегося строгостью, а также из-за того, что о единооб-
разии сообщается без упоминания его условий, и, наконец, в свя-
зи с тем, что всегда предполагают наличие чувства, побуждающего
к действиям, и это может стать основанием для возражений.
- Вместо того чтобы сказать: «…и охвачены чувством», говорится:
«…потому что они охвачены чувством». Термин «потому что» отда-
ляет нас от реальности, указывая причинно-следственное отноше-
ние, хотя мы с полной определенностью не знаем, существует
ли оно.
- Люди верят, что они обязаны жертвовать собой во благо родины,
и поэтому они совершают такие акты самопожертвования. Здесь
отклонение от реальности оказывается еще сильнее, эти акты счи-
таются следствием веры, а нелогические действия подменяются
логическими действиями.
Последний вариант высказывания широко распространен, но он лег-
ко вызывает ошибки, даже если мы помним о том, что он является лишь
формой передачи, надстроенной над первым способом. Второй способ
использовать можно, но при этом необходимо помнить, что для наиболь-
шей строгости всегда следует опираться на первый способ. Мы его уже
использовали и будем широко применять и далее, особенно в той форме,
которая соединяет друг с другом действия и остатки. Третий способ так-
же применим, но при этом всегда необходимо действовать с осторожно-
стью, ссылаться на первый способ и не строить логические выводы из на-
личия термина «потому что». Слова «чувства», «остатки» подходят для
применения в социологии, подобно применению в механике понятия
силы. Но чтобы их использование не приводило к ошибкам, нам всегда
надо иметь в виду ту реальность, которой они соответствуют.
Остатки вообще. До сих пор мы рассматривали остатки в абстракции, от-
дельно от конкретных индивидов, к которым они относятся, независимо
240 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ от интенсивности выраженных ими чувств и количества тех индивидов,
среди которых они встречаются. Теперь эти обстоятельства необходимо
будет учитывать.
Что касается интенсивности, то надо различать: интенсивность, при-
сущую остатку, и интенсивность, обусловленную большей или меньшей
склонностью индивида к энергичным действиям. Тот, у кого имеется ин-
стинкт комбинаций, но кто пассивен и вял, в результате осуществит
меньше комбинаций, чем тот, у кого этот инстинкт присутствует в мень-
шей степени, но кто активен.
Распределение остатков необходимо будет ис-
следовать. В статике: распределение остатков
в данном обществе и распределение остатков
в различных стратах этого общества. В динами-
ке: каким образом, хотя бы приблизительно,
остатки изменятся во времени как у индивидов
одной социальной страты, так и в совокупности
Рис. 15
разных страт; как возникает каждый из этих
двух феноменов.
Обратим внимание (см. § 1015), что во всех социальных процессах почти
стабильный феномен предстает не в виде прямой линии mn, но в виде
волнообразной кривой svt. Феномен, интенсивность которого увеличи-
вается, передается не как прямая линия ab, но как кривая rpq. Прямые ли-
нии представляют усредненное изменение того феномена, который
мы вскоре будем изучать (см. § 643).
Распределение и изменение <остатков> в обществе как целом. Какие
бы причины ни определяли характер общества: раса, климат, географи-
ческое положение, плодородие земель, возможная экономическая эф-
фективность и т. п., нас здесь интересуют исторически данные общества
только как факты, и мы не намерены изучать их истоки. В этих историче-
ски данных обществах мы наблюдаем феномены, которые по содержа-
нию изменяются мало, между тем как их формы меняются весьма суще-
ственно; так, например, происходит с различными религиями, формами
правления, магическими и псевдонаучными суевериями и т. д. На пер-
вый взгляд может показаться, что заметный прирост развитие экспери-
ментального знания, совершавшееся с древних времен до наших дней,
должен был привести к усилению остатков класса I и вытеснению остат-
ков класса II. Такой прирост, несомненно, происходит, но он не так зна-
чителен, как это кажется. Комбинации экспериментального знания в ос-
новном захватили область, которую до этого уже занимали комбинации
эмпиризма, магии, теологии, метафизики. Но простые комбинации,
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 241 посторонние и чуждые для научного опыта, отнюдь не уходят из жизни
общества; напротив, они по-прежнему цветут пышным цветом в сферах
политики и социальной организации. Следовательно, тот род остат-
ков Id, который в основном соответствует им, претерпел мало измене-
ний. В целом класс I остатков изменился намного меньше двух указан-
ных родов этого класса .
В классе II род остатков IIb претерпевал значительное уменьшение с те-
чением времени; но и в этом случае происходила компенсация благодаря
приращению остатков других родов этого класса. Вначале почитались
боги греко-латинского политеизма, потом их сменили христианские свя-
тые и небожители, затем «религиозность» приросла протестантизмом,
далее проявили себя различные конкурирующие друг с другом религии
XIX в.: позитивистская, гуманистическая, социалистическая, либераль-
ная, либерально-христианская, толстовство, спиритизм и др. Класс II
как целое почти или даже вовсе не изменился, между тем как существен-
но изменились отдельные группы, входящие в него.
Так же обстоит дело с остатками класса III. Если акты христианского
культа среди некоторых современных народов заметно ослабли, то это
в значительной мере восполнилось культами многих новых социальных
святых, прежде всего культом Народа и Государства. «Шествия» и «мани-
фестации» пришли на смену религиозным процессиям, а пророческий
энтузиазм сменился другими, самыми разными видами энтузиазма
на любой вкус.
В результате также и в этом случае меняется больше форма, чем сущ-
ность, особенно если рассматривать их в комплексе.
В отношении остатков класса IV можно было бы предположить, что про-
изошло их сильное увеличение, параллельно с большим уменьшением
остатков класса V. Но изменилась только форма. То чувство субордина-
ции, которое когда-то проявлялось в низших классах по отношению
к высшим, сегодня проявляется в подчинении к партийным и профсоюз-
ным руководителям, к различным «организаторам», а в высших классах
оно выражается в подчинении «Народу». Новый феодальный порядок
политиканов и синдикатов отчасти воспроизводит прежний, особенно
в отношении привилегий. Потребность в единообразии, когда-то прояв-
лявшаяся в религии, сегодня встречается в экономических, социальных,
гуманистических, сексуальных теориях.
Если сопоставить феодального сеньора с современным богачом, то
чувство целостности индивида заметно ослабло. Но, несомненно, этот
спад чувства целостности компенсируется возрастанием его в некоторых
242 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ слоях простонародья и не похоже, чтобы оно спало среди уголовников.
Следовательно, прирост остатков произошел также и в классе V.
Остатки сексуальности (класс VI) являются, пожалуй, наиболее стабиль-
ными. Меняются завесы, которыми они скрыты, и лицемерие, которое
они вызывают, но, как выясняется, по существу они не претерпевают за-
метного ослабления (см. § 522).
В целом для данного общества можно установить шкалу изменений, на-
растающих с переходом от первой к последней ступени ряда.
1. Классы остатков.
2. Рода этих классов.
3. Деривации.
График позволит лучше представить отно-
шения между классами и родами остатков. Из-
менения во времени одного из классов остатков
представлены кривой MNP; изменения для от-
дельных родов изображены также кривыми
mnpq, rsvt. Волны для классов остатков оказыва-
ются меньшими по амплитуде, чем для многих
родов остатков. Усредненный ход изменений
состояния класса, когда, например, происхо-
дит нарастание, изображается прямой линией Рис. 16
AB; для тех родов, среди которых отчасти идет нарастание, отчасти про-
исходит убывание, это усредненное изменение представлено прямыми
ab, xy. Изменение, изображенное прямой AB, намного меньше измене-
ний, которые изображаются прямыми ab, xy. Во всей совокупности ос-
татков данного класса происходит компенсация, и при этом совершается
более слабое изменение, усредненный ход которого представлен прямой
AB, так же как амплитуда волн у кривой MNP оказывается меньшей.
Вообще, такой волнообразный ход изменений порождает трудности
при изучении социальных феноменов, которые могут оказаться очень
значительными, когда следует выяснить, как развиваются такие феноме-
ны, и отвлечься от случайных, временных, второстепенных вариаций.
Например, тот, кто сравнивал бы положение r с положением s, возможно,
пришел бы к заключению, что рассматриваемый феномен проявляет
рост интенсивности, между тем как линия xy, напротив, свидетельствует
о том, что в среднем происходит ее спад. Сравнивая положение s с поло-
жением v, он установил бы, что для этого феномена характерен намного
более интенсивный спад, чем он в действительности происходит в сред-
нем, как показывает линия xy. Когда феномен можно измерить и есть
наблюдения за достаточно продолжительное время, то не особенно
трудно преодолеть это затруднение; при помощи интерполяции можно
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 243 определить линию xy, вблизи которой совершает колебания этот фено-
мен и, следовательно, узнать усредненный, общий его ход. Это сделать
гораздо сложнее, когда отсутствуют или оказываются просто невозмож-
ными точные измерения феномена, когда вместо использования точных
и определенных математических методов мы вынуждены прибегать к ме-
тодам более или менее произвольным, исходя из индивидуальных чувств
и, возможно, фантастических оценок. Поэтому данные, основанные на
чувственном восприятии, необходимо подвергать критическому анализу
и не следует уклоняться от проведения возможной верификации.
Тот факт, что внутри данного общества классы остатков мало изменяют-
ся или вовсе не изменяются в течение некоторого времени, означает, что
остатки могут не различаться в различных обществах. Один из таких слу-
чаев мы исследовали в главе 2.
Чтобы не предварять результаты проводимого в данной главе исследова-
ния, ранее использовалась иная терминология. В § 83 говорилось:
«Очень важным является психическое состояние, которое