Компендиум по общей социологии
соответствовать определенная вещь, отчего
имя — это все, и часто оно наделяется таинственными свойствами.
Во-вторых, потому, что так оказывается проще выстраивать «науку»,
черпая знание из себя всякий раз, когда это понадобится, не нуждаясь
в проведении долгих, кропотливых и утомительных исследований.
Экспериментальная наука, напротив, такова, что направлена исключи-
тельно на вещи и не может извлекать для себя какую-либо пользу из слов,
что, впрочем, могло бы повредить ей. Этот вред будет нанесен как тем,
что слова вызовут чувства, приводящие к вере в реальное существование
на самом деле мнимой сущности, так и тем, что рассуждениям о словах
недостает точности.
Имеется одно простое средство, позволяющее выяснить, обращено
ли некоторое высказывание к чувствам или к более или менее определен-
ным представлениям, аккумулированным в обычном разговорном язы-
ке, или же оно относится к экспериментальной науке. Достаточно заме-
нить наименования вещей простыми буквами a, c, d…: если высказыва-
ние утратит всякую силу, то оно относится к первому роду; если оно
ее сохранит — то ко второму.
Чтобы избежать опасности, всегда присутствующей в социальных нау-
ках, что кто-то пожелает искать значения слов не из объективных опреде-
лений, которые им были даны, а из их разговорного употребления или
26 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ их этимологии, мы охотно заменили бы слова-ярлыки на порядковые номера или буквы алфавита, что мы порой действительно будем де- лать. Но чтобы рассуждения не казались слишком муторными и непо- нятными, мы будем также прибегать к использованию понятий из обыденного языка, точно указывая те вещи, которые они должны представлять.
- В этой работе я воспользуюсь некоторыми терминами из механики,
о точном значении которых сообщу здесь читателю.
- Пусть некоторые вещи A, B, C… способны воздействовать на экономи-
ко-социальное явление; для краткости можно говорить о силах A, B, C…
Силы A, B, C… могут быть рассмотрены как в тот момент, когда их дей-
ствие еще не закончилось, так и после полного завершения их действия.
В первом случае равновесие еще не достигнуто, во втором оно уже имеет-
ся. Пусть, к примеру, A — желание некоторого человека выпить вина, B —
его опасения, что это может ему повредить. Этот человек вначале выпи-
вает один бокал вина, затем еще один и, наконец, прекращает пить, по-
скольку его опасения эффективно противодействуют желанию. После
первого бокала развитие феномена еще не закончилось, так как ни жела-
ние, ни страх не завершили свое действие. Очевидно, что когда мы рас-
сматриваем феномен, следует указать момент: когда A и B еще действуют
или же когда их действие завершилось.
Аналогичный, но не идентичный феномен проявляется в механике;
поэтому по аналогии с механикой можно воспользоваться термином
«равновесие». Более детальные объяснения будут даны позднее (см. § 820
и далее).
- Мы можем изучать феномен, задавая некоторые условия. Например,
можно исследовать формы общества, введя условие существования част-
ной собственности.
В механике при аналогичных феноменах такие условия называют
«связями».
Рассмотрим систему материальных точек, которые и находятся в оп-
ределенных связях; пусть на эти точки действуют некоторые силы A, B,
C… Последующие положения таких точек будут определяться этими си-
лами и связями.
Рассмотрим общность, образованную некоторыми индивидами.
Имеются определенные условия, такие, как частная собственность, на-
личие свободы или рабства, технические и научные знания, богатства,
религия и т. д. Кроме того, на нее влияют определенные силы: стремле-
ния, интересы, предрассудки людей и т. д. Можно предположить, что по-
следующие состояния общности окажутся детерминированными
Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 27 этими факторами, которые воздействуют на нее наряду с упомянутыми
условиями. Для краткости эту общность можно называть социальной
системой и утверждать, что на нее воздействуют некоторые силы, како-
вые вместе со связями определяют положение точек системы.
В механике переход от одного состояния к другому называется «движе-
нием». Пусть так будет и в социологии.
Когда заданы условия и силы, то последующие стадии детерминиро-
ваны. Такие движения называются «реальными». Если в исследователь-
ских целях предположить, что одно из условий устранено, то стадии дви-
жения могут отличаться от реального движения. Такие движения будут
именоваться «виртуальными».
Связи и силы социальной системы можно рассматривать в совокупности
и называть весь этот комплекс просто «условиями». Теория детерминиз-
ма будет выражена словами о том, что состояние системы полностью оп-
ределяется условиями и меняется только с их изменением.
Не принимая эту теоретическую установку априорно, мы использу-
ем ее только в четко заданных пространственных и временных грани-
цах. Опыт показывает, что, как правило, именно так и происходит,
но это не исключает, что в других случаях теория детерминизма
не срабатывает.
Часто спорят, что возможно и что невозможно в истории и в социологии.
Согласно детерминизму все, что происходит — возможное, а все, что
не происходит — невозможное. Но на самом деле мы выделяем, в проти-
воположность реальным движениям, два рода виртуальных движений.
При виртуальном движении первого рода предполагается элиминация
некоторой связи, имевшейся при соответствующем реальном движении,
но которая при иных обстоятельствах могла бы отсутствовать. В таких
случаях встречаются реальные движения, аналогичные рассматриваемо-
му здесь виртуальному движению, о котором в обыденном языке говорят
как о «возможном движении». В случае виртуального движения второго
рода предполагается гипотетическое снятие той связи, отсутствие кото-
рой никогда не встречалось, и, следовательно, никогда не наблюдались
реальные движения, подобные этому виртуальному; в обыденном языке
оно называется «невозможным».
Изучение виртуальных движений может проводиться главным образом
с двумя целями.
1. Если рассматриваются движения, которые в одном случае являют-
ся виртуальными, а в других наблюдаются как вполне реальные,
то их изучение может позволить предвидеть, какими в дальнейшем
28 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ окажутся реальные движения. К этому роду принадлежат прогнозы, даваемые в отношении результатов введения какого-либо закона или осуществления какого-нибудь мероприятия. 2. Рассмотрение виртуальных движений может использоваться для выяснения особенностей и характеристик некоторого обществен- ного состояния.
- Высказывания: «A детерминирует B» и «Если бы не было A, то не было
бы и B» выражают одно и то же; в первом случае — в виде указания свой-
ства A, во втором — в виде рассмотрения виртуальных движений.
- Однако следует быть осторожным при обращении к виртуальным движе-
ниям, поскольку очень часто мы не знаем, какими могли бы быть послед-
ствия исчезновения какого-нибудь условия.
Добавим, что условия не являются независимыми; многие из них
влияют друг на друга, и, кроме того, вызываемые ими эффекты затем
влияют на сами условия.
Так, попытки переосмыслить историю, строя догадки о том, что про-
изошло бы, если бы не случилось некоторое событие, оказываются дет-
скими играми, когда неведомы все те изменения, какие произошли
бы в таком гипотетическом случае. Что последовало бы после победы На-
полеона I в битве при Ватерлоо? Мы ничего об этом не знаем.
Возможно, что когда-нибудь результаты исследований единообразий
в области социальных явлений позволят предвидеть будущее развитие
общества.
- Элементами нашего изучения являются социальные факты, какими
бы они ни были, включая также те, которые внешне выглядят как не-
значительные и несерьезные. Мы попытаемся дать их классифика-
цию, чтобы затем раскрывать единообразия (законы) отношений между
ними.
- Мы постараемся заменять, насколько это возможно, количественные
рассмотрения на качественные. Однако, когда будет недоставать измери-
тельной единицы для выражения количественных свойств, нам придется
пользоваться некоторыми индексами, которые возрастают и убывают
в соответствии с изменениями объекта. При всем несовершенстве этого
метода он все же лучше, чем ничего.
- Предупреждаю читателя, что рассуждаю исключительно в объективной
и аналитической манере, согласно экспериментальному методу, без про-
явления каких-либо собственных чувств. Давая объективную оценку
относительно той или иной стороны объекта, я вовсе не предполагаю
Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 29 давать аналогичное суждение об объекте в целом. Читатель не найдет
здесь рецептов, наставлений и предписаний для достижения счастья, по-
лучения пользы или обеспечения благосостояния всего человечества или
какой-нибудь его части. Моя единственная цель состоит в изучении со-
циальных единообразий (законов). В книге представлены результаты та-
кого исследования с расчетом на то, что хотя бы ограниченному числу
читателей, обладающих научной культурой, знакомство с ней не повре-
дит. Тот, у кого иные намерения, найдет в изобилии иные книги и отло-
жит мою в сторону. Как говорил Боккаччо о своих новеллах, я не стану
бегать ни за кем, чтобы ее читали.
НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Всякое человеческое знание имеет субъективный характер, однако оно
может рассматриваться в двух аспектах и быть разделено на две катего-
рии: одна включает то знание, которое, согласно нашим представлени-
ям, соответствует фактам, подтверждается фактами; другая включает
знание, выступающее в качестве такового в сознании лишь некоторых
людей. Первая категория будет названа «объективной», вторая — «субъ-
ективной». Греческие моряки верили в результативность жертвоприно-
шений Посейдону для обеспечения благополучного плавания; древние
римляне верили, что колдуны могут завораживать урожай. Мы хотим от-
делить эти феномены от весельной гребли и поджогов урожая. Если
бы однажды обнаружилось, что приносимые Посейдону жертвы оказа-
лись очень полезными для благоприятного исхода мореплавания,
то их следовало бы перевести в иную категорию.
Есть действия, которые представляют собой средства, соответствующие
цели, и которые логически соединяют средство и цель; но есть действия
совсем иного характера.
Эти два класса действий оказываются очень разными в зависимости
от того, рассматриваются ли они в объективном или же в субъективном
аспекте. В последнем случае почти все человеческие действия относятся
к первому классу: для греческих моряков жертвоприношения Посейдону
и гребля выступали как одинаково логические средства для успешного
мореплавания.
Мы, напротив, называем «логическими» только такие действия, при
которых средства логически соединены со своей целью не только в пред-
ставлении субъекта действия, но также и в представлении тех, кто обла-
дают более обширными познаниями, т. е. имеющие смысл в субъектив-
ном, и в объективном отношении. Остальные действия будут называться
«нелогическими». Это не означает, что они непременно алогичные. В по-
следний класс войдет ряд разновидностей.
Полезно составить синоптическую таблицу такой классификации.
Упомянутая цель — всегда непосредственная, рассмотрение опосре-
дованных целей исключено. Объективная цель — это реальная цель, на-
ходящаяся в области наблюдения и опыта, а не воображаемая, лежащая
за пределами этой области. Последняя цель, напротив, может оказаться
субъективной.
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 31 Есть ли логическая цель у действий? Род и вид Объективно Субъективно
Класс I. Логические действия. Объективная цель идентична цели субъективной
Да Да
Класс II. Нелогические действия. Объективная цель отличается от цели субъективной
1-й род Нет Нет
2-й род Нет Да
3-й род Да Нет
4-й род Да Да
Виды 3-го и 4-го рода
3a; 4a Субъект принял бы объективную цель, если бы знал о ней
3b; 4b Субъект не принял бы субъективную цель, если бы знал о ней
Логические действия у цивилизованных народов достаточно многочис-
ленны. Действия в области ремесел и научного труда, по крайней мере,
те, которые совершаются людьми, хорошо знающими эти области, при-
надлежат к классу I. Что касается непосредственных материальных ис-
полнителей операций, которые совершаются только по приказу их на-
чальников, то эти действия относятся к классу II, роду 4. Действия, изу-
чаемые политической экономией, также принадлежат по большей части
к этому классу. Кроме того, сюда следует включить некоторое число во-
енных, политических, юридических и иных действий.
Так, метод индукции показывает, что нелогические действия составляют
значительную компоненту социального феномена; чтобы лучше о них уз-
нать, мы рассмотрим некоторые примеры таких действий; многие другие
примеры будет удобнее дать в последующих главах.
Итак, рассмотрим действия, относящиеся к классу II.
Действия 1-го и 3-го рода, у которых нет субъективной цели, имеют
малое значение для человеческого общества. У людей присутствует четко
выраженная тенденция придавать собственным действиям внешний об-
лик логической