Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
соответствовать определенная вещь, отчего
имя — это все, и часто оно наделяется таинственными свойствами.
Во-вторых, потому, что так оказывается проще выстраивать «науку»,
черпая знание из себя всякий раз, когда это понадобится, не нуждаясь
в проведении долгих, кропотливых и утомительных исследований.
  • Экспериментальная наука, напротив, такова, что направлена исключи-
    тельно на вещи и не может извлекать для себя какую-либо пользу из слов,
    что, впрочем, могло бы повредить ей. Этот вред будет нанесен как тем,
    что слова вызовут чувства, приводящие к вере в реальное существование
    на самом деле мнимой сущности, так и тем, что рассуждениям о словах
    недостает точности.
  • Имеется одно простое средство, позволяющее выяснить, обращено
    ли некоторое высказывание к чувствам или к более или менее определен-
    ным представлениям, аккумулированным в обычном разговорном язы-
    ке, или же оно относится к экспериментальной науке. Достаточно заме-
    нить наименования вещей простыми буквами a, c, d…: если высказыва-
    ние утратит всякую силу, то оно относится к первому роду; если оно
    ее сохранит — то ко второму.
  • Чтобы избежать опасности, всегда присутствующей в социальных нау-
    ках, что кто-то пожелает искать значения слов не из объективных опреде-
    лений, которые им были даны, а из их разговорного употребления или
    26 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ их этимологии, мы охотно заменили бы слова-ярлыки на порядковые номера или буквы алфавита, что мы порой действительно будем де- лать. Но чтобы рассуждения не казались слишком муторными и непо- нятными, мы будем также прибегать к использованию понятий из обыденного языка, точно указывая те вещи, которые они должны представлять.
    1. В этой работе я воспользуюсь некоторыми терминами из механики,
      о точном значении которых сообщу здесь читателю.
    2. Пусть некоторые вещи A, B, C… способны воздействовать на экономи-
      ко-социальное явление; для краткости можно говорить о силах A, B, C…
      Силы A, B, C… могут быть рассмотрены как в тот момент, когда их дей-
      ствие еще не закончилось, так и после полного завершения их действия.
      В первом случае равновесие еще не достигнуто, во втором оно уже имеет-
      ся. Пусть, к примеру, A — желание некоторого человека выпить вина, B —
      его опасения, что это может ему повредить. Этот человек вначале выпи-
      вает один бокал вина, затем еще один и, наконец, прекращает пить, по-
      скольку его опасения эффективно противодействуют желанию. После
      первого бокала развитие феномена еще не закончилось, так как ни жела-
      ние, ни страх не завершили свое действие. Очевидно, что когда мы рас-
      сматриваем феномен, следует указать момент: когда A и B еще действуют
      или же когда их действие завершилось.
      Аналогичный, но не идентичный феномен проявляется в механике;
      поэтому по аналогии с механикой можно воспользоваться термином
      «равновесие». Более детальные объяснения будут даны позднее (см. § 820
      и далее).
    3. Мы можем изучать феномен, задавая некоторые условия. Например,
      можно исследовать формы общества, введя условие существования част-
      ной собственности.
      В механике при аналогичных феноменах такие условия называют
      «связями».
      Рассмотрим систему материальных точек, которые и находятся в оп-
      ределенных связях; пусть на эти точки действуют некоторые силы A, B,
      C… Последующие положения таких точек будут определяться этими си-
      лами и связями.
      Рассмотрим общность, образованную некоторыми индивидами.
      Имеются определенные условия, такие, как частная собственность, на-
      личие свободы или рабства, технические и научные знания, богатства,
      религия и т. д. Кроме того, на нее влияют определенные силы: стремле-
      ния, интересы, предрассудки людей и т. д. Можно предположить, что по-
      следующие состояния общности окажутся детерминированными
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 27 этими факторами, которые воздействуют на нее наряду с упомянутыми
      условиями. Для краткости эту общность можно называть социальной
      системой и утверждать, что на нее воздействуют некоторые силы, како-
      вые вместе со связями определяют положение точек системы.
  • В механике переход от одного состояния к другому называется «движе-
    нием». Пусть так будет и в социологии.
    Когда заданы условия и силы, то последующие стадии детерминиро-
    ваны. Такие движения называются «реальными». Если в исследователь-
    ских целях предположить, что одно из условий устранено, то стадии дви-
    жения могут отличаться от реального движения. Такие движения будут
    именоваться «виртуальными».
  • Связи и силы социальной системы можно рассматривать в совокупности
    и называть весь этот комплекс просто «условиями». Теория детерминиз-
    ма будет выражена словами о том, что состояние системы полностью оп-
    ределяется условиями и меняется только с их изменением.
    Не принимая эту теоретическую установку априорно, мы использу-
    ем ее только в четко заданных пространственных и временных грани-
    цах. Опыт показывает, что, как правило, именно так и происходит,
    но это не исключает, что в других случаях теория детерминизма
    не срабатывает.
  • Часто спорят, что возможно и что невозможно в истории и в социологии.
    Согласно детерминизму все, что происходит — возможное, а все, что
    не происходит — невозможное. Но на самом деле мы выделяем, в проти-
    воположность реальным движениям, два рода виртуальных движений.
    При виртуальном движении первого рода предполагается элиминация
    некоторой связи, имевшейся при соответствующем реальном движении,
    но которая при иных обстоятельствах могла бы отсутствовать. В таких
    случаях встречаются реальные движения, аналогичные рассматриваемо-
    му здесь виртуальному движению, о котором в обыденном языке говорят
    как о «возможном движении». В случае виртуального движения второго
    рода предполагается гипотетическое снятие той связи, отсутствие кото-
    рой никогда не встречалось, и, следовательно, никогда не наблюдались
    реальные движения, подобные этому виртуальному; в обыденном языке
    оно называется «невозможным».
  • Изучение виртуальных движений может проводиться главным образом
    с двумя целями.
    1. Если рассматриваются движения, которые в одном случае являют-
    ся виртуальными, а в других наблюдаются как вполне реальные,
    то их изучение может позволить предвидеть, какими в дальнейшем
    28 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ окажутся реальные движения. К этому роду принадлежат прогнозы, даваемые в отношении результатов введения какого-либо закона или осуществления какого-нибудь мероприятия. 2. Рассмотрение виртуальных движений может использоваться для выяснения особенностей и характеристик некоторого обществен- ного состояния.
    1. Высказывания: «A детерминирует B» и «Если бы не было A, то не было
      бы и B» выражают одно и то же; в первом случае — в виде указания свой-
      ства A, во втором — в виде рассмотрения виртуальных движений.
    2. Однако следует быть осторожным при обращении к виртуальным движе-
      ниям, поскольку очень часто мы не знаем, какими могли бы быть послед-
      ствия исчезновения какого-нибудь условия.
      Добавим, что условия не являются независимыми; многие из них
      влияют друг на друга, и, кроме того, вызываемые ими эффекты затем
      влияют на сами условия.
      Так, попытки переосмыслить историю, строя догадки о том, что про-
      изошло бы, если бы не случилось некоторое событие, оказываются дет-
      скими играми, когда неведомы все те изменения, какие произошли
      бы в таком гипотетическом случае. Что последовало бы после победы На-
      полеона I в битве при Ватерлоо? Мы ничего об этом не знаем.
      Возможно, что когда-нибудь результаты исследований единообразий
      в области социальных явлений позволят предвидеть будущее развитие
      общества.
    3. Элементами нашего изучения являются социальные факты, какими
      бы они ни были, включая также те, которые внешне выглядят как не-
      значительные и несерьезные. Мы попытаемся дать их классифика-
      цию, чтобы затем раскрывать единообразия (законы) отношений между
      ними.
    4. Мы постараемся заменять, насколько это возможно, количественные
      рассмотрения на качественные. Однако, когда будет недоставать измери-
      тельной единицы для выражения количественных свойств, нам придется
      пользоваться некоторыми индексами, которые возрастают и убывают
      в соответствии с изменениями объекта. При всем несовершенстве этого
      метода он все же лучше, чем ничего.
    5. Предупреждаю читателя, что рассуждаю исключительно в объективной
      и аналитической манере, согласно экспериментальному методу, без про-
      явления каких-либо собственных чувств. Давая объективную оценку
      относительно той или иной стороны объекта, я вовсе не предполагаю
      Глава первая. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 29 давать аналогичное суждение об объекте в целом. Читатель не найдет
      здесь рецептов, наставлений и предписаний для достижения счастья, по-
      лучения пользы или обеспечения благосостояния всего человечества или
      какой-нибудь его части. Моя единственная цель состоит в изучении со-
      циальных единообразий (законов). В книге представлены результаты та-
      кого исследования с расчетом на то, что хотя бы ограниченному числу
      читателей, обладающих научной культурой, знакомство с ней не повре-
      дит. Тот, у кого иные намерения, найдет в изобилии иные книги и отло-
      жит мою в сторону. Как говорил Боккаччо о своих новеллах, я не стану
      бегать ни за кем, чтобы ее читали.
      НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
  • Всякое человеческое знание имеет субъективный характер, однако оно
    может рассматриваться в двух аспектах и быть разделено на две катего-
    рии: одна включает то знание, которое, согласно нашим представлени-
    ям, соответствует фактам, подтверждается фактами; другая включает
    знание, выступающее в качестве такового в сознании лишь некоторых
    людей. Первая категория будет названа «объективной», вторая — «субъ-
    ективной». Греческие моряки верили в результативность жертвоприно-
    шений Посейдону для обеспечения благополучного плавания; древние
    римляне верили, что колдуны могут завораживать урожай. Мы хотим от-
    делить эти феномены от весельной гребли и поджогов урожая. Если
    бы однажды обнаружилось, что приносимые Посейдону жертвы оказа-
    лись очень полезными для благоприятного исхода мореплавания,
    то их следовало бы перевести в иную категорию.
  • Есть действия, которые представляют собой средства, соответствующие
    цели, и которые логически соединяют средство и цель; но есть действия
    совсем иного характера.
    Эти два класса действий оказываются очень разными в зависимости
    от того, рассматриваются ли они в объективном или же в субъективном
    аспекте. В последнем случае почти все человеческие действия относятся
    к первому классу: для греческих моряков жертвоприношения Посейдону
    и гребля выступали как одинаково логические средства для успешного
    мореплавания.
    Мы, напротив, называем «логическими» только такие действия, при
    которых средства логически соединены со своей целью не только в пред-
    ставлении субъекта действия, но также и в представлении тех, кто обла-
    дают более обширными познаниями, т. е. имеющие смысл в субъектив-
    ном, и в объективном отношении. Остальные действия будут называться
    «нелогическими». Это не означает, что они непременно алогичные. В по-
    следний класс войдет ряд разновидностей.
  • Полезно составить синоптическую таблицу такой классификации.
    Упомянутая цель — всегда непосредственная, рассмотрение опосре-
    дованных целей исключено. Объективная цель — это реальная цель, на-
    ходящаяся в области наблюдения и опыта, а не воображаемая, лежащая
    за пределами этой области. Последняя цель, напротив, может оказаться
    субъективной.
    Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 31 Есть ли логическая цель у действий? Род и вид Объективно Субъективно Класс I. Логические действия. Объективная цель идентична цели субъективной
    Да Да
    Класс II. Нелогические действия. Объективная цель отличается от цели субъективной
    1-й род Нет Нет
    2-й род Нет Да
    3-й род Да Нет
    4-й род Да Да
    Виды 3-го и 4-го рода
    3a; 4a Субъект принял бы объективную цель, если бы знал о ней
    3b; 4b Субъект не принял бы субъективную цель, если бы знал о ней
  • Логические действия у цивилизованных народов достаточно многочис-
    ленны. Действия в области ремесел и научного труда, по крайней мере,
    те, которые совершаются людьми, хорошо знающими эти области, при-
    надлежат к классу I. Что касается непосредственных материальных ис-
    полнителей операций, которые совершаются только по приказу их на-
    чальников, то эти действия относятся к классу II, роду 4. Действия, изу-
    чаемые политической экономией, также принадлежат по большей части
    к этому классу. Кроме того, сюда следует включить некоторое число во-
    енных, политических, юридических и иных действий.
  • Так, метод индукции показывает, что нелогические действия составляют
    значительную компоненту социального феномена; чтобы лучше о них уз-
    нать, мы рассмотрим некоторые примеры таких действий; многие другие
    примеры будет удобнее дать в последующих главах.
    Итак, рассмотрим действия, относящиеся к классу II.
    Действия 1-го и 3-го рода, у которых нет субъективной цели, имеют
    малое значение для человеческого общества. У людей присутствует четко
    выраженная тенденция придавать собственным действиям внешний об-
    лик логической
  • Скачать:TXTPDF

    соответствовать определенная вещь, отчегоимя — это все, и часто оно наделяется таинственными свойствами.Во-вторых, потому, что так оказывается проще выстраивать «науку»,черпая знание из себя всякий раз, когда это понадобится, не нуждаясьв