Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
социальным фактам. Если
бы остатки, так же как принципы экспериментальных наук, являлись вы-
ражениями фактов, если бы деривации обладали логической строгостью,
252 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ то соответствие получаемых выводов опыту было бы полным и совер- шенным; если бы остатки и деривации выбирались случайным образом, то их согласованность встречалась бы крайне редко. Но, как показывает каждодневный опыт, в жизни обе отмеченные крайности не встречают- ся. Если бы социальная жизнь строилась только по принципам экспери- ментального знания или только на случайном выборе остатков и дерива- ций, то все общества разрушились бы; таким образом, остатки и дерива- ции должны занимать промежуточное положение между этими двумя пределами. Следует обратить внимание, что находящийся в разладе с опытом остаток может подкорректироваться деривацией, находящейся в разладе с логикой; это возможно потому, что, совершая нелогические действия под влиянием инстинкта, человеческие существа приближают- ся именно к экспериментальным фактам (см. § 674).
  • Здесь возникает вопрос о том, чем детерминированы формы живых су-
    ществ и формы обществ. Несомненно, что они возникли не случайно, за-
    висят от условий, в которых существуют животные и общества;
    но мы не знаем, какова эта зависимость. Очевидно, что эти формы и эти
    остатки не могут находиться в слишком явном противоречии с условия-
    ми, в которых они появились, и потому в дарвиновском решении вопро-
    са детерминированности имеется своя доля правды (см. § 335, 885).
    Не могут жить на суше те представители животного мира, у которых есть
    только жабры; люди, обладающие только антиобщественными инстинк-
    тами, не смогли бы существовать в обществе. Наряду с этим существует
    определенная адаптация форм жизни к условиям жизни. Дарвиновское
    решение ориентировано на то, что адаптация должна быть полной и дос-
    тигать совершенных форм, именно в этом состоит его ошибка*. Живот-
    ный и растительный мир представлен формами, адаптированными от-
    части, хотя порой встречается превосходная, удивительная адаптация
    форм к условиям жизни. Народы также обладают инстинктами, прибли-
    зительно адаптированными к их образу жизни. Обращаю внимание, что
    все это только взаимоотношение между двумя вещами, поскольку совер-
    шенно не зафиксировано, что одна из них непременно является следст-
    вием другой. Так, лев живет добычей, и он обладает сильными средства-
    ми, позволяющими поймать жертву. Однако мы не утверждаем, что
    он живет охотой, потому что имеет такие средства, или что он имеет такие
    средства, потому что живет охотой. Воинственный народ обладает воин-
    ственными инстинктами, однако мы не говорим, что он воинствен
    • Дарвину приписывается мысль, свойственная интеллектуальному течению — со-
      циальному дарвинизму, названному по имени этого ученого скорее по стечению
      обстоятельств, чем по преемственности идей.
      Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 253 потому, что имеет такие инстинкты, или что он имеет такие инстинкты,
      поскольку он воинственный.
  • Теперь в общих чертах намечается решение нашей проблемы. Суждения
    об обществе не слишком отдалены от реальности, потому что к ней доста-
    точно близки остатки, из которых возникают деривации, и остатки, ко-
    торые содействуют созданию дериваций. Если первые из этих остатков
    приближены к реальности, и если деривации являются достаточно ло-
    гичными, то получаются следствия, которые обычно не отходят далеко
    от реальности. Но если первые из таких остатков не отличаются близо-
    стью к реальности, то вторые остатки настраивают на применение со-
    фистических дериваций, благодаря которым осуществляется корректи-
    ровка, обеспечивающая перемещение в сторону реальности.
  • По поводу соответствия между остатками и другими социальными фак-
    тами мы можем повторить то, что говорилось на этот счет в отношении
    дериваций (см. § 666).
    1. Некоторые остатки очень плохо соответствуют тем фактам, от ко-
    торых зависит социальное устройство, они совершенно не могут
    обеспечить соответствие логико-экспериментальным принци-
    пам, выведенным из этих фактов.
    2. Те же остатки, которые до некоторой степени соответствуют фак-
    там, определяющим социальное устройство, и примерно соответ-
    ствуют полученным из этих фактов логико-экспериментальным
    принципам, не могут находиться в полном соответствии с этими
    фактами совершенно лишены необходимой для установления та-
    ких принципов точности и определенности.
    В отношении дериваций мы отмечаем, что обычно они выходят
    за пределы реальности в том направлении, на которое они ориентирова-
    ны; они редко остаются в области реальных явлений. Это происходит
    в силу следующих причин.
    Во-первых. Когда чувства начинают доходить до некоторого преде-
    ла, деривации имеют тенденцию трансформироваться в идеалы и мифы.
    Во-вторых. Чтобы деривация лучше воспринималась и сильнее запе-
    чатлевалась в сознании, ее выражают кратко, в нескольких словах, без ог-
    раничений, оговорок и исключений, которые подвели бы ее ближе
    к реальности.
    В-третьих. Чтобы побудить людей к действию, деривация должна со-
    держать простые принципы, выходящие за границы реальности. Если
    мы рассмотрим такие нормы, как «Не убий», «Возлюби ближнего своего
    как самого себя», то выявим отмеченную особенность. Для того чтобы
    вернуться от деривации в область реального, почти всегда необходимо
    делать определенные оговорки.
    254 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Но если люди в процессе действий в соответствии с деривациями при- ближаются к реальности, каким-то образом должна проводиться коррек-
    тировка расхождений между деривациями и реальностью. Эта корректи-
    ровка достигается путем противопоставления и наложения множества
    дериваций, распространенных в обществе (см. § 839). Наиболее простой,
    но наименее часто используемый способ состоит в наложении двух дери-
    ваций A и B, которые обе уводят от реальности, но одна — в одном, а дру-
    гая — в другом, противоположном направлении. При их наложении про-
    исходит большее приближение к реальности, чем в случае, когда они вы-
    ступают порознь. В качестве A может выступать деривация «Возлюби
    ближнего своего как самого себя», а в качестве B — та, которая говорит
    о долге мщения. Более сложен и шире распространен случай наложения
    нескольких дериваций A, B, C, которые в отношении друг друга не явля-
    ются диаметрально противоположными, и когда результат их наложения
    все же ближе к реальности, чем каждая из них в отдельности. Например,
    это относится к деривациям о правах людей, о патриотическом эгоизме,
    о независимости правосудия, о государственном интересе и т. д., кото-
    рые встречаются почти у всех цивилизованных народов.
  • Влияние расхождений между остатками и логико-экспериментальными
    принципами на получаемые выводы. Предположим, что мы рассуждаем
    в соответствии с логико-экспериментальным методом и принимаем в ка-
    честве исходных посылок некоторые остатки a; так мы придем к выво-
    дам c. Если бы мы стали рассуждать таким же образом, но исходили
    бы из строго экспериментальных принципов A, то пришли бы к выво-
    дам C. Чтобы узнать, как соотносятся выводы c и C, необходимо устано-
    вить, в каком отношении находятся остатки a и принципы A. Допустим,
    что a, или те суждения, которые в них выражены, совпадают с A только
    в некоторых пределах. Если такие пределы известны, то ясно, что полу-
    чаемые из a выводы будут верными в этих пределах. Если пределы неиз-
    вестны, то выводы будут соответствовать фактам только до тех пор, пока
    рассуждение не особенно заметно выходит за те границы, в которых ис-
    ходные положения верны. Это очень мало, но это немногое лучше, чем
    ничего.
    Там, где еще недостает научного знания, приходит на помощь эмпи-
    ризм; он пока занимает и, пожалуй, еще долго будет занимать обширное
    место в социальных областях знания и часто выправляет изъяны исход-
    ных посылок (см. § 667). Те, кто не позволяют себе уступить воздействию
    остатков и дериваций и являются практичными людьми, часто приходят
    к результатам, которые не особенно расходятся с опытом.
  • Утверждения, которые не являются простым обобщением опыта, как
    экспериментальные принципы, следует назвать «ложными». Если так
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 255 обозначается утверждение, которое совершенно не отвечает фактам,
    то нет сомнений в том, что при использовании его в качестве исходной по-
    сылки получаемые из него логические выводы окажутся ошибочными
    и также не будут соответствовать фактам. Но этим же термином «ложный»
    обозначается также неверное объяснение реального факта, и в таком слу-
    чае из него в некоторых границах могут быть получены истинные, т. е. со-
    гласующиеся с фактами выводы. Например, на основе ложного объясне-
    ния: «Природа боится пустоты» могут быть сделаны выводы, подтвер-
    ждаемые опытом.
  • Рассуждая упрощенно, можно утверждать, что из дериваций, которые
    имеются в данном обществе, могут получаться подтверждаемые опытом
    выводы, если только: во-первых, в отношении этих дериваций вводится
    оговорка, что они обычно не приводят к той цели, на которую ориенти-
    рованы (см. § 670); во-вторых, рассуждения не слишком расходятся с по-
    ложением дел в обществе; в-третьих, рассуждение, которое имеет в каче-
    стве исходной посылки остатки, соответствующие таким деривациям,
    не превышает допустимого порога логических нарушений, иными слова-
    ми, рассуждение, построенное на деривациях, только внешне выглядит
    логичным, в действительности оно скорее согласуется со связанными
    с остатками чувствами, чем с элементарной логикой.
  • В логико-экспериментальных науках, если манифестации согласуются
    с фактами, то принципы, следствием которых эти манифестации явля-
    ются, будут соответствовать фактам. Напротив, при рассуждениях с ис-
    пользованием дериваций принципы, логическими следствиями которых
    являются манифестации, могут совершенно расходиться фактами.
    Следовательно, мы можем утверждать, что в подобных случаях рассу-
    ждение в полном соответствии с логикой приводит к расходящимся
    с фактами выводам в гораздо большей мере, чем при рассуждениях, отли-
    чающихся серьезными изъянами в отношении логики и явными
    софизмами.
  • Люди, в том числе и хорошие специалисты в определенных областях, во
    все времена противопоставляли теорию и практику и признавали полез-
    ность и необходимость практики для других областей знания. Подобные
    утверждения являются деривациями, в которых выражаются следующие
    факты.
    Во-первых, когда теория исходит из строго научных положений, она
    абстрагирует феномен, который в действительности связан с другими
    феноменами.
    256 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Во-вторых, когда теория исходит из эмпирических положений, вер- ных только в некоторых границах, по ходу рассуждений люди склонны
    выходить за эти границы, даже не замечая этого.
    В-третьих, когда теория исходит из дериваций, то, поскольку им
    обычно недостает определенности и точности, ее положения уже не мо-
    гут стать исходными пунктами для строгого рассуждения.
    В-четвертых, когда плохо или вовсе не известны границы, за которы-
    ми деривации перестают быть истинными положениями, если даже
    не становятся вовсе ложными. Все трудности, упомянутые или иные,
    аналогичные, приводят к тому, что человек практического склада, дви-
    жимый остатками, нередко приходит к выводам, которые согласуются
    с фактами намного лучше, чем выводы чистого теоретика, рассуждающе-
    го по правилам логики.
  • Здесь достаточно ясно видно противоречие между знанием и действием.
    Чтобы знать, необходима только логико-экспериментальная наука; что-
    бы действовать, намного важнее руководствоваться чувствами. Отсюда
    следует и другой важный результат: для разрешения этого противоречия
    эффективно деление общности на две части, когда одна часть, где прева-
    лирует знание, руководит и направляет другую часть, в которой превали-
    руют чувства. В итоге действия становятся хорошо управляемыми и силь-
    ными. Эти выводы очень важны для социологии.
    Люди практического склада часто стремятся дать некую теорию своих
    действий, но она, как правило, значит мало или вообще ничего. Такие
    люди умеют действовать, но не могут объяснить, почему они так действу-
    ют. Их теоретизации почти всегда являются деривациями, не имеющими
    отношения к логико-экспериментальным теориям.
    Контраст между практикой и теорией порой принимает форму полно-
    го отвержения последней. Нередко утверждают, что необходимо выби-
    рать «правильное средство», или что предписания (деривации) следует
    интерпретировать в соответствии с их «духом», а не с буквой; это часто
    означает, что их следует интерпретировать в направлении, предпочти-
    тельном для того, кто проводит наблюдение.
  • Неопределенные деривации и как они оказываются адаптированными к не-
    которым целям. Деривации обычно выходят за границы реальности.
    В случае мифов людей это не беспокоит; но если дело касается псевдо-
    экспериментальных дериваций, они стараются различными способами
    согласовать их с реальностью. Одним из
  • Скачать:TXTPDF

    социальным фактам. Еслибы остатки, так же как принципы экспериментальных наук, являлись вы-ражениями фактов, если бы деривации обладали логической строгостью, 252 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ то соответствие получаемых выводов опыту было бы