Компендиум по общей социологии
приводит к ус-
тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями или
фактами посредством других ощущений P, Q, R…». Теперь мы скажем,
что поддержание таких отношений является сохранением агрегатов, как
это было показано в главе 5. В § 85 обсуждалось сила X, которая соединя-
ет ощущения P, Q, R…; теперь мы будем называть ее силой, сохраняющей
агрегаты остатков, определяющей интенсивность сохранения агрегатов.
Сила Y (см. § 85), которая ведет к обновлению, соответствует остаткам
класса I (инстинкт комбинаций).
Изучение различий между обществами Спарты, Афин, Рима, Англии,
Франции оказывается не чем иным, как изучением отличий, которые на-
блюдаются в этих обществах между интенсивностью чувств, соответст-
вующих остаткам класса I, и интенсивностью чувств, соответствующих
остаткам класса II. Примечательно, что те же выводы, к каким мы сейчас
пришли благодаря теории остатков, были до этого получены непосредст-
венно путем изучения фактов, помимо какой-либо общей теории.
Теперь, когда у нас такая теория имеется, мы можем вновь обратиться
к этой теме и представить выводы в более общей форме. Например, в гла-
ве 2 мы писали (см. § 85): «Допустим, что у двух народов величины Y оди-
наковы, тогда как величины X различны. В отношении инноваций тот на-
род, у которого сила X мала, представляет собой tabula rasa для отноше-
ний P, Q, R… и они легко могут заменяться новыми отношениями. Народ,
у которого сила X велика, напротив, стремится, насколько возможно, со-
хранять такие связи, изменяя значение P, Q, R…». Теперь мы скажем: «До-
пустим, что у двух народов остатки класса I (инстинкт комбинаций) имеют
244 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ одинаковую силу, а остатки класса II (сохранение агрегатов) неодинако-
вую силу. Для проведения инноваций народ, у которого остатки класса II
отличаются меньшей силой, представляет собой tabula rasa в отношении
содержания и наименований агрегатов P, Q, R…, заменяет их другими аг-
регатами и вводит для них иные наименования. Напротив, тот народ,
у которого эти остатки имеют бо´льшую силу, даже при изменении содер-
жания агрегатов P, Q, R… стремится, насколько возможно, оставить
прежние имена, изменив подходящим образом соответствующие дерива-
ции, и пытается, прибегая даже к софизмам, использовать идентичные
имена в отношении разных вещей». Добавим, что это происходит именно
потому, что деривации в целом более легко меняются, чем остатки,
и здесь, как и везде, движение совершается по линии наименьшего
сопротивления.
Пропорции в распределении различных классов остатков у разных
народов являются, пожалуй, наилучшими показателями их социального
состояния.
Распределение и изменение остатков в разных стратах одного общества.
В разных стратах одного и того же общества остатки распределяются
по-разному и отличаются различной силой. Суеверия и боязнь новизны
более всего проявлялись среди низших классов, которые, как известно,
оказались в римском обществе последними среди тех, кто сохраняли вер-
ность старой религии, за которой именно поэтому закрепилось имя язы-
чества. У них наиболее распространены и наиболее сильны остатки клас-
сов II и III; менее сильны остатки класса V.
Выделив в обществе две страты — высшую и низшую, мы окажемся
ближе к реальности, чем при рассмотрении его как однородного. Мы еще
более приблизимся к ней, если выделим в обществе значительно большее
число страт (см. § 791 и далее).
Связи между остатками и условиями жизни. Полезные классификации
остатков можно основать на различиях занятий людей. Такие занятия из-
вестны с глубокой древности. Во все периоды истории, как правило, де-
лались наблюдения в отношении крестьян, торговцев, военных, судей
и т. д. и отмечалось, что преобладание тех или иных чувств меняется в за-
висимости от рода занятий. О том же говорит и теория, именуемая эконо-
мическим материализмом; но только вместо констатации зависимости
от экономического положения следовало бы говорить о взаимосвязи
и к единственной причинно-следственной связи добавить многие пере-
плетающиеся между собой связи.
К этим наблюдениям можно присоединить также наблюдения отно-
сительно влияния на свойства людей географических условий, климата
и, быть может, особенностей их питания, если прав Бокль.
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 245 Мы не намерены утверждать, что жизнь в определенном социальном
классе формирует у индивидов конкретные остатки, или что некоторые
имеющиеся у данных индивидов остатки обеспечивают их принадлеж-
ность к определенному классу, или что оба этих эффекта проявляются
одновременно. Мы рассмотрим это в следующей главе, а сейчас ограни-
чимся описанием тех видов единообразия, которые проявляются в рас-
пределении остатков в различных социальных классах.
Хотя многие факты на этот счет не отличаются достаточной точностью,
мы с некоторой вероятностью можем сохранять в отношении различных
социальных страт представленную в § 643 шкалу нарастания изменений.
1. Классы остатков.
2. Рода этих классов.
3. Деривации.
Но изменчивость для отдельных социальных страт оказывается выше,
чем для всего общества, поскольку в обществе в целом имеет место вза-
имная компенсация изменений, происходящих по отдельным стратам.
Кроме того, некоторые социальные группы, состоящие из малого коли-
чества индивидов, порой совершают сильные и внезапные изменения,
тогда как среди огромного большинства людей изменения оказываются
слабыми и медленными. В высших классах с большей легкостью, чем
в низших, меняются стили одежды, чувства и пристрастия, а также фор-
мы их выражения. Часто эти изменения не выходят за границы высших
классов, поскольку они исчезают до того момента, когда могли бы вос-
приняться низшими классами.
К сожалению, история позволяет нам лучше узнать душевные состояния,
чувства, нравы, характерные для малого числа представителей высших
страт, но не состояния, чувства и нравы, распространенные среди боль-
шей части общества, и было бы ошибкой распространять данные о выс-
ших стратах на всех. Также необходимо учитывать, что циркуляция меж-
ду классами привносит в высший класс более или менее быструю сменяе-
мость индивидов, и не следует смешивать это изменение состава
индивидов с изменением чувств индивидов. Например, в некотором за-
крытом классе X могут изменяться чувства и их проявления; но если
класс X является открытым, наряду с этим происходит изменение его со-
става. Такое изменение, в свою очередь, зависит от того, велика или мала
скорость циркуляции.
Реципрокное действие остатков и дериваций. Остатки могут воздейство-
вать: на другие остатки; на деривации. Последние также могут воздейст-
вовать: на остатки; на другие деривации.
246 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Теперь мы рассмотрим эти действия более обстоятельно, не исследуя,
как они связаны с полезностью для индивида и для общества.
Что касается воздействия остатков на деривации, то мы уже говорили,
что первые сильно воздействуют на вторые, тогда как воздействие вторых
на первые слабое. Особый случай, а именно колебания дериваций, соот-
ветствующие колебаниям остатков, мы рассмотрим позже (см. § 1015).
Воздействие остатков на остатки. Остатки a, b, c, которые соответству-
ют одному и тому же комплексу чувств — P, согласуются друг с другом,
т. е. не особенно расходятся и не приводят к явным противоречиям.
Но они могут расходиться и вступать в противоречие с остатками m, n, r,
которые соответствуют другому комплексу чувств — Q. Деривации, в ко-
торых такие остатки проявляются, могут плохо согласовываться и даже
явно не соответствовать друг другу. Иные из таких не согласующихся де-
риваций связаны с извлечением пользы от воздействия на разных людей,
обладающих разными остатками. Один и тот же человек может отстаи-
вать «право общества совершать действие против индивида», чтобы ото-
брать что-либо из принадлежащей ему собственности, и может также на-
стаивать на «праве индивида» ограждать себя «от общества», позволяю-
щем защитить преступника.
Несогласующиеся остатки и их деривации. Рассмотрим различные группы
остатков, каждая из которых соответствует определенным комплексам
чувств. Мы увидим, что взаимное действие таких групп, когда они диссо-
нируют друг с другом, обычно бывает слабым или его вовсе нет. Оно об-
наруживается только среди образованных людей, предпринимающих со-
фистические попытки примирить деривации, основанные на таких груп-
пах остатков, но это совершенно не волнует людей необразованных.
Индивид, как правило, не стремится согласовать несогласованные дери-
вации, он довольствуется тем, чтобы они были согласованы с остатками,
которые соответствуют его чувствам. Только небольшое число людей,
испытывающих потребность в соблюдении логики, побуждают себя изо-
щряться в нахождении способов взаимосогласования дериваций. Имен-
но поэтому при изучении «хода мыслей» того или иного автора или поли-
тического деятеля часто выясняется, что его идеи не составляют единого
целого, а напротив, содержат противоречивые воззрения.
Реципрокное действие остатков, соответствующих одному общему
для них комплексу чувств. Оно может осуществляться тремя различ-
ными способами. Пусть P представляет собой психическую склонность,
соответствующую комплексу чувств, выраженных остатками a, b, c, d.
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 247 Эти чувства могут иметь различную интенсив-
ность, или, говоря эллиптически*, остатки об-
ладают различной интенсивностью (см. § 634).
Первый способ. Если увеличивает или умень-
шает интенсивность общий источник P, то уве-
личивают или, соответственно, уменьшают ее
и остатки a, b, c. Увеличение или уменьшение
Рис. 17
интенсивности со стороны группы остатков
a способно воздействовать на P, приводя к увеличению или к уменьше-
нию его интенсивности; в таком случае усиление или ослабление интен-
сивности a приводит к усилению или к ослаблению ее для групп b, с. Для
очень большого коллектива такой эффект обычно проявляется медленно
и малозаметно, поскольку весь класс остатков, как мы видели, меняется
медленно и слабо. Быстрым и сильным это изменение может оказаться
для отдельно взятого индивида. Например, в Индии было отмечено, что
принявшие христианскую веру коренные жители утрачивали привер-
женность к прежней морали, сформированной благодаря их старой рели-
гии, но не приобретали мораль, связанную с новой религией. У них ока-
зались разрушенными некоторые остатки a, и поэтому произошло ослаб-
ление остатков всей группы: b, c, d.
Второй способ. Одна группа остатков может возрастать за счет дру-
гих групп того же класса и приводить, следовательно, к новому распреде-
лению между a, b, c, при неизменном P. Пример тому — инстинкт комби-
наций, который может реализовываться в различных, и в новых в том
числе, видах комбинаций.
Разные возможности реализуются при соединении первого и второго
способа <действия остатков>. Например, a возрастает, что приводит
к возрастанию P и, как следствие, также к возрастанию b и c; но рост
a достигается также за счет b и c; следовательно, b сможет в совокупности
возрастать, только если его прирост, обусловленный увеличением P, пре-
высит его убывание, обусловленное возрастанием a, тогда как другая
группа остатков, c, сможет уменьшаться, если спад не будет компенсиро-
ван приростом.
Третий способ. Может происходить также непосредственное воз-
действие со стороны a на b и c, без посредничества P. Не всегда легко его
выявить; часто такое воздействие может быть интерпретировано как опе-
рация, относящаяся к первому способу; но некоторые факты ясно свиде-
тельствуют о том, что существует взаимозависимость остатков a, b, c. На-
пример, это относится к известному случаю разбойников — ревностных
католиков и к иным аналогичным случаям. С определенной долей
- См. прим. к § 110.
248 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ вероятности можно сказать, что прямое воздействие, когда оно имеет ме-
сто, в первую очередь проявляется среди остатков из одного общего рода.
Например, тот, кто верит многим сказкам, легко отнесется с доверием
еще к одной сказке. Это напоминает прямое воздействие; хотя вера в от-
ношении многих сказок может представлять собой проявление такого
психического состояния, при котором новая сказка может легко воспри-
ниматься как правда.
Воздействие дериваций на остатки. Деривации, так же <как и остатки>,
являются манифестациями чувств, и, следовательно, их воздействие
на остатки схоже с воздействием остатков класса III и рода Ie на другие
остатки. Только благодаря такому воздействию деривации имеют зна-
чительную эффективность в детерминации социального равновесия;
в то же