Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
приводит к ус-
тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями или
фактами посредством других ощущений P, Q, R…». Теперь мы скажем,
что поддержание таких отношений является сохранением агрегатов, как
это было показано в главе 5. В § 85 обсуждалось сила X, которая соединя-
ет ощущения P, Q, R…; теперь мы будем называть ее силой, сохраняющей
агрегаты остатков, определяющей интенсивность сохранения агрегатов.
Сила Y (см. § 85), которая ведет к обновлению, соответствует остаткам
класса I (инстинкт комбинаций).
Изучение различий между обществами Спарты, Афин, Рима, Англии,
Франции оказывается не чем иным, как изучением отличий, которые на-
блюдаются в этих обществах между интенсивностью чувств, соответст-
вующих остаткам класса I, и интенсивностью чувств, соответствующих
остаткам класса II. Примечательно, что те же выводы, к каким мы сейчас
пришли благодаря теории остатков, были до этого получены непосредст-
венно путем изучения фактов, помимо какой-либо общей теории.
  • Теперь, когда у нас такая теория имеется, мы можем вновь обратиться
    к этой теме и представить выводы в более общей форме. Например, в гла-
    ве 2 мы писали (см. § 85): «Допустим, что у двух народов величины Y оди-
    наковы, тогда как величины X различны. В отношении инноваций тот на-
    род, у которого сила X мала, представляет собой tabula rasa для отноше-
    ний P, Q, R… и они легко могут заменяться новыми отношениями. Народ,
    у которого сила X велика, напротив, стремится, насколько возможно, со-
    хранять такие связи, изменяя значение P, Q, R…». Теперь мы скажем: «До-
    пустим, что у двух народов остатки класса I (инстинкт комбинаций) имеют
    244 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ одинаковую силу, а остатки класса II (сохранение агрегатов) неодинако-
    вую силу. Для проведения инноваций народ, у которого остатки класса II
    отличаются меньшей силой, представляет собой tabula rasa в отношении
    содержания и наименований агрегатов P, Q, R…, заменяет их другими аг-
    регатами и вводит для них иные наименования. Напротив, тот народ,
    у которого эти остатки имеют бо´льшую силу, даже при изменении содер-
    жания агрегатов P, Q, R… стремится, насколько возможно, оставить
    прежние имена, изменив подходящим образом соответствующие дерива-
    ции, и пытается, прибегая даже к софизмам, использовать идентичные
    имена в отношении разных вещей». Добавим, что это происходит именно
    потому, что деривации в целом более легко меняются, чем остатки,
    и здесь, как и везде, движение совершается по линии наименьшего
    сопротивления.
    Пропорции в распределении различных классов остатков у разных
    народов являются, пожалуй, наилучшими показателями их социального
    состояния.
  • Распределение и изменение остатков в разных стратах одного общества.
    В разных стратах одного и того же общества остатки распределяются
    по-разному и отличаются различной силой. Суеверия и боязнь новизны
    более всего проявлялись среди низших классов, которые, как известно,
    оказались в римском обществе последними среди тех, кто сохраняли вер-
    ность старой религии, за которой именно поэтому закрепилось имя язы-
    чества. У них наиболее распространены и наиболее сильны остатки клас-
    сов II и III; менее сильны остатки класса V.
    Выделив в обществе две страты — высшую и низшую, мы окажемся
    ближе к реальности, чем при рассмотрении его как однородного. Мы еще
    более приблизимся к ней, если выделим в обществе значительно большее
    число страт (см. § 791 и далее).
  • Связи между остатками и условиями жизни. Полезные классификации
    остатков можно основать на различиях занятий людей. Такие занятия из-
    вестны с глубокой древности. Во все периоды истории, как правило, де-
    лались наблюдения в отношении крестьян, торговцев, военных, судей
    и т. д. и отмечалось, что преобладание тех или иных чувств меняется в за-
    висимости от рода занятий. О том же говорит и теория, именуемая эконо-
    мическим материализмом; но только вместо констатации зависимости
    от экономического положения следовало бы говорить о взаимосвязи
    и к единственной причинно-следственной связи добавить многие пере-
    плетающиеся между собой связи.
    К этим наблюдениям можно присоединить также наблюдения отно-
    сительно влияния на свойства людей географических условий, климата
    и, быть может, особенностей их питания, если прав Бокль.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 245 Мы не намерены утверждать, что жизнь в определенном социальном классе формирует у индивидов конкретные остатки, или что некоторые
    имеющиеся у данных индивидов остатки обеспечивают их принадлеж-
    ность к определенному классу, или что оба этих эффекта проявляются
    одновременно. Мы рассмотрим это в следующей главе, а сейчас ограни-
    чимся описанием тех видов единообразия, которые проявляются в рас-
    пределении остатков в различных социальных классах.
  • Хотя многие факты на этот счет не отличаются достаточной точностью,
    мы с некоторой вероятностью можем сохранять в отношении различных
    социальных страт представленную в § 643 шкалу нарастания изменений.
    1. Классы остатков.
    2. Рода этих классов.
    3. Деривации.
    Но изменчивость для отдельных социальных страт оказывается выше,
    чем для всего общества, поскольку в обществе в целом имеет место вза-
    имная компенсация изменений, происходящих по отдельным стратам.
    Кроме того, некоторые социальные группы, состоящие из малого коли-
    чества индивидов, порой совершают сильные и внезапные изменения,
    тогда как среди огромного большинства людей изменения оказываются
    слабыми и медленными. В высших классах с большей легкостью, чем
    в низших, меняются стили одежды, чувства и пристрастия, а также фор-
    мы их выражения. Часто эти изменения не выходят за границы высших
    классов, поскольку они исчезают до того момента, когда могли бы вос-
    приняться низшими классами.
  • К сожалению, история позволяет нам лучше узнать душевные состояния,
    чувства, нравы, характерные для малого числа представителей высших
    страт, но не состояния, чувства и нравы, распространенные среди боль-
    шей части общества, и было бы ошибкой распространять данные о выс-
    ших стратах на всех. Также необходимо учитывать, что циркуляция меж-
    ду классами привносит в высший класс более или менее быструю сменяе-
    мость индивидов, и не следует смешивать это изменение состава
    индивидов с изменением чувств индивидов. Например, в некотором за-
    крытом классе X могут изменяться чувства и их проявления; но если
    класс X является открытым, наряду с этим происходит изменение его со-
    става. Такое изменение, в свою очередь, зависит от того, велика или мала
    скорость циркуляции.
  • Реципрокное действие остатков и дериваций. Остатки могут воздейство-
    вать: на другие остатки; на деривации. Последние также могут воздейст-
    вовать: на остатки; на другие деривации.
    246 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Теперь мы рассмотрим эти действия более обстоятельно, не исследуя, как они связаны с полезностью для индивида и для общества.
    Что касается воздействия остатков на деривации, то мы уже говорили,
    что первые сильно воздействуют на вторые, тогда как воздействие вторых
    на первые слабое. Особый случай, а именно колебания дериваций, соот-
    ветствующие колебаниям остатков, мы рассмотрим позже (см. § 1015).
  • Воздействие остатков на остатки. Остатки a, b, c, которые соответству-
    ют одному и тому же комплексу чувств — P, согласуются друг с другом,
    т. е. не особенно расходятся и не приводят к явным противоречиям.
    Но они могут расходиться и вступать в противоречие с остатками m, n, r,
    которые соответствуют другому комплексу чувств — Q. Деривации, в ко-
    торых такие остатки проявляются, могут плохо согласовываться и даже
    явно не соответствовать друг другу. Иные из таких не согласующихся де-
    риваций связаны с извлечением пользы от воздействия на разных людей,
    обладающих разными остатками. Один и тот же человек может отстаи-
    вать «право общества совершать действие против индивида», чтобы ото-
    брать что-либо из принадлежащей ему собственности, и может также на-
    стаивать на «праве индивида» ограждать себя «от общества», позволяю-
    щем защитить преступника.
  • Несогласующиеся остатки и их деривации. Рассмотрим различные группы
    остатков, каждая из которых соответствует определенным комплексам
    чувств. Мы увидим, что взаимное действие таких групп, когда они диссо-
    нируют друг с другом, обычно бывает слабым или его вовсе нет. Оно об-
    наруживается только среди образованных людей, предпринимающих со-
    фистические попытки примирить деривации, основанные на таких груп-
    пах остатков, но это совершенно не волнует людей необразованных.
  • Индивид, как правило, не стремится согласовать несогласованные дери-
    вации, он довольствуется тем, чтобы они были согласованы с остатками,
    которые соответствуют его чувствам. Только небольшое число людей,
    испытывающих потребность в соблюдении логики, побуждают себя изо-
    щряться в нахождении способов взаимосогласования дериваций. Имен-
    но поэтому при изучении «хода мыслей» того или иного автора или поли-
    тического деятеля часто выясняется, что его идеи не составляют единого
    целого, а напротив, содержат противоречивые воззрения.
  • Реципрокное действие остатков, соответствующих одному общему
    для них комплексу чувств. Оно может осуществляться тремя различ-
    ными способами. Пусть P представляет собой психическую склонность,
    соответствующую комплексу чувств, выраженных остатками a, b, c, d.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 247 Эти чувства могут иметь различную интенсив-
    ность, или, говоря эллиптически*, остатки об-
    ладают различной интенсивностью (см. § 634).
    Первый способ. Если увеличивает или умень-
    шает интенсивность общий источник P, то уве-
    личивают или, соответственно, уменьшают ее
    и остатки a, b, c. Увеличение или уменьшение
    Рис. 17
    интенсивности со стороны группы остатков
    a способно воздействовать на P, приводя к увеличению или к уменьше-
    нию его интенсивности; в таком случае усиление или ослабление интен-
    сивности a приводит к усилению или к ослаблению ее для групп b, с. Для
    очень большого коллектива такой эффект обычно проявляется медленно
    и малозаметно, поскольку весь класс остатков, как мы видели, меняется
    медленно и слабо. Быстрым и сильным это изменение может оказаться
    для отдельно взятого индивида. Например, в Индии было отмечено, что
    принявшие христианскую веру коренные жители утрачивали привер-
    женность к прежней морали, сформированной благодаря их старой рели-
    гии, но не приобретали мораль, связанную с новой религией. У них ока-
    зались разрушенными некоторые остатки a, и поэтому произошло ослаб-
    ление остатков всей группы: b, c, d.
    Второй способ. Одна группа остатков может возрастать за счет дру-
    гих групп того же класса и приводить, следовательно, к новому распреде-
    лению между a, b, c, при неизменном P. Пример тому — инстинкт комби-
    наций, который может реализовываться в различных, и в новых в том
    числе, видах комбинаций.
    Разные возможности реализуются при соединении первого и второго
    способа <действия остатков>. Например, a возрастает, что приводит
    к возрастанию P и, как следствие, также к возрастанию b и c; но рост
    a достигается также за счет b и c; следовательно, b сможет в совокупности
    возрастать, только если его прирост, обусловленный увеличением P, пре-
    высит его убывание, обусловленное возрастанием a, тогда как другая
    группа остатков, c, сможет уменьшаться, если спад не будет компенсиро-
    ван приростом.
    Третий способ. Может происходить также непосредственное воз-
    действие со стороны a на b и c, без посредничества P. Не всегда легко его
    выявить; часто такое воздействие может быть интерпретировано как опе-
    рация, относящаяся к первому способу; но некоторые факты ясно свиде-
    тельствуют о том, что существует взаимозависимость остатков a, b, c. На-
    пример, это относится к известному случаю разбойников — ревностных
    католиков и к иным аналогичным случаям. С определенной долей
    • См. прим. к § 110.
      248 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ вероятности можно сказать, что прямое воздействие, когда оно имеет ме-
      сто, в первую очередь проявляется среди остатков из одного общего рода.
      Например, тот, кто верит многим сказкам, легко отнесется с доверием
      еще к одной сказке. Это напоминает прямое воздействие; хотя вера в от-
      ношении многих сказок может представлять собой проявление такого
      психического состояния, при котором новая сказка может легко воспри-
      ниматься как правда.
  • Воздействие дериваций на остатки. Деривации, так же <как и остатки>,
    являются манифестациями чувств, и, следовательно, их воздействие
    на остатки схоже с воздействием остатков класса III и рода Ie на другие
    остатки. Только благодаря такому воздействию деривации имеют зна-
    чительную эффективность в детерминации социального равновесия;
    в то же
  • Скачать:TXTPDF

    приводит к ус-тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями илифактами посредством других ощущений P, Q, R…». Теперь мы скажем,что поддержание таких отношений является сохранением агрегатов, какэто было показано в главе