Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
таких способов, часто исполь-
зуемым и эффективным, является содержательная неопределенность
выражающих деривацию терминов; тогда легко удается, осуществив
их софистическую интерпретацию, адаптировать деривацию к реально-
сти. Изучение феноменов францисканства, толстовства, пацифизма,
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 257 гуманизма, культа добродетели дает наглядные примеры того, как люди
стараются избежать логических следствий следования некоторым
принципам.
  • Мероприятия, направленные на достижение цели. Предыдущие рассужде-
    ния относились к реальным движениям; теперь мы переходим к изуче-
    нию проблемы, относящейся к виртуальным движениям. Рассмотрим,
    какие феномены проявились бы, если бы изменились остатки или дери-
    вации. Здесь представлены отдельно некоторые группы остатков и дери-
    ваций, т. е. исследуется только часть изучаемого феномена, но в следую-
    щей главе это будет сделано более глубоко с учетом всех воздействующих
    на общество элементов, что приблизит к его пониманию в целом. Опира-
    ясь на выполненные исследования (см. § 651–666) в отношении взаим-
    ных влияний остатков и дериваций, постараемся узнать, какими должны
    быть действия ради достижения цели.
  • Рассмотрим комплекс чувств P, из которого исходят остатки, или, лучше
    сказать, группы остатков a, b, c <см. рис. 18>. От одного из них (a), посред-
    ством демонстраций или дериваций в собственном смысле (см. § 633) — m,
    n, p получаются манифестации (см. § 633) или доктрины — r, s, t; то же
    можно повторить и для других групп — b, c. Вместо одного комплекса
    чувств нам на самом деле следовало бы рассматривать большее число
    чувств, все действия которых ощущаются то по отдельности, то в комби-
    нации с другими группами остатков; но такое исследование синтезирую-
    щего характера можно провести и с обозначенными здесь элементами.
  • Выделим случаи, которые относятся к вирту-
    альным движениям.
    Первый случай (наиболее простой) — когда
    устраняется a. Устранение a влечет за собой ис-
    чезновение манифестаций r, s, t; но если наряду
    с a имеются аналогичные группы остатков,
    то после ее устранения аналогичные манифе-
    стации сохранятся. Кроме того, ослабление или
    исчезновение группы a может быть скомпенси- Рис. 18
    ровано усилением или рождением других ос-
    татков этого же класса, что мы уже отметили (см. § 655), когда вели речь
    об изменениях всей совокупности остатков одного класса, которые ока-
    зываются меньшими, чем изменения отдельных родов и видов остатков.
  • Второй случай. Если ликвидируются или изменяются одна или более
    дериваций в собственном смысле m, n, p, то сущность феномена не меня-
    ется. Такие деривации создаются очень легко, и если исчезает одна
    258 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ из них, на ее месте появляется другая. В первом приближении мы отмети-
    ли, что деривации, как в собственном смысле, так и их манифестации,
    оказывают вторичное, менее существенное и порой очень кратковремен-
    ное действие по сравнению с остатками. Но все же их действие не равно
    нулю, и во втором приближении его необходимо рассмотреть, что мы те-
    перь можем сделать.
  • Третий случай. Если изменяются или разрушаются одна или более ма-
    нифестаций r, s, то мы должны рассматривать обе части феномена. Со-
    гласно тому, что было сказано относительно взаимного воздействия ос-
    татков и манифестаций, основным, определяющим является влияние ос-
    татков a на манифестации r, s, которое побуждает весь класс остатков
    (класс III) к действию, тогда как устранение r приводит только к исчезно-
    вению r. И наоборот, если бы некая внешняя сила вынудила осуществить
    r, то такая акция привело бы только к появлению r.
  • Это, несомненно, основная часть феномена. Действительно, тот, в ком
    присутствует религиозная вера, испытывает потребность в совершении
    культовых актов; напротив, принуждение к совершению культовых актов
    в отношении человека, который не имеет религиозных чувств, не поро-
    дит в нем таких чувств.
  • Другая часть феномена, хотя она вторичная, — это ответное действие
    r на a: спонтанные манифестации некоторых чувств вызывают усиление
    этих чувств (см. § 657). Мы добавляем слово «спонтанные», потому что
    когда они таковыми не являются, они имеют похожий, но намного бо-
    лее слабый эффект. Более существен, особенно в некоторых случаях,
    будет эффект, имеющий обратную направленность, выступающий как
    ответная реакция на насилие, которому подвергается индивид. Итак,
    если некоторые манифестации r были спонтанным образом подавлены,
    то за этим может последовать ослабление чувств, соответствующих a. Тот
    же результат достигается в некоторых случаях при использовании сати-
    ры, поскольку смех — это оружие, часто оказывающееся эффективным
    для ослабления остатков «сохранения агрегатов». Когда же, напротив,
    манифестации насильственно устранены, то обычно соответствую-
    щие им чувства, если они были сильными, в результате ответной реакции
    на такое подавление укрепляются; если же они были недостаточно силь-
    ными, то могут надолго ослабеть (см. § 661). В общем, применение силы
    всегда более эффективно для противодействия стремлению представить
    в комичном виде некоторые манифестации, чем для их внедрения. Более
    действенна по сравнению с непосредственной защитой манифестаций
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 259 опосредованная поддержка некоторых остатков класса II, позволяющая
    воспрепятствовать нападкам на эти манифестации (см. § 695).
  • Причина усиления устойчивых чувств состоит в том, что на деле не была
    уничтожена манифестация r, удалось только воспрепятствовать ее пуб-
    личному распространению, а созданные препятствия, не давая проявить-
    ся чувствам, лишь укрепили их. Если бы, напротив, такое подавление ма-
    нифестации произошло и достигло бы внутреннего индивидуального
    сознания, то это всегда ослабило бы остатки a в большей или меньшей
    степени.
  • Этим объясняются случаи, о которых упоминалось ранее (см. § 658–661).
    Если в логико-экспериментальных науках эффективным опровержени-
    ем утверждения A является демонстрирование его ложности (см. § 658),
    то это происходит потому, что манифестация r, построенная на основе
    такого утверждения, уничтожается и потому, что ее не поддерживают
    чувства a, которые бы ей соответствовали и отличались значительной си-
    лой. Если ученый действительно принимает A под влиянием самолюбия
    или иных чувств, а не на основании экспериментальной значимости A,
    то такой феномен развивается не так, как это было показано выше. Там,
    где присутствуют нелогические действия и чувства, опровержение r
    не может лишить его силы, не подорвав тех чувств, которые оно выража-
    ет; иначе оно от этого только усилится (см. § 659).
  • Эффект от опровержения и преследования, который мы охарактеризова-
    ли как опосредованный (см. § 660), — это эффект противодействия ма-
    нифестации; он включает две части (см. § 657), т. е. манифестацию уже
    существовавших чувств и идей, которые соответствуют a, и эффект, свя-
    занный с деривацией в собственном смысле (см. § 660).
  • Чувства, названные сильными и присущие некоторой совокупности на-
    селения или социального класса, могут быть внутренне свойственны лю-
    дям: либо потому, что такие чувства вызывались многочисленными об-
    стоятельствами, либо потому, что они присущи многим индивидам. Об-
    ратная картина касается тех чувств, которые были названы слабыми.
    Поэтому в § 661 мы учитывали не только внутреннюю силу чувств,
    но и наличие более или менее большого числа фактов, и имели в виду тех
    индивидов, к которым эти процессы относятся.
  • Когда внешнее подавление или устранение r укрепляет a, в результате
    усиливаются также s и t; т. е. в некоторых случаях разрушение или ослаб-
    ление манифестации r приводит к возрастанию s и t. Этот эффект похож
    260 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на другой — на компенсацию, происходящую между группами остатков.
    Порой происходит одновременно и то, и другое.
  • В аспекте виртуальных движений большое значение имеют выводы, по-
    лучаемые из сделанных выше наблюдений.
    Вывод a. Допустим, правительству требуется устранить некоторую
    группу остатков a, тогда ему необходимо уничтожить по возможности
    всех индивидов, которые являются носителями таких остатков. Так по-
    ступала в Испании инквизиция; этого не смогло сделать Римское госу-
    дарство в отношении христианства.
  • Уничтожение остатков a может быть спонтанным; но тогда вместо вирту-
    альных движений мы имеем реальные движения. Факты, особенно силь-
    но затронувшие население, вызывают значительное изменение чувств
    современников; однако на последующие поколения, знающие об этом
    только по преданиям, эти факты оказывают более слабое впечатление.
    Таким образом, можно сказать, что здесь исчезают индивиды, у которых
    были остатки группы a.
  • Сходные феномены возникают в случаях, когда вместо того, чтобы со-
    всем исчезнуть, индивиды с такими чувствами появляются вновь. Это
    наблюдалось в античном Риме, где порабощенные народы передавали
    свои чувства и свои деривации.
  • Многие люди полагают, что для того, чтобы уничтожить a, достаточно
    изменить воспитание. Это было бы возможно, если бы воспитательные
    меры оказывали воздействие в течение всей жизни; в противном случае
    их действенность оказывается незначительной или равной нулю.
    Мы не утверждаем, что влияние воспитания равно нулю, но всего лишь
    имеем в виду, что оно только часть многочисленных воздействий на че-
    ловека, совокупный результат которых проявляется в его действиях.
  • Вывод b. Чтобы подействовать на a, правительства обычно воздейству-
    ют на манифестации r, s. Это делается не столько на основе логического
    заключения, сколько под влиянием нелогического действия чувств, за-
    тронутых этими манифестациями. Используемая при этом деривация ча-
    ще всего оказывается такой: «Вместе с r проявляются те чувства, которые
    вредны обществу; следовательно, надо подавлять r». К этому не добавля-
    ется: «…потому что с подавлением r уничтожатся проявляющиеся при
    этом чувства», что явилось бы слабой частью в рассуждении.
  • Внушительное количество фактов свидетельствует о малой эффективности
    попыток оказать влияние на остаток через воздействие на манифестации.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 261 Достаточно вспомнить о бесплодной борьбе Бисмарка с социалистами
    и немецкими католиками (движение которых получило название
    «Kulturkampf») и о тщетности усилий «добродетельных доминиканцев»,
    которые полагают, что, разрушив манифестации <доктрины>, они смо-
    гут уничтожить остатки <чувства>.
  • Многие действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, пред-
    ставляют собой манифестации того же рода. Конечно, кражи и убийст-
    ва — это уже не теоретические манифестации, но и они не совершаются
    помимо чувств, без их проявления; именно поэтому в них обнаружива-
    ются некоторые из описанных выше характеристик.
    Во-первых, в той мере, в какой нелогические действия входят в эти
    факты, они остаются вне рационального осмысления. Именно поэтому
    угроза наказания имеет малую эффективность в удержании людей от осо-
    бо тяжких преступлений, а также преступлений, совершаемых под влия-
    нием аффекта, поскольку, за редкими исключениями, они имеют истоки
    в сильных чувствах, подталкивающих к нелогическим действиям. При
    менее тяжких преступлениях чувства не настолько глубоко захватывают
    людей, и, следовательно, становится более значимой логическая часть:
    угроза наказания более эффективна в борьбе с правонарушениями, за со-
    вершение которых взимается штраф, чем для предотвращения убийств.
    Во-вторых, основная причина преступлений, если не учитывать от-
    дельных, всегда имеющихся исключений, заключается в существова-
    нии некоторых чувств a. Теория врожденной преступности добавляет,
    что эти чувства есть в индивиде от рождения. Может быть, отчасти это
    справедливо; но трудно с этим согласиться для всех случаев, поскольку
    комплекс факторов места и времени, иных обстоятельств, в которых
    жил индивид, несомненно, изменяют хотя бы некоторые из чувств,
    имевшихся от рождения. Но в отличие от теории, названной теорией
    «ответственности», которая все сводит к логическим действиям, теория
    врожденной преступности предстает почти как истина, противополож-
    ная заблуждению.
    В-третьих, в социальных науках мало сомнений вызывает тот факт,
    что на исправление преступника, особенно в отношении наиболее тяж-
    ких преступлений, влияние наказания до сих пор оказывалось весьма ни-
    чтожным, если, как нередко происходит, оно, напротив, не усиливало
    в нем преступных наклонностей. Это происходит в соответствии с общим
    законом, согласно которому насильственное подавление манифестаций
    любой группы чувств часто малоэффективно для ослабления их интен-
    сивности, а порой оно, напротив, только усиливает их. Многие попытки
    устранения этого изъяна в уголовном законодательстве не достигали осо-
    бого успеха; то малое, или, правильнее сказать, ничтожно малое, что до-
    стигнуто, как раз и вызвано воздействием на чувства a.
    262 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • В-четвертых, единственным средством, действенность которого прояви-
    лась в снижении преступности, было устранение самих
  • Скачать:TXTPDF

    таких способов, часто исполь-зуемым и эффективным, является содержательная неопределенностьвыражающих деривацию терминов; тогда легко удается, осуществивих софистическую интерпретацию, адаптировать деривацию к реально-сти. Изучение феноменов францисканства, толстовства, пацифизма, Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И