Компендиум по общей социологии
таких способов, часто исполь-
зуемым и эффективным, является содержательная неопределенность
выражающих деривацию терминов; тогда легко удается, осуществив
их софистическую интерпретацию, адаптировать деривацию к реально-
сти. Изучение феноменов францисканства, толстовства, пацифизма,
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 257 гуманизма, культа добродетели дает наглядные примеры того, как люди
стараются избежать логических следствий следования некоторым
принципам.
Мероприятия, направленные на достижение цели. Предыдущие рассужде-
ния относились к реальным движениям; теперь мы переходим к изуче-
нию проблемы, относящейся к виртуальным движениям. Рассмотрим,
какие феномены проявились бы, если бы изменились остатки или дери-
вации. Здесь представлены отдельно некоторые группы остатков и дери-
ваций, т. е. исследуется только часть изучаемого феномена, но в следую-
щей главе это будет сделано более глубоко с учетом всех воздействующих
на общество элементов, что приблизит к его пониманию в целом. Опира-
ясь на выполненные исследования (см. § 651–666) в отношении взаим-
ных влияний остатков и дериваций, постараемся узнать, какими должны
быть действия ради достижения цели.
Рассмотрим комплекс чувств P, из которого исходят остатки, или, лучше
сказать, группы остатков a, b, c <см. рис. 18>. От одного из них (a), посред-
ством демонстраций или дериваций в собственном смысле (см. § 633) — m,
n, p получаются манифестации (см. § 633) или доктрины — r, s, t; то же
можно повторить и для других групп — b, c. Вместо одного комплекса
чувств нам на самом деле следовало бы рассматривать большее число
чувств, все действия которых ощущаются то по отдельности, то в комби-
нации с другими группами остатков; но такое исследование синтезирую-
щего характера можно провести и с обозначенными здесь элементами.
Выделим случаи, которые относятся к вирту-
альным движениям.
Первый случай (наиболее простой) — когда
устраняется a. Устранение a влечет за собой ис-
чезновение манифестаций r, s, t; но если наряду
с a имеются аналогичные группы остатков,
то после ее устранения аналогичные манифе-
стации сохранятся. Кроме того, ослабление или
исчезновение группы a может быть скомпенси- Рис. 18
ровано усилением или рождением других ос-
татков этого же класса, что мы уже отметили (см. § 655), когда вели речь
об изменениях всей совокупности остатков одного класса, которые ока-
зываются меньшими, чем изменения отдельных родов и видов остатков.
Второй случай. Если ликвидируются или изменяются одна или более
дериваций в собственном смысле m, n, p, то сущность феномена не меня-
ется. Такие деривации создаются очень легко, и если исчезает одна
258 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ из них, на ее месте появляется другая. В первом приближении мы отмети-
ли, что деривации, как в собственном смысле, так и их манифестации,
оказывают вторичное, менее существенное и порой очень кратковремен-
ное действие по сравнению с остатками. Но все же их действие не равно
нулю, и во втором приближении его необходимо рассмотреть, что мы те-
перь можем сделать.
Третий случай. Если изменяются или разрушаются одна или более ма-
нифестаций r, s, то мы должны рассматривать обе части феномена. Со-
гласно тому, что было сказано относительно взаимного воздействия ос-
татков и манифестаций, основным, определяющим является влияние ос-
татков a на манифестации r, s, которое побуждает весь класс остатков
(класс III) к действию, тогда как устранение r приводит только к исчезно-
вению r. И наоборот, если бы некая внешняя сила вынудила осуществить
r, то такая акция привело бы только к появлению r.
Это, несомненно, основная часть феномена. Действительно, тот, в ком
присутствует религиозная вера, испытывает потребность в совершении
культовых актов; напротив, принуждение к совершению культовых актов
в отношении человека, который не имеет религиозных чувств, не поро-
дит в нем таких чувств.
Другая часть феномена, хотя она вторичная, — это ответное действие
r на a: спонтанные манифестации некоторых чувств вызывают усиление
этих чувств (см. § 657). Мы добавляем слово «спонтанные», потому что
когда они таковыми не являются, они имеют похожий, но намного бо-
лее слабый эффект. Более существен, особенно в некоторых случаях,
будет эффект, имеющий обратную направленность, выступающий как
ответная реакция на насилие, которому подвергается индивид. Итак,
если некоторые манифестации r были спонтанным образом подавлены,
то за этим может последовать ослабление чувств, соответствующих a. Тот
же результат достигается в некоторых случаях при использовании сати-
ры, поскольку смех — это оружие, часто оказывающееся эффективным
для ослабления остатков «сохранения агрегатов». Когда же, напротив,
манифестации насильственно устранены, то обычно соответствую-
щие им чувства, если они были сильными, в результате ответной реакции
на такое подавление укрепляются; если же они были недостаточно силь-
ными, то могут надолго ослабеть (см. § 661). В общем, применение силы
всегда более эффективно для противодействия стремлению представить
в комичном виде некоторые манифестации, чем для их внедрения. Более
действенна по сравнению с непосредственной защитой манифестаций
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 259 опосредованная поддержка некоторых остатков класса II, позволяющая
воспрепятствовать нападкам на эти манифестации (см. § 695).
Причина усиления устойчивых чувств состоит в том, что на деле не была
уничтожена манифестация r, удалось только воспрепятствовать ее пуб-
личному распространению, а созданные препятствия, не давая проявить-
ся чувствам, лишь укрепили их. Если бы, напротив, такое подавление ма-
нифестации произошло и достигло бы внутреннего индивидуального
сознания, то это всегда ослабило бы остатки a в большей или меньшей
степени.
Этим объясняются случаи, о которых упоминалось ранее (см. § 658–661).
Если в логико-экспериментальных науках эффективным опровержени-
ем утверждения A является демонстрирование его ложности (см. § 658),
то это происходит потому, что манифестация r, построенная на основе
такого утверждения, уничтожается и потому, что ее не поддерживают
чувства a, которые бы ей соответствовали и отличались значительной си-
лой. Если ученый действительно принимает A под влиянием самолюбия
или иных чувств, а не на основании экспериментальной значимости A,
то такой феномен развивается не так, как это было показано выше. Там,
где присутствуют нелогические действия и чувства, опровержение r
не может лишить его силы, не подорвав тех чувств, которые оно выража-
ет; иначе оно от этого только усилится (см. § 659).
Эффект от опровержения и преследования, который мы охарактеризова-
ли как опосредованный (см. § 660), — это эффект противодействия ма-
нифестации; он включает две части (см. § 657), т. е. манифестацию уже
существовавших чувств и идей, которые соответствуют a, и эффект, свя-
занный с деривацией в собственном смысле (см. § 660).
Чувства, названные сильными и присущие некоторой совокупности на-
селения или социального класса, могут быть внутренне свойственны лю-
дям: либо потому, что такие чувства вызывались многочисленными об-
стоятельствами, либо потому, что они присущи многим индивидам. Об-
ратная картина касается тех чувств, которые были названы слабыми.
Поэтому в § 661 мы учитывали не только внутреннюю силу чувств,
но и наличие более или менее большого числа фактов, и имели в виду тех
индивидов, к которым эти процессы относятся.
Когда внешнее подавление или устранение r укрепляет a, в результате
усиливаются также s и t; т. е. в некоторых случаях разрушение или ослаб-
ление манифестации r приводит к возрастанию s и t. Этот эффект похож
260 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на другой — на компенсацию, происходящую между группами остатков.
Порой происходит одновременно и то, и другое.
В аспекте виртуальных движений большое значение имеют выводы, по-
лучаемые из сделанных выше наблюдений.
Вывод a. Допустим, правительству требуется устранить некоторую
группу остатков a, тогда ему необходимо уничтожить по возможности
всех индивидов, которые являются носителями таких остатков. Так по-
ступала в Испании инквизиция; этого не смогло сделать Римское госу-
дарство в отношении христианства.
Уничтожение остатков a может быть спонтанным; но тогда вместо вирту-
альных движений мы имеем реальные движения. Факты, особенно силь-
но затронувшие население, вызывают значительное изменение чувств
современников; однако на последующие поколения, знающие об этом
только по преданиям, эти факты оказывают более слабое впечатление.
Таким образом, можно сказать, что здесь исчезают индивиды, у которых
были остатки группы a.
Сходные феномены возникают в случаях, когда вместо того, чтобы со-
всем исчезнуть, индивиды с такими чувствами появляются вновь. Это
наблюдалось в античном Риме, где порабощенные народы передавали
свои чувства и свои деривации.
Многие люди полагают, что для того, чтобы уничтожить a, достаточно
изменить воспитание. Это было бы возможно, если бы воспитательные
меры оказывали воздействие в течение всей жизни; в противном случае
их действенность оказывается незначительной или равной нулю.
Мы не утверждаем, что влияние воспитания равно нулю, но всего лишь
имеем в виду, что оно только часть многочисленных воздействий на че-
ловека, совокупный результат которых проявляется в его действиях.
Вывод b. Чтобы подействовать на a, правительства обычно воздейству-
ют на манифестации r, s. Это делается не столько на основе логического
заключения, сколько под влиянием нелогического действия чувств, за-
тронутых этими манифестациями. Используемая при этом деривация ча-
ще всего оказывается такой: «Вместе с r проявляются те чувства, которые
вредны обществу; следовательно, надо подавлять r». К этому не добавля-
ется: «…потому что с подавлением r уничтожатся проявляющиеся при
этом чувства», что явилось бы слабой частью в рассуждении.
Внушительное количество фактов свидетельствует о малой эффективности
попыток оказать влияние на остаток через воздействие на манифестации.
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 261 Достаточно вспомнить о бесплодной борьбе Бисмарка с социалистами
и немецкими католиками (движение которых получило название
«Kulturkampf») и о тщетности усилий «добродетельных доминиканцев»,
которые полагают, что, разрушив манифестации <доктрины>, они смо-
гут уничтожить остатки <чувства>.
Многие действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, пред-
ставляют собой манифестации того же рода. Конечно, кражи и убийст-
ва — это уже не теоретические манифестации, но и они не совершаются
помимо чувств, без их проявления; именно поэтому в них обнаружива-
ются некоторые из описанных выше характеристик.
Во-первых, в той мере, в какой нелогические действия входят в эти
факты, они остаются вне рационального осмысления. Именно поэтому
угроза наказания имеет малую эффективность в удержании людей от осо-
бо тяжких преступлений, а также преступлений, совершаемых под влия-
нием аффекта, поскольку, за редкими исключениями, они имеют истоки
в сильных чувствах, подталкивающих к нелогическим действиям. При
менее тяжких преступлениях чувства не настолько глубоко захватывают
людей, и, следовательно, становится более значимой логическая часть:
угроза наказания более эффективна в борьбе с правонарушениями, за со-
вершение которых взимается штраф, чем для предотвращения убийств.
Во-вторых, основная причина преступлений, если не учитывать от-
дельных, всегда имеющихся исключений, заключается в существова-
нии некоторых чувств a. Теория врожденной преступности добавляет,
что эти чувства есть в индивиде от рождения. Может быть, отчасти это
справедливо; но трудно с этим согласиться для всех случаев, поскольку
комплекс факторов места и времени, иных обстоятельств, в которых
жил индивид, несомненно, изменяют хотя бы некоторые из чувств,
имевшихся от рождения. Но в отличие от теории, названной теорией
«ответственности», которая все сводит к логическим действиям, теория
врожденной преступности предстает почти как истина, противополож-
ная заблуждению.
В-третьих, в социальных науках мало сомнений вызывает тот факт,
что на исправление преступника, особенно в отношении наиболее тяж-
ких преступлений, влияние наказания до сих пор оказывалось весьма ни-
чтожным, если, как нередко происходит, оно, напротив, не усиливало
в нем преступных наклонностей. Это происходит в соответствии с общим
законом, согласно которому насильственное подавление манифестаций
любой группы чувств часто малоэффективно для ослабления их интен-
сивности, а порой оно, напротив, только усиливает их. Многие попытки
устранения этого изъяна в уголовном законодательстве не достигали осо-
бого успеха; то малое, или, правильнее сказать, ничтожно малое, что до-
стигнуто, как раз и вызвано воздействием на чувства a.
262 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
В-четвертых, единственным средством, действенность которого прояви-
лась в снижении преступности, было устранение самих