Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
общих чертах намечается решение нашей проблемы. Суждения
об обществе не слишком отдалены от реальности, потому что к ней доста-
точно близки остатки, из которых возникают деривации, и остатки, ко-
торые содействуют созданию дериваций. Если первые из этих остатков
приближены к реальности, и если деривации являются достаточно ло-
гичными, то получаются следствия, которые обычно не отходят далеко
от реальности. Но если первые из таких остатков не отличаются близо-
стью к реальности, то вторые остатки настраивают на применение со-
фистических дериваций, благодаря которым осуществляется корректи-
ровка, обеспечивающая перемещение в сторону реальности.
  • По поводу соответствия между остатками и другими социальными фак-
    тами мы можем повторить то, что говорилось на этот счет в отношении
    дериваций (см. § 666).
    1. Некоторые остатки очень плохо соответствуют тем фактам, от ко-
    торых зависит социальное устройство, они совершенно не могут
    обеспечить соответствие логико-экспериментальным принци-
    пам, выведенным из этих фактов.
    2. Те же остатки, которые до некоторой степени соответствуют фак-
    там, определяющим социальное устройство, и примерно соответ-
    ствуют полученным из этих фактов логико-экспериментальным
    принципам, не могут находиться в полном соответствии с этими
    фактами совершенно лишены необходимой для установления та-
    ких принципов точности и определенности.
    В отношении дериваций мы отмечаем, что обычно они выходят
    за пределы реальности в том направлении, на которое они ориентирова-
    ны; они редко остаются в области реальных явлений. Это происходит
    в силу следующих причин.
    Во-первых. Когда чувства начинают доходить до некоторого преде-
    ла, деривации имеют тенденцию трансформироваться в идеалы и мифы.
    Во-вторых. Чтобы деривация лучше воспринималась и сильнее запе-
    чатлевалась в сознании, ее выражают кратко, в нескольких словах, без ог-
    раничений, оговорок и исключений, которые подвели бы ее ближе
    к реальности.
    В-третьих. Чтобы побудить людей к действию, деривация должна со-
    держать простые принципы, выходящие за границы реальности. Если
    мы рассмотрим такие нормы, как «Не убий», «Возлюби ближнего своего
    как самого себя», то выявим отмеченную особенность. Для того чтобы
    вернуться от деривации в область реального, почти всегда необходимо
    делать определенные оговорки.
    254 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Но если люди в процессе действий в соответствии с деривациями при- ближаются к реальности, каким-то образом должна проводиться коррек-
    тировка расхождений между деривациями и реальностью. Эта корректи-
    ровка достигается путем противопоставления и наложения множества
    дериваций, распространенных в обществе (см. § 839). Наиболее простой,
    но наименее часто используемый способ состоит в наложении двух дери-
    ваций A и B, которые обе уводят от реальности, но одна — в одном, а дру-
    гая — в другом, противоположном направлении. При их наложении про-
    исходит большее приближение к реальности, чем в случае, когда они вы-
    ступают порознь. В качестве A может выступать деривация «Возлюби
    ближнего своего как самого себя», а в качестве B — та, которая говорит
    о долге мщения. Более сложен и шире распространен случай наложения
    нескольких дериваций A, B, C, которые в отношении друг друга не явля-
    ются диаметрально противоположными, и когда результат их наложения
    все же ближе к реальности, чем каждая из них в отдельности. Например,
    это относится к деривациям о правах людей, о патриотическом эгоизме,
    о независимости правосудия, о государственном интересе и т. д., кото-
    рые встречаются почти у всех цивилизованных народов.
  • Влияние расхождений между остатками и логико-экспериментальными
    принципами на получаемые выводы. Предположим, что мы рассуждаем
    в соответствии с логико-экспериментальным методом и принимаем в ка-
    честве исходных посылок некоторые остатки a; так мы придем к выво-
    дам c. Если бы мы стали рассуждать таким же образом, но исходили
    бы из строго экспериментальных принципов A, то пришли бы к выво-
    дам C. Чтобы узнать, как соотносятся выводы c и C, необходимо устано-
    вить, в каком отношении находятся остатки a и принципы A. Допустим,
    что a, или те суждения, которые в них выражены, совпадают с A только
    в некоторых пределах. Если такие пределы известны, то ясно, что полу-
    чаемые из a выводы будут верными в этих пределах. Если пределы неиз-
    вестны, то выводы будут соответствовать фактам только до тех пор, пока
    рассуждение не особенно заметно выходит за те границы, в которых ис-
    ходные положения верны. Это очень мало, но это немногое лучше, чем
    ничего.
    Там, где еще недостает научного знания, приходит на помощь эмпи-
    ризм; он пока занимает и, пожалуй, еще долго будет занимать обширное
    место в социальных областях знания и часто выправляет изъяны исход-
    ных посылок (см. § 667). Те, кто не позволяют себе уступить воздействию
    остатков и дериваций и являются практичными людьми, часто приходят
    к результатам, которые не особенно расходятся с опытом.
  • Утверждения, которые не являются простым обобщением опыта, как
    экспериментальные принципы, следует назвать «ложными». Если так
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 255 обозначается утверждение, которое совершенно не отвечает фактам,
    то нет сомнений в том, что при использовании его в качестве исходной по-
    сылки получаемые из него логические выводы окажутся ошибочными
    и также не будут соответствовать фактам. Но этим же термином «ложный»
    обозначается также неверное объяснение реального факта, и в таком слу-
    чае из него в некоторых границах могут быть получены истинные, т. е. со-
    гласующиеся с фактами выводы. Например, на основе ложного объясне-
    ния: «Природа боится пустоты» могут быть сделаны выводы, подтвер-
    ждаемые опытом.
  • Рассуждая упрощенно, можно утверждать, что из дериваций, которые
    имеются в данном обществе, могут получаться подтверждаемые опытом
    выводы, если только: во-первых, в отношении этих дериваций вводится
    оговорка, что они обычно не приводят к той цели, на которую ориенти-
    рованы (см. § 670); во-вторых, рассуждения не слишком расходятся с по-
    ложением дел в обществе; в-третьих, рассуждение, которое имеет в каче-
    стве исходной посылки остатки, соответствующие таким деривациям,
    не превышает допустимого порога логических нарушений, иными слова-
    ми, рассуждение, построенное на деривациях, только внешне выглядит
    логичным, в действительности оно скорее согласуется со связанными
    с остатками чувствами, чем с элементарной логикой.
  • В логико-экспериментальных науках, если манифестации согласуются
    с фактами, то принципы, следствием которых эти манифестации явля-
    ются, будут соответствовать фактам. Напротив, при рассуждениях с ис-
    пользованием дериваций принципы, логическими следствиями которых
    являются манифестации, могут совершенно расходиться фактами.
    Следовательно, мы можем утверждать, что в подобных случаях рассу-
    ждение в полном соответствии с логикой приводит к расходящимся
    с фактами выводам в гораздо большей мере, чем при рассуждениях, отли-
    чающихся серьезными изъянами в отношении логики и явными
    софизмами.
  • Люди, в том числе и хорошие специалисты в определенных областях, во
    все времена противопоставляли теорию и практику и признавали полез-
    ность и необходимость практики для других областей знания. Подобные
    утверждения являются деривациями, в которых выражаются следующие
    факты.
    Во-первых, когда теория исходит из строго научных положений, она
    абстрагирует феномен, который в действительности связан с другими
    феноменами.
    256 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Во-вторых, когда теория исходит из эмпирических положений, вер- ных только в некоторых границах, по ходу рассуждений люди склонны
    выходить за эти границы, даже не замечая этого.
    В-третьих, когда теория исходит из дериваций, то, поскольку им
    обычно недостает определенности и точности, ее положения уже не мо-
    гут стать исходными пунктами для строгого рассуждения.
    В-четвертых, когда плохо или вовсе не известны границы, за которы-
    ми деривации перестают быть истинными положениями, если даже
    не становятся вовсе ложными. Все трудности, упомянутые или иные,
    аналогичные, приводят к тому, что человек практического склада, дви-
    жимый остатками, нередко приходит к выводам, которые согласуются
    с фактами намного лучше, чем выводы чистого теоретика, рассуждающе-
    го по правилам логики.
  • Здесь достаточно ясно видно противоречие между знанием и действием.
    Чтобы знать, необходима только логико-экспериментальная наука; что-
    бы действовать, намного важнее руководствоваться чувствами. Отсюда
    следует и другой важный результат: для разрешения этого противоречия
    эффективно деление общности на две части, когда одна часть, где прева-
    лирует знание, руководит и направляет другую часть, в которой превали-
    руют чувства. В итоге действия становятся хорошо управляемыми и силь-
    ными. Эти выводы очень важны для социологии.
    Люди практического склада часто стремятся дать некую теорию своих
    действий, но она, как правило, значит мало или вообще ничего. Такие
    люди умеют действовать, но не могут объяснить, почему они так действу-
    ют. Их теоретизации почти всегда являются деривациями, не имеющими
    отношения к логико-экспериментальным теориям.
    Контраст между практикой и теорией порой принимает форму полно-
    го отвержения последней. Нередко утверждают, что необходимо выби-
    рать «правильное средство», или что предписания (деривации) следует
    интерпретировать в соответствии с их «духом», а не с буквой; это часто
    означает, что их следует интерпретировать в направлении, предпочти-
    тельном для того, кто проводит наблюдение.
  • Неопределенные деривации и как они оказываются адаптированными к не-
    которым целям. Деривации обычно выходят за границы реальности.
    В случае мифов людей это не беспокоит; но если дело касается псевдо-
    экспериментальных дериваций, они стараются различными способами
    согласовать их с реальностью. Одним из таких способов, часто исполь-
    зуемым и эффективным, является содержательная неопределенность
    выражающих деривацию терминов; тогда легко удается, осуществив
    их софистическую интерпретацию, адаптировать деривацию к реально-
    сти. Изучение феноменов францисканства, толстовства, пацифизма,
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 257 гуманизма, культа добродетели дает наглядные примеры того, как люди
    стараются избежать логических следствий следования некоторым
    принципам.
  • Мероприятия, направленные на достижение цели. Предыдущие рассужде-
    ния относились к реальным движениям; теперь мы переходим к изуче-
    нию проблемы, относящейся к виртуальным движениям. Рассмотрим,
    какие феномены проявились бы, если бы изменились остатки или дери-
    вации. Здесь представлены отдельно некоторые группы остатков и дери-
    ваций, т. е. исследуется только часть изучаемого феномена, но в следую-
    щей главе это будет сделано более глубоко с учетом всех воздействующих
    на общество элементов, что приблизит к его пониманию в целом. Опира-
    ясь на выполненные исследования (см. § 651–666) в отношении взаим-
    ных влияний остатков и дериваций, постараемся узнать, какими должны
    быть действия ради достижения цели.
  • Рассмотрим комплекс чувств P, из которого исходят остатки, или, лучше
    сказать, группы остатков a, b, c <см. рис. 18>. От одного из них (a), посред-
    ством демонстраций или дериваций в собственном смысле (см. § 633) — m,
    n, p получаются манифестации (см. § 633) или доктрины — r, s, t; то же
    можно повторить и для других групп — b, c. Вместо одного комплекса
    чувств нам на самом деле следовало бы рассматривать большее число
    чувств, все действия которых ощущаются то по отдельности, то в комби-
    нации с другими группами остатков; но такое исследование синтезирую-
    щего характера можно провести и с обозначенными здесь элементами.
  • Выделим случаи, которые относятся к вирту-
    альным движениям.
    Первый случай (наиболее простой) — когда
    устраняется a. Устранение a влечет за собой ис-
    чезновение манифестаций r, s, t; но если наряду
    с a имеются аналогичные группы остатков,
    то после ее устранения аналогичные манифе-
    стации сохранятся. Кроме того, ослабление или
    исчезновение группы a может быть скомпенси- Рис. 18
    ровано усилением или рождением других ос-
    татков этого же класса, что мы уже отметили (см. § 655), когда вели речь
    об изменениях всей совокупности остатков одного класса, которые ока-
    зываются меньшими, чем изменения отдельных родов и видов остатков.
  • Второй случай. Если ликвидируются или изменяются одна или более
    дериваций в собственном смысле m, n, p, то сущность феномена не меня-
    ется. Такие деривации создаются очень легко, и если исчезает одна
    258 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ из них, на ее месте появляется другая. В первом приближении мы отмети-
    ли, что деривации, как в собственном смысле, так и их манифестации,
    оказывают вторичное, менее существенное и порой очень кратковремен-
    ное действие по сравнению с остатками. Но все же их действие не равно
    нулю, и во втором приближении его необходимо рассмотреть, что мы те-
    перь
  • Скачать:TXTPDF

    общих чертах намечается решение нашей проблемы. Сужденияоб обществе не слишком отдалены от реальности, потому что к ней доста-точно близки остатки, из которых возникают деривации, и остатки, ко-торые содействуют созданию дериваций.