Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
можем сделать.
  • Третий случай. Если изменяются или разрушаются одна или более ма-
    нифестаций r, s, то мы должны рассматривать обе части феномена. Со-
    гласно тому, что было сказано относительно взаимного воздействия ос-
    татков и манифестаций, основным, определяющим является влияние ос-
    татков a на манифестации r, s, которое побуждает весь класс остатков
    (класс III) к действию, тогда как устранение r приводит только к исчезно-
    вению r. И наоборот, если бы некая внешняя сила вынудила осуществить
    r, то такая акция привело бы только к появлению r.
  • Это, несомненно, основная часть феномена. Действительно, тот, в ком
    присутствует религиозная вера, испытывает потребность в совершении
    культовых актов; напротив, принуждение к совершению культовых актов
    в отношении человека, который не имеет религиозных чувств, не поро-
    дит в нем таких чувств.
  • Другая часть феномена, хотя она вторичная, — это ответное действие
    r на a: спонтанные манифестации некоторых чувств вызывают усиление
    этих чувств (см. § 657). Мы добавляем слово «спонтанные», потому что
    когда они таковыми не являются, они имеют похожий, но намного бо-
    лее слабый эффект. Более существен, особенно в некоторых случаях,
    будет эффект, имеющий обратную направленность, выступающий как
    ответная реакция на насилие, которому подвергается индивид. Итак,
    если некоторые манифестации r были спонтанным образом подавлены,
    то за этим может последовать ослабление чувств, соответствующих a. Тот
    же результат достигается в некоторых случаях при использовании сати-
    ры, поскольку смех — это оружие, часто оказывающееся эффективным
    для ослабления остатков «сохранения агрегатов». Когда же, напротив,
    манифестации насильственно устранены, то обычно соответствую-
    щие им чувства, если они были сильными, в результате ответной реакции
    на такое подавление укрепляются; если же они были недостаточно силь-
    ными, то могут надолго ослабеть (см. § 661). В общем, применение силы
    всегда более эффективно для противодействия стремлению представить
    в комичном виде некоторые манифестации, чем для их внедрения. Более
    действенна по сравнению с непосредственной защитой манифестаций
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 259 опосредованная поддержка некоторых остатков класса II, позволяющая
    воспрепятствовать нападкам на эти манифестации (см. § 695).
  • Причина усиления устойчивых чувств состоит в том, что на деле не была
    уничтожена манифестация r, удалось только воспрепятствовать ее пуб-
    личному распространению, а созданные препятствия, не давая проявить-
    ся чувствам, лишь укрепили их. Если бы, напротив, такое подавление ма-
    нифестации произошло и достигло бы внутреннего индивидуального
    сознания, то это всегда ослабило бы остатки a в большей или меньшей
    степени.
  • Этим объясняются случаи, о которых упоминалось ранее (см. § 658–661).
    Если в логико-экспериментальных науках эффективным опровержени-
    ем утверждения A является демонстрирование его ложности (см. § 658),
    то это происходит потому, что манифестация r, построенная на основе
    такого утверждения, уничтожается и потому, что ее не поддерживают
    чувства a, которые бы ей соответствовали и отличались значительной си-
    лой. Если ученый действительно принимает A под влиянием самолюбия
    или иных чувств, а не на основании экспериментальной значимости A,
    то такой феномен развивается не так, как это было показано выше. Там,
    где присутствуют нелогические действия и чувства, опровержение r
    не может лишить его силы, не подорвав тех чувств, которые оно выража-
    ет; иначе оно от этого только усилится (см. § 659).
  • Эффект от опровержения и преследования, который мы охарактеризова-
    ли как опосредованный (см. § 660), — это эффект противодействия ма-
    нифестации; он включает две части (см. § 657), т. е. манифестацию уже
    существовавших чувств и идей, которые соответствуют a, и эффект, свя-
    занный с деривацией в собственном смысле (см. § 660).
  • Чувства, названные сильными и присущие некоторой совокупности на-
    селения или социального класса, могут быть внутренне свойственны лю-
    дям: либо потому, что такие чувства вызывались многочисленными об-
    стоятельствами, либо потому, что они присущи многим индивидам. Об-
    ратная картина касается тех чувств, которые были названы слабыми.
    Поэтому в § 661 мы учитывали не только внутреннюю силу чувств,
    но и наличие более или менее большого числа фактов, и имели в виду тех
    индивидов, к которым эти процессы относятся.
  • Когда внешнее подавление или устранение r укрепляет a, в результате
    усиливаются также s и t; т. е. в некоторых случаях разрушение или ослаб-
    ление манифестации r приводит к возрастанию s и t. Этот эффект похож
    260 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на другой — на компенсацию, происходящую между группами остатков.
    Порой происходит одновременно и то, и другое.
  • В аспекте виртуальных движений большое значение имеют выводы, по-
    лучаемые из сделанных выше наблюдений.
    Вывод a. Допустим, правительству требуется устранить некоторую
    группу остатков a, тогда ему необходимо уничтожить по возможности
    всех индивидов, которые являются носителями таких остатков. Так по-
    ступала в Испании инквизиция; этого не смогло сделать Римское госу-
    дарство в отношении христианства.
  • Уничтожение остатков a может быть спонтанным; но тогда вместо вирту-
    альных движений мы имеем реальные движения. Факты, особенно силь-
    но затронувшие население, вызывают значительное изменение чувств
    современников; однако на последующие поколения, знающие об этом
    только по преданиям, эти факты оказывают более слабое впечатление.
    Таким образом, можно сказать, что здесь исчезают индивиды, у которых
    были остатки группы a.
  • Сходные феномены возникают в случаях, когда вместо того, чтобы со-
    всем исчезнуть, индивиды с такими чувствами появляются вновь. Это
    наблюдалось в античном Риме, где порабощенные народы передавали
    свои чувства и свои деривации.
  • Многие люди полагают, что для того, чтобы уничтожить a, достаточно
    изменить воспитание. Это было бы возможно, если бы воспитательные
    меры оказывали воздействие в течение всей жизни; в противном случае
    их действенность оказывается незначительной или равной нулю.
    Мы не утверждаем, что влияние воспитания равно нулю, но всего лишь
    имеем в виду, что оно только часть многочисленных воздействий на че-
    ловека, совокупный результат которых проявляется в его действиях.
  • Вывод b. Чтобы подействовать на a, правительства обычно воздейству-
    ют на манифестации r, s. Это делается не столько на основе логического
    заключения, сколько под влиянием нелогического действия чувств, за-
    тронутых этими манифестациями. Используемая при этом деривация ча-
    ще всего оказывается такой: «Вместе с r проявляются те чувства, которые
    вредны обществу; следовательно, надо подавлять r». К этому не добавля-
    ется: «…потому что с подавлением r уничтожатся проявляющиеся при
    этом чувства», что явилось бы слабой частью в рассуждении.
  • Внушительное количество фактов свидетельствует о малой эффективности
    попыток оказать влияние на остаток через воздействие на манифестации.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 261 Достаточно вспомнить о бесплодной борьбе Бисмарка с социалистами
    и немецкими католиками (движение которых получило название
    «Kulturkampf») и о тщетности усилий «добродетельных доминиканцев»,
    которые полагают, что, разрушив манифестации <доктрины>, они смо-
    гут уничтожить остатки <чувства>.
  • Многие действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, пред-
    ставляют собой манифестации того же рода. Конечно, кражи и убийст-
    ва — это уже не теоретические манифестации, но и они не совершаются
    помимо чувств, без их проявления; именно поэтому в них обнаружива-
    ются некоторые из описанных выше характеристик.
    Во-первых, в той мере, в какой нелогические действия входят в эти
    факты, они остаются вне рационального осмысления. Именно поэтому
    угроза наказания имеет малую эффективность в удержании людей от осо-
    бо тяжких преступлений, а также преступлений, совершаемых под влия-
    нием аффекта, поскольку, за редкими исключениями, они имеют истоки
    в сильных чувствах, подталкивающих к нелогическим действиям. При
    менее тяжких преступлениях чувства не настолько глубоко захватывают
    людей, и, следовательно, становится более значимой логическая часть:
    угроза наказания более эффективна в борьбе с правонарушениями, за со-
    вершение которых взимается штраф, чем для предотвращения убийств.
    Во-вторых, основная причина преступлений, если не учитывать от-
    дельных, всегда имеющихся исключений, заключается в существова-
    нии некоторых чувств a. Теория врожденной преступности добавляет,
    что эти чувства есть в индивиде от рождения. Может быть, отчасти это
    справедливо; но трудно с этим согласиться для всех случаев, поскольку
    комплекс факторов места и времени, иных обстоятельств, в которых
    жил индивид, несомненно, изменяют хотя бы некоторые из чувств,
    имевшихся от рождения. Но в отличие от теории, названной теорией
    «ответственности», которая все сводит к логическим действиям, теория
    врожденной преступности предстает почти как истина, противополож-
    ная заблуждению.
    В-третьих, в социальных науках мало сомнений вызывает тот факт,
    что на исправление преступника, особенно в отношении наиболее тяж-
    ких преступлений, влияние наказания до сих пор оказывалось весьма ни-
    чтожным, если, как нередко происходит, оно, напротив, не усиливало
    в нем преступных наклонностей. Это происходит в соответствии с общим
    законом, согласно которому насильственное подавление манифестаций
    любой группы чувств часто малоэффективно для ослабления их интен-
    сивности, а порой оно, напротив, только усиливает их. Многие попытки
    устранения этого изъяна в уголовном законодательстве не достигали осо-
    бого успеха; то малое, или, правильнее сказать, ничтожно малое, что до-
    стигнуто, как раз и вызвано воздействием на чувства a.
    262 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • В-четвертых, единственным средством, действенность которого прояви-
    лась в снижении преступности, было устранение самих преступников,
    т. е. средство аналогичное тому, о котором мы упоминали в выводе a
    (см. § 690).
    В-пятых, общее состояние чувств населения, несомненно, влияет
    на преступность; у одних народов широко распространено воровство;
    у других — ростовщичество; у третьих чаще случаются убийства и т. д.
    Это означает, что группы чувств a, b различны в зависимости от народа,
    места, времени, и что часто происходят компенсации между разными
    группами чувств.
  • В-шестых, следовательно, ошибочны все рассуждения, в которых на ос-
    новании неэффективности наказания с точки зрения приоритета логиче-
    ских действий делается вывод о его неэффективности вообще. Напри-
    мер, ошибочным будет высказывание: «Смертная казнь неэффективна,
    потому что она непосредственно, на уровне логики не удерживает чело-
    века от совершения убийства». Ее эффективность иная. Прежде всего,
    ясно, что если убийцу устраняют, то это избавляет общество хотя
    бы от части индивидов, склонных совершать убийства. Кроме того, казнь
    косвенным образом воздействует на людей, усиливая в них чувство ужаса
    перед преступлением. Это трудно отрицать, если мы обратим внимание
    на действенность норм чести, которые не предусматривают санкций
    в виде непосредственного наказания, но благодаря присутствию чувств,
    соответствующих этим нормам, формируют такую ситуацию, при кото-
    рой большинство людей избегает нарушения этих норм. Так, на Сицилии
    местный житель редко нарушает закон omertà — закон круговой поруки,
    поскольку получает от рождения или приобретает чувства, которые спо-
    собствуют его соблюдению; а наказание, предусмотренное, традицией
    для его нарушителей, поддерживает или усиливает такие чувства.
    В-седьмых, теологические суждения, метафизические суждения о мо-
    рали и иные подобные им вещи, поскольку они являются простыми де-
    ривациями, или манифестациями дериваций, имеют малую эффектив-
    ность или даже совершенно неэффективны в отношении снижения пре-
    ступности. Но поскольку в них выражаются чувства, они, возможно,
    и дают некоторый эффект, обусловленный, главным образом, именно
    этим обстоятельством. Следовательно, за исключением упомянутого
    опосредованного действия, с их помощью достигается очень немного,
    а то и вовсе ничего. Но то немногое, что они способны дать, происходит
    благодаря ответному действию дериваций на те чувства, из которых они
    берут начало, и затем уже на уровень преступности. Здесь перед нами ча-
    стный случай общего закона, обнаруженного в действиях остатков
    и дериваций.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 263
  • Вывод g. Однако когда мы исследуем эффекты, вызванные изменени-
    ем a, то имеем дело с частным случаем действия остатков, соответствую-
    щих одному и тому же комплексу чувств (см. § 655). Те правительства, ко-
    торые каким-либо образом воздействуют на остатки a, не ведая об этом,
    воздействуют и на другие остатки этого же класса. Иногда они об этом
    знают и во имя обеспечения государственного интереса защищают доми-
    нирующую религию. Ради обоснования своих действий наряду с пред-
    ставлением нелогических действий в качестве логических эти правитель-
    ства используют некоторое рассуждение, чтобы показать, что поддержка
    остатков одного рода оказывается поддержкой также и остаткам других
    родов, зависящих от
  • Скачать:TXTPDF

    можем сделать. Третий случай. Если изменяются или разрушаются одна или более ма-нифестаций r, s, то мы должны рассматривать обе части феномена. Со-гласно тому, что было сказано относительно взаимного воздействия ос-татков