Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
ослабить ту силу, которая
исходит от стремления к идеалу, и потерять поддержку со стороны людей, кото-
рых приманивает великолепие целей T. В деривациях обычно проводится апел-
ляция к чувствам. Заявления рабочих будут названы «отстаиванием требова-
ний», чтобы показать, что те требуют только то, что им причитается по праву;
для этого будут применены остатки класса V. Также оказываются пригодными
и остатки Ie, и поэтому создаются теории о «полном продукте труда», о «приба-
вочной стоимости», о необходимости обеспечения «большей справедливости
в мире» и т. д. Они становятся все более пространными, усложненными, к це-
лям, которые требуется достичь, присоединяется все больше идеальных целей.
Благодаря этому рабочие в XIX в. существенно улучшили свою участь. Что
же касается всей нации, то здесь намного труднее решить вопрос о том, была
ли выгодна для нее подобная деятельность. Представляется более вероятным,
что была, но чтобы это доказать, необходимо в синтезе рассмотреть проблему
экономической и социальной эволюции, что мы сможем осуществить только
в следующей главе.
272 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • II2ba. Рассматриваются только некоторые цели T. Автор доктрины во-
    обще не задумывается о полезности m, либо придает ей мало значения.
    Так появляются теологические, метафизические, аскетические виды мо-
    рали, которые предписывают в абсолютной форме, абстрагируясь
    от пользы, каким образом должен поступать человек. Порой в них также
    может фигурировать и воображаемая полезность m, но этот случай
    не следует путать с теми, которые относятся к классу I, поскольку там
    m представляет собой реальную полезность.
  • II2bb. Воображаемые цели, T, очевидно противостоят полезности, m.
    В этот разряд входят чисто аскетические доктрины, которые являются са-
    моцелью, отстраняются от любой полезности, даже от самых насущных
    земных интересов. Сюда входят пессимистические доктрины, которые
    отрицают возможность достижения счастья. Их авторы выражаются так,
    словно они рассуждают обо всех воображаемых целях, но они, по сущест-
    ву, ориентированы только на определенные цели, которыми стремятся
    заменить другие, столь же воображаемые цели.
  • II2bg. Переходные случаи. Априорно T и m не отделяются друг от друга,
    но рассматриваются как отдельные феномены, между которыми могут
    быть самые разные отношения. Если эти феномены являются экспери-
    ментальными, то перед нами чисто логико-экспериментальное решение,
    т. е. решение II1. Если эти отношения выходят за пределы опыта или за-
    даны априорно, то мы имеем различные деривации. Среди этих доктрин
    наиболее значимы те, которые делят воображаемые цели на два класса:
    Th — цель, которая всегда полезна и отвечает религиозной вере создателя
    доктрины; Tk — вредная цель. Авторы доктрин не проводят такого деле-
    ния; для них только цели Th являются истинными, реальными, тогда как
    Tk — это ложные, несуществующие цели; следовательно, цели Th зани-
    мают место T, и из-за этого данный случай часто можно спутать с преды-
    дущими. Такие феномены наблюдаются главным образом в условиях,
    когда одна религия вытесняет другие религии: например, борьба христи-
    анства с язычеством; материализма, позитивизма и доктрины «прогрес-
    са» с различными «религиями».
  • III. Каким образом цель T, в качестве результата соединяется, с некото-
    рыми причинами.
    III1. Мы уже встречали один из этих способов, заключающийся в по-
    пытке соединения достижения цели с обеспечением полезности <см. § 706>.
    Однако он не единственный, поскольку цели и интересы могут соединяться
    друг с другом иначе, помимо отождествления, но кроме этого интересы лю-
    дей могут ориентироваться на определенные цели благодаря страстям и чув-
    ствам. В качестве средства соединения целей с решением других задач
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 273 подходят и разного рода убеждения, от простых выдумок до тонкой диалекти-
    ки и принуждения, от проявления социальной враждебности до применения
    уголовных законов. Убеждающая сила, как мы неоднократно отмечали, исхо-
    дит не от дериваций, а от тех остатков и интересов, которые эти деривации
    приводят в действие. Необычайно сильны остатки сохранения агрегатов
    и остатки социальности, которые как сами по себе, так и вместе с другими
    остатками порождают множество новых сущностей, которыми человече-
    ские существа заселяют божественные, метафизические, социальные
    олимпы. Затем эти сущности связываются с целями-идеалами T. Именно
    это происходит в теологической и метафизической морали, а также в мо-
    рали, основанной на уважении к традиции, преклонении перед мудростью
    предков, благоговении перед его сиятельством «прогрессом» и т. д. В раз-
    ных вариантах морали аскетизма ведущая роль принадлежит социальным
    остаткам IVz. В действительности многие цели T, которые выражают нор-
    мы жизни, оказываются не выбранными, а заданными. Они если
    не по форме, то по сути являются порождением того общества, в котором
    действуют, а вовсе не результатом теоретических изысканий. Следователь-
    но, T не ищется, T задано; ищется то, как и с чем его связать (см. § 271).
    Та цель, стремиться к которой необходимо убедить индивида, мало меня-
    ется во времени; несколько заметнее меняются остатки, с которыми она
    связана; значительно сильнее меняются деривации и псевдонаучные
    рассуждения.
  • III2. Вообще говоря, если в доктринах цели не выступают сами по себе
    в качестве абсолюта, то они рассматриваются в качестве следствия ка-
    ких-то теологических или метафизических принципов, или выражени-
    ем чьего-то интереса. В результате получаем различные варианты мора-
    ли, истоки которых мы уже видели, когда изучали отношения между це-
    лью-идеалом T и полезностью, реально достигаемой точкой m (см. § 713).
    Что касается характера их отношений, то он, безусловно, считается логи-
    ко-экспериментальным, и поэтому изложение цели T предстает как фор-
    мулировка теоремы. Поразительно, но в этой формулировке присутству-
    ет то, что уже было в сознании тех, кто стремился отыскать такую теорему,
    и более того, было во мнениях того коллектива, к которому они принадле-
    жали. Напротив, когда доказывается, что некоторая цель T не является ло-
    гическим следствием экспериментальных или «рациональных» принци-
    пов, то считается также доказанным, что эта цель вредна, как и те цели, ко-
    торые не нравятся моралисту или же противоречат этике его коллектива.
    При этом они объявляются противоречащими опыту и здравому смыслу.
  • IV. Характер путей, которые ведут к цели T.
    IV1. Это вопрос, собственно, уже прояснен при изучении дериваций.
    Вначале мы установили (см. § 99 и далее), какими путями люди
    274 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ стремятся представить свои нелогические действия, совершае- мые в стремлении к цели T в качестве логических. Именно это порой и делается явным, но чаще неявным образом при смеши- вании идеальной цели T с реально достигнутой целью m: логиче- ские действия направляют к m; если они также направлены к T, то при условии единой логики, нельзя отличить T от m. Другие пути будут выявлены при исследовании дериваций как частных случаев среди общих фактов. Другие похожие случаи будут рас- смотрены (см. §732).
  • IV2. Мы не станем останавливаться здесь на рассмотрении того, как учи-
    тывались эти пути в доктринах, поскольку уже не раз отмечали, что дери-
    вации и псевдонаучные суждения порой считаются логико-эксперимен-
    тальными, и что, являясь ошибочными в научном отношении, нередко
    могут обеспечить социальную полезность.
  • Теперь перейдем к отмеченным в § 712 третьей и четвертой проблемам.
    Третья проблема. Насколько полезно для индивида, обществ и т. д. то
    обстоятельство, что люди представляют себе факты именно таким обра-
    зом. Вначале нам следует рассмотреть проблему II1, обозначенную
    в § 712. Повторяю, что ее решение будет получено на основе всей сово-
    купности проведенных исследований, которые будут подробно пред-
    ставлены в следующей главе; здесь мы ограничимся тем, что обозначим
    его. Это решение требует рассмотрения доктрин не самих по себе, в отры-
    ве от индивидов, которые их придерживаются и распространяют,
    но с учетом отношения к ним со стороны таких индивидов, а также роли,
    которую эти индивиды играют в обществе. Это всегда интуитивно осоз-
    навали эмпирики, а сейчас это априорно отвергается теологией «равен-
    ства». Пользуясь терминами повседневного языка, не отличающимися
    достаточной определенностью и точностью и, следовательно, способны-
    ми приводить к ошибкам, скажем: то, что люди воспринимают ложные
    доктрины в качестве истинных, может оказаться полезным. Мы подой-
    дем ближе к реальности, если, используя более строгие выражения, ска-
    жем: то, что люди воспринимают в качестве соответствующих реально-
    сти и отвечающих опыту те доктрины, которые на деле таковыми не явля-
    ются, может оказаться полезным. Это утверждение идет вразрез
    с мнениями большинства, но отвечает фактам.
    Четвертая проблема. Вопрос о том, как виделось людям и, в частности,
    создателям доктрин отношение между полезностью и тем способом, каким
    люди интерпретировали факты. Как мы отмечали, эмпирики порой смутно
    угадывали решение, достаточно близкое к тому, которое было обозначено
    выше и дается в логико-экспериментальных науках; и только очень немно-
    гие теоретики проявили здесь некоторую прозорливость, а большинство
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 275 выбрало решения, соответствующие решению II2a. Большинство теоре-
    тиков смешивают «истинность» и «полезность», утверждая, что видеть
    факты в их истинном свете всегда полезно как для самих индивидов, так
    и для общностей. Если под «истинностью» при этом понимается соответ-
    ствие с опытом, то такое утверждение ошибочно, о чем хорошо знают эм-
    пирики. Если же, напротив, что обычно и происходит, под «истинно-
    стью» понимается согласованность с нечеткими и туманными концеп-
    циями автора, то такое утверждение может как приближаться к опыту,
    так и полностью расходиться с ним. Это зависит от того, приближается
    или отдаляется от опыта представление полезности в этих нечетких кон-
    цепциях (см. § 671 и далее). К «истинности» могут добавляться и другие
    цели, которые смешиваются с полезностью, среди них часто оказывается
    «справедливость». Утверждают, например, что полезным может быть
    только то, что является истинным, справедливым, нравственным и т. д.
    Кроме того, теология «равенства», ставшая ныне частью теологии Про-
    гресса, с ужасом отвергает ту полезность, которую индивиды получали
    бы от разных учений, ориентируясь на разные цели в зависимости от сво-
    их социальных потребностей.
    На других, менее существенных решениях нет необходимости оста-
    навливаться, пока у нас нет четких представлений о разных видах полез-
    ности (см. § 862 и далее); мы вернемся к этой теме в следующей главе. Од-
    нако для лучшего понимания представленных общетеоретических поло-
    жений, имеющих большое значение для социологии, целесообразно
    рассмотреть один частный случай.
  • Отношение между соблюдениями норм религии и морали и достижением
    собственного счастья. Во все времена люди стремились выяснить, смогут
    ли достичь счастья индивид и общность, если будут следовать таким нор-
    мам и правилам. Данная проблема является частной по отношению
    к предыдущим проблемам прежде всего потому, что в ней не исследуются
    отношения в целом; здесь только выясняется, достижимо ли счастье.
    Следовательно, исключаются теологические и метафизические решения
    из группы II2b (см. § 712), при которых долг рассматривался бы абстракт-
    но, в отрыве от полезности, и учитываются только те решения, в кото-
    рых принимается во внимание хотя бы какая-то полезность, реальная
    или мнимая. Кроме того, поскольку цели T в ракурсе общих проблем
    включают отнюдь не только соблюдение норм религии и морали, они
    зачастую предлагаются в виде совета, предписываются верой или дикту-
    ются сильными чувствами; следовательно, они охватывают и иные при-
    нятые в обществе правила, которые берут начало от традиции либо
    от чего-нибудь похожего на нее, от сентиментальных, идеальных, мифи-
    ческих и прочих подобного же рода целей. Наконец, полезность предста-
    ет здесь и как особая форма счастья.
    276 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Чтобы решить частную проблему достижения счастья, следует придать
    бо´льшую строгость и четкость сформулированным положениям. Можно
    закрыть глаза на неопределенность таких терминов, как «религия»
    и «мораль», поскольку это не имеет существенного значения в отноше-
    нии сути нашей проблемы. Суть ее не изменится, если речь будет идти
    о соблюдении определенных правил, которые можно назвать как угодно.
    Но в ее формулировке присутствуют две
  • Скачать:TXTPDF

    ослабить ту силу, котораяисходит от стремления к идеалу, и потерять поддержку со стороны людей, кото-рых приманивает великолепие целей T. В деривациях обычно проводится апел-ляция к чувствам. Заявления рабочих будут названы