Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
некоторых совокупностей чувств. Распространен-
ный вариант подобного рода деривации таков: «Религиозный человек об-
ладает теми чувствами, которые бы я желал видеть у добропорядочных
граждан; следовательно, надо направить всех к принятию религии X, ко-
торую я буду устанавливать и защищать». Не будем обсуждать вопрос
об эффективности такой защиты, обычно проводимой в отношении ре-
лигиозных манифестаций, поскольку мы его только что рассмотрели;
на некоторое время мы допустим, что она возможна, и пойдем далее.
Соответствующее вышеупомянутой деривации логико-эксперимен-
тальное умозаключение таково: «Религиозный человек обладает теми
чувствами, которые я желал бы видеть у добропорядочных граждан; од-
нако можно быть религиозным, обладая только чувствами, свойственны-
ми данной религии; следовательно, надо сказать так, чтобы у граждан
были чувства, имеющие отношение именно к этой религии». Средний
термин такого силлогизма совершенно расходится с опытом.
  • Вывод d. Наконец, можно пожелать удалить некоторую манифестацию
    r, сохранив другие манифестации — s, t; или ввести r, но так, чтобы не бы-
    ло ни s, ни t. Сделать это почти всегда бывает очень непросто, часто не-
    возможно. Чтобы люди действительно осуществляли неизменные дейст-
    вия r, необходимо наличие чувств, соответствующих остаткам a, следст-
    вием которых является r. Если люди имеют такие остатки, то вместе
    с r появятся t, s; если же таких остатков у них нет, то не будет также и r,
    но при этом не возникнут ни s, ни t.
  • Допустим, что желательно упразднить наказания r за преступления, ко-
    торые представляют собой ереси различных религий, и сохранить намно-
    го более суровые наказания s, t за кражи и убийства. Это не является не-
    возможным делом, как о том свидетельствует пример античного Рима;
    но осуществить это будет достаточно трудно, потому что на протяжении
    многих веков ничего подобного не происходило в Европе среди народов,
    которые именуют цивилизованными. Действительно, среди них наблю-
    далось, что там, где r почти или полностью исчезло, значительно ослабли
    264 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ также s и t. Такой эффект произошел вследствие того, что группа остат-
    ков a, от которых зависят наказания, изменилась, и это привело к возрас-
    танию чувств сострадания к преступникам, которые нарушают дейст-
    вующие в обществе нормы. Кроме того, получили развитие интересы,
    направленные против определенных религий, чем объясняется более
    значительное смягчение наказаний за преступления против веры, чем
    наказаний за другие преступления. Например, после падения во Фран-
    ции Второй империи интересы республиканцев оказались противопо-
    ложны интересам католиков. В результате были отменены наказания
    за оскорбления католической религии и вообще христианской религии.
    Империя на словах выступала поборницей сексуальной религии; поэто-
    му Республика дозволила бо´льшие свободы также и в этой сфере; хотя
    позже, когда о действиях Империи стали забывать, наступила некоторая
    обратная реакция.
  • В пространственном аспекте отмечаются эффекты, аналогичные тем,
    о которых сообщалось выше во временно´м аспекте. Во Франции полно-
    стью отменены наказания за преступления, относящиеся к оскорблени-
    ям христианской религии, тогда как в Англии сохраняются некоторые
    остаточные наказания за оскорбление христианской веры. За преступле-
    ния, представляющие собой сексуальную ересь, в Англии преследуют
    и наказывают значительно более сурово, чем во Франции. Аналогичные
    отличия наблюдаются относительно нарушений общепринятых обыча-
    ев, к которым во Франции проявляют большее снисхождение, чем в Анг-
    лии. Такие факты оказываются следствием того, что люди рассуждают,
    основываясь не на методах логико-экспериментальных наук, а главным
    образом на чувствах (см. § 333).
  • Трудности законотворчества. Для начала нам надо их выявить, решая
    не только поставленную здесь частную задачу (см. § 678), но и другую,
    более общую проблему, относящуюся к выяснению косвенных результа-
    тов преобразований. Иными словами, надо выяснить расклад социаль-
    ных сил (см. § 839). Чтобы подойти к решению, предположим, что зако-
    нодатель стал бы рассуждать в соответствии с методами логико-экспери-
    ментальных наук, что пока незаметно даже в частных случаях. Быть
    может, когда-нибудь социология, прогрессируя, поможет ему в этом.
  • Чтобы провести принятый закон в жизнь, потребуется воздействовать
    на интересы и чувства и при этом использовать деривации, которые зна-
    чительно отличаются от холодных и бесстрастных логико-эксперимен-
    тальных рассуждений. Однако следует учесть, что при изменении инте-
    ресов и чувств, осуществляемом ради достижения определенной цели,
    могут быть получены также другие результаты, не являющиеся целью
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 265 такой акции; следовательно, надо учитывать все в целом и предвидеть, какой в итоге окажется общая социальная полезность.
  • Чтобы быть эффективными в плане побуждения людей к действию, де-
    ривации и социальные доктрины выходят за пределы реальности, а точ-
    нее, выраженные в них чувства принимают форму мифов64. Несомненно,
    как уже отмечалось, социальную значимость таких доктрин следует из-
    мерять не по формам мифов, являющихся всего лишь средствами,
    но по совокупному действию, т. е. по чувствам, которые они выражают.
  • Поясним эту мысль с помощью наглядной, хо-
    тя и несколько упрощенной иллюстрации (см.
    рис. 19). Отбросим случаи, когда человек пола-
    гает, что следует в одном направлении, но
    на самом деле движется в другую сторону
    (см. § 709), и рассмотрим случаи, когда он хотя
    бы отчасти перемещается в том направлении,
    Рис. 19
    куда стремится. Допустим, индивид находится
    в точке h, где он имеет некоторую полезность ph, и его стремятся напра-
    вить в точку m, где он будет иметь более значительную полезность qm.
    Чтобы он туда переместился, его ориентируют на точку T, расположен-
    ную достаточно далеко на лини hT, касательной к кривой его движения
    hm, где он имел бы огромную, совершенно фантастическую полезность
    rT. Итак, происходит то же, что и с материальной точкой, движущейся
    вдоль линии hm под действием тангенциальной силы hT: индивид стре-
    мится к T, но удерживается узами практики и обстоятельств. Вместо дви-
    жения по касательной hT он перемещается по кривой hm и в итоге оказы-
    вается в пункте m, куда он никогда бы не попал, если бы его движение
    не вызывалось тангенциальной силой hT.
  • Очевидно, что для определения условий, при которых находится инди-
    вид в точке m, не требуется интересоваться T. Величина rT может быть со-
    вершенно произвольной, фантастической, она имеет малое значение, то-
    гда как величина mq — конкретная, реальная. Единственная имеющаяся
    между ними связь — это тот факт, что движение и в направлении T,
    и в направлении m сопровождается возрастанием полезности ph.
  • Существо, совершающее только нелогические действия, перемещается
    из точки h в точку m, не осознавая этого. Человек, движущийся по
    hm под действием инстинкта, интересов или иных сходных причин, 64 Sorel G. Reflexions sur la violence. P., 1906. P. 164–167. [Сорель Ж. Размышления
    о насилии. М.: Польза, 1907.]
    266 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ будучи логически мыслящим существом, стремится узнать, почему он дви-
    жется по направлению hm, и благодаря работе фантазии воображает
    цель T. Затем воображаемый объект T благодаря сохранению агрегатов
    обретает для него чувственную ценность и помимо иных причин побуж-
    дает его идти по пути hm. Кроме того, он воздействует и на других инди-
    видов, которые находят такие же чувства в том обществе, где они живут,
    иначе люди не имели бы никаких мотивов, даже самых ничтожных, дви-
    гаться в этом направлении. В качестве объяснения, которое удовлетворяет
    стремление рассуждать более или менее логично, цель T сказывается мало
    или вовсе не сказывается на побуждении людей к действию. Как и любая де-
    ривация, T в качестве объяснения имеет ограниченную ценность, т. е. дери-
    вация отвечает действительности настолько, насколько направление кри-
    вой hm может приближенно совпасть с направлением касательной к ней hs.
  • Порой феномен может реализовываться иначе,
    чем было показано на рис. 19. Индивид желал
    бы переместиться в направлении hT, чтобы уве-
    личить полезность, которая у него имеется,
    но он, напротив, переместится из точки h в точ-
    ку f (см. рис. 20), где значение полезности fv
    оказывается меньше первоначального значе-
    Рис. 20
    ния ph. Это происходит, когда деривации со-
    вершенно не соответствуют реальности, т. е.
    когда направление кривой hf ни на малейшем
    ее отрезке даже приблизительно не совпадает
    с направлением hT.
    Кроме того, стремление идти к T часто
    в действительности уводит в ином направле-
    нии. Точка h, изображенная в горизонтальной
    проекции (см. рис. 21), приходит в движение Рис. 21
    под действием приложенной к ней силы в на-
    правлении hT, но встречает некоторые препятствия (предрассудки, чув-
    ства, интересы и т. д.), которые заставляют ее двигаться по линии chfg.
    Следовательно, под действием силы hT она не движется в сторону T
    и приходит в точку f. В дальнейшем мы исследуем аналогичные феноме-
    ны (см. § 889).
  • Мы рассмотрели сейчас то, что может происходить; остается узнать, что
    обычно происходит в действительности. Как свидетельствуют наблюдае-
    мые факты, в различных обществах должно иметься немало случаев, ко-
    гда события развиваются аналогично тому, как это было показа-
    но на рис. 19 в § 706, т. е. при движении в направлении к цели T, выра-
    женной теологическими, метафизическими и другими деривациями
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 267 такого же рода, люди должны заботиться о своей пользе и добиваться
    большего благополучия для себя и для общества и переходить в точку m.
    Объясняется это тем, что если бы почти все случаи соответствовали вари-
    анту, приведенному на рис. 20 в § 709, т. е. если бы люди чаще всего
    в ущерб себе переходили в точку f, то общества должны были бы все время
    клониться к упадку. Но этого не происходит, и следовательно, остается
    исключить такую гипотезу.
  • Заметим, что если, устремившись к воображаемой цели, люди порой
    и достигают иную, благоприятную для них цель, это не означает, что так
    происходит всегда. Остается нерешенным вопрос о том, когда и в каких
    пределах такие цели совпадают при наличии соответствующих обстоя-
    тельств места и времени, в которых рассматривается данный феномен.
    Мы также не знаем, когда и до каких пределов оказывается полезной за-
    мена идеальной цели целью реальной. Пока мы обратим внимание на бо-
    лее широкий круг вопросов.
  • Идеальные цели и их отношения с иными социальными фактами. Предполо-
    жим, что имеется общество, в котором индивиды действуют, отчасти
    ориентируясь на некие идеальные принципы T, соблюдая некоторые
    идеальные нормы и, соответственно, совершая нелогические действия,
    которые для наблюдателя предстают как следствие вышеупомянутых
    принципов и норм. Мы исследуем особенности действий, которые при
    этом совершаются, их результаты и то, в каком отношении они могут на-
    ходиться к разным видам полезности (см. § 862 и далее). При этом надле-
    жит решать следующие проблемы.
    Первая проблема. Каковы факты на самом деле?
    Вторая проблема. Как они видятся тем, кто их изучает и, прежде все-
    го, создателям теорий и доктрин?
    Решения этих проблем в значительной части даются ими эксплицитно.
    Но у большинства людей они заданы имплицитно, т. е. люди, не представ-
    ляя их в явном виде, действуют так, словно они ими руководствуются.
    Чтобы не смешивать логические и нелогические действия, лучше будет
    сказать об этом иначе: действия этих людей таковы, что желающий найти
    в них логический принцип придет к одному из представленных <автора- ми доктрин> решений. Но это будет принцип, выведенный из действий
    людей тем, кто их наблюдает, но не принцип, исходя из которого дейст-
    вующий индивид сознательно, логическим образом строит свои
    действия.
    Третья проблема. Насколько полезно для индивида, обществ и т. д.
    (см. § 862 и далее) то обстоятельство, что люди представляют себе факты
    именно таким образом? При рассмотрении в качестве цели T веры в фак-
    ты эта проблема соответствует первой проблеме.
    268 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Четвертая проблема. Как виделось людям и, в частности, создателям доктрин отношение между полезностью и тем способом, каким люди ин-
    терпретировали факты?
    Рассмотрим вначале первую
  • Скачать:TXTPDF

    некоторых совокупностей чувств. Распространен-ный вариант подобного рода деривации таков: «Религиозный человек об-ладает теми чувствами, которые бы я желал видеть у добропорядочныхграждан; следовательно, надо направить всех к принятию религии X, ко-торую