Компендиум по общей социологии
нечеткие и вызывающие сомне-
ния компоненты, мимо которых пройти нельзя, поскольку это важно.
Первая нечеткость касается смысла терминов «счастье» и «несчастье».
Мы увидим, что такая нечеткость устраивает того, кто хотел бы решить
данную проблему в определенном русле (см. § 734). Вторая нечеткость
касается субъекта действия и тех, кому выпадает счастье или кого пости-
гает несчастье. Здесь необходимо сделать уточнения.
Во-первых, действие и его результат могут быть соединены с одним
и тем же человеком или с одной и той же группой людей, т. е. вопрос мо-
жет быть поставлен так: «Будет ли непременно счастлив человек, кото-
рый строго соблюдает нормы морали и религии, и будет ли обязательно
несчастлив тот, кто их нарушает?» Или так: «Если люди, составляющие
один коллектив, станут соблюдать (или нарушать) установленные прави-
ла, окажутся ли они от этого счастливыми (или несчастными)?»
Во-вторых, может случиться, что от соблюдения или нарушения
норм одними людьми будут благоденствовать или страдать совсем дру-
гие люди. На практике в основном встречаются случаи, когда один че-
ловек соблюдает либо нарушает некоторые нормы, а его потомки, или
его сограждане, или вообще другие люди, принадлежащие к некоторой
общности, благоденствуют либо страдают в результате действий этого
человека.
Давать утвердительные (позитивные) ответы на вопросы, возникающие,
когда выясняют, действительно ли люди, следуя нормам религии, мора-
ли, традиции оказываются счастливыми и приносят ли они счастье тем,
кто для них близок, обычно оказывается полезным обществу. Такое на-
блюдение выводит нас на третью проблему (см. § 712), но чтобы строить
рассуждение с научной строгостью, следует четко отделять ее от первой
и второй проблем, которыми мы сейчас займемся. Обыденные рассужде-
ния, основанные главным образом на соответствии чувствам, не прово-
дят такого разграничения и поэтому в них положительные ответы на этот
вопрос встречаются чаще, чем отрицательные, и считаются достойными
похвалы, тогда как отрицательные ответы и ответы, выражающие сомне-
ние, воспринимаются с осуждением.
Заметим, что если дать утвердительные ответы на вопросы, сформулиро-
ванные в первом из упомянутых в § 729 случаев, то во втором случае
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 277 ответы окажутся частично отрицательными и наоборот. В самом деле, ес-
ли принять, что человек может благоденствовать или страдать исключи-
тельно из-за того, что совершил он сам, т. е. в зависимости от того, со-
блюдает он некоторые предписания или нарушает их, то в таком случае
он уже не может испытывать радость или страдать из-за того, что совер-
шили другие. Это настолько простые и очевидные вещи, что, придержи-
ваясь строгой логики, нельзя понять, как они могут не учитываться или
забываться. Но чувства оттесняют логику и не дают человеку осознать
принципы, из которых должны логически следовать его действия. Эти
принципы осознаются только внешним наблюдателем, в то время как
для действующего субъекта (см. § 712) они остаются неявными.
Прежде всего мы представим классификацию решений, которые прини-
маются по приведенным выше вопросам.
Позитивные решения (см. § 733–766).
Частные случаи общей теории II2a:
A. Вербальные решения (см. § 733–738)
A1. Апелляция к принципам (см. § 734).
A2. Изменение смысла предписаний и норм с переходом от их объек-
тивного понимания к субъективному (см. § 735,736).
A3. Казуистика; интерпретация предписаний и норм (см. § 737, 738).
B. Объективные решения. Счастье и несчастье, понятые в обыденном
смысле (см. § 739–742)
B1. Утверждения о полном соответствии и согласии (см. § 743–748).
Для устранения исключений:
B2. Счастье и несчастье переносят в пространстве и во времени
(см. § 749–758).
Частные случаи общей теории II2ba:
B3. Счастье и несчастье выносятся за пределы реального мира
(см. § 759–762).
B4. Не удается подобрать интерпретацию: пути Господни неиспове-
димы (см. § 763–766).
Негативные решения (см. § 767–769).
Частный случай общей теории II2bb.
C. Абсолютное отвержение. Пессимизм (см. § 767, 768).
Частный случай общей теории I1 или II2bg:
D. Условное отвержение. Две различные ситуации, имеющие некото-
рые общие черты (см. § 769).
Решения B1 и C основаны на принятии во внимание каждым <инди- видом> только одной группы остатков; решения A, B2, B3, B4 отталкива-
ются от стремления согласовать противоречащие друг другу деривации,
отражающие остатки различных групп. Род D наряду с переходными
278 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ решениями предыдущих видов включает также научное решение, наце-
ленное только на простой поиск единообразия. Рассмотрим теперь эти
решения по отдельности.
A. Вербальные решения. Они принадлежат к обширному классу вербаль-
ных дериваций, которые мы рассматривали в главе 7; здесь следует рас-
смотреть частные случаи ранее представленного общего феномена.
A1. Апелляция к принципам. Аргументация строится таким образом, что-
бы благодаря неточности терминов обыденного языка (см. § 729) терми-
ну «счастье» придавалось значение состояния, которое возникает при
следовании определенным принципам. После того как это условие вве-
дено, становится очевидным, что если какой-то человек счастлив, то это
непременно будет тот самый человек, который таким принципам следу-
ет; кто соблюдает эти принципы, тот и счастлив. Это же можно повторить
по поводу коллектива, общности, государства.
A2. Изменение смысла предписаний и норм с переходом от их объективного
понимания к субъективному. В данном варианте тавтология возникает
из-за изменения смысла предписаний. Действительно, при рассмотре-
нии только тех норм, которые индивид соблюдает с удовольствием, мож-
но с полной уверенностью утверждать, что он испытывает радость, когда
соблюдает их. Например, если подойти объективно, то любые мучения —
это, в общем, несчастье для того, кому суждено их испытать. Однако если
рассмотреть данную ситуацию в субъективном отношении, т. е. как
ее воспринимал христианский мученик, то окажется, что он мог воспри-
нимать страдания за веру как счастье.
Когда отмечают, что тот, кто поступает плохо, не может быть счастли-
вым, поскольку его преследуют муки совести, подразумевают, что этот
человек способен на это. Однако нередко многие индивиды очень слабо
ощущают, а то и вовсе не ощущают угрызения совести; следовательно,
для них почти или совсем не существует опасности страдать от них.
В сущности, большинство людей, стремящихся реформировать общест-
во, полагают, что оно будет состоять в основном из индивидов, наделен-
ных теми чувствами и воззрениями, которые реформаторам было бы
приятно в них увидеть, и только при этом условии они смогут пообещать
сделать этих людей счастливыми.
Сила воздействия предписаний, характерная для данного общества в дан-
ное время, определяется в первую очередь тем, что они разделяются
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 279 большим числом входящих в него индивидов, и тем, что нарушитель та-
ких предписаний испытывает мучительные чувства и встречается с труд-
ностями. Эти предписания выражают, хотя и не вполне четко, только
имеющиеся в обществе остатки; следовательно, нет смысла выяснять,
нравится ли большинству индивидов, составляющих это общество, сле-
довать им и вызывает ли в них неудовольствие нарушение таких предпи-
саний. Если бы было иначе, то не проявлялись бы у большинства инди-
видов именно такие остатки; они не были бы распространены в данном
обществе. Надо решать совсем иную проблему. В аспекте индивидуально-
го удовлетворения, офелимности, следует выяснить, какую эффектив-
ность будут иметь предписания в отношении тех, у кого отсутствуют остат-
ки, выраженные в этих предписаниях, и выяснить, как их станут воспри-
нимать противники, которые испытают удовольствие или неудовольствие
не прямо, но опосредованно. В аспекте полезности надо исследовать, по-
лезно ли соблюдение таких предписаний для индивида, коллектива, на-
ции в том смысле, который стремятся придать термину «полезность»; на-
пример, в смысле материального процветания, если оно рассматривается
как полезное. Когда животному не дают следовать его инстинкту, оно
чувствует себя плохо, хотя его физическое состояние в результате этого
может и улучшиться. Если политический деятель нарушает некую норму,
принятую в его обществе, то он может испытывать дискомфорт, а резуль-
таты его действий могут оказаться как вредными для общества, так и по-
лезными для него. Такие случаи надлежит изучать.
A3. Казуистика; интерпретация предписаний и норм. К казуистике и ин-
терпретациям прибегают именно для того, чтобы избежать упомянутых
мучительных чувств, заменить их приятными чувствами, рождающимися
при соблюдении предписаний, и в то же время чтобы извлечь пользу
из нарушения этих норм. Они необходимы также для того, чтобы сделать
уступки некоторым чувствам, чтобы, по крайней мере чисто внешне,
придерживаться логических следствий из дериваций. Соответствующи-
ми интерпретациями достигается также выгода, порой малая, порой
большая, состоящая в том, чтобы оставаться самим собой и поступать
с пользой для себя, а для тех, кого можно ввести в заблуждение софизма-
ми, выглядеть строгим блюстителем общественной морали и чести. До-
верчивые люди нередко ждут только повода, чтобы их в чем-то уверили.
Это может делаться намеренно, но иногда — вполне естественно и без
умысла. Сквозь казуистику, используемую правительствами и государст-
вами для оправдания какого-либо собственного действия, часто просту-
пает «salus populi suprema rex esto»*. Если бы это утверждалось прямо и без
- Благо народа да будет высшим законом (лат.).
280 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ оговорок, то мы имели бы просто хорошую логическую мотивировку, что
позволило бы видеть в ней одно из решений D. Но поскольку <предста- вители власти> не хотят при этом задевать чувства людей, придерживаю-
щихся позитивных решений <см. § 729>, они пытаются совместить несо-
вместимые вещи — решения утверждающие с отвергающими (D). Одна-
ко люди, обвиняющие или упрекающие правительства и государства
в нарушении некоторых норм, довольно редко сами ясно показывают,
какого решения они придерживаются. Отрицая, что «salus popoli» приве-
дет к нарушению норм, они выбирают одно из позитивных решений.
Или, принимая негативное решение D и отвергая «salus popoli», они, не-
смотря на угрозу пагубных последствий и даже крайнего разорения своей
страны, следуют предписаниям, диктуемым принятием одного из мета-
физических или теологических решений (см. § 7, 8), и при этом хотят,
чтобы в стране соблюдались нормы. Или, отвергая решение D, они видят
«salus popoli» в следовании какому-либо из решений: A2, B2, B3. Они пыта-
ются убеждать в своей правоте на основе простого и неопределенного со-
гласия чувств.
Благодаря основательному использованию казуистики и интерпрета-
ций можно утверждать, что следование некоторым предписаниям и нор-
мам всегда принесет материальное процветание индивидам, общностям,
государствам и человечеству. Например, обобщенно исповедуется необхо-
димость всегда выполнять данные обещания; но затем, в частных случаях,
если оказывается полезным не делать этого, то не бывает недостатка в бла-
говидных предлогах для того, чтобы избавиться от этой обязанности.
Постепенно перейдем от случаев, когда интерпретация дается вполне ис-
кренне, к случаям, когда она используется злонамерено. И таких случаев
великое множество; если они лучше просматриваются в поступках ан-
тичных людей, чем наших современников, то скорее всего потому, что
первые были менее лицемерными, чем вторые.
B. Объективные решения. Риторические и философские пустословия от-
части являются порождением изысканности; в практической жизни тре-
буются иные рассуждения, люди прежде всего хотят знать, как им следует
поступать для достижения счастья в вульгарном смысле материального
благосостояния. Следовательно, им требуются ответы на объективно
возникающие при этом вопросы. Простонародье мало интересует знание
о том, откуда и как появились нормы; для него достаточно того, что эти
нормы в обществе есть, были когда-то приняты и теперь признаются
и соблюдаются. При противодействии нарушениям таких норм в первую
очередь вступает в действие чувство, противостоящее нарушению соци-
ального равновесия (остатки группы a из класса IV). Это чувство
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 281 проступает в наиболее ранних библейских документах, вообще характер-
но для начала любой цивилизации. Оно почти в чистом виде проявляется
во мнении, что нарушение табу всегда приводит к пагубным последстви-
ям. Кроме того, такое чувство встречается в воззрении: справедливое —
это то, что отвечает закону. Это означает,