Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
и вторую проблемы по следующим темам
исследования.
I. Цель T (см. § 713):
I1 — первая проблема (см. § 713);
I2 — вторая проблема (см. § 713).
II. Отношения между T и m (см. § 714–722):
II1 — первая проблема (см. § 714–716);
II2 — вторая проблема (см. § 717–722):
II2a — T и m совпадают или, по крайней мере, заметно сближаются
(см. § 717, 718);
II2b — цели T и полезность m совершенно отличаются и априорно не-
совместимы (см. § 719–722):
II2ba — рассматриваются только некоторые цели T (см. § 720);
II2bb — воображаемые цели T очевидно противостоят полезности
m (см. § 721);
II2bg — переходные случаи (см. § 722).
III. Каким образом T в качестве результата соединяется с некоторыми
причинами (см. § 723, 724):
III1 — первая проблема (см. § 723);
III2 — вторая проблема (см. § 724).
IV. Характер путей, которые приводят к цели T (см. § 725, 726):
IV1 — первая проблема (см. § 725);
IV2 — вторая проблема (см. § 726).
  • I. Цель T. Поскольку цель действия лежит за пределами опыта, из ис-
    следования будут исключены логико-экспериментальные цели, к кото-
    рым приходят благодаря научным и профессионально-производствен-
    ным знаниям.
    I1. У животных T выступает просто как инстинктивная реакция; что
    бывает также в отдельных редких случаях и у людей, однако
    обычно у них T выражается хотя бы в виде остатка или дерива-
    ций-манифестаций (см. § 633) благодаря стремлению рассуждать.
    Кроме того, следует отделить цель T(a), которая у человека воз-
    никает спонтанно, от цели T(b), которую другие люди стремятся
    ему подсказать, и показать контраст между пользой для себя
    и пользой для других или для коллектива.
    I2. Люди, которые сосредоточивали внимание на целях T, в це-
    лом принимали их как абсолютные или хотя бы как эксперимен-
    тальные принципы, придавая воображаемым принципам форму
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 269 чего-то реального. Это происходило как благодаря существова- нию остатков сохранения агрегатов, на основе которых были сформированы цели T, способные приобретать абсолютный ха- рактер, так и ради достижения практической пользы, когда было полезно применить при убеждении ту силу, которую придает принципам их абсолютизация или их воображаемая реальность. Оба мотива сохраняются до наших дней, второй из них обретает теперь еще бо´льшую силу, поскольку возрос авторитет научных знаний благодаря прогрессу наук, когда теории находят реальные подтверждения. Можно предвидеть, что и в дальнейшем целям T будет по-прежнему придаваться абсолютный характер, что вооб- ражаемые цели T будут рассматриваться в качестве реальных це- лей и что, если не изменятся известные нам условия, общество не сможет существовать без таких целей (см. § 866).
  • II. Отношения между целью, T, и точкой, m, в которую в действительно-
    сти приходят индивиды, и различными видами полезности. II1. Если быть
    лаконичным, то о решении объективной проблемы можно сказать так:
    стремление к воображаемой цели T, чтобы достичь реальную цель m,
    представляет собой нередко необходимое, но всегда несовершенное
    средство достижения такой цели. Прав будет тот, кто скажет, что замена
    воображаемой цели T на экспериментальную цель избавила бы людей
    от напрасной траты сил и, следовательно, принесла бы большую пользу
    обществу. Но для того чтобы это стало возможным, необходимо устране-
    ние некоторых связей (см. § 51), которые часто встречаются в реальных
    случаях.
  • Вообще, имплицитно это признается также теми людьми, которые стре-
    мятся заменить воображаемые цели реальными целями. Но чаще всего
    они сводят все связи к одной-единственной — к невежеству. Однако
    не только невежественные люди, но, например, и многие ученые, достиг-
    шие блестящих успехов в естественных науках, где они всегда или почти
    всегда исходят из логико-экспериментальных принципов, забывают
    о них в отношении социальных наук. Что касается большинства населе-
    ния, то здесь наблюдается скорее чередование разных вариантов теоло-
    гии и метафизики, чем их преодоление (см. § 1015).
  • Таким образом, стремление к некоторым воображаемым целям T было,
    есть и будет, по крайней мере в ближайшем будущем, очень полезным
    для человеческих обществ (см. § 741). Но это не отменяет того, что ори-
    ентация на некоторые воображаемые цели, как теологические, так и ме-
    тафизические, оказывалась, оказывается и будет оказываться вредной
    270 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ для общества (см. § 741, рис. 20). Часто бывает так, что некоторые цели T,
    T ¢ , T ¢¢, отличаются в аспекте дериваций, но оказываются идентичными
    или почти идентичными в аспекте социальной полезности (см. § 655,
    699). Но для того чтобы об этом можно было рассуждать, необходимо оп-
    ределить, о каких целях идет речь, и посмотреть, в каких отношениях на-
    ходятся они с другими социальными фактами; притом определить как
    в качественном, так и в количественном отношении (см. § 885 и далее).
    Кроме того, надлежит установить пропорцию между ориентацией на во-
    ображаемые цели и ориентацией на цели экспериментальные, которые
    более существенны для социальной полезности. Наконец, необходимо
    учесть наличие различных социальных классов, поскольку общество не-
    однородно, как мы увидим в дальнейшем.
  • II2. Обратимся к сути тех доктрин, которые соотносят T с m, а затем вер-
    немся к изучению формы.
    II2а. T и m совпадают или по крайней мере заметно сближаются. Это
    достигается двумя способами. Первый способ. Полагают, что стремить-
    ся к идеальной цели — это лучший способ достичь пользы для себя и для
    других: нацеливаются на T и достигает m. Второй способ. Полагают, что
    нацеливаются на идеальную цель, между тем как по существу ведут поиск
    пользы для себя или для других: стремятся к m и призывают к T. В одном
    частном случае (см. § 728 и далее) мы увидим, насколько это бывает
    неопределенным.
    Первый способ сближения T и m. Такие доктрины наиболее много-
    численны и важны. В них делается попытка убедить индивида поставить
    перед собой цель, которая приносит пользу другим или обществу. Обо-
    значим через T1 эгоистическую цель, приносящую индивиду пользу m1;
    а через T2 — альтруистическую цель, которая принесла бы другим людям
    или обществу пользу m2. Очень многие этические доктрины отличает
    стремление смешивать друг с другом T1, T2, m1, m2. Различные варианты
    «утилитарной морали» отличает стремление убедить индивида, который
    не забывает о собственной пользе m1, что она будет обеспечена при
    стремлении к T2 и при достижении m2. Другие виды морали, относящиеся
    к сферам теологии и метафизики, в первую очередь устанавливают цель
    T2, часто смешанную с T1, и к ним присоединяют m1 и m2. В теологиче-
    ских вариантах морали для соединения T2 с m1 прибегают к санкциям
    сверхъестественного существа; в ее метафизических вариантах для этого
    используется какой-нибудь категорический императив, что менее эф-
    фективно (см. § 720, 746).
  • Второй способ сближения T и m. Эгоист действует сознательно, когда
    стремится к m, призывая при этом к T; и напротив, многие искренне
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 271 пытаются согласовать заботу о собственном благе с остатками социаль- ности (класс IV) и продемонстрировать радение о благе других, прикрыть эгоизм идеалами65. Кроме того, красотой идеала T стремятся воспользо- ваться и те, кто почти или вовсе не думают о достижении цели m. Многие достойные люди, теоретики по теологическим, этическим и социальным вопросам, более или менее бескорыстно предлагают теории, пригодные для данной цели.
  • II2b. Цели, T, и полезность, m, совершенно отличаются и априорно несо-
    вместимы. О целях T общего характера говорится только для вида, при
    этом имеются в виду частные цели T. 65 Девятнадцатый век дал пышную поросль таких дериваций, выросших на проти-
    воречиях между рабочими и «капиталистами», которые на самом деле являются
    «предпринимателями». По существу, этот феномен представляет собой обычный
    спор между двумя контрагентами в экономической области: каждый стремится
    обеспечить больше выгод для своей стороны (цели m), но для вида говорит,
    и многие этому верят, что стремится к идеальным целям T. Предприниматели
    не строят особо скрупулезно свои рассуждения на этот счет: они уверяют в том,
    что проявляют заботу о благополучии рабочих, что «легитимное» вознаграждение
    должны получать и те, кто благодаря своему умению осуществлять комбинации
    позволяют предприятию процветать; они говорят о пользе экономической свобо-
    ды (вспоминая о ней при установлении платы за труд и забывая, когда речь захо-
    дит об установлении цен на производимые продукты). Для защиты рабочих «ин-
    теллектуалы» предложили немало изощренных теорий, которые принимаются
    рабочими со слепой верой и без особого их понимания. От социалистических
    утопий до марксизма, а также демократического и социалистического радика-
    лизма все эти доктрины облачают в разнообразные и довольно пестрые одеяния
    очень простую концепцию: «мы желаем обладать большей частью экономиче-
    ского продукта». Но сказать об этом прямо — значит ослабить ту силу, которая
    исходит от стремления к идеалу, и потерять поддержку со стороны людей, кото-
    рых приманивает великолепие целей T. В деривациях обычно проводится апел-
    ляция к чувствам. Заявления рабочих будут названы «отстаиванием требова-
    ний», чтобы показать, что те требуют только то, что им причитается по праву;
    для этого будут применены остатки класса V. Также оказываются пригодными
    и остатки Ie, и поэтому создаются теории о «полном продукте труда», о «приба-
    вочной стоимости», о необходимости обеспечения «большей справедливости
    в мире» и т. д. Они становятся все более пространными, усложненными, к це-
    лям, которые требуется достичь, присоединяется все больше идеальных целей.
    Благодаря этому рабочие в XIX в. существенно улучшили свою участь. Что
    же касается всей нации, то здесь намного труднее решить вопрос о том, была
    ли выгодна для нее подобная деятельность. Представляется более вероятным,
    что была, но чтобы это доказать, необходимо в синтезе рассмотреть проблему
    экономической и социальной эволюции, что мы сможем осуществить только
    в следующей главе.
    272 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • II2ba. Рассматриваются только некоторые цели T. Автор доктрины во-
    обще не задумывается о полезности m, либо придает ей мало значения.
    Так появляются теологические, метафизические, аскетические виды мо-
    рали, которые предписывают в абсолютной форме, абстрагируясь
    от пользы, каким образом должен поступать человек. Порой в них также
    может фигурировать и воображаемая полезность m, но этот случай
    не следует путать с теми, которые относятся к классу I, поскольку там
    m представляет собой реальную полезность.
  • II2bb. Воображаемые цели, T, очевидно противостоят полезности, m.
    В этот разряд входят чисто аскетические доктрины, которые являются са-
    моцелью, отстраняются от любой полезности, даже от самых насущных
    земных интересов. Сюда входят пессимистические доктрины, которые
    отрицают возможность достижения счастья. Их авторы выражаются так,
    словно они рассуждают обо всех воображаемых целях, но они, по сущест-
    ву, ориентированы только на определенные цели, которыми стремятся
    заменить другие, столь же воображаемые цели.
  • II2bg. Переходные случаи. Априорно T и m не отделяются друг от друга,
    но рассматриваются как отдельные феномены, между которыми могут
    быть самые разные отношения. Если эти феномены являются экспери-
    ментальными, то перед нами чисто логико-экспериментальное решение,
    т. е. решение II1. Если эти отношения выходят за пределы опыта или за-
    даны априорно, то мы имеем различные деривации. Среди этих доктрин
    наиболее значимы те, которые делят воображаемые цели на два класса:
    Th — цель, которая всегда полезна и отвечает религиозной вере создателя
    доктрины; Tk — вредная цель. Авторы доктрин не проводят такого деле-
    ния; для них только цели Th являются истинными, реальными, тогда как
    Tk — это ложные, несуществующие цели; следовательно, цели Th зани-
    мают место T, и из-за этого данный случай часто можно спутать с преды-
    дущими. Такие феномены наблюдаются главным образом в условиях,
    когда одна религия вытесняет другие религии: например,
  • Скачать:TXTPDF

    и вторую проблемы по следующим темамисследования.I. Цель T (см. § 713):I1 — первая проблема (см. § 713);I2 — вторая проблема (см. § 713).II. Отношения между T и m (см. §