Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
нечеткие и вызывающие сомне-
ния компоненты, мимо которых пройти нельзя, поскольку это важно.
Первая нечеткость касается смысла терминов «счастье» и «несчастье».
Мы увидим, что такая нечеткость устраивает того, кто хотел бы решить
данную проблему в определенном русле (см. § 734). Вторая нечеткость
касается субъекта действия и тех, кому выпадает счастье или кого пости-
гает несчастье. Здесь необходимо сделать уточнения.
Во-первых, действие и его результат могут быть соединены с одним
и тем же человеком или с одной и той же группой людей, т. е. вопрос мо-
жет быть поставлен так: «Будет ли непременно счастлив человек, кото-
рый строго соблюдает нормы морали и религии, и будет ли обязательно
несчастлив тот, кто их нарушает?» Или так: «Если люди, составляющие
один коллектив, станут соблюдать (или нарушать) установленные прави-
ла, окажутся ли они от этого счастливыми (или несчастными)?»
Во-вторых, может случиться, что от соблюдения или нарушения
норм одними людьми будут благоденствовать или страдать совсем дру-
гие люди. На практике в основном встречаются случаи, когда один че-
ловек соблюдает либо нарушает некоторые нормы, а его потомки, или
его сограждане, или вообще другие люди, принадлежащие к некоторой
общности, благоденствуют либо страдают в результате действий этого
человека.
  • Давать утвердительные (позитивные) ответы на вопросы, возникающие,
    когда выясняют, действительно ли люди, следуя нормам религии, мора-
    ли, традиции оказываются счастливыми и приносят ли они счастье тем,
    кто для них близок, обычно оказывается полезным обществу. Такое на-
    блюдение выводит нас на третью проблему (см. § 712), но чтобы строить
    рассуждение с научной строгостью, следует четко отделять ее от первой
    и второй проблем, которыми мы сейчас займемся. Обыденные рассужде-
    ния, основанные главным образом на соответствии чувствам, не прово-
    дят такого разграничения и поэтому в них положительные ответы на этот
    вопрос встречаются чаще, чем отрицательные, и считаются достойными
    похвалы, тогда как отрицательные ответы и ответы, выражающие сомне-
    ние, воспринимаются с осуждением.
  • Заметим, что если дать утвердительные ответы на вопросы, сформулиро-
    ванные в первом из упомянутых в § 729 случаев, то во втором случае
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 277 ответы окажутся частично отрицательными и наоборот. В самом деле, ес-
    ли принять, что человек может благоденствовать или страдать исключи-
    тельно из-за того, что совершил он сам, т. е. в зависимости от того, со-
    блюдает он некоторые предписания или нарушает их, то в таком случае
    он уже не может испытывать радость или страдать из-за того, что совер-
    шили другие. Это настолько простые и очевидные вещи, что, придержи-
    ваясь строгой логики, нельзя понять, как они могут не учитываться или
    забываться. Но чувства оттесняют логику и не дают человеку осознать
    принципы, из которых должны логически следовать его действия. Эти
    принципы осознаются только внешним наблюдателем, в то время как
    для действующего субъекта (см. § 712) они остаются неявными.
  • Прежде всего мы представим классификацию решений, которые прини-
    маются по приведенным выше вопросам.
    Позитивные решения (см. § 733–766).
    Частные случаи общей теории II2a:
    A. Вербальные решения (см. § 733–738)
    A1. Апелляция к принципам (см. § 734).
    A2. Изменение смысла предписаний и норм с переходом от их объек-
    тивного понимания к субъективному (см. § 735,736).
    A3. Казуистика; интерпретация предписаний и норм (см. § 737, 738).
    B. Объективные решения. Счастье и несчастье, понятые в обыденном
    смысле (см. § 739–742)
    B1. Утверждения о полном соответствии и согласии (см. § 743–748).
    Для устранения исключений:
    B2. Счастье и несчастье переносят в пространстве и во времени
    (см. § 749–758).
    Частные случаи общей теории II2ba:
    B3. Счастье и несчастье выносятся за пределы реального мира
    (см. § 759–762).
    B4. Не удается подобрать интерпретацию: пути Господни неиспове-
    димы (см. § 763–766).
    Негативные решения (см. § 767–769).
    Частный случай общей теории II2bb.
    C. Абсолютное отвержение. Пессимизм (см. § 767, 768).
    Частный случай общей теории I1 или II2bg:
    D. Условное отвержение. Две различные ситуации, имеющие некото-
    рые общие черты (см. § 769).
    Решения B1 и C основаны на принятии во внимание каждым <инди- видом> только одной группы остатков; решения A, B2, B3, B4 отталкива-
    ются от стремления согласовать противоречащие друг другу деривации,
    отражающие остатки различных групп. Род D наряду с переходными
    278 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ решениями предыдущих видов включает также научное решение, наце-
    ленное только на простой поиск единообразия. Рассмотрим теперь эти
    решения по отдельности.
  • A. Вербальные решения. Они принадлежат к обширному классу вербаль-
    ных дериваций, которые мы рассматривали в главе 7; здесь следует рас-
    смотреть частные случаи ранее представленного общего феномена.
  • A1. Апелляция к принципам. Аргументация строится таким образом, что-
    бы благодаря неточности терминов обыденного языка (см. § 729) терми-
    ну «счастье» придавалось значение состояния, которое возникает при
    следовании определенным принципам. После того как это условие вве-
    дено, становится очевидным, что если какой-то человек счастлив, то это
    непременно будет тот самый человек, который таким принципам следу-
    ет; кто соблюдает эти принципы, тот и счастлив. Это же можно повторить
    по поводу коллектива, общности, государства.
  • A2. Изменение смысла предписаний и норм с переходом от их объективного
    понимания к субъективному. В данном варианте тавтология возникает
    из-за изменения смысла предписаний. Действительно, при рассмотре-
    нии только тех норм, которые индивид соблюдает с удовольствием, мож-
    но с полной уверенностью утверждать, что он испытывает радость, когда
    соблюдает их. Например, если подойти объективно, то любые мучения —
    это, в общем, несчастье для того, кому суждено их испытать. Однако если
    рассмотреть данную ситуацию в субъективном отношении, т. е. как
    ее воспринимал христианский мученик, то окажется, что он мог воспри-
    нимать страдания за веру как счастье.
    Когда отмечают, что тот, кто поступает плохо, не может быть счастли-
    вым, поскольку его преследуют муки совести, подразумевают, что этот
    человек способен на это. Однако нередко многие индивиды очень слабо
    ощущают, а то и вовсе не ощущают угрызения совести; следовательно,
    для них почти или совсем не существует опасности страдать от них.
    В сущности, большинство людей, стремящихся реформировать общест-
    во, полагают, что оно будет состоять в основном из индивидов, наделен-
    ных теми чувствами и воззрениями, которые реформаторам было бы
    приятно в них увидеть, и только при этом условии они смогут пообещать
    сделать этих людей счастливыми.
  • Сила воздействия предписаний, характерная для данного общества в дан-
    ное время, определяется в первую очередь тем, что они разделяются
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 279 большим числом входящих в него индивидов, и тем, что нарушитель та-
    ких предписаний испытывает мучительные чувства и встречается с труд-
    ностями. Эти предписания выражают, хотя и не вполне четко, только
    имеющиеся в обществе остатки; следовательно, нет смысла выяснять,
    нравится ли большинству индивидов, составляющих это общество, сле-
    довать им и вызывает ли в них неудовольствие нарушение таких предпи-
    саний. Если бы было иначе, то не проявлялись бы у большинства инди-
    видов именно такие остатки; они не были бы распространены в данном
    обществе. Надо решать совсем иную проблему. В аспекте индивидуально-
    го удовлетворения, офелимности, следует выяснить, какую эффектив-
    ность будут иметь предписания в отношении тех, у кого отсутствуют остат-
    ки, выраженные в этих предписаниях, и выяснить, как их станут воспри-
    нимать противники, которые испытают удовольствие или неудовольствие
    не прямо, но опосредованно. В аспекте полезности надо исследовать, по-
    лезно ли соблюдение таких предписаний для индивида, коллектива, на-
    ции в том смысле, который стремятся придать термину «полезность»; на-
    пример, в смысле материального процветания, если оно рассматривается
    как полезное. Когда животному не дают следовать его инстинкту, оно
    чувствует себя плохо, хотя его физическое состояние в результате этого
    может и улучшиться. Если политический деятель нарушает некую норму,
    принятую в его обществе, то он может испытывать дискомфорт, а резуль-
    таты его действий могут оказаться как вредными для общества, так и по-
    лезными для него. Такие случаи надлежит изучать.
  • A3. Казуистика; интерпретация предписаний и норм. К казуистике и ин-
    терпретациям прибегают именно для того, чтобы избежать упомянутых
    мучительных чувств, заменить их приятными чувствами, рождающимися
    при соблюдении предписаний, и в то же время чтобы извлечь пользу
    из нарушения этих норм. Они необходимы также для того, чтобы сделать
    уступки некоторым чувствам, чтобы, по крайней мере чисто внешне,
    придерживаться логических следствий из дериваций. Соответствующи-
    ми интерпретациями достигается также выгода, порой малая, порой
    большая, состоящая в том, чтобы оставаться самим собой и поступать
    с пользой для себя, а для тех, кого можно ввести в заблуждение софизма-
    ми, выглядеть строгим блюстителем общественной морали и чести. До-
    верчивые люди нередко ждут только повода, чтобы их в чем-то уверили.
    Это может делаться намеренно, но иногда — вполне естественно и без
    умысла. Сквозь казуистику, используемую правительствами и государст-
    вами для оправдания какого-либо собственного действия, часто просту-
    пает «salus populi suprema rex esto»*. Если бы это утверждалось прямо и без
    • Благо народа да будет высшим законом (лат.).
      280 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ оговорок, то мы имели бы просто хорошую логическую мотивировку, что
      позволило бы видеть в ней одно из решений D. Но поскольку <предста- вители власти> не хотят при этом задевать чувства людей, придерживаю-
      щихся позитивных решений <см. § 729>, они пытаются совместить несо-
      вместимые вещи — решения утверждающие с отвергающими (D). Одна-
      ко люди, обвиняющие или упрекающие правительства и государства
      в нарушении некоторых норм, довольно редко сами ясно показывают,
      какого решения они придерживаются. Отрицая, что «salus popoli» приве-
      дет к нарушению норм, они выбирают одно из позитивных решений.
      Или, принимая негативное решение D и отвергая «salus popoli», они, не-
      смотря на угрозу пагубных последствий и даже крайнего разорения своей
      страны, следуют предписаниям, диктуемым принятием одного из мета-
      физических или теологических решений (см. § 7, 8), и при этом хотят,
      чтобы в стране соблюдались нормы. Или, отвергая решение D, они видят
      «salus popoli» в следовании какому-либо из решений: A2, B2, B3. Они пыта-
      ются убеждать в своей правоте на основе простого и неопределенного со-
      гласия чувств.
      Благодаря основательному использованию казуистики и интерпрета-
      ций можно утверждать, что следование некоторым предписаниям и нор-
      мам всегда принесет материальное процветание индивидам, общностям,
      государствам и человечеству. Например, обобщенно исповедуется необхо-
      димость всегда выполнять данные обещания; но затем, в частных случаях,
      если оказывается полезным не делать этого, то не бывает недостатка в бла-
      говидных предлогах для того, чтобы избавиться от этой обязанности.
  • Постепенно перейдем от случаев, когда интерпретация дается вполне ис-
    кренне, к случаям, когда она используется злонамерено. И таких случаев
    великое множество; если они лучше просматриваются в поступках ан-
    тичных людей, чем наших современников, то скорее всего потому, что
    первые были менее лицемерными, чем вторые.
  • B. Объективные решения. Риторические и философские пустословия от-
    части являются порождением изысканности; в практической жизни тре-
    буются иные рассуждения, люди прежде всего хотят знать, как им следует
    поступать для достижения счастья в вульгарном смысле материального
    благосостояния. Следовательно, им требуются ответы на объективно
    возникающие при этом вопросы. Простонародье мало интересует знание
    о том, откуда и как появились нормы; для него достаточно того, что эти
    нормы в обществе есть, были когда-то приняты и теперь признаются
    и соблюдаются. При противодействии нарушениям таких норм в первую
    очередь вступает в действие чувство, противостоящее нарушению соци-
    ального равновесия (остатки группы a из класса IV). Это чувство
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 281 проступает в наиболее ранних библейских документах, вообще характер-
    но для начала любой цивилизации. Оно почти в чистом виде проявляется
    во мнении, что нарушение табу всегда приводит к пагубным последстви-
    ям. Кроме того, такое чувство встречается в воззрении: справедливое —
    это то, что отвечает закону. Это означает,
  • Скачать:TXTPDF

    нечеткие и вызывающие сомне-ния компоненты, мимо которых пройти нельзя, поскольку это важно.Первая нечеткость касается смысла терминов «счастье» и «несчастье».Мы увидим, что такая нечеткость устраивает того, кто хотел бы решитьданную проблему