Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
борьба христи-
анства с язычеством; материализма, позитивизма и доктрины «прогрес-
са» с различными «религиями».
  • III. Каким образом цель T, в качестве результата соединяется, с некото-
    рыми причинами.
    III1. Мы уже встречали один из этих способов, заключающийся в по-
    пытке соединения достижения цели с обеспечением полезности <см. § 706>.
    Однако он не единственный, поскольку цели и интересы могут соединяться
    друг с другом иначе, помимо отождествления, но кроме этого интересы лю-
    дей могут ориентироваться на определенные цели благодаря страстям и чув-
    ствам. В качестве средства соединения целей с решением других задач
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 273 подходят и разного рода убеждения, от простых выдумок до тонкой диалекти-
    ки и принуждения, от проявления социальной враждебности до применения
    уголовных законов. Убеждающая сила, как мы неоднократно отмечали, исхо-
    дит не от дериваций, а от тех остатков и интересов, которые эти деривации
    приводят в действие. Необычайно сильны остатки сохранения агрегатов
    и остатки социальности, которые как сами по себе, так и вместе с другими
    остатками порождают множество новых сущностей, которыми человече-
    ские существа заселяют божественные, метафизические, социальные
    олимпы. Затем эти сущности связываются с целями-идеалами T. Именно
    это происходит в теологической и метафизической морали, а также в мо-
    рали, основанной на уважении к традиции, преклонении перед мудростью
    предков, благоговении перед его сиятельством «прогрессом» и т. д. В раз-
    ных вариантах морали аскетизма ведущая роль принадлежит социальным
    остаткам IVz. В действительности многие цели T, которые выражают нор-
    мы жизни, оказываются не выбранными, а заданными. Они если
    не по форме, то по сути являются порождением того общества, в котором
    действуют, а вовсе не результатом теоретических изысканий. Следователь-
    но, T не ищется, T задано; ищется то, как и с чем его связать (см. § 271).
    Та цель, стремиться к которой необходимо убедить индивида, мало меня-
    ется во времени; несколько заметнее меняются остатки, с которыми она
    связана; значительно сильнее меняются деривации и псевдонаучные
    рассуждения.
  • III2. Вообще говоря, если в доктринах цели не выступают сами по себе
    в качестве абсолюта, то они рассматриваются в качестве следствия ка-
    ких-то теологических или метафизических принципов, или выражени-
    ем чьего-то интереса. В результате получаем различные варианты мора-
    ли, истоки которых мы уже видели, когда изучали отношения между це-
    лью-идеалом T и полезностью, реально достигаемой точкой m (см. § 713).
    Что касается характера их отношений, то он, безусловно, считается логи-
    ко-экспериментальным, и поэтому изложение цели T предстает как фор-
    мулировка теоремы. Поразительно, но в этой формулировке присутству-
    ет то, что уже было в сознании тех, кто стремился отыскать такую теорему,
    и более того, было во мнениях того коллектива, к которому они принадле-
    жали. Напротив, когда доказывается, что некоторая цель T не является ло-
    гическим следствием экспериментальных или «рациональных» принци-
    пов, то считается также доказанным, что эта цель вредна, как и те цели, ко-
    торые не нравятся моралисту или же противоречат этике его коллектива.
    При этом они объявляются противоречащими опыту и здравому смыслу.
  • IV. Характер путей, которые ведут к цели T.
    IV1. Это вопрос, собственно, уже прояснен при изучении дериваций.
    Вначале мы установили (см. § 99 и далее), какими путями люди
    274 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ стремятся представить свои нелогические действия, совершае- мые в стремлении к цели T в качестве логических. Именно это порой и делается явным, но чаще неявным образом при смеши- вании идеальной цели T с реально достигнутой целью m: логиче- ские действия направляют к m; если они также направлены к T, то при условии единой логики, нельзя отличить T от m. Другие пути будут выявлены при исследовании дериваций как частных случаев среди общих фактов. Другие похожие случаи будут рас- смотрены (см. §732).
  • IV2. Мы не станем останавливаться здесь на рассмотрении того, как учи-
    тывались эти пути в доктринах, поскольку уже не раз отмечали, что дери-
    вации и псевдонаучные суждения порой считаются логико-эксперимен-
    тальными, и что, являясь ошибочными в научном отношении, нередко
    могут обеспечить социальную полезность.
  • Теперь перейдем к отмеченным в § 712 третьей и четвертой проблемам.
    Третья проблема. Насколько полезно для индивида, обществ и т. д. то
    обстоятельство, что люди представляют себе факты именно таким обра-
    зом. Вначале нам следует рассмотреть проблему II1, обозначенную
    в § 712. Повторяю, что ее решение будет получено на основе всей сово-
    купности проведенных исследований, которые будут подробно пред-
    ставлены в следующей главе; здесь мы ограничимся тем, что обозначим
    его. Это решение требует рассмотрения доктрин не самих по себе, в отры-
    ве от индивидов, которые их придерживаются и распространяют,
    но с учетом отношения к ним со стороны таких индивидов, а также роли,
    которую эти индивиды играют в обществе. Это всегда интуитивно осоз-
    навали эмпирики, а сейчас это априорно отвергается теологией «равен-
    ства». Пользуясь терминами повседневного языка, не отличающимися
    достаточной определенностью и точностью и, следовательно, способны-
    ми приводить к ошибкам, скажем: то, что люди воспринимают ложные
    доктрины в качестве истинных, может оказаться полезным. Мы подой-
    дем ближе к реальности, если, используя более строгие выражения, ска-
    жем: то, что люди воспринимают в качестве соответствующих реально-
    сти и отвечающих опыту те доктрины, которые на деле таковыми не явля-
    ются, может оказаться полезным. Это утверждение идет вразрез
    с мнениями большинства, но отвечает фактам.
    Четвертая проблема. Вопрос о том, как виделось людям и, в частности,
    создателям доктрин отношение между полезностью и тем способом, каким
    люди интерпретировали факты. Как мы отмечали, эмпирики порой смутно
    угадывали решение, достаточно близкое к тому, которое было обозначено
    выше и дается в логико-экспериментальных науках; и только очень немно-
    гие теоретики проявили здесь некоторую прозорливость, а большинство
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 275 выбрало решения, соответствующие решению II2a. Большинство теоре-
    тиков смешивают «истинность» и «полезность», утверждая, что видеть
    факты в их истинном свете всегда полезно как для самих индивидов, так
    и для общностей. Если под «истинностью» при этом понимается соответ-
    ствие с опытом, то такое утверждение ошибочно, о чем хорошо знают эм-
    пирики. Если же, напротив, что обычно и происходит, под «истинно-
    стью» понимается согласованность с нечеткими и туманными концеп-
    циями автора, то такое утверждение может как приближаться к опыту,
    так и полностью расходиться с ним. Это зависит от того, приближается
    или отдаляется от опыта представление полезности в этих нечетких кон-
    цепциях (см. § 671 и далее). К «истинности» могут добавляться и другие
    цели, которые смешиваются с полезностью, среди них часто оказывается
    «справедливость». Утверждают, например, что полезным может быть
    только то, что является истинным, справедливым, нравственным и т. д.
    Кроме того, теология «равенства», ставшая ныне частью теологии Про-
    гресса, с ужасом отвергает ту полезность, которую индивиды получали
    бы от разных учений, ориентируясь на разные цели в зависимости от сво-
    их социальных потребностей.
    На других, менее существенных решениях нет необходимости оста-
    навливаться, пока у нас нет четких представлений о разных видах полез-
    ности (см. § 862 и далее); мы вернемся к этой теме в следующей главе. Од-
    нако для лучшего понимания представленных общетеоретических поло-
    жений, имеющих большое значение для социологии, целесообразно
    рассмотреть один частный случай.
  • Отношение между соблюдениями норм религии и морали и достижением
    собственного счастья. Во все времена люди стремились выяснить, смогут
    ли достичь счастья индивид и общность, если будут следовать таким нор-
    мам и правилам. Данная проблема является частной по отношению
    к предыдущим проблемам прежде всего потому, что в ней не исследуются
    отношения в целом; здесь только выясняется, достижимо ли счастье.
    Следовательно, исключаются теологические и метафизические решения
    из группы II2b (см. § 712), при которых долг рассматривался бы абстракт-
    но, в отрыве от полезности, и учитываются только те решения, в кото-
    рых принимается во внимание хотя бы какая-то полезность, реальная
    или мнимая. Кроме того, поскольку цели T в ракурсе общих проблем
    включают отнюдь не только соблюдение норм религии и морали, они
    зачастую предлагаются в виде совета, предписываются верой или дикту-
    ются сильными чувствами; следовательно, они охватывают и иные при-
    нятые в обществе правила, которые берут начало от традиции либо
    от чего-нибудь похожего на нее, от сентиментальных, идеальных, мифи-
    ческих и прочих подобного же рода целей. Наконец, полезность предста-
    ет здесь и как особая форма счастья.
    276 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Чтобы решить частную проблему достижения счастья, следует придать
    бо´льшую строгость и четкость сформулированным положениям. Можно
    закрыть глаза на неопределенность таких терминов, как «религия»
    и «мораль», поскольку это не имеет существенного значения в отноше-
    нии сути нашей проблемы. Суть ее не изменится, если речь будет идти
    о соблюдении определенных правил, которые можно назвать как угодно.
    Но в ее формулировке присутствуют две нечеткие и вызывающие сомне-
    ния компоненты, мимо которых пройти нельзя, поскольку это важно.
    Первая нечеткость касается смысла терминов «счастье» и «несчастье».
    Мы увидим, что такая нечеткость устраивает того, кто хотел бы решить
    данную проблему в определенном русле (см. § 734). Вторая нечеткость
    касается субъекта действия и тех, кому выпадает счастье или кого пости-
    гает несчастье. Здесь необходимо сделать уточнения.
    Во-первых, действие и его результат могут быть соединены с одним
    и тем же человеком или с одной и той же группой людей, т. е. вопрос мо-
    жет быть поставлен так: «Будет ли непременно счастлив человек, кото-
    рый строго соблюдает нормы морали и религии, и будет ли обязательно
    несчастлив тот, кто их нарушает?» Или так: «Если люди, составляющие
    один коллектив, станут соблюдать (или нарушать) установленные прави-
    ла, окажутся ли они от этого счастливыми (или несчастными)?»
    Во-вторых, может случиться, что от соблюдения или нарушения
    норм одними людьми будут благоденствовать или страдать совсем дру-
    гие люди. На практике в основном встречаются случаи, когда один че-
    ловек соблюдает либо нарушает некоторые нормы, а его потомки, или
    его сограждане, или вообще другие люди, принадлежащие к некоторой
    общности, благоденствуют либо страдают в результате действий этого
    человека.
  • Давать утвердительные (позитивные) ответы на вопросы, возникающие,
    когда выясняют, действительно ли люди, следуя нормам религии, мора-
    ли, традиции оказываются счастливыми и приносят ли они счастье тем,
    кто для них близок, обычно оказывается полезным обществу. Такое на-
    блюдение выводит нас на третью проблему (см. § 712), но чтобы строить
    рассуждение с научной строгостью, следует четко отделять ее от первой
    и второй проблем, которыми мы сейчас займемся. Обыденные рассужде-
    ния, основанные главным образом на соответствии чувствам, не прово-
    дят такого разграничения и поэтому в них положительные ответы на этот
    вопрос встречаются чаще, чем отрицательные, и считаются достойными
    похвалы, тогда как отрицательные ответы и ответы, выражающие сомне-
    ние, воспринимаются с осуждением.
  • Заметим, что если дать утвердительные ответы на вопросы, сформулиро-
    ванные в первом из упомянутых в § 729 случаев, то во втором случае
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 277 ответы окажутся частично отрицательными и наоборот. В самом деле, ес-
    ли принять, что человек может благоденствовать или страдать исключи-
    тельно из-за того, что совершил он сам, т. е. в зависимости от того, со-
    блюдает он некоторые предписания или нарушает их, то в таком случае
    он уже не может испытывать радость или страдать из-за того, что совер-
    шили другие. Это настолько простые и очевидные вещи, что, придержи-
    ваясь строгой логики, нельзя понять, как они могут не учитываться или
    забываться. Но чувства оттесняют логику и не дают человеку осознать
    принципы, из которых должны логически следовать его действия. Эти
    принципы осознаются только внешним наблюдателем, в то время как
    для действующего субъекта (см. § 712) они
  • Скачать:TXTPDF

    борьба христи-анства с язычеством; материализма, позитивизма и доктрины «прогрес-са» с различными «религиями». III. Каким образом цель T, в качестве результата соединяется, с некото-рыми причинами.III1. Мы уже встречали один из этих