Компендиум по общей социологии
борьба христи-
анства с язычеством; материализма, позитивизма и доктрины «прогрес-
са» с различными «религиями».
III. Каким образом цель T, в качестве результата соединяется, с некото-
рыми причинами.
III1. Мы уже встречали один из этих способов, заключающийся в по-
пытке соединения достижения цели с обеспечением полезности <см. § 706>.
Однако он не единственный, поскольку цели и интересы могут соединяться
друг с другом иначе, помимо отождествления, но кроме этого интересы лю-
дей могут ориентироваться на определенные цели благодаря страстям и чув-
ствам. В качестве средства соединения целей с решением других задач
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 273 подходят и разного рода убеждения, от простых выдумок до тонкой диалекти-
ки и принуждения, от проявления социальной враждебности до применения
уголовных законов. Убеждающая сила, как мы неоднократно отмечали, исхо-
дит не от дериваций, а от тех остатков и интересов, которые эти деривации
приводят в действие. Необычайно сильны остатки сохранения агрегатов
и остатки социальности, которые как сами по себе, так и вместе с другими
остатками порождают множество новых сущностей, которыми человече-
ские существа заселяют божественные, метафизические, социальные
олимпы. Затем эти сущности связываются с целями-идеалами T. Именно
это происходит в теологической и метафизической морали, а также в мо-
рали, основанной на уважении к традиции, преклонении перед мудростью
предков, благоговении перед его сиятельством «прогрессом» и т. д. В раз-
ных вариантах морали аскетизма ведущая роль принадлежит социальным
остаткам IVz. В действительности многие цели T, которые выражают нор-
мы жизни, оказываются не выбранными, а заданными. Они если
не по форме, то по сути являются порождением того общества, в котором
действуют, а вовсе не результатом теоретических изысканий. Следователь-
но, T не ищется, T задано; ищется то, как и с чем его связать (см. § 271).
Та цель, стремиться к которой необходимо убедить индивида, мало меня-
ется во времени; несколько заметнее меняются остатки, с которыми она
связана; значительно сильнее меняются деривации и псевдонаучные
рассуждения.
III2. Вообще говоря, если в доктринах цели не выступают сами по себе
в качестве абсолюта, то они рассматриваются в качестве следствия ка-
ких-то теологических или метафизических принципов, или выражени-
ем чьего-то интереса. В результате получаем различные варианты мора-
ли, истоки которых мы уже видели, когда изучали отношения между це-
лью-идеалом T и полезностью, реально достигаемой точкой m (см. § 713).
Что касается характера их отношений, то он, безусловно, считается логи-
ко-экспериментальным, и поэтому изложение цели T предстает как фор-
мулировка теоремы. Поразительно, но в этой формулировке присутству-
ет то, что уже было в сознании тех, кто стремился отыскать такую теорему,
и более того, было во мнениях того коллектива, к которому они принадле-
жали. Напротив, когда доказывается, что некоторая цель T не является ло-
гическим следствием экспериментальных или «рациональных» принци-
пов, то считается также доказанным, что эта цель вредна, как и те цели, ко-
торые не нравятся моралисту или же противоречат этике его коллектива.
При этом они объявляются противоречащими опыту и здравому смыслу.
IV. Характер путей, которые ведут к цели T.
IV1. Это вопрос, собственно, уже прояснен при изучении дериваций.
Вначале мы установили (см. § 99 и далее), какими путями люди
274 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ стремятся представить свои нелогические действия, совершае- мые в стремлении к цели T в качестве логических. Именно это порой и делается явным, но чаще неявным образом при смеши- вании идеальной цели T с реально достигнутой целью m: логиче- ские действия направляют к m; если они также направлены к T, то при условии единой логики, нельзя отличить T от m. Другие пути будут выявлены при исследовании дериваций как частных случаев среди общих фактов. Другие похожие случаи будут рас- смотрены (см. §732).
IV2. Мы не станем останавливаться здесь на рассмотрении того, как учи-
тывались эти пути в доктринах, поскольку уже не раз отмечали, что дери-
вации и псевдонаучные суждения порой считаются логико-эксперимен-
тальными, и что, являясь ошибочными в научном отношении, нередко
могут обеспечить социальную полезность.
Теперь перейдем к отмеченным в § 712 третьей и четвертой проблемам.
Третья проблема. Насколько полезно для индивида, обществ и т. д. то
обстоятельство, что люди представляют себе факты именно таким обра-
зом. Вначале нам следует рассмотреть проблему II1, обозначенную
в § 712. Повторяю, что ее решение будет получено на основе всей сово-
купности проведенных исследований, которые будут подробно пред-
ставлены в следующей главе; здесь мы ограничимся тем, что обозначим
его. Это решение требует рассмотрения доктрин не самих по себе, в отры-
ве от индивидов, которые их придерживаются и распространяют,
но с учетом отношения к ним со стороны таких индивидов, а также роли,
которую эти индивиды играют в обществе. Это всегда интуитивно осоз-
навали эмпирики, а сейчас это априорно отвергается теологией «равен-
ства». Пользуясь терминами повседневного языка, не отличающимися
достаточной определенностью и точностью и, следовательно, способны-
ми приводить к ошибкам, скажем: то, что люди воспринимают ложные
доктрины в качестве истинных, может оказаться полезным. Мы подой-
дем ближе к реальности, если, используя более строгие выражения, ска-
жем: то, что люди воспринимают в качестве соответствующих реально-
сти и отвечающих опыту те доктрины, которые на деле таковыми не явля-
ются, может оказаться полезным. Это утверждение идет вразрез
с мнениями большинства, но отвечает фактам.
Четвертая проблема. Вопрос о том, как виделось людям и, в частности,
создателям доктрин отношение между полезностью и тем способом, каким
люди интерпретировали факты. Как мы отмечали, эмпирики порой смутно
угадывали решение, достаточно близкое к тому, которое было обозначено
выше и дается в логико-экспериментальных науках; и только очень немно-
гие теоретики проявили здесь некоторую прозорливость, а большинство
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 275 выбрало решения, соответствующие решению II2a. Большинство теоре-
тиков смешивают «истинность» и «полезность», утверждая, что видеть
факты в их истинном свете всегда полезно как для самих индивидов, так
и для общностей. Если под «истинностью» при этом понимается соответ-
ствие с опытом, то такое утверждение ошибочно, о чем хорошо знают эм-
пирики. Если же, напротив, что обычно и происходит, под «истинно-
стью» понимается согласованность с нечеткими и туманными концеп-
циями автора, то такое утверждение может как приближаться к опыту,
так и полностью расходиться с ним. Это зависит от того, приближается
или отдаляется от опыта представление полезности в этих нечетких кон-
цепциях (см. § 671 и далее). К «истинности» могут добавляться и другие
цели, которые смешиваются с полезностью, среди них часто оказывается
«справедливость». Утверждают, например, что полезным может быть
только то, что является истинным, справедливым, нравственным и т. д.
Кроме того, теология «равенства», ставшая ныне частью теологии Про-
гресса, с ужасом отвергает ту полезность, которую индивиды получали
бы от разных учений, ориентируясь на разные цели в зависимости от сво-
их социальных потребностей.
На других, менее существенных решениях нет необходимости оста-
навливаться, пока у нас нет четких представлений о разных видах полез-
ности (см. § 862 и далее); мы вернемся к этой теме в следующей главе. Од-
нако для лучшего понимания представленных общетеоретических поло-
жений, имеющих большое значение для социологии, целесообразно
рассмотреть один частный случай.
Отношение между соблюдениями норм религии и морали и достижением
собственного счастья. Во все времена люди стремились выяснить, смогут
ли достичь счастья индивид и общность, если будут следовать таким нор-
мам и правилам. Данная проблема является частной по отношению
к предыдущим проблемам прежде всего потому, что в ней не исследуются
отношения в целом; здесь только выясняется, достижимо ли счастье.
Следовательно, исключаются теологические и метафизические решения
из группы II2b (см. § 712), при которых долг рассматривался бы абстракт-
но, в отрыве от полезности, и учитываются только те решения, в кото-
рых принимается во внимание хотя бы какая-то полезность, реальная
или мнимая. Кроме того, поскольку цели T в ракурсе общих проблем
включают отнюдь не только соблюдение норм религии и морали, они
зачастую предлагаются в виде совета, предписываются верой или дикту-
ются сильными чувствами; следовательно, они охватывают и иные при-
нятые в обществе правила, которые берут начало от традиции либо
от чего-нибудь похожего на нее, от сентиментальных, идеальных, мифи-
ческих и прочих подобного же рода целей. Наконец, полезность предста-
ет здесь и как особая форма счастья.
276 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Чтобы решить частную проблему достижения счастья, следует придать
бо´льшую строгость и четкость сформулированным положениям. Можно
закрыть глаза на неопределенность таких терминов, как «религия»
и «мораль», поскольку это не имеет существенного значения в отноше-
нии сути нашей проблемы. Суть ее не изменится, если речь будет идти
о соблюдении определенных правил, которые можно назвать как угодно.
Но в ее формулировке присутствуют две нечеткие и вызывающие сомне-
ния компоненты, мимо которых пройти нельзя, поскольку это важно.
Первая нечеткость касается смысла терминов «счастье» и «несчастье».
Мы увидим, что такая нечеткость устраивает того, кто хотел бы решить
данную проблему в определенном русле (см. § 734). Вторая нечеткость
касается субъекта действия и тех, кому выпадает счастье или кого пости-
гает несчастье. Здесь необходимо сделать уточнения.
Во-первых, действие и его результат могут быть соединены с одним
и тем же человеком или с одной и той же группой людей, т. е. вопрос мо-
жет быть поставлен так: «Будет ли непременно счастлив человек, кото-
рый строго соблюдает нормы морали и религии, и будет ли обязательно
несчастлив тот, кто их нарушает?» Или так: «Если люди, составляющие
один коллектив, станут соблюдать (или нарушать) установленные прави-
ла, окажутся ли они от этого счастливыми (или несчастными)?»
Во-вторых, может случиться, что от соблюдения или нарушения
норм одними людьми будут благоденствовать или страдать совсем дру-
гие люди. На практике в основном встречаются случаи, когда один че-
ловек соблюдает либо нарушает некоторые нормы, а его потомки, или
его сограждане, или вообще другие люди, принадлежащие к некоторой
общности, благоденствуют либо страдают в результате действий этого
человека.
Давать утвердительные (позитивные) ответы на вопросы, возникающие,
когда выясняют, действительно ли люди, следуя нормам религии, мора-
ли, традиции оказываются счастливыми и приносят ли они счастье тем,
кто для них близок, обычно оказывается полезным обществу. Такое на-
блюдение выводит нас на третью проблему (см. § 712), но чтобы строить
рассуждение с научной строгостью, следует четко отделять ее от первой
и второй проблем, которыми мы сейчас займемся. Обыденные рассужде-
ния, основанные главным образом на соответствии чувствам, не прово-
дят такого разграничения и поэтому в них положительные ответы на этот
вопрос встречаются чаще, чем отрицательные, и считаются достойными
похвалы, тогда как отрицательные ответы и ответы, выражающие сомне-
ние, воспринимаются с осуждением.
Заметим, что если дать утвердительные ответы на вопросы, сформулиро-
ванные в первом из упомянутых в § 729 случаев, то во втором случае
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 277 ответы окажутся частично отрицательными и наоборот. В самом деле, ес-
ли принять, что человек может благоденствовать или страдать исключи-
тельно из-за того, что совершил он сам, т. е. в зависимости от того, со-
блюдает он некоторые предписания или нарушает их, то в таком случае
он уже не может испытывать радость или страдать из-за того, что совер-
шили другие. Это настолько простые и очевидные вещи, что, придержи-
ваясь строгой логики, нельзя понять, как они могут не учитываться или
забываться. Но чувства оттесняют логику и не дают человеку осознать
принципы, из которых должны логически следовать его действия. Эти
принципы осознаются только внешним наблюдателем, в то время как
для действующего субъекта (см. § 712) они