Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
изменения, то можно допустить единство и тожде-
ственность индивида. В противном случае, чтобы рассуждать логически,
следовало бы сказать, в каком смысле понимается это единство.
В-четвертых. Тем теориям, которые здесь обсуждаются, свойственно
наличие ряда существенных противоречий, о которых говорилось
в § 740. В них сначала выдвигаются одни положения, затем явно или не-
явно утверждается нечто прямо противоположное. Вначале утверждает-
ся, что каждый человек претерпевает страдания или получает удовольст-
вие только благодаря собственным действиям, а затем спустя некоторое
время считается, что он может страдать и наслаждаться из-за действий
других людей. Часто противоречие, хотя оно явное, никого не беспокоит.
Действительно, так же как индивид мыслится остающимся одним и тем
же в разные моменты времени, часто и семья, и некая общность, нация,
человечество в целом трактуются ими как единичное и единое образова-
ние; благодаря остаткам сохранения агрегатов они сводят все к единому
объекту. В давние времена многие люди не могли спрашивать о том, до-
пустимо ли рассматривать семью как единое образование в плане поощ-
рений и наказаний. Но и сегодня у большинства людей даже не возни-
кает вопроса, допустимо ли с той же целью рассматривать как единый
286 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и неизменный во времени тот материальный агрегат, который называет-
ся индивидом (см. § 752).
  • Во многих исследуемых нами здесь теориях такие проблемы не учитыва-
    ются, и в утверждениях, что каждый страдает и благоденствует в соответ-
    ствии со своими действиями, остается неопределенным значение слова
    «каждый». Затем, когда предпринимается попытка зафиксировать это
    значение, появляются теории, которые мы рассмотрим в группе B2
    и в последующих группах. В них необычайно велик дефицит четкости
    и логики, что, как уже не раз отмечалось, легко объясняется противоре-
    чиями между остатками, существующими в одном и том же индивиде,
    и его желанием устранять такие противоречия, по крайней мере для
    вида.
  • Представления о наказании и поощрении за поступки наряду с псевдо-
    экспериментальной формой содержат в себе две другие концепции, часто
    сливающиеся в одну, — метафизическую и религиозную. В метафизиче-
    ской форме, которая сегодня чаще всего скрывается под псевдоэкспери-
    ментальными облачениями, кара и поощрение непременно следуют по-
    сле совершения поступка, правда, без того, чтобы было ясно, почему
    и за что. В религиозной форме, напротив, все совершаются по воле боже-
    ства. Но такое вмешательство открывает поле для произвола со стороны
    последнего, поскольку божество не ограничивается тем, чтобы быть
    лишь более или менее строгим блюстителем морали. Оно действует в том
    числе и в собственных интересах, мстя за нанесенные оскорбления
    и за проявленное неуважение к себе часто более сурово, чем за наруше-
    ние моральных норм.
  • Когда религиозное чувство оказывается сильным, эти представления
    не считают предосудительными; когда оно ослабевает и, напротив, на-
    растают чувства благожелательности и сострадания к ближним, люди
    стараются уменьшить, порой даже аннулировать проявления мститель-
    ности со стороны божества. Так, утверждают, что та или иная религия бо-
    лее «прогрессивна», более «совершенна», когда ее божества в большей
    мере заняты моралью и не обращают внимания на остальное; но они
    не замечают, что при таком поведении божеств религия начинает утрачи-
    ваться, чтобы смешаться с метафизикой.
  • Перейдем к обсуждению второй темы, намеченной в § 729, т. е. случая,
    когда тот, кто выполняет или нарушает нормы, и тот, кто в результате та-
    кого действия имеет пользу или вред, — это не один и тот же человек. По-
    рой авторы доктрин совершенно обходят проблему соответствия это-
    го факта счастью или несчастью индивидов, либо только намекают
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 287 на подразумеваемое решение. В наше время это делается, в частности,
    применительно к отношениям между правящими и управляемыми, при-
    чем чаще всего принимается в той или иной мере один из следующих двух
    тезисов: либо правящие должны следовать существующим нормам; обо
    всем остальном им нечего беспокоиться, как и не следует решать пробле-
    му о последствиях; либо правящие могут ради обеспечения обществен-
    ного блага нарушать такие нормы; это принимается без особого обсужде-
    ния, порой, однако, утверждается даже обратное. Так или иначе, избега-
    ют необходимости решать, каково отношение между действиями
    и последствиями. Тот, кто объективно рассматривает факты, кто не же-
    лает намеренно закрывать глаза и в том случае, когда все ясно видно, дол-
    жен все же признать, что правители, которые делают свои нации процве-
    тающими, не являются совестливыми моралистами. Но такой теоретик
    предпочитает замалчивать или оправдывать то, что явно заметно, и воз-
    лагать вину на «испорченные» нравы. Тем самым он навлекает на себя
    упреки в безнравственности со стороны общественности, так же как это
    случилось с Макиавелли только из-за того, что он представил единообра-
    зия, полностью подтверждаемые историей (см. § 1047). Его обвиняли
    также в том, что он якобы компилировал из Аристотеля и других авторов;
    между тем он просто совпал во взглядах с теми, кто описывали реалии.
    Это показывает, насколько нелегко людям провести научный анализ.
    Большинство не в состоянии отделить друг от друга два совершенно раз-
    ных вида исследования. Первым из них является изучение реальных дви-
    жений, т. е. фактов и отношений между ними. Реальны ли факты, о кото-
    рых сообщается у Макиавелли? Реальны или нет отношения между фак-
    тами, которые он отмечает? Пожалуй, это мало волнует большинство
    авторов, как тех, которые на него нападают, так и тех, которые его защи-
    щают. Все их внимание обращено на второй вид исследования — на изу-
    чение виртуальных движений, т. е. мер, необходимых для достижения оп-
    ределенной цели. Авторы, нападавшие на Макиавелли, обвиняли его
    в том, что он предлагал государям становиться тиранами; авторы, оправ-
    дывавшие его, отвечали, что он только показывал, каким образом может
    быть достигнута такая цель, но не рекомендовал к ней идти. Обвинение
    и оправдание можно рассматривать совместно, но при этом совершен-
    но не затрагивается вопрос: «Как узнать, каким образом в некоторых ги-
    потетических случаях стали бы развиваться события и действия?» Отме-
    тим, что Макиавелли, как человек практического склада ума, стремился
    рассуждать на примере конкретной ситуации, которая являлась, таким
    образом, частным случаем общей проблемы. Он написал работу «Госу-
    дарь», но мог бы по той же модели написать книгу «Республика». Он да-
    же отчасти это сделал в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и,
    если бы он жил в наше время, то смог бы распространить свои исследова-
    ния на парламентские режимы. Он изучал, какие средства будут самыми
    288 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ подходящими и удобными для того, чтобы правители сохраняли власть;
    он исследовал два гипотетических варианта: случай нового государя
    и случай наследного государя. Таким же образом он мог бы провести ана-
    логичные исследования в отношении иных политических режимов и рас-
    ширить исследования для другой цели — для изучения того, какие сред-
    ства наиболее подойдут для достижения экономической, военной, поли-
    тической мощи и т. д. Так, от исследованного им конкретного (частного)
    случая он смог бы подняться до общего случая виртуальных движений,
    который теперь как раз и является предметом социологии. Этого нельзя
    было сделать в его время и тем более во времена, когда жил его единст-
    венный великий предшественник Аристотель, поскольку тогда еще
    не родились социальные науки. Поэтому нас изумляет величие ума Ари-
    стотеля, а также Макиавелли, которые при всем их несовершенстве в ча-
    стных моментах, обусловленном знаниями того времени, поднялись
    до таких высот. Но особенно изумляет невежество некоторых наших со-
    временников, которые, оказываясь не в состоянии понять значение ис-
    следованных Макиавелли проблем, в возражениях предлагают сенти-
    ментальную этическую болтовню и со смешной самонадеянностью счи-
    тают себя знатоками в области политических и социальных наук.
  • B2. Счастье и несчастье переносят в пространстве и во времени. Некото-
    рый индивид совершает действие M, за которым, как утверждают, дол-
    жен последовать факт P. Но P может быть и случайным результатом,
    и очевидно, что чем более продолжительным будет временно´й интервал
    после совершения M, до появления P, тем выше окажется вероятность
    того, что это произойдет просто случайным образом. Более того, если
    временной интервал очень велик, то появление P становится настолько
    вероятным, что о нем можно говорить как достоверном. Если люди,
    стремящиеся отгадать выигрышные номера лотерейных билетов, вме-
    сто указания результата вполне конкретного розыгрыша возьмут пери-
    од времени, равный веку, то они могут быть почти уверенными или,
    можно даже сказать, просто уверенными, что их предсказания осущест-
    вятся. Аналогично этому, если время, в течение которого должно
    сбыться предсказание, будет долгим или неопределенным, то можно
    не бояться разоблачения, уверяя, что если люди поступили плохо, то ра-
    но или поздно их постигнет кара, а если они поступили хорошо, то будут
    за это вознаграждены. История ни одного народа ни за многолетний,
    ни за многовековой периоды не содержала только хорошие или только
    плохие события; следовательно, если не вводить временны´е рамки, то
    всегда можно отыскать требуемое наказание или вознаграждение.
    Примечателен один способ отдаления во времени и в пространстве
    последствий хороших или плохих событий, которые происходят с людь-
    ми теперь. Так, утверждают, что если несчастье постигает хорошего
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 289 человека, то это оборачивается ему на пользу, поскольку служит исправ-
    лению какого-нибудь его порока или недостатка, или побуждает других
    людей избавляться от их недостатков. Гораздо реже, когда счастливое со-
    бытие совершается с нехорошим человеком, говорят, что это пойдет ему
    во вред, поскольку ослепление удачей приведет его к беде или будет спо-
    собствовать распространению среди остальных людей презрения к мир-
    ским благам, показывая, что этим благам радуются только дурные люди.
  • Ограниченная продолжительность человеческой жизни делает менее ве-
    роятным для человека отыскать среди тех или иных народов желаемое со-
    ответствие во времени между человеческими поступками и их последст-
    виями. Но все же непросто встретить человека, у которого в течение всей
    жизни все обстояло бы хорошо или все плохо; следовательно, также
    и в этом случае нет недостатка в возможностях для нахождения искомого
    соответствия между совершенным деянием и наказанием или поощрени-
    ем за него. Поэтому существует немало теорий, в которых для одного
    и того же индивида искупление отодвигается во времени, и теорий, в ко-
    торых утверждается, что совершающееся в отношении человека зло слу-
    жит для его исправления и спустя некоторое время обернется для него
    благом. Того, кто сегодня говорит: «Ожидайте будущего, чтобы уви-
    деть — за проступком последует кара, а за благое дело воздастся», конеч-
    но, нельзя сегодня же опровергнуть через опыт, поскольку о будущем
    не ведаем ни мы, ни он. Но если выдвигаемая им теория имеет общий ха-
    рактер, если она относится и к прошлому, как это обычно и происходит,
    то в таком случае сегодня надо ответить на вопрос о карах и о наградах,
    выпавших до кончины тем людям, о жизни которых имеются сведения;
    когда мы выполним такое исследование, то не увидим, что подобная тео-
    рия подтверждается опытом. Такой проверки избегают те, кто позволяет
    себе руководствоваться чувствами; и этот случай аналогичен, например,
    вере в то, что у потомства пьющих вино людей утрачивается способность
    вскармливать детей. Если бы это отвечало истине, то в винодельческих
    районах не удалось бы отыскать ни одной женщины, вскормившей ре-
    бенка своим молоком.
  • Еще легче найти какое-либо зло или добро, относимое к определенному
    действию, если мы расширим круг нашего исследования и перейдем
    от отдельно взятого индивида к другим индивидам. Могучие остатки по-
    буждают людей рассматривать семью как единое целое, и данное обстоя-
    тельство можно использовать для того, чтобы среди потомков некоторо-
    го человека обнаруживать тех, кого настигла кара
  • Скачать:TXTPDF

    изменения, то можно допустить единство и тожде-ственность индивида. В противном случае, чтобы рассуждать логически,следовало бы сказать, в каком смысле понимается это единство.В-четвертых. Тем теориям, которые здесь обсуждаются, свойственноналичие ряда существенных