Компендиум по общей социологии
остаются неявными.
Прежде всего мы представим классификацию решений, которые прини-
маются по приведенным выше вопросам.
Позитивные решения (см. § 733–766).
Частные случаи общей теории II2a:
A. Вербальные решения (см. § 733–738)
A1. Апелляция к принципам (см. § 734).
A2. Изменение смысла предписаний и норм с переходом от их объек-
тивного понимания к субъективному (см. § 735,736).
A3. Казуистика; интерпретация предписаний и норм (см. § 737, 738).
B. Объективные решения. Счастье и несчастье, понятые в обыденном
смысле (см. § 739–742)
B1. Утверждения о полном соответствии и согласии (см. § 743–748).
Для устранения исключений:
B2. Счастье и несчастье переносят в пространстве и во времени
(см. § 749–758).
Частные случаи общей теории II2ba:
B3. Счастье и несчастье выносятся за пределы реального мира
(см. § 759–762).
B4. Не удается подобрать интерпретацию: пути Господни неиспове-
димы (см. § 763–766).
Негативные решения (см. § 767–769).
Частный случай общей теории II2bb.
C. Абсолютное отвержение. Пессимизм (см. § 767, 768).
Частный случай общей теории I1 или II2bg:
D. Условное отвержение. Две различные ситуации, имеющие некото-
рые общие черты (см. § 769).
Решения B1 и C основаны на принятии во внимание каждым <инди- видом> только одной группы остатков; решения A, B2, B3, B4 отталкива-
ются от стремления согласовать противоречащие друг другу деривации,
отражающие остатки различных групп. Род D наряду с переходными
278 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ решениями предыдущих видов включает также научное решение, наце-
ленное только на простой поиск единообразия. Рассмотрим теперь эти
решения по отдельности.
A. Вербальные решения. Они принадлежат к обширному классу вербаль-
ных дериваций, которые мы рассматривали в главе 7; здесь следует рас-
смотреть частные случаи ранее представленного общего феномена.
A1. Апелляция к принципам. Аргументация строится таким образом, что-
бы благодаря неточности терминов обыденного языка (см. § 729) терми-
ну «счастье» придавалось значение состояния, которое возникает при
следовании определенным принципам. После того как это условие вве-
дено, становится очевидным, что если какой-то человек счастлив, то это
непременно будет тот самый человек, который таким принципам следу-
ет; кто соблюдает эти принципы, тот и счастлив. Это же можно повторить
по поводу коллектива, общности, государства.
A2. Изменение смысла предписаний и норм с переходом от их объективного
понимания к субъективному. В данном варианте тавтология возникает
из-за изменения смысла предписаний. Действительно, при рассмотре-
нии только тех норм, которые индивид соблюдает с удовольствием, мож-
но с полной уверенностью утверждать, что он испытывает радость, когда
соблюдает их. Например, если подойти объективно, то любые мучения —
это, в общем, несчастье для того, кому суждено их испытать. Однако если
рассмотреть данную ситуацию в субъективном отношении, т. е. как
ее воспринимал христианский мученик, то окажется, что он мог воспри-
нимать страдания за веру как счастье.
Когда отмечают, что тот, кто поступает плохо, не может быть счастли-
вым, поскольку его преследуют муки совести, подразумевают, что этот
человек способен на это. Однако нередко многие индивиды очень слабо
ощущают, а то и вовсе не ощущают угрызения совести; следовательно,
для них почти или совсем не существует опасности страдать от них.
В сущности, большинство людей, стремящихся реформировать общест-
во, полагают, что оно будет состоять в основном из индивидов, наделен-
ных теми чувствами и воззрениями, которые реформаторам было бы
приятно в них увидеть, и только при этом условии они смогут пообещать
сделать этих людей счастливыми.
Сила воздействия предписаний, характерная для данного общества в дан-
ное время, определяется в первую очередь тем, что они разделяются
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 279 большим числом входящих в него индивидов, и тем, что нарушитель та-
ких предписаний испытывает мучительные чувства и встречается с труд-
ностями. Эти предписания выражают, хотя и не вполне четко, только
имеющиеся в обществе остатки; следовательно, нет смысла выяснять,
нравится ли большинству индивидов, составляющих это общество, сле-
довать им и вызывает ли в них неудовольствие нарушение таких предпи-
саний. Если бы было иначе, то не проявлялись бы у большинства инди-
видов именно такие остатки; они не были бы распространены в данном
обществе. Надо решать совсем иную проблему. В аспекте индивидуально-
го удовлетворения, офелимности, следует выяснить, какую эффектив-
ность будут иметь предписания в отношении тех, у кого отсутствуют остат-
ки, выраженные в этих предписаниях, и выяснить, как их станут воспри-
нимать противники, которые испытают удовольствие или неудовольствие
не прямо, но опосредованно. В аспекте полезности надо исследовать, по-
лезно ли соблюдение таких предписаний для индивида, коллектива, на-
ции в том смысле, который стремятся придать термину «полезность»; на-
пример, в смысле материального процветания, если оно рассматривается
как полезное. Когда животному не дают следовать его инстинкту, оно
чувствует себя плохо, хотя его физическое состояние в результате этого
может и улучшиться. Если политический деятель нарушает некую норму,
принятую в его обществе, то он может испытывать дискомфорт, а резуль-
таты его действий могут оказаться как вредными для общества, так и по-
лезными для него. Такие случаи надлежит изучать.
A3. Казуистика; интерпретация предписаний и норм. К казуистике и ин-
терпретациям прибегают именно для того, чтобы избежать упомянутых
мучительных чувств, заменить их приятными чувствами, рождающимися
при соблюдении предписаний, и в то же время чтобы извлечь пользу
из нарушения этих норм. Они необходимы также для того, чтобы сделать
уступки некоторым чувствам, чтобы, по крайней мере чисто внешне,
придерживаться логических следствий из дериваций. Соответствующи-
ми интерпретациями достигается также выгода, порой малая, порой
большая, состоящая в том, чтобы оставаться самим собой и поступать
с пользой для себя, а для тех, кого можно ввести в заблуждение софизма-
ми, выглядеть строгим блюстителем общественной морали и чести. До-
верчивые люди нередко ждут только повода, чтобы их в чем-то уверили.
Это может делаться намеренно, но иногда — вполне естественно и без
умысла. Сквозь казуистику, используемую правительствами и государст-
вами для оправдания какого-либо собственного действия, часто просту-
пает «salus populi suprema rex esto»*. Если бы это утверждалось прямо и без
- Благо народа да будет высшим законом (лат.).
280 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ оговорок, то мы имели бы просто хорошую логическую мотивировку, что
позволило бы видеть в ней одно из решений D. Но поскольку <предста- вители власти> не хотят при этом задевать чувства людей, придерживаю-
щихся позитивных решений <см. § 729>, они пытаются совместить несо-
вместимые вещи — решения утверждающие с отвергающими (D). Одна-
ко люди, обвиняющие или упрекающие правительства и государства
в нарушении некоторых норм, довольно редко сами ясно показывают,
какого решения они придерживаются. Отрицая, что «salus popoli» приве-
дет к нарушению норм, они выбирают одно из позитивных решений.
Или, принимая негативное решение D и отвергая «salus popoli», они, не-
смотря на угрозу пагубных последствий и даже крайнего разорения своей
страны, следуют предписаниям, диктуемым принятием одного из мета-
физических или теологических решений (см. § 7, 8), и при этом хотят,
чтобы в стране соблюдались нормы. Или, отвергая решение D, они видят
«salus popoli» в следовании какому-либо из решений: A2, B2, B3. Они пыта-
ются убеждать в своей правоте на основе простого и неопределенного со-
гласия чувств.
Благодаря основательному использованию казуистики и интерпрета-
ций можно утверждать, что следование некоторым предписаниям и нор-
мам всегда принесет материальное процветание индивидам, общностям,
государствам и человечеству. Например, обобщенно исповедуется необхо-
димость всегда выполнять данные обещания; но затем, в частных случаях,
если оказывается полезным не делать этого, то не бывает недостатка в бла-
говидных предлогах для того, чтобы избавиться от этой обязанности.
Постепенно перейдем от случаев, когда интерпретация дается вполне ис-
кренне, к случаям, когда она используется злонамерено. И таких случаев
великое множество; если они лучше просматриваются в поступках ан-
тичных людей, чем наших современников, то скорее всего потому, что
первые были менее лицемерными, чем вторые.
B. Объективные решения. Риторические и философские пустословия от-
части являются порождением изысканности; в практической жизни тре-
буются иные рассуждения, люди прежде всего хотят знать, как им следует
поступать для достижения счастья в вульгарном смысле материального
благосостояния. Следовательно, им требуются ответы на объективно
возникающие при этом вопросы. Простонародье мало интересует знание
о том, откуда и как появились нормы; для него достаточно того, что эти
нормы в обществе есть, были когда-то приняты и теперь признаются
и соблюдаются. При противодействии нарушениям таких норм в первую
очередь вступает в действие чувство, противостоящее нарушению соци-
ального равновесия (остатки группы a из класса IV). Это чувство
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 281 проступает в наиболее ранних библейских документах, вообще характер-
но для начала любой цивилизации. Оно почти в чистом виде проявляется
во мнении, что нарушение табу всегда приводит к пагубным последстви-
ям. Кроме того, такое чувство встречается в воззрении: справедливое —
это то, что отвечает закону. Это означает, по сути, обязательность для ка-
ждого проявлять почтение ко всему, что соответствует закону, в целях со-
хранения существующего социального равновесия. Проникновение рас-
суждения в данную область сдерживается силой чувств, защищающих
действующие нормы, а также социальной полезностью этих норм; в ре-
зультате рассуждение оставляет логику и опыт, проявляет склонность
прибегать к софизмам и таким образом накладывается на чувства,
не слишком задевая их. Смесь, которая при этом образуется, неоднород-
на, и от этого возникают необычайные противоречия, которые всегда су-
ществуют в таких рассуждениях. Это уже отмечалось при исследовании
деривации (см. § 576 и далее). Затем вокруг такого ядра располагаются
и другие остатки, такие, как остатки z и h из класса II.
Объективные решения именно вследствие их характера легко вступают
в противоречие с фактами. Простой человек, который не придает особо-
го значения теориям, принимает также противоречивые объективные ре-
шения и не особенно обеспокоен этим. Люди, которые привыкли к логи-
ческим исследованиям, а именно, мыслители и теоретики, хотят знать,
откуда пришли те нормы, которые соблюдаются и не игнорируются в об-
ществе. Обычно они приписывают появлению этих норм воображаемые
причины, при этом испытывают внутреннее беспокойство, досаду от на-
личия некоторых противоречий между теориями и фактами или между
различными теориями и, насколько возможно, стремятся устранить,
сгладить или скрыть эти противоречия. Чаще всего они не отказываются
полностью от объективных решений, особенно если такие решения име-
ют оптимистический характер, но изучают их и дают им соответствую-
щие интерпретации, чтобы устранить или хотя бы объяснить явные край-
ности, аномалии и нелепости. Это и есть тот особый случай использова-
ния дериваций, который мы уже обсуждали (см. § 653, 654). Так, имеются
виды объективных решений B2, B3, B4, которые поначалу идут от экспе-
риментальной области, но затем полностью выходят за ее пределы. При-
чина, на основании которой можно предвидеть, что в данном стабильном
обществе чаще всего встретятся остатки, которые способствуют его со-
хранению, позволяет предвидеть также, что в этом обществе будут прини-
маться в основном утвердительные позитивные решения по поставленной
проблеме <см. § 730>. Они будут быстрее приниматься и лучше распро-
страняться, чем другие решения. В то же время люди, которые испытыва-
ют потребность в логических или псевдологических построениях, будут
282 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ всеми возможными способами, прибегая к тонким уловкам и хитроумным
софизмам, устранять слишком явные противоречия между этими реше-
ниями и практикой. Действительно, именно это и происходит. Мы виде-
ли, как в деривациях проявляется стремление смешать благо индивида
с благом коллектива, чтобы побудить индивида действовать во благо кол-
лектива и уверить его, что при этом он заботится и о собственном благе,
даже если на самом деле это не так. В таких случаях данное решение по-
лезно для общества, и в то же время оно ошибочно в