Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
экспериментальном
отношении.
  • Рассмотрим кратко решения по третьей и четвертой проблемам, в общем
    виде обозначенным в § 727. Наиболее многочисленные и сильные в об-
    ществе остатки не могут полностью противодействовать его сохранению,
    поскольку тогда общество распалось бы и перестало существовать; необ-
    ходимо, чтобы они хотя бы отчасти способствовали сохранению общест-
    ва, что как раз и подтверждается наблюдением. Следовательно, для об-
    щества полезно, чтобы ни эти остатки, ни предписания (деривации),
    в которых они находят свое выражение, не наносили ему вреда и не ос-
    лабляли его. Этого добиться оказывается легче, если индивид убежден,
    верит и воображает себе, что, соблюдая такие предписания, принимая та-
    кие деривации, он при этом проявляет заботу о собственном благе. Если
    рассуждать обобщенно, значительно упрощая реальное положение дел
    и не учитывая многочисленных исключений, то можно сказать, что об-
    ществу полезно, когда у большинства не входящих в правящий класс гра-
    ждан третья проблема находит решение, при котором факты предстают
    не такими, каковы они в действительности, а такими, какими они выгля-
    дят при ориентации человека на идеальные цели. Если перейти от общего
    случая к настоящему более частному случаю, то окажется, что для общест-
    ва полезно, если упомянутые индивиды спонтанно принимают, соблюда-
    ют и ценят предписания того общества, в котором они живут. Среди них
    почетное место занимают предписания, которые неопределенным обра-
    зом называются «моралью» и «религией», или, точнее, «религиями», если
    этим именем кроме инстинкта сохранения агрегатов обозначить многие
    другие аналогичные инстинкты. Отсюда берет начало величайшая дейст-
    венность и мощь двух сил — моральных и религиозных, которые служат
    во благо общества; без них не может существовать ни одно общество,
    а их ослабление обычно совпадает с упадком общества. Следовательно,
    не ошибались люди, с древнейших времен придававшие очень большое
    значение «морали» и «религии», под которыми обычно понимались их
    вполне определенные существовавшие тогда формы. Между тем только
    единицы прозорливых людей распространяли это признание значимо-
    сти конкретных форм морали и религии на «мораль» и «религию» вооб-
    ще и приблизили к реальности настолько, что эти явления предстали
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 283 перед ними (имплицитно или эксплицитно) как проявления <поведе- ния на основе> сохранения определенных агрегатов и некоторых нело-
    гических действий. Но поскольку эти люди более или менее далеко от-
    стояли от реальности, не следует утверждать, что в своих рассуждениях
    о «моралях» и «религиях», а тем более о частных вопросах морали или ре-
    лигии, они порой не обманывались и не наносили обществу вред при же-
    лании сделать добро. Они заблуждались почти всегда, когда желали обос-
    новать принятое ими решение четвертой проблемы, прибегая к ошибоч-
    ным, чаще всего воображаемым, фантастическим мотивам. Но в конце
    концов здесь речь идет о простой теоретической ошибке, которая мало-
    существенна, поскольку, какими бы ни были мотивы, результат остается.
    Напротив, был крайне велик и продолжает оставаться таковым вред
    от ранее отмеченной ошибки, которая состояла в отождествлении мора-
    ли и религии вообще с отдельной (единичной) моралью и религией, ко-
    гда деривациям придавалось особое значение, которое следовало бы при-
    давать только остаткам. Это совершалось, когда приверженцы таких тео-
    рий находили поле для применения своих сил, затрачивали немало
    энергии и достигали ничтожных результатов, часто причиняя при этом
    людям огромные и напрасные страдания. Когда затем приверженцы упо-
    мянутых теорий встречали сопротивление, среди их противников рожда-
    лась ошибочная идея, что на любое сохранение агрегатов, на любого рода
    нелогические действия можно распространять возражения, которые
    справедливо высказывались в адрес тех, кто пытался навязать другим оп-
    ределенную деривацию, берущую начало от сохранения определенных
    агрегатов. Если определенное постоянство агрегатов Q полезно обществу
    и если оно проявляется с деривациями A, B, C, D, то обычно этому обще-
    ству идет во вред попытка навязывать ему только одну определенную де-
    ривацию A, исключая другие — деривации — B, C. Между тем для общест-
    ва полезно, если люди примут наиболее приемлемые для них деривации,
    показывая тем самым, что они предпочитают остаток Q — единственную,
    или почти единственную, важную для них вещь.
  • Негативные решения часто представляют собой капризные проявления
    пессимизма, как выражение настроений униженных людей, потерпев-
    ших поражения в жизненных баталиях; они с трудом становятся обще-
    принятыми. Научные решения, которые не выражают чувств, но рожда-
    ются из наблюдений фактов, негативными бывают очень редко; когда
    они появляются, мало оказывается тех, кто понимает их правильно; как
    раз это и произошло с научной частью рассуждений нашего Макиавелли
    (см. § 748). Оптимистические и пессимистические решения могут сосу-
    ществовать, поскольку, как мы не раз видели, противоречивые остатки
    могут сосуществовать или последовательно сменять друг друга во
    284 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ времени у одного и того же индивида. Люди из простонародья не обраща-
    ют внимания на эти противоречия, люди образованные стараются устра-
    нить их, и отсюда возникают наши различия в решениях.
  • B1. Утверждения о полном соответствии и согласии. Мы не знаем, утвер-
    ждал ли когда-нибудь кто-либо прямо и явно о полном согласии со все-
    ми следствиями, всеми выводами, которые можно получить из такого
    решения. Имплицитно оно присутствует в утилитаристской морали;
    в других доктринах оно выражается обобщенно, словно это абстрактная
    теория, без последующего особо скрупулезного изучения его необходи-
    мых следствий. Очень часто такие доктрины являются лишь выражения-
    ми бурных чувств, когда желаемое выдается за действительное при наме-
    рении сделать что-либо во благо индивида или общества; или же это де-
    лается исходя из твердой веры в некоторые сущности и принципы,
    полностью находящиеся вне экспериментальной области. Часто и даже
    почти всегда форма этих доктрин лишена определенности, хотя они, ес-
    ли их принимать буквально, выглядят как утверждающие о чем-то впол-
    не определенном. Двусмысленность и неоднозначность используемых
    понятий, многочисленность исключений, разные интерпретации — все
    это нацелено на то, чтобы показать: это предписание самое лучшее и спо-
    собствует благу того, кто его соблюдает.
    С давних времен и до наших дней существуют теории, в которых ут-
    верждается, что нарушения норм морали и религии влекут за собой зем-
    ное несчастье, а их соблюдение приводит к счастью, также земному.
    Один примечательный их вид, который был назван утилитаристской эти-
    кой, отличается тем, что согласно такой теории мораль — это всего лишь
    выражение справедливого расчета на полезность, в то время как нечест-
    ный поступок — это результат ошибочного суждения о полезности. Та-
    кую совершенную гармонию между моральностью и полезностью не уда-
    лось бы получить никакими иными способами, кроме такого строго ло-
    гического согласования выводов с исходными посылками силлогизма.
    Эти теории, с виду кажущиеся научными, построены на деривациях,
    о которых мы уже говорили (см. § 577 и далее). Они находят поддержку
    и становятся популярными, когда в обществе проявляется стремление
    сделать человеческую жизнь полностью рациональной и, следовательно,
    люди обращаются к теологиям Разума, Науки, Прогресса.
  • В других теологиях и вообще в доктринах, которые не отвергают идеаль-
    ную часть, имеются теории, отличные от предыдущих. В них не элимини-
    руются метафизические и теологические признаки, а напротив, на них
    делается преимущественный акцент. В целом, если обратить внимание
    только на основные общие для таких теорий линии, то они отличаются
    следующими особенностями.
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 285 Во-первых. Наказание нарушителя часто занимает в них главное ме- сто, а воздаяние тому, кто соблюдает нормы, отходит на второй план. Ве-
    роятно, это связано с тем, что в человеческой жизни более многочислен-
    ны и более ощутимы проявления зла, нежели добра.
    Во-вторых. Обычно смешиваются воедино два рода проблем, обо-
    значенных в § 729. Можно было бы строго утверждать следующее: кто по-
    ступает в соответствии с нормами морали и религии и при этом добивает-
    ся собственного счастья, тот не сможет нанести вред людям, занятым
    своими заботами, как бы они ни были связаны с его делами. Но такие ут-
    верждения встречаются редко, чаще всего это подразумевают, обычно
    неявно и в расплывчатой форме. Очень часто о наказаниях и поощрениях
    говорится без разъяснения, относятся ли они только к совершившему
    плохой или хороший поступок индивиду, или же распространяются
    и на других людей. В отношении самого этого индивида они не забывают
    воспользоваться уловкой и отодвинуть на неопределенное время наступ-
    ление последствий от его действий. Здесь не раскрывается, есть ли у них
    намерение прибегнуть к исключениям группы B2.
    В-третьих. Следует отметить, что, строго говоря, расплывчатость
    имеет место и при определении совершаемого этим индивидом действия
    и характера наказания или поощрения по прошествии некоторого пе-
    риода времени. Так, неявным образом предполагается, что индивид в по-
    следующее время остается тем же. В материальном отношении это не так,
    но если признается наличие некоторой метафизической основы, которая
    именуется душой или как угодно еще и которая сохраняется, в то время
    как тело претерпевает изменения, то можно допустить единство и тожде-
    ственность индивида. В противном случае, чтобы рассуждать логически,
    следовало бы сказать, в каком смысле понимается это единство.
    В-четвертых. Тем теориям, которые здесь обсуждаются, свойственно
    наличие ряда существенных противоречий, о которых говорилось
    в § 740. В них сначала выдвигаются одни положения, затем явно или не-
    явно утверждается нечто прямо противоположное. Вначале утверждает-
    ся, что каждый человек претерпевает страдания или получает удовольст-
    вие только благодаря собственным действиям, а затем спустя некоторое
    время считается, что он может страдать и наслаждаться из-за действий
    других людей. Часто противоречие, хотя оно явное, никого не беспокоит.
    Действительно, так же как индивид мыслится остающимся одним и тем
    же в разные моменты времени, часто и семья, и некая общность, нация,
    человечество в целом трактуются ими как единичное и единое образова-
    ние; благодаря остаткам сохранения агрегатов они сводят все к единому
    объекту. В давние времена многие люди не могли спрашивать о том, до-
    пустимо ли рассматривать семью как единое образование в плане поощ-
    рений и наказаний. Но и сегодня у большинства людей даже не возни-
    кает вопроса, допустимо ли с той же целью рассматривать как единый
    286 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и неизменный во времени тот материальный агрегат, который называет-
    ся индивидом (см. § 752).
  • Во многих исследуемых нами здесь теориях такие проблемы не учитыва-
    ются, и в утверждениях, что каждый страдает и благоденствует в соответ-
    ствии со своими действиями, остается неопределенным значение слова
    «каждый». Затем, когда предпринимается попытка зафиксировать это
    значение, появляются теории, которые мы рассмотрим в группе B2
    и в последующих группах. В них необычайно велик дефицит четкости
    и логики, что, как уже не раз отмечалось, легко объясняется противоре-
    чиями между остатками, существующими в одном и том же индивиде,
    и его желанием устранять такие противоречия, по крайней мере для
    вида.
  • Представления о наказании и поощрении за поступки наряду с псевдо-
    экспериментальной формой содержат в себе две другие концепции, часто
    сливающиеся в одну, — метафизическую и религиозную. В метафизиче-
    ской форме, которая сегодня чаще всего скрывается под псевдоэкспери-
    ментальными облачениями, кара и поощрение непременно следуют по-
    сле совершения поступка, правда, без того, чтобы было ясно, почему
    и за что. В религиозной форме, напротив, все совершаются по воле боже-
    ства. Но такое вмешательство открывает поле для произвола со стороны
    последнего, поскольку божество не ограничивается тем, чтобы быть
    лишь более или менее строгим блюстителем морали. Оно действует в том
    числе и в собственных интересах, мстя за нанесенные оскорбления
    и за проявленное неуважение к себе часто более сурово, чем за наруше-
    ние моральных норм.
  • Когда религиозное чувство оказывается сильным, эти представления
    не считают предосудительными; когда оно ослабевает и, напротив, на-
    растают чувства благожелательности и сострадания к ближним, люди
    стараются уменьшить, порой даже аннулировать проявления мститель-
    ности со
  • Скачать:TXTPDF

    экспериментальномотношении. Рассмотрим кратко решения по третьей и четвертой проблемам, в общемвиде обозначенным в § 727. Наиболее многочисленные и сильные в об-ществе остатки не могут полностью противодействовать его сохранению,поскольку тогда общество