Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
нет недостат-
ка в обычных противоречиях, потому что при этом утверждается все, что
автору хотелось бы навязать другим, и умалчивается все, что может стать
ответом на возражения. Форма рассуждений в этом случае такая: «Надо
сделать А, поскольку оно является следствием В». — «Но почему тогда
следует сделать В?» — «Потому, что оно является следствием C». И т. д.
вплоть до вопроса: «Почему следует сделать P?». Тогда отвечают, приводя
какой-нибудь категорический императив. Этими метафизическими ре-
шениями обычно пользуются теоретики. Людей практического склада
и простонародье данные решения интересуют мало. 71 Augustin A. Contra adversarios iegis et profetarum. I. 21. 45; De civitate dei. XX. 2.
[Августин Бл. Аврелий. О граде Божием. В 22 кн. М.: Издательство Спасо-Преоб-
раженского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. Кн. 18–22. С. 165–166.]
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 295
  • C. Абсолютное отвержение. Пессимизм. Эти решения малозначимы в от-
    ношении социального равновесия, поскольку они никогда не имеют по-
    пулярности в массах и распространены только среди литераторов и фи-
    лософов. Они важны как проявления психического состояния некото-
    рых индивидов. В моменты отчаяния и уныния многие люди повторяют
    изречение Брута: «Добродетель, ты всего лишь имя». Многие люди с вос-
    торгом читают пессимистические произведения Леопарди, так же как
    многим нравится слушать прекрасную трагедию, но это не оказывает су-
    щественного влияния на их действия.
  • Часто пессимизм рождает стремление к наслаждению материальными
    благами. Многие литераторы высказывают идею: «Мы радуемся благам
    жизни, пока живы; после смерти не будет никаких радостей». В России
    с окончанием войны с Японией возникло мощное революционное дви-
    жение; люди преисполнились светлых надежд на прекрасное будущее.
    Революция подавлена, надежды исчезли. Наступила пора уныния с тен-
    денцией предаваться материальным наслаждениям.
  • D. Условное отвержение. Две различные ситуации, имеющие некоторые
    общие черты. Если читатель внимательно знакомился с приведенными
    фактами, к которым можно было бы добавить множество иных, то он уже
    отметил для себя научное решение проблем, поставленных в § 712 и 728.
    Что касается первой проблемы, то строгое следование существующим
    в коллективе нормам имеет некоторые следствия, благоприятные для
    коллектива, для действующего индивида или для индивида и для коллек-
    тива одновременно, а также и неблагоприятные для них (см. § 866 и да-
    лее). Обычно первые более существенны, чем вторые. Те и другие могут
    быть познаны только путем изучения для каждого отдельно взятого слу-
    чая. Что касается второй проблемы, то отчасти хорошо, что имеется вера,
    что следование существующим в коллективе нормам всегда благоприят-
    но для индивида и для коллектива, ибо благодаря этому они не впадают
    в сомнения и не оспоривают такие нормы. Правда, отчасти это может
    оказаться для индивида вредным, но обычно полезные эффекты превос-
    ходят эффекты вредные. Для того чтобы знать об их соотношении, необ-
    ходимо проводить анализ в каждом конкретном случае.
    Возвращаясь к общим проблемам, поставленным в § 712, мы можем
    дословно повторить все, что было сказано раньше, заменяя только суще-
    ствующие в коллективе остатки и их следствия на нормы. Далее нам сле-
    дует обратить внимание на иные решения по данным проблемам, кото-
    рые дают теологи и метафизики. Что касается первой проблемы, то тео-
    логии религий, именуемых позитивными, а также метафизика приходят
    к тому, что действия в согласии с имеющимися остатками приемлемы,
    что в соответствии с получаемыми на их основе следствиями они могут
    296 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ дать только «хорошие, правильные и полезные» результаты. Напротив,
    в теологиях святого Разума и Прогресса утверждается, что действия со-
    гласно остаткам, которые они считают «предрассудками», а также их
    следствия могут привести только к «плохим и пагубным» результатам.
    Логико-экспериментальная наука обычно не принимает ни те, ни другие
    догматические утверждения, она всякий раз проводит проверку посред-
    ством опыта — единственного, что позволяет узнать о пользе и о вреде
    определенных способов поведения.
  • Проведенное исследование дает нам хороший пример эксперименталь-
    ной скудости некоторых доктрин, отличающихся большой социальной
    полезностью. Более двух тысячелетий моралисты изучают связь между
    строгим соблюдением норм морали и последующим счастьем или несча-
    стьем для индивидов и для общностей. Однако они не смогли, мы
    уж не говорим — найти отвечающую фактам теорию, но хотя бы четко
    дать самые общие положения в терминах, не выводящих за пределы экс-
    периментального мира. Они до бесконечности повторяют одно и то же;
    некоторая теория исчезает, затем она возрождается, снова исчезает, и эта
    череда не имеет ни перерывов, ни окончания (см. § 258). Также и сегодня
    как историки, так и представители других социальных наук, когда они
    намереваются оценить действия людей в соответствии с «моралью»,
    то при этом воздерживаются от того, чтобы сказать (что как раз было
    бы необходимо), какого решения по упомянутым выше проблемам они
    придерживаются. Они имплицитно имеют в виду какое-то решение, за-
    вуалироанное чувствами, что позволяет его менять, когда это им удобно,
    и часто последовательно используют два или более противоречащих друг
    другу решения. Нетрудно понять, насколько малую логико-эксперимен-
    тальную ценность будут иметь выводы, полученные таким путем от явно
    не высказанных, неопределенных, нечетких, туманных посылок. Такие
    выводы принимаются благодаря их соответствию чувствам, а не по ка-
    ким-либо иным причинам. Полемика вокруг них — всего лишь слово-
    прения. Если мы сравним этику Аристотеля с современными видами
    этики, то сразу окажется, что отличия между ними несравнимо меньшие,
    чем отличия между физикой Аристотеля и современной физикой. Поче-
    му это так? Вовсе не из-за различной широты ума людей, занимающихся
    естественными науками, и людей, занимающихся этикой, поскольку
    часто один и тот же автор, например Аристотель, работал и в той, и в дру-
    гой области знания. Это не объясняется различной степенью сложности
    исследований, тем, что физика, химия, биология и иные естественные
    науки более просты для исследования, чем этика. Сократ, правда, рас-
    сматривал этику как более сложную дисциплину, и такое наблюдение
    верное, если рассуждения основаны на чувстве. Чем объясняется то, что
    физика, химия и иные подобные им науки до XV в. не прогрессировали
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 297 в большей мере, чем этика? Почему до этих времен не работала гипотеза
    о большей простоте их изучения? Они были на одном уровне с этикой,
    если даже не шли позади нее, пока в них использовался тот же, что
    и в этике, теологический и метафизический метод, или метод чувствен-
    ного познания. Они вырвались вперед и стали быстро прогрессировать,
    как только отбросили такие методы и перешли к использованию экспе-
    риментального метода. С чем связано отличие в методах? Может быть,
    это дело случая; но тогда почему в течение многих лет подобное состоя-
    ние сохраняется и продолжается? Афиняне были настроены в равной ме-
    ре против Анаксагора, который говорил, что Солнце — это раскаленный
    камень, и против Сократа, исповедовавшего не вполне приемлемую для
    них мораль; в более близкие к нам времена равным образом осуждались
    и «ошибки» Коперника, воспроизведенные Галилеем, и моральные
    «ошибки» еретиков. Почему теперь предоставлена свобода в отношении
    первых «ошибок», тогда как вторые осуждаются, по крайней мере обще-
    ственным мнением, а отчасти и официальными властями? Очевидно, что
    такие различные эффекты выступают показателем действия также раз-
    личных сил. Среди них в первую очередь выявляется полезность экспе-
    риментальных исследований, признаваемая и принимаемая даже про-
    стыми, необразованными людьми, между тем как в этике исследования
    почти всегда меняли жизнь к худшему, разрушали основы социальной
    жизни. Следовательно, мы имеем доказательство и контрдоказательство
    тех последствий, которые возникают, когда экспериментальная истин-
    ность и социальная полезность совпадают либо расходятся.
  • Распространение остатков. Если у определенных индивидов, входящих
    в общность, изменяются некоторые остатки, то это изменение может
    распространяться в ней непосредственно, путем имитации. Но такой
    случай трудно отличить от другого, когда распространение осуществля-
    ется косвенным образом при изменении определенных обстоятельств,
    которые вызывают изменения остатков вначале у некоторых индивидов,
    а затем постепенно меняют их и у других людей. Нетрудно, однако, при-
    знать, что второй случай встречается чаще первого, поскольку изменения
    остатков сочетаются с изменением экономических, политических и иных
    обстоятельств.
  • Распространение дериваций. Здесь происходит нечто аналогичное. По-
    скольку остатки являются одним из тех основных факторов, которые оп-
    ределяют деривации, возможны три случая: распространение посредст-
    вом имитации или иным прямым путем; распространение через измене-
    ние остатков, соответствующих деривациям; распространение благодаря
    иным обстоятельствам, которые воздействуют на общности.
    298 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Следует учесть, что один и тот же остаток А может иметь много дери- ваций S, S¢, S ¢¢ (см. § 838) и выбор между ними может совершаться в силу
    разных причин, порой весьма ничтожных, таких, как каприз, мода и т. д.
    Это относится и к разным манифестациям определенных остатков
    и чувств. Например, известно, что временами входит в моду некоторая
    форма самоубийства, в которой проявляется чувство усталости от жизни.
  • Отсюда следует, и в этом проявляется принципиальное отличие дерива-
    ций от остатков, что имитация играет значительную роль в распростране-
    нии форм дериваций и некоторых иных манифестаций остатков. Все, кто
    говорят на одном и том же языке, выражают одни и те же чувства в основ-
    ном посредством близких понятий. Также и все, кто живут в некоторой
    общей среде и подвергаются ее многочисленным воздействиям, склонны
    проявлять одинаковые чувства в основном в сходных формах. Сходство
    распространяется на деривации и манифестации различных остатков.
    Допустим что остатку А соответствуют деривации S, S¢, S ¢¢; остатку В —
    деривации Т, T ¢, T ¢¢; остатку С — деривации U, U¢, U ¢¢ и т. д. Кроме того,
    предположим, что S, T, U в каком-то отношении являются близкими,
    имеют общую природу, что точно так же обстоит с S¢, T ¢, U¢; равным обра-
    зом — с S ¢¢, T ¢¢, U ¢¢ и т. д. Если оказывается, что благодаря некоторым об-
    стоятельствам, пусть даже и незначительным, будет выбрано S для прояв-
    ления действия остатка A, то с огромной легкостью для проявления B бу-
    дет выбрано T, а чтобы проявить C, будет выбрано U и т. д. Это будут
    всевозможные термины из серий, подобных S, T, U. При иных обстоя-
    тельствах, в иное время будут выбраны термины из серии, подобной S¢,
    T ¢, U¢; то же самое для других серий. Именно это наблюдается в действи-
    тельности: в одно время в моде теологические деривации S, T, U, в другое
    они сменяются на метафизические деривации S¢, T ¢, U¢; порой, но не час-
    то, использовалась серия позитивистских дериваций, или серия дерива-
    ций дарвинизма, посредством которых объяснялись всевозможные фе-
    номены. Вдобавок к ним использовались некоторые иные деривации.
    Конкретные феномены являются комплексными; в них более или менее
    большое место занимает имитация, но фигурируют все же и многие об-
    стоятельства (см. § 665).
    Марксизм дал бесчисленное множество дериваций, подобных S ¢¢, T ¢¢,
    U ¢¢. В них всякий социальный феномен объяснялся «капитализмом».
    Здесь имитация очевидна. Эти деривации выражают некоторые остатки,
    каковые зависят в первую очередь от экономических и социальных об-
    стоятельств; но их могли бы выражать так же хорошо и другие деривации,
    и выбор S ¢¢, T ¢¢, U ¢¢ производится главным образом путем имитации.
  • Это следует учитывать при попытке перейти от дериваций к остаткам.
    Имеются большие социальные течения, вызывающие общие изменения
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 299 в деривациях, между тем как остатки остаются прежними. Мы дали мно-
    го примеров проявления такого феномена. В один век это могут быть де-
    ривации S, T, U; в другой — деривации S¢, T ¢, U¢. С виду представляется,
    что между ними существует большое различие,
  • Скачать:TXTPDF

    нет недостат-ка в обычных противоречиях, потому что при этом утверждается все, чтоавтору хотелось бы навязать другим, и умалчивается все, что может статьответом на возражения. Форма рассуждений в этом случае такая: