Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
правление, подданным живется плохо или хорошо.
  • Те общности, которые страдают по вине одной из своих частей, обозна-
    чаются более или менее произвольно. Простая и даже случайная компа-
    ния нехороших людей могла бы нанести им вред. В экспериментальной
    области аналогичные вещи также можно встретить во многих случаях;
    например, тот, кто неосторожно действует на пороховом складе, может
    вызвать гибель всех, кто в нем находится. Полагают, что подобное явле-
    ние происходит и в иных случаях, когда уже нет возможности дать экспе-
    риментальное подтверждение. Диагор находился на корабле во время
    шторма и был обвинен его спутниками в том, что он стал причиной об-
    щего несчастья. В ответ он указал на другие корабли, которые шли тем
    же курсом и также были в опасности из-за бури, и спросил у своих обви-
    нителей: «Неужели они считают, что и в тех кораблях везут по Диаго-
    ру?»67. Ответ, убедительный для многих, на самом деле не столь убедите-
    лен. Если атеизм Диагора мог повредить его попутчикам, то в равной
    мере приемлемым окажется мнение, что он нанес вред и всем тем, кто
    плыли и на других кораблях близко от него. Это лишь вопрос о большем
    или меньшем вреде, о расширении или сужении пространства, на кото-
    рое повлияло навлекавшее шторм святотатство Диагора.
  • Зависть богов (jqonoV qewn) не дозволяла человеку быть счастливым в те-
    чение всей жизни и распространялась как на его потомство, так и на его
    общность. Странно, что Плутарх68, осуждающий Геродота за веру в нали-
    чие такой зависти, сам затем приводит пример из жизни Эмилия Павла69.
    Здесь, так же как и в других сходных случаях, воздействуют остатки клас-
    са II. Эмилий Павел и его дети рассматриваются им как единый агрегат,
    который не должен быть счастлив во всем и потому одну из его частей по-
    разил удар судьбы. 67 Cicerone. De natura deorum. III. 37. [Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты.
    М.: Наука, 1985. С. 188.]
    68 Plutarco. De Herodoti malignitate. XV // Plutarchi Eiusdem scripta moralia / Ed. by
    F. Dübner. P.: Didot, 1868. P. 853.
    69 Plutarco. Aemilius Paulus // Plutarch. Les vies des hommes illustres. 3-e éd. P., 1880. 36.
    [Плутарх. Эмилий Павел // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. Т. 1.
    СПб.: Кристалл, 2001. С. 458–459.]
    292 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Современные теоретики порицают древние предрассудки, согласно ко-
    торым пороки и прегрешения отца негативно влияли на сына. Они не за-
    мечают, что в нашем обществе проявляется феномен, близкий к этим
    предрассудкам в том смысле, что теперь стали полагать, что пороки отца
    позволяют освобождать сына от вины. Для современного преступника
    залогом удачи становится наличие среди своих предков или родственни-
    ков уголовника, сумасшедшего или алкоголика, поскольку это обеспе-
    чивает бо´льшую снисходительность к нему на судебном процессе и по-
    рой даже освобождает от наказания. Метафизическое доказательство,
    при помощи которого сын осуждался за плохие деяния своего отца, со-
    храняет силу, так же как принимается доказательство, благодаря которо-
    му по тем же причинам виновного оправдывают или почти оправдывают.
    Но сегодня еще один способ позволяет спасти его от тюрьмы: «вина»
    за преступные действия перекладывается с преступника на «общество»,
    поскольку считается, что оно не позаботилось о том, чтобы сделать его
    счастливым. Связанные с этой практикой издержки оплачиваются за-
    тем уже не обществом, а одной из его частей, избранной случайным об-
    разом, т. е. несчастными жертвами преступлений, о которых никто
    не беспокоится.
  • Концепцию солидарности, на основании которой хорошие люди разде-
    ляют кару, которую навлекают плохие люди, также можно обнаружить
    в истории начиная с древних времен. Она стала затем основной концеп-
    цией католицизма. Брунетьер, чтобы конкурировать с поборниками со-
    лидарности и с социалистами, часто настаивает на этом пункте.
  • B3. Счастье и несчастье выносят за пределы реального мира. С точки зре-
    ния формальной логики такие решения неоспоримы. Как мы говорили
    и не раз повторяли, экспериментальная наука не может заниматься тем,
    что выходит за границы экспериментальной области; на ее границах
    оканчивается ее компетенция.
  • Именно здесь мы напомним, почему чисто экспериментальный матери-
    ал не может выступать обоснованием утверждения, согласно которому
    сверхъестественные кары и награды были выдуманы теми, кто хотел
    их использовать для обуздания людей. Идея о существовании таких кар
    и наград появилась независимо от какого-либо заранее имевшегося на-
    мерения. Они являются частью тех остатков сохранения агрегатов, бла-
    годаря которым считается, что человеческая личность остается жить по-
    сле смерти индивидуума. Затем их стали использовать в собственных
    интересах люди практики, как они пользовались иными распростра-
    ненными в обществе чувствами. Теоретики также их использовали при
    решении своих проблем, выражая их в литературных, метафизических,
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 293 псевдонаучных формах, но они оформляли уже имевшийся материал, а не изобретали его, чтобы воспользоваться в собственных целях, подоб- но практикам.
  • В других сходных интерпретациях вместо того, чтобы отбросить следст-
    вия, полученные от действия в воображаемом мире, ограничиваются пе-
    ренесением их в область возможного. Например, говорят: «Некто счаст-
    лив, но он мог бы быть еще счастливее; кто-то другой несчастлив, но так
    он, возможно, избежал еще большего несчастья». Возможное — это не-
    определенная область, и таким способом можно доказывать все, что
    угодно. Во все времена с помощью такой аргументации создавались
    изящные риторические построения.
  • В подобном сочинительстве нет недостатка и в наше время. Когда ярым
    борцам с алкоголизмом приводят примеры людей, которые потребляли
    вина и иные алкогольные напитки и все-таки сохранили до преклонного
    возраста и здоровье, и интеллект, они отвечают: «Если бы эти люди воз-
    держивались от спиртного, то прожили бы еще дольше и имели бы еще
    больше физических и интеллектуальных сил». Один такой индивид
    из числа «добродетельных доминиканцев» в ходе конференции заявил:
    «Ссылаются на выдающихся государственных деятелей, которые не от-
    личались святостью; на замечательных полководцев, которые не прояв-
    ляли целомудрия; допустим, это так, но если бы они обладали целомуд-
    рием, то достигли бы еще большего». Кто прибегает к подобному пусто-
    словию, забывает о том, что задача представить доказательства по праву
    ложится на того, кто высказал такое утверждение, и что, уповая на воз-
    можное, легко допустить ошибку.
  • B4. Не удается подобрать интерпретацию: пути Господни неисповедимы.
    Можно просто утверждать, что нельзя знать, почему некоторое действие
    приводит к определенным последствиям, и не беспокоиться о том,
    «справедливы» они или «несправедливы». Таков, пожалуй, вывод, сде-
    ланный в Книге Иова, и такова, согласно Маймониду70, доктрина ашари-
    тов*. Тому, кто ничего не утверждает, нечем возразить. Так, ничем нельзя
    возразить на высказывание того, кто признает, что не ведает путей Гос-
    подних, лишь бы его высказывания не нарушали логики. Часто, однако,
    она не соблюдается. Автор начинает демонстрировать свое прекрасное
    знание «путей Господних», и только когда выдвинутые возражения 70 Maimonidem. Le guide de égarés / Trad. di S. Munk. P., 1856.
    • Последователей арабского богослова Ашари (873/874–935/941), основателя му-
      сульманской ортодоксальной теологии.
      294 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ загоняют его в угол, он изрекает, что пути эти неисповедимы. Типичный
      пример тому дан в рассуждениях св. Августина71, такого рода примеры
      нередко встречаются у теологов и у иных мыслителей.
  • Тот, кто утверждает, что не знает, на знание чего он претендует, обычно
    не замечает противоречия, поскольку здесь господствует чувство. Он,
    в сущности, рассуждает так: «А непременно есть В». Если этого не наблю-
    дается, я не могу сказать, почему это так, но от этого не слабеет моя вера
    в то, что «А — это непременно В». При такой форме высказываний экспе-
    риментальная наука не может ничего поколебать, поскольку при нали-
    чии веры ее ничто не способно разрушить. Однако часто форма, по край-
    ней мере имплицитно, оказывается иной и приближается к следующему
    типу: «А есть В. Если такое отношение фиксируется при наблюдении,
    то само наблюдение — иллюзия, поскольку в реальности, каким-то неве-
    домым мне образом, А есть В». Здесь А и В лежат в плоскости опыта;
    и приведенное высказывание входит в логико-экспериментальную об-
    ласть. Логико-экспериментальная наука не позволяет принимать, что А
    есть В, если наблюдение показывает, что А не есть В; и не имеет значения,
    может или не может кто-то определить причину этого факта.
  • И в этом случае вовсе не теоретиками были изобретены эти неисповеди-
    мые «пути Господни». Они обнаружили среди масс это чувство, связан-
    ное с остатками класса II, и поскольку эти остатки оказались сильными,
    своим манифестациям они придали им подходящие формы.
  • Очень близким к решениям данного рода оказывается метафизическое
    решение, например категорический императив Канта, который выдвига-
    ет концепцию долга и при этом не говорит, что случится с теми, кто отка-
    жется исполнить этот долг и будет над ним смеяться. Здесь нет недостат-
    ка в обычных противоречиях, потому что при этом утверждается все, что
    автору хотелось бы навязать другим, и умалчивается все, что может стать
    ответом на возражения. Форма рассуждений в этом случае такая: «Надо
    сделать А, поскольку оно является следствием В». — «Но почему тогда
    следует сделать В?» — «Потому, что оно является следствием C». И т. д.
    вплоть до вопроса: «Почему следует сделать P?». Тогда отвечают, приводя
    какой-нибудь категорический императив. Этими метафизическими ре-
    шениями обычно пользуются теоретики. Людей практического склада
    и простонародье данные решения интересуют мало. 71 Augustin A. Contra adversarios iegis et profetarum. I. 21. 45; De civitate dei. XX. 2.
    [Августин Бл. Аврелий. О граде Божием. В 22 кн. М.: Издательство Спасо-Преоб-
    раженского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. Кн. 18–22. С. 165–166.]
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 295
  • C. Абсолютное отвержение. Пессимизм. Эти решения малозначимы в от-
    ношении социального равновесия, поскольку они никогда не имеют по-
    пулярности в массах и распространены только среди литераторов и фи-
    лософов. Они важны как проявления психического состояния некото-
    рых индивидов. В моменты отчаяния и уныния многие люди повторяют
    изречение Брута: «Добродетель, ты всего лишь имя». Многие люди с вос-
    торгом читают пессимистические произведения Леопарди, так же как
    многим нравится слушать прекрасную трагедию, но это не оказывает су-
    щественного влияния на их действия.
  • Часто пессимизм рождает стремление к наслаждению материальными
    благами. Многие литераторы высказывают идею: «Мы радуемся благам
    жизни, пока живы; после смерти не будет никаких радостей». В России
    с окончанием войны с Японией возникло мощное революционное дви-
    жение; люди преисполнились светлых надежд на прекрасное будущее.
    Революция подавлена, надежды исчезли. Наступила пора уныния с тен-
    денцией предаваться материальным наслаждениям.
  • D. Условное отвержение. Две различные ситуации, имеющие некоторые
    общие черты. Если читатель внимательно знакомился с приведенными
    фактами, к которым можно было бы добавить множество иных, то он уже
    отметил для себя научное решение проблем, поставленных в § 712 и 728.
    Что касается первой проблемы, то строгое следование существующим
    в коллективе нормам имеет некоторые следствия, благоприятные для
    коллектива, для действующего индивида или для индивида и для коллек-
    тива одновременно, а также и неблагоприятные для них (см. § 866 и да-
    лее). Обычно первые более существенны, чем вторые. Те и другие могут
    быть познаны только путем изучения для каждого отдельно взятого слу-
    чая. Что касается второй проблемы, то отчасти хорошо, что имеется вера,
    что следование существующим в коллективе нормам всегда благоприят-
    но для индивида и для коллектива, ибо благодаря этому они не впадают
    в сомнения и не оспоривают такие нормы. Правда, отчасти это может
    оказаться для индивида вредным, но обычно полезные эффекты превос-
    ходят эффекты вредные. Для того чтобы знать об их соотношении, необ-
    ходимо проводить анализ в каждом конкретном случае.
    Возвращаясь к общим проблемам,
  • Скачать:TXTPDF

    правление, подданным живется плохо или хорошо. Те общности, которые страдают по вине одной из своих частей, обозна-чаются более или менее произвольно. Простая и даже случайная компа-ния нехороших людей могла бы