Компендиум по общей социологии
между тем как, по сущест-
ву, в разные времена одинаковые или почти одинаковые остатки прояв-
ляют себя в различных формах.
Такие феномены — лишь частный случай других, более общих феноме-
нов, которые отмечаются, когда религиозные, этические, метафизиче-
ские, мифологические деривации адаптируются к жизненным обстоя-
тельствам. Теории не могут быть полностью оторванными от практики;
необходимо определенное прилаживание их друг к другу, которе осуще-
ствляется через последовательность действий и реакций. Как мы видели,
вопреки общему мнению большинства моралистов, литераторов, псев-
доученых, влияние со стороны практики на теории в социальной области
оказывается намного сильнее, чем влияние теорий на практику: не прак-
тика подстраивается к теориям, скорее, имеет место обратное. Следует
подчеркнуть, что мы не отрицаем, о чем не раз говорили, что имеется воз-
действие теорий на практику; мы утверждаем, и это совсем не одно
и то же, что оно обычно гораздо меньше, чем воздействие практики на
теории. Следовательно, рассмотрение воздействий практики на теории
дает нам первое приближение к конкретному феномену, чего, напротив,
нельзя сказать о рассмотрении влияния теорий на практику. Отсюда, как
следствие, видна бесполезность многих работ, посвященных изучению
политических и социальных феноменов, а также некоторых трудов, от-
носящихся к области экономики.
Интересы. Индивиды и коллективы побуждаются инстинктом и разумом
к овладению материальными благами, полезными или только приятны-
ми в их жизни, стремятся завоевать признание и славу. Комплекс подоб-
ных импульсов к действию, которые можно назвать интересами, играет
очень большую роль в установлении социального равновесия.
Экономический феномен. Значительная часть исследований упомянутого
комплекса осуществляется экономической наукой. В ее область нам
пришлось бы делать экскурс, если бы в этой науке уже не было важных
работ, на которые достаточно будет сослаться; теперь же мы ограничим-
ся краткими сведениями об ее отношениях с остальными частями
социологии.
Чистая экономическая теория. Как чистое право получает свои выводы
из некоторых принципов, так и чистая экономическая теория получает
300 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ их из некоторых гипотез; и та, и другая науки распространяют свои след-
ствия на конкретные феномены, поскольку они играют решающую роль
в подтверждении выдвинутых гипотез.
Допустим, что есть некоторые существа с аппетитами или вкусами, кото-
рые стремятся их удовлетворять и при этом встречаются с определенны-
ми препятствиями. Что произойдет? Чистая экономическая теория дает
ответы на этот вопрос. Это очень обширная область знаний ввиду нема-
лых различий вкусов и необычайно большого разнообразия препятствий.
Результаты, которых она достигает, составляют неотъемлемую часть со-
циологии, являющуюся для нее достаточно значимой. Но это только
часть, которая в определенных случаях может оказаться и небольшой,
ничтожной и которая, по крайней мере, должна сочетаться с другими
частями, чтобы представить конкретные феномены.
Прикладная экономика. От рациональной механики совершается переход
к прикладной механике, путем включения в рассмотрение конкретных
феноменов. Точно так же переходят от чистой экономической теории
к прикладной экономике. Например, рациональная механика дает тео-
рию идеального рычага; прикладная механика учит тому, как создать
конкретный рычаг; чистая экономическая теория позволяет узнать
функции денег в экономике; прикладная экономика дает сведения о су-
ществующих и ранее существовавших денежных системах, об их транс-
формациях и т. д. Таким образом, мы ближе подходим к конкретному
феномену, но еще не достигаем его. Прикладная механика учит тому,
как работают отдельные механизмы паровой машины, но именно в тер-
модинамике надлежит объяснить, каким образом она функционирует;
после этого нам следует перейти к другим аспектам ее рассмотрения,
включая и экономические, прежде чем принять решение о выборе кон-
кретной машины, необходимой для использования в качестве двигателя.
Прикладная экономика дает обширные сведения о характере денежных
систем, об их истории, но чтобы знать, как они действовали и почему они
существовали, необходимо принять во внимание и другие сведения.
Мы не намерены углубляться в геологию и металлургию, которые долж-
ны просветить нас на предмет того, каким образом были добыты цветные
металлы. Однако если мы ограничимся рассмотрением только социаль-
ных сил, нам еще останется установить, как и почему одни правительства
производят эмиссию необеспеченных денег, тогда как другие правитель-
ства этого не делают; как и почему в настоящее время сосуществуют мо-
нометаллизм твердых английских золотых денег, биметаллизм слабых
французских денег, монометаллизм китайских серебряных денег, обра-
щение бумажных денег в Италии и в иных странах; почему некоторые
теории денег рождаются, умирают, вновь рождаются и т. д., пребывая
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 301 в вечном движении. Заметим, что мы намеренно выбрали именно тот фе-
номен, в котором превалирует экономическая сторона; в иных случаях
дистанция между теорией и практикой оказывается большей. Чистая
экономическая теория объясняет нам, что таможенный протекционизм
порождает такой «непосредственный» его результат (опасайтесь введе-
ния таких ограждающих мер), как разрушение богатств. Прикладная эко-
номика такой вывод подтверждает, но ни та, ни другая область знаний
не смогут сообщить, почему сосуществуют английская система свобод-
ной торговли, американский и германский протекционизм, всевозмож-
ные другие разновидности протекционизма, отличающиеся по интен-
сивности и способам осуществления. Более того, мы, к сожалению,
не узнаем, отчего английское процветание прирастало при свободном
обмене, тогда как германское развилось при протекционизме (см. § 938
и последующие).
Люди, которые, с одной стороны, слышали об экономических теориях,
доказывающих, что протекционизм имеет своим результатом разруше-
ние богатств, а с другой — видели процветание некоторых стран, где дей-
ствовал протекционизм, не могли разобраться, в чем дело. Поскольку
они не знали реальных причин данного противоречия, они измышляли
его мнимые причины. Некоторые называли экономические теории оши-
бочными, хотя даже не могли толком их понять; кое-кто шел дальше
и высказывал мнение, что напрасна и ошибочна любая социальная тео-
рия, …за исключением его собственной; кое-кто копировал Дон Кихота,
который мог приготовить бальзам, превосходный для заживления ран
рыцарей, но вредный для оруженосцев, и извлекал на свет какую-нибудь
национальную экономию, удобную для него и для его друзей. Некоторые,
кому не удавалось понять смысл того, что было в действительности, фан-
тазировали о том, что должно было бы существовать; некоторые покида-
ли ненадежную экономическую почву и уходили в этику и метафизику;
некоторые блуждали различными иными тропами, но все они были оди-
наково далеки от единственного пути, ведущего к цели, т. е. от экспери-
ментального исследования социальных феноменов, влияющих на эконо-
мический феномен и вызывающих его изменение.
Путь, который, по крайней мере отчасти, был проложен классическими
экономистами, можно обрисовать в нескольких словах, сказав, что их
познание было нацелено на изучение не только того, что есть, но и того,
что должно быть: объективное изучение фактов они отчасти подменяли
проповедями и наставлениями. Такая деятельность приводила к отходу
в сторону религии, вместо того чтобы оставаться исключительно в экспе-
риментальной области. Для первых экономистов это было простительно:
во времена Адама Смита и Ж. Б. Сея трудно было действовать иначе.
302 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Тогда казалось, что вся цивилизация претерпевает материальное и ин-
теллектуальное обновление: в прошлом были нищета, невежество, пред-
рассудки; в будущем должны прийти процветание, знание, рациональные
действия. Новая религия очаровывала людей, овладевала их умами: святое
Научное Знание ввергало в адскую пучину нелогические действия, остав-
ляя на Олимпе место только для логики и святейшего Разума. К таким мо-
тивам общего характера у других исследователей были добавлены частные
мотивы. Поскольку экономическая наука в один миг сделала гигантский
шаг, сравнимый с теми, что были сделаны физикой и химией, представля-
лось естественным, что аналогия непременно должна иметь продолжение.
Представлялось, что только невежество могло позволить сохранять старые
экономические, физические и химические фантазии перед лицом появле-
ния новых теорий; что прежние экономические учения должны были ис-
чезнуть перед лицом новых, так же как теория флогистона исчезла при по-
явлении соответствующих теорий. Поэтому основная задача экономистов
состояла в том, чтобы рассеивать такое невежество, раскрывая и пропове-
дуя истину. Такая точка зрения вроде бы получила великолепное экспери-
ментальное подтверждение в блестящих успехах Лиги Кобдена. Тогда
можно было бы сказать, что сделанные предвидения подтверждаются:
мудрое красноречие Кобдена и его друзей рассеяло мрак невежества, по-
бедило и полностью разгромило протекционизм и утвердило свободный
обмен в торговле, в результате чего Англия получила затем невероятное
процветание. Казалось, повсюду, где возникали лиги, взявшие за образец
Лигу Кобдена, весь экономический строй должен был обновиться в на-
правлении, желательном для экономистов <выступавших за свободу тор- говых обменов>. Однако ни одна из этих лиг не добилась результатов, даже
отдаленно напоминающих достижения Лиги Кобдена. Немного позже
этот факт надеялись объяснить трудностями, возникающими в ходе про-
свещения невежественных людей; но сейчас такое объяснение больше
не проходит; в самом деле, стало ясно, что эти невежды не учатся, посколь-
ку не хотят учиться. Обвиняли также политиканов, коварным образом
вводящих людей в заблуждение; это в значительной мере отвечает фактам.
Однако осталось объяснить, как и почему политиканы обрели такое влия-
ние; в этом как раз и заключается социологическая проблема, доминирую-
щая в экономической проблеме.
Классические экономисты думали над тем, что должно было быть, они
определяли это с помощью логики и нескольких принципов, и поскольку
логика и эти принципы считались применимыми повсюду на земном ша-
ре, они находили законы, которые имели столь же широкую сферу дейст-
вия. Однако поскольку их выводы расходились с фактами, следовало
отыскать ошибку. Обычно полагали, что ее надо искать в исходных по-
сылках и в теоретических выкладках; и то, и другое объявлялось
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 303 ошибочным, тогда как они просто были неполными; их пожелали полно-
стью отвергнуть, в то время как их следовало только дополнить.
Вообразим себе геометра, который открывает теорему о квадрате гипоте-
нузы. Он по праву делает вывод, что прямоугольный треугольник с кате-
тами длиной в три и четыре метра будет иметь гипотенузу длиной
в пять метров. Затем он желает проверить на практике полученные теоре-
тические результаты и говорит: «Как бы ни предполагалось измерять три
стороны такого треугольника, всегда будут получаться упомянутые значе-
ния». В Париже один наблюдатель решает проверить это. Он берет шпагат
и, не натянув его должным образом, измеряет два катета, из которых один
по длине оказывается равным трем метрам, другой — четырем метрам. За-
тем он изо всех сил натягивает шпагат и обнаруживает, что гипотенуза со-
ставляет 4,60 метра. В Лондоне второй наблюдатель поступает способом
обратным по отношению к действиям первого и обнаруживает, что при ка-
тетах три и четыре метра гипотенуза имеет длину 5,40 метра. Результаты
теории здесь не совпадают с фактами; чтобы такое соответствие восстано-
вить, надо просто дополнить геометрическую теорию рассмотрением спо-
собов измерения длины отрезков прямых линий. Такое рассмотрение смо-
жет привести к появлению различных теорий, которые вместе с геометри-
ческой теорией позволят объяснять и предвидеть факты, подобные тем,
что отмечались в Париже и Лондоне.
Напротив, неожиданно появляются некие персоны, которые для восста-
новления соответствия фактам решительно отрицают существование гео-
метрии, отвергают теорему о квадрате гипотенузы, поскольку она была по-
лучена при «злоупотреблении» дедуктивным методом и без должного учета
этики, имеющей для людей такое большое значение. Соответственно, да-
же если они признают возможное наличие подобной теоремы, они отри-
цают, что она остается одной и той же в Париже и Лондоне; они провозгла-
шают, что намерены заменить «универсальную» геометрию на всевозмож-
ные «национальные» геометрии, которые отличаются по странам; они
заключают, что, вместо того чтобы заниматься геометрической теорией,
следует просто писать «историю» всех практических измерений прямо-
угольных треугольников. Если какой-то мальчишка, измеряя стороны од-
ного такого треугольника, вытрет нос и ошибется в подсчете сантиметров,
они сразу начнут писать трактаты об «этике» вытирания носа, сообщая
о том, какой цвет, рыжий