Компендиум по общей социологии
правление, подданным живется плохо или хорошо.
Те общности, которые страдают по вине одной из своих частей, обозна-
чаются более или менее произвольно. Простая и даже случайная компа-
ния нехороших людей могла бы нанести им вред. В экспериментальной
области аналогичные вещи также можно встретить во многих случаях;
например, тот, кто неосторожно действует на пороховом складе, может
вызвать гибель всех, кто в нем находится. Полагают, что подобное явле-
ние происходит и в иных случаях, когда уже нет возможности дать экспе-
риментальное подтверждение. Диагор находился на корабле во время
шторма и был обвинен его спутниками в том, что он стал причиной об-
щего несчастья. В ответ он указал на другие корабли, которые шли тем
же курсом и также были в опасности из-за бури, и спросил у своих обви-
нителей: «Неужели они считают, что и в тех кораблях везут по Диаго-
ру?»67. Ответ, убедительный для многих, на самом деле не столь убедите-
лен. Если атеизм Диагора мог повредить его попутчикам, то в равной
мере приемлемым окажется мнение, что он нанес вред и всем тем, кто
плыли и на других кораблях близко от него. Это лишь вопрос о большем
или меньшем вреде, о расширении или сужении пространства, на кото-
рое повлияло навлекавшее шторм святотатство Диагора.
Зависть богов (jqonoV qewn) не дозволяла человеку быть счастливым в те-
чение всей жизни и распространялась как на его потомство, так и на его
общность. Странно, что Плутарх68, осуждающий Геродота за веру в нали-
чие такой зависти, сам затем приводит пример из жизни Эмилия Павла69.
Здесь, так же как и в других сходных случаях, воздействуют остатки клас-
са II. Эмилий Павел и его дети рассматриваются им как единый агрегат,
который не должен быть счастлив во всем и потому одну из его частей по-
разил удар судьбы. 67 Cicerone. De natura deorum. III. 37. [Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты.
М.: Наука, 1985. С. 188.]
68 Plutarco. De Herodoti malignitate. XV // Plutarchi Eiusdem scripta moralia / Ed. by
F. Dübner. P.: Didot, 1868. P. 853.
69 Plutarco. Aemilius Paulus // Plutarch. Les vies des hommes illustres. 3-e éd. P., 1880. 36.
[Плутарх. Эмилий Павел // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. Т. 1.
СПб.: Кристалл, 2001. С. 458–459.]
292 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Современные теоретики порицают древние предрассудки, согласно ко-
торым пороки и прегрешения отца негативно влияли на сына. Они не за-
мечают, что в нашем обществе проявляется феномен, близкий к этим
предрассудкам в том смысле, что теперь стали полагать, что пороки отца
позволяют освобождать сына от вины. Для современного преступника
залогом удачи становится наличие среди своих предков или родственни-
ков уголовника, сумасшедшего или алкоголика, поскольку это обеспе-
чивает бо´льшую снисходительность к нему на судебном процессе и по-
рой даже освобождает от наказания. Метафизическое доказательство,
при помощи которого сын осуждался за плохие деяния своего отца, со-
храняет силу, так же как принимается доказательство, благодаря которо-
му по тем же причинам виновного оправдывают или почти оправдывают.
Но сегодня еще один способ позволяет спасти его от тюрьмы: «вина»
за преступные действия перекладывается с преступника на «общество»,
поскольку считается, что оно не позаботилось о том, чтобы сделать его
счастливым. Связанные с этой практикой издержки оплачиваются за-
тем уже не обществом, а одной из его частей, избранной случайным об-
разом, т. е. несчастными жертвами преступлений, о которых никто
не беспокоится.
Концепцию солидарности, на основании которой хорошие люди разде-
ляют кару, которую навлекают плохие люди, также можно обнаружить
в истории начиная с древних времен. Она стала затем основной концеп-
цией католицизма. Брунетьер, чтобы конкурировать с поборниками со-
лидарности и с социалистами, часто настаивает на этом пункте.
B3. Счастье и несчастье выносят за пределы реального мира. С точки зре-
ния формальной логики такие решения неоспоримы. Как мы говорили
и не раз повторяли, экспериментальная наука не может заниматься тем,
что выходит за границы экспериментальной области; на ее границах
оканчивается ее компетенция.
Именно здесь мы напомним, почему чисто экспериментальный матери-
ал не может выступать обоснованием утверждения, согласно которому
сверхъестественные кары и награды были выдуманы теми, кто хотел
их использовать для обуздания людей. Идея о существовании таких кар
и наград появилась независимо от какого-либо заранее имевшегося на-
мерения. Они являются частью тех остатков сохранения агрегатов, бла-
годаря которым считается, что человеческая личность остается жить по-
сле смерти индивидуума. Затем их стали использовать в собственных
интересах люди практики, как они пользовались иными распростра-
ненными в обществе чувствами. Теоретики также их использовали при
решении своих проблем, выражая их в литературных, метафизических,
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 293 псевдонаучных формах, но они оформляли уже имевшийся материал, а не изобретали его, чтобы воспользоваться в собственных целях, подоб- но практикам.
В других сходных интерпретациях вместо того, чтобы отбросить следст-
вия, полученные от действия в воображаемом мире, ограничиваются пе-
ренесением их в область возможного. Например, говорят: «Некто счаст-
лив, но он мог бы быть еще счастливее; кто-то другой несчастлив, но так
он, возможно, избежал еще большего несчастья». Возможное — это не-
определенная область, и таким способом можно доказывать все, что
угодно. Во все времена с помощью такой аргументации создавались
изящные риторические построения.
В подобном сочинительстве нет недостатка и в наше время. Когда ярым
борцам с алкоголизмом приводят примеры людей, которые потребляли
вина и иные алкогольные напитки и все-таки сохранили до преклонного
возраста и здоровье, и интеллект, они отвечают: «Если бы эти люди воз-
держивались от спиртного, то прожили бы еще дольше и имели бы еще
больше физических и интеллектуальных сил». Один такой индивид
из числа «добродетельных доминиканцев» в ходе конференции заявил:
«Ссылаются на выдающихся государственных деятелей, которые не от-
личались святостью; на замечательных полководцев, которые не прояв-
ляли целомудрия; допустим, это так, но если бы они обладали целомуд-
рием, то достигли бы еще большего». Кто прибегает к подобному пусто-
словию, забывает о том, что задача представить доказательства по праву
ложится на того, кто высказал такое утверждение, и что, уповая на воз-
можное, легко допустить ошибку.
B4. Не удается подобрать интерпретацию: пути Господни неисповедимы.
Можно просто утверждать, что нельзя знать, почему некоторое действие
приводит к определенным последствиям, и не беспокоиться о том,
«справедливы» они или «несправедливы». Таков, пожалуй, вывод, сде-
ланный в Книге Иова, и такова, согласно Маймониду70, доктрина ашари-
тов*. Тому, кто ничего не утверждает, нечем возразить. Так, ничем нельзя
возразить на высказывание того, кто признает, что не ведает путей Гос-
подних, лишь бы его высказывания не нарушали логики. Часто, однако,
она не соблюдается. Автор начинает демонстрировать свое прекрасное
знание «путей Господних», и только когда выдвинутые возражения 70 Maimonidem. Le guide de égarés / Trad. di S. Munk. P., 1856.
- Последователей арабского богослова Ашари (873/874–935/941), основателя му-
сульманской ортодоксальной теологии.
294 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ загоняют его в угол, он изрекает, что пути эти неисповедимы. Типичный
пример тому дан в рассуждениях св. Августина71, такого рода примеры
нередко встречаются у теологов и у иных мыслителей.
Тот, кто утверждает, что не знает, на знание чего он претендует, обычно
не замечает противоречия, поскольку здесь господствует чувство. Он,
в сущности, рассуждает так: «А непременно есть В». Если этого не наблю-
дается, я не могу сказать, почему это так, но от этого не слабеет моя вера
в то, что «А — это непременно В». При такой форме высказываний экспе-
риментальная наука не может ничего поколебать, поскольку при нали-
чии веры ее ничто не способно разрушить. Однако часто форма, по край-
ней мере имплицитно, оказывается иной и приближается к следующему
типу: «А есть В. Если такое отношение фиксируется при наблюдении,
то само наблюдение — иллюзия, поскольку в реальности, каким-то неве-
домым мне образом, А есть В». Здесь А и В лежат в плоскости опыта;
и приведенное высказывание входит в логико-экспериментальную об-
ласть. Логико-экспериментальная наука не позволяет принимать, что А
есть В, если наблюдение показывает, что А не есть В; и не имеет значения,
может или не может кто-то определить причину этого факта.
И в этом случае вовсе не теоретиками были изобретены эти неисповеди-
мые «пути Господни». Они обнаружили среди масс это чувство, связан-
ное с остатками класса II, и поскольку эти остатки оказались сильными,
своим манифестациям они придали им подходящие формы.
Очень близким к решениям данного рода оказывается метафизическое
решение, например категорический императив Канта, который выдвига-
ет концепцию долга и при этом не говорит, что случится с теми, кто отка-
жется исполнить этот долг и будет над ним смеяться. Здесь нет недостат-
ка в обычных противоречиях, потому что при этом утверждается все, что
автору хотелось бы навязать другим, и умалчивается все, что может стать
ответом на возражения. Форма рассуждений в этом случае такая: «Надо
сделать А, поскольку оно является следствием В». — «Но почему тогда
следует сделать В?» — «Потому, что оно является следствием C». И т. д.
вплоть до вопроса: «Почему следует сделать P?». Тогда отвечают, приводя
какой-нибудь категорический императив. Этими метафизическими ре-
шениями обычно пользуются теоретики. Людей практического склада
и простонародье данные решения интересуют мало. 71 Augustin A. Contra adversarios iegis et profetarum. I. 21. 45; De civitate dei. XX. 2.
[Августин Бл. Аврелий. О граде Божием. В 22 кн. М.: Издательство Спасо-Преоб-
раженского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. Кн. 18–22. С. 165–166.]
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 295
C. Абсолютное отвержение. Пессимизм. Эти решения малозначимы в от-
ношении социального равновесия, поскольку они никогда не имеют по-
пулярности в массах и распространены только среди литераторов и фи-
лософов. Они важны как проявления психического состояния некото-
рых индивидов. В моменты отчаяния и уныния многие люди повторяют
изречение Брута: «Добродетель, ты всего лишь имя». Многие люди с вос-
торгом читают пессимистические произведения Леопарди, так же как
многим нравится слушать прекрасную трагедию, но это не оказывает су-
щественного влияния на их действия.
Часто пессимизм рождает стремление к наслаждению материальными
благами. Многие литераторы высказывают идею: «Мы радуемся благам
жизни, пока живы; после смерти не будет никаких радостей». В России
с окончанием войны с Японией возникло мощное революционное дви-
жение; люди преисполнились светлых надежд на прекрасное будущее.
Революция подавлена, надежды исчезли. Наступила пора уныния с тен-
денцией предаваться материальным наслаждениям.
D. Условное отвержение. Две различные ситуации, имеющие некоторые
общие черты. Если читатель внимательно знакомился с приведенными
фактами, к которым можно было бы добавить множество иных, то он уже
отметил для себя научное решение проблем, поставленных в § 712 и 728.
Что касается первой проблемы, то строгое следование существующим
в коллективе нормам имеет некоторые следствия, благоприятные для
коллектива, для действующего индивида или для индивида и для коллек-
тива одновременно, а также и неблагоприятные для них (см. § 866 и да-
лее). Обычно первые более существенны, чем вторые. Те и другие могут
быть познаны только путем изучения для каждого отдельно взятого слу-
чая. Что касается второй проблемы, то отчасти хорошо, что имеется вера,
что следование существующим в коллективе нормам всегда благоприят-
но для индивида и для коллектива, ибо благодаря этому они не впадают
в сомнения и не оспоривают такие нормы. Правда, отчасти это может
оказаться для индивида вредным, но обычно полезные эффекты превос-
ходят эффекты вредные. Для того чтобы знать об их соотношении, необ-
ходимо проводить анализ в каждом конкретном случае.
Возвращаясь к общим проблемам,