Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
поставленным в § 712, мы можем
дословно повторить все, что было сказано раньше, заменяя только суще-
ствующие в коллективе остатки и их следствия на нормы. Далее нам сле-
дует обратить внимание на иные решения по данным проблемам, кото-
рые дают теологи и метафизики. Что касается первой проблемы, то тео-
логии религий, именуемых позитивными, а также метафизика приходят
к тому, что действия в согласии с имеющимися остатками приемлемы,
что в соответствии с получаемыми на их основе следствиями они могут
296 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ дать только «хорошие, правильные и полезные» результаты. Напротив,
в теологиях святого Разума и Прогресса утверждается, что действия со-
гласно остаткам, которые они считают «предрассудками», а также их
следствия могут привести только к «плохим и пагубным» результатам.
Логико-экспериментальная наука обычно не принимает ни те, ни другие
догматические утверждения, она всякий раз проводит проверку посред-
ством опыта — единственного, что позволяет узнать о пользе и о вреде
определенных способов поведения.
  • Проведенное исследование дает нам хороший пример эксперименталь-
    ной скудости некоторых доктрин, отличающихся большой социальной
    полезностью. Более двух тысячелетий моралисты изучают связь между
    строгим соблюдением норм морали и последующим счастьем или несча-
    стьем для индивидов и для общностей. Однако они не смогли, мы
    уж не говорим — найти отвечающую фактам теорию, но хотя бы четко
    дать самые общие положения в терминах, не выводящих за пределы экс-
    периментального мира. Они до бесконечности повторяют одно и то же;
    некоторая теория исчезает, затем она возрождается, снова исчезает, и эта
    череда не имеет ни перерывов, ни окончания (см. § 258). Также и сегодня
    как историки, так и представители других социальных наук, когда они
    намереваются оценить действия людей в соответствии с «моралью»,
    то при этом воздерживаются от того, чтобы сказать (что как раз было
    бы необходимо), какого решения по упомянутым выше проблемам они
    придерживаются. Они имплицитно имеют в виду какое-то решение, за-
    вуалироанное чувствами, что позволяет его менять, когда это им удобно,
    и часто последовательно используют два или более противоречащих друг
    другу решения. Нетрудно понять, насколько малую логико-эксперимен-
    тальную ценность будут иметь выводы, полученные таким путем от явно
    не высказанных, неопределенных, нечетких, туманных посылок. Такие
    выводы принимаются благодаря их соответствию чувствам, а не по ка-
    ким-либо иным причинам. Полемика вокруг них — всего лишь слово-
    прения. Если мы сравним этику Аристотеля с современными видами
    этики, то сразу окажется, что отличия между ними несравнимо меньшие,
    чем отличия между физикой Аристотеля и современной физикой. Поче-
    му это так? Вовсе не из-за различной широты ума людей, занимающихся
    естественными науками, и людей, занимающихся этикой, поскольку
    часто один и тот же автор, например Аристотель, работал и в той, и в дру-
    гой области знания. Это не объясняется различной степенью сложности
    исследований, тем, что физика, химия, биология и иные естественные
    науки более просты для исследования, чем этика. Сократ, правда, рас-
    сматривал этику как более сложную дисциплину, и такое наблюдение
    верное, если рассуждения основаны на чувстве. Чем объясняется то, что
    физика, химия и иные подобные им науки до XV в. не прогрессировали
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 297 в большей мере, чем этика? Почему до этих времен не работала гипотеза
    о большей простоте их изучения? Они были на одном уровне с этикой,
    если даже не шли позади нее, пока в них использовался тот же, что
    и в этике, теологический и метафизический метод, или метод чувствен-
    ного познания. Они вырвались вперед и стали быстро прогрессировать,
    как только отбросили такие методы и перешли к использованию экспе-
    риментального метода. С чем связано отличие в методах? Может быть,
    это дело случая; но тогда почему в течение многих лет подобное состоя-
    ние сохраняется и продолжается? Афиняне были настроены в равной ме-
    ре против Анаксагора, который говорил, что Солнце — это раскаленный
    камень, и против Сократа, исповедовавшего не вполне приемлемую для
    них мораль; в более близкие к нам времена равным образом осуждались
    и «ошибки» Коперника, воспроизведенные Галилеем, и моральные
    «ошибки» еретиков. Почему теперь предоставлена свобода в отношении
    первых «ошибок», тогда как вторые осуждаются, по крайней мере обще-
    ственным мнением, а отчасти и официальными властями? Очевидно, что
    такие различные эффекты выступают показателем действия также раз-
    личных сил. Среди них в первую очередь выявляется полезность экспе-
    риментальных исследований, признаваемая и принимаемая даже про-
    стыми, необразованными людьми, между тем как в этике исследования
    почти всегда меняли жизнь к худшему, разрушали основы социальной
    жизни. Следовательно, мы имеем доказательство и контрдоказательство
    тех последствий, которые возникают, когда экспериментальная истин-
    ность и социальная полезность совпадают либо расходятся.
  • Распространение остатков. Если у определенных индивидов, входящих
    в общность, изменяются некоторые остатки, то это изменение может
    распространяться в ней непосредственно, путем имитации. Но такой
    случай трудно отличить от другого, когда распространение осуществля-
    ется косвенным образом при изменении определенных обстоятельств,
    которые вызывают изменения остатков вначале у некоторых индивидов,
    а затем постепенно меняют их и у других людей. Нетрудно, однако, при-
    знать, что второй случай встречается чаще первого, поскольку изменения
    остатков сочетаются с изменением экономических, политических и иных
    обстоятельств.
  • Распространение дериваций. Здесь происходит нечто аналогичное. По-
    скольку остатки являются одним из тех основных факторов, которые оп-
    ределяют деривации, возможны три случая: распространение посредст-
    вом имитации или иным прямым путем; распространение через измене-
    ние остатков, соответствующих деривациям; распространение благодаря
    иным обстоятельствам, которые воздействуют на общности.
    298 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Следует учесть, что один и тот же остаток А может иметь много дери- ваций S, S¢, S ¢¢ (см. § 838) и выбор между ними может совершаться в силу
    разных причин, порой весьма ничтожных, таких, как каприз, мода и т. д.
    Это относится и к разным манифестациям определенных остатков
    и чувств. Например, известно, что временами входит в моду некоторая
    форма самоубийства, в которой проявляется чувство усталости от жизни.
  • Отсюда следует, и в этом проявляется принципиальное отличие дерива-
    ций от остатков, что имитация играет значительную роль в распростране-
    нии форм дериваций и некоторых иных манифестаций остатков. Все, кто
    говорят на одном и том же языке, выражают одни и те же чувства в основ-
    ном посредством близких понятий. Также и все, кто живут в некоторой
    общей среде и подвергаются ее многочисленным воздействиям, склонны
    проявлять одинаковые чувства в основном в сходных формах. Сходство
    распространяется на деривации и манифестации различных остатков.
    Допустим что остатку А соответствуют деривации S, S¢, S ¢¢; остатку В —
    деривации Т, T ¢, T ¢¢; остатку С — деривации U, U¢, U ¢¢ и т. д. Кроме того,
    предположим, что S, T, U в каком-то отношении являются близкими,
    имеют общую природу, что точно так же обстоит с S¢, T ¢, U¢; равным обра-
    зом — с S ¢¢, T ¢¢, U ¢¢ и т. д. Если оказывается, что благодаря некоторым об-
    стоятельствам, пусть даже и незначительным, будет выбрано S для прояв-
    ления действия остатка A, то с огромной легкостью для проявления B бу-
    дет выбрано T, а чтобы проявить C, будет выбрано U и т. д. Это будут
    всевозможные термины из серий, подобных S, T, U. При иных обстоя-
    тельствах, в иное время будут выбраны термины из серии, подобной S¢,
    T ¢, U¢; то же самое для других серий. Именно это наблюдается в действи-
    тельности: в одно время в моде теологические деривации S, T, U, в другое
    они сменяются на метафизические деривации S¢, T ¢, U¢; порой, но не час-
    то, использовалась серия позитивистских дериваций, или серия дерива-
    ций дарвинизма, посредством которых объяснялись всевозможные фе-
    номены. Вдобавок к ним использовались некоторые иные деривации.
    Конкретные феномены являются комплексными; в них более или менее
    большое место занимает имитация, но фигурируют все же и многие об-
    стоятельства (см. § 665).
    Марксизм дал бесчисленное множество дериваций, подобных S ¢¢, T ¢¢,
    U ¢¢. В них всякий социальный феномен объяснялся «капитализмом».
    Здесь имитация очевидна. Эти деривации выражают некоторые остатки,
    каковые зависят в первую очередь от экономических и социальных об-
    стоятельств; но их могли бы выражать так же хорошо и другие деривации,
    и выбор S ¢¢, T ¢¢, U ¢¢ производится главным образом путем имитации.
  • Это следует учитывать при попытке перейти от дериваций к остаткам.
    Имеются большие социальные течения, вызывающие общие изменения
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 299 в деривациях, между тем как остатки остаются прежними. Мы дали мно-
    го примеров проявления такого феномена. В один век это могут быть де-
    ривации S, T, U; в другой — деривации S¢, T ¢, U¢. С виду представляется,
    что между ними существует большое различие, между тем как, по сущест-
    ву, в разные времена одинаковые или почти одинаковые остатки прояв-
    ляют себя в различных формах.
  • Такие феномены — лишь частный случай других, более общих феноме-
    нов, которые отмечаются, когда религиозные, этические, метафизиче-
    ские, мифологические деривации адаптируются к жизненным обстоя-
    тельствам. Теории не могут быть полностью оторванными от практики;
    необходимо определенное прилаживание их друг к другу, которе осуще-
    ствляется через последовательность действий и реакций. Как мы видели,
    вопреки общему мнению большинства моралистов, литераторов, псев-
    доученых, влияние со стороны практики на теории в социальной области
    оказывается намного сильнее, чем влияние теорий на практику: не прак-
    тика подстраивается к теориям, скорее, имеет место обратное. Следует
    подчеркнуть, что мы не отрицаем, о чем не раз говорили, что имеется воз-
    действие теорий на практику; мы утверждаем, и это совсем не одно
    и то же, что оно обычно гораздо меньше, чем воздействие практики на
    теории. Следовательно, рассмотрение воздействий практики на теории
    дает нам первое приближение к конкретному феномену, чего, напротив,
    нельзя сказать о рассмотрении влияния теорий на практику. Отсюда, как
    следствие, видна бесполезность многих работ, посвященных изучению
    политических и социальных феноменов, а также некоторых трудов, от-
    носящихся к области экономики.
  • Интересы. Индивиды и коллективы побуждаются инстинктом и разумом
    к овладению материальными благами, полезными или только приятны-
    ми в их жизни, стремятся завоевать признание и славу. Комплекс подоб-
    ных импульсов к действию, которые можно назвать интересами, играет
    очень большую роль в установлении социального равновесия.
  • Экономический феномен. Значительная часть исследований упомянутого
    комплекса осуществляется экономической наукой. В ее область нам
    пришлось бы делать экскурс, если бы в этой науке уже не было важных
    работ, на которые достаточно будет сослаться; теперь же мы ограничим-
    ся краткими сведениями об ее отношениях с остальными частями
    социологии.
  • Чистая экономическая теория. Как чистое право получает свои выводы
    из некоторых принципов, так и чистая экономическая теория получает
    300 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ их из некоторых гипотез; и та, и другая науки распространяют свои след-
    ствия на конкретные феномены, поскольку они играют решающую роль
    в подтверждении выдвинутых гипотез.
  • Допустим, что есть некоторые существа с аппетитами или вкусами, кото-
    рые стремятся их удовлетворять и при этом встречаются с определенны-
    ми препятствиями. Что произойдет? Чистая экономическая теория дает
    ответы на этот вопрос. Это очень обширная область знаний ввиду нема-
    лых различий вкусов и необычайно большого разнообразия препятствий.
    Результаты, которых она достигает, составляют неотъемлемую часть со-
    циологии, являющуюся для нее достаточно значимой. Но это только
    часть, которая в определенных случаях может оказаться и небольшой,
    ничтожной и которая, по крайней мере, должна сочетаться с другими
    частями, чтобы представить конкретные феномены.
  • Прикладная экономика. От рациональной механики совершается переход
    к прикладной механике, путем включения в рассмотрение конкретных
    феноменов. Точно так же переходят от чистой экономической теории
    к прикладной экономике. Например, рациональная механика дает
  • Скачать:TXTPDF

    поставленным в § 712, мы можемдословно повторить все, что было сказано раньше, заменяя только суще-ствующие в коллективе остатки и их следствия на нормы. Далее нам сле-дует обратить внимание на иные