Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
или черный, имели его волосы, и приводя иные
аналогичные сведения. Такова картина, несколько утрированная, многих
работ «исторической школы» в области политической экономии.
  • Эта дисциплина некоторое время имела блестящий успех в силу причин,
    не имеющих отношения к логико-экспериментальной науке. Это была
    304 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ реакция национальных чувств, направленная против космополитиче-
    ских чувств. В целом это было усиление чувств, выраженных остатками
    сохранения агрегатов (класс II), в ответ на подъем чувств, выраженных
    остатками инстинкта комбинаций (класс I). Этическая составляющая
    реакции чувств, выраженных остатками класса II, дала начало катедер-
    социализму, отвечавшему чаяниям некоторых буржуазных национа-
    листов, не желавших переходить к космополитическим доктринам
    Маркса. Но <историческая школа> оказала влияние и на развитие ло-
    гико-экспериментальной науки, хотя она и находилась вне опыта: воз-
    ражая классическим экономистам, ее представители впадали в другую
    ошибку, отличную от ошибки классической экономической теории,
    и в итоге им пришлось признать обе ошибки. Непосредственно, в связи
    с этическими наклонностями этих исследователей их построения были
    в меньшей мере экспериментальным знанием по сравнению с предста-
    вителями классической школы. Но опосредованно, в связи с их упова-
    ниями на историю, их достаточно строгие построения понемногу рас-
    шатывались, выводились за границы опыта и разрастались в сферах
    метафизики.
  • Маркс также считал, что приближается к реальности, когда отверг преж-
    ние теории стоимости и заменил одну распространенную в то время
    и весьма несовершенную теорию стоимости на другую, еще менее со-
    вершенную, которая представляла собой неудачную копию с теории
    стоимости Рикардо, причем значительно ухудшенную. Своей теорией
    прибавочной стоимости он внес в политэкономию этические рассужде-
    ния, которые не имели никакого отношения к делу; его социологиче-
    ская работа оказалась выполненной значительно лучше. Он также спо-
    собствовал слому этико-гуманистического каркаса классической эко-
    номической науки, приспособленного для интересов буржуазии; его
    концепция «классовой борьбы» показала абсолютную необходимость
    добавления новых концепций к тем, которые были представлены в эко-
    номической науке, чтобы ближе подойти к познанию конкретного фено-
    мена. Этика Маркса нисколько не лучше буржуазной этики, просто она
    иная. Этого достаточно для того, чтобы встать на путь признания оши-
    бочности и той, и другой.
  • Во многих других случаях, приводить которые пришлось бы слишком
    долго, также проявлялась необходимость добавления новых подходов
    с тем, чтобы приблизиться к пониманию конкретного феномена. Среди
    таких теорий примечательна одна, рассуждения которой построены на
    неопределенности значения термина «стоимость». Здесь ошибочна
    не столько цель, сколько средство; этот способ является настолько
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 305 опосредованным и направляет на такой окольный, тернистый и обрыви-
    стый путь, что следуя по нему невозможно достичь цели. Это похоже
    на то, как если бы кто-то вздумал начать изучение всей латинской грам-
    матики с союза «et». Все пути ведут в Рим, но этот путь — окольный,
    крайне извилистый и едва ли практически осуществимый.
    Некоторые экономисты, видя, что их наука дает довольно отдаленные
    от реальности результаты, догадываются о необходимости совершенст-
    вовать теорию, но ошибаются при выборе пути к достижению этой цели.
    Они упорствуют в стремлении извлечь все необходимое для того, чтобы
    приблизиться к пониманию конкретного феномена только на основе
    своей науки. Напротив, необходимо прибегать к помощи других наук не
    в связи с частными деталями, а в связи с существом экономической проб-
    лемы. Они пытаются изменять, порой разрушать, вместо того чтобы до-
    бавлять. Поэтому они напоминают белку, крутящую колесо, когда до
    бесконечности твердят о стоимости, капитале, прибыли с капитала и т. д.
    В сотый раз они повторяют вещи, уже давно ставшие банальными, и оты-
    скивают какой-нибудь новый «принцип», чтобы предложить «лучшую»
    экономическую теорию. К несчастью, лишь немногие рассматривали как
    лучшую ту теорию, которая наиболее соответствует фактам. Бо´льшая
    часть их, напротив, стремится понимать под ней ту, которая наилучшим
    образом согласуется с их чувствами. Но даже в случае немногих поиски
    также оказывались тщетными, по крайне мере до настоящего времени.
    Не следует особо торопиться с поиском экономических принципов,
    до тех пор пока наука не окажется более продвинутой, скорее следует со-
    единять результаты экономической науки с результатами других соци-
    альных наук. Многих это не беспокоит, поскольку это долгое и утоми-
    тельное исследование, требующее обширных знаний фактов. Напротив,
    писать всякую ерунду о принципах можно, имея лишь немного вообра-
    жения, бумагу, ручку и чернильницу.
  • Чтобы решать проблемы, подобные поставленным в § 780, помимо эко-
    номического феномена необходимо рассматривать социальный фено-
    мен в целом, поскольку экономический феномен является всего лишь
    частью его. Совокупное состояние страны X можно, очевидно, разложить
    на два: на ее экономическое состояние A и неэкономическое состояние
    B. Допустим, что от экономического состояния A совершился переход
    к состоянию A¢. Достаточно ли знания об этом переходе для того, чтобы
    знать о совокупном состоянии X ¢, которое последует за таким изменени-
    ем, при условии, что A и B не зависят друг от друга, что можно изменять A,
    не изменив при этом B, и наоборот. Если, напротив, это недопустимо,
    то мы не можем согласиться с тем, что для полного знания X ¢ достаточно
    знать A¢: для этого следует также знать и то, чем становится B, т. е. знать
    306 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ B¢, чего нельзя получить, если неизвестен характер взаимосвязи между
    A и B.
    Некоторые экономисты рассуждали не аналитически, но огрубленно
    конкретно, т. е. так, словно A и B являются независимыми, и верили, что
    они могут изучать A, не обращая внимания на B. Этого нельзя вменять
    в вину тем, кто создавал данную науку, потому что необходимо изучать
    проблемы по порядку и обособленное изучение действия со стороны части
    A является необходимым подготовительным этапом к изучению совокуп-
    ного действия A и B. Большая заслуга приверженцев материалистической
    интерпретации истории состоит в том, что они установили зависимость
    между A и B, но они ошиблись, когда представили данную зависимость от-
    ношением, где A выступает причиной B. Также и здесь: перед тем как ис-
    кать реальную форму зависимости между А и В, следовало бы узнать, суще-
    ствует ли она. Теперь, когда прогресс знаний позволил яснее представить
    характер зависимости между A и B, больше не заслуживают снисхождения
    те экономисты, которые упорно стремятся придать ей форму, не соответ-
    ствующую действительности. Здесь мы должны изучать совокупный об-
    щественный феномен в комплексе, т. е. с учетом взаимозависимости
    A и B в ее реальной форме, что мы осуществим в следующей главе.
  • Много было сделано в исследованиях экономического феномена. Полу-
    ченных результатов достаточно для того, чтобы составить представление
    об этой особой части социального феномена, рассматриваемой обособ-
    ленно от других. При использовании того, что было получено экономи-
    ческой наукой, следует элиминировать все, что прямо или косвенно об-
    ращено к этике. Иначе нельзя, поскольку авторы, не рассмотрев особо
    данный вопрос, начинают принимать и использовать неопределенные
    выражения, из которых можно, как мы видели, выводить все, что угодно.
    Таким образом, мы исключим все, что выступает в виде советов, упреков
    и наставлений, позволяющих побуждать людей к некоторым практиче-
    ским действиям, поскольку эти явления не относятся к науке, которую
    мы должны стремиться отделить от всего этого, если не желаем подвер-
    гать себя опасности впасть в грубые ошибки.
  • Неоднородность общества и циркуляция между его различными частями.
    Мы многократно сталкивались с неоднородностью общества и еще оста-
    новимся на ней подробно, когда перейдем к изучению условий социаль-
    ного равновесия. Необходимо, следовательно, наметить путь и предвари-
    тельно рассмотреть обозначенную тему.
    Неоднородность общества и циркуляцию между его различными час-
    тями можно было бы рассматривать обособленно; но поскольку в реаль-
    ности соответствующие феномены соединены, целесообразно изучать
    их совместно, чтобы избежать повторов. Нравится это некоторым
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 307 теоретикам или нет, но фактически человеческое общество не является
    однородным, люди отличаются друг от друга физически, нравственно,
    интеллектуально. Здесь ставится задача изучать реальные феномены, по-
    этому следует учитывать данный факт. Однако надо принимать во вни-
    мание и другой факт: что социальные классы не являются полностью
    изолированными даже там, где существуют касты, и что у современных
    наций цивилизованного мира происходит интенсивная циркуляция ме-
    жду различными классами. Невозможно исследовать всесторонне в пол-
    ном смысле этого слова различия между крайне многочисленными соци-
    альными группами и тем более — все многообразие того, как они соеди-
    няются между собой. Следовательно, как всегда, когда нет возможности
    добиться многого, надо ограничиться немногим и упростить проблему,
    чтобы сделать ее более доступной для обсуждения. Это будет первый шаг
    на пути, по которому смогут пойти другие. В данном случае эта проблема
    анализируется только в связи с социальным равновесием при предельно
    допустимом уменьшении количества групп и видов циркуляции и совме-
    стном рассмотрении тех феноменов, которые проявляются в некоторых
    отношениях аналогичным образом.
  • Элиты и их циркуляция. Начнем с того, что дадим как можно более точное
    теоретическое определение этого феномена, а затем перейдем к практи-
    ческим соображениям, которые позволят внести коррективы в это опре-
    деление первого приближения. Вопрос о том, хороши или плохи, полез-
    ны или вредны, достойны или предосудительны различные характери-
    стики людей, пока не рассматривается. Внимание обращается только
    на степень выраженности различных качеств, т. е. на вопрос о том, слабо,
    средне или сильно они проявляются, или, если сказать точнее, какой по-
    казатель может быть установлен применительно к любому человеку, рас-
    сматриваемому в отношении степени проявления в нем такого качества.
    Итак, предположим, что в любой сфере человеческой деятельности
    каждому индивиду присваивается некий индекс, показатель его способ-
    ностей, наподобие экзаменационных оценок. Например, самому лучше-
    му профессиональному специалисту дается десять баллов; тому, кто
    не сумел найти ни одного клиента, выставляется один балл, чтобы можно
    было выставить ноль баллов тому, кто является полным идиотом. Тому,
    кто сумел заработать миллионы, какими угодно способами, хорошими
    или плохими, дается десять баллов; кто зарабатывает тысячи лир —
    шесть баллов; кто едва не умирает от голода — один балл; кто был поме-
    щен в дом призрения для нищих — ноль баллов. Политически проявив-
    шей себя женщине, которая, как Аспасия при Перикле, Ментенон
    при Людовике XIV, Помпадур при Людовике XV, сумела вызвать к себе
    любовь могущественного человека и приняла участие в управлении госу-
    дарственными делами, можно определить какой-нибудь высокий балл,
    308 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ к примеру, восемь или девять; продажной женщине, которая удовлетво-
    ряла только чувственные потребности этих людей и никак не влияла
    на управление, — ноль баллов. Опытному мошеннику, который обманы-
    вал людей и находил способ избежать уголовного преследования, мож-
    но выставить восемь, девять или десять баллов с учетом количества
    обманутых им простаков и суммы выуженных у них денег. Бедняге, кото-
    рый утащил из трактира столовый прибор и к тому же был сразу пойман
    карабинерами, мы выставим один балл. Такому поэту, как Кардуччи,
    мы поставим восемь или десять баллов, в зависимости от вкусов; а неуме-
    лым рифмоплетам, от которых публика начинает разбегаться, только ус-
    лышав пение их сонетов, — ноль баллов. Для шахматистов можно разра-
    ботать более четкие показатели, связав их с тем, сколько партий и какие
    именно партии они выиграли, и так далее в отношении всех сфер челове-
    ческой деятельности.
    Отметим, что здесь речь идет о фактическом, а не потенциальном со-
    стоянии. Если на экзамене по английскому языку экзаменуемый скажет:
    «Если бы я захотел, то я мог бы прекрасно знать английский язык,
    но я его не знаю, поскольку не было желания его учить», то экзаменатор
    ответит: «Почему он не знает английского языка, это для меня не имеет
    абсолютно никакого значения; он его не знает, и я ставлю ему ноль». Так-
    же и тому, кто скажет: «Этот человек
  • Скачать:TXTPDF

    или черный, имели его волосы, и приводя иныеаналогичные сведения. Такова картина, несколько утрированная, многихработ «исторической школы» в области политической экономии. Эта дисциплина некоторое время имела блестящий успех в силу причин,не