Компендиум по общей социологии
не ворует, и не потому, что
он не смог бы делать этого, а потому, что он человек честный и порядоч-
ный», мы ответим: «Прекрасно, за это мы его похвалим, но как вору
мы ему поставим ноль».
Есть люди, почитающие Наполеона I как бога, и есть ненавидящие
его как последнего злодея. Кто прав? Мы не собираемся решать этот во-
прос, поскольку исходим из совершенно иных оснований. Каким бы че-
ловеком Наполеон I ни был, хорошим или плохим, он, несомненно,
не был глупым человеком и не являлся малозначительной личностью, ка-
кими оказываются миллионы людей. Он обладал исключительными ка-
чествами, и этого достаточно для того, чтобы установить для него высо-
кий балл безо всякого стремления предварительно давать оценку его ка-
чествам в этическом плане или оценивать их социальную полезность.
В данном случае надо обратиться, как обычно, к научному анализу,
при котором выделяются объекты, исследуемые последовательно, один
за другим. При этом всю последовательность данных с непрерывными
вариациями значений потребуется заменить на крупные классы, так же
как выделяют выдержавших и проваливших экзамен или как разделяют
по возрасту детей, молодых, стариков.
Введем класс, в который будут входить те, кто имеют наиболее высо-
кие показатели в своей области деятельности. Назовем его «элитой». При
этом подразумевается, что нет четких границ, отделяющих его от осталь-
ной части населения, как не могут быть четкими границы, отделяющие
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 309 годы юности от зрелых лет. Вопрос о полезности такого подхода здесь не
ставится.
В целях осуществления исследования социального равновесия, которое
будет проведено в следующей главе, выделенный класс следует еще раз
разделить на две части, т. е. на тех, кто прямо или косвенно играют важ-
ную роль в политическом управлении и составляют класс правящей эли-
ты. И на остальных, которые относятся к другой части класса, не являю-
щейся правящей элитой.
Например, знаменитый гроссмейстер явно входит в элиту, но не ме-
нее очевидно, что его заслуги как шахматиста не открывают ему путь
к участию в государственном управлении. Следовательно, если это
не следует из наличия у него иных качеств, то он не принадлежит к классу
правящей элиты. Любовницы абсолютных монархов часто входят в элиту
по причинам красоты своих форм или благодаря своим интеллектуаль-
ным способностям, но только некоторые среди них — те, которые наряду
с этим обладали особым талантом в политике, принимали участие в по-
литическом управлении.
Следовательно, мы имеем две страты, два слоя населения:
1) низшая страта, т. е. класс, не являющийся элитой (здесь его воз-
можное влияние на управление не рассматривается);
2) высшая страта, класс избранных, т. е. элита, состоящая в свою
очередь, из двух частей: правящей элиты и неправящей.
В действительности не существует таких экзаменов, которые определяли
бы любому индивиду его место в этих классах. Люди довольствуются
применением иных методов. Они используют этикетки, или ярлыки,
с помощью которых им более или менее удается осуществить эту цель.
Подобные этикетки существуют также и там, где есть экзамены. Напри-
мер, этикетка «адвокат» обозначает человека, который должен знать
юриспруденцию и часто ее действительно знает, но иной раз среди них
встречаются и не сведущие в праве. Аналогичным образом в правящей
элите имеются свои ярлыки, сообщающие о занятии человеком далеко
не низких политических позиций — к примеру, министры, сенаторы, де-
путаты, начальники департаментов министерств, председатели апелля-
ционных судов, генералы, полковники и т. д. К сожалению, и здесь име-
ются исключения, т. е. те, кто сумели занять эти должности при отсутст-
вии качеств, отвечающих полученному ярлыку.
Таких исключений в этой среде намного больше, чем среди адвокатов,
врачей, инженеров и вообще тех, кто добились богатства благодаря про-
фессиональному мастерству или проявили себя в музыке, литературе
и т. п. Помимо прочего, во всех упомянутых выше областях человече-
ской деятельности отличительный ярлык добывает себе сам претендент
310 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ непосредственно, в то время как в элите часть ярлыков наследуется.
Это относится, например, к ярлыкам, сообщающим о наличии богат-
ства. В былые времена среди части правящей элиты они нередко пере-
давались по наследству, да и сейчас остались наследственные ярлыки
суверенов (монархов). Но если их наследственная передача исчезла
в прямой форме, то она в значительной мере сохранилась в опосредо-
ванных формах. Наследник крупного состояния в некоторых странах
легко назначается сенатором и может обеспечить себе избрание в де-
путаты, заплатив для этого избирателям и манипулируя их действия-
ми. Если необходимо, то для этого он представит себя засучившим ру-
кава демократом, социалистом или анархистом. Богатства, родство
и личные связи помогают также во многих иных случаях; все это по-
зволяет получить ярлык, свидетельствующий о принадлежности
к элите вообще и к классу правящей элиты, в частности, и тому, кто
не должен был бы его иметь.
Там, где социальной единицей является семья, принадлежащий главе се-
мьи ярлык распространяется и на ее членов. Кто в древнем Риме стано-
вился императором, тот, как правило, вводил своих вольноотпущенни-
ков в высший класс, а нередко и в правящую элиту. Впрочем, некоторые
или даже многие из приобщенных к участию в политическом управлении
вольноотпущенников обладали качествами, хорошими или плохими,
благодаря которым они вполне оправдывали свой, полученный от мило-
стей цезаря ярлык. В наших обществах социальной единицей является
индивид, но места, которые индивиды занимают в обществе, приносят
пользу также для их жен, детей, родственников, друзей.
Если бы все девиации от выделенного типа были малосущественными,
ими можно было бы пренебречь, как на практике ими пренебрегают
в случаях, когда для исполнения должностных функций предписывается
наличие диплома. Известно, что некоторые лица, у которых есть диплом,
обладают им незаслуженно, но в конце концов опыт показывает, что
в совокупности это обстоятельство можно не учитывать. Еще можно
было бы, по крайней мере в некоторых отношениях, пренебречь девиа-
циями там, где все остается почти неизменным, т. е. если почти не ме-
няется или вовсе не меняется пропорция между классом в целом
и людьми, обладающими ярлыком, сообщающим о принадлежности
к нему, но не имеющими соответствующих качеств. Напротив, реальные
случаи в наших обществах отличаются от этих двух крайностей. Девиа-
ции слишком распространены, что не позволяет ими пренебречь;
их численность меняется, и отсюда происходит появление феноменов,
которые имеют большое значение для социального равновесия и кото-
рые, следовательно, требуют отдельного изучения. Этому феномену для
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 311 частного случая, когда рассматриваются только две группы — класс из-
бранных (элита) и класс остальных (не элита), можно дать название «цир-
куляция элит».
В заключение следует, во-первых, посмотреть, какова для одной и той
же группы пропорция между ее общей численностью и количеством
тех, кто принадлежат к ней номинально; во-вторых, определить для не-
скольких различных групп, как осуществляется переход из одной груп-
пы в другую, какова интенсивность этого движения, т. е. скорость
циркуляции.
Скорость циркуляции следует рассматривать не только в абсолютном
выражении, но и относительно спроса и предложения определенных эле-
ментов. Например, страна, которая все время пребывает в состоянии ми-
ра, нуждается в малом числе военных в составе правящего класса,
и их производство может оказаться превышающим необходимое. Но ко-
гда страна находится в состоянии длительной войны, требуется много
военных, и если их производство останется на прежнем уровне, что
и раньше, то оно может оказаться недостаточным по сравнению с по-
требностями. Попутно отметим, что такая недостаточность явилась од-
ной из причин разрушения многих аристократий.
Не следует смешивать друг с другом состояние de jure и состояние
de facto. Для социального равновесия важным оказывается только по-
следнее состояние, или почти только оно одно. Имеется множество
примеров тех каст, которые официально считаются закрытыми, но
внутри которых фактически происходят инфильтрации, часто довольно
сильные. В то же время, что толку оттого, что каста официально откры-
та, если отсутствуют фактические условия, которые позволили бы вой-
ти в нее? Если любой, кто оказался богатым, входит в правящий класс,
но никто не в состоянии разбогатеть, то это та же ситуация, как если
бы закон вводил сильные препятствия к вхождению в него. Феномен та-
кого рода отмечен в конце существования Римской империи: кто стано-
вился богатым, тот входил в сословие куриалов, но очень немногие ста-
новились богатыми.
Теоретически можно рассматривать любое количество групп,
но на практике в силу необходимости приходится ограничиваться самы-
ми важными из них. Можно продвинуться вперед через последователь-
ные аппроксимации, переходя от простого к сложному.
Высший класс и низший класс вообще. Самое малое, что можно сделать —
это выделить в обществе две страты: высшую, к которой обычно принад-
лежат правящие, и низшую, к которой относятся управляемые. Этот факт
312 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ настолько очевиден, что во все времена бросается в глаза даже малоопыт-
ному наблюдателю, так же как и факт циркуляции индивидов между дву-
мя стратами. Уже Платон знал о ее существовании и хотел искусственно-
го осуществления ее регуляции. Многие рассуждали о «новых людях»,
о «парвеню», им было посвящено немало литературных изысканий. Те-
перь придадим более строгую форму тому, что ранее рассмотрели бегло.
Уже указывалось (см. § 647 и далее) на отличия в распределении остатков
по разным социальным группам, прежде всего в высшем и в низшем
классе. Такая социальная неоднородность — это факт, к признанию ко-
торого ведет любое в минимальной степени внимательное наблюдение.
Изменения в остатках класса I и класса II, которые совершаются в соци-
альных стратах, необычайно важны в детерминации равновесия. Обы-
денное наблюдение позволяет заметить проявление их в особой форме,
т. е. в виде смены в высшей страте тех чувств, которые называют религи-
озными. Было отмечено, что в одни времена эти чувства ослаблялись,
в другие — усиливались, и эти волны соответствовали значительным со-
циальным изменениям. Можно описать этот феномен в более четкой
форме, сказав, что в высшей страте остатки класса II понемногу ослабе-
вают до тех пор, пока через какое-то время не начинается их нарастание.
Это наступает приток выходцев из низшей страты.
К концу Римской республики высшие классы отличались достаточно
слабыми религиозными чувствами. Они значительно усилились после
вхождения в высшие классы людей из низших классов: чужестранцев,
вольноотпущенников и иных людей из числа тех, кого Римская империя
вбирала в себя. Новый сильный прирост этих чувств имел место во време-
на поздней империи, когда управление перешло к бюрократии, пришед-
шей из низших классов и военного плебса. То было время, когда прева-
лирование остатков класса II проявилось вместе с упадком литературы,
искусства, наук и с нашествием восточных религий, прежде всего
христианства.
Протестантская реформация XVI в., Английская революция времен
Кромвеля и Французская революция 1789 г. — это те большие религиоз-
ные разливы, которые, рождаясь в низших классах, затопляли скепти-
цизм, преобладавший в высших классах. Соединенные Штаты Америки
наших дней, где очень интенсивно движение, поднимающее наверх ин-
дивидов из низших классов, дают нам пример народа, в среде которого
очень сильны остатки класса II. В нем в изобилии рождаются странные
религии, идущие вразрез со всяким научным чувством, что характерно
для «христианской науки»; выдвигаются лицемерные законы, чтобы
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 313 предписать моральные нормы, подобные распространенным в средневе-
ковой Европе.
В высшей страте общества, в его элите номинально присутствуют агрега-
ты, которые порой не определены четко и именуются аристократиями.
В определенных случаях наибольшее количество принадлежащих к та-
ким аристократиям лиц действительно обладают качествами, позволяю-
щими пребывать в них; в других случаях — напротив, имеется значитель-
ное число лиц, не обладающих такими качествами. Они могут быть более
или менее