Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
тео-
рию идеального рычага; прикладная механика учит тому, как создать
конкретный рычаг; чистая экономическая теория позволяет узнать
функции денег в экономике; прикладная экономика дает сведения о су-
ществующих и ранее существовавших денежных системах, об их транс-
формациях и т. д. Таким образом, мы ближе подходим к конкретному
феномену, но еще не достигаем его. Прикладная механика учит тому,
как работают отдельные механизмы паровой машины, но именно в тер-
модинамике надлежит объяснить, каким образом она функционирует;
после этого нам следует перейти к другим аспектам ее рассмотрения,
включая и экономические, прежде чем принять решение о выборе кон-
кретной машины, необходимой для использования в качестве двигателя.
Прикладная экономика дает обширные сведения о характере денежных
систем, об их истории, но чтобы знать, как они действовали и почему они
существовали, необходимо принять во внимание и другие сведения.
Мы не намерены углубляться в геологию и металлургию, которые долж-
ны просветить нас на предмет того, каким образом были добыты цветные
металлы. Однако если мы ограничимся рассмотрением только социаль-
ных сил, нам еще останется установить, как и почему одни правительства
производят эмиссию необеспеченных денег, тогда как другие правитель-
ства этого не делают; как и почему в настоящее время сосуществуют мо-
нометаллизм твердых английских золотых денег, биметаллизм слабых
французских денег, монометаллизм китайских серебряных денег, обра-
щение бумажных денег в Италии и в иных странах; почему некоторые
теории денег рождаются, умирают, вновь рождаются и т. д., пребывая
Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 301 в вечном движении. Заметим, что мы намеренно выбрали именно тот фе-
номен, в котором превалирует экономическая сторона; в иных случаях
дистанция между теорией и практикой оказывается большей. Чистая
экономическая теория объясняет нам, что таможенный протекционизм
порождает такой «непосредственный» его результат (опасайтесь введе-
ния таких ограждающих мер), как разрушение богатств. Прикладная эко-
номика такой вывод подтверждает, но ни та, ни другая область знаний
не смогут сообщить, почему сосуществуют английская система свобод-
ной торговли, американский и германский протекционизм, всевозмож-
ные другие разновидности протекционизма, отличающиеся по интен-
сивности и способам осуществления. Более того, мы, к сожалению,
не узнаем, отчего английское процветание прирастало при свободном
обмене, тогда как германское развилось при протекционизме (см. § 938
и последующие).
  • Люди, которые, с одной стороны, слышали об экономических теориях,
    доказывающих, что протекционизм имеет своим результатом разруше-
    ние богатств, а с другой — видели процветание некоторых стран, где дей-
    ствовал протекционизм, не могли разобраться, в чем дело. Поскольку
    они не знали реальных причин данного противоречия, они измышляли
    его мнимые причины. Некоторые называли экономические теории оши-
    бочными, хотя даже не могли толком их понять; кое-кто шел дальше
    и высказывал мнение, что напрасна и ошибочна любая социальная тео-
    рия, …за исключением его собственной; кое-кто копировал Дон Кихота,
    который мог приготовить бальзам, превосходный для заживления ран
    рыцарей, но вредный для оруженосцев, и извлекал на свет какую-нибудь
    национальную экономию, удобную для него и для его друзей. Некоторые,
    кому не удавалось понять смысл того, что было в действительности, фан-
    тазировали о том, что должно было бы существовать; некоторые покида-
    ли ненадежную экономическую почву и уходили в этику и метафизику;
    некоторые блуждали различными иными тропами, но все они были оди-
    наково далеки от единственного пути, ведущего к цели, т. е. от экспери-
    ментального исследования социальных феноменов, влияющих на эконо-
    мический феномен и вызывающих его изменение.
  • Путь, который, по крайней мере отчасти, был проложен классическими
    экономистами, можно обрисовать в нескольких словах, сказав, что их
    познание было нацелено на изучение не только того, что есть, но и того,
    что должно быть: объективное изучение фактов они отчасти подменяли
    проповедями и наставлениями. Такая деятельность приводила к отходу
    в сторону религии, вместо того чтобы оставаться исключительно в экспе-
    риментальной области. Для первых экономистов это было простительно:
    во времена Адама Смита и Ж. Б. Сея трудно было действовать иначе.
    302 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Тогда казалось, что вся цивилизация претерпевает материальное и ин-
    теллектуальное обновление: в прошлом были нищета, невежество, пред-
    рассудки; в будущем должны прийти процветание, знание, рациональные
    действия. Новая религия очаровывала людей, овладевала их умами: святое
    Научное Знание ввергало в адскую пучину нелогические действия, остав-
    ляя на Олимпе место только для логики и святейшего Разума. К таким мо-
    тивам общего характера у других исследователей были добавлены частные
    мотивы. Поскольку экономическая наука в один миг сделала гигантский
    шаг, сравнимый с теми, что были сделаны физикой и химией, представля-
    лось естественным, что аналогия непременно должна иметь продолжение.
    Представлялось, что только невежество могло позволить сохранять старые
    экономические, физические и химические фантазии перед лицом появле-
    ния новых теорий; что прежние экономические учения должны были ис-
    чезнуть перед лицом новых, так же как теория флогистона исчезла при по-
    явлении соответствующих теорий. Поэтому основная задача экономистов
    состояла в том, чтобы рассеивать такое невежество, раскрывая и пропове-
    дуя истину. Такая точка зрения вроде бы получила великолепное экспери-
    ментальное подтверждение в блестящих успехах Лиги Кобдена. Тогда
    можно было бы сказать, что сделанные предвидения подтверждаются:
    мудрое красноречие Кобдена и его друзей рассеяло мрак невежества, по-
    бедило и полностью разгромило протекционизм и утвердило свободный
    обмен в торговле, в результате чего Англия получила затем невероятное
    процветание. Казалось, повсюду, где возникали лиги, взявшие за образец
    Лигу Кобдена, весь экономический строй должен был обновиться в на-
    правлении, желательном для экономистов <выступавших за свободу тор- говых обменов>. Однако ни одна из этих лиг не добилась результатов, даже
    отдаленно напоминающих достижения Лиги Кобдена. Немного позже
    этот факт надеялись объяснить трудностями, возникающими в ходе про-
    свещения невежественных людей; но сейчас такое объяснение больше
    не проходит; в самом деле, стало ясно, что эти невежды не учатся, посколь-
    ку не хотят учиться. Обвиняли также политиканов, коварным образом
    вводящих людей в заблуждение; это в значительной мере отвечает фактам.
    Однако осталось объяснить, как и почему политиканы обрели такое влия-
    ние; в этом как раз и заключается социологическая проблема, доминирую-
    щая в экономической проблеме.
  • Классические экономисты думали над тем, что должно было быть, они
    определяли это с помощью логики и нескольких принципов, и поскольку
    логика и эти принципы считались применимыми повсюду на земном ша-
    ре, они находили законы, которые имели столь же широкую сферу дейст-
    вия. Однако поскольку их выводы расходились с фактами, следовало
    отыскать ошибку. Обычно полагали, что ее надо искать в исходных по-
    сылках и в теоретических выкладках; и то, и другое объявлялось
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 303 ошибочным, тогда как они просто были неполными; их пожелали полно-
    стью отвергнуть, в то время как их следовало только дополнить.
  • Вообразим себе геометра, который открывает теорему о квадрате гипоте-
    нузы. Он по праву делает вывод, что прямоугольный треугольник с кате-
    тами длиной в три и четыре метра будет иметь гипотенузу длиной
    в пять метров. Затем он желает проверить на практике полученные теоре-
    тические результаты и говорит: «Как бы ни предполагалось измерять три
    стороны такого треугольника, всегда будут получаться упомянутые значе-
    ния». В Париже один наблюдатель решает проверить это. Он берет шпагат
    и, не натянув его должным образом, измеряет два катета, из которых один
    по длине оказывается равным трем метрам, другой — четырем метрам. За-
    тем он изо всех сил натягивает шпагат и обнаруживает, что гипотенуза со-
    ставляет 4,60 метра. В Лондоне второй наблюдатель поступает способом
    обратным по отношению к действиям первого и обнаруживает, что при ка-
    тетах три и четыре метра гипотенуза имеет длину 5,40 метра. Результаты
    теории здесь не совпадают с фактами; чтобы такое соответствие восстано-
    вить, надо просто дополнить геометрическую теорию рассмотрением спо-
    собов измерения длины отрезков прямых линий. Такое рассмотрение смо-
    жет привести к появлению различных теорий, которые вместе с геометри-
    ческой теорией позволят объяснять и предвидеть факты, подобные тем,
    что отмечались в Париже и Лондоне.
  • Напротив, неожиданно появляются некие персоны, которые для восста-
    новления соответствия фактам решительно отрицают существование гео-
    метрии, отвергают теорему о квадрате гипотенузы, поскольку она была по-
    лучена при «злоупотреблении» дедуктивным методом и без должного учета
    этики, имеющей для людей такое большое значение. Соответственно, да-
    же если они признают возможное наличие подобной теоремы, они отри-
    цают, что она остается одной и той же в Париже и Лондоне; они провозгла-
    шают, что намерены заменить «универсальную» геометрию на всевозмож-
    ные «национальные» геометрии, которые отличаются по странам; они
    заключают, что, вместо того чтобы заниматься геометрической теорией,
    следует просто писать «историю» всех практических измерений прямо-
    угольных треугольников. Если какой-то мальчишка, измеряя стороны од-
    ного такого треугольника, вытрет нос и ошибется в подсчете сантиметров,
    они сразу начнут писать трактаты об «этике» вытирания носа, сообщая
    о том, какой цвет, рыжий или черный, имели его волосы, и приводя иные
    аналогичные сведения. Такова картина, несколько утрированная, многих
    работ «исторической школы» в области политической экономии.
  • Эта дисциплина некоторое время имела блестящий успех в силу причин,
    не имеющих отношения к логико-экспериментальной науке. Это была
    304 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ реакция национальных чувств, направленная против космополитиче-
    ских чувств. В целом это было усиление чувств, выраженных остатками
    сохранения агрегатов (класс II), в ответ на подъем чувств, выраженных
    остатками инстинкта комбинаций (класс I). Этическая составляющая
    реакции чувств, выраженных остатками класса II, дала начало катедер-
    социализму, отвечавшему чаяниям некоторых буржуазных национа-
    листов, не желавших переходить к космополитическим доктринам
    Маркса. Но <историческая школа> оказала влияние и на развитие ло-
    гико-экспериментальной науки, хотя она и находилась вне опыта: воз-
    ражая классическим экономистам, ее представители впадали в другую
    ошибку, отличную от ошибки классической экономической теории,
    и в итоге им пришлось признать обе ошибки. Непосредственно, в связи
    с этическими наклонностями этих исследователей их построения были
    в меньшей мере экспериментальным знанием по сравнению с предста-
    вителями классической школы. Но опосредованно, в связи с их упова-
    ниями на историю, их достаточно строгие построения понемногу рас-
    шатывались, выводились за границы опыта и разрастались в сферах
    метафизики.
  • Маркс также считал, что приближается к реальности, когда отверг преж-
    ние теории стоимости и заменил одну распространенную в то время
    и весьма несовершенную теорию стоимости на другую, еще менее со-
    вершенную, которая представляла собой неудачную копию с теории
    стоимости Рикардо, причем значительно ухудшенную. Своей теорией
    прибавочной стоимости он внес в политэкономию этические рассужде-
    ния, которые не имели никакого отношения к делу; его социологиче-
    ская работа оказалась выполненной значительно лучше. Он также спо-
    собствовал слому этико-гуманистического каркаса классической эко-
    номической науки, приспособленного для интересов буржуазии; его
    концепция «классовой борьбы» показала абсолютную необходимость
    добавления новых концепций к тем, которые были представлены в эко-
    номической науке, чтобы ближе подойти к познанию конкретного фено-
    мена. Этика Маркса нисколько не лучше буржуазной этики, просто она
    иная. Этого достаточно для того, чтобы встать на путь признания оши-
    бочности и той, и другой.
  • Во многих других случаях, приводить которые пришлось бы слишком
    долго, также проявлялась необходимость добавления новых подходов
    с тем, чтобы приблизиться к пониманию конкретного феномена. Среди
    таких теорий примечательна одна, рассуждения которой построены на
    неопределенности значения термина «стоимость». Здесь ошибочна
    не столько цель, сколько средство; этот способ является настолько
    Глава восьмая. СВОЙСТВА ОСТАТКОВ И ДЕРИВАЦИЙ 305 опосредованным и направляет на такой окольный, тернистый и обрыви-
    стый путь, что следуя по нему невозможно достичь цели. Это похоже
    на то, как если бы кто-то вздумал начать изучение всей латинской грам-
    матики с союза «et». Все пути ведут в Рим, но этот путь — окольный,
    крайне извилистый и едва ли практически осуществимый.
    Некоторые экономисты, видя, что их наука дает довольно отдаленные
    от реальности
  • Скачать:TXTPDF

    тео-рию идеального рычага; прикладная механика учит тому, как создатьконкретный рычаг; чистая экономическая теория позволяет узнатьфункции денег в экономике; прикладная экономика дает сведения о су-ществующих и ранее существовавших денежных системах, об