Компендиум по общей социологии
из разных групп остатков, аналогичные встречаю-
щимся в природе смесям химических соединений; при этом группы
остатков аналогичны химическим соединениям. В предыдущей главе уже
рассматривался характер таких смесей и групп и было отмечено, что не-
которые из них почти независимые, другие зависимые, отчего прираще-
ние одной из них компенсируется убылью других и наоборот. Далее будут
представлены новые виды зависимости (см. § 840). Эти смеси и эти груп-
пы, будь то зависимые или независимые, следует теперь отнести к числу
элементов социального равновесия.
Остатки проявляют себя в деривациях, которые оказываются индикато-
рами воздействующих на социальные молекулы сил. Мы разделили
их на две категории (см. § 633, 679): на деривации в собственном смысле
324 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и на манифестации, которые их актуализируют. Здесь они рассматрива-
ются совместно, чтобы составить обобщенное представление.
Вопреки распространенному мнению о том, что деривациям и особенно
деривациям в собственном смысле, т. е. теориям, принадлежит ведущая
роль в образовании социальной формы, мы в ходе длительных исследо-
ваний установили, что деривации сами по себе почти не влияют на нее,
и внешне это незаметно, поскольку они — только проявления выражае-
мых в них остатков. Чтобы обрести заметную эффективность, сами дери-
вации должны быть трансформированы в чувства (см. § 656), что не так
легко сделать.
В отношении дериваций главным является тот факт, что они не строго
соответствуют остаткам, от которых получили свое начало (см. § 667 и да-
лее, § 674 и далее). Из этого факта вытекают основные трудности, с кото-
рыми мы встречаемся при построении социальной науки, поскольку нам
известны только деривации и порой нет ясности в том, как от них перейти
к остаткам, из которых они возникли. Таких трудностей не возникло бы,
если бы деривации обладали качествами, которые имеют логико-экспери-
ментальные теории (см. § 667 и 674). Добавим, что в деривациях обраще-
ние ко многим принципам происходит не эксплицитно, а имплицитно.
Именно поэтому они отличаются нечеткостью (см. § 770). Неопределен-
ность выше у дериваций в собственном смысле, чем у манифестаций,
но все же она присутствует и здесь. Чтобы в какой-то мере возместить
этот изъян, следует собирать большое количество дериваций, принадле-
жащих к одной общей тематике, отыскивать в них неизменную состав-
ляющую и отделять ее от меняющихся частей.
Даже тогда, когда имеется хотя бы приблизительное соответствие между
деривацией и остатком, деривация обычно отходит от соответствия вы-
раженным таким остатком чувств и от реальности (см. § 670). Деривация
означает тот предел, которого достигает остаток, очень часто она содер-
жит воображаемую компоненту, которая указывает на цель, очень дале-
кую от той, какая была бы в случае, если бы деривация строго выражала
остаток (см. § 706). Если воображаемая компонента затем нарастает
и развивается, то появляются мифы, религии, этические, теологические,
метафизические, социальные теории. Это случается особенно в тех слу-
чаях, когда соответствующие деривациям чувства интенсивны, и с тем
большей легкостью, чем эта интенсивность выше.
Поэтому, если на место вещи поставить ее проявление, то можно сказать,
что люди побуждаются к энергичному действию такими деривациями.
Если, однако, такое суждение будет понято дословно, то его смысл
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 325 окажется далеким от истины, поэтому его следует заменить другим: люди
побуждаются к энергичному действию благодаря чувствам, выраженным
в таких деривациях (см. § 705). Во многих случаях безразлично, какое су-
ждение используется, первое или второе. Таковы, прежде всего, случаи,
когда отмечается соответствие между поведением и этими деривациями:
если существует соответствие между поведением и тем содержанием, ко-
торое проявляется в деривациях, то оно имеется также между самими по-
веденческими актами и деривациями и наоборот. В других случаях ис-
пользование первого суждения вместо второго может вызвать грубые
ошибки, особенно если люди, желая изменить поведение, верят, что они
добьются этого за счет изменения дериваций. Смена обозначения совер-
шенно не меняет то, чему соответствует поведение; тем более она не из-
менит характера этого поведения (см. § 694).
Когда от дериваций надо добраться до остатков, следует помнить, что
один и тот же остаток B может иметь множество легко заменимых дерива-
ций T, T ¢, T ¢¢, (см. § 772). Отсюда следует, во-первых, если в одном обще-
стве появляется деривация T, а в другом — деривация T ¢, то из этого нель-
зя делать вывод, что у этих двух обществ имелись соответствующие
им различные остатки. Напротив, они могут иметь один и тот же общий
остаток B (см. § 772). Во-вторых, малую или даже нулевую эффектив-
ность в плане изменения социальной формы имеет замена T на T ¢, по-
скольку такая замена не изменит остатков B, которые в намного большей
степени, чем деривации, детерминируют эту форму (см. § 694). В-треть-
их, может иметь, однако, значение, примет или, наоборот, не примет
в расчет такую замену тот человек, которому надо действовать, или
же он останется индифферентным к ней не в связи с воззрениями,
а в связи с чувствами, которые они выражают (см. § 698). В-четвертых,
среди дериваций T, T ¢, T ¢¢ могут быть и противоречащие друг другу дери-
вации. <В логике> два суждения, если они окажутся противоречащими
друг другу, аннулируют друг друга. Не так обстоит дело с двумя противо-
речивыми деривациями, которые могут сосуществовать и при этом даже
усиливать друг друга. Чтобы снять противоречие и осуществить согласо-
вание, часто подключаются другие деривации. Данный феномен имеет
второстепенное значение, поскольку люди находят и с легкостью согла-
суют полученные таким образом софистические деривации. Они испы-
тывают определенную потребность в логике, но удовлетворяют ее псев-
дологическими суждениями. Следовательно, сама по себе логико-экспе-
риментальная ценность дериваций T, T ¢, T ¢¢ обычно мало связана
с эффективностью их воздействия на равновесие.
Композиция остатков и дериваций. Мы рассмотрели изолирован-
ные группы остатков; теперь рассмотрим, как они действуют совместно
326 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ с деривациями. Представим себе общество, на которое воздействуют не-
которые чувства, которые соответствуют группам остатков A, B, C, выра-
женным деривациями a, b, c. Пусть a, b, g — количественные значения
интенсивности действия отдельных групп, а S, T, U — соответствующие
деривации, теории, мифы и т. д. Итак, социальная система будет нахо-
диться в равновесии под действием сил a, b, g, направленных приблизи-
тельно к деривациям S, T, U, с учетом препятствий.
Выскажем следующие положения. Во-первых, нельзя, как это обычно
делают, судить изолированно о воздействии любой группы остатков или
об изменении интенсивности воздействия такой группы. Если интенсив-
ность <одной группы> изменяется, то для сохранения равновесия обыч-
но необходимо, чтобы последовали изменения в других группах. Данный
тип зависимости отличен от того, о котором упоминалось в § 832; следо-
вательно, мы им дадим разные названия. Мы назовем «первым типом
взаимозависимости» непосредственную зависимость между различными
группами остатков, а «вторым типом взаимозависимости» — опосредо-
ванную зависимость, вытекающую из условия сохранения равновесия
или из иных аналогичных условий. Во-вторых, реальное движение со-
вершается в соответствии с тем, какова результирующая действия сил a,
b, g, и оно не соответствует той результирующей, которая получилась бы,
если бы осуществлялось воображаемое действие дериваций S, T, U.
В-третьих, деривации позволяют узнать направление, в котором некото-
рые движения имеют тенденцию совершаться (см. § 839), но оно, как
правило, оказывается вовсе не тем, какое получится при строгой интер-
претации деривации, как если бы она была логико-экспериментальным
суждением. В самом деле, уже отмечалось, что противоречащие друг дру-
гу деривации могут сосуществовать, например такие: A равно B; B не рав-
но A (скажем, меньше A). Хотя в логическом отношении они противоре-
чат друг другу, но как деривации они выражают одну и ту же мысль, т. е.
что A стремится доминировать над B. В них используется первая форма
утверждения, чтобы ослабить сопротивление со стороны тех, кто, не бу-
дучи расположенными к B, не хотели бы допустить, чтобы B было под
властью A; вторая форма используется, чтобы побудить к действиям тех,
кто расположены к A. В-четвертых, если социальная система не движется
в направлении, обозначенном остатками A, которым соответствует сила
a, это обычно происходит не из-за прямого противодействия по отноше-
нию к А и даже не потому, что оспорена соответствующая деривация S,
но потому, что от движения в соответствии с A произошло отклонение
из-за воздействия остатков B, C. В большей мере, чем на воздействие лю-
бого единичного остатка, следует обращать внимание на влияние различ-
ных классов остатков по причине их способности оставаться по сути своей
фактически постоянными (см. § 889 и далее).
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 327
Чтобы лучше понять разницу между взаимозависимостями первого
и второго типа, представим себе некое конкретно взятое общество. Его
существование само по себе факт; имеются также факты, совершающие-
ся внутри этого общества. Если рассматривать одновременно и факт су-
ществования общества, и факты внутри него, то можно сказать, что вторые
факты взаимозависимые (см. § 923) (взаимозависимость первого типа),
и что помимо этого они взаимосвязаны с первым фактом (взаимозависи-
мость второго типа). Кроме того, можно сказать, что факт существования
общества следует из фактов, наблюдаемых внутри него, иными словами,
что они детерминируют социальное равновесие. И более того, что если
факт существования общества дан, то факты, появляющиеся в нем, боль-
ше не являются совершенно произвольными; они должны удовлетворять
определенным условиям. То есть при наличии равновесия не будут со-
вершенно произвольными те факты, которые его детерминируют.
Рассмотрим некоторые примеры. Склонность римлян к формализму
в практической жизни оказывала свое воздействие, порождая, поддер-
живая и укрепляя такой же формализм в религии, правовой сфере, поли-
тике и наоборот. Здесь перед нами взаимозависимость первого типа. На-
против, вторая взаимозависимость заключается в стремлении римлян со-
хранить свободу и независимость, которое поддерживалось посредством
политического формализма, позволявшего избегать опасности анархии.
Именно так и было до конца Республики. Тогда исчезла склонность к по-
литическому формализму (прежде всего потому, что римляне замеща-
лись людьми иных национальностей), стремление к свободе и независи-
мости также ослабло, и они приняли деспотизм Империи как наимень-
шее зло. Если бы эта тенденция не ослабла, то римское общество
распалось бы либо в результате внутренних волнений и смут, либо в ре-
зультате иностранных завоеваний (что произошло в Польше). Здесь нет
непосредственной взаимозависимости между остатками класса II (стрем-
лением к политическому формализму) и остатками класса V (стремлением
к независимости), которая была бы взаимозависимостью первого типа.
В этом случае взаимозависимость опосредованная. Она вытекает из фак-
та, что в те времена и в тех обстоятельствах у римского общества не было
такого положения равновесия, при котором показатель склонности к не-
зависимости (остатки целостности индивида) оставался бы на неизмен-
ном уровне, тогда как показатель политического формализма (остатки
устойчивости агрегатов) уменьшался бы. Это взаимозависимость второго
типа.
Из того, какова взаимозависимость второго типа, очевидно, что ее по-
следствия часто проявляются намного медленнее последствий от взаи-
мозависимости первого типа, поскольку необходимо, чтобы вначале со-
вершилось смещение равновесия и затем отзвуки этого отразились
328 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на других остатках. Кроме того, при социальных движениях ритмическо-
го характера взаимозависимость второго типа будет по той же причине
выражена сильнее взаимозависимости первого рода (см. § 643).
Учет взаимозависимости может проводиться разными способами.
Во-первых, можно рассматривать только причинно-следственные связи
и совершенно не учитывать данную взаимозависимость. Во-вторых, ко-
гда, напротив, она учитывается, возможны следующие варианты: 2а.
Причинно-следственные связи еще рассматриваются, но при этом стара-
ются также учитывать взаимозависимость и обращают внимание на дей-
ствия и реакции на них, а также