Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
из разных групп остатков, аналогичные встречаю-
щимся в природе смесям химических соединений; при этом группы
остатков аналогичны химическим соединениям. В предыдущей главе уже
рассматривался характер таких смесей и групп и было отмечено, что не-
которые из них почти независимые, другие зависимые, отчего прираще-
ние одной из них компенсируется убылью других и наоборот. Далее будут
представлены новые виды зависимости (см. § 840). Эти смеси и эти груп-
пы, будь то зависимые или независимые, следует теперь отнести к числу
элементов социального равновесия.
  • Остатки проявляют себя в деривациях, которые оказываются индикато-
    рами воздействующих на социальные молекулы сил. Мы разделили
    их на две категории (см. § 633, 679): на деривации в собственном смысле
    324 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и на манифестации, которые их актуализируют. Здесь они рассматрива-
    ются совместно, чтобы составить обобщенное представление.
  • Вопреки распространенному мнению о том, что деривациям и особенно
    деривациям в собственном смысле, т. е. теориям, принадлежит ведущая
    роль в образовании социальной формы, мы в ходе длительных исследо-
    ваний установили, что деривации сами по себе почти не влияют на нее,
    и внешне это незаметно, поскольку они — только проявления выражае-
    мых в них остатков. Чтобы обрести заметную эффективность, сами дери-
    вации должны быть трансформированы в чувства (см. § 656), что не так
    легко сделать.
  • В отношении дериваций главным является тот факт, что они не строго
    соответствуют остаткам, от которых получили свое начало (см. § 667 и да-
    лее, § 674 и далее). Из этого факта вытекают основные трудности, с кото-
    рыми мы встречаемся при построении социальной науки, поскольку нам
    известны только деривации и порой нет ясности в том, как от них перейти
    к остаткам, из которых они возникли. Таких трудностей не возникло бы,
    если бы деривации обладали качествами, которые имеют логико-экспери-
    ментальные теории (см. § 667 и 674). Добавим, что в деривациях обраще-
    ние ко многим принципам происходит не эксплицитно, а имплицитно.
    Именно поэтому они отличаются нечеткостью (см. § 770). Неопределен-
    ность выше у дериваций в собственном смысле, чем у манифестаций,
    но все же она присутствует и здесь. Чтобы в какой-то мере возместить
    этот изъян, следует собирать большое количество дериваций, принадле-
    жащих к одной общей тематике, отыскивать в них неизменную состав-
    ляющую и отделять ее от меняющихся частей.
  • Даже тогда, когда имеется хотя бы приблизительное соответствие между
    деривацией и остатком, деривация обычно отходит от соответствия вы-
    раженным таким остатком чувств и от реальности (см. § 670). Деривация
    означает тот предел, которого достигает остаток, очень часто она содер-
    жит воображаемую компоненту, которая указывает на цель, очень дале-
    кую от той, какая была бы в случае, если бы деривация строго выражала
    остаток (см. § 706). Если воображаемая компонента затем нарастает
    и развивается, то появляются мифы, религии, этические, теологические,
    метафизические, социальные теории. Это случается особенно в тех слу-
    чаях, когда соответствующие деривациям чувства интенсивны, и с тем
    большей легкостью, чем эта интенсивность выше.
  • Поэтому, если на место вещи поставить ее проявление, то можно сказать,
    что люди побуждаются к энергичному действию такими деривациями.
    Если, однако, такое суждение будет понято дословно, то его смысл
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 325 окажется далеким от истины, поэтому его следует заменить другим: люди
    побуждаются к энергичному действию благодаря чувствам, выраженным
    в таких деривациях (см. § 705). Во многих случаях безразлично, какое су-
    ждение используется, первое или второе. Таковы, прежде всего, случаи,
    когда отмечается соответствие между поведением и этими деривациями:
    если существует соответствие между поведением и тем содержанием, ко-
    торое проявляется в деривациях, то оно имеется также между самими по-
    веденческими актами и деривациями и наоборот. В других случаях ис-
    пользование первого суждения вместо второго может вызвать грубые
    ошибки, особенно если люди, желая изменить поведение, верят, что они
    добьются этого за счет изменения дериваций. Смена обозначения совер-
    шенно не меняет то, чему соответствует поведение; тем более она не из-
    менит характера этого поведения (см. § 694).
  • Когда от дериваций надо добраться до остатков, следует помнить, что
    один и тот же остаток B может иметь множество легко заменимых дерива-
    ций T, T ¢, T ¢¢, (см. § 772). Отсюда следует, во-первых, если в одном обще-
    стве появляется деривация T, а в другом — деривация T ¢, то из этого нель-
    зя делать вывод, что у этих двух обществ имелись соответствующие
    им различные остатки. Напротив, они могут иметь один и тот же общий
    остаток B (см. § 772). Во-вторых, малую или даже нулевую эффектив-
    ность в плане изменения социальной формы имеет замена T на T ¢, по-
    скольку такая замена не изменит остатков B, которые в намного большей
    степени, чем деривации, детерминируют эту форму (см. § 694). В-треть-
    их, может иметь, однако, значение, примет или, наоборот, не примет
    в расчет такую замену тот человек, которому надо действовать, или
    же он останется индифферентным к ней не в связи с воззрениями,
    а в связи с чувствами, которые они выражают (см. § 698). В-четвертых,
    среди дериваций T, T ¢, T ¢¢ могут быть и противоречащие друг другу дери-
    вации. <В логике> два суждения, если они окажутся противоречащими
    друг другу, аннулируют друг друга. Не так обстоит дело с двумя противо-
    речивыми деривациями, которые могут сосуществовать и при этом даже
    усиливать друг друга. Чтобы снять противоречие и осуществить согласо-
    вание, часто подключаются другие деривации. Данный феномен имеет
    второстепенное значение, поскольку люди находят и с легкостью согла-
    суют полученные таким образом софистические деривации. Они испы-
    тывают определенную потребность в логике, но удовлетворяют ее псев-
    дологическими суждениями. Следовательно, сама по себе логико-экспе-
    риментальная ценность дериваций T, T ¢, T ¢¢ обычно мало связана
    с эффективностью их воздействия на равновесие.
  • Композиция остатков и дериваций. Мы рассмотрели изолирован-
    ные группы остатков; теперь рассмотрим, как они действуют совместно
    326 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ с деривациями. Представим себе общество, на которое воздействуют не-
    которые чувства, которые соответствуют группам остатков A, B, C, выра-
    женным деривациями a, b, c. Пусть a, b, g — количественные значения
    интенсивности действия отдельных групп, а S, T, U — соответствующие
    деривации, теории, мифы и т. д. Итак, социальная система будет нахо-
    диться в равновесии под действием сил a, b, g, направленных приблизи-
    тельно к деривациям S, T, U, с учетом препятствий.
  • Выскажем следующие положения. Во-первых, нельзя, как это обычно
    делают, судить изолированно о воздействии любой группы остатков или
    об изменении интенсивности воздействия такой группы. Если интенсив-
    ность <одной группы> изменяется, то для сохранения равновесия обыч-
    но необходимо, чтобы последовали изменения в других группах. Данный
    тип зависимости отличен от того, о котором упоминалось в § 832; следо-
    вательно, мы им дадим разные названия. Мы назовем «первым типом
    взаимозависимости» непосредственную зависимость между различными
    группами остатков, а «вторым типом взаимозависимости» — опосредо-
    ванную зависимость, вытекающую из условия сохранения равновесия
    или из иных аналогичных условий. Во-вторых, реальное движение со-
    вершается в соответствии с тем, какова результирующая действия сил a,
    b, g, и оно не соответствует той результирующей, которая получилась бы,
    если бы осуществлялось воображаемое действие дериваций S, T, U.
    В-третьих, деривации позволяют узнать направление, в котором некото-
    рые движения имеют тенденцию совершаться (см. § 839), но оно, как
    правило, оказывается вовсе не тем, какое получится при строгой интер-
    претации деривации, как если бы она была логико-экспериментальным
    суждением. В самом деле, уже отмечалось, что противоречащие друг дру-
    гу деривации могут сосуществовать, например такие: A равно B; B не рав-
    но A (скажем, меньше A). Хотя в логическом отношении они противоре-
    чат друг другу, но как деривации они выражают одну и ту же мысль, т. е.
    что A стремится доминировать над B. В них используется первая форма
    утверждения, чтобы ослабить сопротивление со стороны тех, кто, не бу-
    дучи расположенными к B, не хотели бы допустить, чтобы B было под
    властью A; вторая форма используется, чтобы побудить к действиям тех,
    кто расположены к A. В-четвертых, если социальная система не движется
    в направлении, обозначенном остатками A, которым соответствует сила
    a, это обычно происходит не из-за прямого противодействия по отноше-
    нию к А и даже не потому, что оспорена соответствующая деривация S,
    но потому, что от движения в соответствии с A произошло отклонение
    из-за воздействия остатков B, C. В большей мере, чем на воздействие лю-
    бого единичного остатка, следует обращать внимание на влияние различ-
    ных классов остатков по причине их способности оставаться по сути своей
    фактически постоянными (см. § 889 и далее).
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 327
  • Чтобы лучше понять разницу между взаимозависимостями первого
    и второго типа, представим себе некое конкретно взятое общество. Его
    существование само по себе факт; имеются также факты, совершающие-
    ся внутри этого общества. Если рассматривать одновременно и факт су-
    ществования общества, и факты внутри него, то можно сказать, что вторые
    факты взаимозависимые (см. § 923) (взаимозависимость первого типа),
    и что помимо этого они взаимосвязаны с первым фактом (взаимозависи-
    мость второго типа). Кроме того, можно сказать, что факт существования
    общества следует из фактов, наблюдаемых внутри него, иными словами,
    что они детерминируют социальное равновесие. И более того, что если
    факт существования общества дан, то факты, появляющиеся в нем, боль-
    ше не являются совершенно произвольными; они должны удовлетворять
    определенным условиям. То есть при наличии равновесия не будут со-
    вершенно произвольными те факты, которые его детерминируют.
    Рассмотрим некоторые примеры. Склонность римлян к формализму
    в практической жизни оказывала свое воздействие, порождая, поддер-
    живая и укрепляя такой же формализм в религии, правовой сфере, поли-
    тике и наоборот. Здесь перед нами взаимозависимость первого типа. На-
    против, вторая взаимозависимость заключается в стремлении римлян со-
    хранить свободу и независимость, которое поддерживалось посредством
    политического формализма, позволявшего избегать опасности анархии.
    Именно так и было до конца Республики. Тогда исчезла склонность к по-
    литическому формализму (прежде всего потому, что римляне замеща-
    лись людьми иных национальностей), стремление к свободе и независи-
    мости также ослабло, и они приняли деспотизм Империи как наимень-
    шее зло. Если бы эта тенденция не ослабла, то римское общество
    распалось бы либо в результате внутренних волнений и смут, либо в ре-
    зультате иностранных завоеваний (что произошло в Польше). Здесь нет
    непосредственной взаимозависимости между остатками класса II (стрем-
    лением к политическому формализму) и остатками класса V (стремлением
    к независимости), которая была бы взаимозависимостью первого типа.
    В этом случае взаимозависимость опосредованная. Она вытекает из фак-
    та, что в те времена и в тех обстоятельствах у римского общества не было
    такого положения равновесия, при котором показатель склонности к не-
    зависимости (остатки целостности индивида) оставался бы на неизмен-
    ном уровне, тогда как показатель политического формализма (остатки
    устойчивости агрегатов) уменьшался бы. Это взаимозависимость второго
    типа.
  • Из того, какова взаимозависимость второго типа, очевидно, что ее по-
    следствия часто проявляются намного медленнее последствий от взаи-
    мозависимости первого типа, поскольку необходимо, чтобы вначале со-
    вершилось смещение равновесия и затем отзвуки этого отразились
    328 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на других остатках. Кроме того, при социальных движениях ритмическо-
    го характера взаимозависимость второго типа будет по той же причине
    выражена сильнее взаимозависимости первого рода (см. § 643).
  • Учет взаимозависимости может проводиться разными способами.
    Во-первых, можно рассматривать только причинно-следственные связи
    и совершенно не учитывать данную взаимозависимость. Во-вторых, ко-
    гда, напротив, она учитывается, возможны следующие варианты: 2а.
    Причинно-следственные связи еще рассматриваются, но при этом стара-
    ются также учитывать взаимозависимость и обращают внимание на дей-
    ствия и реакции на них, а также
  • Скачать:TXTPDF

    из разных групп остатков, аналогичные встречаю-щимся в природе смесям химических соединений; при этом группыостатков аналогичны химическим соединениям. В предыдущей главе ужерассматривался характер таких смесей и групп и было отмечено, что