Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
что в точке X1 завершилось действие
элементов, которое является предметом рас-
смотрения, и если общество затем искусствен-
но будет смещено в сторону от точки X1, то та-
кое возможно, во-первых, перемещением в та-
кие точки, как l или n, которые лежат вне линии Рис. 24
aX1; во-вторых, перемещением в точку m на линии aX1. В первом случае
общество должно проявить тенденцию к возвращению в X1; если бы это
было не так, то его состояние не было бы полностью детерминировано
рассматриваемыми элементами, как мы предположили. Во втором слу-
чае гипотеза противоречила бы принятому допущению о том, что дейст-
вие элементов уже завершено; поскольку только в точке X1 действие за-
вершено, тогда как в точке m оно не завершено. В этой точке рассматри-
ваемые элементы еще действуют и перемещают общество из m в X1.
Далее, исходя из данного в § 821 определения понятно, что если, напро-
тив, общество искусственно будет сдвинуто из состояния X1, то оно будет
стремиться возвратиться в это состояние. Это означает, что, как и в пер-
вом из приведенных случаев, общество было смещено в точки l, n, в кото-
рых его состояние не детерминировалось рассматриваемыми элемента-
ми, или в точку m, где действие этих элементов еще не завершилось. Если
бы вместо того, чтобы последовательно достигать точек X1, X2, X3, система
непрерывно перемещалась бы по линии X1, X2, X3, то ничего не потребо-
валось бы менять в данных ранее определениях. Следует только сказать
о том, что если бы эта система искусственно сместилась в сторону от ли-
нии X1, X2, то она бы тотчас проявила тенденцию к возврату на нее. И если
элементы завершают свое действие, когда обеспечивают следование
по такой линии, то это самое действие не будет завершено до тех пор, по-
ка система не выйдет на рассматриваемую линию.
  • Таким образом, в нашем распоряжении имеется четкое и строгое опреде-
    ление, именно такое, о каком шла речь в § 50, где говорилось о намерении
    обозначить состояние, которое будет рассматриваться. Чтобы лучше пред-
    ставить его, воспользуемся аналогиями, как используют сферу, когда стре-
    мятся дать представление о форме Земли. Начнем с аналогии, относящей-
    ся к конкретному феномену. Пусть состояние X на начало исследования
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 321 подобно состоянию реки, тогда состояния X1, X2 подобны состояниям
    этой же реки, например, через день. Река не стабильна, она течет, и пото-
    му любое изменение, связанное с ее формой и характером ее течения,
    приводит к ответной реакции, направленной на восстановление началь-
    ного состояния.
  • Перейдем теперь к абстрактной аналогии, которая уже отмечалась в § 50.
    Рассматриваемое нами состояние X аналогично состоянию динамиче-
    ского равновесия в физической системе. Состояния X1, X2 аналогичны
    последовательно наступающим положениям равновесия такой системы.
    Можно также представить, что состояние X аналогично состоянию рав-
    новесия в живом организме.
  • Поищем аналогии в области, более близкой к интересующей нас соци-
    альной сфере. Состояния X1, X2, X3 аналогичны тем, которые чистая эко-
    номическая теория рассматривает в экономической системе; аналогия
    здесь настолько близкая, что состояния этой системы могут рассматри-
    ваться как частные случаи общих состояний социальной системы.
  • Отметим еще одну аналогию, которую нельзя упустить, если стремиться
    постичь исследуемый предмет. Состояние X аналогично тому, которое
    в кинетической теории газов именуется статистическим равновесием.
    Чтобы это понять, рассмотрим частный случай: например, потребление
    сигар определенного качества в некоторой стране. Допустим, что состоя-
    ния X1, X2, X3 представляют собой годовое потребление этих сигар. Пред-
    положим для начала, что все эти количества почти одинаковые; скажем,
    что потребление сигар не изменяется. При этом вовсе не утверждается,
    что потребление каждого отдельно взятого индивида неизменно; напро-
    тив, хорошо известно, что оно меняется очень сильно, но все изменения
    почти полностью взаимно компенсируются, поэтому результирующая
    изменений равна нулю. Разумеется, не исключен случай, когда многие
    из этих отклонений <от среднего потребления> окажутся одинаково на-
    правленными, и тогда результирующая не будет близка нулю, но такой
    случай имеет настолько малую вероятность, что нет необходимости его
    рассматривать. Именно это имеется в виду, когда утверждается, что по-
    требление неизменно. Но если, напротив, вероятность отклонений
    не будет ничтожно малой, то надо будет наблюдать колебания около по-
    стоянной величины потребления, которые будут подчинены вероятност-
    ному закону. Теперь, если предположить, что X1, X2, X3 будут выражать
    возрастание потребления, то надо повторить весь ход рассуждения. Так,
    общий рост потребления вовсе не означает, что увеличится потребление
    каждого индивида; напротив, хорошо известно, что индивидуальные по-
    требления сильно расходятся, но мы рассуждаем о статистическом
    322 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ равновесии, при котором отдельные вариации взаимокомпенсируются,
    и в итоге получается рост совокупного потребления. Этот результат мо-
    жет иметь настолько высокую вероятность, что не будет отмечаться коле-
    баний, связанных с вероятностными процессами, иными словами, их ве-
    роятность не настолько велика, чтобы они происходили. Наконец, в ходе
    подготовки к изучению таких частных случаев будет легче понять общий
    смысл состояний X1, X2, X3, когда потребление будет меняться каким-ни-
    будь иным образом.
  • Распространив на всю социальную систему рассуждения, сделанные
    применительно к системе, охватывающей потребителей некоторого ко-
    личества сигар, мы получим ясное представление о той аналогии, кото-
    рая имелась в виду для состояний X1, X2, X3…
  • Мы могли бы и далее обозначать буквами X, X1, X2 те социальные состоя-
    ния, которые собираемся рассматривать (см. § 48); но быть может, чита-
    тель предпочтет иметь вместо этих обозначений определенное наимено-
    вание. Придерживаясь аналогии с механикой, назовем состояния X, X1,
    X2 «состояниями равновесия»; но будем помнить, что смысл этого терми-
    на должен быть взят только из определений, данных в § 821 и 822, прини-
    мая во внимание и все то, что отмечалось в § 827.
  • Итак, мы упростили нашу задачу, ограничив рассмотрение определен-
    ным количеством последовательных состояний вместо бесчисленных
    и незаметных изменений, которые приводят к ним. Надо также попы-
    таться упростить рассмотрение взаимозависимостей и элементов.
  • Устройство социальной системы. Экономическая система может быть
    представлена как образованная из неких молекул, движимых вкусами
    и наталкивающихся на ограничения из-за препятствий, возникающих
    на пути к достижению экономических благ. Социальная система намно-
    го сложнее; даже упрощая ее, насколько это возможно, чтобы не впадать
    в грубые ошибки, надо ее рассматривать хотя бы как соединения некото-
    рых молекул <индивидов>, которые являются носителями остатков, де-
    риваций, интересов, склонностей и т. д. и которые под влиянием много-
    численных связей совершают логические и нелогические действия.
    В экономической системе нелогическая часть полностью переносится
    в область вкусов и не принимается во внимание, поскольку предполага-
    ется, что вкусы заданы. Можно поставить вопрос о том, нельзя ли сделать
    это также в случае социальной системы: принять остатки как фактически
    данные, отбросить благодаря этому нелогическую часть и изучать логи-
    ческие действия, которые берут свое начало от таких остатков. Так полу-
    чилась бы наука, похожая на чистую экономическую теорию, а также
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 323 на прикладную экономику. Но, к сожалению, сходство кончается, когда
    речь заходит о соответствии действительности. От реальности не очень
    далеко отстоит гипотеза о том, что люди ради удовлетворения своих вку-
    сов и желаний совершают экономические действия, которые в порядке
    усреднения могут рассматриваться в качестве логических. Таким обра-
    зом, следствия из такой гипотезы раскрывают общие формы исследуемо-
    го феномена, они редко и незначительно не соответствуют реальности,
    за исключением отдельных случаев, среди которых наиболее важен слу-
    чай накоплений. Напротив, значительно расходится с реальностью гипо-
    теза о том, что люди получают логические выводы из остатков и затем по-
    ступают согласно этим выводам; в поведении, основанном на остатках,
    они намного чаще обращаются к деривациям, чем к строго логическим
    рассуждениям. Итак, кто пожелал бы предсказывать такое поведение лю-
    дей на основе такого рода логических доводов, тот совсем далеко отошел
    бы от реальности. Остатки — это не только источник действий, подобно
    вкусам; помимо этого они оказывают влияние на все поведение с самого
    начала; этот факт становится очевидным в связи с заменой логических
    рассуждений деривациями. Наука, которая исходила бы из гипотезы, что
    из наличных остатков выводятся логические следствия, представила бы
    лишь некую общую форму <социального> феномена, имеющую мини-
    мальный или вовсе никакого отношения к реальности. Тогда эта наука
    была бы чем-то похожим на неевклидову геометрию или геометрию че-
    тырехмерного пространства. Чтобы не уйти от реальности, надо обра-
    титься к опыту и на его основе выявить не только основные остатки, но
    и различные способы, посредством которых эти остатки детерминируют
    поведение людей.
  • Обратимся к молекулам социальной системы, т. е. к индивидам, у кото-
    рых есть некоторые чувства, проявляющиеся в остатках, для кратко-
    сти будем обозначать их просто остатками. Можно сказать, что в индиви-
    дах всегда есть смеси из разных групп остатков, аналогичные встречаю-
    щимся в природе смесям химических соединений; при этом группы
    остатков аналогичны химическим соединениям. В предыдущей главе уже
    рассматривался характер таких смесей и групп и было отмечено, что не-
    которые из них почти независимые, другие зависимые, отчего прираще-
    ние одной из них компенсируется убылью других и наоборот. Далее будут
    представлены новые виды зависимости (см. § 840). Эти смеси и эти груп-
    пы, будь то зависимые или независимые, следует теперь отнести к числу
    элементов социального равновесия.
  • Остатки проявляют себя в деривациях, которые оказываются индикато-
    рами воздействующих на социальные молекулы сил. Мы разделили
    их на две категории (см. § 633, 679): на деривации в собственном смысле
    324 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и на манифестации, которые их актуализируют. Здесь они рассматрива-
    ются совместно, чтобы составить обобщенное представление.
  • Вопреки распространенному мнению о том, что деривациям и особенно
    деривациям в собственном смысле, т. е. теориям, принадлежит ведущая
    роль в образовании социальной формы, мы в ходе длительных исследо-
    ваний установили, что деривации сами по себе почти не влияют на нее,
    и внешне это незаметно, поскольку они — только проявления выражае-
    мых в них остатков. Чтобы обрести заметную эффективность, сами дери-
    вации должны быть трансформированы в чувства (см. § 656), что не так
    легко сделать.
  • В отношении дериваций главным является тот факт, что они не строго
    соответствуют остаткам, от которых получили свое начало (см. § 667 и да-
    лее, § 674 и далее). Из этого факта вытекают основные трудности, с кото-
    рыми мы встречаемся при построении социальной науки, поскольку нам
    известны только деривации и порой нет ясности в том, как от них перейти
    к остаткам, из которых они возникли. Таких трудностей не возникло бы,
    если бы деривации обладали качествами, которые имеют логико-экспери-
    ментальные теории (см. § 667 и 674). Добавим, что в деривациях обраще-
    ние ко многим принципам происходит не эксплицитно, а имплицитно.
    Именно поэтому они отличаются нечеткостью (см. § 770). Неопределен-
    ность выше у дериваций в собственном смысле, чем у манифестаций,
    но все же она присутствует и здесь. Чтобы в какой-то мере возместить
    этот изъян, следует собирать большое количество дериваций, принадле-
    жащих к одной общей тематике, отыскивать в них неизменную состав-
    ляющую и отделять ее от меняющихся частей.
  • Даже тогда, когда имеется хотя бы приблизительное соответствие между
    деривацией и остатком, деривация обычно отходит от соответствия вы-
    раженным таким остатком чувств и от реальности (см. § 670). Деривация
    означает тот предел, которого достигает остаток, очень часто она содер-
    жит воображаемую компоненту, которая указывает на цель, очень дале-
    кую от той, какая была бы в случае, если бы деривация строго выражала
    остаток (см. § 706). Если воображаемая компонента затем нарастает
    и развивается, то появляются мифы, религии, этические, теологические,
    метафизические, социальные теории. Это случается
  • Скачать:TXTPDF

    что в точке X1 завершилось действиеэлементов, которое является предметом рас-смотрения, и если общество затем искусствен-но будет смещено в сторону от точки X1, то та-кое возможно, во-первых, перемещением в та-кие точки,