Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
на другие связи; 2b. Можно исходить не-
посредственно из гипотезы о взаимозависимости. Чтобы воспользовать-
ся наилучшим методом — 2b, необходимо суметь установить для каждого
из взаимозависимых элементов некоторый показатель их корреляции
и затем средствами математической логики детерминировать эти показа-
тели через систему уравнений. Это возможно в чистой экономической
науке, но этого нельзя сделать, по крайней мере в настоящее время, в со-
циологии, где мы, следовательно, вынуждены применять менее совер-
шенные способы (см. § 923 и далее).
  • Поскольку мы используем здесь обыденный язык вместо математическо-
    го, не было бы, пожалуй, лишним привести простейший пример метода
    2a, который иллюстрирует его отношение к методу 2b. Пусть имеются две
    величины x и y, которые находятся во взаимозависимости. Если исполь-
    зовать математический язык, то, следуя методу 2b, утверждаем, что суще-
    ствует уравнение с двумя переменными x и y и ничего другого не требует-
    ся. При употреблении обыденного языка мы должны следовать методу 2a
    и утверждать, что хотя x детерминирован со стороны y, он оказывает от-
    ветное воздействие на y таким образом, что y также является зависимым
    от x. Когда используются уравнения, такой способ иногда приводит к тем
    же результатам, что и способ 2b, но иногда этого не происходит. Следова-
    тельно, надо быть всегда осторожным при использовании способа 2a
    вместо способа 2b и в каждом отдельном случае исследовать результаты
    таких замен.
  • Предположим, но только в порядке гипотезы, что могут быть установле-
    ны некоторые показатели для чувств — x1, x2, другие для экономических
    условий — y1, y2, третьи для обычаев, законов, религий — z1, z2, четвер-
    тые для интеллектуального, научного развития, состояния технических
    знаний и т. д. — u1, u2. Воспользовавшись математическим языком, ска-
    жем, что состояние X, обозначенное в § 821, детерминировано несколь-
    кими уравнениями, число которых равно числу неизвестных x1, x2, y1, y2,
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 329 z1, z2, u1, u2, и т. д. Аналогичным образом детерминированы состояния X1,
    X2, X3, обозначенные в § 822.
  • Кроме того, относительно динамики системы
    можно сказать, что таким же образом детерми-
    нировано ее движение, которое при неизмен-
    ных обстоятельствах, обозначенных парамет-
    рами уравнений, последовательно приводит
    систему в положения X1, X2, X3. Если бы обстоя-
    тельства изменились, движение тоже измени-
    Рис. 25
    лось бы. Ее положения были бы X 1 , X 2¢ , X 3¢ (см.
    рис. 25).
  • Допустим, задано определенное число неизвестных. Это предполагает
    равное им число уравнений. Например, некоторым данным чувствам со-
    ответствуют показатели x1, x2. Тогда движение через точки X1, X2, X3 бы-
    ло бы тем самым, которое произошло бы, если бы эти чувства остава-
    лись постоянными, тогда как движение X 1 , X 2¢ , X 3¢ было бы движением,
    которое произошло бы, если бы они изменились.
  • Если удалить несколько уравнений в системе, детерминирующей равно-
    весие и движение, то равное число неизвестных останется недетермини-
    рованными, и мы сможем рассматривать виртуальные движения, т. е.
    сможем варьировать значениями некоторых параметров и детерминиро-
    вать другие параметры. В этом проявится взаимозависимость элементов.
  • На обыденном языке можно сказать, что все рассмотренные элементы
    детерминируют состояние равновесия (см. § 823), что имеются некото-
    рые связи (см. § 51) и что если гипотетически устранить некоторые
    из них, то можно будет рассматривать гипотетические изменения в обще-
    ства (виртуальные движения). Чтобы лучше понять эту взаимозависи-
    мость, очевидную при ее выражении на математическом языке, мож-
    но добавить, что чувства зависят от экономических условий, так же как
    последние зависят от чувств, и что аналогичные зависимости имеются
    для других элементов.
  • Изучение фактов позволяет пойти дальше таких общих соображений.
    Средствами математического языка можно показать, что переменные во
    всех уравнениях <равновесия> фигурируют по-разному, или, точнее, их
    нельзя привести к одинаковому аналитическому выражению даже в по-
    рядке приближения.
    330 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Сначала отметим, что группы <условий, детерминирующих социальное равновесие> различаются по степени изменчивости. В одной группе из-
    менения настолько малы, что в приближении и в течение не слишком
    долгого периода времени она может считаться неизменной (географиче-
    ское положение, климат, почвы и т. д.). Величины в такой группе можно
    отнести, в порядке аппроксимации, к группе констант. Другую группу
    составляют мало меняющиеся переменные (классы остатков); их можно
    считать константными в течение короткого периода времени, но в более
    длительной перспективе необходимо учитывать, что они меняются. Еще
    одна группа — это заметно меняющиеся переменные (интеллектуальные
    знания). Наконец, последняя группа — максимально изменчивые пере-
    менные (деривации).
  • Далее следует обратить внимание, что уравнения, которые определяют
    равновесие, можно, опять-таки в порядке аппроксимации, разделить
    на две группы таким образом, чтобы можно было пренебречь взаимоза-
    висимостью с другими группами. Имеются хорошие примеры такой си-
    туации в чистой экономической теории. В ней можно получить уравне-
    ния, в которых фигурируют только две переменные, и в таком случае
    можно сказать, что одна из них детерминирована другой.
  • На обыденном языке скажем, что при определении <точки> равновесия
    одни элементы могут рассматриваться как постоянные для достаточно
    долгого времени, другие — как постоянные в течение менее продолжи-
    тельного, но все же не короткого периода времени, другие — как измен-
    чивые и т. д. Добавим, что, хотя бы в первом приближении, взаимозави-
    симость может учитываются только по некоторым группам элементов,
    в предположении, что остальные группы независимые. Когда одна
    из этих групп сведется к двум элементам, один из которых можно назвать
    практически постоянным, то такой элемент можно представить как при-
    чину, а другой — как следствие.
  • Например, если гипотетически отделить от других элементов географи-
    ческое положение Афин и торговый расцвет города во времена Перикла,
    то можно сказать, что первый элемент является причиной, а второй —
    следствием. Но такая группа образована по нашему усмотрению. Если
    эти два элемента связаны неразрывно, то пока не меняется первый эле-
    мент, будет неизменен и второй; когда же во втором элементе что-то ме-
    няется, то это означает, что он не зависит исключительно от первого.
    Иными словами, он не является следствием данной причины.
  • Другой пример. Если для античного Рима сформировать группу элемен-
    тов, в состав которой войдут нравы, экономическое благосостояние
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 331 и политическое процветание, и если принять в качестве гипотезы, что
    нравы в период Пунических войн были лучше, чем в конце Республики,
    кроме этого, принять еще одну гипотезу, что нравы являются постоян-
    ной частью по сравнению с благосостоянием и процветанием, то можно
    вместе со множеством других авторов считать, что хорошие нравы яви-
    лись причиной процветания Рима. Но те же самые, а также иные авторы
    утверждают, что процветание Рима стало причиной падения нравов.
    В обыденном значении, придаваемом термину «причина», это высказы-
    вание противоречит предыдущему. Они могут оказаться совместимы-
    ми, если, отбросив причинно-следственную связь, вести речь только
    о взаимозависимости. В такой форме отношение между нравами и про-
    цветанием народа можно выразить иначе, сказав, что хорошие нравы
    приводят к процветанию, которое оказывает ответное воздействие
    на нравы и ухудшает их. Ни данное утверждение, ни предшествовавшее
    ему не соответствуют фактам, но здесь мы не станем заниматься этим
    вопросом.
  • Легко понять, как вместо группы из двух элементов можно было бы рас-
    сматривать группу с бо´льшим их числом, и затем разные группы, каждая
    из которых состоит из нескольких элементов. Это единственный доступ-
    ный на данный момент способ получить приближенные решения, кото-
    рые будут уточняться с увеличением числа рассматриваемых элементов
    и групп (см. § 923 и далее).
  • Свойства социальной системы. Среди свойств, какими может обладать со-
    циальная система, имеется одно легко различимое, которое называют
    полезностью или процветанием. Это свойство необходимо строго опре-
    делить и некоторым образом соотнести с реалиями, представить в коли-
    чественных показателях, если мы хотим включить его в число условий,
    детерминирующих социальное равновесие.
  • Если обратиться к явлениям, именуемым экономическим процветани-
    ем, нравственным, интеллектуальным, военным и политическим потен-
    циалом, или процветанием и потенциалом конкретной страны, то оче-
    видно, что они способны нарастать и ослабевать. Хотя у нас нет способа,
    который позволил бы дать вполне определенные количественные выра-
    жения этим состояниям <общества>, у нас все-таки всегда имеется неда-
    лекое от истины представление о чем здесь идет речь.
  • Чтобы получить более определенное представление <о таких состояниях общества>, следует указывать, в соответствии с какими нормами, оказы-
    вающимися в чем-то произвольными, автор намеревается выявлять
    332 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ сущности, которые он xочет определить. Чистая экономическая теория
    позволила сделать это, когда в качестве нормы было предложено удовле-
    творение индивида, о котором может судить только он сам. Так была оп-
    ределена экономическая полезность, или офелимность. Но если ставить
    целью исследование того, что было бы полезнее всего для индивида, ли-
    шив его самого права решать этот вопрос, нужно будет найти других, кто
    бы мог это установить.
  • Полезность. Необходимо, следовательно, зафиксировать нормы, в соот-
    ветствии с которыми возможно определить то предельное состояние,
    к которому, как предполагается, приближается индивид или общность.
    Допустим, что введен числовой показатель различных состояний обще-
    ства, которые в большей или в меньшей мере приближаются к предель-
    ному. При этом состоянию, более близкому к предельному, будет соот-
    ветствовать более высокое значение показателя, чем показатель наибо-
    лее удаленного от него состояния. Далее можно сказать, что это
    показатели состояния X. Чтобы дать для X наименование, обратимся
    к аналогичному феномену. Когда люди знают (или считают, что знают),
    что некоторое состояние будет «во благо» индивиду или общности, они
    говорят, что будет «полезным» достичь его, и полезность считается тем
    выше, чем люди ближе к данному состоянию. Следовательно, по анало-
    гии мы будем называть полезностью обозначенную выше сущность X.
  • Заметим, что полезность X может в каких-то случаях совпадать с полез-
    ностью в смысле, придаваемом этому понятию в обыденном языке,
    но иногда она может иметь и противоположное значение. Если, напри-
    мер, в качестве предельного состояния взять материальное процветание,
    то эти две сущности будут мало отличаться друг от друга; если же мы возь-
    мем в качестве него полный аскетизм, то наша полезность будет полно-
    стью отлична от той, к которой устремлен практичный человек. Было бы,
    пожалуй, лучше ввести для ясности новый термин, но мы воздержимся
    от этого, чтобы не злоупотреблять неологизмами.
  • Даже когда мы рассматриваем вполне определенную полезность, одну
    из многих, которая связана с определенной целью, например с матери-
    альным благосостоянием, возникает ряд видов полезности в зависимо-
    сти от того, идет ли речь об индивиде, некоей общности, непосредствен-
    ной полезности или о полезности, получаемой опосредованным обра-
    зом. Итак, ограничиваясь только самыми необходимыми градациями,
    следует учесть следующие подгруппы:
    a. Полезность в отношении индивида:
    a1 — непосредственная полезность;
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 333 a2 — опосредованная полезность, достигаемая с участием общности; a3 — полезность в отношении индивида в связи с полезностью в от- ношении других. b. Полезность в отношении данной общности: b1 — непосредственная полезность, рассматриваемая для одной общности в отрыве от других общностей; b2 — опосредованная полезность, полученная с учетом влияния других общностей; b3 — полезность в отношении общности, получаемая в связи с по- лезностью в отношении других общностей; Эти <варианты> полезности, весьма далекие от согласованности, час- то явно противоречат друг другу, но многие по различным мотивам, по-
    рой эксплицитно, но нередко имплицитно имеют обыкновение соеди-
    нять все эти полезности воедино.
  • Оставаясь в логико-экспериментальной области, можно рассмотреть раз-
    личные виды полезности двумя способами: во-первых, исходя из того, как
    представляет себе полезность один из членов общности; во-вторых, исходя
    из того, как ее видит человек посторонний или один из членов общности,
    стремящийся дать объективное суждение. Например, тот, кто
  • Скачать:TXTPDF

    на другие связи; 2b. Можно исходить не-посредственно из гипотезы о взаимозависимости. Чтобы воспользовать-ся наилучшим методом — 2b, необходимо суметь установить для каждогоиз взаимозависимых элементов некоторый показатель их корреляциии затем средствами