Компендиум по общей социологии
особенно в тех слу-
чаях, когда соответствующие деривациям чувства интенсивны, и с тем
большей легкостью, чем эта интенсивность выше.
Поэтому, если на место вещи поставить ее проявление, то можно сказать,
что люди побуждаются к энергичному действию такими деривациями.
Если, однако, такое суждение будет понято дословно, то его смысл
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 325 окажется далеким от истины, поэтому его следует заменить другим: люди
побуждаются к энергичному действию благодаря чувствам, выраженным
в таких деривациях (см. § 705). Во многих случаях безразлично, какое су-
ждение используется, первое или второе. Таковы, прежде всего, случаи,
когда отмечается соответствие между поведением и этими деривациями:
если существует соответствие между поведением и тем содержанием, ко-
торое проявляется в деривациях, то оно имеется также между самими по-
веденческими актами и деривациями и наоборот. В других случаях ис-
пользование первого суждения вместо второго может вызвать грубые
ошибки, особенно если люди, желая изменить поведение, верят, что они
добьются этого за счет изменения дериваций. Смена обозначения совер-
шенно не меняет то, чему соответствует поведение; тем более она не из-
менит характера этого поведения (см. § 694).
Когда от дериваций надо добраться до остатков, следует помнить, что
один и тот же остаток B может иметь множество легко заменимых дерива-
ций T, T ¢, T ¢¢, (см. § 772). Отсюда следует, во-первых, если в одном обще-
стве появляется деривация T, а в другом — деривация T ¢, то из этого нель-
зя делать вывод, что у этих двух обществ имелись соответствующие
им различные остатки. Напротив, они могут иметь один и тот же общий
остаток B (см. § 772). Во-вторых, малую или даже нулевую эффектив-
ность в плане изменения социальной формы имеет замена T на T ¢, по-
скольку такая замена не изменит остатков B, которые в намного большей
степени, чем деривации, детерминируют эту форму (см. § 694). В-треть-
их, может иметь, однако, значение, примет или, наоборот, не примет
в расчет такую замену тот человек, которому надо действовать, или
же он останется индифферентным к ней не в связи с воззрениями,
а в связи с чувствами, которые они выражают (см. § 698). В-четвертых,
среди дериваций T, T ¢, T ¢¢ могут быть и противоречащие друг другу дери-
вации. <В логике> два суждения, если они окажутся противоречащими
друг другу, аннулируют друг друга. Не так обстоит дело с двумя противо-
речивыми деривациями, которые могут сосуществовать и при этом даже
усиливать друг друга. Чтобы снять противоречие и осуществить согласо-
вание, часто подключаются другие деривации. Данный феномен имеет
второстепенное значение, поскольку люди находят и с легкостью согла-
суют полученные таким образом софистические деривации. Они испы-
тывают определенную потребность в логике, но удовлетворяют ее псев-
дологическими суждениями. Следовательно, сама по себе логико-экспе-
риментальная ценность дериваций T, T ¢, T ¢¢ обычно мало связана
с эффективностью их воздействия на равновесие.
Композиция остатков и дериваций. Мы рассмотрели изолирован-
ные группы остатков; теперь рассмотрим, как они действуют совместно
326 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ с деривациями. Представим себе общество, на которое воздействуют не-
которые чувства, которые соответствуют группам остатков A, B, C, выра-
женным деривациями a, b, c. Пусть a, b, g — количественные значения
интенсивности действия отдельных групп, а S, T, U — соответствующие
деривации, теории, мифы и т. д. Итак, социальная система будет нахо-
диться в равновесии под действием сил a, b, g, направленных приблизи-
тельно к деривациям S, T, U, с учетом препятствий.
Выскажем следующие положения. Во-первых, нельзя, как это обычно
делают, судить изолированно о воздействии любой группы остатков или
об изменении интенсивности воздействия такой группы. Если интенсив-
ность <одной группы> изменяется, то для сохранения равновесия обыч-
но необходимо, чтобы последовали изменения в других группах. Данный
тип зависимости отличен от того, о котором упоминалось в § 832; следо-
вательно, мы им дадим разные названия. Мы назовем «первым типом
взаимозависимости» непосредственную зависимость между различными
группами остатков, а «вторым типом взаимозависимости» — опосредо-
ванную зависимость, вытекающую из условия сохранения равновесия
или из иных аналогичных условий. Во-вторых, реальное движение со-
вершается в соответствии с тем, какова результирующая действия сил a,
b, g, и оно не соответствует той результирующей, которая получилась бы,
если бы осуществлялось воображаемое действие дериваций S, T, U.
В-третьих, деривации позволяют узнать направление, в котором некото-
рые движения имеют тенденцию совершаться (см. § 839), но оно, как
правило, оказывается вовсе не тем, какое получится при строгой интер-
претации деривации, как если бы она была логико-экспериментальным
суждением. В самом деле, уже отмечалось, что противоречащие друг дру-
гу деривации могут сосуществовать, например такие: A равно B; B не рав-
но A (скажем, меньше A). Хотя в логическом отношении они противоре-
чат друг другу, но как деривации они выражают одну и ту же мысль, т. е.
что A стремится доминировать над B. В них используется первая форма
утверждения, чтобы ослабить сопротивление со стороны тех, кто, не бу-
дучи расположенными к B, не хотели бы допустить, чтобы B было под
властью A; вторая форма используется, чтобы побудить к действиям тех,
кто расположены к A. В-четвертых, если социальная система не движется
в направлении, обозначенном остатками A, которым соответствует сила
a, это обычно происходит не из-за прямого противодействия по отноше-
нию к А и даже не потому, что оспорена соответствующая деривация S,
но потому, что от движения в соответствии с A произошло отклонение
из-за воздействия остатков B, C. В большей мере, чем на воздействие лю-
бого единичного остатка, следует обращать внимание на влияние различ-
ных классов остатков по причине их способности оставаться по сути своей
фактически постоянными (см. § 889 и далее).
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 327
Чтобы лучше понять разницу между взаимозависимостями первого
и второго типа, представим себе некое конкретно взятое общество. Его
существование само по себе факт; имеются также факты, совершающие-
ся внутри этого общества. Если рассматривать одновременно и факт су-
ществования общества, и факты внутри него, то можно сказать, что вторые
факты взаимозависимые (см. § 923) (взаимозависимость первого типа),
и что помимо этого они взаимосвязаны с первым фактом (взаимозависи-
мость второго типа). Кроме того, можно сказать, что факт существования
общества следует из фактов, наблюдаемых внутри него, иными словами,
что они детерминируют социальное равновесие. И более того, что если
факт существования общества дан, то факты, появляющиеся в нем, боль-
ше не являются совершенно произвольными; они должны удовлетворять
определенным условиям. То есть при наличии равновесия не будут со-
вершенно произвольными те факты, которые его детерминируют.
Рассмотрим некоторые примеры. Склонность римлян к формализму
в практической жизни оказывала свое воздействие, порождая, поддер-
живая и укрепляя такой же формализм в религии, правовой сфере, поли-
тике и наоборот. Здесь перед нами взаимозависимость первого типа. На-
против, вторая взаимозависимость заключается в стремлении римлян со-
хранить свободу и независимость, которое поддерживалось посредством
политического формализма, позволявшего избегать опасности анархии.
Именно так и было до конца Республики. Тогда исчезла склонность к по-
литическому формализму (прежде всего потому, что римляне замеща-
лись людьми иных национальностей), стремление к свободе и независи-
мости также ослабло, и они приняли деспотизм Империи как наимень-
шее зло. Если бы эта тенденция не ослабла, то римское общество
распалось бы либо в результате внутренних волнений и смут, либо в ре-
зультате иностранных завоеваний (что произошло в Польше). Здесь нет
непосредственной взаимозависимости между остатками класса II (стрем-
лением к политическому формализму) и остатками класса V (стремлением
к независимости), которая была бы взаимозависимостью первого типа.
В этом случае взаимозависимость опосредованная. Она вытекает из фак-
та, что в те времена и в тех обстоятельствах у римского общества не было
такого положения равновесия, при котором показатель склонности к не-
зависимости (остатки целостности индивида) оставался бы на неизмен-
ном уровне, тогда как показатель политического формализма (остатки
устойчивости агрегатов) уменьшался бы. Это взаимозависимость второго
типа.
Из того, какова взаимозависимость второго типа, очевидно, что ее по-
следствия часто проявляются намного медленнее последствий от взаи-
мозависимости первого типа, поскольку необходимо, чтобы вначале со-
вершилось смещение равновесия и затем отзвуки этого отразились
328 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ на других остатках. Кроме того, при социальных движениях ритмическо-
го характера взаимозависимость второго типа будет по той же причине
выражена сильнее взаимозависимости первого рода (см. § 643).
Учет взаимозависимости может проводиться разными способами.
Во-первых, можно рассматривать только причинно-следственные связи
и совершенно не учитывать данную взаимозависимость. Во-вторых, ко-
гда, напротив, она учитывается, возможны следующие варианты: 2а.
Причинно-следственные связи еще рассматриваются, но при этом стара-
ются также учитывать взаимозависимость и обращают внимание на дей-
ствия и реакции на них, а также на другие связи; 2b. Можно исходить не-
посредственно из гипотезы о взаимозависимости. Чтобы воспользовать-
ся наилучшим методом — 2b, необходимо суметь установить для каждого
из взаимозависимых элементов некоторый показатель их корреляции
и затем средствами математической логики детерминировать эти показа-
тели через систему уравнений. Это возможно в чистой экономической
науке, но этого нельзя сделать, по крайней мере в настоящее время, в со-
циологии, где мы, следовательно, вынуждены применять менее совер-
шенные способы (см. § 923 и далее).
Поскольку мы используем здесь обыденный язык вместо математическо-
го, не было бы, пожалуй, лишним привести простейший пример метода
2a, который иллюстрирует его отношение к методу 2b. Пусть имеются две
величины x и y, которые находятся во взаимозависимости. Если исполь-
зовать математический язык, то, следуя методу 2b, утверждаем, что суще-
ствует уравнение с двумя переменными x и y и ничего другого не требует-
ся. При употреблении обыденного языка мы должны следовать методу 2a
и утверждать, что хотя x детерминирован со стороны y, он оказывает от-
ветное воздействие на y таким образом, что y также является зависимым
от x. Когда используются уравнения, такой способ иногда приводит к тем
же результатам, что и способ 2b, но иногда этого не происходит. Следова-
тельно, надо быть всегда осторожным при использовании способа 2a
вместо способа 2b и в каждом отдельном случае исследовать результаты
таких замен.
Предположим, но только в порядке гипотезы, что могут быть установле-
ны некоторые показатели для чувств — x1, x2, другие для экономических
условий — y1, y2, третьи для обычаев, законов, религий — z1, z2, четвер-
тые для интеллектуального, научного развития, состояния технических
знаний и т. д. — u1, u2. Воспользовавшись математическим языком, ска-
жем, что состояние X, обозначенное в § 821, детерминировано несколь-
кими уравнениями, число которых равно числу неизвестных x1, x2, y1, y2,
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 329 z1, z2, u1, u2, и т. д. Аналогичным образом детерминированы состояния X1,
X2, X3, обозначенные в § 822.
Кроме того, относительно динамики системы
можно сказать, что таким же образом детерми-
нировано ее движение, которое при неизмен-
ных обстоятельствах, обозначенных парамет-
рами уравнений, последовательно приводит
систему в положения X1, X2, X3. Если бы обстоя-
тельства изменились, движение тоже измени-
Рис. 25
лось бы. Ее положения были бы X 1 , X 2¢ , X 3¢ (см.
рис. 25).
Допустим, задано определенное число неизвестных. Это предполагает
равное им число уравнений. Например, некоторым данным чувствам со-
ответствуют показатели x1, x2. Тогда движение через точки X1, X2, X3 бы-
ло бы тем самым, которое произошло бы, если бы эти чувства остава-
лись постоянными, тогда как движение X 1 , X 2¢ , X 3¢ было бы движением,
которое произошло бы, если бы они изменились.
Если удалить несколько уравнений в системе, детерминирующей равно-
весие и