Компендиум по общей социологии
обращать внимание,
не особенно заботясь об их внешних одеяниях.
Даже когда полезность отдельно взятого инди-
вида не противостоит полезности общности,
точки максимума первой и второй полезности
также обычно не совпадают. Вернемся на ми-
нуту к случаю, специально рассмотренному
в § 728 и далее. Пусть для определенного инди-
вида точка A является пределом, означающим
Рис. 26
строжайшее соблюдение любого имеющегося
в обществе предписания. Пусть точка B является другим пределом, выра-
жающим нарушение предписаний, которые не признаются безупречны-
ми. Пусть m, n, p — кривая полезности индивида, который вначале испы-
тывает некоторый ущерб в точке A, далее получает некоторую пользу, ко-
торая достигает максимума в точке n, а затем, при дальнейшем движении,
спадает вплоть ее утраты в точке B. Аналогично s, r, v — кривая полезности,
получаемой обществом благодаря тому, что рассматриваемый индивид бо-
лее или менее соблюдает предписания. Такая полезность имеет максимум
в точке r. В точке q, между A и B, имеется максимум полезности qn для ин-
дивида; в точке t, также между A и B, имеется максимум полезности tr общ-
ности, полученный при рассмотрении действий данного индивида.
Вместо отдельно взятого индивида можно было бы рассмотреть несколь-
ких индивидов, кривая полезности которых близка mnp. В этом случае
кривой полезности общности, частью которой они являются, будет
srv — кривая, которая получится с учетом действий этих индивидов.
Вместо обычных нарушений принятых в обществе правил, рассмот-
рим их трансформацию и инновации, которые в этом обществе совер-
шаются. Во многих случаях t располагается к B значительно ближе, чем
к q; т. е. обществу оказывается полезнее, чтобы в нем происходили
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 339 более значительные инновации по сравнению с теми, которые обеспечи-
вают максимум полезности некоторым его индивидам. Например, инди-
виды, уже ставшие богатыми и могущественными, часто могут мало вы-
играть от инновации, между тем как общество может иметь от нее нема-
лую пользу. Кроме того, для индивидов, которые любят жить спокойной
жизнью, t оказывается к B намного ближе, чем q, т. е. любая инновация,
которая может оказаться полезной для общества, для них была бы непри-
ятной и тягостной. Напротив, для «спекулянтов» t будет находиться на-
много дальше от B, чем q, т. е. они склонны к более активным инноваци-
ям, по сравнению с инновациями, полезными для общества. Если рас-
смотреть с этой точки зрения категории индивидов, то станет ясно, что
их действия могут привести к взаимной компенсации: каждый тянет
в нужную ему сторону, но в итоге достигается положение, близкое к точ-
ке t, в которой отмечается максимум полезности общества.
Остатки и деривации в связи с полезностью. Мы рассмотрели (см. § 868)
абстрактно некоторые факторы, способные воздействовать на социаль-
ное равновесие. Теперь мы осуществим конкретизацию, прежде всего
исследуя остатки и деривации. Аналогичный в качественном отношении
сюжет рассматривался при изучении действий, совершаемых для дости-
жения цели (см. § 678); виртуальные движения изучались тогда обобщен-
но, преимущественно в аспекте достижения цели и только вскользь
в связи с полезностью; теперь подошла очередь заняться полезностью.
Допустим, что имеются два предельных типа абстрактного общества: об-
щество, в котором действуют исключительно чувства, без рассуждений,
и общество, в котором действуют только логико-экспериментальные
рассуждения. Обращаясь к рис. 19 из § 706, мы скажем, что в первом слу-
чае индивиды движутся от h к m инстинктивно, не ставя перед собой ни-
какой идеальной цели, T, поэтому здесь отсутствует касательная hT.
Во втором случае индивиды также не имеют в виду высокой цели (идеа-
ла) T, они двигаются из h в m только на основе рассуждений; и здесь опять
нет касательной ht, поскольку любая подобная линия превратилась бы
в дугу кривой hm.
В случае первого типа форма общества детерминирована, если заданы
чувства и внешние обстоятельства, в которых общество находится; или,
если известны только обстоятельства, а чувства рассматриваются как де-
терминированные обстоятельствами.
В случае второго типа заданы внешние обстоятельства, форма общества
не детерминирована; необходимо указать, к какой цели должно привести
340 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ <общество> использование логико-экспериментального рассуждения.
Такого общества, где бы господствовал только «разум», нет и не может
быть, к огорчению гуманистов и позитивистов, поскольку тогда остава-
лись бы неизвестными исходные данные в задаче, которую призваны ре-
шать логико-экспериментальные рассуждения (см. § 713; 714–716).
Здесь вновь проявляется неопределенность представления о полезности:
воззрения различных индивидов о собственном благе и о благе других
в принципе гетерогенные, и нет способа сведения их к единому мнению
(см. § 860).
Человеческое общество занимает место в промежутке между двумя пред-
ставленными выше типами. Его форма детерминирована не только
внешними обстоятельствами, но и чувствами, интересами, а опосредо-
ванным образом и деривациями, которые выражают, а порой и укрепля-
ют чувства и интересы. Логико-экспериментальные рассуждения имеют
большое значение в случаях, когда цель задана и ведется поиск подходя-
щих для ее достижения средств, как это может происходить в ремеслах,
индустрии и науках. В политике они могут быть востребованными со сто-
роны отдельно взятых индивидов как искусство управления, а не для по-
строения науки, поскольку цель здесь не детерминирована. Даже если та-
кая цель и есть, она открыто не проявляется. Следовательно, в организа-
ции общества научные знания играют малую роль, позволяя чувствам
превалировать над разумом и осмысленными рассуждениями. Некото-
рые люди умеют пользоваться этим обстоятельством в собственных инте-
ресах, временами извлекая соответствующим образом пользу из эмпири-
ческих и отчасти логико-экспериментальных рассуждений.
Почти все рассуждения, используемые в обсуждении социальных вопро-
сов, являются деривациями. Часто наиболее значительная их часть пред-
ставлена неявно (см. § 712). При изучении этой части, т. е. при попытке
выяснить, на каких принципах могли основываться полученные выводы,
можно во многих случаях прийти к знанию чувств и интересов, обеспечи-
вающих принятие венчающих деривацию выводов.
Состав полезностей, остатков, дериваций. Мы
продолжаем то, о чем вели речь в § 839, где рас-
сматривалось совместное действие остатков
и дериваций. Для пояснения абстрактных рас-
суждений используем рис. 27.
Допустим, что состояние индивида <в те- кущий момент времени> представлено точ-
кой h на некоторой поверхности. <На верхней
части рис. 27 обозначено положение точки h Рис. 27
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 341 в вертикальной плоскости>. Ордината этой точки, представленной так-
же в горизонтальной плоскости <нижняя часть рисунка>, есть индекс
офелимности, которую индивид имеет. Положение индивида в горизон-
тальной плоскости представлено, следовательно, точкой h. Если через
точку h провести вертикальную плоскость, то на ее пересечении с гори-
зонтальной плоскостью получим прямую линию gl, а на ее пересечении
с поверхностью <состояний индивида> получим кривую линию ts, ор-
дината которой ph является индексом полезности, которая достается ин-
дивиду (см. § 706). В точке h происходит наложение сил, действующих
в направлениях А и В с интенсивностью a и b, как было отмечено в § 839.
Эта точка должна все время располагаться на той поверхности, которую
мы предположили и которая детерминирована связями.
Рассмотрим вместо офелимности индивида полезность общности
и предположим, что для этого подойдет рис. 27, на котором точка h соот-
ветствует максимуму полезности этой общности. Возможно, что на пря-
мой линии hA найдется точка h¢, в которой полезность общности окажет-
ся выше, чем в h; из этого достаточно естественно появляется мысль, что
хорошо было бы повысить интенсивность a и тем самым перевести общ-
ность в точку h¢.
Но если бы равновесие было возможно в h¢, то уже не отвечала бы реаль-
ности гипотеза о том, что h является точкой максимума полезности общ-
ности. Согласно этой гипотезе, равновесие невозможно ни в одной иной
точке, близкой к h, где была бы более высока полезность общности; сле-
довательно, это невозможно в точке h¢; приращение a переместит тогда
точку равновесия не в h¢, а в h¢¢, где полезность общности будет меньшей.
Так происходит потому, что возрастание интенсивности a имеет следст-
вием изменение b, g, и здесь проявляется второй тип взаимозависимости
остатков (см. § 840). Это рассуждение можно повторить в абстрактном
виде, и оно справедливо для обобщенного случая полезности, зависящей
от остатков.
Рассмотрим деривации, продолжив в генерали-
зованном виде рассуждение, которое в § 706 от-
носилось к частному случаю. Воспроизведем
рис. 27 из § 889 и добавим к нему дерива-
ции S, T, U, V, которые побуждают людей, дви-
жимых силами a, b, g, к действиям, направлен-
ным к A, B, C. Предполагается, что вертикаль-
ное сечение проходит через hBT (см. рис. 28).
Сила b, которая действует по линии hB, исходит
от нацеленности людей на воображаемую цель T. Рис. 28
342 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Если бы воздействовала только она одна, то она бы переместила инди-
вида в точку m. Но если равновесие достигнуто в точке h, это означает,
что эффект действия этой силы b компенсирован или аннулирован дей-
ствием других сил. Это очень часто происходит, если h является точкой
максимума полезности или какой-либо иной значимой точкой, только
бы она была точкой равновесия.
Повторим, учитывая при рассмотрении полезности, сделанные в § 840
замечания.
Во-первых, если имеется основание верить, что воздействие B, если
бы не было других, привело бы к возрастанию полезности, то из этого во-
все не следовало бы, что оно, встречаясь с противостоянием других ос-
татков и подчиняясь ограничениям, по-прежнему имело бы результатом
возрастание полезности.
Во-вторых, изменение полезности зависит от действия результирую-
щей сил, проявляющихся в остатках; оно не зависит от воображаемой ре-
зультирующей наложения дериваций, даже если его можно мысленно
представить. Реальная результирующая в этом случае иная: она указыва-
ет направление, в котором движутся индивиды в обществе, где существу-
ют рассматриваемые деривации, и это направление будет намного ближе
к реальному движению общества, чем подсказываемое любой отдельно
рассматриваемой деривацией (см. § 670). Так же обстоит дело с полезно-
стью. Это происходит в тех обществах, где действия людей в большей ме-
ре обращены на реальные объекты, чем на объекты фантастические, и где
возрастает благосостояние.
В-третьих, не следует придавать большое значение тому, что дерива-
ция, выходящая за границы реальности, указывает на фантастическую
цель и что она может, следовательно, оказаться пагубной. Деривация
обозначает только направление, тенденцию какого-то движения, а не ко-
нечный пункт этого движения индивида. Пока он не достиг этого пункта,
полезность может прирастать; потом она стала бы убывать, затем пере-
шла бы во вредность, если бы индивид продвинулся дальше по направле-
нию, указанному деривацией.
В-четвертых, пусть A, B, C — некоторые ос-
татки, принадлежащие к общему классу I; P, Q,
R — другие остатки из класса II; пусть X — ре-
зультирующая остатков A, B, C из класса I, а Y —
результирующая остатков P, Q, R класса II
и т. д. <см. рис. 29>. Пусть, наконец, W является
общей результирующей для сил X, Y, детерми-
нирующей реальное движение и, следователь- Рис. 29
но, полезность. Если нет полезности, или вредности, которая исходила
бы от остатков A, рассматриваемых так, словно присутствуют только они
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 343 и ничего более, то это связано не с тем, что A не действует, и тем более
не с тем, что энергично оспоривается та деривация, которая соответст-
вует A. Это происходит благодаря противодействию со стороны B, C, P, Q.
Кроме того, в силу свойств комплекса остатков A, B, который остается
практически константным, A может очень сильно уменьшаться и даже
исчезать, без того чтобы сильно изменялась X и, следовательно, без того
чтобы заметно изменились результирующая W и приобретенная благода-
ря ей полезность. Изменения W и полезности