Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
познаются гораздо лучше,
если внимание обращается на изменения X, Y, чем на изменения ка-
кой-нибудь одной группы из A, B, P, Q…
  • Таким же образом можно отнести к теме полезности замечания, которые
    уже были сделаны в § 838 в отношении различных дериваций T, T ¢, T ¢¢,
    которые соответствуют одному и тому же остатку B.
    Во-первых, поскольку именно остатки оказывают наиболее сильное
    воздействие на равновесие, почти ничего нельзя заключить относительно
    полезности из существования одной из этих разных дериваций T, T ¢, T ¢¢.
    Во-вторых, замена T на T ¢ влияет мало или вовсе не влияет на измене-
    ние полезности.
    В-третьих, но может помочь тот факт, что действующий индивид, на-
    против, станет считать необычайно полезной деривацию T, которая
    им принята, и вредными другие деривации (или, лучше сказать, для него
    могут оказаться полезными проявляющиеся таким образом чувства).
    В самом деле, если не учитывать немногих аскетов, люди с трудом могут
    различить полезность от всего, что считают «хорошим». Следовательно,
    если они станут считать «хорошей» деривацию T, то они ее сочтут также
    и «полезной»; если же этого не случится, то данное обстоятельство послу-
    жит основанием не особенно доверять такой деривации. Все то, что в та-
    кой вере является воображаемым и вредным, затем исправляется иными
    верованиями, также существующими в обществе (см. § 670, 893).
    В-четвертых, если в логико-экспериментальном аспекте одна дерива-
    ция благодаря ее внутренним свойствам выглядит лучше других в отноше-
    нии способности увеличить полезность, то отсюда нельзя делать предпо-
    ложение, что так и произойдет в действительности. Может оказаться и так,
    что одна деривация будет соответствовать менее полезным чувствам, чем
    чувства, которым соответствует другая деривация, по своей сути менее по-
    лезная. Все представленные сейчас рассуждения противоречат обыденно-
    му мнению, но опыт указывает на их соответствие фактам.
  • Из всего изложенного также следует, что проблема полезности является
    количественной, а не качественной, как обычно это полагают. Надо ис-
    следовать, в каких пропорциях следствия из некоторой деривации S
    (см. рис. 28) или из содержащегося в ней принципа при комбинации
    344 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ их со следствиями из других дериваций T, U, V могли бы быть полезными
    обществу, а не выяснять (как обычно делается), полезна или вредна для
    общества деривация S. Проблема сама по себе бессмысленная. Дерива-
    ции, как правило, невозможно рассматривать в количественном отноше-
    нии по причине, которую мы не раз отмечали, их ориентации на абсолют
    (см. § 670). Когда деривация провозглашает тот или иной принцип,
    то почти всегда имплицитно в ней есть предположение, что к нему следу-
    ет устремляться абсолютно, без каких-либо оговорок и ограничений.
    Будет полезно к высказанным общим положениям добавить примеры
    частных случаев.
  • Применение силы в обществе. В целом общества существуют благодаря
    тому, что у большинства людей, входящих в их состав, живы и сильны
    чувства, соответствующие остаткам социальности (класс IV). Но в то же
    время есть и индивиды, у которых хотя бы часть этих чувств ослабевает
    и может даже исчезнуть. Отсюда следуют два очень существенных
    и на первый взгляд противоположных эффекта: один угрожает распадом
    общества, тогда как другой обеспечивает подъем уровня его цивилизо-
    ванности. По существу, это всегда движение, но оно может совершаться
    в разных направлениях.
  • Очевидно, что если бы потребность в единообразии (IVb) была у всех ин-
    дивидов данного общества настолько сильной, что удерживала бы каж-
    дого из них от любого нарушения единообразий, имеющихся в том обще-
    стве, в котором он живет, то такое общество не имело бы внутренних
    причин для распада. Однако тогда в нем не было бы и стимулов для изме-
    нений — будь то в сторону увеличения или уменьшения полезности ин-
    дивидов или общества. И наоборот, если бы необходимость в единообра-
    зии отсутствовала, то общество бы не существовало. Каждый индивид
    поступал бы по-своему, как львы и тигры, хищные птицы и некоторые
    другие животные. Общества, которые продолжают существовать и изме-
    няться, занимают, следовательно, некое промежуточное положение ме-
    жду этими двумя пределами.
  • Можно мысленно представить гомогенное общество, в котором потреб-
    ность в единообразии была бы одной и той же у всех индивидов и соот-
    ветствовала бы отмеченному выше промежуточному состоянию, но на-
    блюдение показывает, что это не свойственно человеческим обществам.
    Они отличаются значительной неоднородностью. Упомянутое промежу-
    точное состояние имеет место потому, что у одних индивидов потребность
    в единообразии очень сильная, у других умеренная, у третьих почти пол-
    ностью отсутствует, есть также некоторая средняя потребность, не для
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 345 каждого отдельно взятого индивида, а для общности, которая охватывает
    их всех. Можно добавить к этому как констатацию факта, что число ин-
    дивидов, у которых потребность в единообразии превосходит среднюю
    потребность, соответствующую среднему состоянию общества, намного
    превышает число тех, у кого такая потребность ниже средней, и несрав-
    нимо выше числа тех, у кого ее вообще нет.
  • Для читателя, который до этого момента внимательно следил за ходом
    изложения, нет необходимости добавлять, что после того, как зафикси-
    рованы результаты от воздействия большей или меньшей силы чувств
    единообразия, можно сразу предвидеть появление двух теологий. Одна
    из них освящает неподвижность единообразия, реального или мнимо-
    го, тогда как другая освящает движение само по себе в любом направле-
    нии; именно это и произошло в действительности. Таким образом,
    промежуточное состояние общества обычно достигается в результате
    наложения действия многих сил, среди которых проявляются две от-
    меченные здесь категории, направленные на достижение различных
    воображаемых целей и соответствующие остаткам из разных классов
    (см. § 892 и далее).
  • Вопрос о том, следует ли применять силу в обществе, — бессмысленный,
    поскольку силу применяют как те, кто хотят сохранить некоторые едино-
    образия, так и те, кто стремятся их нарушить.
  • Также не имеет особого смысла вопрос о том, надлежит ли обществу ис-
    пользовать силы для укрепления существующих единообразий или же ее
    надо применять для их разрушения, поскольку необходимо различать ва-
    риации единообразий и видеть, какие из них полезны, а какие вредны об-
    ществу. Но этого недостаточно. Необходимо также выяснить, насколько
    значительна польза от некоторого вводимого единообразия, компенси-
    рует ли она вред от применения силы при его установлении прежде чем
    вводить его, или окажется ли вред от некоторого <другого> единообразия
    настолько значительным, что превысит вред от применения силы для его
    разрушения (см. § 921). При этом не следует недоучитывать величай-
    ший вред анархии, которая явится результатом частого применения си-
    лы при ликвидации существующих единообразий, так же как нельзя не-
    доучитывать пользу от сохранения некоторых единообразий, придаю-
    щих силу и стабильность социальному порядку. Следовательно, чтобы
    решить вопрос о применении силы, недостаточно решения вопроса
    о полезности вообще относительно некоторых порядков; необходим
    взвешенный учет всей пользы и всего вреда, как прямого, так и косвен-
    ного. Такой путь направляет на решение научной проблемы; он может
    отличаться и часто действительно отличается от пути, который ведет
    346 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ к увеличению общественной полезности. Следовательно, по такому пу-
    ти целесообразно следовать всем, кто должен решать только научную
    проблему, а также, но лишь отчасти, некоторым представителям правя-
    щего класса. Если же иметь в виду проблему общественной полезности,
    то, напротив, целесообразным часто оказывается, чтобы те, кто нахо-
    дятся у власти и должны действовать, в зависимости от конкретных об-
    стоятельств принимали одну из теологий, а именно: или предписываю-
    щую сохранение существующих единообразий, или убеждающую в не-
    обходимости их менять.
  • Вместе с другими теоретическими трудностями такие рассмотрения по-
    зволяют объяснить, почему найденные решения общей проблемы, как
    правило, не могут или почти не могут быть использованы практически.
    Решение частных проблем с их помощью оказывается более успешным.
    Частные проблемы, относящиеся к определенному месту и времени,
    встречают при своем решении меньшие теоретические трудности, по-
    скольку в практике имплицитно учитываются многие обстоятельства,
    которые в теории невозможно эксплицитно оценить до тех пор, пока она
    не достигла высокого уровня развития. Здесь не место ни изучать исто-
    рию применения силы с древнейших времен до наших дней, ни исследо-
    вать отдельные детали. Ограничимся уже сказанным и попытаемся оты-
    скать формулу, которая содержала бы достаточно огрубленное обобще-
    ние наблюдаемым фактам. Если бы мы рассуждали о недавнем прошлом,
    то должны были бы охватить как нарушения норм интеллектуального
    единообразия, так и нарушения материального плана. Еще не так давно
    и те и другие <нарушения> оценивались примерно одинаково, порой
    первые нарушения считались более серьезными и тяжкими, чем вторые,
    но сегодня, за некоторыми исключениями, соотношение их важности
    сменилось на обратное. Теперь стало меньше норм по соблюдению ин-
    теллектуальных единообразий, которые власти стремились бы вводить
    принудительно. Следовательно, эти нормы лучше рассматривать отдель-
    но от норм материального характера. Итак, обращая особое внимание
    на нарушения норм материального характера у современных цивилизо-
    ванных народов, мы видим, что в целом применение силы для пресече-
    ния таких нарушений допускается тем с большей легкостью, чем в боль-
    шей мере эти нарушения могут рассматриваться <властями> в качестве
    единичных аномалий, имеющих целью достижение индивидуальных вы-
    год и преимуществ. Но готовность прощать нарушение норм утрачива-
    лось по мере того, как оно становится коллективным действием, ориен-
    тированным на получение коллективных выгод, особенно в случае, если
    оно нацелено на смену действующих норм некоторыми нормами общего
    характера.
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 347
  • При изучении отношения взаимозависимости между способами приме-
    нения силы и иными социальными фактами мы имеем, как правило, де-
    ло с последовательностью действий и ответных реакций, в которых при-
    менение силы предстает порой как причина, а порой — как следствие.
  • В отношении правящего класса будут рассмотрены главным образом
    пять групп фактов.
    1. Небольшое число граждан, стремящихся к насилию, способно на-
    вязать свою волю тем из стоящих у власти людям, которые не гото-
    вы к отражению насилия посредством ответного, равного ему на-
    силия. Если правящие руководствуются в основном гуманистиче-
    скими чувствами и не склонны применять силу, то желанный для
    провоцирующей насилие группы граждан результат достигается
    очень легко. Если же, напротив, стоящие у власти не применяют
    силу потому, что лучшим решением считают использование иных
    средств, то часто получается результат, изложенный в следующем
    пункте.
    2. Чтобы воспрепятствовать насилию или противостоять ему, правя-
    щий класс использует хитрость, обман, подкуп. Со временем тако-
    го рода действия оказывают сильное влияние на селекцию правя-
    щего класса (см. § 947). Тот, кто лучше владеет искусством ослаб-
    ления противников путем их подкупа, кто умеет посредством
    хитрости и обмана спасать то, что казалось уже потерянным перед
    лицом силы, оказывается наилучшим среди правящих. Тот, кто
    предпринимает слабые попытки сопротивления и при этом не уме-
    ет пригибать спину в нужный момент, оказывается наихудшим
    среди правящих и может оставаться в их рядах только в случае, ес-
    ли этот изъян восполняется иными его выдающимися качествами.
    3. Таким образом, в правящем классе происходит прирост остатков,
    относящихся к инстинкту комбинаций (класс I) при одновремен-
    ном ослаблении остатков сохранения агрегатов (класс II). Это свя-
    зано с тем, что первые остатки помогают именно тогда, когда вза-
    мен открытому сопротивлению требуется умение выкручиваться
    и находить хитроумные комбинации, в то время как вторые скло-
    няют именно к открытому сопротивлению, а сильное чувство со-
    хранения агрегатов лишает <правящий класс> гибкости.
    4. Замыслы правящего класса во временно´м отношении не очень уст-
    ремлены вперед. Преобладание инстинктов комбинаций и ослаб-
    ление инстинктов сохранения агрегатов приводит к тому, что пра-
    вящий класс преимущественно довольствуется настоящим и мало
    беспокоится о будущем. Индивид во многом превалирует здесь над
    семьей, отдельный гражданин — над общностью и нацией.
    348 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ 5. Подобные явления отчасти свойственны и международным отно- шениям: войны становятся главным образом экономическими;
  • Скачать:TXTPDF

    познаются гораздо лучше,если внимание обращается на изменения X, Y, чем на изменения ка-кой-нибудь одной группы из A, B, P, Q… Таким же образом можно отнести к теме полезности замечания, которыеуже