Компендиум по общей социологии
просто невозможной, обязав маги-
страт принимать решение о командующем не ранее, чем по истечении го-
да от начала исполнения им его обязанностей, т. е. когда он уже не мог
слушать предсказания в Риме. Консерватор Сулла, безусловно, не наме-
ревался таким путем подготавливать упразднение конституции, так
же как введение обязательных слушаний предсказателей в столице
не было нацелено на предупреждение атак на республиканскую консти-
туцию. В действительности в последнем случае мы имеем нелогическое
действие вида 4a, тогда как в случае Суллы — нелогическое действие ви-
да 4b.
В экономическом феномене примечателен факт поведения предпри-
нимателей, совершающих в условиях свободной конкуренции действия,
частично попадающие в группу действий класса II вида 4b. Их объектив-
ная цель отлична от субъективной9. Напротив, если эти компании имеют
монополию, те же действия оказываются логическими.
- Другое существенное отличие между поступками людей и животных
проявляется в том, что поведение животных мы наблюдаем только
со стороны, тогда как о человеческих поступках часто знаем из оценок
самих людей, из произведенного на них впечатления, а также исходя
из воображаемых мотивов, которые людям нравится приписывать таким
- Гадания по крику и полету птиц.
** На территории, расположенной внутри городской стены.
*** Получение права ауспиций (лат.). То есть право гаданий в военное время с этого
момента имел уже только главнокомандующий.
9 Pareto V. Cours d’économie politiques. Livre 1. § 151. Livre 2. § 718, 719 // Idem.
Oevres completes. Tome 1. Geneve: DROZ, 1964. P. 70, 87, 88; Pareto V. Manuel
d’économie politiques. Ch. 5. § 11, 74 // Idem. Oevres completes. Tome 7. Geneve:
DROZ, 1966. P. 289, 331.
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 37 действиям в качестве их причин. Поэтому действия, которые могли
бы относиться к 1-му и к 3-му роду, переходят во 2-й и в 4-й род.
Магические операции, если к ним не добавляются иные действия,
принадлежат ко 2-му роду. Жертвоприношения античных римлян
и древних греков следует отнести к этому же роду, по крайней мере
в то время, когда они еще верили в реальность существования своих бо-
гов. Гесиод призывает людей не переправляться через реки без совер-
шения молитвы и омовения рук, что можно было бы отнести к 1-му роду
нелогических поступков, но он добавляет, что боги карают тех, кто пе-
ресекает реки, не омыв рук, и поэтому такие действия попадают во 2-й
род.
Подобные процедуры были тогда обычны и широко распространены.
Гесиод говорит даже о том, что не следует осуществлять сев на тринадца-
тый день месяца, но что этот день прекрасно подходит для посадки де-
ревьев, дает немало других предписаний такого же характера. Эти дейст-
вия принадлежат ко 2-му роду. В античном Риме авгур, увидев небесное
знамение, мог отменить комицию, назначенную на следующий день.
К концу Республики, когда уже подорвалась вера в провидческий дар ав-
гуров, этот поступок был логическим действием, т. е. средством достиже-
ния желаемого результата, но во времена, когда римляне еще верили в ре-
альность провидения авгуров, данный поступок был действием 4-го рода.
Точнее, он являлся его разновидностью 4a, когда авгуры, прибегая к по-
мощи богов, препятствовали обсуждению на народном собрании тех во-
просов, которые им представлялись пагубными для римского народа или
для его части.
В целом упомянутые действия соответствуют, хотя и довольно отда-
ленно, тем мероприятиям, которые практикуются в наше время в законо-
дательных собраниях, чтобы избежать принятия необдуманных реше-
ний: это обязательное введение двух или трех обсуждений с принятием
предварительных решений, проведение раздельных слушаний с после-
дующим согласованием решений двух палат и т. д. Таким образом, ока-
зывается, что действия авгуров часто относились к виду 4a.
Большинство политических действий, основанных на традиции,
на претензии какого-нибудь народа или отдельного человека на особую
миссию, принадлежат к 4-му роду. Прусский король Вильгельм I
и французский император Наполеон III оба считали, что они посланы
«провидением». Первый верил, что его миссия состоит в служении
во благо собственной стране, второй возомнил, что его предназначе-
ние — заботиться о благе человечества. Первый совершал действия ви-
да 4a; второй — 4b.
Помимо этого, люди придерживаются некоторых общих правил (мо-
раль, обычаи, право), по которым совершаются действия 4a и 4b.
38 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
- Логические действия, по крайней мере в основной их части, представля-
ют собой результат рассуждения; нелогические действия вызываются
прежде всего определенными психическими состояниями: чувствами,
подсознанием и т. д. Изучать эти психические состояния надлежит пси-
хологии; мы же исходим из факта такого состояния без углубления в об-
ласть психологии.
- У животных поведенческие акты B — единст-
венные, которые мы можем наблюдать, — свя-
заны с некоторым гипотетическим психиче-
ским состоянием A (см. рис. 1, i). У людей такое
психическое состояние проявляется не только
посредством поведенческих актов B (см. рис. 1,
ii), но также в выражении чувств C, которые
Рис. 1
часто получают дальнейшее развитие в мораль-
ных, религиозных и им подобных теориях.
Люди проявляют явно выраженную тенденцию: они стремятся транс-
формировать нелогические действия в логические и побуждают себя счи-
тать, что B является следствием «причины» C. Так устанавливается пря-
мая связь CB вместо опосредованной связи, которая возникает за счет
других связей — AB и AC.
Иногда связь CB действительно существует, но это случается не так
часто, как думают. Одно и то же чувство, побуждающее людей воздержи-
ваться от действия B (связь AB), побуждает их к созданию теории C
(связь AC). Например, некто, испытывая отвращение к убийству — дей-
ствию B, станет воздерживаться от него, но скажет, что боги карают
за убийство, а это уже будет теория C.
- Здесь мы говорим не только о качественных, но и о количественных от-
ношениях. Допустим, что в некоторый момент определенная сила побу-
ждает человека совершить действие B, и что величина такой силы равна
- Совершит ли он действие B, зависит от того, имеют ли силы, препят-
ствующие ему его совершать, величину, меньшую или большую 10. Итак,
мы получим следующие случаи.
- Сила связи AB имеет величину больше 10. В таком случае она дос-
таточна для того, чтобы не дать человеку совершить действие B.
Если и существует связь CB, она излишняя.
- Сила связи CB, если она существует, имеет величину больше 10;
следовательно, ее достаточно для того, чтобы воспрепятствовать
совершению действия B, даже если сила AB равна нулю.
- Величина результирующей сил связи AB равна, к примеру, 4, а ре-
зультирующая сил связи CB равна 7. Тогда значение суммы всех
этих сил составит 11: действие не произойдет. Если величина сил
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 39 связи AB имеет значение, равное 2, а величина сил связи CB сохра-
няется равной 7, то общая сумма составит 9 и действие совершится.
Пусть связь AB характеризует отвращение индивида к поступку B; AC
выражает теорию, согласно которой боги покарают того, кто совершит
поступок B. Одни люди станут воздерживаться от совершения поступка
B в силу простого отвращения (первый случай), другие — потому, что бо-
ятся божьей кары (второй случай), но найдутся и те, кто станут воздержи-
ваться от него на основе обеих причин (третий случай).
Так, ложными оказываются, по причине их слишком абсолютного ха-
рактера, следующие утверждения: «Естественной предрасположенности
к совершению добра достаточно, чтобы удержать людей от совершения
зла»; «Страха перед вечными муками достаточно, чтобы удержать людей
от совершения зла»; «Мораль не зависит от религии»; «Мораль зависит
исключительно от религии».
Можно предположить, что C — это санкция, применяемая в соответ-
ствии с законом. То же чувство, которое побуждает людей применять эту
санкцию, удерживает их также и от совершения действия B. Одним
не позволяет совершать B испытываемое к этому поступку отвращение,
другим — страх перед санкцией C, третьим — обе эти причины вместе.
Рассмотренные отношения между A, B и C являются элементарными,
но далеко не единственными. Прежде всего существование теории C ока-
зывает ответное действие на психическое состояние A и в очень многих
случаях содействует его укреплению; поэтому теория C влияет на B по ли-
нии CAB. Кроме того, воздержание от B, от совершения некоторых пове-
денческих актов оказывает ответное влияние на психическое состояние
A и, следовательно, также на теорию C по пути BAC. Далее, воздействие
теории C на B влияет и на A и таким образом возвращается снова к C. До-
пустим, например, что санкция C является чрезмерно суровым наказани-
ем за преступление B. Применение такой санкции CB изменяет психиче-
ское состояние A, и в результате этого изменения санкция C заменяется
другой, менее суровой.
Изменение психического состояния вначале проявляется в росте ко-
личества преступлений B; этот рост приводит к смене психического со-
стояния A, а его изменение ведет к замене санкции C.
Религиозный культ можно в некотором отношении приравнивать
к акту B, а его теологию — к теории C: и то и другое порождается некото-
рым психическим состоянием A.
Рассмотрим некоторые действия D (см. рис. 2), зависящие от этого пси-
хического состояния A. Культ B не влияет непосредственно на D,
но он влияет на A и через него — на D. Тем же способом он воздействует
40 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и на C, а C оказывает ответное действие на B. Может иметься и прямое действие CD. Воздей- ствие теологии C на A обычно довольно слабое, и, следовательно, оно также очень слабое в от- ношении D, поскольку действие CD обычно не- велико. Таким образом, люди обычно соверша- ют серьезную ошибку, полагая, что теология Рис. 2 C является причиной действий D. Часто встре- чающееся утверждение «Данный народ поступает так потому, что он ве- рит в это» редко бывает верным, оно почти всегда ошибочное. Противо- положное утверждение «Народ верит в это потому, что он так поступает» обычно заключает в себе немалую долю правды, но оно слишком катего- ричное и частично ошибочное. Верования и поступки, действительно, не являются независимыми друг от друга, но их зависимость состоит в том, что они выступают как две ветви одного дерева (см. § 97). Эта тема будет подробно развиваться в главе 8.
- Древняя римская религия до вторжения богов из Греции не имела теоло-
гии C и сводилась к культу B. Но этот культ B, воздействуя на A, оказывал
сильное влияние на поступки римского народа D. Более того, идея, что
тогда существовало непосредственное отношение BD, нам, современ-
ным людям, представляется нелепой; но отношение BAD, напротив, в не-
которых случаях могло бы показаться очень осмысленным и полезным
для римского народа. Теология C оказывает на D в целом более слабое
непосредственное воздействие, чем на A. Таким образом, было бы серь-
езной ошибкой пытаться судить о социальной ценности религии, исходя
из логической ценности и осмысленности ее теологии (см. § 13). Конеч-
но, когда последняя станет до такой степени абсурдной, что сильно по-
действует на A, она тем самым сильно повлияет и на D. Это, однако, слу-
чается редко, и только когда изменяется психическое состояние A, людям
удается заметить в теологии некоторые нелепости, прежде почти полно-
стью ускользавшие от них.
Этот анализ можно распространить и на любые иные теории10. Пусть,
к примеру, C — теория свободного экономического обмена; D — кон-
кретное применение этой теории в какой-то стране, A — психическое со-
стояние, вызванное в основном экономическими, политическими, со-
циальными интересами индивидов и обстоятельствами их жизни. Непо-
средственная связь между