Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
рассудочного поведения или, правильнее сказать, способность при-
спосабливать средства к цели при изменении обстоятельств. Фабр, кото-
рого мы так часто цитируем потому, что этот автор изучал данную тему 3 Fabre J. H. Souvenirs entomologiques. Études sur l’instinct et les moers des insects.
1-re série. P., 1879. P. 72. [Фабр Ж. А. Инстинкт и нравы насекомых / пер. с франц.
Е. И. Шевыревой. М.: Терра, 1993. С. 31.]
4 Fabre J. H. Op. cit. P. 73. [Фабр Ж. А. Указ. соч. С. 31–32.]
34 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ лучше кого бы то ни было, пишет: «Для инстинкта ничего нет трудного до тех пор, пока действие не выходит из обычного круга деятельности, от- веденного животному; для инстинкта также нет ничего легкого, если дей- ствие должно отклоняться от обычного пути. Насекомое, которое удив- ляет и поражает нас своей высокой проницательностью, минуту спустя, перед фактом самым простым, но чуждым его обыкновенной практике, удивляет нас уже своей тупостью»5. «В психической жизни насекомого следует различать две области, очень различные между собой. Одна об- ласть — это собственно инстинкт, бессознательный импульс, который управляет тем, что есть самого удивительного в строительном искусстве насекомых… Он, и только он, заставляет мать строить и заготовлять про- визию для неизвестной ей семьи, направляет жало к нервным центрам до- бычи…, чтобы запасы сохранились в свежем состоянии… Но если бы насе- комое было одарено только чистым инстинктом, то оно оставалось бы без- оружным перед постоянным столкновением обстоятельств… Необходим руководитель для того, чтобы найти, принять, отказаться, выбрать, пред- почесть это, сделать то, наконец, извлечь пользу из того, что случай может предоставить полезного. И действительно, насекомое обладает этим руко- водителем, и в очень значительной степени. Это вторая область его психи- ческой жизни. Здесь оно действует сознательно и способно к усовершен- ствованию при помощи опыта. Не решаясь назвать эту способность разу- мом (intelligence), — слишком возвышенным для нее термином, — я назову ее распознаванием (discernement), способностью различать»6.
  1. Эти феномены в качественном отношении почти те же и для человека;
    однако в количественном плане область логических действий, очень ог-
    раниченная у животных, становится весьма обширной в поведении лю-
    дей. Но уже у животных появляются зачатки логического поведения. По-
    сле рассказов о том, как он обманывал некоторых насекомых, которые
    упорно совершали бесполезные поступки, Фабр добавляет: «Вспомним
    здесь, что желтокрылого сфекса не всегда можно обмануть игрой, состоя-
    щей в том, чтобы отодвигать сверчка. В иных местах есть элитарные осо-
    би этого вида с крупной головой, которые после нескольких неудач рас-
    познают хитрости экспериментатора и умеют разрушать его замыслы.
    Но этих революционеров, способных к прогрессу, небольшое число,
    а прочие, большинство, толпа, упрямые консерваторы, приверженцы
    старых обычаев и привычек»7. 5 Ibid. P. 165–166. [Фабр Ж. А. Указ. соч. С. 83.]
    6 Ibid. P. 65–67. [Там же. С. 413, 414.]
    7 Ibid. P. 176–177. [Там же. С. 89.]
    Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 35 Пусть читатель хорошо запомнит это наблюдение, поскольку подоб-
    ный контраст между тенденцией к комбинациям, ведущей к обновле-
    нию, и тенденцией к постоянству определенных групп чувств, которая
    приводит к консервации, могла бы направить нас на путь, ведущий к объ-
    яснению многих фактов в жизни человеческих обществ (см. гл. 6).
  • Формирование языка вызывает не меньшее изумление, чем инстинктив-
    ные действия насекомых. Было бы нелепо утверждать, что грамматиче-
    ская теория предшествовала языковой практике. Разумеется, она воз-
    никла после нее, и люди, не осознавая этого, создали утонченные грам-
    матические формы.
    Возьмем для примера греческий язык. Если бы мы смогли углубиться
    в далекое прошлое, дойти до тех индоевропейских языков, от которых
    происходит греческий язык, то наши наблюдения стали бы очень четки-
    ми, поскольку наличие грамматических абстракций в столь далекие
    времена наименее вероятно. Мы не можем предполагать, что древние
    греки однажды собрались вместе, чтобы принять декрет о том, как
    должны спрягаться глаголы; само использование глаголов сделало древ-
    негреческие спряжения подлинным шедевром. В аттической культуре
    мы имеем движение вперед как знак прохождения длительного периода
    истории, утонченный язык, и, наряду с силлабическим слогом, добавле-
    ние букв для обозначения гласных звуков. Аорист* и функция этой
    <глагольной формы> в синтаксисе стали тем изобретением, которому
    могут воздать должное даже самые сведущие в логике специалисты.
    Большое число глагольных форм, уточнение их функций в синтакси-
    се, — все это не может не изумлять.
  • В античном Риме получавший властные полномочия (imperium) генерал,
    прежде чем покидать город, обязан был совершать гадания (auspici)
    на Капитолии. Он мог это сделать только в Риме. Не следует полагать, что
    в истоках данного обычая была политическая причина, хотя позднее та-
    кая практика фактически приобрела политический характер8. «Хотя
    только от воли комиций*** зависело продление его утвержденных
    • Финикийцы изобрели слоговое письмо, в котором знаки соответствовали соче-
      таниям согласного с гласным. Греки, заимствовавшие финикийскую письмен-
      ность, в IX в. до н. э. усовершенствовали ее, добавив к уже имевшимся буквам,
      обозначавшим согласные звуки, новые буквы для обозначения гласных звуков.
      ** Временна´я форма глагола, обозначающая в ряде индоевропейских языков дейст-
      вие, отнесенное к прошлому.
      8 Mommsen Th. Le droit public romain. T. 1. P., 1887. P. 114–115.
      *** Народное собрание в Риме.
      36 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ полномочий, но они не могли расширить права военного командования
      без совершения на Капитолии гаданий. Следовательно, данный акт нахо-
      дился в ведении города… и если бы хотя бы раз он прошел не в соответст-
      вии с конституцией, то были бы устранены ограничения, установленные
      даже в отношении решений комиций суверенного народа. Вовсе
      не конституционные барьеры, но те гарантии, каковыми являлись аус-
      пиции* в отношении генералов, защищали от опасности усиления во-
      енной власти, но это правило, в конце концов, нарушили, а точнее,
      обошли. В более позднюю эпоху к городу Риму, используя аналогичную
      правовую уловку, присоединяли земельные участки, лежавшие вне гра-
      ниц города, словно они располагались в померии, в дополнение к auspizium requis*».
      Позднее Сулла не просто отменил эту связанную с предзнаменова-
      ниями гарантию; он сделал ее впредь просто невозможной, обязав маги-
      страт принимать решение о командующем не ранее, чем по истечении го-
      да от начала исполнения им его обязанностей, т. е. когда он уже не мог
      слушать предсказания в Риме. Консерватор Сулла, безусловно, не наме-
      ревался таким путем подготавливать упразднение конституции, так
      же как введение обязательных слушаний предсказателей в столице
      не было нацелено на предупреждение атак на республиканскую консти-
      туцию. В действительности в последнем случае мы имеем нелогическое
      действие вида 4a, тогда как в случае Суллы — нелогическое действие ви-
      да 4b.
      В экономическом феномене примечателен факт поведения предпри-
      нимателей, совершающих в условиях свободной конкуренции действия,
      частично попадающие в группу действий класса II вида 4b. Их объектив-
      ная цель отлична от субъективной9. Напротив, если эти компании имеют
      монополию, те же действия оказываются логическими.
    1. Другое существенное отличие между поступками людей и животных
      проявляется в том, что поведение животных мы наблюдаем только
      со стороны, тогда как о человеческих поступках часто знаем из оценок
      самих людей, из произведенного на них впечатления, а также исходя
      из воображаемых мотивов, которые людям нравится приписывать таким
    • Гадания по крику и полету птиц.
      ** На территории, расположенной внутри городской стены.
      *** Получение права ауспиций (лат.). То есть право гаданий в военное время с этого
      момента имел уже только главнокомандующий.
      9 Pareto V. Cours d’économie politiques. Livre 1. § 151. Livre 2. § 718, 719 // Idem.
      Oevres completes. Tome 1. Geneve: DROZ, 1964. P. 70, 87, 88; Pareto V. Manuel
      d’économie politiques. Ch. 5. § 11, 74 // Idem. Oevres completes. Tome 7. Geneve:
      DROZ, 1966. P. 289, 331.
      Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 37 действиям в качестве их причин. Поэтому действия, которые могли
      бы относиться к 1-му и к 3-му роду, переходят во 2-й и в 4-й род.
      Магические операции, если к ним не добавляются иные действия,
      принадлежат ко 2-му роду. Жертвоприношения античных римлян
      и древних греков следует отнести к этому же роду, по крайней мере
      в то время, когда они еще верили в реальность существования своих бо-
      гов. Гесиод призывает людей не переправляться через реки без совер-
      шения молитвы и омовения рук, что можно было бы отнести к 1-му роду
      нелогических поступков, но он добавляет, что боги карают тех, кто пе-
      ресекает реки, не омыв рук, и поэтому такие действия попадают во 2-й
      род.
      Подобные процедуры были тогда обычны и широко распространены.
      Гесиод говорит даже о том, что не следует осуществлять сев на тринадца-
      тый день месяца, но что этот день прекрасно подходит для посадки де-
      ревьев, дает немало других предписаний такого же характера. Эти дейст-
      вия принадлежат ко 2-му роду. В античном Риме авгур, увидев небесное
      знамение, мог отменить комицию, назначенную на следующий день.
      К концу Республики, когда уже подорвалась вера в провидческий дар ав-
      гуров, этот поступок был логическим действием, т. е. средством достиже-
      ния желаемого результата, но во времена, когда римляне еще верили в ре-
      альность провидения авгуров, данный поступок был действием 4-го рода.
      Точнее, он являлся его разновидностью 4a, когда авгуры, прибегая к по-
      мощи богов, препятствовали обсуждению на народном собрании тех во-
      просов, которые им представлялись пагубными для римского народа или
      для его части.
      В целом упомянутые действия соответствуют, хотя и довольно отда-
      ленно, тем мероприятиям, которые практикуются в наше время в законо-
      дательных собраниях, чтобы избежать принятия необдуманных реше-
      ний: это обязательное введение двух или трех обсуждений с принятием
      предварительных решений, проведение раздельных слушаний с после-
      дующим согласованием решений двух палат и т. д. Таким образом, ока-
      зывается, что действия авгуров часто относились к виду 4a.
      Большинство политических действий, основанных на традиции,
      на претензии какого-нибудь народа или отдельного человека на особую
      миссию, принадлежат к 4-му роду. Прусский король Вильгельм I
      и французский император Наполеон III оба считали, что они посланы
      «провидением». Первый верил, что его миссия состоит в служении
      во благо собственной стране, второй возомнил, что его предназначе-
      ние — заботиться о благе человечества. Первый совершал действия ви-
      да 4a; второй — 4b.
      Помимо этого, люди придерживаются некоторых общих правил (мо-
      раль, обычаи, право), по которым совершаются действия 4a и 4b.
      38 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
    1. Логические действия, по крайней мере в основной их части, представля-
      ют собой результат рассуждения; нелогические действия вызываются
      прежде всего определенными психическими состояниями: чувствами,
      подсознанием и т. д. Изучать эти психические состояния надлежит пси-
      хологии; мы же исходим из факта такого состояния без углубления в об-
      ласть психологии.
    2. У животных поведенческие акты B — единст-
      венные, которые мы можем наблюдать, — свя-
      заны с некоторым гипотетическим психиче-
      ским состоянием A (см. рис. 1, i). У людей такое
      психическое состояние проявляется не только
      посредством поведенческих актов B (см. рис. 1,
      ii), но также в выражении чувств C, которые
      Рис. 1
      часто получают дальнейшее развитие в мораль-
      ных, религиозных и им подобных теориях.
      Люди проявляют явно выраженную тенденцию: они стремятся транс-
      формировать нелогические действия в логические и побуждают себя счи-
      тать, что B является следствием «причины» C. Так устанавливается пря-
      мая связь CB вместо опосредованной связи, которая возникает за счет
      других связей — AB и AC.
      Иногда связь CB действительно существует, но это случается не так
      часто, как думают. Одно и то же чувство, побуждающее
  • Скачать:TXTPDF

    рассудочного поведения или, правильнее сказать, способность при-спосабливать средства к цели при изменении обстоятельств. Фабр, кото-рого мы так часто цитируем потому, что этот автор изучал данную тему 3 Fabre J. H.