Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
проявляется стремление не конфликтовать с сильными и нападать только на слабых. Эти войны можно рассматривать преимущест- венно как спекуляцию (см. § 1010). Часто к подобным войнам не- осознанно подталкивают страну те <представители правящего класса>, которые порождают экономические конфликты и при этом надеются, что экономические войны никогда не перерастут в вооруженные столкновения; такие конфликты зачастую навязы- ваются народам, не являющимся передовыми. Такое развитие обусловлено доминированием остатков класса I.
  • При рассмотрении управляемого, подчиненного класса мы имеем дело
    со следующими отношениями, отчасти соответствующими представлен-
    ным выше группам фактов.
    1. Если в управляемом классе имеется некоторое количество инди-
    видов, склонных к применению силы, и если у них есть предводи-
    тели, способные вести их за собой, то правящий класс часто лиша-
    ется власти и его место занимает другой класс. Это достигается
    легко, когда правящий класс более всего преисполнен гуманных
    чувств, и еще легче, если он не может ассимилировать лучшие эле-
    менты, рождающиеся в классе управляемых. Гуманная аристокра-
    тия, если она закрыта или мало открыта, создает наибольшую
    нестабильность.
    2. Труднее отстранить от власти тот правящий класс, который умеет
    прибегнуть к хитрости, обману, подкупу. Это особенно трудно
    сделать, когда ему удалось ассимилировать немало индивидов из
    класса управляемых, которые овладели данными приемами и <ес- ли бы не присоединились к правящему классу> могли бы стать
    предводителями управляемых, готовыми применить насилие.
    Управляемый класс при этом остается без руководства, без уме-
    ний, пребывает в дезорганизованном состоянии и почти всегда
    не способен к осуществлению чего-либо устойчивого.
    3. Таким образом, в управляемом классе немного ослабевают остат-
    ки инстинктов комбинаций. Но это явление несопоставимо с воз-
    растанием таких остатков в правящем классе. Поскольку господ-
    ствующий класс имеет значительно меньшую численность, он су-
    щественнее меняется по своим качествам, когда в него вносится
    или из него удаляется некоторое ограниченное число индивидов;
    между тем внесение или удаление такого же количества едва замет-
    но изменяет свойство совокупности с достаточно большим количе-
    ством элементов. Кроме того, в управляемом классе остается нема-
    ло индивидов с инстинктами комбинаций, которые не находят
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 349 применения в политике и близких к ней видах деятельности, ис- пользуются только в областях, не связанных с политикой. Это об- стоятельство делает общества стабильными, поскольку правяще- му классу достаточно ввести в свой состав некоторое незначитель- ное число таких индивидов, чтобы управляемый класс лишился лидеров. Кроме того, если этот процесс продолжается долго, на- растает различие в характере двух классов: в первом начинают пре- обладать инстинкты комбинаций, во втором — инстинкты сохра- нения агрегатов; когда же это различие становится слишком зна- чительным, происходят революции. 4. Они часто приводят к власти новый правящий класс, у которого сильны инстинкты сохранения агрегатов; следовательно, к своим стремлениям пользоваться благами сегодня этот новый правящий класс добавляет идеальные цели, достижение которых намечено на неопределенное будущее — скептицизм отчасти сменяет веру. 5. Эти соображения в определенной мере следовало бы распростра- нить на межнациональные отношения. Если у какого-то народа инстинкты комбинаций возрастут свыше некоторого порога по отношению к инстинктам сохранения агрегатов, то он легко может быть побежден в войне с другим народом, у которого такого превышения не произошло. Сила воздействия идеала, ведущего к победе, отмечается как в гражданских, так и во внешних войнах. Кто утрачивает навык в применении силы и привыкает рассмат- ривать войну как операцию в терминах финансовых затрат и вы- год, тот легко соглашается покупать мир. Такая операция сама по себе может быть и хорошей, поскольку война могла бы обой- тись дороже той цены, которую надлежит выплачивать за сохране- ние мира. Опыт свидетельствует, однако, что если взглянуть на эту операцию шире, с учетом того, что неизбежно последует за ней, то оказывается, что это путь к гибели. Очень редко отмеченное вы- ше преобладание инстинктов комбинаций наблюдается у всего населения; обычно оно свойственно высшим слоям и редко, а то и вовсе не встречается среди низших и более многочисленных слоев. Следовательно, когда вспыхивает война, <высшему клас- су> остается только изумляться той энергии, которую проявляет простонародье и которую при рассмотрении только высших слоев предугадать было невозможно. Иногда, как это произошло в слу- чае с Карфагеном, такой энергии масс недостаточно для спасения отечества, поскольку война оказалась плохо подготовлена и плохо велась правящими классами этой страны, но была хорошо подго- товлена и хорошо велась правящими классами страны-противни- ка. В других случаях, например в войнах Французской революции, народной энергии оказалось вполне достаточно для спасения 350 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отечества. Несмотря на то что война была плохо подготовлена пра- вящими классами этой страны, она была подготовлена еще хуже и еще хуже велась правящими классами вражеских стран. Низшим слоям общества это дало возможность отстранить от власти свой правящий класс и сменить его другим, обладающим большей энергией и более высокой концентрацией инстинктов сохранения агрегатов. Иной раз бывает и так, как, например, в Германии по- сле поражения под Йеной: народная энергия распространяется в высшие классы и толкает их к действию, которое может быть эф- фективным, поскольку умелое руководство соединяется со стра- стной верой.
  • Все это явления основные, но к ним добавляется немало вторичных. Так,
    когда правящий класс не умеет, не желает, не может применить силу для
    пресечения нарушений единообразия в частной жизни, это возмещается
    проявлениями анархии со стороны части управляемого класса. Хорошо
    известно из истории, что частная месть <вендетта, суды Линча> то исче-
    зает, то возникает вновь в соответствии колебаниями официальной вла-
    сти между применением и отказом от применения силы в борьбе с пре-
    ступностью. Отмечено также, что там, где деятельность государствен-
    ной власти ослабевает, появляются малые государства внутри большого
    государства и малые общества внутри большого общества. Сходным об-
    разом там, где перестает работать государственное правосудие, его сме-
    няет частный и сектантский суд, и наоборот. В международных отноше-
    ниях под мишурой гуманистических и этических декламаций скрывается
    только сила. Китайцы считали себя (возможно, и в самом деле были) вы-
    ше японцев по уровню культуры, но им недоставало военной силы, де-
    фицита которой не было у японцев благодаря сохранению пережитков
    феодального «варварства». Китайцев атаковали европейские орды, дей-
    ствия которых напоминали, как хорошо сказал Жорж Сорель, бесчинст-
    ва испанских конквистадоров в Америке. Бедные китайцы после убийств
    и грабежей, совершавшихся европейцами в их стране, были вынуждены
    еще выплачивать контрибуцию, тогда как японцы, одержав победу над
    русскими, стали пользоваться уважением во всем мире.
  • Обычно все эти факты предстают в завуалированном деривациями виде.
    С одной стороны, имеются теории, всегда, во всех случаях осуждающие
    насилие, которое применяется правящим классом; с другой — встреча-
    ются теории, которые порицают использование насилия управляемыми
    классом.
  • В первых теориях, когда не особенно сильно ощущается необходимость
    в логической аргументации, прибегают к простым чувствам благоговения
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 351 по отношению к обладающим властью людям, а посредством абстракций
    вроде понятия «государство» обращаются к чувствам осуждения по отно-
    шению к тем, кто пытается нарушить или разрушить установленный поря-
    док. Когда считается полезным удовлетворять человеческую потребность
    в логике, то прибегают к смешению двух совершенно разных вещей: сме-
    шивают действие того, кто нарушает единообразие исключительно ради
    своей выгоды, с действием того, кто делает это во имя коллективного ин-
    тереса и для замены данного единообразия на другое. Таким способом
    стремятся распространить на второе действие осуждение, которое, вооб-
    ще говоря, касается только первого действия. В наше время появляются
    рассуждения, которые исходят из теологии прогресса. Некоторые наши
    правительства имели революционные истоки. Как тогда, не отрекаясь
    от своих корней, они могут осуждать революции, которые могут быть
    предприняты против них? Они принимают превентивные меры путем
    установления нового божественного права: восстание против прежних
    правящих верхов было легитимным, поскольку они опирались на силу;
    теперь восстание против современных правительств нелегитимно, по-
    скольку их действия основаны на «разуме». Или так: восстание легитим-
    но против короля и олигархий, но не против «народа». Или еще: можно
    поднять восстание в странах, где не существует всеобщего избирательно-
    го права; но оно больше недопустимо там, где такая панацея имеется.
    И еще вариант аргументации: восстание становится ненужным и, следо-
    вательно, преступным во всех странах, где «народ» может выразить свою
    «волю». Наконец, чтобы не забыть немного обрадовать господ метафизи-
    ков: восстание не может допускаться там, где существует «правовое госу-
    дарство». Пусть читатель меня простит, если я не стану определять эту за-
    мечательную сущность; но сколько бы ни проводить исследований, для
    меня она остается и в самом деле неведомой. Любые исследования
    я предпочту попыткам описывать химеру.
  • Как обычно, эти деривации всегда лишены определенного смысла. Все
    правительства применяют силу, и все они уверяют, что опираются на ра-
    зум и здравый смысл. На самом деле, как при всеобщем избирательном
    праве, так и без него, всегда правит олигархия, и она умеет преподнести
    свою волю как выражение «воли народа».
  • По существу, такие деривации выражают главным образом чувства тех,
    кто, добравшись до власти, желают удержать ее, но также передают общее
    ощущение, что социальная стабильность полезна. Если бы общность,
    малая или большая, как только ее не удовлетворят некоторые нормы,
    принятые обществом, частью которого эта общность является, прибегала
    к оружию, чтобы их ликвидировать, то общество распалось бы. Социаль-
    ная стабильность настолько полезна, что ради ее сохранения стоит
    352 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ прибегать к помощи идеальных целей (см. § 714, 711), различных теоло-
    гий, среди которых может оказаться и теология всеобщего избирательно-
    го права, и смириться с тем, что придется претерпеть из-за этого некото-
    рый реальный ущерб. Чтобы было полезно нарушить стабильность, надо,
    чтобы этот ущерб оказался очень большим. Необходимо также, чтобы
    имелись люди, которые эффективно руководствовались бы не скептиче-
    скими научными рассуждениями, а сильными чувствами, выражаемыми
    в форме идеалов. Такие чувства могут быть полезными и в некоторых
    пределах в самом деле оказываются полезными, сколь ни абсурдны в на-
    учном отношении <выражающие эти чувства> теории «божественного
    права» или права короля, олигархий, «народа», «большинства», полити-
    ческих ассамблей и других подобного же рода прав.
  • Теории, поощряющие применение силы управляемыми, почти всегда
    соединяются с теориями, осуждающими ее применение правящими.
    Редкие фантазеры и мечтатели осуждают применение силы вообще,
    но такие теории не имеют никакого влияния, ибо только способствуют
    ослаблению сопротивления правящих, создавая свободное поле для на-
    силия управляемых. В свете сказанного мы можем ограничиться рас-
    смотрением теорий именно в такой <комбинированной> форме.
  • Нет необходимости в большом числе теорий, чтобы побудить к сопро-
    тивлению или к применению силы тех, кто являются или считают себя
    угнетенными. Следовательно, деривации преимущественно направлены
    на убеждение людей, занимающих в конфликте нейтральную позицию,
    чтобы они осудили сопротивление правящих, сделали его менее сильным
    и даже стали отговаривать самих правящих от оказания сопротивления.
    Эти идеи, помимо прочего, могут сейчас пользоваться успехом у тех, кто
    опустились до филантропии и гуманизма. Порой можно прибегать к по-
    мощи людей нейтральных и ослаблять сопротивление правящих благода-
    ря использованию также дериваций любой искренне исповедуемой ими
    религии. Но поскольку в деривациях с легкостью употребляются аргу-
    менты как «за», так и «против», это средство малоэффективно, если
    не выступает просто в качестве прикрытия интересов.
  • В наше время, когда конфликты в основном оказываются экономиче-
    скими, правительство обвиняют во
  • Скачать:TXTPDF

    проявляется стремление не конфликтовать с сильными и нападать только на слабых. Эти войны можно рассматривать преимущест- венно как спекуляцию (см. § 1010). Часто к подобным войнам не- осознанно подталкивают страну