Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
частных предприятиях,
в деятельность которых вмешивается правительство, но также и от коли-
чества средств, необходимых правящему классу для удержания власти.
Следовательно, оно связано с пропорциональным соотношением остат-
ков класса I и класса II в правящей и управляемой частях населения.
  • Рассмотрим теперь различные части правящего класса. Среди них можно
    выделить две категории: A — люди, которые решительно устремляются
    к идеальным целям, следуют некоторым собственным строгим правилам
    поведения. B — люди, которые стремятся в первую очередь к обеспече-
    нию собственного благополучия и благополучия своих клиентов. Они де-
    лятся на Ba — людей, которые довольствуются тем, что пользуются вла-
    стью и почестями и предоставляют своим клиентам возможность полу-
    чать материальные выгоды; и Bb — людей, которые для себя и своих
    клиентов добиваются материальных выгод, в особенности денег. Люди
    категории A именуются «честными» сторонниками их партии и «фанати-
    ками» и «сектантами» — ее противниками; люди категории Ba обычно
    считаются честными со стороны их друзей; враги с безразличием отно-
    сятся к их честности; людей категории Bb, когда обнаруживаются их по-
    роки, именуют «нечестными» все, однако друзья таких людей стремятся
    не позволить выявить их пороки и при случае способны отрицать их на-
    личие, даже когда они видны явно, как при свете дня. Обычно катего-
    рия Ba более ценна для страны, чем категория Bb, поскольку благодаря
    созданию внешнего лоска благопристойности они делают возможными
    разного рода операции, направленные на изъятие благ, принадлежащих
    другим людям, чтобы ими смогли воспользоваться политические клиен-
    телы. Некоторые заботятся также о том, чтобы обогатить свои семьи.
    Пропорции обозначенных здесь категорий в значительной мере зависят
    от пропорций остатков класса I и класса II. Среди категории A превали-
    руют остатки класса II, среди B — остатки класса I, поэтому B наиболее
    пригодны для управления. Когда они приходят к власти, A для них оказы-
    ваются своего рода балластом, который служит для придания партии об-
    лика благопристойности и респектабельности; но для этого довольно хо-
    рошо служат и Ba. Они являются тем товаром, который имеется дале-
    ко не в изобилии, и поэтому на них существует очень большой спрос
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 379 со стороны партий (см. § 991). Относительные пропорции остатков клас-
    са I и класса II в клиентеле, в людях партии, которые не входят в ее правя-
    щую верхушку, среди избирателей соответствуют, хотя и не идентичны,
    пропорциям остатков в верхушке правящей партии и вообще в правя-
    щих кругах. Только партия, изобилующая остатками класса II, может
    выбрать в руководство многих индивидов категории A. Но, не осознавая
    этого, она все же избирает туда индивидов категории B, поскольку они
    хитры и предусмотрительны, являются мастерами в искусстве проведе-
    ния комбинаций, легко вводят в заблуждение наивных избирателей,
    у которых в немалом количестве имеются остатки класса II.
    В политической организации наших обществ следует выделить два
    больших класса партий: I — партии, которые сменяют друг друга как пра-
    вящие; когда одна из них стоит у власти, другие находятся в оппозиции.
    II — непримиримые партии, которые не попадают в правительство.
    Из сказанного следует, что в партиях I будет минимум представителей
    категории A и максимум B; обратная ситуация — в партиях II. Такое рас-
    пределение обусловлено главным образом нынешним политическим
    устройством. За немногими исключениями депутатами становятся те,
    кто заплатили, пожаловали или пообещали кому-то щедрые милости; ми-
    нистрами становятся те, кто не скупились на обещания депутатам и суме-
    ли уверить их, что избранник позаботится об их благе и о благе политиче-
    ской клиентелы. Но для этого мало быть лишенным честности. Требуется
    также утонченная ловкость, чтобы суметь изыскивать в экономической
    области комбинации экономического протекционизма, оказывать услу-
    ги банкам, трестам, монополиям, провести налоговые реформы и т. д.
    Также необходимы умение распределять награды и знаки отличия в оп-
    ределенных кругах, способность оказывать давление на суды и т. д., быть
    полезными тем, кто поддерживают власть. Именно поэтому нынешние
    режимы все более приближаются к демагогической плутократии. Раз-
    личные партии часто обвиняют друг друга в нечестности. Все они имеют
    своих приверженцев в категории A и B; что касается пропорций, то, без-
    условно, встречаются случаи, когда A преобладают и, следовательно,
    партия может быть названа «честной»; но во многих случаях, собственно
    говоря, невозможно установить, есть ли большие отличия в пропорци-
    ях A и B в составе разных правящих партий. Можно только сказать, что
    категории A в них довольно немного. В низших классах населения остат-
    ки класса II пока что имеются в значительном количестве; следователь-
    но, правительства и политиканы, хотя ими и движут материальные инте-
    ресы, должны хотя бы делать вид, что преследуют идеальные цели и при-
    крываться завесой благородства и честности. Когда кто-нибудь пойман
    с поличным, противники поднимают шум, чтобы оттеснить соперни-
    ков, хотя сами намерены после прихода к власти заниматься тем же. Пра-
    вящая партия, к которой принадлежал такой человек, поначалу пытается
    380 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ его защищать, но если это оказывается невозможным, она выбрасывает
    его за борт, как в бурю сбрасывают с корабля балласт. Население прихо-
    дит в возбуждение, считая необычайным то, что совершенно ординарно;
    оно никак не принимает во внимание, что этот факт обусловлен особен-
    ностью сложившихся отношений.
  • Если мы хотим получить представление об экономических результатах
    различных способов правления (см. § 971), необходимо будет убрать с пу-
    ти все используемые в связи с этим деривации, среди которых наиболее
    существенной является убеждение, что правительство удовлетворяет
    «потребности общества» (деривация типа IVg). Ввиду сложности этого
    феномена проанализируем только наиболее существенные его стороны.
    Прежде всего надо учесть влияние <разных способов правления — с ис- пользованием силы или договоренностей> на экономическое и общест-
    венное благосостояние, на защиту от внешней агрессии, на обеспечение
    общественной безопасности, осуществление справедливого и скорого
    правосудия, проведение некоторых общественных работ и исполнение
    многих иных функций правительства. Но менее, если не более, важны
    воздействия этих способов на циркуляцию элит, а также то стимулирова-
    ние или подавление, которое опосредованным образом испытывает на-
    циональная экономика от <практикуемых> способов правления. Необ-
    ходимо обратить внимание, что очень часто правители, стремясь к опре-
    деленным целям, достигают иных, для них неожиданных, результатов.
    Например, те, кто для обеспечения доходов своей клиентелы вводят та-
    моженный протекционизм, получают результат, содействующий цирку-
    ляции элит, о котором они и не помышляли. В этическом отношении
    то или иное мероприятие можно оценивать отдельно от других; но этого
    нельзя делать в аспекте полезности: здесь необходимо посмотреть в це-
    лом, как такое начинание изменит равновесие. Мероприятие, предосу-
    дительное в этическом плане, может оказаться хорошим с точки зрения
    социальной полезности. И наоборот: то, что хорошо в этическом аспек-
    те, может оказаться нежелательным в аспекте социальной полезности.
    С такой точки зрения полезно, чтобы управляемая часть населения пола-
    гала, что этическая ценность мероприятия идентична его социальной
    полезности.
  • Чтобы представить некоторую общую концепцию относительно пред-
    принятого исследования <циркуляции элит>, обратим внимание на не-
    которые типы правительств, с которыми нас знакомит история.
    Тип первый. Правительства, которые используют главным образом ма-
    териальную силу, а также религиозные или иные, аналогичные религиозным
    чувства. Например, это правительства греческих полисов во времена
    «тиранов» Спарты; правительства Рима времен Августа и Тиберия;
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 381 правительства Венецианской республики в последние века ее существо-
    вания; правительства многих европейских государств XVIII в. Им соот-
    ветствует правящий класс, в котором остатки класса II превалируют
    по отношению к остаткам класса I; циркуляция элит в целом происходит
    медленно. Это дешевые правительства, но они не стимулируют экономи-
    ческое производство, поскольку по своей природе избегают новизны
    и не поощряют через циркуляцию элит тех, в ком наиболее силен ин-
    стинкт экономических комбинаций. Если, однако, такой инстинкт про-
    должительное время удерживается среди населения, то в такой стране
    возможно умеренное экономическое процветание (Рим ранней импе-
    рии), только бы правительства не ставили препятствий осуществлению
    комбинаций. Но с течением времени такие препятствия обычно появля-
    ются, поскольку идеалом правительств такого рода является нация, за-
    стывшая в своих институтах (Спарта, Рим поздней империи и Венеция
    периода упадка). Такие режимы могут обогащаться за счет завоеваний
    (Спарта, Рим), но поскольку подобным образом не создаются новые бо-
    гатства, данное обогащение неизбежно оказывается временным и не-
    прочным (Спарта, Рим). Кроме того, как это следует из истории, эти ре-
    жимы перерождались в правления вооруженной толпы (преторианцы,
    янычары), способные только растрачивать богатство.
  • Тип второй. Правительства, которые используют главным образом лов-
    кость и хитрость.
    2a. Если ловкость и хитрость используются преимущественно для
    оказания воздействий на чувства, то мы имеем в некотором смыс-
    ле теократические правительства, теперь совершенно исчезнув-
    шие в наших странах. Возможно, к ним можно было бы отнести
    царства Греции и Италии периода ранней античности, но их исто-
    рия слишком мало известна, чтобы можно было утверждать это
    с уверенностью.
    2b. Если ловкость и хитрость в первую очередь обращена к воздейст-
    вию на интересы, что, впрочем, не означает полного непринятия
    во внимание чувств, то мы имеем такие правительства, как правле-
    ние демагогов в Афинах, римской аристократии в различные эпо-
    хи Республики, различные республики в Средние века. Наконец,
    сюда же относится необычайно важный тип правительства —
    правление «спекулянтов» нашего времени.
  • Правительства этого типа располагают правящим классом, в котором ос-
    татки класса I превалируют над остатками класса II. Поэтому ему необхо-
    димо обладать выраженным в высокой степени инстинктом комбина-
    ций, не сдерживаемым излишней щепетильностью и совестливостью,
    382 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ чтобы за счет ловкости и хитрости можно было эффективно воздейство-
    вать как на интересы, так и на чувства. Циркуляция элит при подтипе 2a
    обычно осуществляется медленно; она идет быстро, порой стремительно
    при подтипе 2b и достигает максимума в правительстве теперешних «спе-
    кулянтов». Правительства подтипа 2a обычно оказываются недорогими,
    но они также малопродуктивны: в большей степени, чем иные прави-
    тельства, они усыпляют население и лишают его всякого стимула зани-
    маться экономическим производством. Не прибегая в значительных мас-
    штабах к силе, они не могут восполнить завоеваниями недостаток подоб-
    ного производства; напротив, они становятся легкой добычей соседей,
    которые умеют применять силу; следовательно, они исчезают в связи ли-
    бо с таким завоеванием, либо c внутренним упадком. Правительства под-
    типа 2b оказываются дорогими, нередко даже очень дорогими, но они
    производительны, и иногда даже очень. Следовательно, при них может
    осуществляться подъем производства, который обеспечивает стране зна-
    чительное процветание. Но этот прирост при увеличении расходов мо-
    жет и снизиться, а при определенных условиях даже смениться дефици-
    том. Эти режимы могут вырождаться в невоинственные и хитрые прави-
    тельства, которые легко свергаются через насилие, изнутри или извне.
    Так произошло со многими демократическими правительствами грече-
    ских полисов; это также было одним из факторов, обусловивших падение
    Римской и Венецианской республик.
  • В реальности встречаются комбинации этих различных типов, при этом
    превалируют характерные особенности порой одного, порой другого.
    Правительства, у которых наряду со значительным количеством элемен-
    тов первого типа имеется немало элементов, соответствующих типу 2b,
    могут существовать долго, сохраняя устойчивость благодаря силе, без
    снижения экономического благосостояния. К такому смешанному типу
    приближается ранняя Римская империя. Они сталкиваются с опасно-
    стью вырождения <элементов> первого типа и, кроме того, с опасно-
    стью, что у них сильно уменьшится доля элементов типа 2b. Те прави-
    тельства, у которых при малом количестве качеств типа 2b имеется нема-
    ло элементов первого типа, могут долго сохраняться, поскольку они
    все-таки обладают определенной силой для защиты и при этом достига-
    ют значительного экономического благосостояния. Они сталкиваются
    с опасностью вырождения элементов типа 2b и с последовательным со-
    кращением элементов первого типа, из-за чего они почти неизбежно
    столкнутся
  • Скачать:TXTPDF

    частных предприятиях,в деятельность которых вмешивается правительство, но также и от коли-чества средств, необходимых правящему классу для удержания власти.Следовательно, оно связано с пропорциональным соотношением остат-ков класса I и класса II в