Компендиум по общей социологии
периодах мы поговорим от-
дельно (см. § 1029 и далее).
В цивилизованных обществах создатели сбережений выполняют очень
важную функцию (см. § 948). Они подобны пчелам, которые собира-
ют в улья мед. Это сравнение подходит также потому, что о них часто
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 389 можно сказать: «Sic vos non vobis mellificatis, apes»*. Следовательно, неда-
леким от истины оказывается утверждение, что цивилизованность на-
рода прямо пропорциональна сумме тех сбережений, которыми он об-
ладает или которые использует. Если поднимается экономическое
благосостояние, то увеличивается также и объем сбережений, привле-
каемых к использованию в производстве; если экономическая актив-
ность ослабевает, то уменьшается также и объем сбережений, направляе-
мых в производство.
Чтобы продолжить исследование в этом направлении, обратимся вновь
к классификации из § 951, 952, где были рассмотрены две категории — S
и R, которым мы только из соображений удобства (см. § 953) дали соот-
ветственно имена «спекулянтов» и «рантье». Создатели сбережений
имеют в наличии столько средств, сколько им необходимо, чтобы жить,
в подавляющей части они входят в класс R, т. е. пользующихся фикси-
рованными доходами. Их характеры противоположны характерам инди-
видов из класса S, т. е. «спекулянтов» (см. § 953). Чаще всего это люди
замкнутые, сдержанные, осторожные, застенчивые, избегающие, не обя-
зательно опасных приключений, но даже любых, имеющих хоть малей-
ший намек на ненадежность. Ими нетрудно руководить и при этом даже
грабить тем, кто в удобный момент умеют извлечь пользу из чувств, соот-
ветствующих остаткам класса II, которые очень сильны в «рантье». «Спе-
кулянты» — это обычно люди порывистые, склонные принимать новое,
они готовы к экономическому действию, любят пускаться в опасные эко-
номические авантюры и ищут их. С виду они всегда подчиняются более
сильному, но действуют тайком. Они умеют обретать реальную власть,
когда другие демонстрируют только видимость власти. Никакая неудача
не приводит их в уныние; изгнанные из одного входа, они, как мухи, тут
же возвращаются через другой. Если приближается ненастье, они приги-
бают голову под порывами ветра и дождя, но сразу выпрямляются, как
только все стихает. С упорством, настойчивостью и утонченной хитростью
при комбинациях (класс I) они преодолевают любые препятствия. Их мне-
ния всегда соответствуют тому, что для них полезно на данный момент:
вчера они консерваторы, сегодня демагоги, завтра станут анархистами, ед-
ва только анархисты приблизятся к власти. Они не могут быть целиком
на стороне одного направления, поскольку для них полезно считаться
друзьями всех партий, которые имеют некоторый вес. На сцене видно, как
борются друг с другом разные «спекулянты»: католики и семиты, монархи-
сты и республиканцы, либералы и социалисты, но за кулисами они жмут
друг другу руки и с общего согласия приступают к тем начинаниям, кото-
рые могут принести им прибыль. Когда кто-то из них терпит крах, враги
- Так вы не для себя мед собираете, пчелы (лат.).
390 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ проявляют к нему милосердие, ожидая, что к ним, если с ними случится
нечто подобное, тоже будет проявлено аналогичное почтение. Обе катего-
рии людей, о которых мы сейчас ведем речь, плохо умеют прибегать к силе
и опасаются ее. Люди, которые прибегают к силе и не боятся ее применять,
составляют третью категорию. Они легко обирают и грабят представите-
лей первой категории, с большим трудом — представителей второй катего-
рии, которые, сегодня побежденные и разгромленные, завтра возрожда-
ются и господствуют.
Самое очевидное подтверждение малодушия тех, кто пользуются стабиль-
ной рентой, представляет собой лакейская и глупая покорность, с которой
они принимают конверсии государственных обязательств по облигациям.
Поначалу можно было бы усомниться в уместности принятия или непри-
нятия их; но теперь, при столь многочисленных примерах того, как после
конверсии облигации падали в цене ниже номинала, надо быть интеллек-
туально слепым, чтобы надеяться на иной результат любой конверсии.
Достаточно небольшой части этих людей мобилизоваться, чтобы подоб-
ные операции прекратились; но намного проще побудить стадо овец ата-
ковать льва, чем добиться от этих людей энергичных действий. Так, во
Франции в годы, предшествовавшие введению запрета на деятельность
религиозных конгрегаций и отчуждению их имущества, было, вне всяких
сомнений, известно, что рано или поздно дело дойдет до этого. Обладате-
ли такого имущества не сумели осуществить никаких комбинаций, чтобы
избежать неминуемых потерь. Напротив, со страстным стремлением вла-
деть недвижимостью, или придать своему имуществу наилучшую форму
для удобства его конфискации, они старались сделать свои потери как
можно более значительными. Сходные вещи регулярно случаются со вре-
мен, когда был ограблен Дельфийский храм, вплоть до наших дней.
Это лишь частный случай другого, намного более общего явления:
во всех обществах, какие только известны с давних исторических времен,
у создателей и обладателей накоплений постоянно похищали плоды их
экономии. В этом заключается главное объяснение того факта, что пус-
тыми оказывались их надежды на сложные проценты по облигациям, вы-
пущенным на достаточно продолжительный период времени, как и на
получение своей доли, не такой уж малой, национального богатства. По-
мимо прямого грабежа, часто практикуемыми способами ограбления яв-
ляются фальсификация и неконтролируемая эмиссия бумажных денег.
Поскольку это явление обычно74, можно предположить, что в на-
ших обществах право частной собственности существует не иначе, как
в сочетании с его периодическими нарушениями. Этот аргумент мог 74 Доказательства приводятся во французском издании «Трактата по общей социо-
логии» (см. § 2316).
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 391 бы представлять собой сильный довод в пользу социализма, но он не ис-
пользуется, поскольку, как уже многократно отмечалось, при обсужде-
нии социальных вопросов логико-экспериментальные рассуждения под-
меняются деривациями.
Вследствие малодушия, свойственного владельцам сбережений, их воля
слабо воздействует на экономическое развитие. Оно определяется общим
объемом сбережений в намного большей мере, чем сопротивлением
их собственников грабежу. Здесь, если обратиться к проведенной выше
аналогии, мы имеем нечто похожее на то, как количество получаемого
пчеловодом меда зависит от общего количества, собранного пчелами,
а не от сопротивления, которое они могли бы оказать похитителями меда.
В периоды экономической стагнации объем свободных сбережений воз-
растает. Так подготавливается следующий период быстрого экономиче-
ского роста, когда уменьшается объем наличных сбережений и готовится
новый период застоя, и т. д. до бесконечности.
На эти два вида колебаний накладываются колебания третьего вида,
продолжительность которых намного больше и измеряется, вообще гово-
ря, веками. Происходит так, что время от времени те элементы, которые
умеют применять силу, хотят ее применять и у которых существуют мощ-
ные остатки сохранения агрегатов, свергают иго «спекулянтов» или иных
категорий индивидов, опытных только в искусстве осуществления комби-
наций. Так начинается новый период, в течение которого побежденные
постепенно возвращаются к власти, чтобы затем вновь быть отстраненны-
ми от нее, и т. д. (см. § 1017).
При исследовании этаких феноменов следует помнить, что часто в одной
и той же стране имеются две категории <индивидов>: одна — очень об-
ширная, у которой отмечается эволюция, и другая — узкая или даже очень
узкая, у которой способность применять силу остается неизменной. Ти-
пичный тому пример дает Римская империя. В то время как упомянутая
эволюция совершалась там среди гражданского населения, ее не было сре-
ди узкой группы военных в легионах, которые сохраняли Империю за счет
силы и поставляли для нее главу из своих рядов. В наше время нечто по-
добное, хотя в значительно меньших масштабах, можно наблюдать в Гер-
манской империи. Следует также быть внимательным и учитывать, что
те лица, которых мы сейчас разделили по категориям, имеют друзей,
клиентов, всевозможных зависимых людей, с которыми они порой схо-
дятся, порой расходятся. Их необходимо принимать в расчет при оцен-
ках социального действия этих лиц. В наши дни очень большое значе-
ние имеют отношения между промышленниками и их рабочими, между
392 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ политиканами и бюрократией и иные отношения аналогичного характе-
ра (см. § 1013).
Расширим теперь тот ограниченный цикл, который изучался в § 930 и да-
лее, когда рассматривались только интересы b и циркуляция элит d.
<Рассмотрим также воздействие этих элементов на остатки a и на их де- ривации с.> Второе воздействие понять проще, поскольку о нем известно
из литературы и многочисленных фактов. Иначе обстоит дело с первым
воздействием, которое необходимо отыскивать по его манифестациям.
Такое воздействие обычно считают более сильным, что не соответству-
ет действительности. Например, совсем немного лет прошло с тех пор, ко-
гда можно было полагать, что цикл bd—db настолько изменил остатки a
в том отношении, что в дальнейшем у людей не будет никаких иных
чувств, кроме чувств рационализма и гуманизма. И вот теперь рождаются
очень сильные националистические настроения; с меньшей интенсивно-
стью, но все же в значительной мере присутствуют настроения империа-
лизма и синдикализма, вновь расцветают прежние религии, усиливаются
увлечения оккультизмом, спиритизмом, проявляются метафизические
чувства; сексуальная религия достигает крайних проявлений при комич-
ном фанатизме. И, наконец, вера в старые и новые догмы проявляет себя
во множестве форм. Таким образом, оказывается, что отмеченный цикл
действительно гораздо больше повлиял на деривации, чем на остатки.
Но из этого вовсе не следует торопиться с заключением, что воздействие
цикла bd—db на остатки a равно нулю. Надо только сделать вывод: хотя
в этом цикле отмечаются мощные ритмические изменения, имеющие
четко выраженные периоды с характерными отличиями, в отношении
<изменения> остатков a эффекты намного слабее.
Цикл bcd—dcb… является важным. Легко понять, что деривации c адапти-
руются к изменившимся условиям циркуляции элит d; также на них ока-
зывают влияние, хотя и в меньшей степени, изменения экономических
условий; в данном аспекте деривации можно рассматривать как следст-
вия этих причин. Постепенно, по мере того как господствующий класс
насыщается элементами, у которых превалируют инстинкты комбина-
ций, он все более отказывается от реального и открытого применения си-
лы, деривации подстраиваются под такие взгляды. Возникают и развива-
ются гуманизм и пацифизм; дискуссии ведутся так, словно весь мир спо-
собен руководствоваться логикой и разумом, тогда как все традиции
держатся на обветшалых предрассудках. Просмотрите литературу: это
было в Риме во времена Антонинов, в европейских странах конца
XVIII в., особенно во Франции; затем вновь, со второй половины XIX в.
эти особенности стали легко распознаваться.
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 393
Порой отмечается параллельное развитие иной литературы, которая
в основном описывает изменение пропорций в распределении прибылей
среди правящего класса и его помощников: в Риме — между патрициями
и плебеями, сенаторами и всадниками, чтобы иначе распределялись во-
енная добыча и налоговые поступления из провинций; в европейских
странах начала XX в. — между политиканами и «спекулянтами», между
промышленными магнатами и их рабочими, чтобы иначе распределя-
лись прибыли от экономического протекционизма и поступления от на-
логов, собираемых с обладателей фиксированной ренты, мелких акцио-
неров и создателей сбережений. Чем выше становятся совокупные посту-
пления от таких перераспределений, тем более бурным оказывается
сражение и тем больше разрастается та литература, в которой этот про-
цесс описывается. В ней наглядно объясняется, насколько эти меры дос-
тойны и полезны или насколько они преступны и вредны тому или иному
классу, в зависимости от спонтанных, либо щедро оплаченных предпоч-
тений автора. Некоторые вполне искренние интеллектуалы и гуманисты,
а также многие простодушные люди приходят в изумление, слушая столь
чудесные доказательства, и начинают мечтать о мире, который изобра-
жается в таких сочинениях. Между тем «спекулянты», хотя они знают
тщетность таких попыток, принимают их благосклонно, поскольку, пока
остальные люди поглощены такими идеями и пребывают иллюзиях, они
беспрепятственно совершают свои выгодные операции.
В начале XIX в. правящий класс либо потому, что имел остатки класса II
в количестве, значительно превышающем