Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
это случается не так
часто, как думают. Одно и то же чувство, побуждающее людей воздержи-
ваться от действия B (связь AB), побуждает их к созданию теории C
(связь AC). Например, некто, испытывая отвращение к убийству — дей-
ствию B, станет воздерживаться от него, но скажет, что боги карают
за убийство, а это уже будет теория C.
  • Здесь мы говорим не только о качественных, но и о количественных от-
    ношениях. Допустим, что в некоторый момент определенная сила побу-
    ждает человека совершить действие B, и что величина такой силы равна
    1. Совершит ли он действие B, зависит от того, имеют ли силы, препят-
      ствующие ему его совершать, величину, меньшую или большую 10. Итак,
      мы получим следующие случаи.
      1. Сила связи AB имеет величину больше 10. В таком случае она дос-
        таточна для того, чтобы не дать человеку совершить действие B.
        Если и существует связь CB, она излишняя.
      2. Сила связи CB, если она существует, имеет величину больше 10;
        следовательно, ее достаточно для того, чтобы воспрепятствовать
        совершению действия B, даже если сила AB равна нулю.
      3. Величина результирующей сил связи AB равна, к примеру, 4, а ре-
        зультирующая сил связи CB равна 7. Тогда значение суммы всех
        этих сил составит 11: действие не произойдет. Если величина сил
        Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 39 связи AB имеет значение, равное 2, а величина сил связи CB сохра-
        няется равной 7, то общая сумма составит 9 и действие совершится.
        Пусть связь AB характеризует отвращение индивида к поступку B; AC
        выражает теорию, согласно которой боги покарают того, кто совершит
        поступок B. Одни люди станут воздерживаться от совершения поступка
        B в силу простого отвращения (первый случай), другие — потому, что бо-
        ятся божьей кары (второй случай), но найдутся и те, кто станут воздержи-
        ваться от него на основе обеих причин (третий случай).
  • Так, ложными оказываются, по причине их слишком абсолютного ха-
    рактера, следующие утверждения: «Естественной предрасположенности
    к совершению добра достаточно, чтобы удержать людей от совершения
    зла»; «Страха перед вечными муками достаточно, чтобы удержать людей
    от совершения зла»; «Мораль не зависит от религии»; «Мораль зависит
    исключительно от религии».
    Можно предположить, что C — это санкция, применяемая в соответ-
    ствии с законом. То же чувство, которое побуждает людей применять эту
    санкцию, удерживает их также и от совершения действия B. Одним
    не позволяет совершать B испытываемое к этому поступку отвращение,
    другим — страх перед санкцией C, третьим — обе эти причины вместе.
  • Рассмотренные отношения между A, B и C являются элементарными,
    но далеко не единственными. Прежде всего существование теории C ока-
    зывает ответное действие на психическое состояние A и в очень многих
    случаях содействует его укреплению; поэтому теория C влияет на B по ли-
    нии CAB. Кроме того, воздержание от B, от совершения некоторых пове-
    денческих актов оказывает ответное влияние на психическое состояние
    A и, следовательно, также на теорию C по пути BAC. Далее, воздействие
    теории C на B влияет и на A и таким образом возвращается снова к C. До-
    пустим, например, что санкция C является чрезмерно суровым наказани-
    ем за преступление B. Применение такой санкции CB изменяет психиче-
    ское состояние A, и в результате этого изменения санкция C заменяется
    другой, менее суровой.
    Изменение психического состояния вначале проявляется в росте ко-
    личества преступлений B; этот рост приводит к смене психического со-
    стояния A, а его изменение ведет к замене санкции C.
    Религиозный культ можно в некотором отношении приравнивать
    к акту B, а его теологию — к теории C: и то и другое порождается некото-
    рым психическим состоянием A.
  • Рассмотрим некоторые действия D (см. рис. 2), зависящие от этого пси-
    хического состояния A. Культ B не влияет непосредственно на D,
    но он влияет на A и через него — на D. Тем же способом он воздействует
    40 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и на C, а C оказывает ответное действие на B. Может иметься и прямое действие CD. Воздей- ствие теологии C на A обычно довольно слабое, и, следовательно, оно также очень слабое в от- ношении D, поскольку действие CD обычно не- велико. Таким образом, люди обычно соверша- ют серьезную ошибку, полагая, что теология Рис. 2 C является причиной действий D. Часто встре- чающееся утверждение «Данный народ поступает так потому, что он ве- рит в это» редко бывает верным, оно почти всегда ошибочное. Противо- положное утверждение «Народ верит в это потому, что он так поступает» обычно заключает в себе немалую долю правды, но оно слишком катего- ричное и частично ошибочное. Верования и поступки, действительно, не являются независимыми друг от друга, но их зависимость состоит в том, что они выступают как две ветви одного дерева (см. § 97). Эта тема будет подробно развиваться в главе 8.
    1. Древняя римская религия до вторжения богов из Греции не имела теоло-
      гии C и сводилась к культу B. Но этот культ B, воздействуя на A, оказывал
      сильное влияние на поступки римского народа D. Более того, идея, что
      тогда существовало непосредственное отношение BD, нам, современ-
      ным людям, представляется нелепой; но отношение BAD, напротив, в не-
      которых случаях могло бы показаться очень осмысленным и полезным
      для римского народа. Теология C оказывает на D в целом более слабое
      непосредственное воздействие, чем на A. Таким образом, было бы серь-
      езной ошибкой пытаться судить о социальной ценности религии, исходя
      из логической ценности и осмысленности ее теологии (см. § 13). Конеч-
      но, когда последняя станет до такой степени абсурдной, что сильно по-
      действует на A, она тем самым сильно повлияет и на D. Это, однако, слу-
      чается редко, и только когда изменяется психическое состояние A, людям
      удается заметить в теологии некоторые нелепости, прежде почти полно-
      стью ускользавшие от них.
      Этот анализ можно распространить и на любые иные теории10. Пусть,
      к примеру, C — теория свободного экономического обмена; D — кон-
      кретное применение этой теории в какой-то стране, A — психическое со-
      стояние, вызванное в основном экономическими, политическими, со-
      циальными интересами индивидов и обстоятельствами их жизни. Непо-
      средственная связь между C и D обычно очень слабая, и воздействие
      на C с целью изменить D приводит к незначительным результатам. На-
      против, изменение в A может вновь отразиться и на C, и на D. Следова-
      тельно, их изменения будут отмечены одновременно, и невнимательный 10 Pareto V. Manuel… Ch. 2. § 108. Ch. 9. § 62 // Ibid. P. 135, 520.
      Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 41 наблюдатель сможет посчитать, что изменение D вызвано изменением C,
      но более глубокое исследование покажет, что D и C не зависят непосред-
      ственно друг от друга, но оба зависят от общей причины A.
  • Теоретические дискуссии C не являются, следовательно, очень полезны-
    ми, когда надо непосредственным образом изменить D, но опосредован-
    ным, косвенным путем они могут способствовать изменению A. Однако
    для этой цели необходимо апеллировать в значительно большей мере
    к чувствам, чем к логике и к опыту. Это положение можно выразить
    в некорректной, слишком абсолютной форме, но впечатляюще, утвер-
    ждая, что с целью воздействия на людей умозаключения следует транс-
    формировать в чувства.
    Некая теория C имеет логические следствия; некоторые из них встре-
    чаются также в B, тогда как другие ее следствия в B не встречаются. Если
    бы B оказывалось прямым следствием C, то и все логические следствия
    B были бы и следствиями C. Но поскольку C и B — это только следствия
    некоторого психического состояния A, постольку логическое соответст-
    вие между ними не может быть полным. Мы бы избрали ошибочный
    путь, если бы сочли, что можно выводить B из C в связи с установлением
    такого соответствия. Следовало бы двигаться от C, чтобы узнать A, и,
    зная A, выводить затем B. Но здесь возникают довольно большие трудно-
    сти, и, к сожалению, только преодолевая их, можно надеяться на дости-
    жение научного знания социальных феноменов.
  • Мы не знаем об A непосредственно, но нам известны некоторые проявле-
    ния A, а именно — C и B. От них нам надо подходить к A. Трудности воз-
    растают оттого, что если в отношении B может быть выполнено строгое
    наблюдение, то C почти всегда выражено очень нечетко и о ясности
    и точности здесь не может быть речи.
  • Рассмотренный ранее случай относился к простонародным объяснениям
    или, по крайней мере, к тем, которые циркулируют в больших коллекти-
    вах. Он во многих отношениях отличается от того случая, когда C пред-
    ставляет собой созданную учеными теорию. Если рассуждение не являет-
    ся в строгом смысле научным, C меняется при смене психического со-
    стояния ученых, которые строят теорию.
    Если эти ученые составляют часть общности, совершающей поведен-
    ческие акты B, то их психическое состояние в некоторых отношениях
    совпадает с психическим состоянием представителей данной общности
    (кроме довольно редких случаев людей, избегающих проторенных пу-
    тей) и, следовательно, A воздействует также и на C. И тогда данный при-
    мер сродни предыдущему. Когда они разрабатывают теорию поведенче-
    ских актов, совершаемых людьми других общностей, другой страны,
    42 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ представителями иной цивилизации, очень не- похожей на нашу цивилизацию, или когда они исследуют исторические факты далекого про- шлого, то их собственное психическое состоя- ние A¢ в большей или меньшей мере отличается от A. Следовательно, о том, что влияет на C, они могут знать плохо или вообще ничего не знать. Рис. 3 Если мы пренебрегаем таким воздействием A или A¢, то мы переходим к случаю чисто теоретических интерпретаций фактов B. Если C представляет собой строгий и точный принцип, кото- рый связан с B посредством логически четких рассуждений, безо всяких ухищрений, то мы имеем научные объяснения.
    1. Однако та категория, которую мы рассматриваем, содержит и другие слу-
      чаи. В качестве C может выступать принцип, лишенный строгости и оп-
      ределенности или даже не имеющий экспериментального смысла. Кро-
      ме того, C может соединяться с B посредством рассуждений, не отличаю-
      щихся логической связностью, которые могут проводиться по аналогии,
      апеллировать к чувствам, расплываться в путаных и туманных отступле-
      ниях. В таких случаях перед нами теории, почти или вовсе не имеющие
      логико-экспериментальной ценности, хотя они и могут иметь большую
      социальную ценность (см. § 13). Они распространены в огромном коли-
      честве, и нам придется подробно заниматься ими в последующих
      главах.
    2. Очень важным является психическое состояние, которое приводит к ус-
      тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями или
      фактами при помощи других ощущений P, Q, R… Эти ощущения могут
      следовать друг за другом (таково, вероятно, одно из проявлений ин-
      стинкта животных) и возникать одновременно, или считаться одновре-
      менно возникающими. Их соединение создает одну из наиболее значи-
      тельных сил, обеспечивающих социальное равновесие.
      Мы не даем имени такому психическому состоянию, чтобы по воз-
      можности избежать стремления выводить смысл вещи из ее наименова-
      ния (см. § 48), и продолжаем обозначать его буквой A. Это состояние сле-
      дует рассмотреть как в статике, так и в динамике. В самом деле, очень
      важно знать, как может измениться определяющая часть в устройстве ин-
      ститутов того или иного народа.
      1. Она может меняться только с трудом и медленно, проявляя явную
      тенденцию к сохранению собственной идентичности.
      2. Она может легко, в значительной
  • Скачать:TXTPDF

    это случается не такчасто, как думают. Одно и то же чувство, побуждающее людей воздержи-ваться от действия B (связь AB), побуждает их к созданию теории C(связь AC). Например, некто, испытывая отвращение