Компендиум по общей социологии
это случается не так
часто, как думают. Одно и то же чувство, побуждающее людей воздержи-
ваться от действия B (связь AB), побуждает их к созданию теории C
(связь AC). Например, некто, испытывая отвращение к убийству — дей-
ствию B, станет воздерживаться от него, но скажет, что боги карают
за убийство, а это уже будет теория C.
Здесь мы говорим не только о качественных, но и о количественных от-
ношениях. Допустим, что в некоторый момент определенная сила побу-
ждает человека совершить действие B, и что величина такой силы равна
- Совершит ли он действие B, зависит от того, имеют ли силы, препят-
ствующие ему его совершать, величину, меньшую или большую 10. Итак,
мы получим следующие случаи.
- Сила связи AB имеет величину больше 10. В таком случае она дос-
таточна для того, чтобы не дать человеку совершить действие B.
Если и существует связь CB, она излишняя.
- Сила связи CB, если она существует, имеет величину больше 10;
следовательно, ее достаточно для того, чтобы воспрепятствовать
совершению действия B, даже если сила AB равна нулю.
- Величина результирующей сил связи AB равна, к примеру, 4, а ре-
зультирующая сил связи CB равна 7. Тогда значение суммы всех
этих сил составит 11: действие не произойдет. Если величина сил
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 39 связи AB имеет значение, равное 2, а величина сил связи CB сохра-
няется равной 7, то общая сумма составит 9 и действие совершится.
Пусть связь AB характеризует отвращение индивида к поступку B; AC
выражает теорию, согласно которой боги покарают того, кто совершит
поступок B. Одни люди станут воздерживаться от совершения поступка
B в силу простого отвращения (первый случай), другие — потому, что бо-
ятся божьей кары (второй случай), но найдутся и те, кто станут воздержи-
ваться от него на основе обеих причин (третий случай).
Так, ложными оказываются, по причине их слишком абсолютного ха-
рактера, следующие утверждения: «Естественной предрасположенности
к совершению добра достаточно, чтобы удержать людей от совершения
зла»; «Страха перед вечными муками достаточно, чтобы удержать людей
от совершения зла»; «Мораль не зависит от религии»; «Мораль зависит
исключительно от религии».
Можно предположить, что C — это санкция, применяемая в соответ-
ствии с законом. То же чувство, которое побуждает людей применять эту
санкцию, удерживает их также и от совершения действия B. Одним
не позволяет совершать B испытываемое к этому поступку отвращение,
другим — страх перед санкцией C, третьим — обе эти причины вместе.
Рассмотренные отношения между A, B и C являются элементарными,
но далеко не единственными. Прежде всего существование теории C ока-
зывает ответное действие на психическое состояние A и в очень многих
случаях содействует его укреплению; поэтому теория C влияет на B по ли-
нии CAB. Кроме того, воздержание от B, от совершения некоторых пове-
денческих актов оказывает ответное влияние на психическое состояние
A и, следовательно, также на теорию C по пути BAC. Далее, воздействие
теории C на B влияет и на A и таким образом возвращается снова к C. До-
пустим, например, что санкция C является чрезмерно суровым наказани-
ем за преступление B. Применение такой санкции CB изменяет психиче-
ское состояние A, и в результате этого изменения санкция C заменяется
другой, менее суровой.
Изменение психического состояния вначале проявляется в росте ко-
личества преступлений B; этот рост приводит к смене психического со-
стояния A, а его изменение ведет к замене санкции C.
Религиозный культ можно в некотором отношении приравнивать
к акту B, а его теологию — к теории C: и то и другое порождается некото-
рым психическим состоянием A.
Рассмотрим некоторые действия D (см. рис. 2), зависящие от этого пси-
хического состояния A. Культ B не влияет непосредственно на D,
но он влияет на A и через него — на D. Тем же способом он воздействует
40 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ и на C, а C оказывает ответное действие на B. Может иметься и прямое действие CD. Воздей- ствие теологии C на A обычно довольно слабое, и, следовательно, оно также очень слабое в от- ношении D, поскольку действие CD обычно не- велико. Таким образом, люди обычно соверша- ют серьезную ошибку, полагая, что теология Рис. 2 C является причиной действий D. Часто встре- чающееся утверждение «Данный народ поступает так потому, что он ве- рит в это» редко бывает верным, оно почти всегда ошибочное. Противо- положное утверждение «Народ верит в это потому, что он так поступает» обычно заключает в себе немалую долю правды, но оно слишком катего- ричное и частично ошибочное. Верования и поступки, действительно, не являются независимыми друг от друга, но их зависимость состоит в том, что они выступают как две ветви одного дерева (см. § 97). Эта тема будет подробно развиваться в главе 8.
- Древняя римская религия до вторжения богов из Греции не имела теоло-
гии C и сводилась к культу B. Но этот культ B, воздействуя на A, оказывал
сильное влияние на поступки римского народа D. Более того, идея, что
тогда существовало непосредственное отношение BD, нам, современ-
ным людям, представляется нелепой; но отношение BAD, напротив, в не-
которых случаях могло бы показаться очень осмысленным и полезным
для римского народа. Теология C оказывает на D в целом более слабое
непосредственное воздействие, чем на A. Таким образом, было бы серь-
езной ошибкой пытаться судить о социальной ценности религии, исходя
из логической ценности и осмысленности ее теологии (см. § 13). Конеч-
но, когда последняя станет до такой степени абсурдной, что сильно по-
действует на A, она тем самым сильно повлияет и на D. Это, однако, слу-
чается редко, и только когда изменяется психическое состояние A, людям
удается заметить в теологии некоторые нелепости, прежде почти полно-
стью ускользавшие от них.
Этот анализ можно распространить и на любые иные теории10. Пусть,
к примеру, C — теория свободного экономического обмена; D — кон-
кретное применение этой теории в какой-то стране, A — психическое со-
стояние, вызванное в основном экономическими, политическими, со-
циальными интересами индивидов и обстоятельствами их жизни. Непо-
средственная связь между C и D обычно очень слабая, и воздействие
на C с целью изменить D приводит к незначительным результатам. На-
против, изменение в A может вновь отразиться и на C, и на D. Следова-
тельно, их изменения будут отмечены одновременно, и невнимательный 10 Pareto V. Manuel… Ch. 2. § 108. Ch. 9. § 62 // Ibid. P. 135, 520.
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 41 наблюдатель сможет посчитать, что изменение D вызвано изменением C,
но более глубокое исследование покажет, что D и C не зависят непосред-
ственно друг от друга, но оба зависят от общей причины A.
Теоретические дискуссии C не являются, следовательно, очень полезны-
ми, когда надо непосредственным образом изменить D, но опосредован-
ным, косвенным путем они могут способствовать изменению A. Однако
для этой цели необходимо апеллировать в значительно большей мере
к чувствам, чем к логике и к опыту. Это положение можно выразить
в некорректной, слишком абсолютной форме, но впечатляюще, утвер-
ждая, что с целью воздействия на людей умозаключения следует транс-
формировать в чувства.
Некая теория C имеет логические следствия; некоторые из них встре-
чаются также в B, тогда как другие ее следствия в B не встречаются. Если
бы B оказывалось прямым следствием C, то и все логические следствия
B были бы и следствиями C. Но поскольку C и B — это только следствия
некоторого психического состояния A, постольку логическое соответст-
вие между ними не может быть полным. Мы бы избрали ошибочный
путь, если бы сочли, что можно выводить B из C в связи с установлением
такого соответствия. Следовало бы двигаться от C, чтобы узнать A, и,
зная A, выводить затем B. Но здесь возникают довольно большие трудно-
сти, и, к сожалению, только преодолевая их, можно надеяться на дости-
жение научного знания социальных феноменов.
Мы не знаем об A непосредственно, но нам известны некоторые проявле-
ния A, а именно — C и B. От них нам надо подходить к A. Трудности воз-
растают оттого, что если в отношении B может быть выполнено строгое
наблюдение, то C почти всегда выражено очень нечетко и о ясности
и точности здесь не может быть речи.
Рассмотренный ранее случай относился к простонародным объяснениям
или, по крайней мере, к тем, которые циркулируют в больших коллекти-
вах. Он во многих отношениях отличается от того случая, когда C пред-
ставляет собой созданную учеными теорию. Если рассуждение не являет-
ся в строгом смысле научным, C меняется при смене психического со-
стояния ученых, которые строят теорию.
Если эти ученые составляют часть общности, совершающей поведен-
ческие акты B, то их психическое состояние в некоторых отношениях
совпадает с психическим состоянием представителей данной общности
(кроме довольно редких случаев людей, избегающих проторенных пу-
тей) и, следовательно, A воздействует также и на C. И тогда данный при-
мер сродни предыдущему. Когда они разрабатывают теорию поведенче-
ских актов, совершаемых людьми других общностей, другой страны,
42 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ представителями иной цивилизации, очень не- похожей на нашу цивилизацию, или когда они исследуют исторические факты далекого про- шлого, то их собственное психическое состоя- ние A¢ в большей или меньшей мере отличается от A. Следовательно, о том, что влияет на C, они могут знать плохо или вообще ничего не знать. Рис. 3 Если мы пренебрегаем таким воздействием A или A¢, то мы переходим к случаю чисто теоретических интерпретаций фактов B. Если C представляет собой строгий и точный принцип, кото- рый связан с B посредством логически четких рассуждений, безо всяких ухищрений, то мы имеем научные объяснения.
- Однако та категория, которую мы рассматриваем, содержит и другие слу-
чаи. В качестве C может выступать принцип, лишенный строгости и оп-
ределенности или даже не имеющий экспериментального смысла. Кро-
ме того, C может соединяться с B посредством рассуждений, не отличаю-
щихся логической связностью, которые могут проводиться по аналогии,
апеллировать к чувствам, расплываться в путаных и туманных отступле-
ниях. В таких случаях перед нами теории, почти или вовсе не имеющие
логико-экспериментальной ценности, хотя они и могут иметь большую
социальную ценность (см. § 13). Они распространены в огромном коли-
честве, и нам придется подробно заниматься ими в последующих
главах.
- Очень важным является психическое состояние, которое приводит к ус-
тановлению и поддержанию некоторых связей между ощущениями или
фактами при помощи других ощущений P, Q, R… Эти ощущения могут
следовать друг за другом (таково, вероятно, одно из проявлений ин-
стинкта животных) и возникать одновременно, или считаться одновре-
менно возникающими. Их соединение создает одну из наиболее значи-
тельных сил, обеспечивающих социальное равновесие.
Мы не даем имени такому психическому состоянию, чтобы по воз-
можности избежать стремления выводить смысл вещи из ее наименова-
ния (см. § 48), и продолжаем обозначать его буквой A. Это состояние сле-
дует рассмотреть как в статике, так и в динамике. В самом деле, очень
важно знать, как может измениться определяющая часть в устройстве ин-
ститутов того или иного народа.
1. Она может меняться только с трудом и медленно, проявляя явную
тенденцию к сохранению собственной идентичности.
2. Она может легко, в значительной