Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
выходили за пределы опыта и вели пустые разглагольство-
вания из области этики.
При изучении упомянутых единообразий допускается немало оши-
бок. Их можно разделить на два класса: A — ошибки, появляющиеся
вследствие непринятия во внимание волнообразной формы феноменов;
B — ошибки, возникающие при интерпретации этой волнообразной
формы.
  • A1. Волны показывают наличие периодов в изменениях феномена, ко-
    торые могут быть названы восходящими и нисходящими. Если они дос-
    таточно длительны, то у наблюдателей таких колебаний легко может
    сформироваться мнение, что движение должно продолжаться бесконеч-
    но долго в наблюдаемом в данный момент направлении или хотя бы за-
    вершиться неизменным состоянием без последующих движений в про-
    тивоположную сторону (см. § 1032 и 1006).
  • A2. Эта ошибка ослабляется, однако не устраняется, когда предполага-
    ется наличие средней линии, по отношению к которой феномен совер-
    шает колебания, но считается, что она совпадет с линией одного из пе-
    риодов нарастания феномена. Никогда или почти никогда не полагают,
    что она совпадет с линией периода убывания. В отношении этого, а также
    предыдущего обстоятельства дадим более обстоятельный анализ для од-
    ного особого случая (см. § 1031 и далее).
  • B1. Известно, что и в прошлом некий феномен проявлялся в форме ко-
    лебаний, но имплицитно предполагают, что нормальным будет ход его
    развития, который благоприятен для общества, т. е. в направлении
    398 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ постоянного увеличения благосостояния, или по крайней мере его неиз- менности. Случай перехода к еще более неблагоприятным ситуациям обычно исключается. Такие неблагоприятные колебания, когда их нали- чие не может отрицаться, считаются неправильными, второстепенными, случайными: каждое из них имеет только одну причину, которая может и должна быть устранена (см. § 54), и при этом должно исчезнуть и само колебание. Деривации в такой обобщенной форме непривычны; в дру- гой, следующей за нею форме они, напротив, общеприняты. Причина этого заключается просто в склонности человека искать собственную пользу и избегать вреда.
  • B2. Предполагают, что колебания можно разрознить путем сохранения
    благоприятных и устранения неблагоприятных, воздействуя на порож-
    дающие их причины. Почти все историки принимают, по крайней мере
    имплицитно, эту теорему; они немало усилий прилагают к тому, чтобы
    показать нам, как должны были бы поступать народы, чтобы всегда ос-
    таваться в благоприятном периоде и никогда не вступать в неблагопри-
    ятный. Также имеется немало экономистов, которые знают и благо-
    склонно учат нас тому, как можно было бы избежать кризисов, обозна-
    чая этим понятием только нисходящие периоды колебаний. Все эти
    деривации часто используются в дискуссиях о социальном процветании
    (см. § 1074 и далее); они дороги многим авторам, наивно воображающим,
    что они проводят научную работу, когда сочиняют моральные, гумани-
    стические и патриотические проповеди и наставления.
  • B3. Только чтобы напомнить, так как нам уже приходилось много раз го-
    ворить об этом, отметим ошибку, состоящую в превращении взаимоза-
    висимости феноменов в причинно-следственные связи. В нашем случае
    предполагается, что колебания некоторого феномена якобы имеют толь-
    ко внутренние причины, не зависящие от колебаний других феноменов.
  • B4. Именно при непринятии в расчет взаимозависимости и стремлении
    найти лежащую в основе колебаний некоторого феномена причину ее
    выискивают в теологии, метафизике или в общих рассуждениях, кото-
    рые только с виду предстают как экспериментальные. Еврейские про-
    роки находили причину нисходящих периодов, последовавших за про-
    цветанием Израиля, в гневе Бога; римляне были убеждены, что любое
    бедствие, от которого страдает их город, имело в качестве причины на-
    рушение культа богов: нарушение (причину) надо было отыскать и пре-
    доставить богам адекватную компенсацию, чтобы вернуть процветание.
    Многие историки, включая современных, ведут поиск подобных при-
    чин и находят их в «падении нравов», «auri sacra fames»*, нарушении
    • Проклятая жажда золота (лат.).
      Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 399 моральных, правовых или гуманистических установлений, в грехах оли-
      гархии, которая угнетает народ, в слишком большом неравенстве состоя-
      ний, в капитализме и т. д. Деривации такого рода найдутся на любые
      вкусы.
  • В действительности колебания разных частей, входящих в состав соци-
    ального феномена, находятся в отношении взаимозависимости и пред-
    ставляют собой просто внешние манифестации изменений этих частей.
    Если кому-то предпочтительнее использование обманчивого термина
    «причина», то он может сказать, что нисходящий период является при-
    чиной последующего восходящего периода, и наоборот; но это следует
    понимать только в том смысле, что восходящий период неразрывным
    образом связан с нисходящим периодом, который ему предшествовал,
    и наоборот. Следовательно, говоря обобщенно: в целом различные пе-
    риоды являются только манифестациями единого положения вещей,
    которое фиксируется наблюдением как последовательная смена одного
    периода другим, и эта последовательность есть не что иное, как экспе-
    риментальное единообразие. Существуют различные виды колебаний
    в зависмости от длительности. Они могут быть очень короткими, коротки-
    ми, длительными, очень длительными. Как уже отмечалось (см. § 1017),
    очень короткие колебания обычно являются случайными в том смысле,
    что они лишь манифестации мимолетных (быстротечных) сил; колеба-
    ния, которые совершаются в течение достаточно долгого времени,
    обычно указывают на действие устойчивых, продолжительных сил;
    очень длительные колебания из-за скудности наших знаний об очень
    давних временах и в связи с невозможностью предугадать будущее могут
    утратить характер колебаний и выступать для нас так, словно они пред-
    ставляют собой движение, всегда совершаемое в одном и том же направ-
    лении (см. § 1032).
  • Вернемся теперь к частной проблеме, обозначенной в § 1015. Чтобы
    ее решить, рассмотрим силы, воздействующие на различные части соци-
    ального феномена, взаимозависимость которых мы пытаемся устано-
    вить. Эти силы следует разделить на два класса: силы, рождающиеся
    из противоречий теорий с действительностью, из более или менее удач-
    ного подлаживания (адаптации) первых ко второй; они проявляются
    в расхождениях между чувствами и результатами опыта. Этот аспект проб-
    лемы назовем «внутренним»; и силы, действующие в направлении изме-
    нения чувств; они берут начало из отношений, в которых находятся упомя-
    нутые чувства с иными факторами, такими, как экономическое, политиче-
    ское состояние, циркуляция элит и т. д. Этот аспект проблемы назовем
    «внешним».
    400 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Внутренний аспект. Рассмотрение данного аспекта мы уже начинали
    (см. § 258 и далее), нас к нему привело индуктивное исследование, и те-
    перь мы его продолжим. С некоторого времени у многих индивидов ос-
    татки сохранения агрегатов (вещь A в § 258) утрачивают силу, а остатки
    инстинкта комбинаций укрепляются (в этот период, как мы отметили
    в § 258, приобретает доверие экспериментальная наука). Те выводы,
    к которым люди приходят под влиянием остатков сохранения агрегатов,
    все более расходятся с реальностью. Из этого делается заключение, что
    эти остатки суть «устарелые предрассудки», которые следует заменить
    остатками инстинкта комбинаций. <Полученные под влиянием остатков сохранения агрегатов выводы> осуждаются беспощадным образом
    и с точки зрения экспериментальной реальности, и с точки зрения инди-
    видуальной или социальной полезности. При этом нелогические дейст-
    вия <людей> хотят заменить логическими действиями, которые должны
    диктоваться экспериментальной наукой, но на самом деле часто подска-
    зываются псевдонаукой и вызываются деривациями, имеющими малую
    или нулевую экспериментальную значимость. Обычно это выражается
    в следующей деривации (или в иных, аналогичных ей): «Разум должен за-
    нять место веры, предрассудков». При этом также верят, что выраженное
    в такой деривации чувство «показывает», что «ложными» оказываются
    остатки сохранения агрегатов, а «верными» являются остатки инстинкта
    комбинаций. В иные времена, когда совершается обратное движение,
    когда остатки сохранения агрегатов приобретают новую силу, тогда как
    сила остатков инстинктов комбинаций уменьшается, наблюдаются про-
    тивоположные явления. Остатки сохранения агрегатов, которые ослаб-
    ли, могут оказываться полезными, нейтральными и вредными обществу.
    В первом случае деривации от инстинкта комбинаций, в которых отверга-
    ются остатки класса II, выглядят полностью расходящимися с практикой,
    поскольку они ведут к приданию обществу тех форм, которые совершенно
    не соответствовали бы ему и могли бы вызвать даже его разрушение. Это
    скорее инстинктивно ощущают, чем обнаруживают посредством рассуж-
    дения. Затем начинается движение в направлении, противоположном
    по отношению к тому, какое было вызвано господством остатков клас-
    са I. Маятник движется в обратную сторону и доходит до другого крайне-
    го положения. Поскольку получаемые на основе остатков класса I реше-
    ния иногда оказываются в противоречии с реальностью, люди утвержда-
    ют, что они всегда бывают такими, и рассматривают их как «ложные».
    Эту характеристику также начинают относить к самим принципам экс-
    периментального рассуждения, в то время как в качестве «истинных»
    или, по крайней мере, «более высоких истин» воспринимаются принци-
    пы сохранения агрегатов. Эти чувства рождают немало дериваций. Одна
    из них гласит: в нас самих имеются идеи, воззрения, господствующие
    над опытом; «интуиция» должна сменить «разум», «сознание должно
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 401 отстоять свои права перед позитивистским эмпиризмом»; другая дерива-
    ция утверждает: «идеализм должен занять место эмпиризма, позитивизма,
    естественных наук», что только идеализм является «истинной наукой».
    Счтается несомненным и бесспорным, что идеализм, с его абсолютом, <как «истиная» наука> намного ближе к реальности, чем эксперименитальная
    наука, которая всегда контингентна; существует даже мнение, что идеа-
    лизм составляет саму «реальность», а экспериментальная наука, отожде-
    ствляемая с псевдонаукой, образованной деривациями от остатков клас-
    са I, обманчива и вредна. В былые времена подобные мнения превалиро-
    вали во всех областях человеческих знаний; сегодня они исчезли, или
    почти исчезли, в физических науках, где последним достойным внима-
    ния их примером стала «Философия природы» Гегеля, но они сохраня-
    ются в социальных науках. Из физических наук они были удалены благо-
    даря успешному развитию экспериментальной науки, поскольку стали
    бесполезными; в социальных науках они продолжают существовать
    не только потому, что в них экспериментальное исследование еще очень
    несовершенно, но главным образом потому, что обладают большой со-
    циальной полезностью. В самом деле, во многих случаях следующие
    из остатков сохранения агрегатов и получаемые с помощью «интуиции»
    выводы более близки к реальности, чем выводы, следующие из остатков
    инстинкта комбинаций и образующие деривации псевдонауки, которая
    в области социальных знаний занимает место экспериментальной науки.
    Кроме того, во многих других случаях такие деривации представляются
    настолько вредными, что общество, если оно не хочет прийти в упадок
    или погибнуть, должно в силу необходимости их отвергнуть. Но послед-
    ствия полного превалирования остатков класса II не менее пагубны, при-
    чем не только в области ремесел и в физических науках, где это вполне
    очевидно, но и в социальной области. Нетрудно видеть, что в социальной
    сфере без инстинкта комбинаций и применения экспериментального
    рассуждения никакой прогресс был бы немыслим. Следовательно, не-
    возможно остановиться даже при достижении той крайней точки, где до-
    минируют остатки класса II, поскольку совершаются новые колебания,
    которые вновь уводят нас к другой крайней точке континуума, где гос-
    подствуют остатки класса I. Так происходят бесконечные маятниковые
    колебания.
  • Эти же явления можно описать иными способами, позволяющими вы-
    явить иные примечательные их аспекты. Ограничиваясь внешней сторо-
    ной, можно сказать, что в истории период веры наступает после периода
    скептицизма, который, в свою очередь, последовал за другим периодом ве-
    ры, а тот за другим периодом скептицизма, и т. д. Описание это неплохое,
    но могут ввести в заблуждение слова «вера» и «скептицизм», если мы ста-
    нем связывать их с вполне определенной религией или с несколькими.
    402 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Следуя дальше, можно сказать, что общество опирается на сохранение
    агрегатов; стремление к их сохранению проявляется через остатки, кото-
    рые с логико-экспериментальной точки зрения оказываются ошибочны-
    ми, а порой и явно абсурдными. Следовательно, когда преобладает, хотя
    бы отчасти, точка зрения социальной полезности, в обществе инстинк-
    тивно или иначе принимаются такие доктрины, которые благоприятны
    для чувств сохранения агрегатов. Когда преобладает, хотя бы отчасти, ло-
    гико-экспериментальная точка зрения, такие доктрины отвергаются
    и заменяются другими, которые внешне и очень редко по существу согла-
    суются с логико-экспериментальной наукой. Так сознание людей совер-
    шает
  • Скачать:TXTPDF

    выходили за пределы опыта и вели пустые разглагольство-вания из области этики.При изучении упомянутых единообразий допускается немало оши-бок. Их можно разделить на два класса: A — ошибки, появляющиесявследствие непринятия во внимание