Компендиум по общей социологии
военного, поли-
тического процветания стран, а по оси ox — раз-
личные пропорции остатков класса I и класса II
у населения этих стран, к каковым могут добав-
ляться также остатки других классов. Нам будет
нетрудно найти страны p, где мало остатков Рис. 31
класса I по отношению к остаткам класса II;
а также определить страны q, в которых, напротив, остатки класса I очень
сильно превалируют над остатками класса II; наконец, обнаружить стра-
ны r, где пропорция этих остатков or окажется средней. Во многих случа-
ях мы заметим, что величины благосостояния pa, qd меньше значений rb,
и из этого сделаем вывод, что линия значений благосостояния с высокой
вероятностью имеет некоторый максимум sc при пропорции остатков os.
Эту пропорцию точно определить нельзя, но по крайней мере мы знаем,
что она располагается в интервале между op и oq.
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 409
Если вместо сравнения различных стран сравнить разные по времени со-
стояния одной и той же страны, то из общего рассмотрения пропорции
остатков класса I и класса II мало что можно извлечь. Это связано с тем,
что в общей совокупности населения остатки меняются медленно и, сле-
довательно, связанные с различием таких пропорций эффекты могут
быть скрыты за другими, более изменчивыми феноменами. Если же заду-
маться о характере пропорций основных остатков в правящем классе,
то поскольку такие пропорции меняются порой достаточно быстро, мож-
но отделить эффекты их воздействия от влияния других феноменов. Ме-
жду тем, поскольку эти изменения тесно связаны с изменением циркуля-
ции некоторых элит, чаще всего мы не можем установить ничего, кроме
совокупных эффектов, не имея возможности приемлемым образом вы-
делить части, относящиеся к изменению остатков и циркуляции элит.
Кроме того, индекс социальной полезности за-
висит не только от пропорции остатков в правя-
щем классе, но и от их пропорции в управляе-
мом классе. Следовательно, этот феномен нам
надо представить в трехмерном пространстве
(см. рис. 32).
Плоскость xy берется как горизонтальная —
это плоскость листа, на котором выполнен ри- Рис. 32
сунок; ось oz берется как вертикальная, и по-
этому она не показана на рис. 32, — это ось зна-
чений полезности. Лежащая в горизонтальной
плоскости ось ox будет осью пропорции остат-
ков в правящем классе, а ось oy — в управляемом
классе. Допустим, что мы проводим различные
вертикальные сечения hh¢, kk ¢, ll ¢, параллельные
плоскости xoz (см. рис. 33). В каждом из этих се-
чений мы найдем точки максимума c, c ¢, c ¢¢ и, Рис. 33
сравнивая различные максимумы sc, s ¢c ¢, s ¢¢c ¢¢,
найдем один из них c ¢¢, который будет больше других. Он укажет нам, сле-
довательно, наиболее подходящие пропорции остатков в правящем
и в управляемом классах.
Античная Греция явилась лабораторией социальных и политических
опытов, давшей богатые и достаточно обширные наблюдения. Посколь-
ку в § 1039 мы уже обращались к явлениям взаимосвязи, приходят
на ум примеры Спарты и Афин в отношении значений величин pa, qd
на рис. 31. Достаточно хорошо известны факты доминирования остатков
класса II в Спарте и остатков класса I в Афинах, поэтому мы не будем
подробно об этом говорить; но стоит выявить, насколько эти два крайних
410 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ случая отдалены от максимума sc. Спарта не принимала инноваций, по- тому что в ней были слишком сильными остатки класса II; Афины при- нимали их тут же, но не умели извлечь из них пользу в полном объеме, так как в ней были очень сильными остатки класса I.
Основная польза от чувств сохранения агрегатов заключается в сильном
противодействии вредным наклонностям, вызванным преследованием
индивидуального интереса и порывами страстей; основной ущерб от та-
ких чувств — в побуждении к действиям, которые логически следуют
из чувств, но приносят вред обществу. Чтобы исполнить первое <консер- вативное> назначение, необходимо, чтобы чувства сохранения агрегата
обладали значительной силой. Когда они слишком ослабевают, они
не могут противодействовать могучим интересам и сильным страстям
и только вызывают вторые из названных эффектов, которые вредны для
общества.
Где чувства сохранения агрегатов не имеют достаточной силы, там люди
легко поддаются порывам настоящего момента, проявляя мало заботы
о будущем; под действием неумеренных аппетитов легко забывают о выс-
ших интересах коллектива. Македоняне во всем подчинялись Филиппу,
затем Александру; фиванцы следовали распоряжениям Эпаминонда,
но затеяли против него судебный процесс, из которого, впрочем, он вы-
шел победителем; афиняне мало церемонились со своими полководца-
ми: они всячески их унижали, отдавали под суд, осуждали, необоснован-
но отстраняли от исполнения полномочий. Уроки прошлого никак
не помогают в будущем, потому что чувства сохранения соответствую-
щих агрегатов долго не удерживаются.
Такие феномены часто изучаются только в связи с формами правления —
демократической, олигархической, монархической. При этом одни гото-
вы возложить на афинскую демократию вину за все беды и неприятности
Афин; другие, напротив, пытаются смыть с нее такие грехи. Несомненно,
нельзя отрицать влияние форм правления на социальный феномен;
но следует иметь в виду, что, во-первых, они хотя бы отчасти выступают
следствием состояния умов и нравов жителей, которые, таким образом,
намного существеннее обусловливают социальные феномены. Во-вто-
рых, при одних и тех же формах правления наблюдаются совершенно
разные феномены, и это ясно указывает на то, что для этого существуют
более значимые причины, безотносительно к формам правления.
Как уже неоднократно отмечалось, факты прошлых времен и факты на-
стоящего времени в их сопоставлении помогают в исследовании соци-
альных единообразий. Факты настоящего времени, более известные
в подробностях, позволяют нам лучше понимать факты прошлых вре-
мен; последние, напротив, когда они сходны в некоторых отношениях
с фактами настоящего времени, подходят для подготовки индуктивного
вывода, придающего этим отношениям значение единообразия, или
закона.
Демократическое устройство Афин само по себе не было, как убеждают
некоторые, причиной очевидных провалов, о которых свидетельствует
история; но это устройство и эти провалы были следствием <превали- рующих> чувств афинян и всей совокупности обстоятельств, в которых
они находились. Сравнения между разными народами, а также между
разными временами и обстоятельствами, в которых оказывался один
и тот же народ, позволяют выявить влияния устойчивых сил, отделив
их от действия сил временных и случайных. Среди них наиболее сущест-
венны силы, связанные с характером тех людей, которых фортуна наде-
лила государственной властью. Франция дала нам три таких примеча-
тельных примера. Прежде всего это Империя, которая не заботится о на-
циональной обороне и не решается обеспечить ее через принуждение
страны к необходимым жертвам. Затем Республика, которая сразу после
войны 1870 г. требует от страны таких жертв, и она легко идет на них. На-
конец, Республика, которая после 1900 г. не осмеливается, не может тре-
бовать жертв от не подчиняющейся ей, строптивой страны. Если сравни-
вать Республику с предшествовавшей ей консервативной Республикой,
то можно возлагать вину за развал на развитие демократии; но этот вывод
не проходит, когда сравнение распространяется на Империю, в которой,
хотя она не была демократическим устройством, поступали так же как
в демократической Республике. Равным образом, если сравнивать толь-
ко Империю и консервативную Республику, то можно, как это делали
412 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ многие, приписывать вину за катастрофу и за поражение в войне исклю-
чительно личной власти императора. Но такой вывод не может быть при-
нят, если проводить сравнение между Империей и демократической Рес-
публикой, в которой уже нет личной власти императора, но присутству-
ют те же недостатки и слабости в военной области, какие <ранее>
привели к поражению в войне 1870 г. Эти феномены, напротив, будет до-
вольно легко объяснить, если обратить внимание на силу остатков клас-
са II. Там, где они сильны и их интенсивность поддерживается прозорли-
вым правительством, которое умеет их использовать, население охотно
принимает бремя расходов на военный аппарат. Где они, напротив, сла-
бы или ослаблены правительством, которое заботится только о соблюде-
нии определенных материальных интересов <сегодняшнего дня>, не за-
думываясь о будущем, — там население отказывается брать на себя бремя
затрат на национальную оборону. При внимательном изучении истории
можно увидеть, что народы, которые шли к полному поражению и разо-
рению, довольно редко имели недостаток в предостережениях и упреках,
высказывшихся, чтобы отвести их от гибельного пути, и мало, ничтожно
мало оказывалось правительств, настолько непредусмотрительных, что-
бы этого не замечать. Итак, сила, которая необходима, чтобы подтолк-
нуть народы к обеспечению своей защиты, существовала; в зависимости
от ее интенсивности она действовала более или менее эффективно, что
определялось главным образом интенсивностью остатков класса II в пра-
вящем классе. Она встречала большее или меньшее сопротивление в за-
висимости от того, выше или ниже оказывалась в подчиненных классах
интенсивность этих остатков. Римский народ победил народы Греции
и Карфагена главным образом благодаря тому, что в нем были более интен-
сивными, чем в этих двух народах, чувства сохранения агрегатов, известные
под именем любви к Родине, а также другие чувства, которые содействуют
им и поддерживают их. В то же время в его правящем слое имелись в изоби-
лии остатки класса I, за счет которых можно было использовать должным
образом те остатки класса II, которые существовали в управляемом клас-
се. Для небольших коллективов и общностей также имеется немало при-
меров полезности определенных комбинаций остатков класса I и клас-
са II.
Но все это невозможно там, где остатки класса I значительно превалиру-
ют и где спекуляция, промышленность, банковское дело, торговля по-
глотили всех умных и способных к труду людей. Заметьте, что мы все вре-
мя говорим «больше» или «меньше» в отношении пропорций между ос-
татками класса I и остатками класса II не только в управляемом классе,
но и в правящем классе, и что максимум политического и военного могу-
щества не находится ни в той, ни в другой предельной точке.
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 413
После равновесия наций рассмотрим равновесие различных социальных
слоев. Иными словами, исследуем примеры циркуляции элит. Это иссле-
дование следует начать с виртуальных движений, изучая то, как правя-
щий класс мог бы защищать себя путем устранения индивидов, которые
способны лишить его власти (см. § 690). Средства исключения индиви-
дов, превосходящих представителей правящего класса по своим качест-
вам настолько, что это может нанести ущерб его господству, являются,
по существу, следующими.
Смерть. Самое надежное средство, но оно оказывается и самым пагуб-
ным для элиты. Ни одна человеческая раса и ни одна порода животных
не смогут долго проводить подобный отбор, т. е. уничтожать лучших сво-
их индивидов.
Преследования, не доводимые до совершения смертной казни: тюремное за-
ключение, финансовое разорение, отстранение от исполнения публичных
должностей. Это средство имеет довольно низкую эффективность; так
появляются мученики, становящиеся намного более опасными, чем до
преследований. Оно помогает мало или даже вовсе не помогает правяще-
му классу и не очень вредит элите, рассматриваемой в целом (включая
как правящую, так и неправящую элиту); напротив, такой способ <борь- бы> может даже помочь <соперникам старой правящей элиты>, по-
скольку преследование повышает у низшей части <общества> ценность
таких качеств, как активность и энергичность — свойства характера, ко-
торые часто отсутствуют в стареющей элите, а преследуемая часть может
в итоге занять место <старого> правящего класса.
Отмеченный только что эффект, проявляющийся в распрях между двумя
частями класса избранных, представляет собой частный случай более об-
щего явления, очень часто отмечаемого в столкновениях между правя-
щим и управляемым классами. Можно заметить, что сопротивление пра-
вящего класса эффективно только при условии, если он готов довести его
до конца, применяя при необходимости