Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
военного, поли-
тического процветания стран, а по оси ox — раз-
личные пропорции остатков класса I и класса II
у населения этих стран, к каковым могут добав-
ляться также остатки других классов. Нам будет
нетрудно найти страны p, где мало остатков Рис. 31
класса I по отношению к остаткам класса II;
а также определить страны q, в которых, напротив, остатки класса I очень
сильно превалируют над остатками класса II; наконец, обнаружить стра-
ны r, где пропорция этих остатков or окажется средней. Во многих случа-
ях мы заметим, что величины благосостояния pa, qd меньше значений rb,
и из этого сделаем вывод, что линия значений благосостояния с высокой
вероятностью имеет некоторый максимум sc при пропорции остатков os.
Эту пропорцию точно определить нельзя, но по крайней мере мы знаем,
что она располагается в интервале между op и oq.
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 409
  • Если вместо сравнения различных стран сравнить разные по времени со-
    стояния одной и той же страны, то из общего рассмотрения пропорции
    остатков класса I и класса II мало что можно извлечь. Это связано с тем,
    что в общей совокупности населения остатки меняются медленно и, сле-
    довательно, связанные с различием таких пропорций эффекты могут
    быть скрыты за другими, более изменчивыми феноменами. Если же заду-
    маться о характере пропорций основных остатков в правящем классе,
    то поскольку такие пропорции меняются порой достаточно быстро, мож-
    но отделить эффекты их воздействия от влияния других феноменов. Ме-
    жду тем, поскольку эти изменения тесно связаны с изменением циркуля-
    ции некоторых элит, чаще всего мы не можем установить ничего, кроме
    совокупных эффектов, не имея возможности приемлемым образом вы-
    делить части, относящиеся к изменению остатков и циркуляции элит.
  • Кроме того, индекс социальной полезности за-
    висит не только от пропорции остатков в правя-
    щем классе, но и от их пропорции в управляе-
    мом классе. Следовательно, этот феномен нам
    надо представить в трехмерном пространстве
    (см. рис. 32).
    Плоскость xy берется как горизонтальная —
    это плоскость листа, на котором выполнен ри- Рис. 32
    сунок; ось oz берется как вертикальная, и по-
    этому она не показана на рис. 32, — это ось зна-
    чений полезности. Лежащая в горизонтальной
    плоскости ось ox будет осью пропорции остат-
    ков в правящем классе, а ось oy — в управляемом
    классе. Допустим, что мы проводим различные
    вертикальные сечения hh¢, kk ¢, ll ¢, параллельные
    плоскости xoz (см. рис. 33). В каждом из этих се-
    чений мы найдем точки максимума c, c ¢, c ¢¢ и, Рис. 33
    сравнивая различные максимумы sc, s ¢c ¢, s ¢¢c ¢¢,
    найдем один из них c ¢¢, который будет больше других. Он укажет нам, сле-
    довательно, наиболее подходящие пропорции остатков в правящем
    и в управляемом классах.
  • Античная Греция явилась лабораторией социальных и политических
    опытов, давшей богатые и достаточно обширные наблюдения. Посколь-
    ку в § 1039 мы уже обращались к явлениям взаимосвязи, приходят
    на ум примеры Спарты и Афин в отношении значений величин pa, qd
    на рис. 31. Достаточно хорошо известны факты доминирования остатков
    класса II в Спарте и остатков класса I в Афинах, поэтому мы не будем
    подробно об этом говорить; но стоит выявить, насколько эти два крайних
    410 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ случая отдалены от максимума sc. Спарта не принимала инноваций, по- тому что в ней были слишком сильными остатки класса II; Афины при- нимали их тут же, но не умели извлечь из них пользу в полном объеме, так как в ней были очень сильными остатки класса I.
  • Основная польза от чувств сохранения агрегатов заключается в сильном
    противодействии вредным наклонностям, вызванным преследованием
    индивидуального интереса и порывами страстей; основной ущерб от та-
    ких чувств — в побуждении к действиям, которые логически следуют
    из чувств, но приносят вред обществу. Чтобы исполнить первое <консер- вативное> назначение, необходимо, чтобы чувства сохранения агрегата
    обладали значительной силой. Когда они слишком ослабевают, они
    не могут противодействовать могучим интересам и сильным страстям
    и только вызывают вторые из названных эффектов, которые вредны для
    общества.
  • Где чувства сохранения агрегатов не имеют достаточной силы, там люди
    легко поддаются порывам настоящего момента, проявляя мало заботы
    о будущем; под действием неумеренных аппетитов легко забывают о выс-
    ших интересах коллектива. Македоняне во всем подчинялись Филиппу,
    затем Александру; фиванцы следовали распоряжениям Эпаминонда,
    но затеяли против него судебный процесс, из которого, впрочем, он вы-
    шел победителем; афиняне мало церемонились со своими полководца-
    ми: они всячески их унижали, отдавали под суд, осуждали, необоснован-
    но отстраняли от исполнения полномочий. Уроки прошлого никак
    не помогают в будущем, потому что чувства сохранения соответствую-
    щих агрегатов долго не удерживаются.
  • Такие феномены часто изучаются только в связи с формами правления —
    демократической, олигархической, монархической. При этом одни гото-
    вы возложить на афинскую демократию вину за все беды и неприятности
    Афин; другие, напротив, пытаются смыть с нее такие грехи. Несомненно,
    нельзя отрицать влияние форм правления на социальный феномен;
    но следует иметь в виду, что, во-первых, они хотя бы отчасти выступают
    следствием состояния умов и нравов жителей, которые, таким образом,
    намного существеннее обусловливают социальные феномены. Во-вто-
    рых, при одних и тех же формах правления наблюдаются совершенно
    разные феномены, и это ясно указывает на то, что для этого существуют
    более значимые причины, безотносительно к формам правления.
  • Как уже неоднократно отмечалось, факты прошлых времен и факты на-
    стоящего времени в их сопоставлении помогают в исследовании соци-
    альных единообразий. Факты настоящего времени, более известные
    в подробностях, позволяют нам лучше понимать факты прошлых вре-
    мен; последние, напротив, когда они сходны в некоторых отношениях
    с фактами настоящего времени, подходят для подготовки индуктивного
    вывода, придающего этим отношениям значение единообразия, или
    закона.
  • Демократическое устройство Афин само по себе не было, как убеждают
    некоторые, причиной очевидных провалов, о которых свидетельствует
    история; но это устройство и эти провалы были следствием <превали- рующих> чувств афинян и всей совокупности обстоятельств, в которых
    они находились. Сравнения между разными народами, а также между
    разными временами и обстоятельствами, в которых оказывался один
    и тот же народ, позволяют выявить влияния устойчивых сил, отделив
    их от действия сил временных и случайных. Среди них наиболее сущест-
    венны силы, связанные с характером тех людей, которых фортуна наде-
    лила государственной властью. Франция дала нам три таких примеча-
    тельных примера. Прежде всего это Империя, которая не заботится о на-
    циональной обороне и не решается обеспечить ее через принуждение
    страны к необходимым жертвам. Затем Республика, которая сразу после
    войны 1870 г. требует от страны таких жертв, и она легко идет на них. На-
    конец, Республика, которая после 1900 г. не осмеливается, не может тре-
    бовать жертв от не подчиняющейся ей, строптивой страны. Если сравни-
    вать Республику с предшествовавшей ей консервативной Республикой,
    то можно возлагать вину за развал на развитие демократии; но этот вывод
    не проходит, когда сравнение распространяется на Империю, в которой,
    хотя она не была демократическим устройством, поступали так же как
    в демократической Республике. Равным образом, если сравнивать толь-
    ко Империю и консервативную Республику, то можно, как это делали
    412 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ многие, приписывать вину за катастрофу и за поражение в войне исклю-
    чительно личной власти императора. Но такой вывод не может быть при-
    нят, если проводить сравнение между Империей и демократической Рес-
    публикой, в которой уже нет личной власти императора, но присутству-
    ют те же недостатки и слабости в военной области, какие <ранее>
    привели к поражению в войне 1870 г. Эти феномены, напротив, будет до-
    вольно легко объяснить, если обратить внимание на силу остатков клас-
    са II. Там, где они сильны и их интенсивность поддерживается прозорли-
    вым правительством, которое умеет их использовать, население охотно
    принимает бремя расходов на военный аппарат. Где они, напротив, сла-
    бы или ослаблены правительством, которое заботится только о соблюде-
    нии определенных материальных интересов <сегодняшнего дня>, не за-
    думываясь о будущем, — там население отказывается брать на себя бремя
    затрат на национальную оборону. При внимательном изучении истории
    можно увидеть, что народы, которые шли к полному поражению и разо-
    рению, довольно редко имели недостаток в предостережениях и упреках,
    высказывшихся, чтобы отвести их от гибельного пути, и мало, ничтожно
    мало оказывалось правительств, настолько непредусмотрительных, что-
    бы этого не замечать. Итак, сила, которая необходима, чтобы подтолк-
    нуть народы к обеспечению своей защиты, существовала; в зависимости
    от ее интенсивности она действовала более или менее эффективно, что
    определялось главным образом интенсивностью остатков класса II в пра-
    вящем классе. Она встречала большее или меньшее сопротивление в за-
    висимости от того, выше или ниже оказывалась в подчиненных классах
    интенсивность этих остатков. Римский народ победил народы Греции
    и Карфагена главным образом благодаря тому, что в нем были более интен-
    сивными, чем в этих двух народах, чувства сохранения агрегатов, известные
    под именем любви к Родине, а также другие чувства, которые содействуют
    им и поддерживают их. В то же время в его правящем слое имелись в изоби-
    лии остатки класса I, за счет которых можно было использовать должным
    образом те остатки класса II, которые существовали в управляемом клас-
    се. Для небольших коллективов и общностей также имеется немало при-
    меров полезности определенных комбинаций остатков класса I и клас-
    са II.
  • Но все это невозможно там, где остатки класса I значительно превалиру-
    ют и где спекуляция, промышленность, банковское дело, торговля по-
    глотили всех умных и способных к труду людей. Заметьте, что мы все вре-
    мя говорим «больше» или «меньше» в отношении пропорций между ос-
    татками класса I и остатками класса II не только в управляемом классе,
    но и в правящем классе, и что максимум политического и военного могу-
    щества не находится ни в той, ни в другой предельной точке.
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 413
  • После равновесия наций рассмотрим равновесие различных социальных
    слоев. Иными словами, исследуем примеры циркуляции элит. Это иссле-
    дование следует начать с виртуальных движений, изучая то, как правя-
    щий класс мог бы защищать себя путем устранения индивидов, которые
    способны лишить его власти (см. § 690). Средства исключения индиви-
    дов, превосходящих представителей правящего класса по своим качест-
    вам настолько, что это может нанести ущерб его господству, являются,
    по существу, следующими.
  • Смерть. Самое надежное средство, но оно оказывается и самым пагуб-
    ным для элиты. Ни одна человеческая раса и ни одна порода животных
    не смогут долго проводить подобный отбор, т. е. уничтожать лучших сво-
    их индивидов.
  • Преследования, не доводимые до совершения смертной казни: тюремное за-
    ключение, финансовое разорение, отстранение от исполнения публичных
    должностей. Это средство имеет довольно низкую эффективность; так
    появляются мученики, становящиеся намного более опасными, чем до
    преследований. Оно помогает мало или даже вовсе не помогает правяще-
    му классу и не очень вредит элите, рассматриваемой в целом (включая
    как правящую, так и неправящую элиту); напротив, такой способ <борь- бы> может даже помочь <соперникам старой правящей элиты>, по-
    скольку преследование повышает у низшей части <общества> ценность
    таких качеств, как активность и энергичность — свойства характера, ко-
    торые часто отсутствуют в стареющей элите, а преследуемая часть может
    в итоге занять место <старого> правящего класса.
  • Отмеченный только что эффект, проявляющийся в распрях между двумя
    частями класса избранных, представляет собой частный случай более об-
    щего явления, очень часто отмечаемого в столкновениях между правя-
    щим и управляемым классами. Можно заметить, что сопротивление пра-
    вящего класса эффективно только при условии, если он готов довести его
    до конца, применяя при необходимости
  • Скачать:TXTPDF

    военного, поли-тического процветания стран, а по оси ox — раз-личные пропорции остатков класса I и класса IIу населения этих стран, к каковым могут добав-ляться также остатки других классов. Нам будетнетрудно