Компендиум по общей социологии
выходили за пределы опыта и вели пустые разглагольство-
вания из области этики.
При изучении упомянутых единообразий допускается немало оши-
бок. Их можно разделить на два класса: A — ошибки, появляющиеся
вследствие непринятия во внимание волнообразной формы феноменов;
B — ошибки, возникающие при интерпретации этой волнообразной
формы.
A1. Волны показывают наличие периодов в изменениях феномена, ко-
торые могут быть названы восходящими и нисходящими. Если они дос-
таточно длительны, то у наблюдателей таких колебаний легко может
сформироваться мнение, что движение должно продолжаться бесконеч-
но долго в наблюдаемом в данный момент направлении или хотя бы за-
вершиться неизменным состоянием без последующих движений в про-
тивоположную сторону (см. § 1032 и 1006).
A2. Эта ошибка ослабляется, однако не устраняется, когда предполага-
ется наличие средней линии, по отношению к которой феномен совер-
шает колебания, но считается, что она совпадет с линией одного из пе-
риодов нарастания феномена. Никогда или почти никогда не полагают,
что она совпадет с линией периода убывания. В отношении этого, а также
предыдущего обстоятельства дадим более обстоятельный анализ для од-
ного особого случая (см. § 1031 и далее).
B1. Известно, что и в прошлом некий феномен проявлялся в форме ко-
лебаний, но имплицитно предполагают, что нормальным будет ход его
развития, который благоприятен для общества, т. е. в направлении
398 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ постоянного увеличения благосостояния, или по крайней мере его неиз- менности. Случай перехода к еще более неблагоприятным ситуациям обычно исключается. Такие неблагоприятные колебания, когда их нали- чие не может отрицаться, считаются неправильными, второстепенными, случайными: каждое из них имеет только одну причину, которая может и должна быть устранена (см. § 54), и при этом должно исчезнуть и само колебание. Деривации в такой обобщенной форме непривычны; в дру- гой, следующей за нею форме они, напротив, общеприняты. Причина этого заключается просто в склонности человека искать собственную пользу и избегать вреда.
B2. Предполагают, что колебания можно разрознить путем сохранения
благоприятных и устранения неблагоприятных, воздействуя на порож-
дающие их причины. Почти все историки принимают, по крайней мере
имплицитно, эту теорему; они немало усилий прилагают к тому, чтобы
показать нам, как должны были бы поступать народы, чтобы всегда ос-
таваться в благоприятном периоде и никогда не вступать в неблагопри-
ятный. Также имеется немало экономистов, которые знают и благо-
склонно учат нас тому, как можно было бы избежать кризисов, обозна-
чая этим понятием только нисходящие периоды колебаний. Все эти
деривации часто используются в дискуссиях о социальном процветании
(см. § 1074 и далее); они дороги многим авторам, наивно воображающим,
что они проводят научную работу, когда сочиняют моральные, гумани-
стические и патриотические проповеди и наставления.
B3. Только чтобы напомнить, так как нам уже приходилось много раз го-
ворить об этом, отметим ошибку, состоящую в превращении взаимоза-
висимости феноменов в причинно-следственные связи. В нашем случае
предполагается, что колебания некоторого феномена якобы имеют толь-
ко внутренние причины, не зависящие от колебаний других феноменов.
B4. Именно при непринятии в расчет взаимозависимости и стремлении
найти лежащую в основе колебаний некоторого феномена причину ее
выискивают в теологии, метафизике или в общих рассуждениях, кото-
рые только с виду предстают как экспериментальные. Еврейские про-
роки находили причину нисходящих периодов, последовавших за про-
цветанием Израиля, в гневе Бога; римляне были убеждены, что любое
бедствие, от которого страдает их город, имело в качестве причины на-
рушение культа богов: нарушение (причину) надо было отыскать и пре-
доставить богам адекватную компенсацию, чтобы вернуть процветание.
Многие историки, включая современных, ведут поиск подобных при-
чин и находят их в «падении нравов», «auri sacra fames»*, нарушении
- Проклятая жажда золота (лат.).
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 399 моральных, правовых или гуманистических установлений, в грехах оли-
гархии, которая угнетает народ, в слишком большом неравенстве состоя-
ний, в капитализме и т. д. Деривации такого рода найдутся на любые
вкусы.
В действительности колебания разных частей, входящих в состав соци-
ального феномена, находятся в отношении взаимозависимости и пред-
ставляют собой просто внешние манифестации изменений этих частей.
Если кому-то предпочтительнее использование обманчивого термина
«причина», то он может сказать, что нисходящий период является при-
чиной последующего восходящего периода, и наоборот; но это следует
понимать только в том смысле, что восходящий период неразрывным
образом связан с нисходящим периодом, который ему предшествовал,
и наоборот. Следовательно, говоря обобщенно: в целом различные пе-
риоды являются только манифестациями единого положения вещей,
которое фиксируется наблюдением как последовательная смена одного
периода другим, и эта последовательность есть не что иное, как экспе-
риментальное единообразие. Существуют различные виды колебаний
в зависмости от длительности. Они могут быть очень короткими, коротки-
ми, длительными, очень длительными. Как уже отмечалось (см. § 1017),
очень короткие колебания обычно являются случайными в том смысле,
что они лишь манифестации мимолетных (быстротечных) сил; колеба-
ния, которые совершаются в течение достаточно долгого времени,
обычно указывают на действие устойчивых, продолжительных сил;
очень длительные колебания из-за скудности наших знаний об очень
давних временах и в связи с невозможностью предугадать будущее могут
утратить характер колебаний и выступать для нас так, словно они пред-
ставляют собой движение, всегда совершаемое в одном и том же направ-
лении (см. § 1032).
Вернемся теперь к частной проблеме, обозначенной в § 1015. Чтобы
ее решить, рассмотрим силы, воздействующие на различные части соци-
ального феномена, взаимозависимость которых мы пытаемся устано-
вить. Эти силы следует разделить на два класса: силы, рождающиеся
из противоречий теорий с действительностью, из более или менее удач-
ного подлаживания (адаптации) первых ко второй; они проявляются
в расхождениях между чувствами и результатами опыта. Этот аспект проб-
лемы назовем «внутренним»; и силы, действующие в направлении изме-
нения чувств; они берут начало из отношений, в которых находятся упомя-
нутые чувства с иными факторами, такими, как экономическое, политиче-
ское состояние, циркуляция элит и т. д. Этот аспект проблемы назовем
«внешним».
400 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Внутренний аспект. Рассмотрение данного аспекта мы уже начинали
(см. § 258 и далее), нас к нему привело индуктивное исследование, и те-
перь мы его продолжим. С некоторого времени у многих индивидов ос-
татки сохранения агрегатов (вещь A в § 258) утрачивают силу, а остатки
инстинкта комбинаций укрепляются (в этот период, как мы отметили
в § 258, приобретает доверие экспериментальная наука). Те выводы,
к которым люди приходят под влиянием остатков сохранения агрегатов,
все более расходятся с реальностью. Из этого делается заключение, что
эти остатки суть «устарелые предрассудки», которые следует заменить
остатками инстинкта комбинаций. <Полученные под влиянием остатков сохранения агрегатов выводы> осуждаются беспощадным образом
и с точки зрения экспериментальной реальности, и с точки зрения инди-
видуальной или социальной полезности. При этом нелогические дейст-
вия <людей> хотят заменить логическими действиями, которые должны
диктоваться экспериментальной наукой, но на самом деле часто подска-
зываются псевдонаукой и вызываются деривациями, имеющими малую
или нулевую экспериментальную значимость. Обычно это выражается
в следующей деривации (или в иных, аналогичных ей): «Разум должен за-
нять место веры, предрассудков». При этом также верят, что выраженное
в такой деривации чувство «показывает», что «ложными» оказываются
остатки сохранения агрегатов, а «верными» являются остатки инстинкта
комбинаций. В иные времена, когда совершается обратное движение,
когда остатки сохранения агрегатов приобретают новую силу, тогда как
сила остатков инстинктов комбинаций уменьшается, наблюдаются про-
тивоположные явления. Остатки сохранения агрегатов, которые ослаб-
ли, могут оказываться полезными, нейтральными и вредными обществу.
В первом случае деривации от инстинкта комбинаций, в которых отверга-
ются остатки класса II, выглядят полностью расходящимися с практикой,
поскольку они ведут к приданию обществу тех форм, которые совершенно
не соответствовали бы ему и могли бы вызвать даже его разрушение. Это
скорее инстинктивно ощущают, чем обнаруживают посредством рассуж-
дения. Затем начинается движение в направлении, противоположном
по отношению к тому, какое было вызвано господством остатков клас-
са I. Маятник движется в обратную сторону и доходит до другого крайне-
го положения. Поскольку получаемые на основе остатков класса I реше-
ния иногда оказываются в противоречии с реальностью, люди утвержда-
ют, что они всегда бывают такими, и рассматривают их как «ложные».
Эту характеристику также начинают относить к самим принципам экс-
периментального рассуждения, в то время как в качестве «истинных»
или, по крайней мере, «более высоких истин» воспринимаются принци-
пы сохранения агрегатов. Эти чувства рождают немало дериваций. Одна
из них гласит: в нас самих имеются идеи, воззрения, господствующие
над опытом; «интуиция» должна сменить «разум», «сознание должно
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 401 отстоять свои права перед позитивистским эмпиризмом»; другая дерива-
ция утверждает: «идеализм должен занять место эмпиризма, позитивизма,
естественных наук», что только идеализм является «истинной наукой».
Счтается несомненным и бесспорным, что идеализм, с его абсолютом, <как «истиная» наука> намного ближе к реальности, чем эксперименитальная
наука, которая всегда контингентна; существует даже мнение, что идеа-
лизм составляет саму «реальность», а экспериментальная наука, отожде-
ствляемая с псевдонаукой, образованной деривациями от остатков клас-
са I, обманчива и вредна. В былые времена подобные мнения превалиро-
вали во всех областях человеческих знаний; сегодня они исчезли, или
почти исчезли, в физических науках, где последним достойным внима-
ния их примером стала «Философия природы» Гегеля, но они сохраня-
ются в социальных науках. Из физических наук они были удалены благо-
даря успешному развитию экспериментальной науки, поскольку стали
бесполезными; в социальных науках они продолжают существовать
не только потому, что в них экспериментальное исследование еще очень
несовершенно, но главным образом потому, что обладают большой со-
циальной полезностью. В самом деле, во многих случаях следующие
из остатков сохранения агрегатов и получаемые с помощью «интуиции»
выводы более близки к реальности, чем выводы, следующие из остатков
инстинкта комбинаций и образующие деривации псевдонауки, которая
в области социальных знаний занимает место экспериментальной науки.
Кроме того, во многих других случаях такие деривации представляются
настолько вредными, что общество, если оно не хочет прийти в упадок
или погибнуть, должно в силу необходимости их отвергнуть. Но послед-
ствия полного превалирования остатков класса II не менее пагубны, при-
чем не только в области ремесел и в физических науках, где это вполне
очевидно, но и в социальной области. Нетрудно видеть, что в социальной
сфере без инстинкта комбинаций и применения экспериментального
рассуждения никакой прогресс был бы немыслим. Следовательно, не-
возможно остановиться даже при достижении той крайней точки, где до-
минируют остатки класса II, поскольку совершаются новые колебания,
которые вновь уводят нас к другой крайней точке континуума, где гос-
подствуют остатки класса I. Так происходят бесконечные маятниковые
колебания.
Эти же явления можно описать иными способами, позволяющими вы-
явить иные примечательные их аспекты. Ограничиваясь внешней сторо-
ной, можно сказать, что в истории период веры наступает после периода
скептицизма, который, в свою очередь, последовал за другим периодом ве-
ры, а тот за другим периодом скептицизма, и т. д. Описание это неплохое,
но могут ввести в заблуждение слова «вера» и «скептицизм», если мы ста-
нем связывать их с вполне определенной религией или с несколькими.
402 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Следуя дальше, можно сказать, что общество опирается на сохранение
агрегатов; стремление к их сохранению проявляется через остатки, кото-
рые с логико-экспериментальной точки зрения оказываются ошибочны-
ми, а порой и явно абсурдными. Следовательно, когда преобладает, хотя
бы отчасти, точка зрения социальной полезности, в обществе инстинк-
тивно или иначе принимаются такие доктрины, которые благоприятны
для чувств сохранения агрегатов. Когда преобладает, хотя бы отчасти, ло-
гико-экспериментальная точка зрения, такие доктрины отвергаются
и заменяются другими, которые внешне и очень редко по существу согла-
суются с логико-экспериментальной наукой. Так сознание людей совер-
шает