Компендиум по общей социологии
колебания между двумя точками континуума, и поскольку оно
не может задержаться ни в той, ни в другой предельной точке, данное
движение совершается до бесконечности. Было бы возможным его завер-
шение по крайней мере среди части общества, образующей класс интел-
лектуальной элиты, если бы ее представители пожелали убедить себя
в том, что вера может быть полезной обществу, несмотря на ее ошибоч-
ность и даже абсурдность в экспериментальном отношении (см. § 770).
Те, кто наблюдают только социальные феномены или рассуждают о вере
других, но не о собственной вере, могут иметь такое мнение. В самом де-
ле, такие признаки прослеживаются среди ученых и более или менее явно
обнаруживаются у государственных деятелей, которые руководствуются
эмпиризмом. Но большинству людей, не являющихся ни учеными-есте-
ствоиспытателями, ни выдающимися государственными деятелями, ко-
торые не управляют, но которыми управляют, которые больше размыш-
ляют о своей вере, чем о вере других людей, очень трудно иметь такое
мнение. Это связано как с их незнанием и невежеством, так и с тем, что
существует явное противоречие в том, чтобы иметь веру, которая побуж-
дала бы к интенсивным действиям, и при этом считать ее абсурдной. Это
не исключает полностью, что такое может произойти; но то был бы поис-
тине исключительный случай. Наконец, если мы хотим в нескольких
словах выразить представленные выше соображения, то можно сказать,
что «причина» таких колебаний в мнениях заключается не только в не-
достатке научных знаний, но в большей мере в смешивании двух разных
вещей, т. е. социальной полезности какой-либо доктрины и ее соответст-
вия опыту. Уже много раз нам приходилось отмечать масштабность такой
ошибки и ее вред для исследования единообразий социальных фактов.
Отмеченное нами движение не существует для тех, кто избегают рассмот-
рения одного из этих крайних состояний. Очень многие индивиды живут
в удовлетворении своей верой и нисколько не беспокоятся о том, чтобы
согласовывать ее с логико-экспериментальной наукой. Другие, кото-
рых намного меньше, витают в облаках метафизики или псевдонауки,
и их не беспокоят практические потребности жизни. Многие люди
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 403 находятся в промежуточных ситуациях и более или менее участвуют в ко-
лебательном движении.
Внешний аспект. Представленные рассуждения имеют один недостаток,
который может стать источником серьезных ошибок. Они побуждают
имплицитно предполагать, что люди руководствуются логикой при вы-
боре дериваций. Именно так можно было бы понять наши слова о том,
что воодушевленные некоторыми чувствами люди воспринимают неко-
торые деривации как логические следствия своих чувств. Но так проис-
ходит только у очень незначительного числа людей, тогда как наиболь-
шая их часть побуждается к усвоению остатков и к принятию дериваций
непосредственно чувствами. Внутренний аспект, который был исследо-
ван выше <см. § 1026>, важен для теории <появления> доктрин; напро-
тив, он далеко не так значим для теории социальных движений. Такие
движения не являются следствиями доктрин; скорее имеет место обрат-
ная зависимость. Следовательно, чередование периодов веры и периодов
скептицизма надо соотнести с другими фактами (см. § 1022, 1023).
Начнем, как обычно, с того, что воспользуемся методом индукции. Фе-
номен, который мы сейчас намерены исследовать, похож на феномен
экономических колебаний (см. § 984 и далее). В нем наблюдаются коле-
бания различной интенсивности. Оставим без внимания слабые и обра-
тимся к сильным и даже к самым интенсивным колебаниям, чтобы иметь
хотя бы приблизительное и ориентировочное представление о фактах.
Рассмотрим колебания остатков у населения в целом; тогда колебания
мнений в интеллектуальной его части — среди литераторов, философов
и псевдоученых — уместны только как показатели. Сами по себе они ни-
чего не значат; необходимо, чтобы их восприняли широкие массы насе-
ления, прежде чем они могли служить показателями народных чувств.
Факт появления произведений Лукиана, который предстает как островок
скептицизма среди океана верований, имеет почти нулевое значение,
а произведения Вольтера, по причине их большой популярности, пред-
стают как континент скептицизма, и, следовательно, этот факт заслужи-
вает внимания как важный показатель. Все это — очень несовершенные
средства, даже более несовершенные, чем те, которые могут использо-
ваться при оценке экономических колебаний при нехватке точных стати-
стических данных. Однако приходится довольствоваться этим, посколь-
ку мы не можем найти ничего лучшего, по крайней мере в настоящий
момент.
Если взглянуть несколько издалека на все явления такого рода, которые
так регулярно происходили и повторяются с давнего прошлого до наших
дней, то невозможно не согласиться с мыслью о том, что отмеченные
404 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ колебания закономерны и не исчезнут в скором времени. Что произойдет
в отдаленном будущем, об этом нам пока неведомо, но очень вероятно,
что так долго сохраняющийся ход событий не изменится в ближайшем
будущем.
Ничто не доказывает (см. рис. 30), что такие ко-
лебания происходят относительно линии ab,
соответствующей неизменному соотношению
между остатками класса II и остатками класса I,
что они не совершаются относительно линии
mp, которая указывала бы на уменьшение такой
пропорции. Напротив, очень многие факты по-
Рис. 30
буждают нас полагать, что эта линия mp усред-
ненным образом характеризует общий ход <социальных процессов>.
Мы видели, что классы остатков меняются медленно, но не остаются не-
изменными. Следовательно, представленное движение по линии mp
нисколько не противоречит особенностям остатков. Более того, если
сравнить состояние наших обществ с состоянием обществ периода гре-
ко-римской античности, то сразу станет очевидным, что во многих об-
ластях человеческой деятельности, таких, как ремесла, наука, экономи-
ческое производство, остатки класса I и выводы логико-эксперимен-
тальной науки оттеснили и ослабили остатки класса II. В политической
и социальной деятельности это проявляется менее явно, и такой эффект
здесь, возможно, выражен очень слабо, но это только часть человеческой
деятельности. Рассматривая эту деятельность в совокупности, можно
с уверенностью сделать вывод, что остатки класса I и полученные в логи-
ко-экспериментальной науке дедуктивные выводы расширили область,
где они доминируют, что во многом обусловлено отличием наших об-
ществ от обществ античных Греции и Рима.
Следовательно, в общем, не будет ошибочным мнение, что теперь все
большее значение в человеческой деятельности придается «разуму».
К тому же оно находится в полном согласии с фактами. Но такое сужде-
ние является неопределенным, так же как и все другие суждения, в кото-
рых литературная форма подменяет научные теоремы, что легко приво-
дит к ряду ошибок. Среди них достойны упоминания следующие.
Ошибка первая. Ее можно отнести только к социальному комплексу,
и она имеет разное значение в отношении разных частей этого комплек-
са. Ошибка состоит в распространении на политическую и социальную
деятельность тех характерных черт, которые отмечаются в ремесле, науке
и экономическом производстве.
Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 405 Ошибка вторая. Она проявляется в принятии во внимание только ус-
редненного хода колебаний и заключается в его отождествлении с реаль-
ным движением strv. Поскольку на людей более сильное впечатление
производят факты, наблюдаемые здесь и сейчас, то те, кто находятся, на-
пример, на нисходящем участке линии st, воображают, что он соответст-
вует усредненному ходу, и полагают, что остальная ее часть должна будет
ниспадать до бесконечности, так же так это происходит на участке st,
и что она никогда больше не будет нарастать, т. е. не предвидят после-
дующего перехода к восходящему участку tr. Те же, кто находятся на вос-
ходящем участке tr, не предвидят нисходящего участка rv. Это происхо-
дит реже, что вызвано либо тем, что линия усреднения mp имеет направ-
ленность, которая не отвечает такому мнению и согласуется с первым
мнением, либо тем, что второе мнение идет вразрез с теологией прогрес-
са. Между тем первое мнение с ней согласуется, что выглядит более
убедительным.
Третья ошибка того же рода, но в более слабом варианте, состоит в рас-
чете на то, что ход усредненной линии близок характеру линии, которая
в данный момент непосредственно наблюдается. Таким образом, тот, кто
находится на нисходящем участке r v, склонен полагать, что средняя ли-
ния спадает намного быстрее, чем это происходит в действительности.
Ошибка четвертая, типичная, заключается в придании абсолютной
формы временному и случайному феномену, зафиксированному в опы-
те. Этому сопутствует появление теологии и метафизики регресса, неиз-
менности, прогресса; превозносится, прославляется и восхваляется муд-
рость предков, золотой век переносится в прошлое; восхваляется спо-
койная незыблемость догм некоторой религии, морали, политического
и социального устройства; или опять почитаются священный прогресс
и блага «эволюции» с переносом золотого века в будущее. Почти все авто-
ры минувших веков считали бесспорным, что люди — их современни-
ки — пигмеи по сравнению с гигантами более давних времен. Сегодня
немало авторов подменяют физику моралью и переворачивают термины.
Они убеждены в том, что в моральном плане современные люди окажутся
пигмеями по сравнению с гигантами в области морали — теми людьми,
которые будут жить в далеком будущем, когда волк станет находиться
в одной компании с овцами и «в мире будет немного больше справедливо-
сти». Таким образом, экспериментальные сегменты волн strv трансформи-
руются в воображаемые сегменты, при этом они подвергаются настолько
значительной деформации, что в конце концов порой совершенно или
почти теряют связь с реальностью. Эти воображаемые сегменты определе-
ны прежде всего или хотя бы в самых общих чертах сегментами strv, кото-
рым они соответствуют. Мы как раз и провели изучение такого отноше-
ния, когда рассматривали то, что обозначили как «внешний аспект»
(см. § 1029 и далее). Однако теории, передающие эти воображаемые
406 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ сегменты, влияют друг на друга, что мы отметили, когда рассматривали
то, что обозначили как «внутренний аспект» (см. § 1026 и далее).
Показанные выше логико-экспериментальные ошибки порой могут
быть полезными обществу; но здесь нам нечего добавить к тому, что уже
было подробно высказано по этому поводу. Ограничиваясь только во-
просом о соответствии теории фактам, мы видим, что научное изучение
феноменов как раз и имеет своей целью избавление от таких ошибок и за-
мену фантомов воображения результатами опыта. И то, и другое могут
иметь нечто общее, но тому, кто стремится получить лучшее и более об-
ширное знание естественных феноменов и не хочет подвергаться опас-
ности впасть в заблуждение, следует доверять только результатам опыта,
вновь и вновь корректируемым новыми наблюдениями.
СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ
Мы неоднократно приходили к признанию того, что одним из основных
определяющих социальное равновесие факторов являются пропорция
остатков класса I и класса II у индивидов. В первом приближении эту
пропорцию можно рассматривать путем сравнения:
1) между населением различных стран вообще, или между населени-
ем одной и той же страны, но в разные исторические периоды;
2) между социальными классами и прежде всего между правящим
классом и управляемым классом;
3) в отношении циркуляции элит среди населения.
Прежде чем продолжить, следует предостеречь от двух ошибок. Первая
состоит в рассмотрении пропорционального соотношения остатков в ка-
честве причины, а социальных явлений — в качестве следствия. Мы до-
статочно часто предупреждали читателя об ошибке подмены отношения
взаимозависимости причинно-следственным отношением, чтобы вновь
к этому возвращаться.
Вторая ошибка заключается в рассмотрении отношений взаимозависи-
мости как единственного условия определенной пропорции остатков
<разных классов> и, хуже того, в рассмотрении его (пусть даже и необхо-
димого) как условия одновременно необходимого и достаточного. Кроме
того, при изучении взаимозависимости социальных явлений мы ограни-
чиваемся в первом приближении остатками только класса I и класса II.
Тем не менее очевидно, что надо также принимать в расчет действие
и других остатков. Впрочем, некоторые остатки социальности, целостно-
сти индивида и т. д. имеют свои соответствия в остатках сохранения агре-
гатов; следовательно, опосредованным образом они учитываются при
оценке остатков класса II.
Соотнесение пропорций в остатках различных классов с