Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
колебания между двумя точками континуума, и поскольку оно
не может задержаться ни в той, ни в другой предельной точке, данное
движение совершается до бесконечности. Было бы возможным его завер-
шение по крайней мере среди части общества, образующей класс интел-
лектуальной элиты, если бы ее представители пожелали убедить себя
в том, что вера может быть полезной обществу, несмотря на ее ошибоч-
ность и даже абсурдность в экспериментальном отношении (см. § 770).
Те, кто наблюдают только социальные феномены или рассуждают о вере
других, но не о собственной вере, могут иметь такое мнение. В самом де-
ле, такие признаки прослеживаются среди ученых и более или менее явно
обнаруживаются у государственных деятелей, которые руководствуются
эмпиризмом. Но большинству людей, не являющихся ни учеными-есте-
ствоиспытателями, ни выдающимися государственными деятелями, ко-
торые не управляют, но которыми управляют, которые больше размыш-
ляют о своей вере, чем о вере других людей, очень трудно иметь такое
мнение. Это связано как с их незнанием и невежеством, так и с тем, что
существует явное противоречие в том, чтобы иметь веру, которая побуж-
дала бы к интенсивным действиям, и при этом считать ее абсурдной. Это
не исключает полностью, что такое может произойти; но то был бы поис-
тине исключительный случай. Наконец, если мы хотим в нескольких
словах выразить представленные выше соображения, то можно сказать,
что «причина» таких колебаний в мнениях заключается не только в не-
достатке научных знаний, но в большей мере в смешивании двух разных
вещей, т. е. социальной полезности какой-либо доктрины и ее соответст-
вия опыту. Уже много раз нам приходилось отмечать масштабность такой
ошибки и ее вред для исследования единообразий социальных фактов.
  • Отмеченное нами движение не существует для тех, кто избегают рассмот-
    рения одного из этих крайних состояний. Очень многие индивиды живут
    в удовлетворении своей верой и нисколько не беспокоятся о том, чтобы
    согласовывать ее с логико-экспериментальной наукой. Другие, кото-
    рых намного меньше, витают в облаках метафизики или псевдонауки,
    и их не беспокоят практические потребности жизни. Многие люди
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 403 находятся в промежуточных ситуациях и более или менее участвуют в ко-
    лебательном движении.
  • Внешний аспект. Представленные рассуждения имеют один недостаток,
    который может стать источником серьезных ошибок. Они побуждают
    имплицитно предполагать, что люди руководствуются логикой при вы-
    боре дериваций. Именно так можно было бы понять наши слова о том,
    что воодушевленные некоторыми чувствами люди воспринимают неко-
    торые деривации как логические следствия своих чувств. Но так проис-
    ходит только у очень незначительного числа людей, тогда как наиболь-
    шая их часть побуждается к усвоению остатков и к принятию дериваций
    непосредственно чувствами. Внутренний аспект, который был исследо-
    ван выше <см. § 1026>, важен для теории <появления> доктрин; напро-
    тив, он далеко не так значим для теории социальных движений. Такие
    движения не являются следствиями доктрин; скорее имеет место обрат-
    ная зависимость. Следовательно, чередование периодов веры и периодов
    скептицизма надо соотнести с другими фактами (см. § 1022, 1023).
  • Начнем, как обычно, с того, что воспользуемся методом индукции. Фе-
    номен, который мы сейчас намерены исследовать, похож на феномен
    экономических колебаний (см. § 984 и далее). В нем наблюдаются коле-
    бания различной интенсивности. Оставим без внимания слабые и обра-
    тимся к сильным и даже к самым интенсивным колебаниям, чтобы иметь
    хотя бы приблизительное и ориентировочное представление о фактах.
    Рассмотрим колебания остатков у населения в целом; тогда колебания
    мнений в интеллектуальной его части — среди литераторов, философов
    и псевдоученых — уместны только как показатели. Сами по себе они ни-
    чего не значат; необходимо, чтобы их восприняли широкие массы насе-
    ления, прежде чем они могли служить показателями народных чувств.
    Факт появления произведений Лукиана, который предстает как островок
    скептицизма среди океана верований, имеет почти нулевое значение,
    а произведения Вольтера, по причине их большой популярности, пред-
    стают как континент скептицизма, и, следовательно, этот факт заслужи-
    вает внимания как важный показатель. Все это — очень несовершенные
    средства, даже более несовершенные, чем те, которые могут использо-
    ваться при оценке экономических колебаний при нехватке точных стати-
    стических данных. Однако приходится довольствоваться этим, посколь-
    ку мы не можем найти ничего лучшего, по крайней мере в настоящий
    момент.
  • Если взглянуть несколько издалека на все явления такого рода, которые
    так регулярно происходили и повторяются с давнего прошлого до наших
    дней, то невозможно не согласиться с мыслью о том, что отмеченные
    404 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ колебания закономерны и не исчезнут в скором времени. Что произойдет
    в отдаленном будущем, об этом нам пока неведомо, но очень вероятно,
    что так долго сохраняющийся ход событий не изменится в ближайшем
    будущем.
  • Ничто не доказывает (см. рис. 30), что такие ко-
    лебания происходят относительно линии ab,
    соответствующей неизменному соотношению
    между остатками класса II и остатками класса I,
    что они не совершаются относительно линии
    mp, которая указывала бы на уменьшение такой
    пропорции. Напротив, очень многие факты по-
    Рис. 30
    буждают нас полагать, что эта линия mp усред-
    ненным образом характеризует общий ход <социальных процессов>.
    Мы видели, что классы остатков меняются медленно, но не остаются не-
    изменными. Следовательно, представленное движение по линии mp
    нисколько не противоречит особенностям остатков. Более того, если
    сравнить состояние наших обществ с состоянием обществ периода гре-
    ко-римской античности, то сразу станет очевидным, что во многих об-
    ластях человеческой деятельности, таких, как ремесла, наука, экономи-
    ческое производство, остатки класса I и выводы логико-эксперимен-
    тальной науки оттеснили и ослабили остатки класса II. В политической
    и социальной деятельности это проявляется менее явно, и такой эффект
    здесь, возможно, выражен очень слабо, но это только часть человеческой
    деятельности. Рассматривая эту деятельность в совокупности, можно
    с уверенностью сделать вывод, что остатки класса I и полученные в логи-
    ко-экспериментальной науке дедуктивные выводы расширили область,
    где они доминируют, что во многом обусловлено отличием наших об-
    ществ от обществ античных Греции и Рима.
  • Следовательно, в общем, не будет ошибочным мнение, что теперь все
    большее значение в человеческой деятельности придается «разуму».
    К тому же оно находится в полном согласии с фактами. Но такое сужде-
    ние является неопределенным, так же как и все другие суждения, в кото-
    рых литературная форма подменяет научные теоремы, что легко приво-
    дит к ряду ошибок. Среди них достойны упоминания следующие.
  • Ошибка первая. Ее можно отнести только к социальному комплексу,
    и она имеет разное значение в отношении разных частей этого комплек-
    са. Ошибка состоит в распространении на политическую и социальную
    деятельность тех характерных черт, которые отмечаются в ремесле, науке
    и экономическом производстве.
    Глава девятая. ОБЩАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВА 405 Ошибка вторая. Она проявляется в принятии во внимание только ус- редненного хода колебаний и заключается в его отождествлении с реаль-
    ным движением strv. Поскольку на людей более сильное впечатление
    производят факты, наблюдаемые здесь и сейчас, то те, кто находятся, на-
    пример, на нисходящем участке линии st, воображают, что он соответст-
    вует усредненному ходу, и полагают, что остальная ее часть должна будет
    ниспадать до бесконечности, так же так это происходит на участке st,
    и что она никогда больше не будет нарастать, т. е. не предвидят после-
    дующего перехода к восходящему участку tr. Те же, кто находятся на вос-
    ходящем участке tr, не предвидят нисходящего участка rv. Это происхо-
    дит реже, что вызвано либо тем, что линия усреднения mp имеет направ-
    ленность, которая не отвечает такому мнению и согласуется с первым
    мнением, либо тем, что второе мнение идет вразрез с теологией прогрес-
    са. Между тем первое мнение с ней согласуется, что выглядит более
    убедительным.
    Третья ошибка того же рода, но в более слабом варианте, состоит в рас-
    чете на то, что ход усредненной линии близок характеру линии, которая
    в данный момент непосредственно наблюдается. Таким образом, тот, кто
    находится на нисходящем участке r v, склонен полагать, что средняя ли-
    ния спадает намного быстрее, чем это происходит в действительности.
    Ошибка четвертая, типичная, заключается в придании абсолютной
    формы временному и случайному феномену, зафиксированному в опы-
    те. Этому сопутствует появление теологии и метафизики регресса, неиз-
    менности, прогресса; превозносится, прославляется и восхваляется муд-
    рость предков, золотой век переносится в прошлое; восхваляется спо-
    койная незыблемость догм некоторой религии, морали, политического
    и социального устройства; или опять почитаются священный прогресс
    и блага «эволюции» с переносом золотого века в будущее. Почти все авто-
    ры минувших веков считали бесспорным, что люди — их современни-
    ки — пигмеи по сравнению с гигантами более давних времен. Сегодня
    немало авторов подменяют физику моралью и переворачивают термины.
    Они убеждены в том, что в моральном плане современные люди окажутся
    пигмеями по сравнению с гигантами в области морали — теми людьми,
    которые будут жить в далеком будущем, когда волк станет находиться
    в одной компании с овцами и «в мире будет немного больше справедливо-
    сти». Таким образом, экспериментальные сегменты волн strv трансформи-
    руются в воображаемые сегменты, при этом они подвергаются настолько
    значительной деформации, что в конце концов порой совершенно или
    почти теряют связь с реальностью. Эти воображаемые сегменты определе-
    ны прежде всего или хотя бы в самых общих чертах сегментами strv, кото-
    рым они соответствуют. Мы как раз и провели изучение такого отноше-
    ния, когда рассматривали то, что обозначили как «внешний аспект»
    (см. § 1029 и далее). Однако теории, передающие эти воображаемые
    406 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ сегменты, влияют друг на друга, что мы отметили, когда рассматривали
    то, что обозначили как «внутренний аспект» (см. § 1026 и далее).
  • Показанные выше логико-экспериментальные ошибки порой могут
    быть полезными обществу; но здесь нам нечего добавить к тому, что уже
    было подробно высказано по этому поводу. Ограничиваясь только во-
    просом о соответствии теории фактам, мы видим, что научное изучение
    феноменов как раз и имеет своей целью избавление от таких ошибок и за-
    мену фантомов воображения результатами опыта. И то, и другое могут
    иметь нечто общее, но тому, кто стремится получить лучшее и более об-
    ширное знание естественных феноменов и не хочет подвергаться опас-
    ности впасть в заблуждение, следует доверять только результатам опыта,
    вновь и вновь корректируемым новыми наблюдениями.
    СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ
  • Мы неоднократно приходили к признанию того, что одним из основных
    определяющих социальное равновесие факторов являются пропорция
    остатков класса I и класса II у индивидов. В первом приближении эту
    пропорцию можно рассматривать путем сравнения:
    1) между населением различных стран вообще, или между населени-
    ем одной и той же страны, но в разные исторические периоды;
    2) между социальными классами и прежде всего между правящим
    классом и управляемым классом;
    3) в отношении циркуляции элит среди населения.
  • Прежде чем продолжить, следует предостеречь от двух ошибок. Первая
    состоит в рассмотрении пропорционального соотношения остатков в ка-
    честве причины, а социальных явлений — в качестве следствия. Мы до-
    статочно часто предупреждали читателя об ошибке подмены отношения
    взаимозависимости причинно-следственным отношением, чтобы вновь
    к этому возвращаться.
  • Вторая ошибка заключается в рассмотрении отношений взаимозависи-
    мости как единственного условия определенной пропорции остатков
    <разных классов> и, хуже того, в рассмотрении его (пусть даже и необхо-
    димого) как условия одновременно необходимого и достаточного. Кроме
    того, при изучении взаимозависимости социальных явлений мы ограни-
    чиваемся в первом приближении остатками только класса I и класса II.
    Тем не менее очевидно, что надо также принимать в расчет действие
    и других остатков. Впрочем, некоторые остатки социальности, целостно-
    сти индивида и т. д. имеют свои соответствия в остатках сохранения агре-
    гатов; следовательно, опосредованным образом они учитываются при
    оценке остатков класса II.
    Соотнесение пропорций в остатках различных классов с
  • Скачать:TXTPDF

    колебания между двумя точками континуума, и поскольку ононе может задержаться ни в той, ни в другой предельной точке, данноедвижение совершается до бесконечности. Было бы возможным его завер-шение по крайней мере