Компендиум по общей социологии
силу и оружие, иначе оно не толь-
ко неэффективно, но, напротив, может помочь и порой значительно по-
могает его противникам. Лучший пример этому дает Французская рево-
люция 1789 г., в ходе которой сопротивление со стороны королевской
власти осуществлялось тогда, когда оно оказывалось полезно для нара-
щивания сил ее противников, и прекращалось именно тогда, когда име-
лась возможность их победить.
Изгнание, остракизм. Они достаточно эффективны. В современную
эпоху изгнание (ссылка) является, пожалуй, единственным наказани-
ем за политические преступления, которое приносит тому, кто его
414 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ применяет для защиты власти, больше пользы, чем вреда. Остракизм
в Афинах не приносил ни большой пользы, ни большого вреда. Эти сред-
ства мало или совершенно не вредят развитию качеств элиты.
Приглашение к вступлению в состав правящего класса для любого потенци-
ально опасного для него индивида, при условии, что он согласен служить
этому классу. Следует обратить внимание на оговорку — ограничение:
«при условии, что он согласен служить этому классу». Если бы ее не было,
то это было бы простое описание циркуляции элит, той циркуляции, ко-
торая происходит именно тогда, когда посторонние, ранее не входившие
в элиту элементы, проникая в нее, привносят свои взгляды, свои харак-
терные черты, свои добродетели, свои предрассудки. Но когда, напротив,
они меняют свой характер, превращаясь из врагов в союзников и слуг,
мы имеем совершенно иной случай, в котором утрачивается сущностная
сторона циркуляции.
Это средство применялось в самые разные времена и у многих народов;
сегодня оно стало почти единственным, используемым демагогической
плутократией, которая господствует в наших обществах. Оно оказалось
самым эффективным для сохранения ее власти. Оно вредит элите, по-
скольку имеет своим результатом еще большее усиление таких инстинк-
тов и наклонностей, которые в ней уже имеются в избытке. Кроме того,
вместе с коррупцией, которая неразрывно сопровождает этот процесс,
подавляются люди с сильным характером, и это открывает путь тем, кто
сумеет и захочет применить силу, чтобы сбросить иго господствующего
класса.
Например, правяющий класс при избытке в нем остатков класса II и не-
достатке остатков класса I нуждался бы в притоке новых элементов, у ко-
торых пропорции этих остатков были бы противоположными и которые
смогли бы пройти в этот класс путем естественной циркуляции. Если же,
напротив, правящий класс открыт только для людей, совпадающих
по своему типу с основным его составом, или с усердием неофитов про-
являющих даже больший консерватизм, чем его старые элементы,
он увеличивает этим пагубное для него превалирование определенных
остатков и потому движется к своей гибели. И наоборот, тот класс, кото-
рый, как наша плутократия, имеет большой недостаток остатков клас-
са II и большой избыток остатков класса I, нуждался бы в пополнении
элементами с малым количеством остатков класса I и большим количест-
вом остатков класса II. Напротив, открываясь только для тех, кто утрачи-
вает веру и теряет совесть, чтобы добиться выгод, какими плутократия
щедро делится с поступившими к ней на службу, <правящий класс>
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 415 получает такие элементы, которые совершенно не помогают ему восста-
новить то, в чем он более всего нуждается. Действительно, плутократия
отбирает у своих противников часть лидеров, которые для нее очень по-
лезны; но она не приобретает ничего хорошего, чтобы приросла ее сила.
До тех пор пока она может использовать хитрость и подкуп, вероятно,
она будет оставаться победительницей; но она очень легко падет, если бу-
дут применены насилие и сила. Нечто подобное произошло в период
упадка Римской империи.
Когда в какой-либо стране классы, которые по какой-то причине долго
оставались разделенными, внезапно перемешались, или, что бывает на-
много чаще, когда циркуляция элит, находившаяся в состоянии застоя,
вдруг приобретает большую интенсивность, почти всегда наблюдается
сильный интеллектуальный, экономический, политический подъем
страны. Благодаря этому периоды перехода от олигархического к демо-
кратическому строю очень часто оказываются периодами процветания.
Если бы причина такого процветания состояла в отличиях политическо-
го устройства, то оно должно было бы продолжаться до тех пор, пока су-
ществует новый строй, но этого не отмечается: процветание продолжает-
ся некоторое время, а затем сходит на нет. Афины после Перикла быстро
пошли к упадку, между тем как их строй становился все более демократи-
ческим; дольше продлилось процветание Рима при Сципионах, но все
же упадок проявился к концу Республики; процветание понемногу воз-
вратилось при Империи, но затем началось движение к ее упадку. Фран-
ция Республики и Наполеона I становится Францией Карла X и Луи Фи-
липпа. Наглядно эту ситуацию можно представить как две раздельные
субстанции, которые при соединении вызывают брожение; оно начина-
ется, едва только прекращается их раздельное состояние, но не может
длиться до бесконечности.
После проведенного выше описания данного
факта его объяснение оказывается простым де-
лом (см. рис. 34). В периоды времени ab цирку-
ляция элит слабеет, и благосостояние снижает-
ся от величины am до величины bn, потому что
правящий класс приходит в упадок. За корот-
кий период времени bc следует революция или
какое-либо иное событие, благодаря которому Рис. 34
усиливается циркуляция элит, и значение по-
казателя благосостояния стремительно поднимается с величины bn до ве-
личины cp; но затем правящий класс вновь приходит в упадок, и значение
этого показателя вновь снижается от cp до dq.
416 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Ослабление, так же как и усиление циркуля-
ции, может иметь и количественный, и качест-
венный характер. В Афинах сочетались оба
факта, поскольку афинские граждане образо-
вывали закрытую или почти закрытую касту,
в которую не имели доступа метеки, а военные
заслуги мало способствовали проникновению
Рис. 35
в правящий класс. В Риме вольноотпущенни-
ки после прохождения нескольких поколений восстанавливали класс
свободнорожденных граждан; но к концу Республики основным источ-
ником власти стали интриги и коррупция. С установлением Империи
лучшие качества вновь обеспечивают доступ в правящий класс, но в нем
с самого начала проявились новые и еще более опасные признаки упадка.
Современная плутократия не создает препятствий для циркуляции в ко-
личественном отношении; именно поэтому процветание, которое она
обеспечивает, продолжается дольше, но она исключает силу и энергию
из тех черт характера, которые открывают доступ в правящий класс. Это
станет, вероятно, одной из причин, по которым линия процветания pqr,
которая сейчас находится на нарастающем участке pq, в будущем перей-
дет на убывающий участок sr (см. рис. 35).
Пример Венеции, представленный подробно в «Трактате…» (см. § 2500
и далее), лучше всего подходит для понимания данной темы. Он также
позволяет рассмотреть общий вопрос, а именно: полезно или нет поку-
пать счастье на многие века, для многих поколений, ценой потери госу-
дарственной независимости? Не ясно, как можно было бы решить этот
вопрос, поскольку сравнение требуется проводить между двумя разно-
родными вариантами полезности. Подобная проблема встает во все вре-
мена, почти в любой стране. Она решается в том или в ином направлении
в зависимости от того, какое значение придается актуальной и будущей
полезности, является ценной польза ныне живущих людей или тех, кото-
рые придут после них, польза индивида или польза нации. Можно задать
вопрос: нет ли возможности избежать этих крайностей и попытаться
придерживаться среднего пути, который сочетал бы полезность нынеш-
них поколений с полезностью будущих поколений? Решить этот новый
вопрос оказывается вовсе не проще, чем предыдущий. Для начала следу-
ет заметить, что трудности сопоставления двух гетерогенных видов по-
лезности, одна из которых относится к настоящему, а другая — к будуще-
му, не снимаются, хотя и несколько уменьшаются. Ведь чтобы наметить
средний путь, потребуется хотя бы согласовать эти различные типы по-
лезности, и в зависимости от того, какой из этих двух типов окажется
ближе чувствам <людей>, средний путь будет направляться в ту или
в другую сторону. Также следует обратить внимание, что этот новый
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 417 вопрос переводит нас в более сложную область виртуальных движений,
и чтобы на него ответить, потребуется решать другой сложный вопрос —
о возможности исчезновения некоторых связей с добавлением других
связей (см. § 54). Все эти трудности обычно не замечают люди, рассуж-
дающие о социальных и политических проблемах, поскольку они реша-
ют эти проблемы не на основе опыта, но с опорой на собственные чувства
и чувства других людей, совпадающие с их чувствами. Поэтому их рассу-
ждения имеют мало общего с логико-экспериментальной наукой, либо
ни в какой степени не напоминают ее. Они являются деривациями, кото-
рые сближаются с простыми манифестациями чувств, с метафизически-
ми и теологическими теориями. Как таковые, они располагаются среди
дериваций, которые мы уже обобщенно исследовали. Эти деривации со-
вершают колебания. Во внешнем аспекте социальной полезности они
имеют свои положительные и отрицательные стороны. Кроме того,
их колебания подобны изменениям в области морали. Но эти колебания
далеко не такие сильные по амплитуде, как колебания простых теорий,
поскольку соображения социальной полезности не дают им слишком да-
леко отойти от того предела, когда предлагается жертвовать своими бла-
гами ради блага других людей, жертвовать благом индивида ради блага
коллектива, благом нынешних людей ради блага будущих поколений.
Чаще всего в таких рассуждениях проявляются чувства социальности
(остатки класса IV), причем они оказываются намного интенсивнее, чем
те же чувства, имевшиеся у авторов теорий, или у их последователей:
<как деривации> они подобны одеяниям, которыми прикрыты эти
чувства.
Когда некоторое общество слабеет от дефицита остатков класса II, полу-
чившегося вследствие распространения гуманизма, поскольку уменьша-
ется энергия, которая обеспечивает применение силы, то часто следует
реакция, хотя бы в малой части этого общества. Но примечательно, что
эта реакция, вместо того чтобы склонять к приращению остатков, при-
дающих обществу силу, как должно было бы происходить, если бы это
была реакция в соответствии с логикой, в основном укрепляет остатки,
мало или вовсе не содействующие сохранению общества. Этим доказы-
вается ее нелогический источник. Среди остатков, которые, как видим,
набирают при этом силу, почти всегда имеются остатки сексуальной ре-
лигии, которая наименее полезна для общества, и можно даже сказать,
что она, напротив, вредна для него. Это легко объясняется с учетом того,
что такие остатки достаточно интенсивны почти во всех людях, и что
их усиление или ослабление может во многих случаях служить термомет-
ром, по которому можно судить об интенсивности остатков других клас-
сов, в том числе и полезных обществу. Происходит еще и следующее.
При попытках укрыть под логическим покровом нелогические действия,
418 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ люди принимают знак за вещь и воображают, что, воздействуя на сексу- альную религию, они окажут воздействие и на остатки, по отношению к которым она может служить только знаком. Эта ошибка распростране- на довольно широко, так, при других религиях кроме сексуальной рели- гии она оказывается похожей на то, как если бы зимой кто-нибудь вооб- разил, что сумеет вызвать летнее тепло, добавив ртути в свой термометр, чтобы он показал требуемые градусы тепла.
Следует обратить внимание на контингентность контактов и примене-
ния силы между народами, обладающими различными пропорциями ос-
татков класса I и класса II. Если по какой-либо причине сила не исполь-
зуется, то народ, у которого пропорциональное соотношение остатков
<класса I и класса II> заметно отличается от пропорции, какая обеспечи-
ла бы максимум силы при конфликтах, не подчиняется господству
со стороны другого народа, у которого такая пропорция приближается
к такому максимуму. Это же следует сказать и о различных социальных
классах. Положение равновесия меняется в зависимости от того, боль-
шее или меньшее распространение получает <в обществе> применение
силы.
Если сегодня мы сравним население южной части Франции с населени-
ем ее