Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
силу и оружие, иначе оно не толь-
ко неэффективно, но, напротив, может помочь и порой значительно по-
могает его противникам. Лучший пример этому дает Французская рево-
люция 1789 г., в ходе которой сопротивление со стороны королевской
власти осуществлялось тогда, когда оно оказывалось полезно для нара-
щивания сил ее противников, и прекращалось именно тогда, когда име-
лась возможность их победить.
  • Изгнание, остракизм. Они достаточно эффективны. В современную
    эпоху изгнание (ссылка) является, пожалуй, единственным наказани-
    ем за политические преступления, которое приносит тому, кто его
    414 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ применяет для защиты власти, больше пользы, чем вреда. Остракизм
    в Афинах не приносил ни большой пользы, ни большого вреда. Эти сред-
    ства мало или совершенно не вредят развитию качеств элиты.
  • Приглашение к вступлению в состав правящего класса для любого потенци-
    ально опасного для него индивида, при условии, что он согласен служить
    этому классу. Следует обратить внимание на оговорку — ограничение:
    «при условии, что он согласен служить этому классу». Если бы ее не было,
    то это было бы простое описание циркуляции элит, той циркуляции, ко-
    торая происходит именно тогда, когда посторонние, ранее не входившие
    в элиту элементы, проникая в нее, привносят свои взгляды, свои харак-
    терные черты, свои добродетели, свои предрассудки. Но когда, напротив,
    они меняют свой характер, превращаясь из врагов в союзников и слуг,
    мы имеем совершенно иной случай, в котором утрачивается сущностная
    сторона циркуляции.
  • Это средство применялось в самые разные времена и у многих народов;
    сегодня оно стало почти единственным, используемым демагогической
    плутократией, которая господствует в наших обществах. Оно оказалось
    самым эффективным для сохранения ее власти. Оно вредит элите, по-
    скольку имеет своим результатом еще большее усиление таких инстинк-
    тов и наклонностей, которые в ней уже имеются в избытке. Кроме того,
    вместе с коррупцией, которая неразрывно сопровождает этот процесс,
    подавляются люди с сильным характером, и это открывает путь тем, кто
    сумеет и захочет применить силу, чтобы сбросить иго господствующего
    класса.
  • Например, правяющий класс при избытке в нем остатков класса II и не-
    достатке остатков класса I нуждался бы в притоке новых элементов, у ко-
    торых пропорции этих остатков были бы противоположными и которые
    смогли бы пройти в этот класс путем естественной циркуляции. Если же,
    напротив, правящий класс открыт только для людей, совпадающих
    по своему типу с основным его составом, или с усердием неофитов про-
    являющих даже больший консерватизм, чем его старые элементы,
    он увеличивает этим пагубное для него превалирование определенных
    остатков и потому движется к своей гибели. И наоборот, тот класс, кото-
    рый, как наша плутократия, имеет большой недостаток остатков клас-
    са II и большой избыток остатков класса I, нуждался бы в пополнении
    элементами с малым количеством остатков класса I и большим количест-
    вом остатков класса II. Напротив, открываясь только для тех, кто утрачи-
    вает веру и теряет совесть, чтобы добиться выгод, какими плутократия
    щедро делится с поступившими к ней на службу, <правящий класс>
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 415 получает такие элементы, которые совершенно не помогают ему восста-
    новить то, в чем он более всего нуждается. Действительно, плутократия
    отбирает у своих противников часть лидеров, которые для нее очень по-
    лезны; но она не приобретает ничего хорошего, чтобы приросла ее сила.
    До тех пор пока она может использовать хитрость и подкуп, вероятно,
    она будет оставаться победительницей; но она очень легко падет, если бу-
    дут применены насилие и сила. Нечто подобное произошло в период
    упадка Римской империи.
  • Когда в какой-либо стране классы, которые по какой-то причине долго
    оставались разделенными, внезапно перемешались, или, что бывает на-
    много чаще, когда циркуляция элит, находившаяся в состоянии застоя,
    вдруг приобретает большую интенсивность, почти всегда наблюдается
    сильный интеллектуальный, экономический, политический подъем
    страны. Благодаря этому периоды перехода от олигархического к демо-
    кратическому строю очень часто оказываются периодами процветания.
  • Если бы причина такого процветания состояла в отличиях политическо-
    го устройства, то оно должно было бы продолжаться до тех пор, пока су-
    ществует новый строй, но этого не отмечается: процветание продолжает-
    ся некоторое время, а затем сходит на нет. Афины после Перикла быстро
    пошли к упадку, между тем как их строй становился все более демократи-
    ческим; дольше продлилось процветание Рима при Сципионах, но все
    же упадок проявился к концу Республики; процветание понемногу воз-
    вратилось при Империи, но затем началось движение к ее упадку. Фран-
    ция Республики и Наполеона I становится Францией Карла X и Луи Фи-
    липпа. Наглядно эту ситуацию можно представить как две раздельные
    субстанции, которые при соединении вызывают брожение; оно начина-
    ется, едва только прекращается их раздельное состояние, но не может
    длиться до бесконечности.
  • После проведенного выше описания данного
    факта его объяснение оказывается простым де-
    лом (см. рис. 34). В периоды времени ab цирку-
    ляция элит слабеет, и благосостояние снижает-
    ся от величины am до величины bn, потому что
    правящий класс приходит в упадок. За корот-
    кий период времени bc следует революция или
    какое-либо иное событие, благодаря которому Рис. 34
    усиливается циркуляция элит, и значение по-
    казателя благосостояния стремительно поднимается с величины bn до ве-
    личины cp; но затем правящий класс вновь приходит в упадок, и значение
    этого показателя вновь снижается от cp до dq.
    416 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  • Ослабление, так же как и усиление циркуля-
    ции, может иметь и количественный, и качест-
    венный характер. В Афинах сочетались оба
    факта, поскольку афинские граждане образо-
    вывали закрытую или почти закрытую касту,
    в которую не имели доступа метеки, а военные
    заслуги мало способствовали проникновению
    Рис. 35
    в правящий класс. В Риме вольноотпущенни-
    ки после прохождения нескольких поколений восстанавливали класс
    свободнорожденных граждан; но к концу Республики основным источ-
    ником власти стали интриги и коррупция. С установлением Империи
    лучшие качества вновь обеспечивают доступ в правящий класс, но в нем
    с самого начала проявились новые и еще более опасные признаки упадка.
    Современная плутократия не создает препятствий для циркуляции в ко-
    личественном отношении; именно поэтому процветание, которое она
    обеспечивает, продолжается дольше, но она исключает силу и энергию
    из тех черт характера, которые открывают доступ в правящий класс. Это
    станет, вероятно, одной из причин, по которым линия процветания pqr,
    которая сейчас находится на нарастающем участке pq, в будущем перей-
    дет на убывающий участок sr (см. рис. 35).
  • Пример Венеции, представленный подробно в «Трактате…» (см. § 2500
    и далее), лучше всего подходит для понимания данной темы. Он также
    позволяет рассмотреть общий вопрос, а именно: полезно или нет поку-
    пать счастье на многие века, для многих поколений, ценой потери госу-
    дарственной независимости? Не ясно, как можно было бы решить этот
    вопрос, поскольку сравнение требуется проводить между двумя разно-
    родными вариантами полезности. Подобная проблема встает во все вре-
    мена, почти в любой стране. Она решается в том или в ином направлении
    в зависимости от того, какое значение придается актуальной и будущей
    полезности, является ценной польза ныне живущих людей или тех, кото-
    рые придут после них, польза индивида или польза нации. Можно задать
    вопрос: нет ли возможности избежать этих крайностей и попытаться
    придерживаться среднего пути, который сочетал бы полезность нынеш-
    них поколений с полезностью будущих поколений? Решить этот новый
    вопрос оказывается вовсе не проще, чем предыдущий. Для начала следу-
    ет заметить, что трудности сопоставления двух гетерогенных видов по-
    лезности, одна из которых относится к настоящему, а другая — к будуще-
    му, не снимаются, хотя и несколько уменьшаются. Ведь чтобы наметить
    средний путь, потребуется хотя бы согласовать эти различные типы по-
    лезности, и в зависимости от того, какой из этих двух типов окажется
    ближе чувствам <людей>, средний путь будет направляться в ту или
    в другую сторону. Также следует обратить внимание, что этот новый
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 417 вопрос переводит нас в более сложную область виртуальных движений,
    и чтобы на него ответить, потребуется решать другой сложный вопрос —
    о возможности исчезновения некоторых связей с добавлением других
    связей (см. § 54). Все эти трудности обычно не замечают люди, рассуж-
    дающие о социальных и политических проблемах, поскольку они реша-
    ют эти проблемы не на основе опыта, но с опорой на собственные чувства
    и чувства других людей, совпадающие с их чувствами. Поэтому их рассу-
    ждения имеют мало общего с логико-экспериментальной наукой, либо
    ни в какой степени не напоминают ее. Они являются деривациями, кото-
    рые сближаются с простыми манифестациями чувств, с метафизически-
    ми и теологическими теориями. Как таковые, они располагаются среди
    дериваций, которые мы уже обобщенно исследовали. Эти деривации со-
    вершают колебания. Во внешнем аспекте социальной полезности они
    имеют свои положительные и отрицательные стороны. Кроме того,
    их колебания подобны изменениям в области морали. Но эти колебания
    далеко не такие сильные по амплитуде, как колебания простых теорий,
    поскольку соображения социальной полезности не дают им слишком да-
    леко отойти от того предела, когда предлагается жертвовать своими бла-
    гами ради блага других людей, жертвовать благом индивида ради блага
    коллектива, благом нынешних людей ради блага будущих поколений.
    Чаще всего в таких рассуждениях проявляются чувства социальности
    (остатки класса IV), причем они оказываются намного интенсивнее, чем
    те же чувства, имевшиеся у авторов теорий, или у их последователей:
    <как деривации> они подобны одеяниям, которыми прикрыты эти
    чувства.
  • Когда некоторое общество слабеет от дефицита остатков класса II, полу-
    чившегося вследствие распространения гуманизма, поскольку уменьша-
    ется энергия, которая обеспечивает применение силы, то часто следует
    реакция, хотя бы в малой части этого общества. Но примечательно, что
    эта реакция, вместо того чтобы склонять к приращению остатков, при-
    дающих обществу силу, как должно было бы происходить, если бы это
    была реакция в соответствии с логикой, в основном укрепляет остатки,
    мало или вовсе не содействующие сохранению общества. Этим доказы-
    вается ее нелогический источник. Среди остатков, которые, как видим,
    набирают при этом силу, почти всегда имеются остатки сексуальной ре-
    лигии, которая наименее полезна для общества, и можно даже сказать,
    что она, напротив, вредна для него. Это легко объясняется с учетом того,
    что такие остатки достаточно интенсивны почти во всех людях, и что
    их усиление или ослабление может во многих случаях служить термомет-
    ром, по которому можно судить об интенсивности остатков других клас-
    сов, в том числе и полезных обществу. Происходит еще и следующее.
    При попытках укрыть под логическим покровом нелогические действия,
    418 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ люди принимают знак за вещь и воображают, что, воздействуя на сексу- альную религию, они окажут воздействие и на остатки, по отношению к которым она может служить только знаком. Эта ошибка распростране- на довольно широко, так, при других религиях кроме сексуальной рели- гии она оказывается похожей на то, как если бы зимой кто-нибудь вооб- разил, что сумеет вызвать летнее тепло, добавив ртути в свой термометр, чтобы он показал требуемые градусы тепла.
  • Следует обратить внимание на контингентность контактов и примене-
    ния силы между народами, обладающими различными пропорциями ос-
    татков класса I и класса II. Если по какой-либо причине сила не исполь-
    зуется, то народ, у которого пропорциональное соотношение остатков
    <класса I и класса II> заметно отличается от пропорции, какая обеспечи-
    ла бы максимум силы при конфликтах, не подчиняется господству
    со стороны другого народа, у которого такая пропорция приближается
    к такому максимуму. Это же следует сказать и о различных социальных
    классах. Положение равновесия меняется в зависимости от того, боль-
    шее или меньшее распространение получает <в обществе> применение
    силы.
  • Если сегодня мы сравним население южной части Франции с населени-
    ем ее
  • Скачать:TXTPDF

    силу и оружие, иначе оно не толь-ко неэффективно, но, напротив, может помочь и порой значительно по-могает его противникам. Лучший пример этому дает Французская рево-люция 1789 г., в ходе которой сопротивление