Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
северной части, то в пропорции между интенсивностью остатков
класса I и класса II увидим нечто аналогичное (обращаю внимание: ана-
логичное, а не идентичное) тому, что существовало во времена альбигой-
ских войн*. Поскольку в отношениях между этими двумя частями одной
политической общности применение силы в настоящее время отсутству-
ет, следует предположить, что <отношение этих двух регионов друг к дру- гу> противоположно тому, которое сложилось во времена войн с альби-
гойцами. То есть Юг, где остатки класса I доминируют над другими ос-
татками, станет господствовать над Севером, где, напротив, превалируют
остатки класса II. Именно это и наблюдается. Много раз было отмечено,
что в нынешнем правительстве Франции наибольшая часть министров
и политиканов оказались выходцами из ее южных районов. Там, где бо-
лее действенна хитрость, остатки класса I особенно ценны, и напротив,
их ценность намного ниже там, где более действенна сила. Обратное ха-
рактерно для остатков класса II.
  • Китай, почти свободный в течение долгих лет от воздействия внешней
    силы, смог просуществовать при очень низкой пропорции остатков
    • 1209–1229 гг. — Крестовые подходы рыцарей северной Франции на южную
      Францию против ереси альбигойцев.
      Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 419 класса I, и теперь он, побуждаемый примером Японии, встает на путь об-
      новления, т. е. приращения остатков класса I.
  • Еще более поразителен, чем пример альбигойцев, пример итальянцев
    эпохи Возрождения. Уже к концу Средних веков Италия во всех областях
    человеческой деятельности настолько обогнала другие страны Европы,
    что остается непостижимым, почему она не создала вновь Римскую им-
    перию, а напротив, должна была страдать от новых нашествий варваров.
    По своим богатствам Италия превосходила любую другую страну: ее бан-
    киры выдавали ссуды частным лицам и монархам, и названия «Lombard
    Street» и «Boulevard des Italiens» дошли до нашего времени как ископае-
    мые останки, как свидетельства былых времен. Литература, искусство,
    ремесло, науки процветали в Италии, в то время как в других частях мира
    они еще пребывали в стадии младенчества. Итальянцы пересекали зем-
    ной шар: Марко Поло посетил неведомые регионы Азии, Колумб открыл
    Америку, Америго Веспуччи дал ей имя. Венецианская дипломатия была
    первой в мире; Лоренцо Медичи в практической политике, Макиавелли
    в теоретической политике не имели себе равных. Король Франции Фран-
    циск I и король Испании Карл V соперничали друг с другом, предла-
    гая Андреа Дориа возглавить их флот; Пьеро Строцци был маршалом
    Франции, а Леоне и Филиппо Строцци честно служили во французской
    армии.
  • Так почему же при стольких благоприятных обстоятельствах Италия,
    вместо того чтобы осуществлять завоевания, сама была завоевана? Сразу
    приходит ответ: поскольку была раздроблена. Но почему она была раз-
    дроблена? Разве не были также раздробленными Франция и Испания,
    и разве затем они не сформировали единое государственное целое; поче-
    му этого не произошло также и в Италии? По тем же причинам, по каким
    у Италии имелось столько преимуществ по части накопленных ею бо-
    гатств, интеллектуального расцвета, знания тонкостей политического
    и военного искусства. Потому что в ней инстинкт комбинаций намного
    превосходил по значимости инстинкт сохранения агрегатов. Другие
    страны, в которых пропорция этих инстинктов меньше всего отклоня-
    лась от пропорции, которая обеспечивает максимум силы, непременно
    должны были победить и оккупировать Италию, если вступали с ней
    в контакт; так же как это произошло в случае с Римом в отношении
    Греции.
  • Те беды, которые постигли Италию из-за дефицита инстинкта сохране-
    ния агрегатов, были, хотя бы отчасти, замечены Макиавелли, который,
    как орел, вознесся над множеством историков этического склада (см.
    § 748). Действительно, он использует термин «религия», но он обозначает
    420 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ у него любую веру. Этот факт наряду с рассмотрением религии независи- мо от возможной внутренней истинности ее теологического содержания, как это уже делали Полибий, Страбон и другие, ясно свидетельствует, что Макиавелли имел в виду инстинкты, которые проявляются вместе с эти- ми религиозными деривациями, т. е. остатки класса II. Как и у других ав- торов, в рассуждениях Макиавелли предполагается, что все действия лю- дей являются полностью логическими и оказываются следствиями пре- обладающих в людях остатков. Но это не нарушает сути рассуждения в данном случае, поскольку выводы останутся теми же независимо от то- го, окажутся ли они деривациями, действующими прямым образом, или же они будут просто симптомами <влияния> остатков, из которых они происходят.
  • Он говорит об Италии: «Так как многие придерживаются мнения, будто
    благо городов Италии проистекает от римской Церкви, я хочу выдвинуть
    против этого мнения ряд необходимых для меня доводов. Приведу два
    из них, чрезвычайно сильных и, как мне представляется, неотразимых.
    Первый: дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого
    благочестия и всякой религии, что повлекло за собой бесконечные бес-
    порядки, ибо там, где существует религия, предполагается всякое благо,
    там же, где ее нет, надо ждать обратного. Так вот мы, итальянцы, обязаны
    Церкви и священникам прежде всего тем, что остались без религии и по-
    грязли во зле. Но мы обязаны им еще и гораздо бо´льшим, и сие — вторая
    причина нашей погибели. Церковь держала и держит нашу страну раз-
    дробленной» (Discorsi I. 12)*.
  • Здесь Макиавелли останавливается на внешней стороне вещей. Если
    папство стремилось сохранять в Италии раздробленность, то почему
    итальянцы это допускали? Почему они вернули к себе папство после то-
    го, как оно было отправлено в Авиньон**, и не пожелали, чтобы оно оста-
    лось там, или не противодействовали тому, чтобы оно возвратилось
    и вновь досаждало им? Наверняка не по религиозным соображениями,
    ибо особой религиозности в них не было, но потому что присутствие пап-
    ства в Риме содействовало проведению некоторых комбинаций, ибо
    в них остатки класса I доминировали над остатками класса II.
  • Реформация в Германии была реакцией той части народа, в которой пре-
    валировали остатки класса II, против другой его части, в которой
    • Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Из-
      бранное / пер. с итал. М.: Рипол-Классик, 1998. С. 501.
      ** Папская курия находилась во Франции с 1309 по 1377 г.
      Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 421 преобладали остатки класса I; то была реакция германской силы и рели-
      гиозности против итальянской гибкости ума, хитрости, рациональности.
      Поскольку тогда использовалась сила, победили первые, но если бы сила
      не применялась, могли бы победить вторые. Если бы средневековая Гер-
      манская империя просуществовала до наших дней и включала Италию,
      то, пожалуй, итальянцы нашего времени управляли бы этой Империей
      подобно тому, как южные французы управляют Францией.
  • РИМ. При изучении социальной эволюции Рима обычно приходится из-
    влекать <сведения о ней> из-под <наслоения> всевозможных дерива-
    ций: этических, демократических, гуманистических и прочих, которыми
    они укрыты в исторических повествованиях. Мы не станем рассматри-
    вать здесь сексуальную теологию, о которой уже подробно велась речь
    и которая если и приводила к написанию множества глупостей, все же
    не стала виновницей грубых ошибок в римской истории.
  • Обратимся к частному случаю уже отмеченных ошибок (см. § 1017 и да-
    лее). Все эти деривации имеют общую причину, состоящую в том, что
    из-за влияния чувств мы смотрим на факты как бы сквозь окрашенные
    стекла. Некоторые авторы стремятся быть беспристрастными и достига-
    ют этого в меру своих возможностей; перед их глазами слабо окрашенные
    стекла. Но большинство авторов смотрит сквозь сильно окрашенные стек-
    ла. Порой они используют их по своей воле и даже предпочитают добав-
    лять некоторые определенные цвета, среди которых встречаются, как уже
    отмечалось ранее, религиозная и патриотическая окраска. По мнению не-
    которых немецких авторов и их имитаторов из других стран, патриотиче-
    ская окраска никогда не должна отсутствовать. Кроме того, такие авторы
    имеют обыкновение отождествлять историю с описанием развития доро-
    гой для них метафизической сущности, которую они называют Государст-
    вом. Она родилась и провела детство в Риме, но стала совершенной только
    в современной Германской империи, что, по их словам, очевидно. Другая
    окраска, которую не замечают, хотя она редко отсутствует, возникает
    вследствие неявно выраженного убеждения, что любое «зло», о котором
    нам известно по историческим материалам, могло бы быть устранено бла-
    годаря принятию соответствующих мер (см. § 1020, 1021). Отсюда недале-
    ко до мнения о том, что человеческое общество по своей природе должно
    было бы стать процветающим, счастливым, совершенным, если бы этот
    его нормальный, естественный ход не нарушался непредвиденными при-
    чинами, которые можно было бы устранить (см. § 54). Оно схоже с мнени-
    ем о том, что в первородном грехе заключена причина человеческих несча-
    стий, но только менее логично; поскольку первородный грех все еще со-
    храняет свое воздействие, отсюда нетрудно понять, почему вместе с ним
    продолжают существовать те несчастья и беды, которые являются его
    422 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ следствием. Если бы все беды и несчастья общества вызывались причина-
    ми, которые можно было бы устранить (см. § 54), то непонятно, почему
    среди множества известных нам из истории обществ не обнаруживается
    хотя бы одно, которое сумело бы продемонстрировать непрерывное, не-
    прекращающееся процветание. Точно так же можно было бы утверждать,
    что если возможно появление бессмертного человека, то необычайно
    странно, что все люди, о которых нам известно, до сих пор оказывались
    смертными. Действительно, нормальным развитием благосостояния че-
    ловеческих обществ является такое развитие, ход которого изображается
    волнообразной кривой. Анормальным развитием, и настолько анормаль-
    ным, что его примеров никогда не было засвидетельствовано, было бы та-
    кое, при котором отображающая уровень благосостояния линия была
    бы неизменной по форме, или постоянно нарастая, или постоянно убывая
    (см. § 1024).
  • Когда, например, некоторые упомянутые ранее историки рассматривают
    упадок Римской республики, они принимают как аксиому, что непременно
    должна быть всего одна причина этого упадка, которую остается только най-
    ти в свершениях людей того времени, и что она должна быть совершенно
    иной, чем причина процветания Римской республики. Эти противополож-
    ные состояния непременно должны иметь противоположные причины.
    Им не приходит в голову, что эти последовательно сменяющие друг друга
    состояния, хотя и были противоположными, имеют общую причину и один
    и тот же источник (см. § 1024). Если некто намерен непременно использо-
    вать термин «причина», то при рассмотрении индивида он может сказать,
    что жизнь является причиной смерти, поскольку последняя, несомненно,
    следует за первой; при рассмотрении биологического вида он может ска-
    зать, что смерть является причиной жизни, поскольку до тех пор, пока су-
    ществует вид, за смертью одних особей следует рождение других. Так же как
    рождение может быть названо общей причиной, или общим источником
    и жизни, и смерти, можно сказать, что и некоторые факты могут быть об-
    щей причиной и общим источником вначале процветания, а затем упадка
    некоторого человеческого общества, и наоборот. Это замечание совершен-
    но не имеет целью убедить, что такое происходит во всех случаях; оно озна-
    чает только, что так может оказаться в некоторых из них. Оно сделано
    с единственной целью — предупредить: <во избежание ошибки> надо от-
    брасывать всякое аксиоматическое решение проблемы и решать ее только
    путем экспериментальных исследований (см. § 1017 и далее).
  • Другая ошибка, которой мы должны остерегаться, состоит в чрезмерном
    упрощении сверхсложных фактов. В общей форме эта ошибка часто
    скрыта за деривациями, содержащими персонификации, благодаря ко-
    торым мы склонны рассматривать как одно лицо, имеющее простые
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 423 интересы и чувства, группу лиц, имеющих разнообразные и даже проти-
    воположные интересы и чувства (см. § 969). Например, при обсуждении
    действий Рима или Македонии мы не допустим ошибки, если такими на-
    именованиями будем обозначать только
  • Скачать:TXTPDF

    северной части, то в пропорции между интенсивностью остатковкласса I и класса II увидим нечто аналогичное (обращаю внимание: ана-логичное, а не идентичное) тому, что существовало во времена альбигой-ских войн*. Поскольку в