Компендиум по общей социологии
более интен-
сивными, чем в этих двух народах, чувства сохранения агрегатов, известные
под именем любви к Родине, а также другие чувства, которые содействуют
им и поддерживают их. В то же время в его правящем слое имелись в изоби-
лии остатки класса I, за счет которых можно было использовать должным
образом те остатки класса II, которые существовали в управляемом клас-
се. Для небольших коллективов и общностей также имеется немало при-
меров полезности определенных комбинаций остатков класса I и клас-
са II.
Но все это невозможно там, где остатки класса I значительно превалиру-
ют и где спекуляция, промышленность, банковское дело, торговля по-
глотили всех умных и способных к труду людей. Заметьте, что мы все вре-
мя говорим «больше» или «меньше» в отношении пропорций между ос-
татками класса I и остатками класса II не только в управляемом классе,
но и в правящем классе, и что максимум политического и военного могу-
щества не находится ни в той, ни в другой предельной точке.
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 413
После равновесия наций рассмотрим равновесие различных социальных
слоев. Иными словами, исследуем примеры циркуляции элит. Это иссле-
дование следует начать с виртуальных движений, изучая то, как правя-
щий класс мог бы защищать себя путем устранения индивидов, которые
способны лишить его власти (см. § 690). Средства исключения индиви-
дов, превосходящих представителей правящего класса по своим качест-
вам настолько, что это может нанести ущерб его господству, являются,
по существу, следующими.
Смерть. Самое надежное средство, но оно оказывается и самым пагуб-
ным для элиты. Ни одна человеческая раса и ни одна порода животных
не смогут долго проводить подобный отбор, т. е. уничтожать лучших сво-
их индивидов.
Преследования, не доводимые до совершения смертной казни: тюремное за-
ключение, финансовое разорение, отстранение от исполнения публичных
должностей. Это средство имеет довольно низкую эффективность; так
появляются мученики, становящиеся намного более опасными, чем до
преследований. Оно помогает мало или даже вовсе не помогает правяще-
му классу и не очень вредит элите, рассматриваемой в целом (включая
как правящую, так и неправящую элиту); напротив, такой способ <борь- бы> может даже помочь <соперникам старой правящей элиты>, по-
скольку преследование повышает у низшей части <общества> ценность
таких качеств, как активность и энергичность — свойства характера, ко-
торые часто отсутствуют в стареющей элите, а преследуемая часть может
в итоге занять место <старого> правящего класса.
Отмеченный только что эффект, проявляющийся в распрях между двумя
частями класса избранных, представляет собой частный случай более об-
щего явления, очень часто отмечаемого в столкновениях между правя-
щим и управляемым классами. Можно заметить, что сопротивление пра-
вящего класса эффективно только при условии, если он готов довести его
до конца, применяя при необходимости силу и оружие, иначе оно не толь-
ко неэффективно, но, напротив, может помочь и порой значительно по-
могает его противникам. Лучший пример этому дает Французская рево-
люция 1789 г., в ходе которой сопротивление со стороны королевской
власти осуществлялось тогда, когда оно оказывалось полезно для нара-
щивания сил ее противников, и прекращалось именно тогда, когда име-
лась возможность их победить.
Изгнание, остракизм. Они достаточно эффективны. В современную
эпоху изгнание (ссылка) является, пожалуй, единственным наказани-
ем за политические преступления, которое приносит тому, кто его
414 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ применяет для защиты власти, больше пользы, чем вреда. Остракизм
в Афинах не приносил ни большой пользы, ни большого вреда. Эти сред-
ства мало или совершенно не вредят развитию качеств элиты.
Приглашение к вступлению в состав правящего класса для любого потенци-
ально опасного для него индивида, при условии, что он согласен служить
этому классу. Следует обратить внимание на оговорку — ограничение:
«при условии, что он согласен служить этому классу». Если бы ее не было,
то это было бы простое описание циркуляции элит, той циркуляции, ко-
торая происходит именно тогда, когда посторонние, ранее не входившие
в элиту элементы, проникая в нее, привносят свои взгляды, свои харак-
терные черты, свои добродетели, свои предрассудки. Но когда, напротив,
они меняют свой характер, превращаясь из врагов в союзников и слуг,
мы имеем совершенно иной случай, в котором утрачивается сущностная
сторона циркуляции.
Это средство применялось в самые разные времена и у многих народов;
сегодня оно стало почти единственным, используемым демагогической
плутократией, которая господствует в наших обществах. Оно оказалось
самым эффективным для сохранения ее власти. Оно вредит элите, по-
скольку имеет своим результатом еще большее усиление таких инстинк-
тов и наклонностей, которые в ней уже имеются в избытке. Кроме того,
вместе с коррупцией, которая неразрывно сопровождает этот процесс,
подавляются люди с сильным характером, и это открывает путь тем, кто
сумеет и захочет применить силу, чтобы сбросить иго господствующего
класса.
Например, правяющий класс при избытке в нем остатков класса II и не-
достатке остатков класса I нуждался бы в притоке новых элементов, у ко-
торых пропорции этих остатков были бы противоположными и которые
смогли бы пройти в этот класс путем естественной циркуляции. Если же,
напротив, правящий класс открыт только для людей, совпадающих
по своему типу с основным его составом, или с усердием неофитов про-
являющих даже больший консерватизм, чем его старые элементы,
он увеличивает этим пагубное для него превалирование определенных
остатков и потому движется к своей гибели. И наоборот, тот класс, кото-
рый, как наша плутократия, имеет большой недостаток остатков клас-
са II и большой избыток остатков класса I, нуждался бы в пополнении
элементами с малым количеством остатков класса I и большим количест-
вом остатков класса II. Напротив, открываясь только для тех, кто утрачи-
вает веру и теряет совесть, чтобы добиться выгод, какими плутократия
щедро делится с поступившими к ней на службу, <правящий класс>
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 415 получает такие элементы, которые совершенно не помогают ему восста-
новить то, в чем он более всего нуждается. Действительно, плутократия
отбирает у своих противников часть лидеров, которые для нее очень по-
лезны; но она не приобретает ничего хорошего, чтобы приросла ее сила.
До тех пор пока она может использовать хитрость и подкуп, вероятно,
она будет оставаться победительницей; но она очень легко падет, если бу-
дут применены насилие и сила. Нечто подобное произошло в период
упадка Римской империи.
Когда в какой-либо стране классы, которые по какой-то причине долго
оставались разделенными, внезапно перемешались, или, что бывает на-
много чаще, когда циркуляция элит, находившаяся в состоянии застоя,
вдруг приобретает большую интенсивность, почти всегда наблюдается
сильный интеллектуальный, экономический, политический подъем
страны. Благодаря этому периоды перехода от олигархического к демо-
кратическому строю очень часто оказываются периодами процветания.
Если бы причина такого процветания состояла в отличиях политическо-
го устройства, то оно должно было бы продолжаться до тех пор, пока су-
ществует новый строй, но этого не отмечается: процветание продолжает-
ся некоторое время, а затем сходит на нет. Афины после Перикла быстро
пошли к упадку, между тем как их строй становился все более демократи-
ческим; дольше продлилось процветание Рима при Сципионах, но все
же упадок проявился к концу Республики; процветание понемногу воз-
вратилось при Империи, но затем началось движение к ее упадку. Фран-
ция Республики и Наполеона I становится Францией Карла X и Луи Фи-
липпа. Наглядно эту ситуацию можно представить как две раздельные
субстанции, которые при соединении вызывают брожение; оно начина-
ется, едва только прекращается их раздельное состояние, но не может
длиться до бесконечности.
После проведенного выше описания данного
факта его объяснение оказывается простым де-
лом (см. рис. 34). В периоды времени ab цирку-
ляция элит слабеет, и благосостояние снижает-
ся от величины am до величины bn, потому что
правящий класс приходит в упадок. За корот-
кий период времени bc следует революция или
какое-либо иное событие, благодаря которому Рис. 34
усиливается циркуляция элит, и значение по-
казателя благосостояния стремительно поднимается с величины bn до ве-
личины cp; но затем правящий класс вновь приходит в упадок, и значение
этого показателя вновь снижается от cp до dq.
416 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Ослабление, так же как и усиление циркуля-
ции, может иметь и количественный, и качест-
венный характер. В Афинах сочетались оба
факта, поскольку афинские граждане образо-
вывали закрытую или почти закрытую касту,
в которую не имели доступа метеки, а военные
заслуги мало способствовали проникновению
Рис. 35
в правящий класс. В Риме вольноотпущенни-
ки после прохождения нескольких поколений восстанавливали класс
свободнорожденных граждан; но к концу Республики основным источ-
ником власти стали интриги и коррупция. С установлением Империи
лучшие качества вновь обеспечивают доступ в правящий класс, но в нем
с самого начала проявились новые и еще более опасные признаки упадка.
Современная плутократия не создает препятствий для циркуляции в ко-
личественном отношении; именно поэтому процветание, которое она
обеспечивает, продолжается дольше, но она исключает силу и энергию
из тех черт характера, которые открывают доступ в правящий класс. Это
станет, вероятно, одной из причин, по которым линия процветания pqr,
которая сейчас находится на нарастающем участке pq, в будущем перей-
дет на убывающий участок sr (см. рис. 35).
Пример Венеции, представленный подробно в «Трактате…» (см. § 2500
и далее), лучше всего подходит для понимания данной темы. Он также
позволяет рассмотреть общий вопрос, а именно: полезно или нет поку-
пать счастье на многие века, для многих поколений, ценой потери госу-
дарственной независимости? Не ясно, как можно было бы решить этот
вопрос, поскольку сравнение требуется проводить между двумя разно-
родными вариантами полезности. Подобная проблема встает во все вре-
мена, почти в любой стране. Она решается в том или в ином направлении
в зависимости от того, какое значение придается актуальной и будущей
полезности, является ценной польза ныне живущих людей или тех, кото-
рые придут после них, польза индивида или польза нации. Можно задать
вопрос: нет ли возможности избежать этих крайностей и попытаться
придерживаться среднего пути, который сочетал бы полезность нынеш-
них поколений с полезностью будущих поколений? Решить этот новый
вопрос оказывается вовсе не проще, чем предыдущий. Для начала следу-
ет заметить, что трудности сопоставления двух гетерогенных видов по-
лезности, одна из которых относится к настоящему, а другая — к будуще-
му, не снимаются, хотя и несколько уменьшаются. Ведь чтобы наметить
средний путь, потребуется хотя бы согласовать эти различные типы по-
лезности, и в зависимости от того, какой из этих двух типов окажется
ближе чувствам <людей>, средний путь будет направляться в ту или
в другую сторону. Также следует обратить внимание, что этот новый
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 417 вопрос переводит нас в более сложную область виртуальных движений,
и чтобы на него ответить, потребуется решать другой сложный вопрос —
о возможности исчезновения некоторых связей с добавлением других
связей (см. § 54). Все эти трудности обычно не замечают люди, рассуж-
дающие о социальных и политических проблемах, поскольку они реша-
ют эти проблемы не на основе опыта, но с опорой на собственные чувства
и чувства других людей, совпадающие с их чувствами. Поэтому их рассу-
ждения имеют мало общего с логико-экспериментальной наукой, либо
ни в какой степени не напоминают ее. Они являются деривациями, кото-
рые сближаются с простыми манифестациями чувств, с метафизически-
ми и теологическими теориями. Как таковые, они располагаются среди
дериваций, которые мы уже обобщенно исследовали. Эти деривации со-
вершают колебания. Во внешнем аспекте социальной полезности они
имеют свои положительные и отрицательные стороны. Кроме того,
их колебания подобны изменениям в области морали. Но эти колебания
далеко не такие сильные по амплитуде, как колебания простых теорий,
поскольку соображения социальной