Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
полезности не дают им слишком да-
леко отойти от того предела, когда предлагается жертвовать своими бла-
гами ради блага других людей, жертвовать благом индивида ради блага
коллектива, благом нынешних людей ради блага будущих поколений.
Чаще всего в таких рассуждениях проявляются чувства социальности
(остатки класса IV), причем они оказываются намного интенсивнее, чем
те же чувства, имевшиеся у авторов теорий, или у их последователей:
<как деривации> они подобны одеяниям, которыми прикрыты эти
чувства.
  • Когда некоторое общество слабеет от дефицита остатков класса II, полу-
    чившегося вследствие распространения гуманизма, поскольку уменьша-
    ется энергия, которая обеспечивает применение силы, то часто следует
    реакция, хотя бы в малой части этого общества. Но примечательно, что
    эта реакция, вместо того чтобы склонять к приращению остатков, при-
    дающих обществу силу, как должно было бы происходить, если бы это
    была реакция в соответствии с логикой, в основном укрепляет остатки,
    мало или вовсе не содействующие сохранению общества. Этим доказы-
    вается ее нелогический источник. Среди остатков, которые, как видим,
    набирают при этом силу, почти всегда имеются остатки сексуальной ре-
    лигии, которая наименее полезна для общества, и можно даже сказать,
    что она, напротив, вредна для него. Это легко объясняется с учетом того,
    что такие остатки достаточно интенсивны почти во всех людях, и что
    их усиление или ослабление может во многих случаях служить термомет-
    ром, по которому можно судить об интенсивности остатков других клас-
    сов, в том числе и полезных обществу. Происходит еще и следующее.
    При попытках укрыть под логическим покровом нелогические действия,
    418 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ люди принимают знак за вещь и воображают, что, воздействуя на сексу- альную религию, они окажут воздействие и на остатки, по отношению к которым она может служить только знаком. Эта ошибка распростране- на довольно широко, так, при других религиях кроме сексуальной рели- гии она оказывается похожей на то, как если бы зимой кто-нибудь вооб- разил, что сумеет вызвать летнее тепло, добавив ртути в свой термометр, чтобы он показал требуемые градусы тепла.
  • Следует обратить внимание на контингентность контактов и примене-
    ния силы между народами, обладающими различными пропорциями ос-
    татков класса I и класса II. Если по какой-либо причине сила не исполь-
    зуется, то народ, у которого пропорциональное соотношение остатков
    <класса I и класса II> заметно отличается от пропорции, какая обеспечи-
    ла бы максимум силы при конфликтах, не подчиняется господству
    со стороны другого народа, у которого такая пропорция приближается
    к такому максимуму. Это же следует сказать и о различных социальных
    классах. Положение равновесия меняется в зависимости от того, боль-
    шее или меньшее распространение получает <в обществе> применение
    силы.
  • Если сегодня мы сравним население южной части Франции с населени-
    ем ее северной части, то в пропорции между интенсивностью остатков
    класса I и класса II увидим нечто аналогичное (обращаю внимание: ана-
    логичное, а не идентичное) тому, что существовало во времена альбигой-
    ских войн*. Поскольку в отношениях между этими двумя частями одной
    политической общности применение силы в настоящее время отсутству-
    ет, следует предположить, что <отношение этих двух регионов друг к дру- гу> противоположно тому, которое сложилось во времена войн с альби-
    гойцами. То есть Юг, где остатки класса I доминируют над другими ос-
    татками, станет господствовать над Севером, где, напротив, превалируют
    остатки класса II. Именно это и наблюдается. Много раз было отмечено,
    что в нынешнем правительстве Франции наибольшая часть министров
    и политиканов оказались выходцами из ее южных районов. Там, где бо-
    лее действенна хитрость, остатки класса I особенно ценны, и напротив,
    их ценность намного ниже там, где более действенна сила. Обратное ха-
    рактерно для остатков класса II.
  • Китай, почти свободный в течение долгих лет от воздействия внешней
    силы, смог просуществовать при очень низкой пропорции остатков
    • 1209–1229 гг. — Крестовые подходы рыцарей северной Франции на южную
      Францию против ереси альбигойцев.
      Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 419 класса I, и теперь он, побуждаемый примером Японии, встает на путь об-
      новления, т. е. приращения остатков класса I.
  • Еще более поразителен, чем пример альбигойцев, пример итальянцев
    эпохи Возрождения. Уже к концу Средних веков Италия во всех областях
    человеческой деятельности настолько обогнала другие страны Европы,
    что остается непостижимым, почему она не создала вновь Римскую им-
    перию, а напротив, должна была страдать от новых нашествий варваров.
    По своим богатствам Италия превосходила любую другую страну: ее бан-
    киры выдавали ссуды частным лицам и монархам, и названия «Lombard
    Street» и «Boulevard des Italiens» дошли до нашего времени как ископае-
    мые останки, как свидетельства былых времен. Литература, искусство,
    ремесло, науки процветали в Италии, в то время как в других частях мира
    они еще пребывали в стадии младенчества. Итальянцы пересекали зем-
    ной шар: Марко Поло посетил неведомые регионы Азии, Колумб открыл
    Америку, Америго Веспуччи дал ей имя. Венецианская дипломатия была
    первой в мире; Лоренцо Медичи в практической политике, Макиавелли
    в теоретической политике не имели себе равных. Король Франции Фран-
    циск I и король Испании Карл V соперничали друг с другом, предла-
    гая Андреа Дориа возглавить их флот; Пьеро Строцци был маршалом
    Франции, а Леоне и Филиппо Строцци честно служили во французской
    армии.
  • Так почему же при стольких благоприятных обстоятельствах Италия,
    вместо того чтобы осуществлять завоевания, сама была завоевана? Сразу
    приходит ответ: поскольку была раздроблена. Но почему она была раз-
    дроблена? Разве не были также раздробленными Франция и Испания,
    и разве затем они не сформировали единое государственное целое; поче-
    му этого не произошло также и в Италии? По тем же причинам, по каким
    у Италии имелось столько преимуществ по части накопленных ею бо-
    гатств, интеллектуального расцвета, знания тонкостей политического
    и военного искусства. Потому что в ней инстинкт комбинаций намного
    превосходил по значимости инстинкт сохранения агрегатов. Другие
    страны, в которых пропорция этих инстинктов меньше всего отклоня-
    лась от пропорции, которая обеспечивает максимум силы, непременно
    должны были победить и оккупировать Италию, если вступали с ней
    в контакт; так же как это произошло в случае с Римом в отношении
    Греции.
  • Те беды, которые постигли Италию из-за дефицита инстинкта сохране-
    ния агрегатов, были, хотя бы отчасти, замечены Макиавелли, который,
    как орел, вознесся над множеством историков этического склада (см.
    § 748). Действительно, он использует термин «религия», но он обозначает
    420 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ у него любую веру. Этот факт наряду с рассмотрением религии независи- мо от возможной внутренней истинности ее теологического содержания, как это уже делали Полибий, Страбон и другие, ясно свидетельствует, что Макиавелли имел в виду инстинкты, которые проявляются вместе с эти- ми религиозными деривациями, т. е. остатки класса II. Как и у других ав- торов, в рассуждениях Макиавелли предполагается, что все действия лю- дей являются полностью логическими и оказываются следствиями пре- обладающих в людях остатков. Но это не нарушает сути рассуждения в данном случае, поскольку выводы останутся теми же независимо от то- го, окажутся ли они деривациями, действующими прямым образом, или же они будут просто симптомами <влияния> остатков, из которых они происходят.
  • Он говорит об Италии: «Так как многие придерживаются мнения, будто
    благо городов Италии проистекает от римской Церкви, я хочу выдвинуть
    против этого мнения ряд необходимых для меня доводов. Приведу два
    из них, чрезвычайно сильных и, как мне представляется, неотразимых.
    Первый: дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого
    благочестия и всякой религии, что повлекло за собой бесконечные бес-
    порядки, ибо там, где существует религия, предполагается всякое благо,
    там же, где ее нет, надо ждать обратного. Так вот мы, итальянцы, обязаны
    Церкви и священникам прежде всего тем, что остались без религии и по-
    грязли во зле. Но мы обязаны им еще и гораздо бо´льшим, и сие — вторая
    причина нашей погибели. Церковь держала и держит нашу страну раз-
    дробленной» (Discorsi I. 12)*.
  • Здесь Макиавелли останавливается на внешней стороне вещей. Если
    папство стремилось сохранять в Италии раздробленность, то почему
    итальянцы это допускали? Почему они вернули к себе папство после то-
    го, как оно было отправлено в Авиньон**, и не пожелали, чтобы оно оста-
    лось там, или не противодействовали тому, чтобы оно возвратилось
    и вновь досаждало им? Наверняка не по религиозным соображениями,
    ибо особой религиозности в них не было, но потому что присутствие пап-
    ства в Риме содействовало проведению некоторых комбинаций, ибо
    в них остатки класса I доминировали над остатками класса II.
  • Реформация в Германии была реакцией той части народа, в которой пре-
    валировали остатки класса II, против другой его части, в которой
    • Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Из-
      бранное / пер. с итал. М.: Рипол-Классик, 1998. С. 501.
      ** Папская курия находилась во Франции с 1309 по 1377 г.
      Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 421 преобладали остатки класса I; то была реакция германской силы и рели-
      гиозности против итальянской гибкости ума, хитрости, рациональности.
      Поскольку тогда использовалась сила, победили первые, но если бы сила
      не применялась, могли бы победить вторые. Если бы средневековая Гер-
      манская империя просуществовала до наших дней и включала Италию,
      то, пожалуй, итальянцы нашего времени управляли бы этой Империей
      подобно тому, как южные французы управляют Францией.
  • РИМ. При изучении социальной эволюции Рима обычно приходится из-
    влекать <сведения о ней> из-под <наслоения> всевозможных дерива-
    ций: этических, демократических, гуманистических и прочих, которыми
    они укрыты в исторических повествованиях. Мы не станем рассматри-
    вать здесь сексуальную теологию, о которой уже подробно велась речь
    и которая если и приводила к написанию множества глупостей, все же
    не стала виновницей грубых ошибок в римской истории.
  • Обратимся к частному случаю уже отмеченных ошибок (см. § 1017 и да-
    лее). Все эти деривации имеют общую причину, состоящую в том, что
    из-за влияния чувств мы смотрим на факты как бы сквозь окрашенные
    стекла. Некоторые авторы стремятся быть беспристрастными и достига-
    ют этого в меру своих возможностей; перед их глазами слабо окрашенные
    стекла. Но большинство авторов смотрит сквозь сильно окрашенные стек-
    ла. Порой они используют их по своей воле и даже предпочитают добав-
    лять некоторые определенные цвета, среди которых встречаются, как уже
    отмечалось ранее, религиозная и патриотическая окраска. По мнению не-
    которых немецких авторов и их имитаторов из других стран, патриотиче-
    ская окраска никогда не должна отсутствовать. Кроме того, такие авторы
    имеют обыкновение отождествлять историю с описанием развития доро-
    гой для них метафизической сущности, которую они называют Государст-
    вом. Она родилась и провела детство в Риме, но стала совершенной только
    в современной Германской империи, что, по их словам, очевидно. Другая
    окраска, которую не замечают, хотя она редко отсутствует, возникает
    вследствие неявно выраженного убеждения, что любое «зло», о котором
    нам известно по историческим материалам, могло бы быть устранено бла-
    годаря принятию соответствующих мер (см. § 1020, 1021). Отсюда недале-
    ко до мнения о том, что человеческое общество по своей природе должно
    было бы стать процветающим, счастливым, совершенным, если бы этот
    его нормальный, естественный ход не нарушался непредвиденными при-
    чинами, которые можно было бы устранить (см. § 54). Оно схоже с мнени-
    ем о том, что в первородном грехе заключена причина человеческих несча-
    стий, но только менее логично; поскольку первородный грех все еще со-
    храняет свое воздействие, отсюда нетрудно понять, почему вместе с ним
    продолжают существовать те несчастья и беды, которые являются его
    422 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ следствием. Если бы все беды и
  • Скачать:TXTPDF

    полезности не дают им слишком да-леко отойти от того предела, когда предлагается жертвовать своими бла-гами ради блага других людей, жертвовать благом индивида ради благаколлектива, благом нынешних людей ради блага будущих