Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
несчастья общества вызывались причина-
ми, которые можно было бы устранить (см. § 54), то непонятно, почему
среди множества известных нам из истории обществ не обнаруживается
хотя бы одно, которое сумело бы продемонстрировать непрерывное, не-
прекращающееся процветание. Точно так же можно было бы утверждать,
что если возможно появление бессмертного человека, то необычайно
странно, что все люди, о которых нам известно, до сих пор оказывались
смертными. Действительно, нормальным развитием благосостояния че-
ловеческих обществ является такое развитие, ход которого изображается
волнообразной кривой. Анормальным развитием, и настолько анормаль-
ным, что его примеров никогда не было засвидетельствовано, было бы та-
кое, при котором отображающая уровень благосостояния линия была
бы неизменной по форме, или постоянно нарастая, или постоянно убывая
(см. § 1024).
  • Когда, например, некоторые упомянутые ранее историки рассматривают
    упадок Римской республики, они принимают как аксиому, что непременно
    должна быть всего одна причина этого упадка, которую остается только най-
    ти в свершениях людей того времени, и что она должна быть совершенно
    иной, чем причина процветания Римской республики. Эти противополож-
    ные состояния непременно должны иметь противоположные причины.
    Им не приходит в голову, что эти последовательно сменяющие друг друга
    состояния, хотя и были противоположными, имеют общую причину и один
    и тот же источник (см. § 1024). Если некто намерен непременно использо-
    вать термин «причина», то при рассмотрении индивида он может сказать,
    что жизнь является причиной смерти, поскольку последняя, несомненно,
    следует за первой; при рассмотрении биологического вида он может ска-
    зать, что смерть является причиной жизни, поскольку до тех пор, пока су-
    ществует вид, за смертью одних особей следует рождение других. Так же как
    рождение может быть названо общей причиной, или общим источником
    и жизни, и смерти, можно сказать, что и некоторые факты могут быть об-
    щей причиной и общим источником вначале процветания, а затем упадка
    некоторого человеческого общества, и наоборот. Это замечание совершен-
    но не имеет целью убедить, что такое происходит во всех случаях; оно озна-
    чает только, что так может оказаться в некоторых из них. Оно сделано
    с единственной целью — предупредить: <во избежание ошибки> надо от-
    брасывать всякое аксиоматическое решение проблемы и решать ее только
    путем экспериментальных исследований (см. § 1017 и далее).
  • Другая ошибка, которой мы должны остерегаться, состоит в чрезмерном
    упрощении сверхсложных фактов. В общей форме эта ошибка часто
    скрыта за деривациями, содержащими персонификации, благодаря ко-
    торым мы склонны рассматривать как одно лицо, имеющее простые
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 423 интересы и чувства, группу лиц, имеющих разнообразные и даже проти-
    воположные интересы и чувства (см. § 969). Например, при обсуждении
    действий Рима или Македонии мы не допустим ошибки, если такими на-
    именованиями будем обозначать только итоговый результат взаимодей-
    ствия различных сил, которые существовали в этих странах. Ошибка на-
    чинается, когда мы, забывая про разнообразие сил, полагаем, что подоб-
    но одному индивиду имелась единая воля у Рима или у Македонии.
    Мы знаем, что в Риме в 200 г. до н. э. одни римляне хотели, а другие не хо-
    тели войны с Македонией (см. § 1090). Можно сказать, не стремясь сооб-
    щить ничего кроме данного факта, что тогда Рим не захотел начать войну
    с Македонией. Если упрощенно представить участвовавшие в этом реше-
    нии компоненты, то можно добавить, что сенат выдвинул предложение
    начать такую войну, а народ отверг его. Продолжая в том же направле-
    нии, можно отметить и другие компоненты. Но было бы невозможно пол-
    ностью исключить всякий иной аналогичный способ выражения той си-
    туации, не впадая в смешной и мелочный педантизм. Нет ошибки, пока
    внимание обращается только на вещи, обозначенные этими именами;
    ошибка начинается с их персонификации, она возрастает с усилением
    персонификации и становится максимальной, когда персонификация
    оказывается полной. Рим не обладал единой волей по вопросу о войне
    с Македонией, которую мог бы иметь отдельный римлянин; не обладал та-
    кой единой волей и римский сенат; не имели ее ни спекулянты, которые
    имели интерес к такой войне, ни различные партии внутри обозначенных
    групп. Начав с Рима как целого и постепенно увеличивая число компонен-
    тов, мы будем приближаться к реальности, хотя и не сможем достичь
    ее полностью. Это будут различные аппроксимации. Мы не можем обхо-
    диться без их использования, и они не введут в заблуждение при условии,
    что мы принимаем их в качестве приближений и не выходим за пределы
    того, что они могут выразить. Аналогичная ошибка совершается в случае,
    когда хотя бы неявным образом предполагается, что одним и тем же име-
    нем в разные времена обозначалась одна и та же вещь. Например, имена
    «Сенат» и «Народ» остаются в римской истории, но полностью изменяется
    то, что они обозначают. Такая ошибка, допущенная некоторыми истори-
    ками при изучении прошлого, была исправлена другими историками. Она
    гораздо менее опасна, поскольку не так коварна, как первая ошибка <пер- сонификации>, встречающаяся в огромном количестве и в современных
    работах, где об Италии, Франции, Германии и т. д. рассуждают так, слов-
    но эти страны выступают как отдельные индивиды.
  • Но здесь появляются два препятствия, о которых можно было бы сказать:
    «Incidit in Scyllam cupiens vitare Charybdim»*. Не прошло и одного века после
    • Встречаешь Сциллу, желая избежать Харибды (лат.).
      424 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ того, как стало проявляться стремление излагать историю, не вникая
      в частности, за исключением более или менее романтических и анекдо-
      тических случаев, которым отводилось немалое место. Сегодня, напро-
      тив, склонны собирать всякие мелкие подробности и бесконечно диску-
      тировать на темы, не имеющие никакого значения. Это полезно при под-
      готовке материалов, но не для использования их; такая деятельность
      напоминает труд рабочего, который вырезает камни, но не работу архи-
      тектора, который конструирует здание. Кто имеет в виду нахождение
      единообразий, должен обращаться к изучению деталей и частностей, не-
      зависимо от того, крупные они или мелкие, но в качестве средства,
      а не цели. Кроме того, необходимо оставить надежду на возможность сра-
      зу получить завершенную теорию, которая строится постепенно, и убе-
      диться в том, что только последовательные аппроксимации позволят
      ближе подойти к желаемой цели. Вначале очерчивают главные линии фе-
      номена, затем обращают внимание на линии второго плана и т. д., внося
      вклад в непрерывное становление науки.
  • Все эти линии являются идеальными, полученными путем абстракции,
    т. е. мы проводим исследование некоторых главных элементов конкрет-
    ного феномена, который выступает под единым названием, хотя в дейст-
    вительности он состоит из многочисленных элементов. Так же как
    мы именуем глиной соединение многих химических веществ, а плодо-
    родным слоем почвы — соединение еще большего числа веществ. Этого
    не учитывали многие авторы — ни те, кто пространно толковали о борьбе
    между «республиканской свободой» и «имперским деспотизмом» в Ри-
    ме, ни те, кто в давних спорах между патрициями и плебеями усматри-
    вали борьбу между аристократией и простонародьем, тогда как теперь
    стало вполне ясно, что это было соперничество между двумя аристокра-
    тиями. В немного более поздние времена споры между сенаторами
    и всадниками вовсе не были простым феноменом, как его многие себе
    представляют. Чтобы это доказать, достаточно будет отметить, что се-
    наторы и всадники порой договаривались и действовали совместно
    на основе общих интересов, когда противостояли введению аграрных
    законов.
  • Итак, постараемся получить в самых общих чертах первое представление
    об изучаемом явлении. Ранее мы установили, что как в отношении инте-
    ресов, так и в отношении чувств большое значение имеют способы, каки-
    ми люди обеспечивают себя самым необходимым для жизни, а также ка-
    кими они обретают достаток, богатства, славу, власть. В первом прибли-
    жении нам помогло деление людей на две группы (см. § 951). Теперь
    посмотрим, встретятся ли нам при дальнейшем следовании по этому
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 425 пути какие-либо единообразия. Если да, то мы продолжим этот путь; ес-
    ли нет, то вернемся обратно.
  • Чтобы изучать различные элементы, для начала надо провести их класси-
    фикацию. В циркуляции классов элит в Риме следует обратить внимание
    на следующие элементы:
    A. Нормы и правила перехода из одного класса в другой.
    A1. Законные нормы перехода из одного класса в другой. В начальный
    период <римской> истории существовали жесткие законодатель-
    ные препятствия в отношении циркуляции; распри между плебея-
    ми и патрициями были направлены на то, чтобы их устранить. Эти
    препятствия постепенно упразднялись для римских граждан и ос-
    лаблялись для вольноотпущенников; затем, к концу существова-
    ния Империи, вновь появились закрытые или почти закрытые
    классы.
    A2. Эффективные движения по переходу из одного класса в другой.
    Они зависят главным образом от того, насколько легко можно
    приобрести богатства теми или иными способами. Возможности
    обогащения возросли к концу Республики и к началу Империи.
    B. Свойства характера представителей новой элиты.
    B1. В этническом отношении. Вначале новыми элементами являются
    римляне, латиняне, италики; элита обновляется, не изменяя сво-
    его этнического состава. Но в конце в ней оказываются главным
    образом выходцы с востока; характер элиты полностью меняется.
    Следует рассмотреть меняющиеся по ходу истории пропорции,
    в которых устанавливалось соотношение городских и сельских жи-
    телей в составе государственного управления. Бело придавал, пожа-
    луй, слишком большое значение таким пропорциям, но в его на-
    блюдениях имеется доля правды. Но в то же время он принял ха-
    рактеризующий явление показатель за его суть. Имеет большое
    значение не столько сам материальный факт проживания в горо-
    де или в деревне, сколько различия в тех чувствах и интересах, ко-
    торые выражаются посредством такого показателя; и потому, пре-
    жде всего, надо обращать внимание на эти чувства и интересы.
    B2. В отношении остатков класса I и класса II. Когда элита обновляет-
    ся частично за счет новых богатых, когда сельскохозяйственные
    занятия уступают место финансовой или коммерческой деятель-
    ности, то в той части общества, которая управляет государством,
    усиливаются остатки класса I и ослабляются остатки класса II. Та-
    ким образом в Риме к концу Республики в правящем слое преоб-
    ладали остатки класса I и был заметен дефицит остатков класса II;
    тогда как в управляемых слоях, особенно у людей, живущих вдали
    426 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ от столицы, имелись в избытке остатки класса II. С установлением Империи начинается движение в противоположном направле- нии, в отношении господствующего слоя, который обогатился ос- татками класса II до такой степени, что оказался в этом отноше- нии на одном уровне с управляемым слоем. B3. В отношении предрасположенности к применению силы и ее ре- ального использования. Вначале гражданин не отличался от сол- дата; элита однородна в этом отношении, она способна применить силу и умеет это делать. Затем гражданин постепенно начинает от- личаться от солдата по своим качествам; элита разделяется на две части: меньшая часть господствует, прежде всего на основе силы; бо´льшая часть элиты уже не может и не умеет применять силу.
  • Эти феномены следуют один за другим, понемногу изменяясь со време-
    нем; но чтобы их описать, нам по необходимости приходится разбивать
    их на группы, отделять и разъединять то, что является единым и непре-
    рывным. Уступая такой необходимости, мы рассматриваем временны´е
    периоды, которым только ради простоты изложения придаем четкие гра-
    ницы, так же как их можно ввести при рассмотрении периодов молодо-
    сти, зрелости и старости в жизни человека, которые следуют, постепенно
    сменяя друг друга. Итак, это будут периоды:
    I. От времен Второй Пунической войны до конца Республики.
    II. От принципата Августа до правления Антонина Пия.
    III. От Антонина Пия до Галлиена*.
    Никогда не следует забывать о взаимозависимости различных частей
    социального
  • Скачать:TXTPDF

    несчастья общества вызывались причина-ми, которые можно было бы устранить (см. § 54), то непонятно, почемусреди множества известных нам из истории обществ не обнаруживаетсяхотя бы одно, которое сумело бы продемонстрировать непрерывное,