Компендиум по общей социологии
от процветания до упадка; при этом вновь должны были
зародиться аналогичные феномены. Как предшествовавший период
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 431 демонстрировал и хорошие, и плохие стороны правления, использовав-
шего в качестве основного средства хитрость (остатки класса I), новый
период продемонстрирует хорошие и плохие стороны правления, осно-
ванного главным образом на силе (остатки класса II).
A1. Начинает проявляться тенденция к кристаллизации. Имеется
слой знати, состоящий из ordo senatorius
, и склонный к закрыто- сти ordo equester. Эти феномены взаимосвязаны возрастанием остатков класса II. Увеличивается число граждан; дети вольноот- пущенников получают статус ingenuitas. Естественно, что по-
степенно уменьшается ценность римского гражданства, оно пре-
доставляется все более широкому кругу людей.
A2. Торговля и производство во времена поздней Империи продолжа-
ют пользоваться теми свободами, которые они имели при Респуб-
лике, они по-прежнему предоставляют многим людям возмож-
ность накопить богатства; в этих сферах отчасти находит примене-
ние та энергия, которая ранее растрачивалась в распрях и спорах
в комициях. Так же точно в наше время в Германии для хозяйст-
венно-экономических занятий хотя бы в небольшой доле ис-
пользуется энергия, расходуемая в других странах на политиче-
ские распри. Реальная циркуляция элиты по-прежнему остается
значительной.
B1. Вторжение выходцев из других стран, которое началось уже в кон-
це Республики, их проникновение не только в ряды римских граж-
дан, но и в элиту становится все интенсивнее и все более размыва-
ет древнеримскую и даже италийскую кровь <родовые корни> на-
рода, который все еще продолжает именоваться римским, и его
лидеров. Инородцы привносят в большом количестве остатки
класса II. Появляется поросль, которая затем будет разрастаться
вместе с вторжением восточных религий, культа Митры, с побе-
дой христианства.
B2. Способ, каким рабы добиваются свободы, изменяется не очень су-
щественно; следовательно, продолжает осуществляться отбор лю-
дей, с наличием остатков класса I, но этот отбор совершается
в общности, где имеются сильные остатки класса II. Если отбирать
людей наиболее высокого роста среди низкорослого народа,
то отобранные люди будут иметь намного меньший рост, чем
в случае, если бы они отбирались среди народа, отличающего-
ся гигантским ростом. Аналогичные соображения могут быть
- Сословие сенаторов (лат.).
** Сословие всадников (лат.).
*** См. прим.* на с. 427.
432 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отнесены к элите. В нее попадают главным образом благодаря умению осуществлять «спекуляцию» и благодаря расположению императоров. Это создает тенденцию приращения в ней остатков класса I. Этническое начало, наоборот, привносит массу остатков класса II. Следовательно, в целом здесь поначалу отмечается лишь небольшое изменение в пропорции остатков, имеется определен- ный паритет между настоящим и прошлым; затем мало-помалу начинают превалировать остатки класса II. Правящий класс ста- новится слоем служащих с присущей для такого типа людей узо- стью ума.
B3. Разделение между гражданскими и военными функциями возрас-
тает, хотя пока еще они не разведены полностью. Военный слой
господствует благодаря императору; он является не элитой, лишь
грубой силой. Элита становится все более и более штатской. Она
не имеет, не хочет и не умеет применять силу.
III. От Антонина Пия до Галлиена. Большое превалирование остатков
класса II воздействует все сильнее. Политический, военный, экономиче-
ский, интеллектуальный упадок Рима все более нарастает; экономиче-
ские и социальные институты становятся все более жесткими. Варвары
вторгаются в Империю.
A1. Усиливается и завершается кристаллизация общества. Александр
Север делает закрытыми корпорации искусств и ремесел <членов в городских советах>. Декурионат становится обременительной
обязанностью (см. § 1140). Римское общество приближается к кас-
товому обществу.
A2. Реальная циркуляция становится все слабее. Закрытость корпора-
ций, истощение и обеднение Империи иссушают источники но-
вых элементов для элиты, которая больше не получает никого,
кроме малочисленных спекулянтов и фаворитов императоров. Де-
ление на касты приобретает все в большей степени статус реально-
сти и получает законодательное закрепление.
B1. Теперь элита в основной массе состоит из элементов иностранно-
го происхождения; таковыми оказываются и сами императоры.
B2. С распространением «спекулянтов» и других им подобных эле-
ментов, которые мало подходят для обновления элиты, в ней осла-
бевают остатки класса I, и в то же время непомерно усиливаются
остатки класса II, поскольку те немногие новые элементы, кото-
рые в нее проникают, в большинстве своем восточного происхож-
дения и суеверные варвары.
B3. Разделение между штатской элитой и исполнителями военных
функций становится полным. Теперь элита похожа на стадо
слабовольных и трусливых людей — подходящий объект для
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 433 завоевания варварами. Сходный феномен отмечался в Китае во времена татарского завоевания.
Все эти особенности приобретают все более четкое выражение вплоть
до падения Западной империи. Тогда варвары прекратили процесс кри-
сталлизации (застывания) общества, и это стало главным благодеянием,
которое они совершили. Еще более суеверные, чем те народы, которых
они завоевывают, они усиливают остатки класса II там, где они уже име-
лись в огромном количестве, и, следовательно, в этом отношении они ус-
коряют разрушение общества. По своему невежеству они сломали госу-
дарственную машину имперских институтов, которой они не были спо-
собны управлять, даже если бы пожелали ее сохранить. Так было посеяно
семя новой цивилизации. В самом деле, с течением времени здесь и там
появляются точки, где взаимосвязанным образом нарастают остатки
класса I и развивается торговая активность, одно стимулирует другое
и наоборот (см. § 1142). Сходным образом в иные времена зарождались
Афины, Рим, другие античные, греческие и италийские города. Различие
в обстоятельствах привело к разным формам такого развития, но по су-
ществу оно проходило одинаково. В странах, где, как в Провансе и в Ита-
лии, торговля, искусства, ремесла позволяли «спекулянтам» накапливать
богатство и вступать в элиту, тем самым привнося в нее остатки класса I,
от большой нехватки которых она страдала, вновь начинается политиче-
ский, военный, финансовый и интеллектуальный подъем, и мы вступаем
во времена коммун*.
Необходимо поразмышлять об общем ходе подобных феноменов. Разви-
тие общества, как мы уже это видели на многих примерах, имеет форму
волнообразной кривой. В данном случае требуется повторить рассужде-
ния, приведенные в § 1016–1025. Как обычно, мы должны обратиться
к теориям, или к деривациям c (см. § 925), и к фактам, которые соответст-
вуют a, b, d. Чтобы сделать рассуждения понятнее, совокупность этих
фактов обозначим как s. Мы уже исследовали (см. § 923 и далее) общий
феномен взаимозависимости этих элементов a <остатков>, b <интере- сов>, c <дериваций>, d <циркуляции> и циклы, которые при этом на-
блюдаются. Теперь обратимся к частному случаю волнообразного движе-
ния, протекающего во времени, и отношений взаимозависимости, ха-
рактерных для этих волн.
Изучение сменяющих друг друга состояний в экономической и в со-
циальной организации приводит к рассмотрению следующих друг за дру-
гом волн в категориях b <интересов> и d <циркуляции>. К этому можно
- Период (IX–XII вв.) роста городов как центров торговли и ремесел в феодальной
Европе.
434 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ добавить волны в проявлении чувств a, которые, впрочем, как мы знаем,
достигают заметного размаха только в течение достаточно длительного
интервала времени. При такой оговорке можно сказать, что мы исследу-
ем волны изменений комплекса s. Представления о состояниях, обозна-
ченных s, и соответствующих им теориях, обозначенных c, более или ме-
нее смутно проступают в терминах «свобода торговли» или «протекцио-
низм», «индивидуализм» или «этатизм», используемых в обычном языке.
Два первых термина имеют достаточно определенное значение и более
или менее строго могут использоваться в научном рассуждении. Послед-
ние два термина оказываются неопределенными, аналогично таким, как
«религия», «мораль» и т. д. Чтобы их можно было применять, требуется
по крайней мере уменьшить их неопределенность.
Во-первых, необходимо отделять факты от теорий. Кто верит, что все
действия являются логическими, и воображает, что теории и деривации
определяют действия человека, может без особых затруднений смеши-
вать теории с фактами и не отличать теории (c) «индивидуализма» и «эта-
тизма» от фактов a, b, d, которым они соответствуют. Не так обстоит дело
для того, кто признает важность нелогических действий в социальных
феноменах. Для него недопустимо, если он стремится рассуждать с неко-
торой экспериментальной строгостью, смешивать теории, т. е. c, с ком-
плексом a, b, d, который мы обозначили как s. Мы отделили c от s, но это-
го недостаточно. С большей или меньшей строгостью можно установить,
является ли некая теория «индивидуалистической» или «этатистской»,
можно также узнать, оказывается ли некая другая теория ближе к номи-
нализму, чем к реализму; но намного сложнее узнать, каким фактам s со-
ответствуют факты, именуемые «индивидуализмом» или «этатизмом».
Стремиться достичь в этом точности и определенности будет столь
же безнадежным делом, как и строго определить термины «религия»,
«мораль», «право» и т. д. Следовательно, нам надо идти иным путем при
классификации состояний s. Можно добиться некоторой строгости, об-
ратив внимание на силу связей, регулирующих действия индивидов: если
она незначительная, то мы приближаемся к состоянию, именуемому
«индивидуализмом»; если же она значительная, то мы приближаемся
к состоянию, которое называют «этатизмом».
Далее, необходимо отличать экономические связи, которые относят-
ся к b, от связей циркуляции элит, которые относятся к d. Связи этих ти-
пов могут оказаться слабыми, как это было в конце существования Рим-
ской республики и в начале Империи; или быть сильными, как это имело
место во времена упадка Империи. Связи первого типа могут быть сла-
быми, а связи второго типа — сильными, как было во времена, последо-
вавшие за вторжениями варваров. Наконец, могут быть значительными
связи первого типа и крайне слабыми связи второго типа, что более или
менее характерно для состояния, к которому теперь приблизились наши
Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 435 общества. Аналогично тому, как это было сделано в § 1025, выделим
«внутренний аспект» и «внешний аспект» как в отношении волн дерива-
ций c, так и в отношении волн социальных фактов s. Первый аспект будет
представлен, если отделить c от s и выяснить для каждой из этих катего-
рий влияние восходящего периода на следующий за ним нисходящий пе-
риод, а затем влияние последнего на следующий за ним восходящий пе-
риод и т. д. Второй аспект будет представлен, если соединить c с s и рас-
смотреть взаимное влияние волн обеих этих категорий. Следовательно,
мы должны изучить следующие аспекты.
I. Внутренний аспект.
Ia. Деривации c.
Ib. Комплекс социальных фактов s.
II. Внешний аспект.
IIa. Воздействие c на s.
IIb. Воздействие s на c.
IIg. Действие различных частей внутри c.
IId. Действие различных частей внутри s.
Нет необходимости специально заниматься последней категорией,
поскольку она является частью общего исследования форм общества.
Рассмотрим остальные.
Ia. Внутренний аспект дериваций. До настоящего момента в социальных
науках почти все создатели теорий исходили прежде всего из веры в ка-
кой-нибудь идеал. Следовательно, они принимали только те факты, ко-
торые представлялись им соответствующими избранному ими идеалу;
а на факты, которые ему противоречили, они не особенно обращали вни-
мание. Даже когда эти концепции имеют видимость эксперименталь-
ных теорий, они тяготеют к метафизике. Деривации относительно «ин-
дивидуализма» и «этатизма» могут быть отнесены к тому же роду, что
и номинализм и реализм; и хотя такая аналогия довольно слаба приме-
нительно к деривациям о «свободе торговли» и «протекционизме», они
тоже не слишком далеко отошли от метафизики. Таким образом, в дан-
ном отношении исследуемый нами случай близок к тому, о котором шла
речь в § 1026 и далее, но между ними все же имеется существенное отли-
чие. Оно состоит в том, что в настоящее время несоответствие между тео-
рией и действительностью мало или вовсе не оказывает