Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
феномены взаимосвязаны возрастанием остатков класса II. Увеличивается число граждан; дети вольноот- пущенников получают статус ingenuitas. Естественно, что по-
степенно уменьшается ценность римского гражданства, оно пре-
доставляется все более широкому кругу людей.
A2. Торговля и производство во времена поздней Империи продолжа-
ют пользоваться теми свободами, которые они имели при Респуб-
лике, они по-прежнему предоставляют многим людям возмож-
ность накопить богатства; в этих сферах отчасти находит примене-
ние та энергия, которая ранее растрачивалась в распрях и спорах
в комициях. Так же точно в наше время в Германии для хозяйст-
венно-экономических занятий хотя бы в небольшой доле ис-
пользуется энергия, расходуемая в других странах на политиче-
ские распри. Реальная циркуляция элиты по-прежнему остается
значительной.
B1. Вторжение выходцев из других стран, которое началось уже в кон-
це Республики, их проникновение не только в ряды римских граж-
дан, но и в элиту становится все интенсивнее и все более размыва-
ет древнеримскую и даже италийскую кровь <родовые корни> на-
рода, который все еще продолжает именоваться римским, и его
лидеров. Инородцы привносят в большом количестве остатки
класса II. Появляется поросль, которая затем будет разрастаться
вместе с вторжением восточных религий, культа Митры, с побе-
дой христианства.
B2. Способ, каким рабы добиваются свободы, изменяется не очень су-
щественно; следовательно, продолжает осуществляться отбор лю-
дей, с наличием остатков класса I, но этот отбор совершается
в общности, где имеются сильные остатки класса II. Если отбирать
людей наиболее высокого роста среди низкорослого народа,
то отобранные люди будут иметь намного меньший рост, чем
в случае, если бы они отбирались среди народа, отличающего-
ся гигантским ростом. Аналогичные соображения могут быть
  • Сословие сенаторов (лат.).
    ** Сословие всадников (лат.).
    *** См. прим.* на с. 427.
    432 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ отнесены к элите. В нее попадают главным образом благодаря умению осуществлять «спекуляцию» и благодаря расположению императоров. Это создает тенденцию приращения в ней остатков класса I. Этническое начало, наоборот, привносит массу остатков класса II. Следовательно, в целом здесь поначалу отмечается лишь небольшое изменение в пропорции остатков, имеется определен- ный паритет между настоящим и прошлым; затем мало-помалу начинают превалировать остатки класса II. Правящий класс ста- новится слоем служащих с присущей для такого типа людей узо- стью ума. B3. Разделение между гражданскими и военными функциями возрас-
    тает, хотя пока еще они не разведены полностью. Военный слой
    господствует благодаря императору; он является не элитой, лишь
    грубой силой. Элита становится все более и более штатской. Она
    не имеет, не хочет и не умеет применять силу.
  • III. От Антонина Пия до Галлиена. Большое превалирование остатков
    класса II воздействует все сильнее. Политический, военный, экономиче-
    ский, интеллектуальный упадок Рима все более нарастает; экономиче-
    ские и социальные институты становятся все более жесткими. Варвары
    вторгаются в Империю.
    A1. Усиливается и завершается кристаллизация общества. Александр
    Север делает закрытыми корпорации искусств и ремесел <членов в городских советах>. Декурионат становится обременительной
    обязанностью (см. § 1140). Римское общество приближается к кас-
    товому обществу.
    A2. Реальная циркуляция становится все слабее. Закрытость корпора-
    ций, истощение и обеднение Империи иссушают источники но-
    вых элементов для элиты, которая больше не получает никого,
    кроме малочисленных спекулянтов и фаворитов императоров. Де-
    ление на касты приобретает все в большей степени статус реально-
    сти и получает законодательное закрепление.
    B1. Теперь элита в основной массе состоит из элементов иностранно-
    го происхождения; таковыми оказываются и сами императоры.
    B2. С распространением «спекулянтов» и других им подобных эле-
    ментов, которые мало подходят для обновления элиты, в ней осла-
    бевают остатки класса I, и в то же время непомерно усиливаются
    остатки класса II, поскольку те немногие новые элементы, кото-
    рые в нее проникают, в большинстве своем восточного происхож-
    дения и суеверные варвары.
    B3. Разделение между штатской элитой и исполнителями военных
    функций становится полным. Теперь элита похожа на стадо
    слабовольных и трусливых людей — подходящий объект для
    Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 433 завоевания варварами. Сходный феномен отмечался в Китае во времена татарского завоевания.
  • Все эти особенности приобретают все более четкое выражение вплоть
    до падения Западной империи. Тогда варвары прекратили процесс кри-
    сталлизации (застывания) общества, и это стало главным благодеянием,
    которое они совершили. Еще более суеверные, чем те народы, которых
    они завоевывают, они усиливают остатки класса II там, где они уже име-
    лись в огромном количестве, и, следовательно, в этом отношении они ус-
    коряют разрушение общества. По своему невежеству они сломали госу-
    дарственную машину имперских институтов, которой они не были спо-
    собны управлять, даже если бы пожелали ее сохранить. Так было посеяно
    семя новой цивилизации. В самом деле, с течением времени здесь и там
    появляются точки, где взаимосвязанным образом нарастают остатки
    класса I и развивается торговая активность, одно стимулирует другое
    и наоборот (см. § 1142). Сходным образом в иные времена зарождались
    Афины, Рим, другие античные, греческие и италийские города. Различие
    в обстоятельствах привело к разным формам такого развития, но по су-
    ществу оно проходило одинаково. В странах, где, как в Провансе и в Ита-
    лии, торговля, искусства, ремесла позволяли «спекулянтам» накапливать
    богатство и вступать в элиту, тем самым привнося в нее остатки класса I,
    от большой нехватки которых она страдала, вновь начинается политиче-
    ский, военный, финансовый и интеллектуальный подъем, и мы вступаем
    во времена коммун*.
  • Необходимо поразмышлять об общем ходе подобных феноменов. Разви-
    тие общества, как мы уже это видели на многих примерах, имеет форму
    волнообразной кривой. В данном случае требуется повторить рассужде-
    ния, приведенные в § 1016–1025. Как обычно, мы должны обратиться
    к теориям, или к деривациям c (см. § 925), и к фактам, которые соответст-
    вуют a, b, d. Чтобы сделать рассуждения понятнее, совокупность этих
    фактов обозначим как s. Мы уже исследовали (см. § 923 и далее) общий
    феномен взаимозависимости этих элементов a <остатков>, b <интере- сов>, c <дериваций>, d <циркуляции> и циклы, которые при этом на-
    блюдаются. Теперь обратимся к частному случаю волнообразного движе-
    ния, протекающего во времени, и отношений взаимозависимости, ха-
    рактерных для этих волн.
    Изучение сменяющих друг друга состояний в экономической и в со-
    циальной организации приводит к рассмотрению следующих друг за дру-
    гом волн в категориях b <интересов> и d <циркуляции>. К этому можно
    • Период (IX–XII вв.) роста городов как центров торговли и ремесел в феодальной
      Европе.
      434 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ добавить волны в проявлении чувств a, которые, впрочем, как мы знаем,
      достигают заметного размаха только в течение достаточно длительного
      интервала времени. При такой оговорке можно сказать, что мы исследу-
      ем волны изменений комплекса s. Представления о состояниях, обозна-
      ченных s, и соответствующих им теориях, обозначенных c, более или ме-
      нее смутно проступают в терминах «свобода торговли» или «протекцио-
      низм», «индивидуализм» или «этатизм», используемых в обычном языке.
      Два первых термина имеют достаточно определенное значение и более
      или менее строго могут использоваться в научном рассуждении. Послед-
      ние два термина оказываются неопределенными, аналогично таким, как
      «религия», «мораль» и т. д. Чтобы их можно было применять, требуется
      по крайней мере уменьшить их неопределенность.
      Во-первых, необходимо отделять факты от теорий. Кто верит, что все
      действия являются логическими, и воображает, что теории и деривации
      определяют действия человека, может без особых затруднений смеши-
      вать теории с фактами и не отличать теории (c) «индивидуализма» и «эта-
      тизма» от фактов a, b, d, которым они соответствуют. Не так обстоит дело
      для того, кто признает важность нелогических действий в социальных
      феноменах. Для него недопустимо, если он стремится рассуждать с неко-
      торой экспериментальной строгостью, смешивать теории, т. е. c, с ком-
      плексом a, b, d, который мы обозначили как s. Мы отделили c от s, но это-
      го недостаточно. С большей или меньшей строгостью можно установить,
      является ли некая теория «индивидуалистической» или «этатистской»,
      можно также узнать, оказывается ли некая другая теория ближе к номи-
      нализму, чем к реализму; но намного сложнее узнать, каким фактам s со-
      ответствуют факты, именуемые «индивидуализмом» или «этатизмом».
      Стремиться достичь в этом точности и определенности будет столь
      же безнадежным делом, как и строго определить термины «религия»,
      «мораль», «право» и т. д. Следовательно, нам надо идти иным путем при
      классификации состояний s. Можно добиться некоторой строгости, об-
      ратив внимание на силу связей, регулирующих действия индивидов: если
      она незначительная, то мы приближаемся к состоянию, именуемому
      «индивидуализмом»; если же она значительная, то мы приближаемся
      к состоянию, которое называют «этатизмом».
      Далее, необходимо отличать экономические связи, которые относят-
      ся к b, от связей циркуляции элит, которые относятся к d. Связи этих ти-
      пов могут оказаться слабыми, как это было в конце существования Рим-
      ской республики и в начале Империи; или быть сильными, как это имело
      место во времена упадка Империи. Связи первого типа могут быть сла-
      быми, а связи второго типа — сильными, как было во времена, последо-
      вавшие за вторжениями варваров. Наконец, могут быть значительными
      связи первого типа и крайне слабыми связи второго типа, что более или
      менее характерно для состояния, к которому теперь приблизились наши
      Глава десятая. СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ В ИСТОРИИ 435 общества. Аналогично тому, как это было сделано в § 1025, выделим
      «внутренний аспект» и «внешний аспект» как в отношении волн дерива-
      ций c, так и в отношении волн социальных фактов s. Первый аспект будет
      представлен, если отделить c от s и выяснить для каждой из этих катего-
      рий влияние восходящего периода на следующий за ним нисходящий пе-
      риод, а затем влияние последнего на следующий за ним восходящий пе-
      риод и т. д. Второй аспект будет представлен, если соединить c с s и рас-
      смотреть взаимное влияние волн обеих этих категорий. Следовательно,
      мы должны изучить следующие аспекты.
      I. Внутренний аспект.
      Ia. Деривации c.
      Ib. Комплекс социальных фактов s.
      II. Внешний аспект.
      IIa. Воздействие c на s.
      IIb. Воздействие s на c.
      IIg. Действие различных частей внутри c.
      IId. Действие различных частей внутри s.
      Нет необходимости специально заниматься последней категорией,
      поскольку она является частью общего исследования форм общества.
      Рассмотрим остальные.
  • Ia. Внутренний аспект дериваций. До настоящего момента в социальных
    науках почти все создатели теорий исходили прежде всего из веры в ка-
    кой-нибудь идеал. Следовательно, они принимали только те факты, ко-
    торые представлялись им соответствующими избранному ими идеалу;
    а на факты, которые ему противоречили, они не особенно обращали вни-
    мание. Даже когда эти концепции имеют видимость эксперименталь-
    ных теорий, они тяготеют к метафизике. Деривации относительно «ин-
    дивидуализма» и «этатизма» могут быть отнесены к тому же роду, что
    и номинализм и реализм; и хотя такая аналогия довольно слаба приме-
    нительно к деривациям о «свободе торговли» и «протекционизме», они
    тоже не слишком далеко отошли от метафизики. Таким образом, в дан-
    ном отношении исследуемый нами случай близок к тому, о котором шла
    речь в § 1026 и далее, но между ними все же имеется существенное отли-
    чие. Оно состоит в том, что в настоящее время несоответствие между тео-
    рией и действительностью мало или вовсе не оказывает практического
    влияния. Следовательно, теперь стала менее существенной причина, ко-
    торая в ранее представленном в § 1026 случае оказывала существенное
    влияние на детерминацию последующих периодов. Это произошло отто-
    го, что если в области естественных наук очень трудно, почти невозмож-
    но избежать соприкосновения дериваций с экспериментальной реально-
    стью, то в тех областях, которые охватывают социальные «науки», избе-
    жать соприкосновения с ней оказывается очень легко. Здесь теории
    436 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ оценивают скорее исходя из их соответствия чувствам и интересам, чем
    из их
  • Скачать:TXTPDF

    феномены взаимосвязаны возрастанием остатков класса II. Увеличивается число граждан; дети вольноот- пущенников получают статус ingenuitas. Естественно, что по-степенно уменьшается ценность римского гражданства, оно пре-доставляется все более широкому кругу людей.A2. Торговля