Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
чему этим дейст-
виям придается логическая форма. Именно логическая форма служит
соединению C с B (см. § 73).
Отметим, что, оставаясь неизменными в своей сути, многие формы
могут сосуществовать, уживаться в одном индивиде, при этом он порой
сам не сознает, какая его часть относится к какой из таких форм. У Фео-
крита12 колдунья рассчитывает на вмешательство божеств и на эффек-
тивность магических манипуляций, не вполне различая того, как дейст-
вует каждая из этих двух могучих сил. Она молит Гекату помочь ей приго-
товить приворотное зелье «страшней, чем яды напитков Цирцеи, Медеи
и златокудрой Перимеды». Если бы колдунья рассчитывала только
на вмешательство богини, она могла бы попросить ее обеспечить непо-
средственно тот результат, которого она хочет добиться с помощью зелья.
Или когда она обращается к магической птице вертишейке словами:
«Вновь привлеки, вертишейка, под кров мой милого друга!», очевидно,
что она видит некую оккультную связь между этой птицей и своей целью.
В течение долгого времени люди верили подобным сказкам, высту-
павшим в самых разных формах, и даже сегодня встречаются те, кто слу-
шают и воспринимают их всерьез. Примерно два-три века назад стало
возрастать количество людей, которые над ними смеялись, как ко-
гда-то Лукиан, однако достаточно много фактов спиритизма, телепатии, 12 Teocrito. Idili. II. 17. [Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / пер. и комм.
М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 15.]
46 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ «христианской науки» и т. д., показывающих, какую силу еще имеют эти и аналогичные чувства.
  1. В «Трактате» (см. § 186–215) мы подробно рассмотрели нелогические
    действия, якобы вызывающие или отводящие грозы, и уничтожающие
    или сохраняющие урожаи. Имеется немало случаев, когда люди полага-
    ли, что с помощью подобной практики можно вызвать или отвести урага-
    ны. Порой люди не ведают, каким образом возникает подобный резуль-
    тат, имеющийся налицо; в других случаях они говорят о предполагаемых
    ими причинах такого результата или считают его теоретически объясни-
    мым следствием действия неких сил. При этом метеорологические явле-
    ния обычно предстают как находящиеся в прямой или косвенной зависи-
    мости от некоторых практик при вмешательстве высших сил.
  2. На основе проведенного изучения мы приходим к выводу о проявлении
    следующих особенностей (см. § 197).
    1. Существует нелогическое ядро, в котором просто соединены во-
    едино определенные поведенческие акты и некоторые слова,
    имеющие определенные результаты, такие, как ураган или унич-
    тожение урожая.
    2. От таких ядер отходят многочисленные ответвления логических
    интерпретаций. Нельзя не признать, что такие интерпретации, яв-
    ляющиеся результатом игры воображения, были созданы для того,
    чтобы принять во внимание, что бури могут вызываться и предот-
    вращаться, благодаря чему урожай может быть сохранен или унич-
    тожен. Как исключение порой отмечается обратный феномен, ко-
    гда считают, что логическая теория породила веру в существова-
    ние подобных фактов.
    Такие интерпретации нередко настолько переплетены, что тот,
    кто им следует, часто не может точно осознать, какая их часть по-
    буждает его склониться к тому или иному мнению.
    3. Логические интерпретации принимают формы, наиболее прием-
    лемые для эпохи, в которой они появились; их можно сравнить
    с модой в одежде того времени.
    4. Это развитие идет не по прямой, как изображено на рис. 4, но, ско-
    рее, принимает форму, подобную той, какая представлена на рис. 5.
    Чисто нелогическое действие не трансформируется в действие ло-
    гическое по форме, но сосуществует вместе с другими производны-
    ми действиями.
    Нельзя выяснить, каким образом совершалась эта трансформа-
    ция, желая установить, к примеру, как от простой ассоциации по-
    веденческих актов и фактов (фетишизм) совершался переход
    сначала к теологической интерпретации, затем к метафизической
    Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 47 интерпретации и наконец, к позитивист- ской интерпретации. Такого следования во времени не существует. Интерпрета- ции, которые можно было бы назвать фетишистскими, магическими, экспе- риментальными или псевдоэксперимен- тальными, часто переплетены настолько, Рис. 4, 5 что, скорее всего, даже тот, кто их прини- мает, не сможет отделить их друг от друга. Он знает, что определен- ные акты должны иметь своим результатом определенные факты, и мало заботится о том, чтобы узнать, как это происходит.
    1. Безусловно, со временем уровень образованности людей начинает
      влиять на этот феномен, но такая связь не является стабильной.
      Древние римляне не сжигали ни колдунов, ни ведьм, однако
      их прогресс в области наук был, безусловно, не таким быстрым,
      как у итальянцев, французов и немцев в XVII в., когда они убивали
      их в большом количестве. В конце XII — начале XIII в. этих несча-
      стных еще не преследовали, однако интеллектуальное развитие
      тогда протекало несравнимо медленнее, чем в XVII в.
    2. Вовсе не благодаря тем логическим приемам и ухищрениям, кото-
      рые использовались церковью, правительствами и т. д., была вы-
      звана вера в нелогические действия такого рода. Напротив, сами
      нелогические действия привели к созданию в целях их объяснения
      таких логических приемов и ухищрений. В свою очередь, такие ис-
      кусные приемы смогли затем укреплять веру в эти нелогические
      действия и рождать ее там, где она еще отсутствовала.
      Этот последний вывод приводит нас к пониманию того, как могут
      происходить аналогичные явления, а также того, насколько мы заблуж-
      даемся, когда, зная о нелогических действиях только по их логиче-
      ским обличьям, придаем этим формам значение, не соответствующее
      действительности.
  • Во всех многообразных фактах, подобных грозам, имеется нечто общее,
    неизменное, а именно — чувство, что при помощи определенных ма-
    нипуляций можно воздействовать на грозы. Кроме того, есть изменчи-
    вая, подвижная часть. Это сами средства, их обоснование и наделение
    смыслом. Первая часть, несомненно, самая важная. Когда она имеет-
    ся, людям почти или вовсе не требуется усилий и времени для того,
    чтобы найти вторую. Но может оказаться и так, что в детерминации со-
    циальной формы части, сходные с выявленной нами устойчивой со-
    ставляющей, окажутся значимее всех других. Пока мы не можем
    об этом твердо знать, но индукция направляет нас на путь, по которо-
    му следует идти.
    НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ
  • Если нелогические действия в самом деле имеют то значение, о котором
    свидетельствует индуктивный вывод, сделанный в предыдущей главе,
    то было бы, собственно говоря, странным, если бы умные люди, обра-
    щавшиеся к исследованиям человеческих обществ, никак их не замеча-
    ли. Они могли, по крайней мере, угадывать их, отвлекаясь от предубежде-
    ний, отходя от ошибочных теорий; трудно поверить, что такие действия
    совершенно ускользали от их внимания. Итак, посмотрим, как фактиче-
    ски обстоит дело.
  • Очень немногие авторы совершенно игнорируют нелогические дейст-
    вия. Обычно такие действия выявляются при рассмотрении некоторых
    естественных наклонностей, наличие которых в людях автор исследова-
    ния должен, вольно или невольно, по крайней мере признавать. Но заб-
    вение логических действий продолжается недолго: отрываясь от них в од-
    ном месте, эти авторы затем возвращаются к ним в другом; при этом они
    стремятся свести к минимуму склонности людей к нелогическим дейст-
    виям, полагая, что они делают из них логические выводы, чтобы затем
    поступать, руководствуясь этими выводами.
  • Такова общая картина. Но у создателей теорий имеется достаточно силь-
    ный мотив преподносить нелогические действия в качестве логических.
    Если считается, что те или иные действия являются логическими, то ока-
    зывается намного проще создать объясняющую их теорию, поскольку
    каждый может мысленно подобрать для них произвольные логические
    интерпретации и тогда ему нет необходимости ни в чем другом. Что
    же касается нелогических действий, то при их изучении необходимо об-
    ращаться к наблюдению множества фактов, раздвигать границы иссле-
    дований в пространстве и во времени и быть очень внимательным, чтобы
    не впасть в ошибку из-за неточностей документов. Одним словом, это
    долгая и трудная работа.
  • Также и иные мотивы влияли на то, чтобы отдалять исследователей от об-
    ласти нелогических действий и ограничивать их областью логического
    поведения. Большинство из них не довольствовалось изучением того, что
    есть, но стремилось узнать, а нередко и научить других тому, как должно
    быть. В последнем случае они уважали ее величество логику и поэтому,
    как только замечали существование нелогических действий, чаще всего
    Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 49 обходили их стороной, словно забывая о них. В основном они просто
    не принимали их во внимание и обращались к логическим действиям.
  • Таким же образом они элиминировали нелогические действия, более
    или менее явно рассматривая их как заслуживающие порицания, кото-
    рым не должно быть места в хорошо организованном обществе. Напри-
    мер, они считали их суевериями, подлежащими преодолению разумом.
    Никто в реальной жизни не поступает так, как если бы он верил, что фи-
    зический и моральный облик индивидов не проявляется в его поведении;
    однако те, кто создают теории, полагают, что человек в своем поведении
    руководствуется только разумом, и охотно закрывают глаза на все, чему
    нас учит повседневная практика.
  • Несовершенство обыденного языка с точки зрения научных стандартов
    также содействует широкому распространению логических интерпрета-
    ций относительно нелогических действий.
  • Оно способствует также путанице, которая обычно появляется оттого,
    что одно явление объявляют причиной, а другое — следствием только по-
    тому, что оба они наблюдаются совместно. Мы уже отмечали эту ошибку
    (см. § 77), но ее следует более обстоятельно изучить, поскольку это имеет
    для социологии немаловажное значение.
    Пусть так же как в § 77 буквой C будет обозначена вера, а буквой D —
    определенные действия. Вместо того чтобы просто сказать, что «некото-
    рые люди совершают D и верят в C», обыденный язык добавляет в эту
    фразу кое-что еще, и при этом возникает суждение: «Некоторые люди
    совершают D, потому что верят в C». Такое суждение, если оно понима-
    ется строго текстуально, часто оказывается неверным; не так часто бы-
    вает верным и обратное высказывание: «Некоторые люди верят в C, по-
    тому что они совершают D». Но остается также немало случаев, в отно-
    шении которых можно сказать только: «Некоторые люди совершают
    D и верят в C».
    Можно также снять строгую логическую направленность, появляю-
    щуюся при включении термина «потому что» в первое из приведенных
    высказываний, и убрать устанавливаемое этим термином причинно-
    следственное отношение между C и D. Итак, мы скажем: «Мы можем по-
    лагать, что некоторые люди совершают действия D, потому что имеют
    веру C, при которой проявляются чувства, побуждающие их совер-
    шать D», т. е., если мы обратимся к рис. 2, «…потому что они находятся
    в психическом состоянии A, выраженном верой C». При такой форме ут-
    верждение оказывается намного более близким к истине, как мы видели
    в § 77.
    50 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
    1. Рис. 2 можно разбить на три другие фигуры
      (см. рис. 6):
      i. Психическое состояние A порождает ве-
      ру C, а также действия D, но между
      C и D нет непосредственной связи. Этот
      случай соответствует сформулированно-
      му выше третьему утверждению.
      Рис. 6
      ii. Психическое состояние A приводит к по-
      ступкам D, которые порождают веру C. Это указывается во втором
      утверждении.
      iii. Психическое состояние A порождает веру C, которая оказывается
      причиной действий D. Это соответствует первому утверждению.
      Несмотря на то что случай iii не является единственным и встречается
      не так уж часто, многие люди склонны полагать, что именно он самый
      распространенный, и путать с ним случаи i и ii, чего они не осознают
      и никак не хотят принять во внимание. Повседневный разговорный язык
      из-за недостатка точности благоприятствует совершению такой ошибки,
      поскольку, когда на нем говорится только о случае iii, неявно могут под-
      разумеваться также случаи i и ii. Часто также смешиваются в разных про-
      порциях все три случая.
  • Вид A1. Нелогические действия могут совершенно не учитываться как
    не
  • Скачать:TXTPDF

    чему этим дейст-виям придается логическая форма. Именно логическая форма служитсоединению C с B (см. § 73).Отметим, что, оставаясь неизменными в своей сути, многие формымогут сосуществовать, уживаться в одном индивиде, при