Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Компендиум по общей социологии
мере изменяться, но по-разному.
2а. Легко изменяется и форма, и содержание: при новом содержании
возникает новая форма; следовательно, будет нетрудно отделять
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 43 ощущения P, Q, R… либо потому, что сила X, соединяющая их, ма- ла, либо, если даже она значительна, то над ней берет верх иная, еще более значительная сила. 2b. Содержание легче меняется, чем форма: содержание новое, а фор-
ма старая; следовательно, ощущения P, Q, R… будут с трудом разъ-
единяться либо потому, что сила X, которая их соединяет, более
велика, чем другие силы, либо потому, что ей не противостоит ни-
какая другая существенная сила, даже если сила X незначительная.
Ощущения P, Q, R… могут порождаться некоторыми реальными ве-
щами и затем представать для индивида как их абстракции, как принци-
пы, максимы, предписания и т. д. Они образуют агрегат. Относительно
сохранения этого агрегата мы будем подробно вести разговор в главе 6.
  • Случай 2b невнимательный наблюдатель может спутать со случаем 1, од-
    нако на самом деле между ними имеется принципиальное отличие. На-
    роды, именуемые «консерваторами», могут быть таковыми только в от-
    ношении формы (случай 2b) или же в отношении содержания (случай 1).
    Народы, именуемые «формалистами», могут сохранять форму и содержа-
    ние (случай 1) или только форму (случай 2b). Народы, о которых можно
    сказать, что они «кристаллизовались в определенном состоянии», соот-
    ветствуют случаю 1.
  • Когда сила X довольно значительна, а сила Y, которая ведет к инноваци-
    ям, очень слаба или равна нулю, мы имеем феномены, схожие с инстинк-
    том животных, или устройством Спарты, кристаллизовавшимся в инсти-
    тутах. Когда сила X велика, но и сила Y близка к ее уровню, инновации со-
    вершаются в содержательном отношении с соблюдением прежней
    формы; что мы имеем в случае государственного устройства, близкого
    к древнеримскому. При этом стремятся изменять институты так, чтобы
    как можно меньше нарушались соединения P, Q, R…, позволяя им сохра-
    няться в отношении формы. В этом плане римский народ в определен-
    ные эпохи его истории можно назвать «хранителем форм» или «форма-
    листом», так же как и английский народ. Ввиду нежелания этих двух
    народов обновлять формальные отношения P, Q, R… было бы позволи-
    тельным назвать их «консерваторами»; но, когда изучаешь сущность,
    выясняется, что они их не сохраняют, а трансформируют. У граждан ан-
    тичных Афин, так же как и у современных французов, сила X оказыва-
    лась довольно слабой. Трудно установить, у какого народа сила Y была
    наиболее интенсивной: у афинян или у римлян, у французов или у англи-
    чан периода XVII–XIX вв. Если ее эффекты проявлялись в различных
    формах, то это было связано, скорее, с уровнем интенсивности X, чем Y.
    44 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Допустим, что у двух народов величины Y одинаковы, тогда как вели- чины X различны. В отношении инноваций тот народ, у которого сила X мала, представляет собой tabula rasa для отношений P, Q, R…, и они лег- ко могут заменяться новыми отношениями. Народ, у которого сила X ве- лика, напротив, стремится, насколько возможно, сохранять такие связи, изменяя значение P, Q, R… Кроме того, у первого народа мы будем иметь меньшие пережитки, чем у второго. Когда сила X мала, ничто не препят- ствует отношениям P, Q, R… исчезнуть, если они считаются бесполезны- ми; но когда сила X велика, они сохраняются, даже если выглядят бесполезными. Мы получили эти выводы индуктивным путем из наблюдений за про- явлениями психических состояний A. В античном Риме таких фактов бы- ло огромное количество. Рассмотрим религию. Сейчас нет никаких со- мнений в том, что на заре своей истории Рим либо совсем не имел собст- венной мифологии, либо она была очень бедной, и что классическая римская мифология в значительной части есть наложение греческой формы античных богов или вторжение иностранных божеств. Древняя римская религия в основном являлась соединением некоторых религиоз- ных практик с житейскими поступками. Это был случай соедине- ния P, Q, R… Цицерон имел основание сказать, что «вся религия римско- го народа разделяется на жертвоприношения и на ауспиции, и третий элемент присоединяется, если толкователи Сивиллы или гаруспики по знамениям или чудесным явлениям возвещают какое-нибудь пред- сказание»11.
    1. Примечательна устойчивость соединения идей и некоторых поведенче-
      ских актов. Она такова, что словам начинают приписывать способность
      оказывать оккультное воздействие на вещи.
      Такие акты, при которых слова якобы оказывают воздействие на ве-
      щи, принадлежат к тому роду действий, которые в обыденном языке обо-
      значают несколько расплывчато как магические.
      Предельным является случай, когда определенные слова и поведенче-
      ские акты благодаря неведомым обстоятельствам оказались способными
      произвести некоторые эффекты. Затем, на первом уровне логического
      оформления эту способность объясняют вмешательством высших существ,
      богов. В дальнейшем доходят до другой предельной точки, когда фигуриру-
      ют полностью логические акты. Например, согласно средневековому
      суеверию человек, продавший душу дьяволу, приобретал удивительную
      способность наносить вред другим людям. 11 Cicerone. De natura deorum. III. 2. 5. [Цицерон Марк Туллий. О природе богов / пер.
      с лат. С. Блажеевского. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 175.]
      Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 45 Кто рассматривает только логические действия, тот, столкнувшись
      с подобными явлениями, пренебрегает ими, не признает их, считает
      их патологическими состояниями и далее не рассматривает подобные ве-
      щи. Но их следует внимательно изучать тому, кто понимает, насколько
      большое место занимают нелогические действия в социальной жизни.
  • Предположим, что нам известны только те факты, в которых ожидаемый
    желанный успех магических операций приписывается демону. Мы мог-
    ли бы принять в качестве верной некую логическую интерпретацию
    и сказать: «Люди верят в эффективность занятий магией потому, что
    они верят в демона». Этот вывод существенно не изменится при зна-
    комстве с иными фактами, в которых вместо демона будет фигуриро-
    вать какое-нибудь другое божество; но он окажется полностью опро-
    вергнутым, когда мы узнаем о фактах подобного рода, никак не связан-
    ных с вмешательством сверхъестественных существ. Таким образом,
    основу этих феноменов составляют нелогические действия, в которых
    соединены некоторые слова, некоторые заклинания, некоторые виды
    практики с ожиданием результатов, испрашиваемых и получаемых от
    вмешательства богов, демонов, духов и т. д., благодаря чему этим дейст-
    виям придается логическая форма. Именно логическая форма служит
    соединению C с B (см. § 73).
    Отметим, что, оставаясь неизменными в своей сути, многие формы
    могут сосуществовать, уживаться в одном индивиде, при этом он порой
    сам не сознает, какая его часть относится к какой из таких форм. У Фео-
    крита12 колдунья рассчитывает на вмешательство божеств и на эффек-
    тивность магических манипуляций, не вполне различая того, как дейст-
    вует каждая из этих двух могучих сил. Она молит Гекату помочь ей приго-
    товить приворотное зелье «страшней, чем яды напитков Цирцеи, Медеи
    и златокудрой Перимеды». Если бы колдунья рассчитывала только
    на вмешательство богини, она могла бы попросить ее обеспечить непо-
    средственно тот результат, которого она хочет добиться с помощью зелья.
    Или когда она обращается к магической птице вертишейке словами:
    «Вновь привлеки, вертишейка, под кров мой милого друга!», очевидно,
    что она видит некую оккультную связь между этой птицей и своей целью.
    В течение долгого времени люди верили подобным сказкам, высту-
    павшим в самых разных формах, и даже сегодня встречаются те, кто слу-
    шают и воспринимают их всерьез. Примерно два-три века назад стало
    возрастать количество людей, которые над ними смеялись, как ко-
    гда-то Лукиан, однако достаточно много фактов спиритизма, телепатии, 12 Teocrito. Idili. II. 17. [Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / пер. и комм.
    М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 15.]
    46 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ «христианской науки» и т. д., показывающих, какую силу еще имеют эти и аналогичные чувства.
    1. В «Трактате» (см. § 186–215) мы подробно рассмотрели нелогические
      действия, якобы вызывающие или отводящие грозы, и уничтожающие
      или сохраняющие урожаи. Имеется немало случаев, когда люди полага-
      ли, что с помощью подобной практики можно вызвать или отвести урага-
      ны. Порой люди не ведают, каким образом возникает подобный резуль-
      тат, имеющийся налицо; в других случаях они говорят о предполагаемых
      ими причинах такого результата или считают его теоретически объясни-
      мым следствием действия неких сил. При этом метеорологические явле-
      ния обычно предстают как находящиеся в прямой или косвенной зависи-
      мости от некоторых практик при вмешательстве высших сил.
    2. На основе проведенного изучения мы приходим к выводу о проявлении
      следующих особенностей (см. § 197).
      1. Существует нелогическое ядро, в котором просто соединены во-
      едино определенные поведенческие акты и некоторые слова,
      имеющие определенные результаты, такие, как ураган или унич-
      тожение урожая.
      2. От таких ядер отходят многочисленные ответвления логических
      интерпретаций. Нельзя не признать, что такие интерпретации, яв-
      ляющиеся результатом игры воображения, были созданы для того,
      чтобы принять во внимание, что бури могут вызываться и предот-
      вращаться, благодаря чему урожай может быть сохранен или унич-
      тожен. Как исключение порой отмечается обратный феномен, ко-
      гда считают, что логическая теория породила веру в существова-
      ние подобных фактов.
      Такие интерпретации нередко настолько переплетены, что тот,
      кто им следует, часто не может точно осознать, какая их часть по-
      буждает его склониться к тому или иному мнению.
      3. Логические интерпретации принимают формы, наиболее прием-
      лемые для эпохи, в которой они появились; их можно сравнить
      с модой в одежде того времени.
      4. Это развитие идет не по прямой, как изображено на рис. 4, но, ско-
      рее, принимает форму, подобную той, какая представлена на рис. 5.
      Чисто нелогическое действие не трансформируется в действие ло-
      гическое по форме, но сосуществует вместе с другими производны-
      ми действиями.
      Нельзя выяснить, каким образом совершалась эта трансформа-
      ция, желая установить, к примеру, как от простой ассоциации по-
      веденческих актов и фактов (фетишизм) совершался переход
      сначала к теологической интерпретации, затем к метафизической
      Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 47 интерпретации и наконец, к позитивист- ской интерпретации. Такого следования во времени не существует. Интерпрета- ции, которые можно было бы назвать фетишистскими, магическими, экспе- риментальными или псевдоэксперимен- тальными, часто переплетены настолько, Рис. 4, 5 что, скорее всего, даже тот, кто их прини- мает, не сможет отделить их друг от друга. Он знает, что определен- ные акты должны иметь своим результатом определенные факты, и мало заботится о том, чтобы узнать, как это происходит.
      1. Безусловно, со временем уровень образованности людей начинает
        влиять на этот феномен, но такая связь не является стабильной.
        Древние римляне не сжигали ни колдунов, ни ведьм, однако
        их прогресс в области наук был, безусловно, не таким быстрым,
        как у итальянцев, французов и немцев в XVII в., когда они убивали
        их в большом количестве. В конце XII — начале XIII в. этих несча-
        стных еще не преследовали, однако интеллектуальное развитие
        тогда протекало несравнимо медленнее, чем в XVII в.
      2. Вовсе не благодаря тем логическим приемам и ухищрениям, кото-
        рые использовались церковью, правительствами и т. д., была вы-
        звана вера в нелогические действия такого рода. Напротив, сами
        нелогические действия привели к созданию в целях их объяснения
        таких логических приемов и ухищрений. В свою очередь, такие ис-
        кусные приемы смогли затем укреплять веру в эти нелогические
        действия и рождать ее там, где она еще отсутствовала.
        Этот последний вывод приводит нас к пониманию того, как могут
        происходить аналогичные явления, а также того, насколько мы заблуж-
        даемся, когда, зная о
  • Скачать:TXTPDF

    мере изменяться, но по-разному.2а. Легко изменяется и форма, и содержание: при новом содержаниивозникает новая форма; следовательно, будет нетрудно отделять Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 43 ощущения P, Q, R… либо потому, что