Компендиум по общей социологии
чему этим дейст-
виям придается логическая форма. Именно логическая форма служит
соединению C с B (см. § 73).
Отметим, что, оставаясь неизменными в своей сути, многие формы
могут сосуществовать, уживаться в одном индивиде, при этом он порой
сам не сознает, какая его часть относится к какой из таких форм. У Фео-
крита12 колдунья рассчитывает на вмешательство божеств и на эффек-
тивность магических манипуляций, не вполне различая того, как дейст-
вует каждая из этих двух могучих сил. Она молит Гекату помочь ей приго-
товить приворотное зелье «страшней, чем яды напитков Цирцеи, Медеи
и златокудрой Перимеды». Если бы колдунья рассчитывала только
на вмешательство богини, она могла бы попросить ее обеспечить непо-
средственно тот результат, которого она хочет добиться с помощью зелья.
Или когда она обращается к магической птице вертишейке словами:
«Вновь привлеки, вертишейка, под кров мой милого друга!», очевидно,
что она видит некую оккультную связь между этой птицей и своей целью.
В течение долгого времени люди верили подобным сказкам, высту-
павшим в самых разных формах, и даже сегодня встречаются те, кто слу-
шают и воспринимают их всерьез. Примерно два-три века назад стало
возрастать количество людей, которые над ними смеялись, как ко-
гда-то Лукиан, однако достаточно много фактов спиритизма, телепатии, 12 Teocrito. Idili. II. 17. [Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / пер. и комм.
М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 15.]
46 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
«христианской науки» и т. д., показывающих, какую силу еще имеют эти и аналогичные чувства.
- В «Трактате» (см. § 186–215) мы подробно рассмотрели нелогические
действия, якобы вызывающие или отводящие грозы, и уничтожающие
или сохраняющие урожаи. Имеется немало случаев, когда люди полага-
ли, что с помощью подобной практики можно вызвать или отвести урага-
ны. Порой люди не ведают, каким образом возникает подобный резуль-
тат, имеющийся налицо; в других случаях они говорят о предполагаемых
ими причинах такого результата или считают его теоретически объясни-
мым следствием действия неких сил. При этом метеорологические явле-
ния обычно предстают как находящиеся в прямой или косвенной зависи-
мости от некоторых практик при вмешательстве высших сил.
- На основе проведенного изучения мы приходим к выводу о проявлении
следующих особенностей (см. § 197).
1. Существует нелогическое ядро, в котором просто соединены во-
едино определенные поведенческие акты и некоторые слова,
имеющие определенные результаты, такие, как ураган или унич-
тожение урожая.
2. От таких ядер отходят многочисленные ответвления логических
интерпретаций. Нельзя не признать, что такие интерпретации, яв-
ляющиеся результатом игры воображения, были созданы для того,
чтобы принять во внимание, что бури могут вызываться и предот-
вращаться, благодаря чему урожай может быть сохранен или унич-
тожен. Как исключение порой отмечается обратный феномен, ко-
гда считают, что логическая теория породила веру в существова-
ние подобных фактов.
Такие интерпретации нередко настолько переплетены, что тот,
кто им следует, часто не может точно осознать, какая их часть по-
буждает его склониться к тому или иному мнению.
3. Логические интерпретации принимают формы, наиболее прием-
лемые для эпохи, в которой они появились; их можно сравнить
с модой в одежде того времени.
4. Это развитие идет не по прямой, как изображено на рис. 4, но, ско-
рее, принимает форму, подобную той, какая представлена на рис. 5.
Чисто нелогическое действие не трансформируется в действие ло-
гическое по форме, но сосуществует вместе с другими производны-
ми действиями.
Нельзя выяснить, каким образом совершалась эта трансформа-
ция, желая установить, к примеру, как от простой ассоциации по-
веденческих актов и фактов (фетишизм) совершался переход
сначала к теологической интерпретации, затем к метафизической
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 47 интерпретации и наконец, к позитивист- ской интерпретации. Такого следования во времени не существует. Интерпрета- ции, которые можно было бы назвать фетишистскими, магическими, экспе- риментальными или псевдоэксперимен- тальными, часто переплетены настолько, Рис. 4, 5 что, скорее всего, даже тот, кто их прини- мает, не сможет отделить их друг от друга. Он знает, что определен- ные акты должны иметь своим результатом определенные факты, и мало заботится о том, чтобы узнать, как это происходит.
- Безусловно, со временем уровень образованности людей начинает
влиять на этот феномен, но такая связь не является стабильной.
Древние римляне не сжигали ни колдунов, ни ведьм, однако
их прогресс в области наук был, безусловно, не таким быстрым,
как у итальянцев, французов и немцев в XVII в., когда они убивали
их в большом количестве. В конце XII — начале XIII в. этих несча-
стных еще не преследовали, однако интеллектуальное развитие
тогда протекало несравнимо медленнее, чем в XVII в.
- Вовсе не благодаря тем логическим приемам и ухищрениям, кото-
рые использовались церковью, правительствами и т. д., была вы-
звана вера в нелогические действия такого рода. Напротив, сами
нелогические действия привели к созданию в целях их объяснения
таких логических приемов и ухищрений. В свою очередь, такие ис-
кусные приемы смогли затем укреплять веру в эти нелогические
действия и рождать ее там, где она еще отсутствовала.
Этот последний вывод приводит нас к пониманию того, как могут
происходить аналогичные явления, а также того, насколько мы заблуж-
даемся, когда, зная о нелогических действиях только по их логиче-
ским обличьям, придаем этим формам значение, не соответствующее
действительности.
Во всех многообразных фактах, подобных грозам, имеется нечто общее,
неизменное, а именно — чувство, что при помощи определенных ма-
нипуляций можно воздействовать на грозы. Кроме того, есть изменчи-
вая, подвижная часть. Это сами средства, их обоснование и наделение
смыслом. Первая часть, несомненно, самая важная. Когда она имеет-
ся, людям почти или вовсе не требуется усилий и времени для того,
чтобы найти вторую. Но может оказаться и так, что в детерминации со-
циальной формы части, сходные с выявленной нами устойчивой со-
ставляющей, окажутся значимее всех других. Пока мы не можем
об этом твердо знать, но индукция направляет нас на путь, по которо-
му следует идти.
НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ
Если нелогические действия в самом деле имеют то значение, о котором
свидетельствует индуктивный вывод, сделанный в предыдущей главе,
то было бы, собственно говоря, странным, если бы умные люди, обра-
щавшиеся к исследованиям человеческих обществ, никак их не замеча-
ли. Они могли, по крайней мере, угадывать их, отвлекаясь от предубежде-
ний, отходя от ошибочных теорий; трудно поверить, что такие действия
совершенно ускользали от их внимания. Итак, посмотрим, как фактиче-
ски обстоит дело.
Очень немногие авторы совершенно игнорируют нелогические дейст-
вия. Обычно такие действия выявляются при рассмотрении некоторых
естественных наклонностей, наличие которых в людях автор исследова-
ния должен, вольно или невольно, по крайней мере признавать. Но заб-
вение логических действий продолжается недолго: отрываясь от них в од-
ном месте, эти авторы затем возвращаются к ним в другом; при этом они
стремятся свести к минимуму склонности людей к нелогическим дейст-
виям, полагая, что они делают из них логические выводы, чтобы затем
поступать, руководствуясь этими выводами.
Такова общая картина. Но у создателей теорий имеется достаточно силь-
ный мотив преподносить нелогические действия в качестве логических.
Если считается, что те или иные действия являются логическими, то ока-
зывается намного проще создать объясняющую их теорию, поскольку
каждый может мысленно подобрать для них произвольные логические
интерпретации и тогда ему нет необходимости ни в чем другом. Что
же касается нелогических действий, то при их изучении необходимо об-
ращаться к наблюдению множества фактов, раздвигать границы иссле-
дований в пространстве и во времени и быть очень внимательным, чтобы
не впасть в ошибку из-за неточностей документов. Одним словом, это
долгая и трудная работа.
Также и иные мотивы влияли на то, чтобы отдалять исследователей от об-
ласти нелогических действий и ограничивать их областью логического
поведения. Большинство из них не довольствовалось изучением того, что
есть, но стремилось узнать, а нередко и научить других тому, как должно
быть. В последнем случае они уважали ее величество логику и поэтому,
как только замечали существование нелогических действий, чаще всего
Глава третья. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ УЧЕНИЙ 49 обходили их стороной, словно забывая о них. В основном они просто
не принимали их во внимание и обращались к логическим действиям.
Таким же образом они элиминировали нелогические действия, более
или менее явно рассматривая их как заслуживающие порицания, кото-
рым не должно быть места в хорошо организованном обществе. Напри-
мер, они считали их суевериями, подлежащими преодолению разумом.
Никто в реальной жизни не поступает так, как если бы он верил, что фи-
зический и моральный облик индивидов не проявляется в его поведении;
однако те, кто создают теории, полагают, что человек в своем поведении
руководствуется только разумом, и охотно закрывают глаза на все, чему
нас учит повседневная практика.
Несовершенство обыденного языка с точки зрения научных стандартов
также содействует широкому распространению логических интерпрета-
ций относительно нелогических действий.
Оно способствует также путанице, которая обычно появляется оттого,
что одно явление объявляют причиной, а другое — следствием только по-
тому, что оба они наблюдаются совместно. Мы уже отмечали эту ошибку
(см. § 77), но ее следует более обстоятельно изучить, поскольку это имеет
для социологии немаловажное значение.
Пусть так же как в § 77 буквой C будет обозначена вера, а буквой D —
определенные действия. Вместо того чтобы просто сказать, что «некото-
рые люди совершают D и верят в C», обыденный язык добавляет в эту
фразу кое-что еще, и при этом возникает суждение: «Некоторые люди
совершают D, потому что верят в C». Такое суждение, если оно понима-
ется строго текстуально, часто оказывается неверным; не так часто бы-
вает верным и обратное высказывание: «Некоторые люди верят в C, по-
тому что они совершают D». Но остается также немало случаев, в отно-
шении которых можно сказать только: «Некоторые люди совершают
D и верят в C».
Можно также снять строгую логическую направленность, появляю-
щуюся при включении термина «потому что» в первое из приведенных
высказываний, и убрать устанавливаемое этим термином причинно-
следственное отношение между C и D. Итак, мы скажем: «Мы можем по-
лагать, что некоторые люди совершают действия D, потому что имеют
веру C, при которой проявляются чувства, побуждающие их совер-
шать D», т. е., если мы обратимся к рис. 2, «…потому что они находятся
в психическом состоянии A, выраженном верой C». При такой форме ут-
верждение оказывается намного более близким к истине, как мы видели
в § 77.
50 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
- Рис. 2 можно разбить на три другие фигуры
(см. рис. 6):
i. Психическое состояние A порождает ве-
ру C, а также действия D, но между
C и D нет непосредственной связи. Этот
случай соответствует сформулированно-
му выше третьему утверждению.
Рис. 6
ii. Психическое состояние A приводит к по-
ступкам D, которые порождают веру C. Это указывается во втором
утверждении.
iii. Психическое состояние A порождает веру C, которая оказывается
причиной действий D. Это соответствует первому утверждению.
Несмотря на то что случай iii не является единственным и встречается
не так уж часто, многие люди склонны полагать, что именно он самый
распространенный, и путать с ним случаи i и ii, чего они не осознают
и никак не хотят принять во внимание. Повседневный разговорный язык
из-за недостатка точности благоприятствует совершению такой ошибки,
поскольку, когда на нем говорится только о случае iii, неявно могут под-
разумеваться также случаи i и ii. Часто также смешиваются в разных про-
порциях все три случая.
Вид A1. Нелогические действия могут совершенно не учитываться как
не