Компендиум по общей социологии
мере изменяться, но по-разному.
2а. Легко изменяется и форма, и содержание: при новом содержании
возникает новая форма; следовательно, будет нетрудно отделять
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 43
ощущения P, Q, R… либо потому, что сила X, соединяющая их, ма- ла, либо, если даже она значительна, то над ней берет верх иная, еще более значительная сила.
2b. Содержание легче меняется, чем форма: содержание новое, а фор-
ма старая; следовательно, ощущения P, Q, R… будут с трудом разъ-
единяться либо потому, что сила X, которая их соединяет, более
велика, чем другие силы, либо потому, что ей не противостоит ни-
какая другая существенная сила, даже если сила X незначительная.
Ощущения P, Q, R… могут порождаться некоторыми реальными ве-
щами и затем представать для индивида как их абстракции, как принци-
пы, максимы, предписания и т. д. Они образуют агрегат. Относительно
сохранения этого агрегата мы будем подробно вести разговор в главе 6.
Случай 2b невнимательный наблюдатель может спутать со случаем 1, од-
нако на самом деле между ними имеется принципиальное отличие. На-
роды, именуемые «консерваторами», могут быть таковыми только в от-
ношении формы (случай 2b) или же в отношении содержания (случай 1).
Народы, именуемые «формалистами», могут сохранять форму и содержа-
ние (случай 1) или только форму (случай 2b). Народы, о которых можно
сказать, что они «кристаллизовались в определенном состоянии», соот-
ветствуют случаю 1.
Когда сила X довольно значительна, а сила Y, которая ведет к инноваци-
ям, очень слаба или равна нулю, мы имеем феномены, схожие с инстинк-
том животных, или устройством Спарты, кристаллизовавшимся в инсти-
тутах. Когда сила X велика, но и сила Y близка к ее уровню, инновации со-
вершаются в содержательном отношении с соблюдением прежней
формы; что мы имеем в случае государственного устройства, близкого
к древнеримскому. При этом стремятся изменять институты так, чтобы
как можно меньше нарушались соединения P, Q, R…, позволяя им сохра-
няться в отношении формы. В этом плане римский народ в определен-
ные эпохи его истории можно назвать «хранителем форм» или «форма-
листом», так же как и английский народ. Ввиду нежелания этих двух
народов обновлять формальные отношения P, Q, R… было бы позволи-
тельным назвать их «консерваторами»; но, когда изучаешь сущность,
выясняется, что они их не сохраняют, а трансформируют. У граждан ан-
тичных Афин, так же как и у современных французов, сила X оказыва-
лась довольно слабой. Трудно установить, у какого народа сила Y была
наиболее интенсивной: у афинян или у римлян, у французов или у англи-
чан периода XVII–XIX вв. Если ее эффекты проявлялись в различных
формах, то это было связано, скорее, с уровнем интенсивности X, чем Y.
44 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Допустим, что у двух народов величины Y одинаковы, тогда как вели- чины X различны. В отношении инноваций тот народ, у которого сила X мала, представляет собой tabula rasa для отношений P, Q, R…, и они лег- ко могут заменяться новыми отношениями. Народ, у которого сила X ве- лика, напротив, стремится, насколько возможно, сохранять такие связи, изменяя значение P, Q, R… Кроме того, у первого народа мы будем иметь меньшие пережитки, чем у второго. Когда сила X мала, ничто не препят- ствует отношениям P, Q, R… исчезнуть, если они считаются бесполезны- ми; но когда сила X велика, они сохраняются, даже если выглядят бесполезными. Мы получили эти выводы индуктивным путем из наблюдений за про- явлениями психических состояний A. В античном Риме таких фактов бы- ло огромное количество. Рассмотрим религию. Сейчас нет никаких со- мнений в том, что на заре своей истории Рим либо совсем не имел собст- венной мифологии, либо она была очень бедной, и что классическая римская мифология в значительной части есть наложение греческой формы античных богов или вторжение иностранных божеств. Древняя римская религия в основном являлась соединением некоторых религиоз- ных практик с житейскими поступками. Это был случай соедине- ния P, Q, R… Цицерон имел основание сказать, что «вся религия римско- го народа разделяется на жертвоприношения и на ауспиции, и третий элемент присоединяется, если толкователи Сивиллы или гаруспики по знамениям или чудесным явлениям возвещают какое-нибудь пред- сказание»11.
- Примечательна устойчивость соединения идей и некоторых поведенче-
ских актов. Она такова, что словам начинают приписывать способность
оказывать оккультное воздействие на вещи.
Такие акты, при которых слова якобы оказывают воздействие на ве-
щи, принадлежат к тому роду действий, которые в обыденном языке обо-
значают несколько расплывчато как магические.
Предельным является случай, когда определенные слова и поведенче-
ские акты благодаря неведомым обстоятельствам оказались способными
произвести некоторые эффекты. Затем, на первом уровне логического
оформления эту способность объясняют вмешательством высших существ,
богов. В дальнейшем доходят до другой предельной точки, когда фигуриру-
ют полностью логические акты. Например, согласно средневековому
суеверию человек, продавший душу дьяволу, приобретал удивительную
способность наносить вред другим людям. 11 Cicerone. De natura deorum. III. 2. 5. [Цицерон Марк Туллий. О природе богов / пер.
с лат. С. Блажеевского. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 175.]
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 45 Кто рассматривает только логические действия, тот, столкнувшись
с подобными явлениями, пренебрегает ими, не признает их, считает
их патологическими состояниями и далее не рассматривает подобные ве-
щи. Но их следует внимательно изучать тому, кто понимает, насколько
большое место занимают нелогические действия в социальной жизни.
Предположим, что нам известны только те факты, в которых ожидаемый
желанный успех магических операций приписывается демону. Мы мог-
ли бы принять в качестве верной некую логическую интерпретацию
и сказать: «Люди верят в эффективность занятий магией потому, что
они верят в демона». Этот вывод существенно не изменится при зна-
комстве с иными фактами, в которых вместо демона будет фигуриро-
вать какое-нибудь другое божество; но он окажется полностью опро-
вергнутым, когда мы узнаем о фактах подобного рода, никак не связан-
ных с вмешательством сверхъестественных существ. Таким образом,
основу этих феноменов составляют нелогические действия, в которых
соединены некоторые слова, некоторые заклинания, некоторые виды
практики с ожиданием результатов, испрашиваемых и получаемых от
вмешательства богов, демонов, духов и т. д., благодаря чему этим дейст-
виям придается логическая форма. Именно логическая форма служит
соединению C с B (см. § 73).
Отметим, что, оставаясь неизменными в своей сути, многие формы
могут сосуществовать, уживаться в одном индивиде, при этом он порой
сам не сознает, какая его часть относится к какой из таких форм. У Фео-
крита12 колдунья рассчитывает на вмешательство божеств и на эффек-
тивность магических манипуляций, не вполне различая того, как дейст-
вует каждая из этих двух могучих сил. Она молит Гекату помочь ей приго-
товить приворотное зелье «страшней, чем яды напитков Цирцеи, Медеи
и златокудрой Перимеды». Если бы колдунья рассчитывала только
на вмешательство богини, она могла бы попросить ее обеспечить непо-
средственно тот результат, которого она хочет добиться с помощью зелья.
Или когда она обращается к магической птице вертишейке словами:
«Вновь привлеки, вертишейка, под кров мой милого друга!», очевидно,
что она видит некую оккультную связь между этой птицей и своей целью.
В течение долгого времени люди верили подобным сказкам, высту-
павшим в самых разных формах, и даже сегодня встречаются те, кто слу-
шают и воспринимают их всерьез. Примерно два-три века назад стало
возрастать количество людей, которые над ними смеялись, как ко-
гда-то Лукиан, однако достаточно много фактов спиритизма, телепатии, 12 Teocrito. Idili. II. 17. [Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / пер. и комм.
М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 15.]
46 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ «христианской науки» и т. д., показывающих, какую силу еще имеют эти и аналогичные чувства.
- В «Трактате» (см. § 186–215) мы подробно рассмотрели нелогические
действия, якобы вызывающие или отводящие грозы, и уничтожающие
или сохраняющие урожаи. Имеется немало случаев, когда люди полага-
ли, что с помощью подобной практики можно вызвать или отвести урага-
ны. Порой люди не ведают, каким образом возникает подобный резуль-
тат, имеющийся налицо; в других случаях они говорят о предполагаемых
ими причинах такого результата или считают его теоретически объясни-
мым следствием действия неких сил. При этом метеорологические явле-
ния обычно предстают как находящиеся в прямой или косвенной зависи-
мости от некоторых практик при вмешательстве высших сил.
- На основе проведенного изучения мы приходим к выводу о проявлении
следующих особенностей (см. § 197).
1. Существует нелогическое ядро, в котором просто соединены во-
едино определенные поведенческие акты и некоторые слова,
имеющие определенные результаты, такие, как ураган или унич-
тожение урожая.
2. От таких ядер отходят многочисленные ответвления логических
интерпретаций. Нельзя не признать, что такие интерпретации, яв-
ляющиеся результатом игры воображения, были созданы для того,
чтобы принять во внимание, что бури могут вызываться и предот-
вращаться, благодаря чему урожай может быть сохранен или унич-
тожен. Как исключение порой отмечается обратный феномен, ко-
гда считают, что логическая теория породила веру в существова-
ние подобных фактов.
Такие интерпретации нередко настолько переплетены, что тот,
кто им следует, часто не может точно осознать, какая их часть по-
буждает его склониться к тому или иному мнению.
3. Логические интерпретации принимают формы, наиболее прием-
лемые для эпохи, в которой они появились; их можно сравнить
с модой в одежде того времени.
4. Это развитие идет не по прямой, как изображено на рис. 4, но, ско-
рее, принимает форму, подобную той, какая представлена на рис. 5.
Чисто нелогическое действие не трансформируется в действие ло-
гическое по форме, но сосуществует вместе с другими производны-
ми действиями.
Нельзя выяснить, каким образом совершалась эта трансформа-
ция, желая установить, к примеру, как от простой ассоциации по-
веденческих актов и фактов (фетишизм) совершался переход
сначала к теологической интерпретации, затем к метафизической
Глава вторая. НЕЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 47 интерпретации и наконец, к позитивист- ской интерпретации. Такого следования во времени не существует. Интерпрета- ции, которые можно было бы назвать фетишистскими, магическими, экспе- риментальными или псевдоэксперимен- тальными, часто переплетены настолько, Рис. 4, 5 что, скорее всего, даже тот, кто их прини- мает, не сможет отделить их друг от друга. Он знает, что определен- ные акты должны иметь своим результатом определенные факты, и мало заботится о том, чтобы узнать, как это происходит.
- Безусловно, со временем уровень образованности людей начинает
влиять на этот феномен, но такая связь не является стабильной.
Древние римляне не сжигали ни колдунов, ни ведьм, однако
их прогресс в области наук был, безусловно, не таким быстрым,
как у итальянцев, французов и немцев в XVII в., когда они убивали
их в большом количестве. В конце XII — начале XIII в. этих несча-
стных еще не преследовали, однако интеллектуальное развитие
тогда протекало несравнимо медленнее, чем в XVII в.
- Вовсе не благодаря тем логическим приемам и ухищрениям, кото-
рые использовались церковью, правительствами и т. д., была вы-
звана вера в нелогические действия такого рода. Напротив, сами
нелогические действия привели к созданию в целях их объяснения
таких логических приемов и ухищрений. В свою очередь, такие ис-
кусные приемы смогли затем укреплять веру в эти нелогические
действия и рождать ее там, где она еще отсутствовала.
Этот последний вывод приводит нас к пониманию того, как могут
происходить аналогичные явления, а также того, насколько мы заблуж-
даемся, когда, зная о