ПРИЛОЖЕНИЕ А 473
принимать теоремы, которые устанавливают отношения только между
вещами из экспериментального мира, но <эти корреляции> получены
путем элиминирования неэкспериментальных сущностей (см. § 184,
188–190, 593, 616). Наконец, она также отвергает любое заключение, ко-
торое можно было бы извлечь из известного положения, что теоремы
(проверяемы они или не проверяемы опытом) относительно существо-
вания или несуществования неких сущностей в экспериментальном ми-
ре исключаются (см. § 189, 199). Все эти положения являются следствия-
ми из пункта IIg.
IIl*. Поскольку возможность провести сравнение логико-экспериментально-
го исследования с не логико-экспериментальными исследованиями от-
сутствует , нельзя сказать, какое из них «лучше» или «хуже». С некоторой
долей достоверности такое можно было бы сказать при необходимости
достичь какой-то цели.
IIm. Логико-экспериментальные науки находятся в области относительного
и контингентного; не логико-экспериментальные науки нацелены на аб-
солют. Первые не имеют «безусловных» и «необходимых» выводов
(см. § 588), их выводы не являются «абсолютными». Выводы логико-экс-
периментальных наук являются вполне вероятными, вероятными в вы-
сокой степени; они всегда излагаются с указанием ограничений: про-
странственных и временных рамок, а также границ известного нам опыта
(см. § 28). Вторые оперируют «безусловными», «необходимыми», «абсо-
лютными» выводами, которые не включают ограничительных условий
(см. § 15, 28, 175, 386, 414, 588, 589 и пункт Ip).
IIn. Логико-экспериментальные науки не имеют «безусловных» принципов.
Не логико-экспериментальные науки имеют такие принципы и называ-
ют их «естественными» или «необходимыми», а также «законами» (кото-
рые отличаются от экспериментальных единообразий), теологическими
и метафизическими аксиомами и т. д. (см. § 274, 414).
IIo. Деятели неэкспериментальных наук обычно не понимают контингент-
ного характера логико-экспериментальных наук и рассуждают так, слов-
но эти науки также нацелены на некий «абсолют», только несколько от-
личный от «абсолюта», принятого в не логико-экспериментальных на-
уках. Следовательно, они воображают, что логико-экспериментальные
науки имеют догмы; например, что «истину» можно познать только
в опыте (см. § 42); или что экспериментальная «истина» качественно вы-
ше иных «истин»; что теоремы логико-экспериментальных наук имеют
* Пункт k пропущен автором как здесь, так и в следующем Приложении.
474 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
дело с «достоверностью», позволяющей нам знать «законы», а не просто
экспериментальные единообразия; и что «всё» может быть объяснено
«опытом» (детерминизм). Им невдомек, что сама форма этих утвержде-
ний указывает — они не могут принадлежать логико-экспериментальной
науке, поскольку ее теоремы никак не могут признать в качестве абсолю-
та то, что содержится в термине «всё» (см. § 209–213, 386, 588).
IIp. Логико-экспериментальные теории находятся в постоянном становле-
нии, они продвигаются вперед благодаря последовательным приближе-
ниям <к экспериментальной реальности>. В не логико-эксперименталь-
ных науках имеют обыкновение достигать одним разом такого состоя-
ния, на котором, как кажется их приверженцам, она должна была стать
неизменной, хотя позже она фактически изменяется ее авторами и вер-
ными приверженцами (см. § 37, 38, 59, 333, 588).
IIq. Логико-экспериментальные науки отделяют анализ от синтеза (см.
пункт In). Каждая из них, по сути, является аналитической, когда делит на
различные части конкретное явление и изучает их изолированно. Синтез
осуществляют, объединяя выводы некоторых из них (см. пункт In). Реаль-
ные движения всегда рассматриваются отдельно от виртуальных движе-
ний; изучение того, что есть, отделяется от изучения того, что должно
быть (ради достижения некоторой цели). Теоретики в логико-экспери-
ментальные науках склонны объединять и смешивать анализ и синтез,
при этом они совершенно не осознают, что это разные вещи. Они не от-
личают, или плохо отличают реальные движения от виртуальных движе-
ний. Каждая из таких наук предполагает, что полностью знает опреде-
ленные феномены; и когда опыт демонстрирует тщетность и самонаде-
янность такого мнения, прибегают к уловкам, зачастую наивным,
например, к изменению смысла слов, или, хотя бы имплицитно, к при-
ятию того, чего нет, но что должно было бы быть, или же в сознательном
поиске того, что должно быть. Неэкспериментальный элемент заключен
в термине «должно», используемом в качестве абсолюта, без указания
экспериментальной цели (см. § 18–21, 130, 191, 201, 255, 296, 326, 328,
329, 384, 385, 559, 632, 782, 783, 939).
IIr. Экономическая наука не в состоянии сама по себе разработать теорию
стоимости, капитала, прибыли, протекционизма и т. д., когда под этими
терминами понимаются конкретные феномены. Необходимо дополнить
ее результатами и выводами из иных наук (см. пункт In). Аналогично это-
му знание бухгалтерского учета само по себе не позволяет овладеть тео-
рией конкретной коммерции; знание термодинамики само по себе
не обеспечивает знания теории <функционирования> конкретных паро-
вых машин, и т. д. (см. § 20, 788–790, 939).
ПРИЛОЖЕНИЕ А 475
IIs. В логико-экспериментальных науках синтез должен следовать за анали-
зом. В отношении познания конкретного феномена из этого следует, что
если одна из логико-экспериментальных наук не объясняет полностью
некий феномен, то надо ее дополнять, подкрепляя ее другими теориями,
но не отвергать ее и не пытаться скрытно завершить ее синтезом путем
изменения значений используемых терминов или выхода рассуждений
в не логико-экспериментальную область. Обычно такой путь выбирают
для себя те, кто не привыкли рассуждать в соответствии с методами логи-
ко-экспериментальных наук, или те, кто привыкли к таким методам в ес-
тественных науках, но позволяют себе уступить влиянию чувств и инте-
ресов в экономических или в социальных науках (см. § 18–21, 783–790).
IIt. Логико-экспериментальные теории нацелены на совершенствование ко-
личественного метода; не логико-экспериментальные теории имеют
обыкновение быть качественными (см. § 59, 843–856, 867, 895, 901,
1049).
IIu. Экспериментальная реальность и социальная полезность — это две абсо-
лютно разные, а порой и противоположные вещи. В теоремах логи-
ко-экспериментальных наук имеется первая и может отсутствовать вто-
рая. В теоремах не логико-экспериментальных наук обычно нет первой,
но в них может содержаться вторая. В итоге та или иная теория может
быть в соответствии с опытом и одновременно вредной обществу, или
же она может расходиться с опытом, но быть полезной обществу.
Язык
IIIa. Научный язык и обыденный язык (см. § 44–47, 96, 115, 164, 175, 327, 595,
958).
IIIb. В логико-экспериментальных науках стремятся сделать язык как можно
более точным; в них термины оказываются тем лучше, чем они опреде-
леннее. В не логико-экспериментальных науках язык стараются оставить
неопределенным, чтобы извлекать из этого пользу; здесь термины тем
лучше, чем они неопределеннее (см. § 8, 40, 44, 82, 175, 198, 247, 272,
587–607, 631).
IIIc. В логико-экспериментальном аспекте любая дискуссия будет пустой, ес-
ли используются термины, в отношении которых точно неизвестно, каким
именно вещам они реально соответствуют (см. § 44, 48, 149; пункт IIi).
IIId. В логико-экспериментальных науках никогда не спорят по поводу имен,
спорят только в отношении вещей, обозначенных именами. Логико-экс-
периментальное рассуждение сохраняет целиком свою ценность, если
используемые для обозначения вещей имена заменяются буквами алфа-
вита или цифрами. Только бы вещи обозначались ими так, чтобы это
не вызывало никаких сомнений и двусмысленностей, а то, каким симво-
лом они обозначены, мало или вовсе не имеет значения. Не логико-экс-
периментальные науки довольствуются именами; и тому, кто следует
по такому пути, это подходит, поскольку имена, если даже они не обозна-
чают совершенно невероятные и фантастические вещи, добавляют нечто
неэкспериментальное к тем вещам, которые ими хотят обозначить. Та-
кой добавкой зачастую оказываются чувства автора или других людей
(см. пункт IId ). Споры в неэкспериментальных науках склоняются, сле-
довательно, к тому, чтобы стать словопрениями; они теряют ценность
и всякий смысл, если используемые для обозначения вещей термины
окажутся замененными на буквы алфавита и цифры, поскольку эти бук-
вы и цифры уже не станут вызывать чувства, как в случае использования
имен (см. § 14, 44, 46, 48, 149, 197, 242, 274, 770).
IIIe. В логико-экспериментальных науках язык, поскольку он произвольный
<условный> (см. пункт IIIr), нисколько не влияет на вещи. В не логи-
ко-экспериментальных науках язык, обладая независимым от вещей су-
ществованием, может выглядеть более или менее влияющим на них, и он,
безусловно, влияет (воздействует) на теории, которые созданы с его ис-
пользованием. То и другое воздействие может быть очень незначитель-
ным, но затем постепенно оно доходит до предела, начиная с которого
слова кажутся обладающими оккультной властью над вещами (магия), или
ПРИЛОЖЕНИЕ А 477
когда они служат для выстраивания теорий совершенно за пределами ре-
альности (метафизика, теология) (см. § 86, 197, 282, 290, 295, 383, 603, 631).
IIIf. Язык отражает внешние факты в лучшем случае как плохая фотография,
а в худшем — как очень плохая или никудышная фотография. Кто рассу-
ждает об именах, тот подобен тому, кто по таким фотографиям хотел
бы получить точное знание об изображенных на них вещах (см. § 290,
666, 670).
IIIg. Из обыденного языка кое-как можно извлечь что-то для построения тео-
рии, как из упомянутых выше фотографий кое-как можно извлечь нечто
для представления о тех вещах, которые на них плохо отражены. По-
скольку обыденный язык оказывается обычно синтетическим, при его
использовании учитывают, хотя редко и довольно плохо, взаимозависи-
мость феноменов. Это может быть полезным, если нет никакого иного,
более хорошего средства (см. § 44, 45, 666).
IIIh. Для построения теории из событий практической жизни можно извлечь
больше, чем из обыденного языка. Именно потому, что добавление
чувств (см. пункт IIId ) — это важный элемент практических детермина-
ций (см. § 327, 328).
IIIi. Последствия, вытекающие из неопределенности обыденного языка
(см. § 96, 99, 145, 599, 600, 608, 677,734, 745, 958).
IIIl. Язык как манифестация нелогических действий (см. § 69; пункт IIIh).
IIIm. Поскольку логико-экспериментальные науки используют объективный
и точный язык, никогда не следует понимать что-то, кроме того, что вы-
ражается этим языком; следует отбрасывать всякие добавки, которые
склоняли бы к проявлению чувств. Поскольку не логико-эксперимен-
тальные науки отчасти используют субъективный язык, которому недо-
стает точности, в них часто имеется в виду нечто, что выходит за границы
того, что в нем выражается, или что отличается от строгого смысла; до-
бавки или модификации, привносимые таким путем чувством, очень
часто совпадают с добавками к вещам, которые намеревался ввести автор
<неэкспериментальной теории>. Следовательно, очевидно, нестрогая
интерпретация оказывается ближе к воззрению автора, чем строгая ин-
терпретация <его теории> (см. § 23, 60, 82).
Определения
IIIn. В логико-экспериментальных науках, когда вещь задана, то ее имя опреде-
ляется произвольным образом (см. пункт IIIr); в не логико-эксперимен-
тальных науках, когда имя задано, часто ищут ту вещь, которой такое имя
должно соответствовать, или вещь, которой соответствуют чувства,
478 КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
вызываемые таким именем. Если она не обнаруживается среди реальных
вещей, то обращаются к вещам воображаемым (см. § 45, 48, 139, 271, 290).
IIIo. Из предыдущего следует, что логико-экспериментальные науки, исклю-
чая случай невольных ошибок, оперируют терминами, соответствующи-
ми реальности. Между тем не логико-экспериментальные науки,